Научная статья на тему 'Антиутопия ХХ века как метод предвидения будущего'

Антиутопия ХХ века как метод предвидения будущего Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5726
875
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / АНТИУТОПИЯ / ПРЕДВИДЕНИЕ / METHOD / ANTI-UTOPIA / SOCIETY / PREVISION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филатов В. И.

Исследуется антиутопия как метод исследования будущего. В условиях ограниченности научного предвидения развития социальных систем большое значение имеют общие, философские методы, методы предвидения. Одним из них является антиутопия, которая позволяет понять будущее в его целостном и многовариантном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The anti-utopia of XX century as method of future''s foresight

The article observes anti-utopia as method researching the future. It is claimed that capability of scientific prevision of social systems’ evolutions are limited. On grounds that science reduces reality to her rationally comprehensible aspects. There are common philosophy methods of cognition and anticipation used. The most interesting anti-utopia is that which showing possibility for integrated multivariant research of future.

Текст научной работы на тему «Антиутопия ХХ века как метод предвидения будущего»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 84-86.

УДК 130.30 В.И. Филатов

АНТИУТОПИЯ ХХ ВЕКА

КАК МЕТОД ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО

Исследуется антиутопия как метод исследования будущего. В условиях ограниченности научного предвидения развития социальных систем большое значение имеют общие, философские методы, методы предвидения. Одним из них является антиутопия, которая позволяет понять будущее в его целостном и многовариантном развитии.

Ключевые слова: метод, антиутопия, предвидение.

Наше общество (и в первую очередь в странах Запада) в настоящее время совершает переход к новой, постиндустриальной цивилизации, в связи с чем актуализируется прогнозирование его дальнейшего развития. Это отмечают в своих работах такие известные мыслители, как Иммануил Валлерстайн и Сэмюэл Хантингтон (см.: [1, с. 86-87]).

Возможности научного предвидения в отношении общественных систем ограничены, поскольку наука редуцирует действительность исключительно к ее рационально постижимым аспектам. В этих условиях интересно возвращение к использованию более общих, философских, приемов познания и предвидения, в том числе интуитивного, нашедших применение в утопических произведениях. В этом отношении наиболее интересна антиутопия, где моделирование сценария будущего соединяется с критическим осмыслением настоящего. Таким образом, несмотря на возможные теоретические ошибки, антиутопии открывают перспективу для целостного, многовариантного представления будущего с большими сроками упреждения. На исследовании возможности и значимости антиутопических предсказаний будущего мы и остановимся в данной статье. Подчеркнем, что речь идет не о том, чтобы отказаться от научных методов познания в пользу донаучных (тем более - псевдонаучных), а о применении основанных на интуиции методов предвидения там, где затруднено использование формализованных методов научного прогнозирования.

В первую очередь определим содержание ключевых понятий. Согласно Л. Сарженту (США), утопия - это подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного в пространстве и времени общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного как на уровне человеческих взаимоотношений, так и на уровне институтов, совершеннее, чем общество, в котором живет автор [2, с. 8].

Согласно М.С. Белоковыльскому, антиутопия - это критическое повествование об обществе, построенное согласно утопическим принципам, которое, сохраняя все характерные для утопии приемы, существенно меняет ракурс рассмотрения социума: не претендует на разговор об обществе от имени всего общества, а выделяет опасную, с точки зрения авторов, тенденцию, которая, будучи распространена на все социальное целое, становится объектом анализа антиутопического произведения [3, с. 16-17].

Кроме того, на основании изученной литературы нами выделено сочетание следующих признаков, не свойственных ни утопии, ни беллетристике, которые отличают антиутопию:

1) образное (в традициях и в пределах общего для утопической литературы смыслового поля) описание квазисовершенного общества, основанного на рациональных принципах, с точки зрения не стороннего наблюдателя, а изнутри, с позиции его жителя, не утратившего своей индивидуальности;

© В.И. Филатов, 2014

Антиутопия ХХ века как метод предвидения будущего

85

2) дискредитация идеи о возможности адекватного воплощения утопического замысла, создание атмосферы «псевдокарнавала» (по М.М. Бахтину, торжества страха и тотальной неопределенности);

3) смещение акцентов от общего к личному, утверждение ценности личности, ее внутреннего мира и эстетического опыта;

4) утверждение ценности традиций, морали, классических произведений литературы и искусства.

Не отрицая художественной ценности лучших произведений этого жанра, необходимо отметить, что антиутопия никогда не была легким и занимательным чтением. Проблематика, поднятая в ней, слишком серьезна, чтобы, ограничившись сюжетом, не заметить ее: вне этой проблематики невозможно осмыслить опыт нашего века, распознать настоящее и увидеть, что в нем от завтрашнего дня и что от вчерашнего. Поэтому было бы упрощением сводить функции антиутопии к пародированию утопии или критике современной ее автору действительности.

По нашему мнению, главной философской функцией антиутопии является рефлексивная: в первую очередь это осмысление ее автором в произведении воспринимаемой им исторической действительности. Однако рефлексия антиутопии по отношению к реальности требует четкой рефлексивной позиции по отношению к себе самой, чтобы отличить элементы научности от элементов мифотворчества. Рефлексия совершается также над феноменом социального времени. Как известно, в утопиях направленность социального времени жестко задана от настоящего к предопределенному автором оптимистически представляемому будущему. После достижения утопии движение социального времени прекращается - целью становится поддержание статус-кво, так как обществу, которое уже достигло идеала, развиваться некуда и незачем. В антиутопии движение социального времени после утверждения «идеального общества» продолжено, а предметом изучения является его направленность - в условиях, когда ранее направленные на достижение утопии силы общества не находят себе адекватного применения или перераспределяются в непроизводственные сферы. А это в конечном итоге приводит к дестабилизации системы общества утопии, ее извращению или гибели.

С рефлексивной тесно переплетена познавательная функция антиутопии: она

заключается в познании общества и его быта, измерении системы ценностей. Повышенный интерес антиутопия проявляет к исследованию психологии личности (в отличие от утопий, где персонажи описаны схематично и недостоверно, характер героев антиутопии тщательно проработан), приро-

де должного и сакрального. Ее авторы все шире используют логику и методологию социального научного познания, систематизируют и концептуализируют громадное количество социально значимых данных и фактов. По этой причине, «утопия (в том числе негативная. - В. Ф), если рассматривать ее в контексте живого процесса познания социальной реальности, несомненно, является исторически важным элементом интегрального процесса познания и выполняет определенные познавательные функции» [4,

с. 62-63].

Кроме того, на протяжении всей своей истории антиутопия выступала как специфическая, ценностно-ориентированная форма социального прогноза, т. е. выполняла прогностическую функцию. Как отмечал

В. Виноградов, построение моделей будущего и использование исторических аналогий способствует познанию настоящего через выявление тенденций и перспектив развития, причем значение интуитивного в научном предвидении особенно возрастает при прогнозировании общественных явлений, которые не подлежат прямому экспериментальному контролю, а нередко и логическому обоснованию средствами дедукции [5, с. 37]. Поэтому антиутопию можно рассматривать как прогноз, сделанный на основе метода экспертных оценок (или, по С. Сизову, как мысленный эксперимент, «конструирование “идеальных типов” по Веберу») [6, с. 12-13]. Прогностическая функция каждой антиутопии зависит от уровня профессионализма автора и степени схематизации им действительности (в среднем, по результатам обработки Чарльзом Уайзом (США, 1976 г.) около 1500 прогнозов 1890-1940-х гг. сбылись 44,4 % прогнозов экспертов и 33,6 % прогнозов писателей-фантастов [7, с. 15]), т. е. функция таких прогнозов не столько непосредственно прикладная, сколько общеисследовательская, направленная на предварительное выявление определенных тенденций. Таким образом, утопическая литература позволяет предвосхитить вероятное отдаленное будущее, которое не может быть научно предсказано, и предостеречь от некоторых нежелательных тенденций, существующих в обществе (в том числе в латентном состоянии) в плане изучения их последствий.

Конечно, антиутопия не способна заменить научную документалистику и социальное прогнозирование, но может служить ценным дополнением к ним и стимулом к их развитию. Антиутопия оказывает науке и обществу услугу, показывая больные места, когда неверное использование научного знания и государственной власти способно нанести вред. В некотором роде антиутопия - это совесть науки и политики, даже в случае, когда, выявив порок общества, она не дает решения борьбы с ним (либо предло-

86

В. И. Филатов

женное решение нереально и не осуществимо на практике).

Также можно выделить идеологическую функцию антиутопии, которая отражает и пропагандирует видение проблемы с определенной автором точки зрения. Как правило, если утопия выражает революционнореформистскую идеологию, то антиутопия -обычно консервативную или общечеловече-скую-гуманистическую. Хотя она может служить манифестом и антиобщественных сил (Вакка Р. «Наступление темной эры»).

Из идеологической объясняется и охранительная функция антиутопии: здесь она сближается с социальным мифом, который так же противостоит утопии, как всякая теория, соединяющая факты социальной истории в единое целое для объяснения и критической оценки настоящего, противостоит поиску модели нового поведения, т. е. в антиутопии обычно содержится призыв к противодействию усилиям реформаторов.

Соотношение перечисленных функций в конкретной работе - величина переменная, она зависит от задач, которые ставил перед собой автор антиутопии, исторического времени и условий написания произведения.

Подводя итоги, отметим, что если конец ХХ в. стал триумфом западного общества, то начало нового тысячелетия принесло с собой новые вызовы, а большинство опасностей, угрожавших миру в 1930-1950-е гг., не только сохранились, но и обострились. В этих условиях утопическая литература лучше любой социологической теории фиксирует изменяющийся уровень веры человека в социальный прогресс и его надежды на лучшее будущее. Степень развития и распространения современной негативной утопии показывает, что сейчас этот уровень, по сравнению с прошлым, значительно упал. Соответственно изменились содержание, уровень трансцендированности и степень привлекательности утопических идеалов. Как положение изменится в будущем, главным образом зависит от успешности и способов решения глобальных проблем современности. Но ясно, что для преодоления кризиса в современных условиях, когда необычайно возросла роль субъектного фактора в историческом развитии, обществу необходима модель будущего, способная сплотить и воодушевить людей. Этим требованиям отвечает утопия, которая, хотя и вытеснена как произведение в сферу литературы, но по-прежнему сопровождает всякий более-менее значимый факт или тен-

денцию общественной жизни, во многом из-за отчасти утопического характера самого социального действия. Как отмечал С. Сизов, утопия ближе, чем философская концепция или социологическая теория, к массовому, неспециализированному, категориально неразработанному сознанию, отчего может служить и уже служит эффективным средством популяризации тех или иных идей [6, с. 79]. Политтехнологи и реклама уже занимаются проекцией утопических проектов на социальную действительность, что превращает утопию в далеко не безвредное орудие внушения и манипулирования массами. Поэтому помимо провозглашения модели будущего необходимо сохранение трезвого, объективного отношения к нему, сохранению которого может способствовать только критика, достигнутая в жанре антиутопии. Не случайно еще Г. Уэллс считал создание социальных утопий и их критику важной задачей социологии (см.: [8, с. 591]). Также заметим, что для Европы и США западная антиутопия уже давно стала не только «энциклопедией страхов», но и формой мысли, а также способом познания социальной реальности (именно в этом последнем аспекте она и интересна для философии познания). Кроме того, с середины ХХ в. антиутопии стимулируют поиск и воплощение неэскапистских моделей альтернативного западному общества, которое не отвергало бы его достижений в культуре и технике.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Валлерстайн И. Общественное развитие или развитие мировой системы? // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1.

[2] Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / ред. канд. филос. наук В. А. Чаликова. М. : Прогресс, 1991.

[3] Социальная философия: сл. / сост.-ред.:

В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. М. : Академический проект, 2003.

[4] Кирвель Ч. С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции.

Минск : Университетское изд-во, 1989.

[5] Виноградов В. Г. Научное предвидение. М. : Мысль, 1973.

[6] Сизов С. С. Утопия и общественное познание. Философско-социологический анализ. Л. : Изд-во ЛГУ, 1988.

[7] Гаков В. Четыре путешествия на машине времени (научная фантастика и ее предвидения). М. : Знание, 1983.

[8] Араб-Оглы Э. А. Утопия и антиутопия // Философский словарь. 7-е изд. / сост. И.Т. Фролов. М. : Республика, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.