ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 84-86.
УДК 130.30 В.И. Филатов
АНТИУТОПИЯ ХХ ВЕКА
КАК МЕТОД ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО
Исследуется антиутопия как метод исследования будущего. В условиях ограниченности научного предвидения развития социальных систем большое значение имеют общие, философские методы, методы предвидения. Одним из них является антиутопия, которая позволяет понять будущее в его целостном и многовариантном развитии.
Ключевые слова: метод, антиутопия, предвидение.
Наше общество (и в первую очередь в странах Запада) в настоящее время совершает переход к новой, постиндустриальной цивилизации, в связи с чем актуализируется прогнозирование его дальнейшего развития. Это отмечают в своих работах такие известные мыслители, как Иммануил Валлерстайн и Сэмюэл Хантингтон (см.: [1, с. 86-87]).
Возможности научного предвидения в отношении общественных систем ограничены, поскольку наука редуцирует действительность исключительно к ее рационально постижимым аспектам. В этих условиях интересно возвращение к использованию более общих, философских, приемов познания и предвидения, в том числе интуитивного, нашедших применение в утопических произведениях. В этом отношении наиболее интересна антиутопия, где моделирование сценария будущего соединяется с критическим осмыслением настоящего. Таким образом, несмотря на возможные теоретические ошибки, антиутопии открывают перспективу для целостного, многовариантного представления будущего с большими сроками упреждения. На исследовании возможности и значимости антиутопических предсказаний будущего мы и остановимся в данной статье. Подчеркнем, что речь идет не о том, чтобы отказаться от научных методов познания в пользу донаучных (тем более - псевдонаучных), а о применении основанных на интуиции методов предвидения там, где затруднено использование формализованных методов научного прогнозирования.
В первую очередь определим содержание ключевых понятий. Согласно Л. Сарженту (США), утопия - это подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного в пространстве и времени общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного как на уровне человеческих взаимоотношений, так и на уровне институтов, совершеннее, чем общество, в котором живет автор [2, с. 8].
Согласно М.С. Белоковыльскому, антиутопия - это критическое повествование об обществе, построенное согласно утопическим принципам, которое, сохраняя все характерные для утопии приемы, существенно меняет ракурс рассмотрения социума: не претендует на разговор об обществе от имени всего общества, а выделяет опасную, с точки зрения авторов, тенденцию, которая, будучи распространена на все социальное целое, становится объектом анализа антиутопического произведения [3, с. 16-17].
Кроме того, на основании изученной литературы нами выделено сочетание следующих признаков, не свойственных ни утопии, ни беллетристике, которые отличают антиутопию:
1) образное (в традициях и в пределах общего для утопической литературы смыслового поля) описание квазисовершенного общества, основанного на рациональных принципах, с точки зрения не стороннего наблюдателя, а изнутри, с позиции его жителя, не утратившего своей индивидуальности;
© В.И. Филатов, 2014
Антиутопия ХХ века как метод предвидения будущего
85
2) дискредитация идеи о возможности адекватного воплощения утопического замысла, создание атмосферы «псевдокарнавала» (по М.М. Бахтину, торжества страха и тотальной неопределенности);
3) смещение акцентов от общего к личному, утверждение ценности личности, ее внутреннего мира и эстетического опыта;
4) утверждение ценности традиций, морали, классических произведений литературы и искусства.
Не отрицая художественной ценности лучших произведений этого жанра, необходимо отметить, что антиутопия никогда не была легким и занимательным чтением. Проблематика, поднятая в ней, слишком серьезна, чтобы, ограничившись сюжетом, не заметить ее: вне этой проблематики невозможно осмыслить опыт нашего века, распознать настоящее и увидеть, что в нем от завтрашнего дня и что от вчерашнего. Поэтому было бы упрощением сводить функции антиутопии к пародированию утопии или критике современной ее автору действительности.
По нашему мнению, главной философской функцией антиутопии является рефлексивная: в первую очередь это осмысление ее автором в произведении воспринимаемой им исторической действительности. Однако рефлексия антиутопии по отношению к реальности требует четкой рефлексивной позиции по отношению к себе самой, чтобы отличить элементы научности от элементов мифотворчества. Рефлексия совершается также над феноменом социального времени. Как известно, в утопиях направленность социального времени жестко задана от настоящего к предопределенному автором оптимистически представляемому будущему. После достижения утопии движение социального времени прекращается - целью становится поддержание статус-кво, так как обществу, которое уже достигло идеала, развиваться некуда и незачем. В антиутопии движение социального времени после утверждения «идеального общества» продолжено, а предметом изучения является его направленность - в условиях, когда ранее направленные на достижение утопии силы общества не находят себе адекватного применения или перераспределяются в непроизводственные сферы. А это в конечном итоге приводит к дестабилизации системы общества утопии, ее извращению или гибели.
С рефлексивной тесно переплетена познавательная функция антиутопии: она
заключается в познании общества и его быта, измерении системы ценностей. Повышенный интерес антиутопия проявляет к исследованию психологии личности (в отличие от утопий, где персонажи описаны схематично и недостоверно, характер героев антиутопии тщательно проработан), приро-
де должного и сакрального. Ее авторы все шире используют логику и методологию социального научного познания, систематизируют и концептуализируют громадное количество социально значимых данных и фактов. По этой причине, «утопия (в том числе негативная. - В. Ф), если рассматривать ее в контексте живого процесса познания социальной реальности, несомненно, является исторически важным элементом интегрального процесса познания и выполняет определенные познавательные функции» [4,
с. 62-63].
Кроме того, на протяжении всей своей истории антиутопия выступала как специфическая, ценностно-ориентированная форма социального прогноза, т. е. выполняла прогностическую функцию. Как отмечал
В. Виноградов, построение моделей будущего и использование исторических аналогий способствует познанию настоящего через выявление тенденций и перспектив развития, причем значение интуитивного в научном предвидении особенно возрастает при прогнозировании общественных явлений, которые не подлежат прямому экспериментальному контролю, а нередко и логическому обоснованию средствами дедукции [5, с. 37]. Поэтому антиутопию можно рассматривать как прогноз, сделанный на основе метода экспертных оценок (или, по С. Сизову, как мысленный эксперимент, «конструирование “идеальных типов” по Веберу») [6, с. 12-13]. Прогностическая функция каждой антиутопии зависит от уровня профессионализма автора и степени схематизации им действительности (в среднем, по результатам обработки Чарльзом Уайзом (США, 1976 г.) около 1500 прогнозов 1890-1940-х гг. сбылись 44,4 % прогнозов экспертов и 33,6 % прогнозов писателей-фантастов [7, с. 15]), т. е. функция таких прогнозов не столько непосредственно прикладная, сколько общеисследовательская, направленная на предварительное выявление определенных тенденций. Таким образом, утопическая литература позволяет предвосхитить вероятное отдаленное будущее, которое не может быть научно предсказано, и предостеречь от некоторых нежелательных тенденций, существующих в обществе (в том числе в латентном состоянии) в плане изучения их последствий.
Конечно, антиутопия не способна заменить научную документалистику и социальное прогнозирование, но может служить ценным дополнением к ним и стимулом к их развитию. Антиутопия оказывает науке и обществу услугу, показывая больные места, когда неверное использование научного знания и государственной власти способно нанести вред. В некотором роде антиутопия - это совесть науки и политики, даже в случае, когда, выявив порок общества, она не дает решения борьбы с ним (либо предло-
86
В. И. Филатов
женное решение нереально и не осуществимо на практике).
Также можно выделить идеологическую функцию антиутопии, которая отражает и пропагандирует видение проблемы с определенной автором точки зрения. Как правило, если утопия выражает революционнореформистскую идеологию, то антиутопия -обычно консервативную или общечеловече-скую-гуманистическую. Хотя она может служить манифестом и антиобщественных сил (Вакка Р. «Наступление темной эры»).
Из идеологической объясняется и охранительная функция антиутопии: здесь она сближается с социальным мифом, который так же противостоит утопии, как всякая теория, соединяющая факты социальной истории в единое целое для объяснения и критической оценки настоящего, противостоит поиску модели нового поведения, т. е. в антиутопии обычно содержится призыв к противодействию усилиям реформаторов.
Соотношение перечисленных функций в конкретной работе - величина переменная, она зависит от задач, которые ставил перед собой автор антиутопии, исторического времени и условий написания произведения.
Подводя итоги, отметим, что если конец ХХ в. стал триумфом западного общества, то начало нового тысячелетия принесло с собой новые вызовы, а большинство опасностей, угрожавших миру в 1930-1950-е гг., не только сохранились, но и обострились. В этих условиях утопическая литература лучше любой социологической теории фиксирует изменяющийся уровень веры человека в социальный прогресс и его надежды на лучшее будущее. Степень развития и распространения современной негативной утопии показывает, что сейчас этот уровень, по сравнению с прошлым, значительно упал. Соответственно изменились содержание, уровень трансцендированности и степень привлекательности утопических идеалов. Как положение изменится в будущем, главным образом зависит от успешности и способов решения глобальных проблем современности. Но ясно, что для преодоления кризиса в современных условиях, когда необычайно возросла роль субъектного фактора в историческом развитии, обществу необходима модель будущего, способная сплотить и воодушевить людей. Этим требованиям отвечает утопия, которая, хотя и вытеснена как произведение в сферу литературы, но по-прежнему сопровождает всякий более-менее значимый факт или тен-
денцию общественной жизни, во многом из-за отчасти утопического характера самого социального действия. Как отмечал С. Сизов, утопия ближе, чем философская концепция или социологическая теория, к массовому, неспециализированному, категориально неразработанному сознанию, отчего может служить и уже служит эффективным средством популяризации тех или иных идей [6, с. 79]. Политтехнологи и реклама уже занимаются проекцией утопических проектов на социальную действительность, что превращает утопию в далеко не безвредное орудие внушения и манипулирования массами. Поэтому помимо провозглашения модели будущего необходимо сохранение трезвого, объективного отношения к нему, сохранению которого может способствовать только критика, достигнутая в жанре антиутопии. Не случайно еще Г. Уэллс считал создание социальных утопий и их критику важной задачей социологии (см.: [8, с. 591]). Также заметим, что для Европы и США западная антиутопия уже давно стала не только «энциклопедией страхов», но и формой мысли, а также способом познания социальной реальности (именно в этом последнем аспекте она и интересна для философии познания). Кроме того, с середины ХХ в. антиутопии стимулируют поиск и воплощение неэскапистских моделей альтернативного западному общества, которое не отвергало бы его достижений в культуре и технике.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Валлерстайн И. Общественное развитие или развитие мировой системы? // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1.
[2] Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / ред. канд. филос. наук В. А. Чаликова. М. : Прогресс, 1991.
[3] Социальная философия: сл. / сост.-ред.:
В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. М. : Академический проект, 2003.
[4] Кирвель Ч. С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции.
Минск : Университетское изд-во, 1989.
[5] Виноградов В. Г. Научное предвидение. М. : Мысль, 1973.
[6] Сизов С. С. Утопия и общественное познание. Философско-социологический анализ. Л. : Изд-во ЛГУ, 1988.
[7] Гаков В. Четыре путешествия на машине времени (научная фантастика и ее предвидения). М. : Знание, 1983.
[8] Араб-Оглы Э. А. Утопия и антиутопия // Философский словарь. 7-е изд. / сост. И.Т. Фролов. М. : Республика, 2001.