Научная статья на тему 'Антицерковная политика советского государства в МАССР (на примере Слобод-зейского района)'

Антицерковная политика советского государства в МАССР (на примере Слобод-зейского района) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
509
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
Слободзейский район МАССР / репрессии / священнослужители / МОЛДАВИЯ / советская власть / православная церковь

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иченко Виталий Владимирович

Статья посвящена проблеме отношений Советского государства и Русской Церкви в один из самых трагичных периодов истории XX в. 30-х годах, временах массовых репрессий. Автор, кратко обрисовав положение Церкви после Октябрьской революции, перешел к региональной истории истории Молдавской Автономии, при этом объектом исследования стали священнослужители Слободзейского района МАССР. На примере их некоторых биографических данных была показана тяжелая судьба служителей религиозных культов, которые за свою веру и свой народ зачастую расставались сначала со свободой, а потом в большинстве своем и с жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антицерковная политика советского государства в МАССР (на примере Слобод-зейского района)»

Виталий иЧЕнко

аытицерковыая политика советского государства в масср (на примере Слободзейского района)

С победой революции и приходом к власти в России большевистского руководства коренным образом изменилась вся жизнь страны. Изменения не обошли стороной и отношения государства и церкви. Так, уже в ноябре 1917 г. была обнародована «Декларация прав народов России», подписанная В.И. Лениным и И.В. Сталиным, в которой церковь отторгалась из сфер гражданской и государственной жизни, отменялись все религиозные привилегии и ограничения. Основной формой этих отношений в новой России стала антирелигиозная пропаганда. Борьба с религией представляла своеобразную «битву» за души и умы. Хотя большевики частично и преуспели в агитации среди молодежи, сломить сопротивление церкви и вековые традиции в основной массе населения стало достаточно сложной, почти непосильной для власти задачей.

В начале 20-х гг. внутри православной церкви усилилось «обновленческое движение», которое противопоставлялось официальной церковной политике. Оно в какой-то степени использовалось для раскола церкви и подрыва ее авторитета среди населения государства.

В 1923-1924 гг. начинаются некоторые изменения в «религиозной» политике партии. Это было связано с отказом от политики «военного коммунизма» и со смертью патриарха Тихона, который в своем завещании передал высшую церковную власть митрополиту Петру (Полянскому). Но почти сразу же митрополит Петр был арестован (9 декабря 1925 г.). Завещательным распоряжением митрополита Петра заместителем Патриаршего Местоблюстителя назначается митрополит Сергий (Старогородский).

Антирелигиозная пропаганда стала усиливаться в начале 1928 г., а осенью она переросла в антицерковный террор. Арестовывались и ссылались многие видные и авторитетные деятели церкви. Так, например, в 1928 г. был сослан крупнейший русский религиозный мыслитель Павел Флоренский.

На протяжении 1928-1929 гг. были закрыты многие монастыри, работавшие в тот период как образцовые сельскохозяйственные артели. Процесс повсеместно принимал массовый характер. Так, уже в 1928 г. были закрыты 534 церкви, а в 1929-м - 1119.

С середины 1929 г. антирелигиозный террор перемещается из города в деревню. По-видимому, сталинская верхушка рассматривала церковь как одно из главных препятствий в деле коллективизации, поэтому принятие в той или иной деревне решения о коллективизации сопровождалось обычно закрытием местной церкви. Широкий размах антицерковный террор приобретает к 1930 г., когда даже Академия наук СССР сняла с охраны большинство памятников старины. Результатом всего этого стал массовый снос церквей и монастырей, которые являлись не просто духовными центрами, а нередко шедеврами архитектуры. Итогом антирелигиозного террора в 1928-1930 гг. оказалось закрытие 80% всех храмов в русских деревнях.

Новый этап церковного террора совпал с пиком массовых репрессий в стране - это 1937-1938 гг. В этот период были арестованы десятки православных и обновленческих архиереев и многие тысячи рядовых священников. Обвинения церковникам были стандартны -антисоветская и контрреволюционная деятельность.

Террор, происходивший в России, естественно, сказался и на Украине, в состав которой тогда входила МАССР. здесь все вышеперечисленные процессы осуществлялись с неменьшим размахом: закрывались церкви, арестовывались священники, уничтожались памятники духовности, истории и культуры. Православие пытались изгнать из сознания людей. Но такие дела зачастую наталкивались на высокую духовность и глубокую веру простых людей.

В Молдавской автономии пострадали многие из служителей культов.

В данной статье автор остановится на кратких биографиях и судьбах некоторых священнослужителей Слободзейского района.

БРАЗДА Павел Федорович, 1883 г.р., уроженец с. Суклея Тираспольского уезда Херсонской губернии. Перед арестом был старостой церкви с. Суклея Тираспольского района. Арестован 25.12.1950 г. Военным Трибуналом войск МВД МССР 03.03.1951 г. приговорен по ст. 54-1а УК УССР (измена Родине) к 25 годам ИТЛ. Отбывая наказание в ИТК-2 МВД МССР, умер 16.05.1953 г.1

ГОНЧАРОВ Петр Кононович, 1895 г.р., уроженец с. Нечаевка Днепропетровской области. В 1918-1935 гг. - псаломщик, затем священник церкви с. Незавертайловка Тираспольского района. С конца

1936 г. работает псаломщиком и священником церкви с. Граденицы Беляевского района Одесской области. 02.11.1937 г. был арестован Беляевским районным отделением НКВД УССР Одесской области. Особой тройкой при УНКВД по Одесской области 24 ноября 1937 г. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 13 декабря

1937 г. в Одессе2.

ИГНАТЬЕВ Дмитрий Илларионович родился в 1888 г. в с. Сло-бодзея Тираспольского уезда Херсонской губернии. В 20-х гг. служил псаломщиком Николаевской портовой церкви г. Одесса; в 19251930 гг. - диакон собора г. Одесса. Тройкой при УНКВД по Одесской области в 1930 г. за попытку нелегального перехода границы приговорен к 3 годам высылки в отдаленную местность (Казахстан). С 1934 г. проживал в г. Одесса. Вторично арестован 10 сентября1937 г. УНКВД по Одесской области и Особой тройкой 3 октября 1937 г. приговорен к 2 годам ИТЛ, но уже спустя 2,5 месяца (29.12.1937 г.) приговор был пересмотрен и заменен на расстрел. Приведен в исполнение 2 января

1938 г.3

КУРБЕТ Николай Алексеевич родился в 1899 г. в с. Незавертай-ловка Тираспольского уезда Херсонской губернии. Перед арестом работал священником церкви с. Демидово Октябрьского р-на Одесской области. 30 мая1937 г. Николай Алексеевич был арестован Октябрьским районным отделением НКВД. Особой тройкой при УНКВД по Одесской области 27.10.1937 г. приговорен к расстрелу и 2 ноября

1937 г. расстрелян4

ХОДЗИЦКИИ Леонид Иванович, 1878 г.р., уроженец с. Коробче-на Ново-Миргородского района Одесской обл. С 1902 до начала 30-х гг. - псаломщик, а потом и священник церкви с. Карагаш Тираспольского р-на. За контрреволюционную деятельность в 1932 г. приговорен к 3 годам лишения свободы с высылкой на север. Перед вторым арестом проживал в г. Первомайск. Вторично арестован в марте 1938 г. и Особой тройкой при УНКВД по Одесской области за пропаганду и агитацию, направленную на подрыв и ослабление советской власти, 23 марта 1938 г. приговорен к расстрелу. Спустя пять дней Ходзицкий Л.И. был расстрелян5.

ШВАЧКО Пантелеймон Иовлевич родился в 1891 г. в с. Компанеев-ка Одесской области. В 1922-1934 гг. служил священником церкви с. Слободзея Тираспольского р-на, а уже перед арестом являлся священником церкви с. Бецилово Раздельнянского района Одесской области. Арестован в августе 1937 г. Раздельнянским районным отделением НКВД Одесской области. Особой Тройкой 27 августа 1937 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. Через три дня для отбытия срока наказания был направлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ НКВД СССР. В июле 1941 г. для дальнейшего отбытия наказания переведен в места лишения свободы Вологодской области. Умер 2 апреля 1942 г. в Отдельном лагерном пункте № 2 Отдела исправительно-трудовых колоний УНКВД по Вологодской области (Вожегодский районн) по причине тяжелого заболевания, полученного во время работы в лагерях6.

В статье автор привел лишь краткие биографические сведения о священнослужителях, непосредственно связанных со Слободзейским

районом. К сожалению, до сих пор достаточно сложно как разыскать всех пострадавших в 30-е гг. при проведении политики репрессий, так и рассказать более подробно об их жизни, работе или служении, положении во время следствия и нахождения в тюрьме, поэтому зачастую приходится восстанавливать все по крупицам, начиная с самого основного. К этой работе надо привлекать всех заинтересованных и в первую очередь молодежь.

примечания

1. Текущий архив Тираспольско-Дубоссарской епархии.

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

Первый тематический книжный магазин по истории Юго-Западной Руси. Высылаем каталог по почте и поможем с приобретением мелкооптовых партий книг.

Книги в наличии:

- Ульянов Н. Происхождение украинского сепаратизма

- Русская Г алиция и «мазепинцы»

- Сидоренко С. Украина - тоже Россия

- Чуев С. Украинский Легион

- Геровский Г. Язык Подкарпатской Руси

- Аристов Ф. Литературное развитие Подкарпатской Руси

- Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси

- Журнал «Русин»

Совместный проект сайтов «Единая Русь» (www.edrus.org), «Украинские страницы» (www.ukrstor.com) и «Малорусской народной исторической библиотечки» (mnib.malorus.org).

Адрес магазина в Интернете: http://magazin.malorus.org е_шш1:^а£аап@та1от£.ог^^^^_^^^^^ел.:^7^903)^344218

ЕДИНЫЙ КНИЖНЫЙ

интернет-магазин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.