Научная статья на тему 'Антитеза как средство выражения экспрессивности в поэзии А. Т. Твардовского'

Антитеза как средство выражения экспрессивности в поэзии А. Т. Твардовского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
700
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИЯ / АНТИТЕЗА / РАЗНОВИДНОСТИ АНТИТЕЗЫ / ОЦЕНКА / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Головня М.В.

В статье рассматривается антитеза как фигура речи, как средство выражения экспрессивности в поэтическом тексте. Описываются её разновидности и особенности употребления и функционирования в стихотворениях и поэмах А.Т. Твардовского в сочетании с другими экспрессивными средствами на лексическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом уровнях. На синтаксическом уровне широко представлена оценочная антитеза, которая характеризует идиостиль А.Т. Твардовского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антитеза как средство выражения экспрессивности в поэзии А. Т. Твардовского»

Антитеза как средство выражения экспрессивности в поэзии А.Т. Твардовского

Головня Марина Витальевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, msmarina@bk.ru

В статье рассматривается антитеза как фигура речи, как средство выражения экспрессивности в поэтическом тексте. Описываются её разновидности и особенности употребления и функционирования в стихотворениях и поэмах А.Т. Твардовского в сочетании с другими экспрессивными средствами на лексическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом уровнях. На синтаксическом уровне широко представлена оценочная антитеза, которая характеризует идиостиль А.Т. Твардовского.

Ключевые слова: экспрессия, антитеза, разновидности антитезы, оценка, выразительные средства.

о

Е

£

в) ^

0

ев

01 Z

Художественная речь, тем более поэтическая, экспрессивна. «Экспрессивность (от лат. expressio

- выражение) - семантическая категория, придающая речи выразительность, за счёт взаимодействия в содержательной стороне языковой единицы, высказывания, текста, оценочного и эмоционального отношения субъекта речи (говорящего или пишущего) к тому, что происходит во внешнем или внутреннем для него мире» [1, с. 637].

Оценочное и экспрессивное значения некоторых лексических единиц либо возникают, либо выражаются ярче благодаря изобразительно-выразительной фигуре речи - антитезе. Антитеза (от греч. Antithesis - противоположение) - стилистическая фигура, построенная по принципу контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т.п. Антитеза основана на сравнении двух противоположных явлений или признаков присущих, как правило, разным предметам [2, с. 46-47].

Эту группу составляют антонимичные пары слов: РОДНОЙ - ЧУЖОЙ, СВОЙ - ЧУЖОЙ, ГЕРОЙ -РОБКИЙ, ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ, ЖИВОЙ - МЁРТВЫЙ и другие. Первое слово в паре обладает положительной оценкой, а второе - отрицательной. Употребление их в пределах одной синтаксической конструкции придаёт речи экспрессивность. Рассмотрим, какие антонимы А.Т. Твардовский ставит рядом, какую роль играет антитеза в произведениях о войне.

ЖИВОЙ - МЁРТВЫЙ: Война всё переворачивает в восприятии и оценивании людей. Вследствие этого происходит подмена в оценочной интерпретации, возникает эффект кривого зеркала: положительное (жизнь) в ужасе войны говорящий относит к отрицательной оценочной зоне, а отрицательное (смерть) воспринимает со знаком «+» и пытается убедить себя в этом: Живым - беда, а мёртвым - нет,/ У смерти под защитою (Дом у дороги). В этом примере автор употребляет синкризис - разновидность антитезы, представляющий собой два симметрично построенные словосочетания или предложения, в каждом из которых имеется ряд компонентов, вступающих в антонимичные отношения [2, с. 48]: живой

- мёртвый, беда - нет (не беда).

Эту же разновидность антитезы наблюдаем и в других примерах.

РОДИМАЯ СТОРОНА - НЕМЕЦКАЯ ЧУЖИНА: Ни о беде, ни о войне, Ни о родимой стороне, Ни о немецкой чужине Я, мама, знать не знаю.

(Дом у дороги) РОДНОЙ - ЧУЖОЙ: Пришла в родную сторону Чужая злая сила... И над родной землёй Висит чужое небо. (Дом у дороги)

СВОЙ - ЧУЖОЙ: Чужой солдат вошёл в ваш дом,/Где свой не мог войти (Дом у дороги); До чего земля большая, Величайшая земля. И была б она чужая, Чья-нибудь, а то - своя! (Василий Тёркин)

В последнем примере выделенные слова представляют все три оценочных оператора соответственно: отрицательный, нейтральный и положительный. Благодаря обозначению нейтральной зоны неопределённым местоимением чья-нибудь ярче высвечивается оценочное противопоставление чужой - свой.

ТРУДНО - НИЧЕГО: Что работнику трудно - / своему ничего (Он до света вставал.). Местоимение в данном контексте может являться антонимом. Ничего (разг.) 'довольно хорошо, сносно' [3, с. 406]. К этой же группе можно отнести пример: И теперь твои бесспорны,/ А мои - ничто - права (Тёркин на том свете), но местоимение здесь со знаком «минус».

В произведениях А.Т. Твардовского, певца войны, часто встречаем такое противопоставление, как ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ: Сквозь смерть прийти туда живым... (Дом у дороги); Смерть -

Она всегда в запасе, Жизнь - она всегда в обрез. (Тёркин на том свете) ОТЦОВСКИЙ ДОМ - ЧУЖОЙ БАРАК: Родился мальчик в дни войны, Да не в отцовском доме,-Под шум чужой морской волны, В бараке на соломе. (Дом у дороги)

НЕ ХУЖЕ - НЕ ЛУЧШЕ: Не хуже - честь не велика,/ Не лучше - вот что горе (Немного надобно труда...).

БОГАТЫЙ - БЕДНЫЙ: Как ты была ещё бедна/ И как уже богата! (Дом у дороги). Здесь противопоставление усиливают временные наречия ещё и уже. Для выражения оценки и экспрессивности А.Т. Твардовский активно употребляет в тексте интенсив, «аналитическое сочетание полнозначного слова с формальными (партикулярными) компонентами как, какой, так, такой» [4, с. 56]. Интенсив определяет колоссальный потенциал субъективности и экспрессии высказывания в русской речи, который реализуется как в спонтанной речевой стихии, так и в обдуманной, отшлифованной художественной речи. Этот потенциал усиливается, умножается посредством: а) повтора, б) междометия, в) частиц [4, с. 33]:

И только в сердце поместила, Что диву даться до поры, Какие жёсткие под силу Ему ознобы и жары. (За далью даль)

Этот пример интересен ещё и тем, что абстрактные существительные озноб и жара, не употребляющиеся во множественном числе, поэт намеренно ставит в такую форму. Такое грамматическое «нарушение» добавляет высказыванию экспрессивности.

В создании оценочной антитезы участвуют и фразеологизмы: И ты не будешь лишним ртом,/А гостем дорогим (Гостеприимство); Пускай на кругу ничего я не стою. А он на кругу - никому не ровня. Но дай-ка мы выедем в поле с тобою, -Ты скоро бы пить запросил у меня. (Соперники)

В произведениях А.Т. Твардовского мы находим экспрессивные контекстуальные антонимы, которые являются таковыми лишь в произведениях, посвящённых Великой Отечественной войне: РУССКИЙ - НЕМЕЦ, ВОСТОК - ЗАПАД. РУССКИЙ - НЕМЕЦ: И желал наш добрый парень: Пусть помёрзнет немец-барин, Немец-барин не привык, Русский стерпит - он мужик. (Василий Тёркин)

В данном отрывке противопоставлены по оценке автора Тёркин и немец. Положительной оценкой наделены слова русский и мужик, отрицательной - немец и барин. Во времена крепостного права в России слова мужик и барин были так же противопоставлены по выражаемой оценке. И в литературе правда была на стороне мужика, то есть народа. С этих слов оценка соответственно переносится на лексемы, обозначающие признак по национальности. Эти слова находились в противоположных оценочных зонах во время войны. Русский и немец противопоставляются в произведениях, посвящённых Великой Отечественной войне, так же, как и «свой» и «чужой». ВОСТОК - ЗАПАД: Их стыдным, сборным строем По той земле вели На запад под конвоем. ... В позорных сборных ротах... (Дом у дороги) И этих запахов тоска В тот чуждый край далёкий Как будто шла издалека -Издалека, с Востока. (Дом у дороги)

Своё выражение нейтральная оценка находит не только в прямом выражении, но и в противопоставлении: «нейтрально» - это либо «и не хорошо, и не плохо», либо «и не хуже, и не лучше» и т.д., то есть выражение нейтральной оценки может родиться из равноценного одновременного отрицания положительного и отрицательного признаков:

ЛУЧШИЙ - ХУДШИЙ: Я не худший и не лучший,/ Что погибну на войне (Василий Тёркин). Выбор такой конструкции с антонимами определяет экспрессивность всего высказывания.

Слова положительной оценочной зоны составляют особенность идиостиля А.Т. Твардовского. «Доб-

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

0

ее

01 Z

ро» - важнейшая нравственная категория в русском языке как выразителе национальной картины мира. Это отмечают и иностранные исследователи: «Опросы общественного мнения ... показывают, что в самопрезентации россиян такое качество, как доброта, уверенно занимает лидирующее место, а добрый является самой частой автохарактеристикой русских и русского народа» [5, с. 3]. ДОБРО - ЗЛО: Нынче жёны все добры, Беззаветны вдосталь, Даже те, что до поры Были ведьмы просто. (Василий Тёркин)

Как видим, А.Т. Твардовский, «певец смущённый, петь привыкший на войне», даже в тяжёлое время находит минутку для шутки, чтобы подбодрить своих читателей.

А серьёзно поэт противопоставляет такие понятия, как любовь и война, ведь любовь - это жизнь, а война - смерть: Что короче, что длинней -/ Та любовь, война ли? Но на этот риторический вопрос сам автор далее отвечает однозначно: У войны короткий путь,/ У любви - далёкий.

Для более чёткого изображения промежуточного, среднего звена множества предметов, явлений, признаков используется ещё одна разновидность антитезы - диатеза. Диатеза имеет определённую синтаксическую конструкцию. Её образуют антонимы с частицами «ни» или «не», соединенные бессоюзно или союзами «и», «а», «но» [2, с. 48]: Хозяин был ни добр, ни зол (Дом у дороги); Всё, что на свете сделано руками, Рукам под силу обратить на слом. Но дело в том, Что сам собою камень, -Он не бывает ни добром, ни злом. (Дробится рваный цоколь монумента...) Отчётливо видно изменение значения и движение по оценочной шкале, когда оба слова - без приставки и с приставкой не- - расположены рядом и образуют антитезу:

У людей, у людей - пшеничка Наклонилась по ветру. А у нелюдей солома Раскидалась по двору. (Страна Муравия)

Люди - нейтральное с точки зрения оценки слово, но благодаря антониму с отрицательной приставкой в соседнем контексте оно приобретает положительную оценку. А пшеничка с уменьшительно-ласкательным суффиксом подкрепляет оценку слова люди со знаком (+) в пределах анто-нимичной пары люди - нелюди.

В той жизни - долгой иль короткой - Уж там добро иль недобро (За далью даль)

Не только приставка рождает антонимы. Рассмотрим антитезу, образованную суффиксами в родственных словах: Так дочка дома - всё девчонка,/ Вдруг - дочь. Твоя и не твоя (За далью даль). А в следующем примере в экспрессивном высказывании слово сынок получает большой ми-

нус, на что указывает лексическое окружение: отродье, не сын.

И здесь, куда - за половодьем Тех лет - спешил ты босиком, Ты именуешься отродьем, Не сыном даже, а сынком... (По праву памяти)

Таким образом, приём оценочной антитезы является продуктивным и ярким средством в языке А.Т. Твардовского. Употребление оценочного слова в антитетезе усиливает его экспрессивность.

Литература

1. Русский язык: Энциклопедия/ Под ред. Ю.Н. Караулова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.- 704 с.

2. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты [Электронный ресурс] / под ред. А.П. Сковородникова. - 3-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 480 с.

5. ТСО - Ожегов С. И. Словарь русского языка./ Под общ. ред. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр. -М., 2003. - 507 с.

4. Лекант П.А. Формы интенсива в системе средств эмоциональности и экспрессии поэтическо-гостиля Сергея Есенина// Аналитические формы и аналитические конструкции в современном русском языке: монография. - М.: МГОУ, 2015. - 86 с.

5. Хоанг Ван Тоан Реализация концепта положительной оценки (слова добрый, добро) в русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 2008. - 24 с.

6. Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. -М., Дрофа, 2003. - 400 с.

Antithesis as a means of expressing expression in the poetry

of А. Tvardovsky Golovnia M.V.

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

The article deals the antithesis as a figure of speech, as a means of expressing expressiveness in a poetic text. Its varieties and features of use and functioning are described in the poetry by А. Tvardovsky in combination with other expressive means at the lexical, derivational, morphological and syntactic levels. At the syntactic level, the estimated antithesis that characterizes A. Tvardovsky. Key words: expression, antithesis, types of antithesis, evaluation,

expressive means. References

1. Russian language: Encyclopedia / Ed. Yu.N. Karaulova. - M .:

Scientific publishing house "Big Russian Encyclopedia", 2003. -Rep. ed. - 704 s.

2. Encyclopedic dictionary-reference. Expressive means of the Russian language and speech errors and shortcomings [Electronic resource] / ed. A.P. Skovorodnikova. - 3rd ed., Stereotype. - M.: FLINT, 2011 .-- 480 p.

5. TSO - S. Ozhegov. Dictionary of the Russian language. / Under the general. ed. L.I. Skvortsova. - 24th ed., Rev. - M., 2003 .-- 507 p.

4. Lekant P.A. Intense forms in the system of means of emotionality

and expression of the poetical style of Sergey Yesenin // Analytical forms and analytical constructions in modern Russian: monograph. - M .: MGOU, 2015 .-- 86 p.

5. Hoang Van Toan Implementation of the concept of a positive

assessment (the words good, good) in Russian: abstract. dis. ... cand. filol. sciences. - M., 2008 .-- 24 p.

6. Twardowski A.T. Poems. Poems. - M., Bustard, 2003 .-- 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.