космологических образах Серебряного века [Текст] /
В.П. Троицкий // Античность и культура Серебряного века: к 85- летию А.А. Тахо-Годи / отв. ред., сост. Е.А. Тахо-Годи. - М. : Наука, 2010. - С. 120-127.
20. Чупринин, С. Из твердого камня [Текст] /
С. Чупринин // Октябрь. - 1989. - № 2. - С. 196-202.
21. Gumilyov, N. The Pillar of Fire and Selected Poems [Text] / Nikolay Gumilyov; Translated by Richard McKane; Introduction and Notes by Michael Basker. -London : Anvil Press, 1999. - 323 p.
УДК 840(092)
ББК 81.001.3
Н.С. Сундырцева
АНТИТЕЗА КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ АВТОРСКОЙ КАРТИНЫ МИРА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Статья посвящена моделированию концептуальных картин мира французских писателей в диахронии. Концепты, противопоставленные на уровне сознания писателя, образуют собой антитезную когнитивную модель. На основании этой модели можно судить об авторской концептуализации действительности и его отношении к проблемам описываемой эпохи.
Ключевые слова: антитеза; концептосфера; когнитивная модель; концептуализация действительности
N.S. Sundyrtseva
THE ANTITHESIS AS A WAY OF DIACHRONIC MODELING OF THE AUTHOR’S WORLD VIEW IN FRENCH FICTION
The article deals with diachronic modeling of the French writers ’ world views. A juxtaposition of concepts indicative of the writer’s worldview forms an antithetic cognitive model. This model can serve as a basis for makingjudgments on the author’s ways of conceptualization of the reality as well as his/her attitude towards the key issues of former times.
Key words: antithesis; sphere of concepts; cognitive model; conceptualization of reality
По словам В.З. Демьянкова, в современной науке языковая деятельность рассматривается как один из модусов «когниции», составляющий вершину айсберга, в основании которого лежат когнитивные способности, не являющиеся чисто лингвистическими, но дающие предпосылки для последних [Демьянков, 1994, с. 22]. Исходя из установленной взаимосвязи языка и человеческого мышления, когнитивная лингвистика предполагает междисциплинарный подход в исследованиях, а главным образом тесное сотрудничество науки о языке с психологией, философией и социологией.
Когнитивная лингвистика заимствует из когнитивной психологии понятие концептуальных и когнитивных моделей. Это объясняется тем, что язык является важнейшим звеном в накоплении и сохранении категоризованного опыта взаимодействия человека с миром, а функционирование языка опирается на психологические механизмы [Кочетова, 2008, с. 13]. Как правило, моделирование применяется тогда, когда по ка-
ким-либо причинам трудно или невозможно изучать объект в естественных условиях, или тогда, когда необходимо облегчить процесс исследования объекта. Конструируя модель, важно помнить, что любая модель лишь приближенно отображает исследуемый объект, огрубляет и упрощает его. В использовании данного метода полезна аналогия: она наводит на догадки, и в этом заключается цель моделирования [Кочетова, 2008, с. 18].
В связи с возрастающим интересом к исследованию взаимосвязи языка, культуры и личности, усилия современных лингвистов направлены на моделирование концептуальной картины мира носителя языка и моделирования устройства языкового сознания. Под концептуальной картиной мира (или культурной, понятийной - в терминах С.Г. Тер-Минасовой) принято понимать отражение реальной картины мира через призму понятий, сформированных на основе представлений человека, полученных с помощью чувств и прошедших через его сознание как коллективное, так и индивидуальное [Тер-Минасова, 2004, с. 47]. Концептуальная
картина мира складывается из концептосфер («концептосфера» - совокупность концептов [Лихачев, 1993, с. 8; Хроленко, 2006, с. 57]), существование и функционирование которых зависит от уровня культуры человека, его принадлежности к определенному сообществу людей, его индивидуальностью. Так, по словам Д.С. Лихачева, одна концептосфера может сочетаться с другой (допустим, в концептосферу русского языка в целом входит концептосфера инженера-практика, в нее - концептосфера семьи, а в нее
- индивидуальная концептосфера). Каждая из последующих концептосфер одновременно
и сужает предшествующую, и расширяет ее [Лихачев, 1993, с. 5].
Отметим, что границы сопряженности перечисленных понятий «концепт»,
«концептосфера» и «когнитивная модель» находятся в непосредственной взаимосвязи: выступая единицами ментальной
деятельности человека, их общей сферой существования и функционирования является человеческое сознание.
В рамках когнитивной лингвистики
значительное внимание уделяется
изучению художественных средств языка, которые, по мнению ученых, позволяют судить об организации человеческого мышления и выдвигать предположения о функционировании последнего. Рассмотрение образных средств языка с когнитивной точки зрения становится, таким образом, актуальным направлением в современных лингвистических исследованиях,
нуждающемся в дальнейшем изучении. В нашем исследовании предпринята попытка рассмотрения фигуры речи - антитезы - с когнитивной точки зрения, что может внести определенный вклад в развитие положения о когнитивно-обоснованном существовании художественных средств языка.
Ш. Балли пишет, что человеческий ум постоянно противопоставляет друг другу простые понятия, а речь даже в самой живой и непринужденной форме отражает эту тенденцию [Bally, 1951, p. 181]. По мнению этого ученого, противопоставление репрезентирует общую тенденцию мышления, следовательно, существование фигуры речи антитезы непосредственно связанно с ментальной деятельностью человека. Так, антитезу
можно рассматривать как когнитивную модель, представляющую противопоставление как способ концептуализации действительности - процесса образования и формирования концептов в сознании, осмысление новой информации, ведущей к образованию концептов [Кубрякова, 1996, с. 93-94].
Как показывает анализ, типичной особенностью произведений нередко является их антитетический характер: антитезы выступают композиционными, образными и смыслообразующими доминантами, а остальные художественные средства участвуют в раскрытии главной ментальной оппозиции, заложенной автором в произведении. Авторское мировидение позволяет судить о тех ценностях, которые были значимыми для французов в период появления определенных религиозных, политических и общественных взглядов. Как правило, автор, представляя на суд читателю «существующую» реальность, дает одновременно оценку происходящему, противопоставляя изображаемому положению дел некую другую «действительность» с иными ценностями, которая выдвигается как некий «идеал» по отношению к реальности.
Безусловно, что, как бы объективно писатель не пытался описывать «существующий мир», даже если он повествует об имевших место исторических событиях, их нельзя назвать достоверными, потому что мир художественной литературы основан на вымысле [81;оскдае11, 2002, р. 92]. Любое художественное произведение - это лишь «возможный мир», созданный автором. Тем не менее, за вымышленной ситуацией и героями прослеживается существование реальных человеческих ценностей. С помощью антитезы автору удается выделить аксиологически значимые концепты, она выступает как когнитивная модель в мышлении автора, раскрывающая его отношение к окружающей действительности посредством репрезентации «реального» и «идеального».
Положение дел в реальной действительности часто расценивается художником слова как неправильное, несправедливое и требующее переосмысления со стороны общества, и автор ставит перед собой задачу создать идеализированную модель
действительности, существующую в его оппозиция «реального»/«идеального»
сознании и противопоставленную реальности. представления мира, как это понимает автор Таким образом, в тексте реализуется художественного произведения. Это можно
ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР/СОЗНАНИЕ АВТОРА
Рис. 1
-kLE VICE» / «LA VERTU»
Рис. 2. Моральная когнитивная модель антитезы (классицизм)
Одновременно противопоставляемые в произведении концепты позволяют судить о том, какие проблемы современности кажутся автору наиболее острыми и требуют переосмысления. В этой связи И.В. Арнольд отмечает, что из всего комплекса философских, нравственных, политических и других проблем и фактов жизни писатель отбирает те, которые он хочет передать читателю, являющиеся наиболее важными с его точки зрения [Арнольд, 1990, с. 27]. Эти проблемы выступают своеобразными референтами, свойственными для представленной в художественном произведении действительности. К ним относятся, прежде всего, политические события, общественно значимые явления, социальные проблемы, которые автор пропускает сквозь призму своего сознания. В создаваемых дискурсивных мирах все герои, образы, фабула подчинены ключевым оппозициям, которые отражают авторское мировидение и концентрируют внимание читателя на значимых идеях, которые хочет донести до него художник слова.
Исследование антитезы показывает, что изменение референтов и идейных доминант в произведениях художественной литературы помогает достаточно отчетливо выявить диахронический подход. Так, сознание людей классицистической эпохи XVII в.
волнуют вопросы, связанные с моральными принципами человека в его отношениях с обществом и религией. В хорошо известном произведении этой эпохи «La Princesse de Cleve», написанном М. де Лафайет, в качестве референта выдвигается нравственное поведение представителей придворного общества XVII в., которое автор актуализирует в концептах, образующих концептосферу «LE VICE»: la passion, la faussetё, le plai-
sir, l’adu^re, l’envie. В этой связи, главным содержанием произведения становится обличение порока в его разносторонних проявлениях в обществе того времени. С другой стороны, идеальную схему поведения «добродетельного человека» в лице принца Клевского и его супруги автор представляет в концептосфере «LA VERTU»: le devoir, la sincёritё, la rigueur, la fidёlitё, la gёnёrosi-tё. Так, противопоставляя представителей придворного общества семейной паре Клевских, автор репрезентирует свое видение действительности, противопоставляя ей идеальную модель нравственного поведения в высшем обществе. Изобразим названную концептуальную оппозицию, представляющую некую картину авторского сознания и отображающую его мировидение и представление идеальной модели поведения людей (рис. 2).
Л1 1JAL» I -xLE BIEN»
Рис. З. Этическая когнитивная модель антитезы (романтизм)
Концептуальная картина мира эпохи расцвета французского романтизма отличается от классицистической. Для концептуального анализа нами выбрано произведение В. Гюго - «Les MisёraЫes» (вторая половина XIX в.). Великий гуманист В. Гюго стремится представить вниманию читателя разные формы человеческого бытия, многогранность человеческой души, которой одновременно свойственны и высокие и низкие порывы. В романе поднимается целый комплекс вопросов, затрагивающих этические аспекты существования человеческого общества: совесть, сострадание, любовь,
милосердие, ответственность, вера и др. События в романе разворачиваются на фоне переломного в социально-политическом отношении периода для французского народа, отмеченным революционными восстаниями против существующего политического режима. Безнравственность, жестокость и несправедливость, царящие в обществе этой эпохи, представлены автором как зло
- «ЕЕ MAL». Изображая события реальной действительности, автор обращает внимание читателя на то, что смена политической власти не вносит изменения к лучшему в жизни людей. Автор пишет о необходимости духовного обновления человека, только это может способствовать развитию общества. Свое представление о том, что является истинно важным и действенным для внесения перемен в жизнь людей, он воплощает посредством показа нравственной эволюции сознания главного героя, образ которого противопоставлен существующему жестокому миру как добро «ЕЕ BIEN».
Так, концептуальное противопоставление романтической концепции, представленное через оппозицию концептосфер <^Е MAL»
и «LE BIEN», реализуется в виде модели антитезы (рис. 3).
Отличие концептуальной картины мира романтизма от классицистической заключается в том, что в спектр внимания автора романа «Les Miserables» входят не только вопросы морали и нравственного поведения, но и вопросы совести, самопожертвования, сострадания, милосердия, веры. Рассматривая этическую сторону бытия человеческого общества, писатель актуализирует свое видение социального добра и зла.
На стыке литературных направлений реализма и романтизма написан роман Стендаля «La Chartreuse de Parme». Это произведение несет печать отношения автора к эпохе Реставрации. Разоблачение пороков монархической системы продиктовано
критическим отношением автора к эпохе Реставрации. В романе автор сталкивает героев с противоположными ценностями: одним по душе абсолютная монархическая власть, другим - она ненавистна, поскольку личность человека в глазах верховной власти не представляет ценности. Так складывается концептуальная картина,
отображающая точку зрения автора на режим эпохи Реставрации. В произведении автором актуализируется концептосфера «LA TER-REUR», раскрывающая сущность абсолютной монархической власти. Ей противопоставлена концептосфера «LA LIBERTE», которая складывается из ценностных понятий, отображающих авторские аксиологически
значимые категории (рис. 4).
По своей референциальной отнесенности когнитивная модель реализма отличается от двух предыдущих моделей, в ней в большей степени отражена политическая тематика.
Рис. 4. Политическая когнитивная модель антитезы (реализм, романтизм)
Рис. 5. Философская когнитивная модель антитезы (экзистенциализм)
Другую разновидность антитезы можно обнаружить в произведении Ж.-П. Сартра «La nausee». В нем автор затрагивает философскую проблему бытия. Человеческая жизнь представлена писателем как одна из форм существования, наравне с существованием материального мира. Его герой, постоянно пытаясь избавиться от чувства бесполезного и бессмысленного существования, утверждается в мысли об абсурдности своей жизни (впрочем, как и любого другого человека), только другие не хотят признать эту бесполезность. Выявленную в романе когнитивную модель действительности мы номинируем как философскую, где самодостаточности существования противопоставлена абсурдность бытия. Концептосферу «L’AUTOSUFFISANCE DE L’EXISTENCE» образуют понятия la societe, le reglement, le contentement de soi, la rationa-lite, la sante, l’autosuffisance, которые противоположны концептам, входящим в концептос-феру «L’ABSURDITE DE L’EXISTENCE» - la solitude, la liberte, le desespoir, l’irrationalite, la maladie, la peur (рис. 5).
Поднимаемые в произведении Сартра вопросы смысла существования и ценности бытия, репрезентированы философской когнитивной моделью антитезы. Безусловно, тема смысла жизни присутствует и в других произведениях (в частности, рассмотренных нами выше). Но данная антитетическая модель показывает, что эта проблема может быть выведена автором на первый план, в ряду других граней человеческого бытия: религии, семьи, положения в обществе, вопросов морали поведения и т. д.
Концептуальный анализ и когнитивное моделирование позволяет выявить в диахроническом плане изменение сознания французских писателей, которые через антитезы актуализируют наиболее острые проблемы своей современности. Так, в классицистическом сознании приоритетными являются вопросы морали и нравственного поведения. Романтизм привлекает этическая сторона жизни человека, его самоопределение по отношению к социальному злу и добру. Эпоха реализма в немалой степени связана с обличением изъ-
янов монархического режима, при котором наблюдается рост оппозиционных идей. Для экзистенциализма характерно выдвижение на первый план проблемы существования человека, остальные же вопросы представляются уже исчерпанными. Смысл бытия - вот, что становится единственно важным.
Анализ примеров мировидения авторов художественных произведений в диахронии позволил установить основные черты концептуальной картины мира французов и выявить определенные вехи в развитии и становлении французского менталитета. Отметим, что писатель, носитель независимого и критического взгляда на окружающую действительность, выступает не только как индивидуальность, но и как представитель коллективного сознания, которому делегируется право высказывать суждение о существующей реальности.
Библиографический список
1. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка : (Стилистика декодирования) [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» / И.В. Арнольд. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1990. - 300 с.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vedu.ru/big-encdic/58548/ (дата обращения : 09.10.2013).
3. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как
разновидность интерпретирующего подхода [Текст] I В.З. Демьянков II Вопросы языкознания. - 1994. - №4.
- С. 17-32.
4. Кочетова, О.А. Когнитивное моделирование семантики вида (на материале современного английского языка) [Текст] : дис. ...канд. филол. наук : і0.02.і9 I О.А. Кочетова. - Кемерово, 200S. - 177 с.
5. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] I Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац. - М. : Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. - 205 с.
6. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка [Текст] I Д.С. Лихачев II Российская Академия Наук. Известия Академии Наук. Серия литературы и языка.
- 1993. - Т. 52, №1. - С. 3-9.
7. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] I С.Г. Тер-Минасова. - 2-е изд. до-раб. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - 352 с.
S. Хроленко, А.Т. Основы лингвокультурологии [Текст] I А.Т. Хроленко; под ред. В.Д. Бондалетова. -3-е изд., испр. - М. : Флинта: Наука, 2006. - 184 с.
9. Bally, Ch. Traris de stylistique fraingaise [Texte] I Ch. Bally. - Paris : Geneve, 1951. - 332 p.
10. La Fayette, M. de. La Princesse de Cleves et autres romans [Texte] I M. de La Fayette. - Paris: Gallimard, 1972. - 3S4 p.
11. Hugo, V. Les Misёrables [Texte] I V. Hugo. - Paris : Editions du Cinquantenaire, 1895. - 652 p.
12. Sartre, J.-P. La nausёe [Texte] I J.-P. Sartre. - Paris : Gallimard, 1938. - 251 p.
13. Stendhal. La chartreuse de Parme [Texte] I Stendhal.
- Moscou : Edition en langues ёtrangёres, 1953. - 54S p.
14. Stockwell, P. Cognitive Poetics. An introduction [Text] I P. Stockwell. - London : Routledge, 2002. - 193 p.