А.Н. Метельков,
кандидат юридических наук, доцент кафедры прикладной математики и информационных технологий Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
DOI:
A.N. Metelkov,
Candidate of Law, Associate Professor,
Department of applied mathematics
and information technology
St. Petersburg University of the State
Fire Service of the Ministry
of Emergency Situations of Russia
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЯДЕРНОМУ ТЕРРОРИЗМУ
Аннотация: антитеррористическая политика в сфере противодействия ядерному терроризму как составляющая политики государства появилась с возникновением таких угроз. Особую актуальность эта политика приобрела в 2022 г. в условиях обострения международной обстановки и реальных атак на действующие атомные
электростанции. Целью статьи является раскрытие содержания понятий правовой г
политики государства в сфере борьбы с актами ядерного терроризма, выявление -
ее специфики на основе научных представлений о правовой политике. Проведение ю §
на современном этапе развития Российского государства и общества правовой по- -I- ■§
литики в сфере борьбы с ядерным терроризмом, адекватной сложной международной |
обстановке, является важным фактором обеспечения национальной безопасности. -
В результате исследования автором внесено предложение расширить содержание ^ ^
положений Концепции противодействия терроризму в РФ не только минимизацией Л *
последствий теракта, но и других преступлений террористической направленности. Ц
г 5
Ключевые слова: правовая политика, государство, ядерный терроризм, противодействие, минимизация последствий.
IN THE FIELD OF COUNTERING NUCLEAR TERRORISM
Abstract: The antiterrorist policy in the field of counteracting nuclear terrorism
gained particular relevance in 2022 in the context of the aggravation of the international situation and real attacks on operating nuclear power plants. The purpose of the article is to reveal the content of the concepts ofthe legal policy ofthe state in the field of combating acts ofnuclear terrorism, to identify its specifics based on scientific ideas about legal policy. Conducting at the present stage ofdevelopment ofthe Russian state and society a legal policy in the field of combating nuclear terrorism, adequate to the difficult international situation, is an important factor in ensuring national security. As a result of the study, the author made a proposal to expand the content of the provisions of the Concept of countering terrorism in the Russian Federation not only by minimizing the consequences of a terrorist attack, but also by other terrorist crimes.
Keywords: legal policy, state, nuclear terrorism, counteraction, minimization of consequences.
3 3 .5 a
3a o
I S
ANTITERRORIST LEGAL POLICY OF THE STATE 0 K
s I
I I
P
as a component of state policy appeared with the emergence of such threats. This policy w -h
^ а
97
Жизнь человечества, отдельных государств и обществ характеризуется высоким уровнем риска, связанного «с политическими, экономическими процессами, угрозой террористических актов, чрезвычайными ситуациями» [1, с. 42]. Системный подход предусматривает «обязательность целостного общетеоретического исследования государственного механизма действия права в ЧС» [2, с. 19], в том числе обусловленных актами ядерного терроризма.
Политика противодействия ядерному терроризму, как и правовая политика государства в целом, обусловлена правом, и взаимосвязана с рядом направлений общегосударственной политики. Теория правовой политики объединяет ряд «идей и гипотез развития права в ценностно-мировоззренческом и инструментально-прикладном аспектах» [3, с. 7]. Как научный термин правовую политику исследователи включают в «категориальный ряд: правовое развитие, правого вая идеология, юридическая доктрина, правовая культура» [4, с. 50] § и рассматривают в качестве разновидности политики, осуществляемой путем сочетания «мер, идей, задач, целей, программ, методов, ^ реализуемых в сфере действия права и посредством права» [5, с. 28]. § Правовая политика «основывается на праве и связана с правом, ... ® осуществляется правовыми методами, охватывает главным образом С правовую сферу деятельности, ... опирается, когда это необходимо, ^ на принуждение, ... является публичной, официальной; ... отличается 2 нормативно-организационными началами» [6, с. 238]). Среди «понятий правовой политики это определение наиболее полно и точно
отражает действительность» [7, с. 647]. Однако М.Н. Марченко, ото
С мечая достоинства определения, считает спорным включение в него ^ элементов, выступающих «лишь в качестве составных частей меха-§ низма реализации правовой политики» [8, с. 29]. Согласно мнению ученого, большинство представлений «о понятии правовой политики с; адекватно отражают различные стороны данного явления.» [9, с. 28].
В Основах государственной политики в области ядерной и радиаци-98 онной безопасности на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (утратили силу) в числе основных принципов такой политики выделясь лось обеспечение защиты ядерно- и радиационно-опасных объектов, ® в том числе от террористических угроз.
^ Правовая политика в области противодействия ядерному терроризму как часть государственной политики существует с момента осознания возможных катастрофических последствий и необходимости борьбы с его проявлениями путем использования международных и национальных правовых средств.
Правовая политика в сфере борьбы с актами ядерного терроризма связана с внешними и внутренними социальными, экономическими, правовыми и политическими проблемами и может регулировать отношения между государством и обществом, между государствами, группами государств и сообществ, государством и обществом другого государства.
Государственная политика в противодействии ядерному терроризму - это урегулированное правовыми нормами направление деятельности государства по предотвращению актов ядерного терроризма, борьбе с ними и ликвидации и (или) минимизации последствий проявлений ядерного терроризма, а также определение форм, задач, средств, методов и содержания деятельности органов государства, организаций и граждан по обеспечению государственной и общественной безопасности, экологической, ядерной и радиационной безопасности для устойчивого развития общества. Вызовы и угрозы государственному суверенитету от актов ядерного терроризма «особую опасность представляют в идейной, духовной сфере» [10, с. 110]. Государственная г политика в области информационного противодействия терроризму | основывается на принципах адекватности террористическим угрозам ^ 5 реализуемой системы мер обеспечения защищенности населения, ■§ г законности, соблюдения прав и свобод гражданина [11, с. 91] и др. | |
Правовая политика государства в сфере противодействия ядерному Ц |
терроризму представляет собой сложный феномен, в котором пере- :§ 5
плетаются социально-политические и правовые аспекты. Сущность о |
антитеррористической правовой политики государства в рассматри- | |
ваемой сфере заключается в системе социально-правовых идей, уста- Й | ^ 5 I
новок, целей, методов и средств, с помощью которых регулируются | |
отношения между гражданами, социальными группами, государством 0 ^ и обществом в целом, между государствами по обеспечению мира 5 й и безопасности (ядерной, радиационной, экологической, обществен- I ной, экономической), гарантируется реализация их конституционных г 3 прав и свобод, а также создаются условия, обеспечивающие безопасность, достойную жизнь и свободное развитие человека в благопри- 99 ятной окружающей среде. Субъектами реализации политики в области а противодействия ядерному терроризму являются уполномоченные Ь государственные и координационные органы, органы местного само- ^ управления. Общественные объединения (организации) и граждане | могут быть субъектами правовой политики, но ее «реально прово- | дить... может только государство» [11, с. 12].
Экспансия международного терроризма является глобальным и трансграничным фактором современного мироустройства, что
требует от государства выработки антитеррористической правовой политики, важнейшей частью которой является правовая политика противодействия ядерному терроризму. Правотворческая политика определяется реальными событиями. В условиях прямой опасности, что подтверждают ракетно-артиллерийские удары украинских вооруженных формирований по Запорожской АЭС и подрывы ими опор линий электропередач Курской АЭС, угрозы ядерным объектам с воздуха в 2022 г. [12, с. 39], «происходит понимание вынужденных мер, на которые идет государство при проведении антитеррористической политики» [13, с. 32].
Правовая политика как научная дисциплина в сфере ядерных правоотношений позволяет углубить понимание сущности и возможностей права по недопущению вероятных проявлений ядерного терроризма в интересах государства и общества. Проблема теоретиче-„о ского осмысления наукой сущности антитеррористической правовой политики имеет практическое приложение и является существенным фактором в борьбе с ядерным терроризмом как опаснейшим явлением социально-политической жизни общества. Требующая больших усилий главная задача правовой политики в этой сфере заключается в правовом обеспечении реализации внешних и внутренних функций 2 государства в сфере обеспечения мира и международной безопас-^ ности, ядерной, радиационной и экологической безопасности, обще— ственной и государственной безопасности.
§ Правовую политику включают в перечень «доктринальных форм 5 права» [14, с. 44.]. Важное значение для доктрины имеет ее «авто-§ ритетность, широта распространения и влияния на общественные с отношения» [14, с. 37].
Развитая теория, как отмечает В. М. Сырых, призвана воспроизво-о дить объект структурированной совокупности элементов и их связей ^ [15, с. 61-63]. Понятие «антитеррористическая правовая политика С государства» объединяет элементы политики государства как целост-
ного явления и непосредственно составляющие антитеррористической и правовой политики. ^ Существуют различные определения правовой политики. Под СЧ правовой политикой понимают деятельность государственных ® и иных организаций путем использования юридических средств «в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности» [16, с. 61]. Такая деятельность государства в лице его
100
о
органов характеризуется системностью, научной обоснованностью, последовательностью. Базис антитеррористической правовой политики формируют «концептуально оформленные правовые идеи стратегического характера, определяющие направления функционирования государственно-правового механизма противодействия терроризму» [17, с. 11]. Однако это определение не включает правовые средства в антитеррористической политике. На наш взгляд, правовые средства наряду с социально-экономическими лежат в основе использования других средств, поэтому неслучайно в Российском законодательстве законность выделяется в числе основных принципов противодействия терроризму.
Антитеррористическая политика разрабатывается и осуществляется государством, она взаимосвязана с решением социально-политических и правовых проблем внутри и вне государства, оказывает существенное влияние на развитие правоотношений между государством и обществом, между государствами, между иными субъектами. Государственная политика противодействия ядерному О терроризму находит отражение в Концепции внешней политики РФ | и Основах государственной политики в области обеспечения ядерной ^ 5 и радиационной безопасности РФ на период до 2025 г. и дальнейшую ■§ О перспективу. Определение и реализация государственной политики | | в этой области Федеральным законом «О радиационной безопасности | | населения» отнесены к полномочиям РФ. :§ а
Ф 3
Россия видит решающую роль государств и их компетентных О | органов в борьбе с терроризмом и намерена реализовывать это поло- | | жение в своей внешней политике. В соответствии с международным ё | правом и законодательством РФ государство принимает необходимые | | меры по противодействию распространению идеологии терроризма 0
и терроризму, защите государства и его граждан от терактов. В усло- 5 а
I Й
виях угрозы международного терроризма и распространения оружия I
массового уничтожения Россия рассматривает ст. 51 Устава ООН в ка- г 3 честве правовой основы для самообороны. Борьбу с международным
терроризмом государство считает важнейшей государственной зада- 101
чей и приоритетом в сфере международной безопасности. В борьбе ь
с терроризмом государство признает использование возможностей Ь
институтов гражданского общества в сочетании с военными и право- ё
ё
охранительными мерами. |
Предотвращение возникших вследствие актов ядерного терро- | ризма радиационных аварий и катастроф, локализация их последствий, а также минимизация для населения радиационных рисков, возникающих вследствие актов ядерного терроризма и повлекших
радиационные аварии и катастрофы на территории государства, выделены в числе целей государственной политики в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Среди задач в этой сфере, корреспондирующих с задачами предотвращения и минимизации последствий актов ядерного терроризма, следует выделить: предупреждение и пресечение терактов в отношении ядерных объектов, а также актов ядерного терроризма; обеспечение физзащиты таких объектов; предотвращение радиационных аварий и поддержание готовности сил и средств для аварийного реагирования.
Радиационные риски для населения могут возникнуть вследствие различных в правовом отношении актов ядерного терроризма, повлекших радиационные аварии, а не только одного вида преступлений - террористического акта. Теоретические основы правовой политики, сформулированные в Концепции противодействия терроризму „о в РФ (2009, далее - Концепция) и других правовых доктринальных го документах, ограничивают минимизацию последствий террористическим актом. Данное концептуальное положение может быть а расширено [18, с. 72-76] на правовой основе антитеррористического § законодательства.
§ Совершенствованию антитеррористической правовой политики 2 способствуют концептуальные документы МАГАТЭ, положения ко-^ торых находят отражение в нормативных правовых актах надзорных — государственных органов и Государственной корпорации «Росатом». § Рекомендательные для государств документы имеют практическую значимость и находят правовое отображение в регулировании важных правовых отношений в сфере противодействия актам ядерного терроризма, обеспечения ядерной и радиационной безопасности. В работе [19, с. 133] приведены несколько таких документов, при-о нятых в 2022 г., которые демонстрируют процесс правового влияния ^ МАГАТЭ на развитие правоотношений в атомной отрасли. С В российской научной литературе понятие антитеррористическая политика рассматривается как одно из важнейших направлений 102 деятельности государства. В целях противодействия терроризму по-^ литика государства должна быть направлена на «снижение масштабов (V и количества террористических актов; ... недопущение (минимизацию) ® человеческих жертв.; ... гармонизацию антитеррористического» ^ [20, с. 141-142] законодательства.
Системное понимание «правовой политики государства предполагает стандартизацию научно обоснованных принципов» [20, с. 21]. Основные принципы такой «политики, сформулированные в науке теории государства и права» [5, с. 33], нашли отражение в определен-
I
С
ной трактовке в действующем законодательстве по противодействию терроризму. Однако принципы борьбы с терроризмом в законодательстве изложены по-разному по отношению к базовому понятию и одному из трех основных направлений противодействия терроризму. В федеральных законах «О противодействии терроризму» и «О федеральной службе безопасности» основные принципы противодействия терроризму, включая направление борьбы с ним и общие принципы деятельности по всем направлениям федеральной службы безопасности, в том числе и по борьбе с терроризмом, изложены по-разному. Принципы деятельности ФСБ России по борьбе с терроризмом в основном достаточно полно коррелируют с основными принципами противодействия терроризму, закрепленными в законодательстве о противодействии терроризму.
В формировании правовой политики в сфере противодействия ядерному терроризму участвует ряд субъектов. Президент РФ определяет Основные направления государственной политики, общее руководство реализацией основ которой осуществляет Правительство РФ. О Антитеррористическая политика взаимодействует с государственной |
политикой в области обеспечения ядерной и радиационной без- " 1
5
опасности, реализуемой посредством скоординированной деятель- ё О
ности государственных органов, органов местного самоуправления, 1 ё
Госкорпорации «Росатом», организаций и граждан. | |
Практическая значимость теоретического осмысления антитер- ё 5
рористической политики является важнейшим фактором в выработке 0 |
государственно-правовых мер противодействия ядерному терроризму | |
как социально-политическому и правовому явлению. ё |
Подводя итоги, следует предположить, что в современных усло- 1 |
виях имеют место подходы, в том числе недостаточно сбалансирован- •! ^
ё I
ные в правовом смысле, к изучению правовой политики государства 5 Й
в сфере борьбы с актами ядерного терроризма. В работе акцентиру- I
ется внимание на главной задаче данного вида правовой политики, г 3
которая бы формировала правовой фундамент на государственном
и международном уровне с целью снижения угроз международной 103
и национальной безопасности от актов ядерного терроризма в мир- 3
ной и военной обстановке. Решение этой задачи составляет важный Ь
элемент основы правовой политики государства в сфере противо- ё
ё
действия ядерному терроризму, являющейся самостоятельным видом |
антитеррористической правовой политики. В результате исследования || предлагается расширить содержание положений Концепции не только минимизацией последствий террористического акта, но и других преступлений террористической направленности.
Список литературы:
1. Баринов, М.А. МЧС России в системе обеспечения общественной безопасности / М.А. Баринов, И.В. Андреев, Е.С. Сафонова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2018. - № 1. - С. 41-44.
2. Суленко, А. Е. Общетеоретические аспекты правового регулирования в чрезвычайных ситуациях / А.Е. Суленко, И.В. Крылова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2019. - № 4. - С. 17-23.
3. Степаненко, Р.Ф. Гуманистическая концепция правовой политики России / Р.Ф. Степаненко, Г.Н. Степаненко // Право и государство: теория и практика. - 2022. - № 8. - С. 6-8.
4. Рыбаков, О.Ю. Методологическое значение теории правовой политики / О.Ю. Рыбаков // Юридическая наука. - 2017. - № 4. - С. 50-53.
5. Матузов, Н. И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики / Н.И. Матузов // Правовая политика и правовая жизнь: Ноябрь. - М., Саратов, 2000. - С. 27-43.
6. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, ^ А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
го 7. Матузов, Н.И. Теория государства и права. Курс лекций / Н.И. Матузов,
^ А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с. ц. 8. Марченко, М.Н. Правовая политика: понятие, субъекты, механизм
5 реализации / М.Н. Марченко // Вестник Московского университета. - Серия О 11. Право. - 2013. - № 5. - С. 26-37.
^ 9. Национальная идентичность России: вопросы теории и истории.
С Философия политики и права : ежегодник научных работ / под общ. ред. 5 Е.Н. Мошелкова / МГУ имени М. В. Ломоносова. - М.: Издательство ^ Воробьев А.В. - 2022. - Вып. 13. - 316 с.
2£ 10. Сидненко, Г.Ф. Информационное противодействие терроризму:
25 политологический аспект / Г.Ф. Сидненко. - М. : Триумф, Лучшие книги, § 2019. - 220 с.
С 11. Комаров, С.Н. Правовая политика: понятие, роль и обеспечение
^ в правовой системе общества / С.Н. Комаров, Г.М. Азнагулова // Правовая ^ политика и правовая жизнь. - 2012. - № 3. - С. 8-16.
со 12. Метельков, А.Н. Ядерный терроризм: оценка опасности ударов АЭС
2 с воздуха / А.Н. Метельков // Национальная безопасность и стратегическое
С планирование. - 2021. - № 3. - С. 39-46.
13. Романовский, Г. Б. Правовая политика в сфере противодействия
104 терроризму / Г. Б. Романовский // Правовая политика и правовая жизнь.
_ - 2018. - № 1. - С. 28-32. Г0
Су 14. Бошно, С.В. Основные категории и правовые основания. Понятие
О правовой доктрины // Право и современное государство. - 2022. - № 2-3. ^ - С. 35-45.
Г0 15. Сырых, В.М. История и методология юридической науки: учебник.
- М. : 2014.
16. Малько, А.В. Правовая политика: актуальные проблемы исследования / / Труды Института государства и права РАН. - 2011. - № 4.
- С. 57-81.
17. Правовая политика в сфере противодействия терроризму в России: вопросы теории и истории: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / Д.В. Жестков.
- Волгоград, 2007. - 30 с.
18. Метельков, А.Н. Пробелы в антитеррористической функции МЧС России // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - N° 7. - С. 71-76.
19. Хамаза, А. А. Перечень документов международных организаций, утвержденных в 2022 г. МАГАТЭ / А.А. Хамаза, Д.А. Мистрюгов, Н.А. Федотова, Д.И. Урманова // Ядерная и радиационная безопасность.
- 2022. - № 2. - С. 132-136.
20. Скребец, Е. С. Борьба с терроризмом в Российской Федерации: концепция и методология / Е.С. Скребец // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. -2016. - № 1. - С. 137-144.
21. Авдеев, В.А. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации: основные направления совершенствования уголовного закона и оптимизации мер противодействия преступности / В.А. Авдеев, О. А. Авдеева // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 1. - С. 12-24.
ь
X
г 5
|
■Э 5 13 п (0
1 к
^^
Й .а
Ф тз & 3
О 03
4 о |
§ 3
.5 а За 1
5 г
| к § §
5 г 1Й
г
105