УДК 327 Т. C. Оруджова
аспирант каф. философских наук Института гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВО МГЛУ; e-maiL: [email protected]
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В СИРИИ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКО-ИРАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В рамках статьи автор рассматривает позиции России и Ирана по решению сирийского кризиса и исследует влияние совместных действий в ходе сирийской антитеррористической операции на развитие двусторонних межгосударственных отношений.
Ключевые слова: Россия; Иран; война в Сирии; российско-иранские отношения; Сирия; ИГИЛ; международные отношения; борьба с международным терроризмом.
T. S. Orudzhova
Postgraduate Student of Department of Philosophic Sciences, Institute of Humanitarian and Applied Sciences (Faculty), MSLU; e-mail: [email protected]
COUNTER-TERRORISM OPERATION IN SYRIA AS A FACTOR
OF TRANSFORMATION OF RUSSIAN-IRANIAN COOPERATION
In the framework of the article, the author considers the stands of Russia and Iran on solution of the Syrian crisis as weU as analyzes the impact of bilateral cooperation in the course of counter-terrorism operation in Syria on relationship between the two states.
Key words: Russia; Iran; Syrian War; Russian-Iranian relationship; Syria; ISIL; internationaL reLationship; the fight against internationaL terrorism.
В современных условиях проблема терроризма приобретает глобальное значение и выступает фактором пересмотра национальных стратегий безопасности стран мира. Вопросы противодействия терроризму регулярно входят в повестку заседаний Совета Безопасности ООН, их обсуждению посвящаются международные встречи на самом высоком уровне.
Ознакомление с существующими в современной науке подходами позволяет сделать вывод о том, что в общем виде под терроризмом принято понимать насильственные действия, направленные на изменение территориальной целостности государства, его политического
устройства посредством устрашения населения, нарушения общественной безопасности и, как правило, на оказание влияния на принятие органами власти определенных политических решений.
Одной из ключевых особенностей современного терроризма является его структурированный и организованный характер. В террористических организациях существует четкая иерархия, включающая в себя подразделения с определенными зонами ответственности, в том числе планирования и контроля действий.
Для достижения собственных целей террористические группировки весьма активно используют современные информационные и военные технологии, в результате чего на сегодняшний день терроризм, в частности, международный терроризм, является глобальной угрозой международному миру и безопасности [Гутерриш 2018].
Для Российской Федерации особую опасность представляет террористическая угроза, исходящая от стран Ближнего Востока, которую представляют террористические группировки, действующие, в том числе, в рамках так называемых Исламского государства1 и Джебхат ан-Нусры («Джебхат Фатах аш-Шам»)2.
Во Внешнеполитической концепции Российской Федерации данному тезису уделяется соответствующее внимание: «Качественно новый характер глобальная террористическая угроза приобрела с появлением международной террористической организации «Исламское государство» и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана. Главным
1 Исламское государство (ИГ, также - ИГИЛ, ДАИШ) - радикальная исламистская группировка, действующая на территории Сирии и Ирака. Организация создана в 2006 г. Основная часть группировки состоит из боевиков, сражавшихся с американскими войсками в период их нахождения в Ираке, а также с силами правительства Б. Асада в Сирии. На территории Российской Федерации, а также ряда других государств признана террористической организацией.
2 Джебхат ан-Нусра - радикальная исламистская группировка, имеющая связь с террористической сетью «Аль-Каида». Организация создана в 2011 г. на территории Сирии. К основным целям группировка относит свержение режима Б. Асада, а в дальнейшем - создание исламского эмирата на территории Сирии. На территории Российской Федерации, а также ряда других государств, признана террористической организацией.
направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей» [Концепция внешней политики Российской Федерации 2016].
Создавшаяся в Сирии кризисная ситуация, которую западные страны продолжительное время в общем виде называли гражданским столкновением сторонников и противников Президента Сирии Б. Аса-да, как представляется, является одним из ключевых международных кризисов современности. Беспрецедентное усиление международных террористических сил поставило во главу международной повестки вопрос, связанный с чрезвычайной необходимостью выработки коллективной стратегии противодействия боевикам, базирующейся на основе международного права.
Данная проблема является чрезвычайно актуальной, как минимум, по трем причинам. Во-первых, текущая ситуация в Сирии стала конфликтогеном для отношений между основными внутренними субъектами влияния на ситуацию в регионе - Ираном, Саудовской Аравией и Турцией. Во-вторых, как полагает ряд экспертов, происходящие события в Сирии являются частью планов США по подрыву экономического потенциала стран-экспортеров углеводородов, в первую очередь, России, за счет строительства на территории Сирии новых топливных артерий, ведущих к побережью Средиземного моря. В-третьих, следствием усиления террористических сил в Сирии и на сопредельных территориях стало широкое распространение радикализма за пределами региона [Грачев, Харламов 2017].
Очевидно, что наиболее эффективный путь реализации антитеррористической политики заключается в коллективных усилиях стран мира, их слаженной и согласованной работе по предотвращению террористических актов и ликвидации подрывных группировок. На глобальном и региональном уровнях существует широкий ряд организаций по противодействию терроризму, среди которых Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Международная организация уголовной полиции - Интерпол, Комитет экспертов по
борьбе с терроризмом Совета Европы, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Антитеррористический центр государств - участников СНГ и др. Однако, несмотря на большое количество международных антитеррористических институтов, вопрос борьбы с радикальными группировками на Ближнем Востоке остается острым и актуальным и по сей день.
Российская позиция по сирийской проблематике с начала обострения конфликта неизменно указывала на то, что главной опасностью событий является террористическая угроза, и, как следствие, всем государствам мира, поддерживают они или нет курс Президента Сирии Б. Асада, необходимо объединиться и направить усилия на решение данного вопроса. Несмотря на вполне рациональные аргументы в пользу данной позиции, российская сторона продолжительное время не находила должного понимания ведущих мировых держав. Представители западных стран, а также ряда региональных государств, делая ключевую ставку на свержение режима Б. Асада, отдавали предпочтение решению кризиса посредством сомнительных, порой радикальных сил, находящихся в оппозиции официальному Дамаску [Ходынская-Голенищева 2015].
Комментируя происходящую ситуацию в рамках своего выступления на 70-й Генеральной Ассамблее ООН Президент России В. В. Путин отметил: «Очевидно, что возникший в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки вакуум власти привел к образованию зон анархии, которые немедленно стали заполняться экстремистами и террористами. Под знаменами так называемого Исламского государства уже воюют десятки тысяч боевиков. В их числе бывшие иракские военнослужащие, которые в результате вторжения в Ирак в 2003 г. были выброшены на улицу. Поставщиком рекрутов является и Ливия, чья государственность была разрушена в результате грубого нарушения Резолюции № 1973 Совбеза ООН. А сейчас ряды радикалов пополняют и члены так называемой умеренной сирийской оппозиции, поддержанной Западом» [Путин 2015].
Непосредственное участие Российской Федерации в боевых действиях в Сирии началось в сентябре 2015 г., когда Совет Федерации России одобрил запрос Президента России В. В. Путина об использовании российских Вооруженных Сил за рубежом, за этим незамедлительно
последовали удары российских Воздушно-Космических Сил (далее -ВКС) по позициям боевиков в Сирии.
Ключевым фактором принятия данного решения стало обращение официальных властей Сирии к России с просьбой об оказании помощи в борьбе с террористическими группировками. К этому моменту порядка 90 % территории Сирии находились под контролем различных террористических сил [Военная операция Вооруженных Сил РФ ... 2018]. Боевики «Исламского государства» захватили транспортные коммуникации, нефте- и газовые месторождения, а также ряд стратегически важных районов страны, в том числе Ракку, Ман-бидж и Пальмиру [Операция ВС РФ в Сирии. Досье 2017]. В этих условиях Правительство Башара Асада было вынуждено признать неспособность побороть существующими силами разрастающуюся террористическую сеть, что послужило основанием для подписания 25 августа 2015 г. Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики.
Основным игроком, который был заинтересован в сохранении власти Б. Асада не менее, чем Россия, выступил Иран. Для Москвы, нуждающейся в международной поддержке в борьбе с экстремистскими группировками на Ближнем Востоке, Тегеран, по сути, являлся единственным надежным союзником. Перспективность Ирана в качестве союзника в данном вопросе обусловливалась тем, что восточный сосед, во-первых, в ходе исторических взаимоотношений в Сирийской Арабской Республикой, обладал немалым влиянием в стране, во-вторых, имел общую границу с Сирией, а, в-третьих, имел опыт работы с Москвой по схожему направлению, когда в 1990-х гг. оказывал России содействие во внутриполитическом урегулировании в Таджикистане и поддержал ликвидацию подрывного исламского движения на российском Северном Кавказе [Хегатуров 2018].
Иран так или иначе был вынужден находиться в авангарде международной антитеррористической кампании ввиду соседства с такими очагами нестабильности, как Сирия, Ирак, Йемен, Афганистан и др., а также необходимости защиты своих геополитических интересов в регионе [Джаббари 2016]. При этом для решения непростого сирийского вопроса, иранской стороне были необходимы влиятельные
союзники, способные встать в оппозицию западной коалиции, поддерживающей «умеренные» антиасадовские повстанческие группировки.
Для Ирана Россия представлялась перспективным союзником по сирийскому вопросу ввиду следующих причин. Во-первых, Россия обладала правом вето в Совете Безопасности ООН, во-вторых, поддерживала правительство Башара Асада, в-третьих, в целом проводила независимую от Запада политику в Сирии. При этом, как представляется, иранское руководство испытывало ряд опасений касательно последствий военного союза с Россией - так, они могли быть связаны с тем, что в случае успешного исхода военной кампании российская сторона значительно усилит свое влияние в Сирии, а Иран, напротив, потеряет позиции у фактически единственного союзника в регионе. Однако пиковое обострение сирийской ситуации вкупе с жестким санкционным прессингом США в отношении Ирана, по-видимому, создали условия, в которых иранским властям пришлось смириться со всеми возможными рисками.
Фактическое признание иранского руководства в том, что его военные находятся в Сирии, пришлось на 2012 г. Основными частями иранской армии в Сирии являлись выходцы из Афганистана, Ирака и Пакистана - шииты, воющие за перспективу получения иранского гражданства, обещанную им руководством страны. Рекруты в Сирии объединялись в военизированные группировки (крупнейшие из которых - «Лива Фатимиюн» (Афганистан), «Харакат Хезболла ан-Нуджаба» (Ирак), «Лива Зейнабиюн» (Пакистан)), которые получали вооружение и финансовую помощь со стороны Ирана, в том числе от военных советников Корпуса стражей исламской революции (КСИР) [Каспийский груз ... 2018].
Российско-иранское взаимодействие по сирийской проблематике на современном этапе осуществляется в двух направлениях. Первое направление представляет собой военное и оперативное сотрудничество, а второе - политическое и дипломатическое взаимодействие.
Россия вошла в тесное взаимодействие с Ираном по вопросу ликвидации террористических группировок практически одновременно с началом непосредственного участия отечественных ВКС в сирийской операции. Первым шагом по установлению совместного сотрудничества в данном направлении стало создание в сентябре 2015 г.
координационного Центра обмена информацией по линии военно-политического руководства России, Ирана, Сирии и Ирака. Основными функциями структуры стали сбор, обработка и анализ информации о текущей ситуации в регионе с целью ее дальнейшего использования при борьбе с террористическими группировкам [Россия, Ирак и Иран создали . 2015].
Следующим ключевым этапом развития совместного российско-иранского сотрудничества по вопросу обеспечения антитеррористической безопасности в Сирии стало предоставление Ираном своей авиабазы в Хамадане для ее использования российскими военными в августе 2016 г. ВКС России трижды использовал иранскую авиабазу для нанесения ударов по террористическим объектам в Сирии. Для Ирана такой шаг являлся беспрецедентным в Новейшей истории государства, так как силы, пришедшие к власти после Исламской революции 1979 г., на протяжении долгих лет отстаивали принципиальную позицию по недопущению передачи иностранцам отечественных военных объектов. Более того, данный принцип был официально отражен в действующей Конституции Исламской Республики Иран, что стало основным аргументом критиков, обрушившихся на иранских военных чиновников после известия о принятом решении. Тем не менее впоследствии внутренний конфликт был улажен, в том числе благодаря заявлению Председателя Парламента Ирана Али Лариджани о том, что данный шаг являлся временной передачей объекта в пользование, а не в собственность, что не противоречит Конституции [Иран не принимает ... 2016].
Еще одним важным этапом российско-иранского взаимодействия по сирийской проблематике стало совместное с Турцией инициирование Астанинского процесса - формата политического решения сирийского кризиса в дополнение к межсирийскому диалогу под эгидой ООН в г. Женеве. К переговорам в рамках Астанинского процесса были привлечены представители официальной власти в Сирии и делегация сирийской оппозиции. Первый раунд переговоров был проведен в январе 2017 г. Всего за 2017 г. было проведено восемь встреч [Эксперт: астанинский процесс ... 2018]. Главными итогами проведенных переговоров стали, во-первых, подписание между Россией, Ираном и Турцией Меморандума о зонах безопасности в Сирии, предполагающего создание четырех зон деэскалации конфликта - в провинции Идлиб,
к северу от города Хомс, в Восточной Гуте и на юге страны, во-вторых, договоренности по решению гуманитарных проблем, в-третьих, активизация активности ООН по сирийской проблематике [Выступление и ответы на вопросы министра иностранных дел ... 2018].
С началом непосредственного участия России в сирийском процессе двустороннее российско-иранское взаимодействие также осуществлялось и по линии координации боевых действий на территории Сирии. При этом официальные представители обеих сторон отмечали плодотворность данной работы, и что в целом российско-иранское сотрудничество по сирийскому вопросу придает дополнительный импульс антитеррористической повестке, а также способствует расширению российско-иранских контактов [В Минобороны РФ удовлетворены уровнем координации ... 2017].
В целом, благодаря, в том числе, успешным политическим и военным действиям России, а также плодотворным совместным российско-иранским контактам, к 2018 г. было уничтожено более 86 тыс. боевиков, 121,5 тыс. террористических объектов, порядка 650 танков и 730 боевых машин пехоты. Ключевым достижением совместной российско-иранской кампании в Сирии вкупе с союзническими силами стало обеспечение правительственных сил страны контролем над 96,5 % ее территории (на момент обращения Президента Сирии Б. Асада за помощью к Москве правительственные силы контролировали лишь 8 % территории) [Военная операция Вооруженных Сил РФ ... 2018].
Совместная антитеррористическая координация в Сирии продемонстрировала, что российско-иранские отношения вышли на качественной новый уровень. В настоящее время есть все причины полагать, что роль Ирана в региональной и международной политике России будет возрастать. Это обусловлено как рядом политических факторов, побуждающих страны, не входящие в так называемую западную коалицию объединять усилия в борьбе за защиту собственных геополитических интересов, так и взаимными экономическими интересами, которые перешли в реальную плоскость широкомасштабных проектов в энергетической и других областях.
Предоставление российским ВКС иранской авиабазы, равно как и разрешение на пролет через иранскую территорию российских бомбардировщиков и крылатых ракет стало феноменальным шагом по сближению с иностранным государством со стороны Ирана. Для
России же подобный жест восточного партнера стал показателем высокого доверия, которого, по мнению ряда экспертов, так не хватало обеим сторонам для перехода двусторонних отношений на стратегический уровень.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гутерриш А. Объединиться для противодействия терроризму [Электронный ресурс] // Генеральный секретарь ООН. 2018. URL : www.un.org/sg/ru/ content/sg/articles/2018-06-26/uniting-world-against-terrorism Грачев С. И., Харламов А. А. Сирия как детерминанта геополитической ориентации и экономических интересов [Электронный ресурс] // Общество: политика, экономика, право. 2017. URL : doi.org/10.24158/pep.2017.3.6 Исса Д. М., Сальников В. И. Политика России в отношении Ближнего Востока [Электронный ресурс] // Сборник научных статей. Воронежский филиал ФГБОУ ВО «РАНХиГС». 2018. С. 135-140. URL : elibrary.ru/item. asp?id=35137261
Ходынская-Голенищева М. С. Терроризм в Сирии: американская стратегия «борьбы с экстремистами» и ее последствия для региональной и мировой безопасности // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 4. С. 17-24. Путин В. В. Выступление на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. 2015. URL : kremlin.ru/events/ president/news/50385 Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. 2016. URL : www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 Хегатуров А. А. Геополитические аспекты российско-иранского сотрудничества в военно-технической сфере [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 2018. URL : russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/columns/geopolitics-arms-market/geopoliticheskie-aspekty-rossiysko-iranskogo-sotrudnichestva-v-voenno-tekhnicheskoy-sfere/?sphrase_id=17991918 Джаббари Н. Х. Потенциал Ирана в борьбе с международным терроризмом [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2016. Т. 16. № 4. С. 665-676. URL : cyberleninka.ru/article/v/ potentsial-irana-v-borbe-s-mezhdunarodnym-terrorizmom Каспийский груз. Кто воюет в Сирии вместе с Россией [Электронный ресурс] // Lenta.ru. 2018. URL : is.gd/5xHMkH Военная операция Вооруженных Сил РФ в Сирийской Арабской Республике - итоги в цифрах [Электронный ресурс] // Министерство обороны
Российской Федерации. 2018. URL: syria.mil.ru/video/more.htm?id=8966@ morfVideoAudioFile Операция ВС РФ в Сирии. Досье [Электронный ресурс] // ИA TA^. 2017.
URL : tass.ru/info/4603727 Ирап пе принимает: почему российские самолеты покинули авиабазу Хама-дан [Электронный ресурс] // РБК. 2016. URL : www.rbc.ru/politics/22/08/2 016/57baff359a7947b5abcc2cce Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 году [Электронный ресурс] // МИД Российской Федерации. 2018. URL : www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/ asset_publisher/70vQR5KJWVmR/content/id/3018203 В Минобороны РФ удовлетворены уровнем координации с Ираном по Сирии [Электронный ресурс] // ИA TAСС. 2017. URL : tass.ru/politika/4214617
REFERENCES
Guterrish A. Ob#edinit'sja dlja protivodejstvija terrorizmu [Jelektronnyj resurs] // General'nyj sekretar' OON. 2018. URL : www.un.org/sg/ru/content/sg/ articles/2018-06-26/uniting-world-against-terrorism Grachev S. I., Harlamov A. A. Sirija kak determinanta geopoliticheskoj orientacii i jekonomicheskih interesov [Jelektronnyj resurs] // Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo. 2017. URL : doi.org/10.24158/pep.2017.3.6 Issa D. M., Sal'nikov V. I. Politika Rossii v otnoshenii Blizhnego Vostoka [Jelektronnyj resurs] // Sbornik nauchnyh statej. Voronezhskij filial FGBOU VO «RANHiGS». 2018. S. 135-140. URL : elibrary.ru/item.asp?id=35137261 Hodynskaja-Golenishheva M. S. Terrorizm v Sirii: amerikanskaja strategija «bor'by s jekstremistami» i ee posledstvija dlja regional'noj i mirovoj bezopasnosti // Izvestija DGPU. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki. 2015. № 4. S. 17-24.
Putin V. V. Vystuplenie na plenarnom zasedanii 70-j sessii General'noj Assamblei OON [Jelektronnyj resurs]. 2015. URL : kremlin.ru/events/president/ news/50385
Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. 2016. URL : www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2542248
Hegaturov A. A. Geopoliticheskie aspekty rossijsko-iranskogo sotrudnichestva v voenno-tehnicheskoj sfere [Jelektronnyj resurs] // Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. 2018. URL : russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/geopolitics-arms-market/geopoliticheskie-aspekty-rossiysko-iranskogo-sotrudnichestva-v-voenno-tekhnicheskoy-sfere/?sphrase_id=17991918
Dzhabbari N. H. Potencial Irana v bor'be s mezhdunarodnym terrorizmom [Jelektronnyj resurs] // Vestnik RUDN. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija. 2016. T. 16. № 4. S. 665-676. URL : cyberleninka.ru/article/v/potentsial-irana-v-borbe-s-mezhdunarodnym-terrorizmom Kaspijskij gruz. Kto vojuet v Sirii vmeste s Rossiej [Jelektronnyj resurs] // Lenta.
ru. 2018. URL : is.gd/5xHMkH Voennaja operacija Vooruzhennyh Sil RF v Sirijskoj Arabskoj Respublike - itogi v cifrah [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo oborony Rossijskoj Federacii. 2018. URL : syria.mil.ru/video/more.htm?id=8966@morfVideoAudioFile Operacija VS RF v Sirii. Dos'e [Jelektronnyj resurs] // IA TASS. 2017. URL : tass. ru/info/4603727
Iran ne prinimaet: pochemu rossijskie samolety pokinuli aviabazu Hamadan [Jelektronnyj resurs] // RBK. 2016. URL : www.rbc.ru/politics/22/08/2016/5 7baff359a7947b5abcc2cce Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannyh del Rossii S. V. Lavrova v hode press-konferencii po itogam dejatel'nosti rossijskoj diplomatii v 2017 godu [Jelektronnyj resurs] // MID Rossijskoj Federacii. 2018. URL : www.mid. ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/ content/id/3018203
V Minoborony RF udovletvoreny urovnem koordinacii s Iranom po Sirii [Jelektronnyj resurs] // IA TASS. 2017. URL : tass.ru/politika/4214617