Исторические исследования
Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №3. С. 6-22
УДК 271.2-9:930(47+57) "1958/1964" Тупикин Роман Владимирович (Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор), кандидат юридических наук, кандидат богословия, ректор Смоленской православной духовной семинарии
Антирелигиозная пропаганда в Смоленской области в 1958—1960 гг. на страницах газеты «Рабочий путь»
Аннотация. Представленное к публикации исследование посвящено такому методу антирелигиозной пропаганды на первом этапе «хрущёвских» гонений (1958-1960 гг.) в Смоленской области как публикация статей в смоленской общественно-политической областной газете «Рабочий путь». Цель исследования - на основании выявленного комплекса статей проанализировать, кем были авторы публикаций, какие жанры они использовали для реализации антицерковных и антирелигиозных установок, какие темы поднимались в статьях. Методологическая основа исследования строится на традиционных для исторической науки принципах историзма и научной объективности. Анализ комплекса антирелигиозных публикаций за 1958-1960 гг. позволил утверждать, что авторами публикаций на первом этапе были журналисты газеты «Рабочий путь», затем в качестве авторов антирелигиозных статей были привлечены известные в Смоленске представители научного сообщества. Методы, использовавшиеся при написании статей, не отличались оригинальностью и диктовались разворачивающимися гонениями. В статьях были представлены фельетоны, направленные против духовенства Смоленской области, отречения священников-ренегатов, выступления против христианских праздников и комплекс статей, построенных на анализе соотношения науки и религии и призывом отказа от религии в пользу науки.
Ключевые слова: «хрущёвские» гонения; антирелигиозная кампания на страницах периодических изданий; смоленская общественно-политическая областная газета «Рабочий путь»; публикации священников-ренегатов; священник-ренегат П. Дарманский; священник-ренегат Николай Спасский; епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб); епископ Астраханский Сергий (Ларин); уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Смоленской области Г.Н. Галинский.
Одним из методов антирелигиозной пропаганды, начавших активно реализовываться во время первого периода «хрущёвских» гонений (1958-1960 гг.), были публикации на страницах периодических изданий, которые не только демонстрировали идеологию принудительной атеизации населения, но и затрагивали в негативной коннотации личности епархиальных архиереев и приходского духовенства. Несмотря на выраженную идеологическую составляющую публикаций, они дают представление как о развитии идеологического наступления на Русскую Православную Церковь, так и о ряде аспектов истории Смоленской и Дорогобужской епархии в период гонений, что свидетельствует об актуальности поставленной проблемы.
Историографию исследовательского направления антирелигиозной пропаганды в периодической печати времени хрущевской «оттепели» нельзя охарактеризовать как сложившуюся. Публикации на страницах газет 1958-1964 гг., представляющие значительный интерес с точки зрения методологии ведения антирелигиозных выступлений, задачей которых в конечном итоге была инициированная Политбюро атеизация населения СССР и, соответственно, постепенное угасание Русской Православной Церкви, в настоящее время только начинают выступать в качестве предмета исследования. По этой причине антирелигиозные (атеистические, антиправославные) публикации конца 1950 - начала 1960-х годов исследуются главным образом в региональном контексте. Так, статьи А.Г. Подмарицына посвящены антирелигиозным публикациям на страницах периодических изданий Куйбышевской области1, а статья М.И. Соколовой, опубликованная в связи с защитой диссертационного исследования - Волгоградской области2. Оба автора отмечают идентичные направления антирелигиозной пропаганды, что соответствует идеологии антицерковной политики СССР, которая активно проводилась во всех регионах.
Источниковую базу настоящего исследования составил комплекс статей антирелигиозной направленности, опубликованных в смоленской областной газете «Рабочий путь» в 1958-1960 гг.
Действенным методом пропаганды, начавшим активно реализовываться во время первого периода «хрущевских» гонений (1958-1960 гг.), отличавшегося продуманностью и беспрецедентностью, стало проведение антирелигиозной кампании на страницах периодических изданий. В Смоленской области площадкой для антирелигиозных выступлений стала общественно-политическая областная газета «Рабочий путь», которая с 1917 по 1920 г. называлась «Известия Смоленского Совета рабочих и солдатских
1 Подарицын А.Г. Антирелигиозные публикации в периодике Куйбышевской области при Н.С. Хрущеве // Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту. Материалы V Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. 2017. С. 300-303. Подарицын А.Г. Атеистические антиправославные публикации рубежа 50-60-х годов XX века в Куйбышевской областной периодике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 -2 (38). С. 158162.
2 Соколова М.И. Религиозная ситуация в Сталинградской области в годы «хрущевской оттепели»: по материалам городской и областной периодики // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. № 1 (15). С. 29-34.
"3
депутатов», а в 1920 г. была переименована в «Рабочий путь» . Значимость этого издания подчеркивалась тем, что газета была органом губернского комитета (губкома) РКП (б) и губернского Совета4, и выходила дважды в неделю. Учитывая статус издания, в нем публиковались наиболее значимые с точки зрения губкома и редакции газеты материалы, отражавшие важнейшие темы повседневности. С 1954 г. такими темами стали статьи, направленные против Русской Православной Церкви, других религиозных организаций и религиозности в целом.
В структуре газеты для раздела, посвященного антирелигиозным статьям, была отведена нижняя полоса на третьей странице. Если материал был большим, для него выделялась также нижняя полоса четвертой страницы. В 1960 г. после внесения изменений в разбивку полос, антирелигиозные материалы могли быть размещены на второй странице, правда, их объем был сокращен.
Знакомство с комплексом антирелигиозных публикаций за 1958-1960 гг. позволило проанализировать периодичность издания антирелигиозных материалов и методы, которыми пользовались журналисты. Прежде всего, нужно отметить, что редакция газеты, по всей видимости, не слишком приветствовала публикации на антирелигиозные темы. Несмотря на то, что в 1958-1960-е годы уже началось активное проведение антицерковных акций, периодичность публикаций не доходила даже до одной статьи в месяц. Так, в 1958 г. на антирелигиозные темы было опубликовано 9 статей, в 1959 г. - 6, а в 1960 - всего 4. При этом из всего объема 8 статей были посвящены сектам.
Методы, использовавшиеся авторами антирелигиозных статей, не отличались оригинальностью и диктовались разворачивающимися гонениями. Во-первых, в 1958 г. все статьи, посвященные антирелигиозной тематике, были написаны штатными журналистами газеты. Как того требовали обстоятельства времени, они обращались к темам, в которых представители Церкви выглядели неприглядно, особенно излюбленной темой журналистов было злоупотребление лицами в священном сане алкоголем и растратой церковных денег. В 1959 г. внимание со священников было перемещено на епископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба), причем обвинения в его адрес излагались устами священников-ренегатов.
Скорее всего, тематика статей штатных журналистов на антирелигиозные темы к началу 1959 г. была исчерпана, и в 1959-1960 гг. в качестве авторов статей стали привлекаться люди, имевшие высокий статус, например, заслуженный деятель науки, профессор Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения Ю. Фролов5; преподаватель педагогического института г. Смоленска, член Общества по распространению политических и научных знаний Д. Маймусов6, заведующий кафедрой всеобщей истории Смоленского педагогического института
3 Смоленская область. Энциклопедия. Т II. СГПУ, 2003. С. 371.
4 Смоленская область. Энциклопедия. Т II. СГПУ, 2003. С. 371.
5 Фролов Ю. Наука и религия о значении труда // Рабочий путь. 1959. № 112. С. 3.
6 Маймусов Д. Научные предвидения и религиозные суеверия // Рабочий путь. 1959. № 5. С. 3.
7
Н. Андреев7. Статьи на заданные темы, написанные приглашенными именитыми авторами, отличались наукообразным подходом и претендовали на определение «научная». Однако таковыми назвать их вряд ли возможно, поскольку сама тематика статей, построенная на соотношении науки и религии, причем в исключительно уничижительном контексте для религии, для советского государства второй половины XX в. принципиально не могла быть научной. Подавляющее большинство статей, опубликованных в газете «Рабочий путь» в 1958-1960-е гг. на антирелигиозные темы, носили политизированный характер.
Представляет интерес тематика антирелигиозных статей 1958-1960-х гг. Прежде всего, привлекают внимание публикации священников-ренегатов, которые на страницах газет публично отреклись от Бога и от Церкви. В 1958 и 1959 г. в газете «Рабочий путь» было опубликовано два таких материала, но оба они заимствованы из газет Киевской и Сталинградской областей8, что свидетельствует о том, что в Смоленской области священников, публично отрекшихся от Бога, не было. В начале 1958 г. предпочтение отдавалось публикации «легких» жанров - фельетонов, в которых антирелигиозные задачи решались за счет высмеивания пороков духовенства. После выступления ренегатов и фельетонов на страницах «Рабочего пути» начали публиковаться «программные» статьи, в которых обосновывалась антирелигиозная позиция СССР9, определялось место религии в политике10. Целый блок статей был посвящен соотношению науки и религии - разбирались такие темы как наука против религии11; наука и религия о значении труда12; научные предвидения и
13
религиозные суеверия . В «лучших» традициях антирелигиозной публицистики в газете «Рабочий путь» публиковались статьи о церковных
14
праздниках, преподнесенные в исключительно негативном ключе , а также публикации из серии «В помощь пропагандисту и агитатору», посвященные проведению агитационных мероприятий против религии15. Особый блок статей составили материалы против развитых в Смоленской области сект баптистов16,
17 18
евангелистов-баптистов , пятидесятников г. Рославля , пятидесятников села Рудни19.
7 Андреев Н. Антирелигиозное воспитание в школе // Рабочий путь. 1959. № 10. С. 3.
8 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 3-4. Спасский Н. Почему я отрекся от церкви. Открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию // Рабочий путь. 1959. № 150. С. 3.
9 Гапочка М. Социализм и религия неприменимы // Рабочий путь. 1958. № 185. С. 3.
10 Великович А. О религиозной маскировке империалистической политики // Рабочий путь. 1958. № 113. С. 3.
11 Павлова Л.И. Наука и религия о жизни и смерти // Рабочий путь. 1958. № 252. С. 3.
12 Фролов Ю. Наука и религия о значении труда // Рабочий путь. 1959. № 112.
13 Губанов Н. Почему некоторые ученые веруют в Бога // Рабочий путь. 1960. № 55. С. 4.
14 Маймусов Д. Научные предвидения и религиозные суеверия // Рабочий путь. 1959. № 5. С. 3.
15 Гуляев А. Происхождение и классовая сущность праздника Пасхи // Рабочий путь. 1958. № 86. С. 2.
16 Марутенков М. Кротки как голуби и ядовиты как змеи // Рабочий путь. 1958. № 158. С. 3. Андреев Н. Антирелигиозное воспитание в школе // Рабочий путь. 1959. № 10. С. 3.
17 Сергеев Н. Ловцы человеческих душ // Рабочий путь. 1959. № 3.
18 Остерегайтесь «святых проходимцев» // Рабочий путь. 1960. № 44. С. 2.
19 Нет в нашем обществе места сектантскому мракобесию! Общественность Рудни поднимает свой голос против изуверов-«пятидесятников» // Рабочий путь. 1960. № 144. С. 2.
Итак, для партийных органов Смоленской области и для начавшейся антирелигиозной кампании резонансным, достигающим максимальных пропагандистских целей, представлялось выступление на страницах периодического издания областного значения священника-ренегата с отречением от Бога и Церкви. Именно такие материалы, по мысли редакции, и должны был стать самыми показательными в неуклонно разворачивающейся борьбе с Русской Православной Церковью. Дата публикации первого «признания» в газете «Рабочий путь» была символичной - следующий день после Благовещения 1958 г. Однако в замысле редакции бросается в глаза некоторая некорректность - в газете Смоленской области был опубликован
рассказ священника, 22 февраля 1958 г. представленный в газете «Киевская
20
правда» . Этот факт позволяет предположить, что, вероятнее всего, до 1958 г. в Смоленской епархии не было фактов отречения от веры священников. Тем не менее, статья представляет интерес с точки зрения методов антирелигиозной пропаганды, которые на тот момент еще вырабатывались.
О пропагандистских целях свидетельствует уже заголовок статьи -порвал с религией не рядовой священник, а кандидат богословия. Вероятно, читающий должен был сделать вывод, что от религии отказываются не простые сельские батюшки, а образованные, получившие высшее образование «служители культа», что делает их выбор примером для подражания советским гражданам.
Объясняя свое отречение, бывший священник П. Дарманский - один из известных ренегатов СССР 1958-1960 гг., излагает вполне устоявшуюся пропагандистскую схему, цель которой показать, что выбор пути священника был изначально ошибочным. Прежде всего, религиозные чувства прививались будущему ренегату в детстве представителями старших поколений -неграмотными родителями и соседкой, которая «целыми вечерами просиживала у нас дома, рассказывая о разных религиозных чудесах»21. Пройдя через увлечение сектантством и обратившись в православие, благодаря диспутам с выпускником семинарии Е. Дулуманом, также известным ренегатом, отрекшимся от Бога позднее, П. Дарманский в 1947 г. поступил в Одесскую духовную семинарию. Уже в процессе обучения у семинариста возник ряд смущавших его вопросов. К примеру, он сообщал, что описания «подвигов» некоторых святых настолько фантастичны, что мало чем отличаются от сказок и мифов22. При обучении в духовной академии процесс увеличения сомнений продолжился. По всей видимости, не без подсказки инициаторов отречения, П. Дарманский в своем повествовании привел мнение известного ренегата профессора духовной академии А. Осипова: «Сам профессор... А. Осипов считает, что книга "Эсфирь" - это отрывок из
20 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 3-4.
21 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 3.
22 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 3.
персидской летописи времен Ксеркса. Подобной же является книга "Песни песней Соломона"... Некоторые места этой "священной" книги звучат порнографически. А в другой книге - "Экклезиаст" - излагаются просто
23
атеистические мысли» . Примером для выбора пути без Бога стало отречение летом 1952 г. «лучшего друга по вере Е. Дулумана», который доказывал П. Дарманскому, что коммунистическая мораль несравненно выше
24
христианской и по-настоящему жизненна»24.
Далее «кандидат богословия» начал знакомство с воззрениями материалистов и научной литературой, и как результат, «я стал равнодушным к религиозной идеологии и утратил веру в чудеса»25. Это утверждение автора статьи вызывает большие сомнения, поскольку выпускник духовной академии не мог не быть знаком с научной литературой, в том числе с идеями социализма, которые были широко известны учащимся духовных школ еще с начала XX в. В начале 1958 г. П. Дарманский окончательно и открыто порвал с Церковью26. Подтверждением того, что отречение П. Дарманского было следствием работы партийных органов, помимо сомнительной череды событий, связанной со знакомством ренегата с «научной литературой», стало его последующее трудоустройство в должности научного сотрудника в Киевском государственном музее-заповеднике «Киевско-Печерская лавра» в отделе
27
«наука и религия»27.
Характерен пропагандистский вывод бывшего священника, сопровождающий отречение и, вероятнее всего, сформулированный заинтересованными людьми: «я убедился, что религия калечит человека, засоряет его сознание, притупляет чувства, расслабляет волю. Здорового и
жизнерадостного человека религия может психически покалечить, сделать из
28
него духовного калеку»28. «Сорокалетнее существование Советской власти без "помощи божией" рассеяло религиозно-реакционный туман»29.
В опубликованном «признании» были сделаны важнейшие акценты, в которых были заинтересованы, прежде всего, инициаторы проведения антирелигиозной кампании: кандидат богословия под влиянием религиозных людей «заблудился», и только знакомство с материализмом и коммунистической моралью наполнили его жизнь смыслом. В следующей статье, опубликованной П. Дарманским на страницах газеты «Рабочий путь», его выводы приобрели более определенный и отточенный в соответствии с
23
23 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 3.
24 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 3.
25 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 4.
26 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 4.
27 Дарманский П. Атеизм побеждает // Рабочий путь. 1958. № 197. С. 3-4.
28 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 4.
29 Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 4.
коммунистической идеологией характер: «Вера в бога всегда отвлекала сознание народных масс от необходимости борьбы за освобождение на земле, всегда служила и служит в капиталистическом мире прикрытием бесстыдного
30
насилия и разбоя»30. Далее, как предполагали правила жанра, прозвучал апофеозный финал: «Я безмерно благодарен родной Коммунистической партии, которая обеспечила советскому народу великие права и демократические свободы. Кто верует, может отправлять религиозный культ, а кто не верует, может вести антирелигиозную пропаганду. Когда же я пришел
31
к атеистическим убеждениям, я начал новую, творческую, радостную жизнь»31. Вывод был тщательно продуман соответствующими органами: советское законодательство не запрещает быть верующим, но вера лишает «творческой и радостной жизни». Пропагандистский подход, логически обосновавший правильность отказа от религии очевиден.
Следующее выступление священника-ренегата было опубликовано в 1959 г. и также представляло собой заимствование из газеты другого региона -«Сталинградская правда». Оно не было филигранно проработано как выступление П. Дарманского, и основные акценты, сделанные в статье, были более примитивны - они концентрировали внимание на обмане людей при помощи религиозных верований и недостойном поведении епископата Русской Православной Церкви. О том, что это отречение было результатом работы соответствующих советских органов, свидетельствуют слова: «лучше. отказаться от сана священника, чем повседневно продолжать обманывать людей. отрывать от активной борьбы за лучшее будущее человечества на
32
земле»32.
Итак, в 1959 г. в качестве ренегата на страницах смоленской областной газеты «Рабочий путь» выступил Николай Спасский - бывший благочинный 3-го округа и настоятель Никольского молитвенного дома г. Михайловка Сталинградской области. О себе он рассказал следующее: 70 лет, сын священника, хорошо обеспечен. В 1915 г. окончил Московский коммерческий институт и до 1930 г. «трудился на благо Родины». В 1941 г. оказался на оккупированной территории (Украина) и принял священный сан, чтобы
3 3
избежать сотрудничества с нацистами33. Это утверждение весьма сомнительно, поскольку принятие священного сана на оккупированных нацистскими захватчиками территориях освобождало от депортации в Германию, но не освобождало от сотрудничества с коллаборационистскими епархиальными управлениями.
В качестве случая, заставившего священника усомниться в существовании Иисуса Христа (излюбленный прием агитаторов-атеистов), приведен рассказ о сожжении фашистами 250 мирных жителей в с. Козыри
30
Дарманский П. Атеизм побеждает // Рабочий путь. 1958. № 197. С. 4.
31 Дарманский П. Атеизм побеждает // Рабочий путь. 1958. № 197. С. 4.
32 Спасский Н. Почему я отрекся от церкви. Открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию // Рабочий путь. 1959. № 150. С. 3.
33 Спасский Н. Почему я отрекся от церкви. Открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию // Рабочий путь. 1959. № 150. С. 3.
Черниговской области. Далее Н. Спасский озвучивает излюбленный антирелигиозными лекторами довод о том, что в античной литературе нет упоминаний о Христе, о том, что царь Ирод умер за 4 года до «мнимого рождения Христа», об «анекдотичной истории, произошедшей после изгнания Адама и Евы из рая», «несостоятельности» теории креационизма и др.34
В качестве обоснования своего отречения Н. Спасский приводит все-таки не сомнения в историчности Христа, а обосновывает свой поступок неудовольствием поведением епископата. Он обвиняет епископа Астраханского Сергия (Ларина) в присвоении церковных денег и неблагочестивом поведении, и духовенство Сталинградской епархии в тех же грехах. Не остался вне обвинений и Смоленский епископ Михаил (Чуб), также
35
обвиненный в растрате церковных денег и неблагочестивом поведении35.
1960 г. увенчался выступлением бывшего священника Смоленской и Дорогобужской епархии с. Дубровино Темкинского района Смоленской области Л.Д. Мельника, который, однако, не отрекался от Бога и Церкви и не отказывался публично от священного сана, т.е. фактически ренегатом он не был. 20 марта 1960 г. на страницах газеты «Рабочий путь» он сообщил, что три с половиной года назад (в 1956 г.) он отказался покупать церковные товары со смоленского епархиального склада. Поясняя свою позицию, он писал: «продажа свечей, мира (миро никогда на продавалось и не продается - оно выдается приходскому духовенству через благочинных - митр. И.) и других товаров стала тем предметом самой бесстыдной спекуляции»36. Показательна фраза бывшего священника, который либо действительно не знал о порядке мироварения, либо повторял установки атеистической пропаганды: «За гран (гораздо меньше грамма) миро, составляемого из простого масла, брали пять
37
рублей» . Также идеологическим выпадом были слова: «Все, что я просил у церковного начальства, - это дать мне пенсию, но мои просьбы были
38
отклонены»38. Действительно, Церковь не выплачивала пенсии духовенству, поскольку выдача пенсий служителям Церкви была запрещена законодательством СССР и контролировалась финорганами области и уполномоченным.
В выступлении бывшего священника вновь публично муссировалась тема о том, что епископ Смоленский Михаил (Чуб) и епископ Астраханский Сергий
39
(Ларин) «предавались разврату» . В выступлении П.Д. Мельник вспомнил всех благочинных и духовенство, замеченных в пристрастии к винопитию и к
40
прекрасному полу40.
34 Спасский Н. Почему я отрекся от церкви. Открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию // Рабочий путь. 1959. № 150. С. 3.
35 Спасский Н. Почему я отрекся от церкви. Открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию // Рабочий путь. 1959. № 150. С. 4.
36 Мельник П.Д. Такова их «правда», такова «любовь к ближнему» // Рабочий путь. 1960. № 87. С. 3.
37 Мельник П.Д. Такова их «правда», такова «любовь к ближнему» // Рабочий путь. 1960. № 87. С. 3.
38 Мельник П.Д. Такова их «правда», такова «любовь к ближнему» // Рабочий путь. 1960. № 87. С. 3.
39 Мельник П.Д. Такова их «правда», такова «любовь к ближнему» // Рабочий путь. 1960. № 87. С. 3.
40 Мельник П.Д. Такова их «правда», такова «любовь к ближнему» // Рабочий путь. 1960. № 87. С. 3.
Опубликованная статья в еще большей степени была не проработана и отнюдь не представляла собой образец пропагандистского отречения от Бога и Церкви, а, скорее, напоминала дурно составленный памфлет, центром которого выступал неудовлетворенный собственными доходами и статусом приходской священник.
Примерно в этом же стиле был написан под авторством штатного журналиста газеты «Рабочий путь» М. Марутенкова фельетон «Звон церковного колокола»41. Фельетон высмеивал священника Полуевской церкви Стодолищенского района Анатолия Овчаренко, который увлекался употреблением алкоголя в немалых количествах и устройством дебошей, заканчивающихся препровождением в отделение милиции. Кроме этого, персонажами фельетона стали епископ Михаил (Чуб), который не смог прекратить хулиганские выходки священника, и прокурор В.В. Леонов, который отправил поступившие к нему жалобы на священника епископу. Характерна заключительная фраза: «Может быть, тов. Леонов передумает, вернет себе права, которые он добровольно уступил епископу, и привлечет к
42
уголовной ответственности скрывающегося под рясой хулигана Овчаренко?» . В действительности же риторическое восклицание М. Марутенкова было беспочвенным, поскольку по настоянию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Смоленской области Г.Н. Галинского поведение духовенства относилось к ответственности исключительно епископа, но не государственных правоохранительных органов.
Гораздо более содержательными и интересными с точки зрения все более увеличивающегося идеологического натиска на Русскую Православную Церковь были статьи, в которых не содержалось жалоб на епископат и духовенство Смоленской и Дорогобужской епархии, а которые были посвящены обоснованию антирелигиозной позиции СССР. В статье М. Гапочки «Социализм и религия неприменимы»43 читателю сообщалось, что философской основой марксизма является диалектический материализм, в корне враждебный религии. Коммунистическая партия, строящая свою деятельность на основе диалектического материализма, ведет непримиримую, последовательную борьбу с религией. Обращаясь к авторитету Ленина, автор утверждал: Ленин показал, что попытка сблизить социализм и религию является одной из форм модернизации, в которой затушевываются противоположности науки и религии. Оговаривая лояльную позицию Русской Православной Церкви по отношению к советской власти, М. Гапочка продолжал настаивать, что религия мешает коммунистическому строительству, потому что она подавляет активность людей, прививает чувство пассивного отношения к политическим вопросам, а построение коммунизма возможно лишь как результат сознательного творчества всего советского народа на
41 Марутенков М. Звон церковного колокола // Рабочий путь. 1958. № 146. С. 3.
42 Марутенков М. Звон церковного колокола // Рабочий путь. 1958. № 146. С. 3.
43 Гапочка М. Социализм и религия непримиримы // Рабочий путь. 1958. № 185. С. 3.
основе науки, противоположной религии. Религия является идейным врагом
44
коммунизма, примирение коммунизма и религии невозможно44.
31 марта 1958 г. Верховный Совет СССР принял решение об одностороннем прекращении испытаний атомного и водородного оружия. На первый взгляд безусловно гуманный акт стал поводом ряда антирелигиозных выступлений со стороны советских журналистов, и в том числе, на страницах смоленской газеты «Рабочий путь». Летом 1958 г. в областной газете была опубликована статья журналиста А. Великовича «О религиозной маскировке империалистической политики»45. Под лозунгом «религия - это идеологическое средство, используемое реакционной буржуазией»46 автор статьи инициировал выпады против Римско-католической Церкви, представители которой «пытались ввести массы в заблуждение» относительно характера и содержания Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий
Л п
социалистических стран и Манифеста мира . Автор настаивал, что иезуиты в своем журнале «Чивильта каттолика» утверждали, что «Манифест мира рассчитан якобы на то, чтобы убаюкать человечество перед лицом
48
коммунистической агрессии»48. На самом же деле они оправдывали гонку вооружений и обосновывали агрессивную внешнюю политику, которую проводят правящие круги США49.
Осенью 1958 г. эта же тема обсуждалась в статье Л. Великовича и И. Бокова «Атомщики в рясах»50. Центром статьи, определившей ее направление и выводы, стала цитата высказывания Н.С. Хрущева, который говорил: «Нельзя иначе расценить как злую иронию тот факт, что культ атомного вооружения в Западной Германии создает партия, именующая себя христианской»51. Рьяными поборниками атомного вооружения Западной Германии являются глава евангелической церкви епископ Дибелиус, глава лютеранской церкви гамбургский епископ Лилье, глава лютеранской церкви гамбургский епископ Киля Хальфман и другие, снискавшие себе печальную
52
известность «атомных епископов . По словам Н.С. Хрущева, руководители Ватикана предпочитают хранить молчание, когда речь идет о мерах, направленных на ограничение и дальнейшее запрещение ядерного оружия. Они, например, замолчали решение Верховного Совета СССР об одностороннем прекращении и испытании атомного и водородного оружия. Однако их подлинную позицию по вопросу о ведении атомной войны выразили семь западногерманских католических теологов, которые написали, что с точки
44 Гапочка М. Социализм и религия непримиримы // Рабочий путь. 1958. № 185. С. 3.
45 Великович А. О религиозной маскировке империалистической политики // Рабочий путь. 1958. № 113. С. 3.
46 Великович А. О религиозной маскировке империалистической политики // Рабочий путь. 1958. № 113. С. 3.
47 Великович А. О религиозной маскировке империалистической политики // Рабочий путь. 1958. № 113. С. 3.
48 Великович А. О религиозной маскировке империалистической политики // Рабочий путь. 1958. № 113. С. 3.
49 Великович А. О религиозной маскировке империалистической политики // Рабочий путь. 1958. № 113. С. 3.
50 Великович Л., Боков И. Атомщики в рясах // Рабочий путь. 1958. № 219. С. 3.
51 Великович Л., Боков И. Атомщики в рясах // Рабочий путь. 1958. № 219. С. 3.
52 Великович Л., Боков И. Атомщики в рясах // Рабочий путь. 1958. № 219. С. 3.
зрения католического учения допустимо применение контролируемого
53
ядерного оружия в оборонительной войне53.
Пропагандистской целью публикаций, посвященных акту об одностороннем прекращении испытаний атомного и водородного оружия, было показать, что любая религиозная организация безусловно политизирована, и будет поддерживать мнение государства, на территории которого находятся. Позиция же СССР, в отличие от Западной Германии и США безупречна, поскольку советской государство не делает ставку на религиозные организации, мнению которых доверять нельзя.
Представляет интерес блок публикаций, посвященных ряду вопросов, касающихся соотношения науки и религии. В 1958-1960-х гг. этот метод стал находкой для опровержения религиозных истин, поскольку неверно истолкованные религиозные положения в контексте односторонне понятых выводов науки давали «безупречную» с точки зрения антирелигиозников базу для обличения религиозных воззрений. Так, кандидат биологических наук, сотрудник Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения Л.И. Павлова утверждала, что «изучая ископаемые останки далеких предков, ученые. целиком опровергли россказни об их сверхъестественном происхождении»54. Учение о высшей нервной деятельности позволило опровергнуть наличие у человека отдельной от тела бессмертной души. «А раз нет никакой противоположной телу души, то не существует, следовательно, и потустороннего мира: не более чем выдумка церкви - рай и ад»55. По мнению Л.И. Павловой, данные науки «повергли в пух и прах также религиозные представления о том, что жизнь и смерть взаимно исключают друг друга». Вывод статьи безусловно носит пропагандистский характер: «смысл существования на земле не в том, чтобы "готовить" себя к "загробной жизни", а в том, чтобы активно бороться за лучшее будущее людей, за создание изобилия материальных и духовных благ для всего общества»56. Данный рационалистический подход, ориентировавший граждан СССР исключительно на материальные ценности, станет основным в период пика «хрущевских» гонений, т.е. в 1961-1964 гг.
Вторил Л.И. Павловой заслуженный деятель науки, профессор Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Ю. Фролов: наука и религия взаимно исключают друг друга. С точки зрения науки труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он воздействует на природу и создает все то, что необходимо для удовлетворения
57
потребностей своих и общества57. Как и предыдущий, этот автор использует в качестве тезиса утверждение, демонстрирующее абсолютное незнакомство автора с библейским учением: «Библия утверждает, что труд был ниспослан человеку в наказание за грехи прародителей, что в труде он «искупает перед
53 Великович Л., Боков И. Атомщики в рясах // Рабочий путь. 1958. № 219. С. 3.
54 Павлова Л.И. Наука и религия о жизни и смерти // Рабочий путь. 1958. № 252. С. 3.
55 Павлова Л.И. Наука и религия о жизни и смерти // Рабочий путь. 1958. № 252. С. 3.
56 Павлова Л.И. Наука и религия о жизни и смерти // Рабочий путь. 1958. № 252. С. 3.
57 Фролов Ю. Наука и религия о значении труда // Рабочий путь. 1959. № 112.
58
богом свои грехи» и приуготовляет себя к «царствию небесному» . Не менее убедительным, решенным в духе коммунистической пропаганды звучала и антитеза: труд во имя жизни на земле, а не во имя Бога, создал человека. Труд во имя самого справедливого общества на земле - коммунизма - приведет человека к вершинам счастья!59.
В форме дискуссии решена статья доктора философских наук Н. Губанова «Почему некоторые ученые веруют в Бога»60. Заявляя, что служители религиозных культов любят ссылаться на ученых, которые веровали или веруют в Бога, чтобы сделать отсюда нужные им выводы, доктор философских наук не опровергает факты веры ученых, но объясняет их влиянием своего социального окружения и предрассудками своей среды61. Вера представителей науки также объясняется тем, что они находятся в плену идеалистических философских взглядов старого недиалектического материализма. То есть связь некоторых ученых с религией вполне закономерно вытекает из условий развития классовой борьбы в эксплуататорском обществе, а также из того, что многие ученые не владеют научной материалистической философией62.
Достаточно наивным представляется утверждение преподавателя Смоленского педагогического института, члена Общества по распространению политических и научных знаний Д. Маймусова, который утверждал, что на бесспорных научных фактах, к которым безапелляционно относится предсказание Маркса и Энгельса о неминуемой гибели капитализма и замену его социализмом и коммунизмом, а также предсказание Ленина, что социализм победит изначально в одной стране, и этой страной стала Россия, автор делает вывод: мы убеждаемся, что в мире нет места религиозным суевериям, Богу, чудесам, а все имеет свои естественные причины и закономерности. Только наука вооружает человека полезными знаниями о природе и обществе63.
Возмутительными с точки зрения искажения исторических фактов являются статьи о церковных праздниках, которые публиковались исключительно по поводу Рождества Христова и Пасхи. Так, рассуждая о Рождестве Христовом, Н. Стариков, в статье «Миф о «рождении христовом»64 абсолютно безапелляционно и безосновательно утверждал, что «и Будда, и Магомет, и Моисей, и Христос - все они родились от непорочных дев»65, что в век атомной энергии и искусственных спутников Земли дико верить в фантастические небылицы, идущие из глубокой древности, ведь наукой доказана полная не историчность Иисуса Христа, о котором ни разу не упоминают известные всему миру мыслители, историки и писатели66.
58 Фролов Ю. Наука и религия о значении труда // Рабочий путь. 1959. № 112.
59 Фролов Ю. Наука и религия о значении труда // Рабочий путь. 1959. № 112.
60 Губанов Н. Почему некоторые ученые веруют в Бога // Рабочий путь. 1960. № 55. С. 4.
61 Губанов Н. Почему некоторые ученые веруют в Бога // Рабочий путь. 1960. № 55. С. 4.
62 Губанов Н. Почему некоторые ученые веруют в Бога // Рабочий путь. 1960. № 55. С. 4.
63 Маймусов Д. Научные предвидения и религиозные суеверия // Рабочий путь. 1959. № 5. С. 3.
64 Стариков Н. Миф о «рождении христовом» // Рабочий путь. 1959. № 3. С. 3.
65 Стариков Н. Миф о «рождении христовом» // Рабочий путь. 1959. № 3. С. 3.
66 Стариков Н. Миф о «рождении христовом» // Рабочий путь. 1959. № 3. С. 3.
Интересно отметить, что проблема историчности Иисуса Христа никогда не была предметом исследования атеистической «науки». В данном случае пропагандистские издания обходились голословными утверждениями, как, например, в статье Н. Старикова.
Представляет интерес заключение статьи, которое решено в форме программы, которой должно следовать советское общество: «религия - это форма общественного сознания. Чтобы изменить сознание, нужна большая идеологическая работа. Нужно религиозные идеи заменить научными знаниями, материалистическим мировоззрением. Долг. всех сознательных советских людей - терпеливо и настойчиво разъяснять несостоятельность и реакционность религиозных пережитков, столь несовместимых с великой борьбой советского народа за построение коммунистического общества»67. Поскольку статья была посвящена празднику Рождества Христова, автор все-таки дал ему самую негативную оценку: религиозные праздники приносят прямой вред обществу. Они оживляют реакционную идеологию. В быту они тесно связаны с пьянством, нарушением трудовой дисциплины, прогулами68.
После такой пропагандистской статьи, построенной на далеких от исторической действительности фактах, статья о Пасхе не заставляла ожидать более здравого подхода. А. Гуляев, по всей видимости, следуя уже сложившейся пропагандистской традиции, как и Н. Стариков, оценивает великий праздник Церкви Христовой всего лишь как результат христианской переработки весенних праздников и обрядов восточных народов, главным образом, египтян, вавилонян и иудеев»69. В обоснование этого довода автор приводит мифы об Озирисе, славянских богах и праздниках. Далее автор решает статью исключительно в политическом русле: «Существо же праздника
70
пасхи сводится к проповеди идеи терпения, покорности и классового мира70. Повторяя расхожие фразы, не имеющие отношения к празднику Пасхи: «Все люди - братья, любите врагов своих, прощайте им все обиды радуйтесь вместе с ними воскресению Христа», автор приходит к закономерному идеологическому выводу: «в наших советских условиях такие призывы внушают людям безволие, отвлекают их от общественных интересов, от
71
коммунистического строительства, мешают их культурному развитию» .
Как видно, публикации в периодических изданиях Смоленской области были значимым методом антирелигиозной пропаганды. Учитывая, что чтение газет было важной частью советской повседневности, оценки, даваемые журналистами, оказывали определенное влияние на сознание советских граждан. Антирелигиозные статьи отличались разнообразием тем, в них затрагивавшихся, но их неизменным выводом всегда было представление о религии как об устаревшем явлении, противоречащем науке и
67 Стариков Н. Миф о «рождении христовом» // Рабочий путь. 1959. № 3. С. 3.
68 Стариков Н. Миф о «рождении христовом» // Рабочий путь. 1959. № 3. С. 3.
69 Гуляев А. Происхождение и классовая сущность праздника Пасхи // Рабочий путь. 1958. № 86. С. 2.
70 Гуляев А. Происхождение и классовая сущность праздника Пасхи // Рабочий путь. 1958. № 86. С. 2.
71 Гуляев А. Происхождение и классовая сущность праздника Пасхи // Рабочий путь. 1958. № 86. С. 2.
коммунистическому учению, которое делало человеческую жизнь творческой и счастливой.
Итак, антицерковной акцией, оказавшей влияние на население Смоленской области, стала публикация антирелигиозных статей на страницах областных периодических изданий. Они были представлены различными темами от публичных отречений от Бога священников-ренегатов до антирелигиозных публикаций, публично провозглашавших ориентацию на научное знание. Однако выраженный пропагандистский подход демонстрировал в публикациях отсутствие научности в пользу призыва к следованию коммунистической идеологии.
Источники и литература Источники
1. Андреев Н. Антирелигиозное воспитание в школе // Рабочий путь. 1959. № 10. С. 3.
2. Великович А. О религиозной маскировке империалистической политики // Рабочий путь. 1958. № 113. С. 3.
3. Великович Л., Боков И. Атомщики в рясах // Рабочий путь. 1958. № 219. С. 3.
4. ГапочкаМ. Социализм и религия непримиримы // Рабочий путь. 1958. № 185. С. 3.
5. ГубановН. Почему некоторые ученые веруют в Бога // Рабочий путь. 1960. № 55. С. 4.
6. Гуляев А. Происхождение и классовая сущность праздника Пасхи // Рабочий путь. 1958. № 86. С. 2.
7. Дарманский П. Почему я порвал с религией. Рассказ бывшего священника, кандидата богословия // Рабочий путь. 1958. № 83. С. 3-4.
8. Маймусов Д. Научные предвидения и религиозные суеверия // Рабочий путь. 1959. № 5. С. 3.
9. МарутенковМ. Звон церковного колокола // Рабочий путь. 1958. № 146. С. 3.
10. Марутенков М. Кротки как голуби и ядовиты как змеи // Рабочий путь. 1958. № 158. С. 3.
11. Мельник П.Д. Такова их «правда», такова «любовь к ближнему» // Рабочий путь. 1960. № 87. С. 3.
12. Нет в нашем обществе места сектантскому мракобесию! Общественность Рудни поднимает свой голос против изуверов-«пятидесятников» // Рабочий путь. 1960. № 144. С. 2.
13. Остерегайтесь «святых проходимцев» // Рабочий путь. 1960. № 44. С. 2.
14. ПавловаЛ.И. Наука и религия о жизни и смерти // Рабочий путь. 1958. № 252. С. 3.
15. Сергеев Н. Ловцы человеческих душ // Рабочий путь. 1959. № 3.
16. Спасский Н. Почему я отрекся от церкви. Открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию // Рабочий путь. 1959. № 150. С. 3.
17. Стариков Н. Миф о «рождении христовом» // Рабочий путь. 1959. № 3. С. 3.
18. ФроловЮ. Наука и религия о значении труда // Рабочий путь. 1959. № 112. С. 3.
Литература
1. Подарицын А.Г. Антирелигиозные публикации в периодике Куйбышевской области при Н.С. Хрущеве // Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту. Материалы V Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. 2017. С. 300303.
2. Подарицын А.Г. Атеистические антиправославные публикации рубежа 50-60-х годов XX века в Куйбышевской областной периодике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-2 (38). С. 158-162.
3. Смоленская область. Энциклопедия. Т II. СГПУ, 2003. С. 371.
4. Соколова М.И. Религиозная ситуация в Сталинградской области в годы «хрущевской оттепели»: по материалам городской и областной периодики // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. № 1 (15). С. 29-34.
Tupikin Roman Vladimirovich (Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor) Candidate of legal sciences, Candidate of theology
Anti-religious propaganda in the Smolensk region in 1958— 1960. on the pages of the newspaper "Rabochy Put"
Abstract. The research presented for publication is devoted to such a method of anti-religious propaganda at the first stage of "Khrushchev's" persecutions (1958-1960) in the Smolensk region as the publication of articles in the Smolensk socio-political regional newspaper "Rabochy Put". The purpose of the study is to analyze, based on the identified set of articles, who the authors of the publications were, what genres they used to implement anti-church and anti-religious attitudes, and what topics were raised in the articles. The methodological basis of the study is based on the traditional principles of historicism and scientific objectivity for historical science. Analysis of a complex of anti-religious publications for 1958-1960. allowed us to assert that the authors of the publications at the first stage were journalists from the newspaper "Rabochiy Put", then well-known representatives of the scientific community in Smolensk were involved as authors of anti-religious articles. The methods used in writing the articles were not original and were dictated by the unfolding persecution. The articles presented feuilletons directed against the clergy of the Smolensk region, the abdication of renegade priests, speeches against Christian holidays and a set of articles based on an analysis of the relationship between science and religion and a call for the abandonment of religion in favor of science.
Keywords: "Khrushchev's" persecutions; anti-religious campaign on the pages of periodicals; Smolensk socio-political regional newspaper "Rabochy Put"; publications by renegade priests; renegade priest P. Darmansky; renegade priest Nikolai Spassky; Bishop of Smolensk and Dorogobuzh Mikhail (Chub); Bishop of Astrakhan Sergius (Larin); Commissioner of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in the Smolensk Region G.N. Galinsky.
References
• Andreyev N. Antireligioznoye vospitaniye v shkole [Anti-religious education at school] // Rabochiy put' [Working path]. 1959. № 10. S. 3.
• Velikovich A. O religioznoy maskirovke imperialisticheskoy politiki [On the religious disguise of imperialist policies] // Rabochiy put' [Working path]. 1958. № 113. S. 3.
• Velikovich L., Bokov I. Atomshchiki a ryasakh [Nuclear workers in cassocks] // Rabochiy put' [Working path]. 1958. № 219. S. 3.
• Gapochka M. Sotsializm i religiya neprimenimy [Socialism and religion do not apply] // Rabochiy put' [Working path]. 1958. № 185. S. 3.
• Gubanov N. Pochemu nekotoryye uchenyye veruyut v Boga [Why do some scientists believe in God?] // Rabochiy put' [Working path]. 1960. № 55. S. 4.
• Gulyayev A. Proiskhozhdeniye i klassovaya sushchnost' prazdnika Paskhi [Origin and class essence of Easter holiday] // Rabochiy put' [Working path]. 1958. № 86. S. 2.
• Darmanskiy P. Pochemu ya porval s religiyey. Rasskaz byvshego svyashchennika, kandidata bogosloviya [Why did I break with religion? The story of a former priest, candidate of theology] // Rabochiy put' [Working path]. 1958. № 83. S. 3-4.
• Maymusov D. Nauchnyye predvideniya i religioznyye suyeveriya [Scientific predictions and religious superstitions] // Rabochiy put' [Working path]. 1959. № 5. S. 3.
• Marutenkov M. Zvon tserkovnogo kolokola [Church bell ringing] // Rabochiy put' [Working path]. 1958. № 146. S. 3.
• Marutenkov M. Krotki kak golubi i yadovity kak zmei [Meek as doves and poisonous as snakes] // Rabochiy put' [Working path]. 1958. № 158. S. 3.
• Mel'nik P.D. Takova ikh «pravda», takova «lyubov' k blizhnemu» [This is their "truth", this is "love for one's neighbor"] // Rabochiy put' [Working path]. 1960. № 87. S. 3.
• Net v nashem obshchestve mesta sektantskomu mrakobesiyu! Obshchestvennost' Rudni podnimayet svoy golos protiv izuverov-«pyatidesyatnikov» [There is no place for sectarian obscurantism in our society! The public of Rudnya raises its voice against the fanatical "Pentecostals"] // Rabochiy put' [Working path]. 1960. № 144. S. 2.
• Osteregaytes' «svyatykh prokhodimtsev» [Beware of "holy rogues"] // Rabochiy put' [Working path]. 1960. № 44. S. 2.
• Pavlova L.I. Nauka i religiya o zhizni i smerti [Science and religion about life and death] // Rabochiy put' [Working path]. 1958. № 252. S. 3.
• Sergeyev N. Lovtsy chelovecheskikh dush [Catchers of human souls] // Rabochiy put' [Working path]. 1959. № 3.
• Spasskiy N. Pochemu ya otreksya ot tserkvi. Otkrytoye pis'mo yepiskopu Astrakhanskomu i Stalingradskomu Sergiyu [Why did I renounce the church? Open letter to Bishop Sergius of Astrakhan and Stalingrad] // Rabochiy put' [Working path]. 1959. № 150. S. 3.
• Starikov N. Mif o «rozhdenii khristovom» [The Myth of the "Birth of Christ"] // Rabochiy put' [Working path]. 1959. № 3. S. 3.
• Frolov YU. Nauka i religiya o znachenii truda [Science and religion about the meaning of work] // Rabochiy put' [Working path]. 1959. № 112. S. 3.
• Podaritsyn A.G. Antireligioznyye publikatsii v periodike Kuybyshevskoy oblasti pri N.S. Khrushcheve [Anti-religious publications in periodicals of the Kuibyshev region under N.S. Khrushchev] // Modernizatsiya kul'tury: ot cheloveka traditsii k kreativnomu sub"yektu [Modernization of culture: from a man of tradition to a creative subject]. Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh chastyakh. Pod redaktsiyey S.V. Solov'yevoy, V.I. Ionesova, L.M. Artamonovoy. 2017. S. 300-303.
• Podaritsyn A.G. Ateisticheskiye antipravoslavnyye publikatsii rubezha 50-60-kh godov XX veka v Kuybyshevskoy oblastnoy periodike [Atheistic anti-Orthodox publications of the turn of the 50-60s of the XX century in the Kuibyshev regional periodicals] // Istoricheskiye,
filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice]. 2013. № 12-2 (38). S. 158-162.
• Smolenskaya oblast'. Entsiklopediya [Smolensk region. Encyclopedia]. T II. SGPU, 2003. S. 371.
• Sokolova M.I. Religioznaya situatsiya v Stalingradskoy oblasti v gody «khrushchevskoy ottepeli»: po materialam gorodskoy i oblastnoy periodiki [The religious situation in the Stalingrad region during the years of the "Khrushchev Thaw": based on materials from city and regional periodicals] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Volgograd State University]. Ser. 4: Istoriya. Regionovedeniye. Mezhdunarodnyye otnosheniya. 2009. № 1 (15). S. 29-34.