Научная статья на тему 'Антимонопольное законодательство как необходимое условие формирования конкурентной среды'

Антимонопольное законодательство как необходимое условие формирования конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пройдаков Ф. П.

Историческими предпосылками для формирования антимонопольной политики США в конце XIX века послужило перерастание местных рынков в национальные по мере совершенствования транспортных средств и развития транспортной системы, постоянно возрастающий уровень механизации производства, а так же получавшая все более и более широкое распространение акционерная форма делового предприятия. Все это оказало мощное воздействие на развитие трестов и картелей, то есть предпринимательских монополий и привело к «вымыванию» малого и среднего бизнеса. С целью оздоровления сложившейся ситуации на рынке в 1890 г. был принят антитрестовский «Закон Шермана». С тех пор он остается базовым антимонопольным законом, на котором основывается антимонопольная политика США [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антимонопольное законодательство как необходимое условие формирования конкурентной среды»

практик как система мониторинга документооборота, чёткие регламенты в вопросах согласования, инвентаризация (не основе геоинформационных технологий) пригодных для новой жилой застройки земельных участков и др.

Таким образом, с позиций проведённого анализа, частно-государственное партнёрство предстаёт имманентной рыночной экономике и детерминируемой видоизменяющимися политико-экономическими условиями системой особого рода взаимоотношений Власти и Частного Бизнеса, нацеленной на реализацию социально значимых приоритетов на основе объединения материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора. По самой своей сути данное партнёрство предполагает ориентацию на целевые векторы территориального социально-экономического развития, имманентно социально-ориентированной модели рыночной экономики.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Дружинин А.Г., Ионов А.Ч., Кетова Н.П. АПК России: факторы, особенности и механизмы регионализации. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2004.

2. Колганов А. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России // Вопросы экономики. ^ 2000. № 6. л

3. Кочетов Э. Осознание глобального мира // Мировая экономика и международные отношения. 2001. ц

№ 5. ®

4. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомен-

центр», 2005.

N

дации. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский ^

о Ь

N □

ПРОИДАКОВ Ф.П. □

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Историческими предпосылками для формирования антимонопольной политики США в конце XIX ®

века послужило перерастание местных рынков в национальные по мере совершенствования транс- х

портных средств и развития транспортной системы, постоянно возрастающий уровень механизации о производства, а так же получавшая все более и более широкое распространение акционерная форма

о

х

делового предприятия. Все это оказало мощное воздействие на развитие трестов и картелей, то есть ф предпринимательских монополий и привело к «вымыванию» малого и среднего бизнеса. С целью о

оздоровления сложившейся ситуации на рынке в 1890 г. был принят антитрестовский «Закон Шер- о

^

о о

мана». С тех пор он остается базовым антимонопольным законом, на котором основывается антимонопольная политика США [7].

Рассмотрим хронологию появления законов регулирующих некоторые взаимоотношения в кон- ^

курентной среде США. о

т

Анализ содержания законов позволяет сделать вывод что, именно в законодательстве США были

сформулированы основные компоненты антимонопольного регулирования, составляющие ядро кон- о

курентной политики: противодействие картельным соглашениям и борьба с картелями, противодей- ^

ствие монополизации (в европейской и российской традиции — злоупотреблению доминирующим х

положением). ф

В отличии от США антимонопольная политика отдельных странах Европейского сообщества имеет

свои исторические особенности например, в Германии в XIX в. картели рассматривались как сред- ^

ство обеспечения стабильности цен, а также результат реализации принципа свободы заключения ®

контрактов (свободы предпринимательства). В 30-е — начале 40х гг. XX в. картели создавались в 2

принудительном порядке, поскольку в мобилизационной экономике они обеспечивают экономию на §

издержках управления. О

Таблица 1. Содержание законов, регулирующих состояние конкурентной среды в США

Hu snjhmsr I'OJ. 1 ГрЕ111ЯТ11Я Otironiroc содержи lire к. 11000 И KOIIIpilKI. 1 |UL" l(JIH.|l'i .JOI 0\l4>\> ll.'IH ll|4K"JO Ч ^r 1 игн; 11 КС, 01 pil 11ИЧ11 hiMO 11 LI i С Ю p 10 14 Ю h тхко.пькм* мн.гшз или друпгмм [di:v.[:ipc ih;lmiu

■ С [ [ !":■ 7.3 L L11L1 ■ L ОД0 MpHSH^MiUIILb ИС'ШШНМЫММ I p.Li !,.I.-^.I 1 ). ¡1 .IH)f)UU .lllLJU. Kj.iii.ipnij ■■iOmi.iliO. ill iII|:'VL l j1.111 мимоза м оно 11 ivi 11 snpoim г и торговую .чс ч г с: i ьггоп \ • мож.;у IIITinjMII 1Г'ГИ с дрм МММ r4W.'L!JpU'rii;i\ni1 Mpir jUiK'Tklll синсрмшогцнм npi.4-]v]i:i(.4[iit fp:ivL^" коii rpi:■ !h, l.::i11я11i-гй, in11p^l ii;l iH'piLFiii'imiiLFDMCYFn

■id'h.'Luii 11. :■ h J L L М 1914 ко11кypeilciiiH) i[uiи?нvh.i /(лскрмммшщшп, ykJ 1 L1J K4d. jlj 11 Ijij 11 f':iL1J! l 5. LL1 I |K4 i IJi.J I U J! LI" I M L'JJJt! 11 Н.Ч ЧИСроИ

чО ФсД^аЛЬЕЮИ Toproiioii ьч HM]1V 11 141J HJUilHJIi' tJij ШНЛСЫЛКЫ ih -Lh|l 1 L± 1LLb. ])<L UC.IJLIOLLLC 1 LJ OTOCTCTISCl II ГОСТЬ С ЧШ11ИЛСрСТ1Ц>М 10СТИШМГ т OiVCTl\L|1С" 1 ГС ВДОЛ IO.~KLl "1 If tfl ITHMtfl Г^ПО/". 1 ГрГО ■ILI КО 1М I-.. I.IL [ I-J1 liL 1 ISM

•(Poftiiiircn- 1Ш уто'мгсшгя п cifk ти ъонт|х>л!г гюгодок

ГЪ'Ш'МШ» .:мгь1:р[1\г[1м;!1г|11м

1(1 JcTTLipH-Кь'финори^ 1050 рдспро^триЕК'нщ' члпр^-тд FI;I rTcp^Kptx'TFiyio С LJLJU 1 ISL111 rDL 1Ъ Д.Ч И КО II KVp М pV 1(1 IIМ1 ^ ЕчЧ >M1 l-IL И11 ¿Г HJL 1 piiiKiiKLNUi с ь: j 1 шл

иХауггл-Сшт j-l\j.lllluj?> lipL.lOL I ILHulfFJII-L" npiMilJ pa-JLMIJfrpLllim Фи.'цфхтьеюм ТирИНМЛ fC(IM]HJi. LJJ1 IL MlLHIdCIV CJI11Л I3J1IL ф i |рм libi lire orjv.ic.nc 111 aom порогоеюго v ро rem

Лишь после Второй мировой войны, в 1957 г. был принят новый закон о конкуренции, направленный на ограничение монополистической деятельности. В 1973 г. была введена процедура контроля слияний.

В Великобритании начало формирования конкурентной политики с определенной долей условности можно датировать принятием в 1919 г. «Закона о спекуляции (Profiteering Act)», направленного на ограничение роста цен. Далее в 1948 г. был принят «Закон о монополистической и ограничительной практике (Monopolies and Restrictive Practices (Inquiry and Control) Act)» в связи с необходимостью обеспечения полной занятости посредством развития конкуренции.

В 1956 г. был принят «Закон об ограничительной торговой практике (Restrictive Trade Practice Act)» с дополнениями о ценах перепродажи 1964 г. В 1965 г. была установлена процедура регистрации соглашения и возможность оспаривания их в суде. Наконец, в «Законе о конкуренции» 1998 г. предпринята попытка гармонизировать нормы конкурентного права Великобритании с антимонопольным законодательством ЕС, включая возможность применения штрафных санкций не только к рецидивистам, но к впервые нарушившим закон, возможность проведения следственных действий, включая выемку документов в офисах хозяйствующих субъектов.

Основные этапы формирования конкурентной политики в Европейском сообществе связаны с развитием интеграционных процессов в Западной Европе после окончания Второй мировой войны, созданием Европейского Объединения угля и стали (Парижский договор 1951 г.), созданием Европейского экономического сообщества (ЕЭС), регулирующий правовые основы экономической интеграции, (Римский договор 1957 г.), а так же с принятием «Амстердамского договора» 1999 г., основные положения которого перекликаются с требованиями «Закона Шермана».

В статье 81: Горизонтальные и вертикальные соглашения (соответствует статье 1 закона Шер-

мана) установлены запреты на:

- фиксирование (прямо или косвенно) цен;

- ограничение или контроль производства, рынков, технического развития или инвестиций;

- раздел рынков и источников предложения;

- применение различных условий к подобным трансакциям, ставящих торговых партнеров в невыгодное положение по сравнению с другими;

- навязывание условий, не относящихся к предмету договора (контракта).

В статье 82: Злоупотребление доминирующим положением (соответствует статье 2 закона Шер-

мана) установлены запреты на:

- прямое или косвенное навязывание необоснованных цен покупки или продажи, а также других условий торговли;

- ограничение производства, рынка или технического развития в ущерб потребителям;

- применение различных условия для эквивалентных трансакций с торговыми партнерами, ставящее их в невыгодное положение;

- навязывание условий, не имеющих отношения к предмету соглашения.

Применяется в случае установления (монопольно) высоких цен, хищнического ценообразования, эксклюзивности заключения соглашений, отказа от поставок или связанных продаж [5].

Европейская модель антимонопольного законодательства, направленная на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечения контроля за монополиями применяется, помимо Великобритании, Франции и ряда других стран Западной Европы, также в Австралии, Новая Зеландии, ЮАР. Нормы недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоя- ^ тельную отрасль. 5

Промежуточное положение между этими двумя системами занимает картельное право Герма- ^ нии, по которому монополии объявляются противоправными, но существует большое число исклю- о чений из этого положения.

Формирование антимонопольной политики в России началось в 90-х годах XX века, когда уже □ был взят курс на развитие рыночных отношений и предпринимательства. Кроме того, это почти со- О впало во времени с системной трансформацией, действиями, направленными на либерализацию,

приватизацию, макроэкономическую стабилизацию.

Основная особенность первого этапа состояла в том, что приоритет был отдан приватизации, о причем отчасти это было связано со смешением приватизации и развития конкуренции как способа

повышения эффективности использования ресурсов. К сожалению нечеткая расстановка акцентов в о

плане роли конкуренции в обеспечении эффективности использования ресурсов в выстраивании ^

экономической политики сохранилась до сих пор. х

Отправной точкой развития конкурентной политики в России стало принятие в 1991 г. Закона о

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создание °

незадолго до этого антимонопольного органа. До 1994 г. основной проблемой развития конкурент- ф

ной политики было непонимание соотношения между целями и используемыми методами. Хотя ба- о

зовое антимонопольное законодательство, заимствованное из европейского, было достаточно хорошим, о

для реализации поставленных задач использовались методы, присущие не столько антимонопольной ^

о

политике, сколько экономическому регулированию.

В период с 1994 г. по 2006 г. происходила постепенная корректировка инструментов конку- ^ рентной политики. Сфера антимонопольного регулирования как сужалась, так и расширялась. Из о

ш

антимонопольного регулирования в качестве отдельного направления совершенно обосновано была выделена конкурентная политика на рынках естественных монополий. Это решение было оформле- о но принятием закона «О естественных монополиях» (1995 г.). ^

Начиная с 2000 г. большое место в деятельности антимонопольного органа занимает согласова-

о

ние принимаемых правовых актов, которые должны регламентировать поведение компаний в дере- ф гулируемых отраслях естественных монополий. Достигнутые результаты как в плане содержания норм конкурентного права, так и с точки зрения правоприменения неоднозначны: с одной стороны, ^ неоспоримо, что без участия антимонопольного органа содержание новых правовых актов было бы ® гораздо менее благоприятно для развития конкуренции, с другой стороны, согласованные правовые акты в силу своей неполноты не позволяют обеспечить достаточную для развития конкуренции нор- § мативную базу. О

Новый этап в развитии антимонопольной политики начался вместе с созданием в 2004 г. Федеральной Антимонопольной Службы и сменой руководства. За этот период устранен самый важный для бизнеса перекос в антимонопольном регулировании — резко повышен порог предварительного контроля сделок экономической концентрации. В целях повышения эффективности антимонопольной политики разработан новый закон «0 защите конкуренции». В настоящее время ФАС гораздо активнее использует методы пропаганды конкуренции. Качественно повысилась прозрачность антимонопольного регулирования.

Следует выделить пассивную и активную компоненты российской конкурентной политики [6]. В скобках указаны статьи закона, применение которых прямо соответствует одному из направлений конкурентной политики.

Пассивная конкурентная политика включает антимонопольную политику, которая базируется на следующих положениях.

Злоупотребление доминирующим положением (ст.10);

Соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (ст.11);

Сделки экономической концентрации (ст.27-35);

Действия и соглашения органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на ограничение (недопущение) конкуренции (ст.15-16);

Пресечение (предотвращение) недобросовестной конкуренции (манипулирование информацией и совершение скрытых действий) (ст.14);

А так же включает в себя такие положения как дискредитация конкурентов и введение в заблуждение контрагентов.

Активная конкурентная политика включает антимонопольную политику, которая базируется на следующих положениях.

Развитие конкуренции в отраслях с естественно монопольным компонентом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0беспечение условий конкуренции при осуществлении закупок для государственных нужд (ст.17)

0беспечение презумпции нецелесообразности государственной помощи (глава 5)

Адвокатирование (пропаганда) конкуренции.

Российское антимонопольное законодательство по своим целевым установкам наиболее близко к западноевропейской модели антимонопольного законодательства.

0собенностью российского антимонопольного законодательства является регулирование конкурентных отношений с помощью двух различных правовых инструментов: норм собственно антитрестовского законодательства, целью которого является создание препятствий для монополизации рынка, антиконкурентных соглашений и ограничения конкуренции органами власти, и норм законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, целью которого является создание препятствий для нечестных форм конкуренции.

Завершая рассмотрение исторических этапов формирования антимонопольной политики стран США, ЕС и РФ, следует отметить, что при совпадении целей антимонопольного законодательства и содержание антимонопольных законов, и режим их применения могут существенно различаться под воздействием национальных традиций нормотворечества и правоприменения. Так, например, антимонопольные законы США и Европейского Союза отличаются краткостью, в то время как антимонопольный закон Германии содержит очень подробное описание нелегальной практики и процедур применения законодательств. Роль антимонопольных органов и судов также различна в США и Великобритании, с одной стороны, и большинстве стран Европейского Союза, с другой. В первом случае наибольшими полномочиями в области применения антимонопольного законодательства обладают суды. Во втором случае сравнительно выше полномочия антимонопольного органа, который сам может признавать действия незаконными и налагать санкции на участников рынка (правда, его решения также могут быть оспорены в суде).

0чевидно, что построение конкурентной среды происходит при взаимодействии всех ветвей государственной власти, различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее, то есть при содействии всех структурных элементов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.