Научная статья на тему 'АНТИМИКРОБНЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ КОЖНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ'

АНТИМИКРОБНЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ КОЖНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНТИМИКРОБНЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ КОЖНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

^мультаты исследований противоречивы: при экспозиции ^,66 мг/м3 пыли проекционная площадь ядер макрофагов увеличивалась на 25,9 % (Р<0,02) по отношению к контролю, а при концентрации 7,87 мг/м3 уменьшилась на 2,9 % (Я<0,05). Необходимо указать, что колебания в площадях ядер АМ имели место при неизмененной величине популяции свободных клеточных макрофагов. Данное обстоятельство исключает возможное искажение проведенных измерений за счет притока в легкие незрелых, более мелких форм мононуклеарных фагоцитов.

Известно, что размеры ядер прямо пропорционально зависят от функционального состояния клеток и регулируются сложными механизмами, связанными с синтезом нуклеиновых кислот, не входящих в ДНК белков, и с изменением содержания воды и солей в кариоплазме [10, 13]. Это свидетельствует о стимуляции функций АМ при вдыхании крысами золы в концентрации 0,66 мг/м3 ТЭС и об угнетении этих функций в случае воздействия максимальной концентрации — 7,87 мг/м3.

Выявленная нами разнонаправленность и степень изменения размеров ядер АМ при различных уровнях концентрации витающей золы, возможно, обусловлена фазами развития адаптационных механизмов и изменением функционального состояния АМ в ответ на воздействие неблагоприятных факторов внешней среды. Наличие четырех фаз компенсаторных механизмов у АМ установлено [7, 9] на примере нарушений активности нх цнтоплазматических ферментов при ингаляции крысами Ы02 и БО?. По аналогии с исследованиями [7, 9], отмеченное нами увеличение •Вер у фагоцитов при экспозиции 0,66 мг/м3 изучаемого аэрозоля, вероятно, является начальной стадией цитоток-сичсского эффека золы, а именно фазой активной защитной реакции клетки.

Таким образом, из результатов проведенных исследований следует, что, несмотря на присутствие в составе угольной золы ТЭС двуокиси кремния, ее действие на АМ крыс не имеет выраженного цитотоксического характера, свойственного фиброгенным пылям (по причинам, изложенным нами ранее [5]). Установленные нарушения в морфологии легочных макрофагов, очевидно, могут быть результатом совместного эффекта растворимых форм тяжелых металлов, способных подавлять жизнеспособность данных клеток, синтез нуклеиновых кислот [15, 18, 20], и больших количеств щелочноземельных компонентов золы.

Необходимо отметить, что изменения в АМ происходили при уровне воздействия изучаемого вещества, близком к действующей в стране максимальной разовой ПДК для взвешенных веществ, к которым в настоящее время отно-

УДК 613.481:615.281-07:616.5-002.3-084

Антимикробные текстильные материалы находят все более широкое применение в медицине [1, 2, 4, 5] и народном хозяйстве. В настоящее время созданы шерстяные материалы [3], обладающие антимикробными свойствами в отношении различных форм микроорганизмов.

Задачей настоящего исследования являлось изучение эффективности использования антимикробных шерстяных изделий (белья и носков) для профилактики и лечения гнойничковых и грибковых поражений кожи.

С этой целью были проведены клинические испытания шерстяных носков, содержащих 0,9 % ионов меди, и носков, содержащих 1 % 5-нитрофурнл-2-акролеина (НФА), а также нательного белья, содержащего НФА, химически присоединенный к шерстяному волокну (этот препарат используется в качестве полупродукта для синтеза лекарственных средств).

Под наблюдением находилось 39 больных, из которых

сят золовыс пыли, поэтому необходимы дальнейшие исследования, направленные на уточнение величины не действующей на организм концентрации витающей золы ТЭС.

Литература

1. Аллисон А. К.— В кн.: Загрязнение воздуха и легкие. М„ 1980, с. 50—77.

2. Березовский В. А., Горчаков В. Ю. Поверхностно-активные вещества легкого. Киев, 1982.

3. Быховский А. В., Комовников Г. С. — В кн.: Патогенез пневмокониозов. Свердловск, 1970, с. 341—361.

4. Величковский Б. Т. Фнброгенные пыли: Особенности строения и механизма биологического действия. Горький, 1980.

5. Гильденскиольд Р. С.. Ковальчук В. К. — Гиг. и сан. 1984, № 1, с. 17—19.

6. Кацнельсон Б. А., Привалова Л. И. — В кн.: Всесоюзный симпозиум по патогенезу пневмокониозов. 2-й. Труды. Караганда, 1978, с. 42—54.

7. Коффин Д., Гарднер Д.. Вотерс М. и др. — Бюл. экс-пер. бнол., 1978, № II, с. 632—635.

8. Маянский А. N.. Маннский Д. N. Очерки о нейтрофн-ле и макрофаге. Новосибирск, 1983.

9. Меркурьева Р. В.. Аулика Б. В.. Скворцова N. Н. и др.— Бюл. экспер. бнол., 1983, № 3, с. 119—121.

10. Поликар А. Элементы физиологии клетки. Л., 1976.

11. Привалова Л. И., Кацнельсон Б. А., Осипенко А. В.— Там же, 1977, № 3. с. 342—345.

12. Учитель И. Я. Макрофаги в иммунитете. М., 1978.

13. Хесин Я. Е. Размеры ядер и функциональное состояние клеток. М„ 1967.

14. Чмовж В. Е., Киселева 11. В.. ВОовченко В. С. и др.— В кн.: Природные и экономические факторы формирования КАТЭКа. Иркутск, 1980. с. 36—40.

15. Fischer А. В.. Skreb J. — Zbl. Bakt. I Abt. Orig. В, 1980, Bd 171, S. 525—537.

16. Fisher G. L„ Wilson F. D. — J. Reticuloendoth. Soc., 1980, v. 27, p. 513—523.

17. Hill J. O.. Gray R. N.. De Nee P. B. et al. — Environm. Res., 1982, v. 27, p. 95—109.

18. Niyogi S. K-. Feldman P. P.. N of I man D. У, —Toxicology. 1981, v. 22, p. 9—21.

19. Raabe O. G.. Tyler W. S„ Last J. A. et al.— Ann. ос-cup. Hyg., 1982, v. 26, p. 189—211.

20. Waters M. D.. Gardner D. £., Aranyl C. et al. —Environm. Res., 1975, v. 9, p. 32—47.

Поступила 02.10.84

10 человек страдали пиодермией н носили антимикробное нательное шерстяное белье с 1 % содержанием НФА, а остальные 29 человек лечились по поводу эпидермофитии стоп и использовали антимикробные носки. Смена и стирка антимикробных изделий проводились каждые 7 дней по методике, разработанной в Центральном НИИ шерсти. Следует отметить, что часть больных с пиодермией (5 человек), а также часть больных с эпидермофитией (15 человек) использовали антимикробные изделия в качестве единственного средства лечения, остальные больные — в качестве дополнительного средства наряду с медикаментозным лечением. В контрольной группе из 22 человек с аналогичными заболеваниями больные получали одно наружное лечение.

У всех больных с эпидермофитией стоп через каждые 3 сут наблюдения брались соскобы с кожи стоп для бактериологического исследования с целью обнаружения мн-

Н. П. Лихачева, Е. Г. Суворова, 3. Ю. Козинда, Л. Б. Важбин, Э. Е. Топчиян, С. Д. Степаниско, А. П. Батанов

АНТИМИКРОБНЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ КОЖНЫХ ЗАБОЛЕВАНИИ

пслия грибов. В эти же сроки у больных пиодермией производились посевы отделяемого с очагов поражения кожи. В процессе носки антимикробных изделий у всех больных наблюдалось улучшение состояния кожного покрова. Так, например, у больных, использовавших антимикробные носки, уже на 3—5-й день наблюдения отмечалось заметное уменьшение зуда кожи и полное его прекращение на 7— 8-й день лечения.

Во всех 29 случаях заболевания эпидермофитией диагноз был подтвержден результатами анализов бактериологического исследования с целью обнаружения возбудителя грибкового поражения кожи.

У больных, использовавших носки с содержанием 0,9 % ионов меди без применения лекарственных средств, полное выздоровление было достигнуто в сроки от 7 до 14 диен, а у больных, использовавших носки с 1 % НФА (также без применения лекарственных средств), — от 10 до 20 дней ношения их.

У лиц, применявших комплексное лечение, а именно ношение антимикробных носков (с ионами меди и НФА) в сочетании с наружными фунгицидными средствами, выздоровление наступало быстрее — в. сроки от 3 до 10 и от 3 до 8 дней соответственно. У больных с пиодермией, которым не проводилось наружного лечения, также наблюдалось быстрое выздоровление: на 2-й и 4-й день ношения антимикробного белья резко уменьшалось, а в ряде случаев и прекращалась экссудация и заметно уменьшались восстановительные изменения в очагах поражения кожи. К 5— 7-му дню наблюдалась полная эпителизация эрозий, а к 7—10-му дню — полное отпадение корок с очагом поражения. Ни у одного больного не наблюдалось распространения патологического процесса по поверхности кожного покрова. Антнмнкробное шерстяное белье было особенно эффективно прн поверхностных формах пнодермий (вульгарное импетиго) и препятствовало распространению элементов пиодермии на соседние с очагами поражения участки кожного покрова.

В контрольной группе выздоровление наступало в сроки от 12 до 18 дней.

Изучение состава микрофлоры, выделенной из очагов поражения от больных, страдающих пиодермией, показало, что в большинстве случаев высевался стафилококк как в монокультуре, так и ассоциациях с другими микроорганизмами. Чаще высевался стафилококк в монокультуре, причем в большинстве случаев выделялись штаммы патогенного стафилококка.

При предварительном исследовании соскобов с кожи стоп у всех 29 больных с диагнозом эпидермофитии были обнаружены возбудители грибковых заболеваний. Однако при дальнейшем исследовании на 6-й день нбеки антимикробных изделий прн бактериоскопии мицелий гриба не был обнаружен у 3 человек, а на 9-й день — у 5 больных грибковым заболеванием, что свидетельствует об избирательно-направленном фунгицидном действии препарата, содержащегося в материале. Полученные результаты подтвердили данные лабораторных исследований антимикробного действия образцов материала, содержащего НФА.

Однако потребовалось оценить антимикробный материал не только с точки зрения его антимикробного (фунги-цндного) действия, но и в самых различных аспектах. Нами были проведены комплексные исследования: токсикологические, саннтарно-химнческие, физиолого-гигненнческие с участием человека, а также испытания изделий, изготовленных из антимикробных шерстяных материалов, в раз-

личных условиях эксплуатации. После получения положи-^ тельных результатов Минздрав СССР дал разрешение нз^ проведение клинических испытаний антимикробных шерстяных изделий и их применение в особо сложных условиях эксплуатации.

В качестве профилактического средства антнмнкробное нательное белье и носки испытывалнсь во время походов высокоширотной экспедиции «Комсомольская правда» и высокогорной экспедиции «Эверест» [6].

Полученные нами данные свидетельствуют о благоприятном влиянии антимикробных изделий на состояние кожного покрова больных пиодермией, что подтверждает эффективность антимикробного белья в лечении и профилактике гнойничковых заболеваний кожи и эпидермофитии стоп; наиболее целесообразно его применение в сочетании с лекарственными препаратами.

Профилактика и лечение грибковых поражений кожи с помощью антимикробных (фунгицндных) изделий являются патогенетически направленным воздействием, поэтому в сочетании с лечением лекарственными средствами дают быстрый и надежный эффект.

Исследованные шерстяные материалы, содержащие ионы меди и НФА, обладают не только избирательно-выраженным фунгицидным действием, но и антимикробными свойствами, что является уникальным качеством их и может быть использовано при пребывании человека в особо сложных условиях.

Выводы. 1. Применение антимикробного шерстяного белья для лечения пиодермий наиболее целесообразно в сочетании с лекарственными средствами. £

2. При поверхностных формах пиодермий рекомендует-^ ся использовать антимикробное шерстяное белье, содержащее 1 % НФА, в качестве основного средства лечения.

3. Антимикробные шерстяные изделия не оказывают раздражающего, токсического и аллергизирующего действия на кожу.

4. Применение антимикробных шерстяных носков при эпидермофитии стоп наиболее эффективно в сочетании с наружным лечением лекарственными препаратами.

5. Антимикробное шерстяное белье и носки целесообразно применять при пребывании человека в особо сложных условиях для профилактики гнойничковых заболеваний кожи и рецидивов различных форм эпидермофитии стоп.

Литература

1. Горяйнова Л. К.. Пола К■ А., Лихачева Н. П. и др.— В кн.: Актуальные вопросы иммунодиагностики и нмму-норегуляцни. Таллин, 1982, с. 259—261.

2. Гусева А. И., Лихачева Н. П.. Кощеев В. С. и др. — Гиг. и сан., 1981, № 7, с. 30—32.

3. Козинда 3. Ю.. Суворова Е. Г., Горбачева И. Н. Азо-красители со свойствами фунгицидов. — А. с. 910703 (СССР).

4. Лихачева Н. П. — В кн.: Медико-технические проблемы индивидуальной защиты человека. М., 1982, вып. 23^ с. 45-55. ~

5. Лихачева Н. П.. Кутькова О. Н., Назаров Л. Ю. и др. — В кн.: Синтетические полимеры медицинского назначения. Дзержинск, 1979, с. 114—116.

6. Суворова Е. Г., Козинда 3. Ю.. Горбачева И. Н. и др. — Текст, пром-сть, 1983, № 5, с. 38—40.

Поступила 14.08.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.