АР
СОБЫТИЯ / Выставки
Антикризисные решения
для пищепрома. Что удалось «Агропродмашу 2009»
и его Участникам?
А.А. Кубышко
ГНУ ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
В «Экспоцентре» на Красной Пресне 12-16 октября прошла 14-я международная выставка «Агропродмаш 2009» — «Оборудование, машины и ингредиенты для пищевой и перерабатывающей промышленности». В этом году на площади 40 000 кв. метров выставка собрала 513 компаний, из них более 300 — российских. При этом, несмотря на трудности кризисного периода, основной костяк участников сохранился во всех секторах, более того, выставка пополнилась новыми экспонентами. Участие в выставке приняли компании из 33 стран, с национальными экспозициями выступили Германия и Франция. Выставку посетили более 17500 человек.
^ Таков, наверное, удел выставочной индустрии, что в трудные времена компании начинают экономить на участии в выставках, а когда трудные времена переживает вся мировая экономика, организаторы выставок первыми ощущают последствия перемен. Кризисное сокращение расходов коснулось в первую очередь маркетинга и рекламы.
В 2008 выставочные площади выкупались, когда экономика росла, и пищевая отрасль была преисполнена оптимизма, который передавался поставщикам. В 2009 ситуация изменилась не в лучшую сторону и вероятно, поэтому выставочные площади «Агропро-дмаша» сократились с 50 до 40 тысяч квадратных метров, число участников — с 753 до 513. При этом поток посетителей совсем не иссяк — как и год назад, экспозицию увидели более 17 тысяч человек. При этом места выбывших участников частично заняли
новые. Так происходит всегда, но в пору кризиса это обнадеживающий факт: у поставщиков пищепрома появляются новые партнеры и, если они смогли участвовать в одной из самых крупных выставок Европы, значит в наше время у бизнеса есть возможности для развития, реализации инновационного потенциала и есть компании, которые видят перспективу на рынках оборудования, упаковки, ингредиентов для пищевой промышленности.
Экспозиция выставки была разделена на 14 салонов по всем отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности. Такое структурирование выставочных павильонов сделало максимально понятной систему навигации. Каждый участник смог увеличить количество клиентов и партнеров, пришедших именно на его стенд. Но если посетителям такой подход в организации выставочного пространства, опро-
50
ВСЁ 0 МЯСЕ №5 октябрь 2009
Выставки / СОБЫТИЯ
ЙР
бованный впервые в 2008 году, выгоден, то компании-участники, у которых несколько специализаций, попали в двойственное положение: либо дробить экспозицию, чтобы не пропустить клиентов, либо сосредоточиться на одном направлении, чтобы не увеличивать бюджет.
В рамках деловой программы выставки состоялся IV Международный технологический форум «Антикризисные решения в технологиях и оборудовании пищевой промышленности», организаторы — компания «Империя» и ЗАО «Экспоцентр».
Участниками мероприятия стали руководители компаний, специалисты по маркетингу, технологи и главные специалисты компаний-производителей пищевых продуктов, а также компаний-поставщиков оборудования и технологий. Форум был посвящен проблемам и прогнозам развития российской экономики в условиях мирового экономического кризиса.
мам и прогнозам развития российской экономики в условиях мирового экономического кризиса. Готовых ответов на вопросы что происходит в отдельно взятой мясной отрасли и что делать, аудитория не получила, и, похоже, некоторые слушатели были этим огорчены. Но при достаточно внимательном проведении пареллелей между тем, что происходит в ма-кроэконимике и динамикой процессов в масштабе локальных рынков, то картина во многом проясняется. В докладах спикеров форума прозвучал анализ процессов и явлений в мировой и национальной экономике, который может быть полезным для определения стратегии.
Также в рамках деловой программы прошел технический семинар «Технологии хладоснабжения для АПК», на котором слушатели познакомились с инновационными достижениями в сфере холодильных технологий. Большое внимание на форуме было уделено проблемам упаковочной отрасли. Состоялась конференция «Роль отраслевых объединений в развитии российской индустрии упаковки», в рамках которой прошло открытое заседание Национальной конфедерации упаковщиков.
Мыслить и действовать как до кризиса — роскошь, доступная не многим, а порой и вовсе разорительная. Новое мышление и новые стратегии могут появиться только на основе анализа актуальной информации о макро- и микроэкономике, о ситуации в отрасли и тенденциях её развития. Эту потребность в информации, от части, восполнила деловая программа выставки «Агропродмаш 2009».
На заседании рассматривались возможные пути выхода из кризиса, а также перспективы развития рынка оборудования и технологий для пищевой промышленности, методы и способы инвестирования в оборудование в кризисных условиях. Пленарное заседание форума, прошедшее под председательством президента консалтингового агентства «Качалов и Коллеги» Игоря Качалова, было посвящено пробле-
Пожалуй, главное, что внушает оптимизм, и что отмечали многие авторы докладов, — относительная стабильность продовольственного рынка в кризис, а значит остается востребованной и продукция, которая позволяет производить качественное продовольствие с минимальными издержками. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации прибыль предприятий пищевой промышленности в 2008 году достигла 124 миллиардов рублей. Это как раз те средства, из которых каждый экспонент рассчитывал получить свою долю в виде оплаты за свою продукцию или услуги. Есть все основания полагать, что им это удалось.
№5 октябрь 2009 ВСв О МЯСЕ
51