УДК 338.1;339.98
Ю. А. Чистякова, В. О. Евтеева, А. О. Чалова
Антикризисные программы в США и Евросоюзе
В статье проанализированы антикризисные программы США и Евросоюза с использованием материалов зарубежной печати.
Ключевые слова: США, Евросоюз (ЕС), Франция, Германия, Великобритания, периферийные страны, антикризисные программы, экономический рост, безработица, инфляция.
Ju. А.Chistyakova, V. О. Evteeva, А. О. Chalova
Crisis-Proof Programmes in the USA and the European Union
In the article crisis proof programmes of the USA and the European Union with the use of foreign printed media materials are analysed.
Keywords: the USA, the European Union (EU), France, Germany, Great Britain, the peripheral countries (Greece, Ireland, Portugal), crisis proof programmes, economic growth, unemployment, inflation.
Выход из глобального кризиса затягивается и отличается неравномерностью по странам и сферам экономической деятельности. Австралия за один год преодолела негативные последствия кризиса [1]. Китай, Индия, Бразилия избежали рецессии и демонстрируют позитивную экономическую динамику. Из крупных развивающихся стран (КРС) Россия больше всех пострадала от кризиса [3; 6]. В США и ЕС антикризисные программы отмечены своеобразием и дают неодинаковый экономический эффект.
Антикризисная программа США опирается в основном на конкурентные преимущества лидера мирового хозяйства, в числе которых низкая процентная ставка (0,3 %), налоговые льготы, международный статус доллара; дефицит федерального бюджета регулярно покрывается продажами казначейских облигаций на различные сроки; приток прямых и портфельных инвестиций в США. Единственная новация - масштабные денежные вливания в экономику (600 млрд долл.) Кризис в США начался с ипотеки (лето 2007 г.), затем перекинулся на банки и страховые компании и добрался в конце концов до автопрома, строительства и торговли. В силу сложной взаимозависимости кризис переместился в Евросоюз и другие регионы мира.
Экономика Евросоюза (ЕС-27) неоднородна: «ядро» (Германия, Франция, Великобритания, частично Италия плюс малые страны «старой»
Европы); зона евро (17 стран); периферийные страны зоны евро (Греция, Ирландия, Португалия и, видимо, Испания); новые члены Евросоюза (Балтия, Центральная и Восточная Европа) на разных стадиях экономической интеграции. В отличие от США, в Евросоюзе главным источником финансирования инвестиций являются не фондовые рынки (ценные бумаги), а банки, что потребовало срочных мер по ликвидации кризиса ликвидности. К моменту кризиса ЕС-27 не договорился по основным позициям Стратегии до 2020 г. взамен несостоятельной Лиссабонской хартии (2000 г.). По ряду экономических и социальных причин Евросоюзу затруднительно существенно уменьшить бюджетные расходы. В ЕС-27 хронически высокая безработица.
Евросоюз проявил инициативу созыва представителей ведущих экономик мира (0-20) для выработки и координации международных антикризисных мер (ноябрь 2008 г., Вашингтон). Через месяц (декабрь 2008 г.) Евросоюз утвердил План экономического восстановления. Этот план предполагал пакет коллективных и индивидуальных антикризисных программ: 1) стимулирование потребительского спроса и доверия; 2) восстановление в долгосрочной перспективе конку -рентоспособности (ЕС, стран-членов, компаний) за счет «умных» инвестиций, энергосбережения, исследовательской инфраструктуры НИОКР и др.; 3) снижение Европейским Центральным
© Чистякова Ю. А., Евтеева В. О., Чалова А. О., 2011
Таблица 1
Динамика ВВП (в %) ведущих экономик мира
2007 2010
США 0 2,7
Великобритания -3,4 1,8
Франция -0,9 1,6
Германия -0,6 3,5
Зона евро -2,1 1,7
Источник: МВФ.
Банком (ЕЦБ) ставки рефинансирования до 1,25 % с целью облегчения доступа к кредиту для фирм и населения. Кредиты выдавались на сутки, неделю, затем на срок до 12 месяцев. Были упрощены требования к залоговым активам, увеличен список принимаемых в обеспечение ценных бумаг.
Локомотивами экономики Евросоюза были и остаются Германия и Франция. Каждая страна предложила свои дополнительные меры по поддержке экономики на пике кризиса.
Германия. Акцент на социальные программы. Сокращение рабочей недели в отдельных отраслях до 30-33 ч. в неделю. Сокращенный рабочий день. «Гибкие» графики работы. Снижение подоходного налога (с 15 % до 14 %). Увеличение пособий для детей. Снижение взносов в больничные кассы и на пособия по безработице. Единовременные выплаты по разным основаниям. Не забыты государственные инвестиции и меры поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ).
Франция. Создание инвестиционного фонда для покупки государством миноритарных пакетов предприятий, имеющих стратегическое значение. Поддержка крупных инвестиционных проектов (университеты, НИОКР, оборонная промышленность, скоростные железные дороги, судоходный канал «Сена - Север Европы» и др.). Строительство социального жилья. Специальное пособие для малоимущих. Отдельный план для автомобильной промышленности. Свернуты отдельные реформы либеральной ориентации, но «продавлена» пенсионная реформа, несмотря на массовые акции протеста профсоюзов и молодежи. Антикризисные меры президента Франции Н. Саркози одобрены и реализуются с явным прицелом на выборы 2012 г.
Антикризисные меры Германии и Франции, как видно из краткого обзора, селективны (для отдельных групп населения и отраслей), имеют «гибридную» природу (из арсенала либеральной и этатистской политики) и привлекательны критической массой мелких, но «точечных» инноваций институционального, налогового и бюджетного характера. Россия могла бы кое-что позаимствовать из антикризисных программ Германии и Франции.
Каковы же результаты антикризисной политики США и ЕС? Представим ведущие макроэкономические индикаторы (ВВП, безработица, инфляции) за 2010 г. и первый квартал 2011 г. По предварительным данным МВФ, динамика ВВП выглядела следующим образом (см. табл. 1).
США первые вошли в кризис и первыми вышли из него, но «оживление» экономики остается неустойчивым, угрозы второй волны кризиса сохраняются. Евросоюз не допустил коллапса, вышел на траекторию экономического роста, но в поисках новой модели социально-экономического развития.
Безработица в США, сохраняя известную во-латильность, имеет тенденцию к неуклонному снижению. По итогам, за апрель 2011 г. число первоначальных заявок на пособие по безработице составляет 474 тысячи. Безработица снизилась с 9,6 до 8,8 %. Отдельные аналитики (например, У. Баффет) прогнозируют ее снижение в ближайшие годы до приемлемого уровня в 67 %. В зоне евро (по состоянию на 1 апреля 2011 г.) безработица оставалась довольно высокой (в среднем 9,9 %), а в отдельных странах -двузначные цифры.
США - страна с низкой инфляцией на протяжении десятилетий. Однако уровень инфляции выходит из зоны «ползучей». Руководитель ФРС Бен Бернанке считает инфляционное давление в США временным феноменом. Инфляцией обеспокоены и денежные власти Евросоюза. Инфляция выходит за границы Пакта стабильности (12 %). Уровень инфляции в зоне евро в 2,6 % считается тревожным.
К этим хроническим «болезням» следует добавить бюджетные дефициты в США и ЕС. Планы президента США сократить бюджетные расходы на очередной финансовый год и на десятилетие наталкиваются на обструкцию республиканской партии в Конгрессе. В марте 2011 г. план правительства консерваторов в Великобритании по увольнению 300 тысяч госслужащих вызвал массовые демонстрации протеста в Лондоне.
Для молодежи Евросоюза наиболее чувствительная проблема - безработица. Сошлемся на ситуацию во Франции. В феврале 2011 г. президент Н. Саркози объявил в телевизионном обращении к нации о выделении 400 млн евро внебюджетных кредитов на трудоустройство молодежи. С 70-х гг. XX в. доля безработных среди молодежи в 2 раза выше, чем в среднем по стра-
не и по остальным возрастным группам. По итогам специального обследования, осуществленного Советом по ориентации занятости (СОЗ), общие цифры молодежной безработицы скрывают немалые контрасты. По данным за 2009 г., в группе от 15 до 19 лет - многие без квалификации, почти треть пополняет ряды безработных. В следующей возрастной группе (20-24 года) уровень безработицы снижается до 21 %, а в группе 25-29 лет он самый низкий - до 11 % (сказывается наличие дипломов). Министр труда Франции Ксавье Бертран рекомендует воспользоваться опытом Германии, которая практикует стажировку будущих специалистов на предприятиях по профилю своего образования (чередование учебы и работы). В ближайшие годы (до 2015 г.) Франция могла бы увеличить число контрактов типа «учеба-работа» до 600-800 тысяч [5].
Специфическая проблема Евросоюза - суверенные долги периферии зоны евро. Угроза банкротства стран (не только конкретных банков или компаний) вызвана многими факторами, такими как жизнь не по средствам («в долг»), безудержный рост государственных расходов и т. д. Сказывается отрыв банковской деятельности от динамики ВВП. Эта диспропорция присуща многим странам Европы в сравнении с США (см. табл. 2).
Таблица 2
_Активы банков к ВВП (в %)
нейшем Великобритания предполагает отказаться от участия в финансовой помощи странам-должникам.
В сложной ситуации с долгами оказалась и Португалия. Парламент страны отверг план бюджетной экономии, правительство не получило вотум доверия. Внеочередные парламентские выборы назначены на 5 июня 2011 г. Временное правительство обратилось к ЕЦБ, ЕК, МВФ за срочной помощью (конституционные ограничения), а специальный фонд стабилизации зоны евро предоставляет финансовую помощь на три года после определения потребности в кредите, согласования взаимных обязательств и графика предоставления траншей кредита после одобрения отчетов специальной миссии для Португалии [7]. Португалии обещана помощь в размере 78 млрд евро, но с жестким внешним контролем.
Список периферии зоны евро (Греция, Ирландия, Португалия) могут пополнить «проблемные» страны евросоюза с точки зрения дефицита госбюджета и государственного долга (см. табл. 3).
Таблица 3
Дефицит бюджета и гос. долг к ВВП (в %).
Оценка на 2010 г.
Греция
Португалия
Испания
Италия
Дефицит бюджета
12,2
8,0
10,1
5,3
Гос. долг
124,9
66,3
116,7
Ирландия
913
Великобритания
12,9
80,3
Великобритания
653
Франция
410
Франция
8,2
82,5
Германия
5,0
76,7
Испания
316
Германия
299
США
92
Источник: Дойче банк, Le nouvel observateur (L'Obs). -2010, 2-8 Decembre, № 2404. - P. 42.
Ирландия как чемпион банковского «пузыря» вслед за Грецией запросила срочную финансовую помощь от ЕЦБ, МВФ, Британии, Швеции, Дании. Общая сумма поддержки - 85 млрд евро, в том числе на увеличение капитала банков - 10 млрд. Процентная ставка по кредиту для Ирландии 5,8 %, то есть ниже рыночной (9 %), но выше, чем для зоны евро. Парламент Ирландии заблокировал компенсационные выплаты иностранным владельцам депозитов в местных банках. Правительство ушло в отставку, оппозиция пришла к власти. Она хотела бы списать часть долга, снизить обслуживание кредита (до 7,5 лет), добиться рассрочки по платежам. Страны-должники намерены разработать единую политику относительно стран-кредиторов. В даль-
Источник: ЕшюМ.
Напомним критерии Пакта стабильности: по дефициту бюджета - не более 3 % ВВП, по государственному долгу - не более 60 % ВВП.
Глубина мирового кризиса и его затяжной характер заставили США и ЕС принять в 2010 г. кардинальные меры по регулированию финансовой сферы - уязвимого звена мирового хозяйства. В США создается специальная комиссия по надзору за финансовыми услугами и Офис по надзору за страховым рынком (июль 2010 г.). Введены специальные требования к капиталу и ликвидности системно значимых институтов («по индивидуальной мерке»). Запрещен доступ на финансовые рынки США финансовых инвесторов из стран, в которых существуют жесткие стандарты регулирования. Ограничены максимальная рыночная доля финансовых корпораций и объем их финансовых операций. Банкам и финансовым компаниям запрещается владеть хедж-
фондами или фондами прямых инвестиций, а также проводить торговые операции с ценными бумагами за счет собственных средств. В Евросоюзе вводится двухуровневая система надзора за финансовым сектором: на макроуровне его будет осуществлять Европейский совет по системным рискам, на микроуровне надзорные органы ЕС и национальные органы надзора. Регулирующие органы учреждаются по ценным бумагам, страховому бизнесу, пенсионному делу. Вводится аккредитация рейтинговых агентств с обязанностью раскрывать информацию о соглашениях с клиентами, проводить ротацию экспертов. Великобритания (как страна вне зоны евро) осуществила собственные антикризисные меры: учрежден Совет по финансовой стабильности, расширены полномочия Управления по контролю за рынками финансовых услуг. Ужесточены требования и введено дополнительное налогообложение на выплаты банками бонусов (премии плюс пакеты акций) [2].
Глобальный кризис еще не стал достоянием истории. Мониторинг состояния мирового хозяйства и национальных экономик остается приоритетной задачей политиков и ученых, статистиков и СМИ. Важнейшие уроки глобального кризиса должны быть ясно и оперативно сформулированы и предложены превентивные меры для предотвращения или минимизации последствий в будущем. Россия могла бы адаптировать к своим условиям разумные рекомендации зарубежных коллег.
Примечания
1. Архипов, В. Я. Австралия вышла из кризиса первой из развитых стран [Текст] / В. Я. Архипов // Азия и Африка сегодня. - 2011. - № 2. - С. 12-15.
2. Князев, Юрий. Воздействие глобального кризиса на экономическую теорию и практику [Текст] / Ю. Князев // Общество и экономика. - 2011. - № 2. -С. 48-53.
3. Кудрин, А. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России [Текст] / А. Кудрин, О. Сергиенко // Вопросы экономики. -2011. - № 3. - С. 4-19.
4. Мау, В. Экономическая политика 2010 г. [Текст] / В. Мау // Вопросы экономики. - 2011. - № 2. - С. 4-6.
5. Le Point. - 2011, 11 fevrier par Marc Vignaud.
6. Преодоление кризиса в России потребовало огромных финансовых усилий. Финансовые вливания в экономику потребуются и в 2011 г. По оценке МВФ, финансовые вложения (включая пенсии) составили со стороны государства в 2009 г. 4,5 % ВВП, в 2010 г. -5,3 %, прогноз на 2011 г. - 4,7 % ВВП. См.: Вопросы экономики. - 2011. - № 3. - С. 16.
7. Для покрытия внешнего долга страны-должники Евросоюза выпускают облигации с высокой доходностью, что сопряжено с нарастанием долговых обязательств в обозримом будущем. Еженедельник "The Economist" составил кривую роста доходности для кредиторов с декабря 2010 г. по март 2011 г. Для Греции доходность стабилизировать на уровне выше 12 %. В Ирландии рост отмечен c 8 % до почти 10 %. Португалия столкнулась с аналогичным трендом - с 6 до 8 %. См. : The Economist. - 2011, 26 march - april. -P. 35.