ЭХО ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В ЕВРОЗОНЕ В 2011-М
УДК 336.7
Илья Евгеньевич Покаместов
К.э.н., доцент кафедры «Финансы, кредит и банковское дело»
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Тел.: 8-916-553-25-93
Эл. почта: [email protected]
Стелла Гарриевна Базазян
Аспирант, кафедра «Финансы, кредит и банковское дело»
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Тел.: +995 (95) 711 704 (сотовый), Эл. почта: [email protected]
В статье обоснованы предпоссылки витка глобального финансового кризиса по евро зоне. Раскрыто до - и посткризисное состояние стран - членов евро зоны, выявлена неэффективность применяемых мер по выходу их финансового кризиса.
Ключевые слова: Еврозона, ЕЦБ, МВФ, мировой финансовый кризис, антикризисное управление, государственный долг
Ilya E. Pokamestov
Doctorate in Economics, Associate Professor, the Department of Finance, Credit and Banking Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: 8-916-553-25-93 E-mail: [email protected]
Stella G. Bazazian
Post-graduate Student, the Department of
Finance, credit and banking
Moscow State University of Economics,
Statistics and Informatics (MESI)
Tel.: +995 (95) 711 704
E-mail: [email protected]
ECHOES OF THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS IN THE EUROZONE IN 2011
The prerequisites of new coil of the global financial crisis in Eurozone are considered in the article. The authors disclose the condition of countries of Eurozone before and after the crisis. The ineffectiveness of the measures applied to the outing of the financial crisis are revealed.
Keywords: Eurozone, ECB, IMF, global financial crisis, crisis management, public debt.
1. Введение
Глобальный финансовый кризис 2008 года - один из первых препятствий на пути становления эффективной и стабильной экономики еврозоны.
Европейский Союз - уникальное экономическое и политическое партнерство 27 стран.[1] В рамках содружества рассматриваются все вопросы его функционирования, кроме вопросов безопасности. Программа действий включает в себя следующие цели: права человека, средства массовой информации, сотрудничество в правовой сфере, социальные и экономические вопросы, вопросы здравоохранения, образования, культуры, спорта, молодежи, охраны окружающей среды. Параллельно с политической консолидацией происходила и экономическая интеграция. Экономическая интеграция ЕС ограничена еврозоной. Еврозона -открытая система. Однако, не все страны - члены ЕС входят в границы еврозоны.
2. Причины и последсвия кризиса еврозоны
Официальной версией возникновения кризиса является нарушение равновесия в мировой экономике, крах ипотечного рынка США, неравномерное перераспределение капитала в мировом масштабе. Однако, было бы несправедливо говорить, что в самой еврозоне не было предпосылок начала кризиса.
Согласно макроэкономическим показателям по состоянию на начало кризисного 2007 года необратимость кризиса в странах Европейского Союза (далее ЕС) очевидна. В качестве примера можно ссылаться на показатели уровня безработицы докризисного периода.
По данным таблицы можно сделать вывод, что с 2005 года уровень безработицы сокращался в странах Европы, за исключением некоторых из них. Значительное уменьшение безработицы наблюдается в Бельгии (на 1,0 %), в Германии (на 1,6%), Франции (на 0,9%), Италии (1,6%), Норвегии (2%) и т.д. Согласно же кривой Филлипса при уменьшении уровня безработицы растет инфляция. Следовательно, приведенная выше таблица наглядно показывает на примере показателя изменения безработицы предпоссылки начала кризиса 2007 года. К концу 2007 года мир уже наблюдал начало глобального финансового кризиса.
Однако, в еврозоне распространение кризиса характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, еврозона состоит из экономик стран с разным уровнем развития, что является препятствием равномерного развития. Страны еврозоны условно разделим на два блока: развитые страны (Франция, Италия, Германия, Швейцария, Голландия, Бельгия, Австрия, Швеция, Норвегия и т.д) и развивающиеся (Польша,Словения, Словакия, Греция, Венгрия, Эстония, Болгария, Чехия, Португалия и т.д). Возникновение первого блока стран стало началом эры еврозоны, впоследствии к ним поэтапно присоединялись страны второго блока. Однако, известно, что присоединение стран к еврозоне во многом носило политический, чем экономический характер.
Во-вторых, присоединение стран второго блока к еврозоне происходило поэтапно. Правительства этих стран работали над созданием такой национальной политики, которая была бы наиболее приближена к паневропейской политике
Таблица 1. Уровень безработицы среди трудоспособного населения в 2000-2007 гг [2]
Уровень безработицы
№ Страна/год (% от трудоспособной части населения)
2000 2005 2007
1 Бельгия 6,9 8,5 7,5
2 Германия 7,5 10,3 8,7
3 Франция 9 9,3 8,4
4 Италия 10,1 7,7 6,1
5 Голландия 3,1 5,3 3,6
6 Австрия 3,6 5,2 4,8
7 Швеция 5,6 7,7 6,1
8 Великобритания 5,4 4,8 5,3
9 Исландия — — ...
10 Норвегия 3,2 4,5 2,5
№1, 2012
ЕЦБ. Макроэкономический анализ, проведенный нами, показывает, что значения показателей на момент входа страны в еврозону изменяются в разы по сравнению с предыдущими годом. С нашей точки зрения, такие метаморфозы экономических показателей не могут отражать нормальное функционирование экономики. Присоединение страны к еврозоне должно было происходить поэтапно, что послужило бы, по - нашему, превенцией возникновения кризисов в будущем.
В-третьих, разделяя мнение многих экспертов, скажем, что институциональное устройство еврозоны также не оказалось готовым к принятию в евро-зону такого количества стран. В тоже время, в самой еврозоне имеется ряд нерешенных задач, таких как отсутствие единой налоговой системы, централизованного финансового регулирования, единого органа управления. «В рамках ЕС мы не имеем ни единого бюджета, ни единого, подобного федеральному, органа принятия политических решений. Поэтому мы должны уважительно относиться к мерам ограничения и взаимного контроля, которые существуют в еврозоне», [3] - заявил глава ЕЦБ Ж. - К. Трише.
В-четвертых, среди причин кризиса для еврозоны эксперты также выделяют экономическую, структурную и институциональную несостоятельность. Доступность кредита на финансовом рынке периферийных, то есть стран второго блока еврозоны, бум на рынке недвижимости, стремительный экономический рост повлек за собой увеличение спроса на импорт, что привело к платежному дефициту. Все более сложные и непрозрачные финансовые инструменты, которые затрудняют владельцам ценных бумах объективную оценку их качества, а также макроэкономический дисбаланс в мировом масштабе послужили дополнительными причинами кризиса в еврозоне.
Приведем некоторые факты.
Греция и Ирландия - страны, в которых финансовый кризис оставил наиболее яркий след. Однако, именно эти страны характеризовались стремительным ростом в преддверии кризиса. Отметим, что Ирландия была названа «кельтским тигром» по аналогии с «азиатскими тиграми» десятилетием назад. Но, в частности, предкризисный рост и глубина последствий кризиса раскрывают суть экономических, структурных и институциональных недоработок, ко-
торые легли в основу текущих событий.
Введение евро в 1999 году привело к уменьшению реальных ставок процента в так называемых периферийных странах до уровня номинальной ставки в Германии. Помимо этого, поддержание ценовой стабильности активизировало институциональные изменения в связи с формированием единого европейского монетарного союза. Изменения упрочили конкурентоспособность периферийных стран на едином рынке. Как следствие, спрос на кредиты со стороны фирм и домохозяйств периферийных стран стремительно увеличивался. Волна спроса привела к увеличению предложения кредитов. Условия выдачи кредитов упрощались, снижался уровнь ставки процента, уменьшился страновой риск при введении единой валюты евро, разница между доходностью правительственных облигаций стран - членов ЕС достигла мини-мальноо уровня. Финансовые институты получили возможность брать займы на упрощенных условиях, возникла возможность межстрановой диверсификации. Все это привело к росту кредитов. Однако, в основе такого роста были заложены как фундаментальные законы, так и эффект «пузыря». Параллельно, экономический рост наблюдался и в введущих странах таких как Великобритания. Так, к концу 2009 года оборот малого бизнеса вырос на 16,2%, то есть достиг докризисного уровня.[7] Рост осуществлялся, в основном, за счет экспорта; рост производства с 2009 по 2 квартал 2011 составил 32%.[7] В первой половине 2010 года экспорт вырос на 46%.[7]. И все это происходит на фоне роста мирового производства на 21% в 2010.[7]
Кредитный бум в значительной степени привел к финансовому и экономическому дисбалансу, особенно на рынке недвижимости. Ипотека стала более дешевой, следовательно более доступной. Институциональные и психологические факторы еще более подкрепили раздувание цен на недвижимость на рынке. На сложившемся фоне экономики периферийных стран испытывали стремительный рост. Однако, этот рост характеризовался диспропорциональностью. Строительная и финансовая сферы экономики развивались за счет других сфер экономики. Иными словами, произошло непропорциональное распределение ресурсов в экономике, подкрепленное вливаниями финансового капитала из зарубежных
стран. За счет этих вливаний и финансировался дефицит текущих счетов.
Несбалансированность развития экономики привела также к увеличению налогового бремени. Очевидно, что данное увеличение явилось структурным, а не циклическим. При этом, параллельно с развитем банковского сектора увеличивались финансовые обязательства. Финансовый кризис 2007 - 2008 гг стал переломным моментом. Начало глобальной рецессии привело к ухудшению показателей роста, финансовая напряженность привела к отрицательным последствиям для частного и государственного финансирования. В целом, как в Греции, так и в Ирландии причинами начала кризиса стали кризис доверия и прекращение финансирования из - за рубежа, а так же кризис сувереного долга стран Европы, что привело к необходимости обратиться за финансовой помощью к ЕС, ЕЦБ и МВФ. Греции было выделено несколько стабилизационных кредитов, «однако и этого оказалось недостаточно: уже летом этого года Евросоюзу и МВФ пришлось предоставить Афинам еще одну кредитную линию на 109 млрд евро в дополнение к уже имеющейся программе на 110 млрд евро»[4]. Такая финансовая поддержка привела лишь к временному экономическому росту. Ведь рост экономики в этих странах усилился за счет вливаний со стороны развитых европейских стран. Количественные данные подтверждают вышесказанное: ВВП на душу населения в период с 1999 - 2007 года вырос в Греции и Ирландии на 3,4%, в Испании на 2% при среднегодовом росте по ев-розоне в 1,4%. Однако, рост экономики во многом наблюдался за счет как государственного долга, так и частного. Ожидания высокого дохода привели к увеличению потребления и вложений, что не соответствовало потенциалу экономик этих стран. Другими словами, увеличился спрос, что привело к увеличению банковской задолженности. Еще более усугубило государственный долг стран еврозоны увеличение уровня заработных плат. В частности, величина долга в Португалии увеличилась с 63% до 83% от ВВП, в Греции - с 105 до 140%.
3. Некоторые пути выхода из кризиса
Кризис еврозоны набирал обороты с каждым годом. Более того, кризис затронул уже и экономики таких стран, как Франция, Италия. Всемирно известные
Экономика, Статистика и Информатика
№1, 2012
87
рейтинговые агенства, в частности S&P, Moody's, понижают кредитный рейтинг стран из - за увеличения внуреннего государственного долга. «Рейтинговое агентство Standard & Poor's грозится понизить рейтинги пяти европейских экономик, включая Францию, в том случае, если регион погрузится в очередную рецессию и правительства будут вынуждены наращивать размеры госдолга»[5].
В настоящее время, правительства стран, Правление ЕЦБ находятся в поиске мер регулирования и путей выхода из кризиса. Особую роль при этом играет ЕЦБ, как главный банк еврозо-ны. В частности, глава ЕЦБ Жан - Клод Трише отмечает, что «в законодательство Евросоюза необходимо внести изменения для предотвращения в будущем ситуаций, когда проблемы одной страны дестабилизируют весь блок»[3].
В качестве других мер регулирования страны прибегают к сокращению заработных плат, рабочих мест в государственных структурах, сокращению расходной части бюджета, защите от «плохих долгов». Согласно опросу, проведенному зимой 2007 года, вышвлены1 наиболее эффективные меры борьбы с «плохими» долгами. Среди них, страхование кредита, выплата авансом, внутренние коллекторские службы, аккредитив, оцценка кредитоспособности.^]
Однако, с нашей точки зрения, подобные меры недостаточны, что подтверждает текущее состояние эврозо-ны. Дополнительными мерами антикризисного управления может выступать реструктуриация государственного долга стран, координированные действия основных кредиторов по принципу «не навредить». Также особое внимание должно уделяться уровню экономического развития и политического сознания стран - кандидатов в евро-зону. С нашей точки зрения, недопус-
тимо принимать в еврозону развивающиеся страны, так как это, в первую очередь, приходит в конфликт с основным правилом ЕЦБ - единой учетной ставки.
4. Заключение
Итак, к концу 2007 г периода сформировалась устойчивая валюта, используемая как на внутреннем рынке евро-зоны, так и на международных валютных рынках. С внедрением евро среднегодовой индекс HIPC составлял в среднем 2%, цены были относительно стабильны. Более того, ЕЦБ удалось поддерживать инфляцию в долгосрочном периоде в соответствии с определением ценовой стабильности. Однако, несмотря на успешное внедрение денежно - кредитной политики ЕЦБ и относительно стабильное финансовое положение еврозоны, факторы глобализации сделали ее экономику подверженной риску «заболевания». Внутри еврозоны также имеются свои изъяны, которые необходимо исправлять. Несмотря на все попытки правительств стран ЕС выйти из кризиса, в настоящее время проблема остается актуальной. Более того, эксперты и аналитики прогнозируют рецессию еще на протяжение следующих 18 месяцев. В заключение хотелось бы привести слова Джона Бресиста (John Brehcist), консультанта IFG: «But of course the enduring lesson of history (and especially of the economic history) is that the future is inherently unknowable»[7]. Поэтому, главам ЕС придется провести еще не один саммит, чтоб найти правильное выхода из кризиса.
Литература
1. Basic information on the European Union: [Электронный ресурс: http// europa.eu/about-eu/basic-information/ index_en.htm]
2. Unemployment rate by gender:
[Электронный ресурс: http:// epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/ refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1 &pcode=tsiem110&language=en]
3. Ж.-К.Трише придумал, как спасти Европу от греческого кризиса: [Электронный ресурс: http://top.rbc.ru/ economics/16/10/2011/620433.shtml]
4. Кризис еврозоны: мир готовится к дефолту Греции: [Электронный ресурс: http://top.rbc.ru/story/ 617106.shtml]
5. S&P грозит понизить рейтинги Франции, Италии и Португалии: [Электронный ресурс: http://top.rbc.ru/ economics/21/10/2011/621534.shtml]
6. IFG Newsletter - September, 2011, page 2.
7. Fortis Credit Cover/ Fortis Commercial Finance. 681263 (11 - 2009)
References
1. Basic information on the European Union: [electronic resource: http / / europa.eu / about-eu / basic-information / index_en.htm]
2. Unemployment rate by gender: [electronic resource: http:// epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/ refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1 &pcode=tsiem110&language=en]
3. Jean-Claude Trichet figured out how to save Europe from the Greek crisis: [electronic resource: http://top.rbc.ru/ economics/16/10/2011/620433.shtml]
4. Eurozone crisis: the world is preparing to default Greece [electronic re source: http: //top. rbc. ru/story/ 617106.shtml]
5. S&P threatens to lower the ratings of France, Italy and Portugal [electronic resource: http://top.rbc.ru/economics/21/ 10/2011/621534.shtml]
6. IFG Newsletter - September, 2011, page 2.
7. Fortis Credit Cover / Fortis Commercial Finance. 681 263 (11 - 2009)
№1, 2012