Научная статья на тему 'Антикризисные меры в обеспечении долгосрочной устойчивого развития Республики Дагестан'

Антикризисные меры в обеспечении долгосрочной устойчивого развития Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / REGION / ANTI-RECESSIONARY POLICY / STRATEGIC PRIORITIES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / REPUBLIC DAGESTAN / STIMULATION OF DEVELOPMENT OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шемеева Сайда Хайбулаевна

Анализируется роль антикризисной политики в сохранении социальной стабильности в обществе и тенденций развития экономики в регионе, раскрываются сущность и механизм реализации комплекса антикризисных мер в проблемном субъекте федерации, а также определяются направления создания долгосрочных стимулов обеспечения устойчивого развития Республики Дагестан и комплекс мер по смягчению последствий влияния будущих циклических колебаний развития мировой экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-RECESSIONARY MEASURES IN MAINTENANCE LONG-TERM THE REPUBLIC DAGESTAN SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The role of an anti-recessionary policy in preservation of social stability in a society and tendencies of development of economy in region is analyzed, the essence and the mechanism of realization of a complex of anti-recessionary measures in the problem the subject of federation reveal, and also directions of creation of long-term stimulus of maintenance of a sustainable development of Republic Dagestan and a series of measures on softening of consequences of influence of the future cyclic fluctuations of development of world economic system are defined.

Текст научной работы на тему «Антикризисные меры в обеспечении долгосрочной устойчивого развития Республики Дагестан»

ШЕМЕЕВА С.Х.

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Анализируется роль антикризисной политики в сохранении социальной стабильности в обществе и тенденций развития экономики в регионе, раскрываются сущность и механизм реализации комплекса антикризисных мер в проблемном субъекте федерации, а также определяются направления создания долгосрочных стимулов обеспечения устойчивого развития Республи-киДагестан и комплекс мер по смягчению последствий влияния будущих циклических колебаний развития мировой экономической системы.

SHEMEEVA S.H

ANTI-RECESSIONARY MEASURES IN MAINTENANCE LONG-TERM THE REPUBLIC DAGESTAN SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The role of an anti-recessionary policy in preservation of social stability in a society and tendencies of development of economy in region is analyzed, the essence and the mechanism of realization of a complex of anti-recessionary measures in the problem the subject of federation reveal, and also directions of creation of long-term stimulus of maintenance of a sustainable development of Republic Dagestan and a series of measures on softening of consequences of influence of the future cyclic fluctuations of development of world economic system are defined.

Ключевые слова: регион, антикризисная политика, стимулирование развития предпринимательства, стратегические приоритеты, устойчивое развитие, Республика Дагестан.

Ключевые слова: регион, антикризисная политика, стимулирование развития предпринимательства, стратегические приоритеты, устойчивое развитие, Республика Дагестан.

Переход к рыночной экономике в России поставил в сложное финансовое положение многие предприятия. Наметившиеся позитивные тенденции в становлении предпринимательских структур в России были «подкошены» сначала финансовым дефолтом 1998 году, а в последующем - мировым финансовым кризисом 2008 года. В условиях углубившегося экономического кризиса в 2008 году наличие значительной финансовой подушки в форме резервного фонда позволило федеральной власти, реализовать комплекс антикризисных мер. Тем не менее, характеризует необходимость создания внутренних наметившаяся в середине 2011 года дестабилизация на мировых фондовых рынках встроенных механизмов антикризисного регулирования и управления.

Влияние кризисных явлений показал, что наблюдаемый с 2000 года экономический рост в стране является результатом комбинации конъюнктурных

факторов, чем последствием глубокой продуманной государственной политики развития, способствующей обеспечению расширенного воспроизводства капитала в экономике. В этих условиях для становления современных социально-экономических отношений необходим постоянный мониторинг условий и факторов циклического развития экономики, методов и механизмов предупреждения и предотвращения кризисных явлений. В современных условиях особо остро стоит задача выработки механизмов антикризисного управления на всех уровнях государственного устройства, органично встроенных в общую систему макроэкономического регулирования экономических и социальных процессов.

Последствием влияния мирового финансового кризиса 2008г. явилась усугубление дифференциации в уровнях экономического развития и ресурсной обеспеченности различных регионов. Эти факторы значительно влияют на неравномерность экономического развития и образования застойных зон экономического развития страны. Неравномерность развития проявляется в дифференциации уровней дохода на душу населения, уровня жизни, платежеспособного спроса, в отставании по показателям потребления от данных докризисного периода. Незначительный экономический рост, наблюдаемый в большинстве российских регионов в настоящее время является не результатом влияния долговременных качественных факторов развития, а носит временной характер, т.е. для обеспечения долгосрочного тренда развития необходима модернизация и перевод экономики на новый технологический уровень.

При усилении влияния кризисных явлений активно начали реализовы-вать антикризисные программы не только на уровне страны, но и в отдельных регионах. В целях совершенствования государственной политики, принятия антикризисных мер, направленных на обеспечение устойчивого, динамичного развития Республики Дагестан и определения путей преодоления негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу Республики Дагестан Указом Президента Республики Дагестан от 10 декабря 2008 года № 252 был образован Совет по антикризисным мерам при Президенте Республики Дагестан, который осуществлял координацию деятельности Правительства в рамках антикризисной политики.

В свою очередь, Правительством Республики Дагестан 30 декабря 2008 года был утвержден План мероприятий по предотвращению негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу Республики Дагестан (см. рис. 1). Планом были предусмотрены реализовать мероприятия по поддержке: реального сектора экономики; инвестиционной и строительной деятельности; малого и среднего предпринимательства; финансово-бюджетной системы; рынка труда и социальной сферы; регулированию потребительского рынка и проведение информационной политики в Республике Дагестан. По вышеотмеченным направлениям, за время реализации Плана мероприятий по предотвращению влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу Республики Дагестан органами исполнительной власти были проведены следующие мероприятия.

1. Поддержка реального сектора экономики. В оказании содействия сельскохозяйственным и иным товаропроизводителям в получении и пролонгации кредитов, реструктуризации задолженности по кредитам, полученным в ОАО «Россельхозбанк» и других кредитных организациях Дагестанским филиалом ОАО «Россельхозбанк» в 2009 году было выделено кредитов на сумму 482,92 млн. руб., в том числе краткосрочные кредиты 17 предприятиям на сумму 231,4 млн.руб., инвестиционный кредит 1 предприятию на сумму 10 млн.руб., на развитие малых форм хозяйствования 558 предприятиям на сумму 241,52 млн. руб.

В целях проведения мероприятий по дальнейшему развитию производственной кооперации промышленных предприятий республики с крупными российскими компаниями и промышленно развитыми регионами Российской Федерации Министерством промышленности транспорта и связи Республики Дагестан была проделана следующая работа:

1. ОАО «Концерн КЭМЗ» скооперировалось по линии «Рособоронэкспорта» с АХК «Сухой». В 2009 году были сформированы контракты на поставку продукции АХК «Сухой» по экспорту.

2. ОАО «Авиаагрегат» в 2009 году увеличило поставки на ОАО «АвтоВАЗ» электроусилителей руля для автомобилей «Калина». Кроме того, с «АвтоВАЗом» были подписаны соглашения:

- о разработке стартерно-генераторного устройства (СГУ), адаптированного к гибридной модели автомобиля (электро+бензиновый);

- о разработке и освоению комбинированных рулевых механизмов для

модели «ВАЗ-21116» и «Нива-3».

Также, было подписано соглашение с ОАО «КАМАЗ» о разработке стартерно-генераторного устройства (СГУ) на автомобили данного завода.

3. ОАО НИИ «Сапфир» заключило контракты с ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и Федеральной аэронавигационной службой на поставку аэронавигационного оборудования.

В организации разработки критериев отбора и ранжирования предприятий для принятия решений по оказанию им финансовой и иной помощи со стороны государства и предоставление первоочередной оперативной поддержки градообразующим предприятиям Министерством промышленности транспорта и связи Республики Дагестан были разработаны критерии отбора, при подготовке предложений по перечням предприятий для принятия решений по оказанию им финансовой и иной помощи со стороны государства.

2. Поддержке инвестиционной и строительной деятельности. Одним из основных инструментов развития социальной и инженерной инфраструктуры территорий республики является Республиканская инвестиционная программа. На финансирование Республиканской инвестиционной программы за 2008 год было выделено 5184,7 млн. руб., что больше объема средств 2007 года в 1,6 раза. Из федерального бюджета поступило 2557,6 млн. руб. (49,3% общего объема), в том числе 1897 млн. руб. - средства, выделенные в рамках федеральной целевой программы «Юг России» и 55,6 млн. руб.- ФЦП «Социальное развитие села», 605 млн. руб. - субсидии федерального Фонда

регионального развития. При этом, 82 млн. руб., подлежащие финансированию в рамках ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)», были выделены из федерального бюджета в конце декабря 2008 года, что было связано с поздним внесением изменений в утвержденные объемы ФЦП (постановление Правительства РФ от 25 декабря 2008 года №1031). Указанные средства поступили в республику в январе 2009 года и были использованы в 2009 году по целевому назначению. В структуре Программы 2008 года преобладали затраты на социальную сферу, доля средств, направленных на развитие социальной инфраструктуры, составила 54% (образование - 22%, здравоохранение - 25%, спорт - 7%, культура - 2%).

В рамках реализации Республиканской инвестиционной программы за 2008 год был обеспечен ввод: общеобразовательных школ на 4194 уч. места; 2 пришкольных спортзалов общей площадью 648 кв. метров; объектов здравоохранения на 230 коек и 289 посещений в смену, в том числе Кардиологического центра на 100 коек, оснащенного современным высокотехнологичным оборудованием; 3 спортивных сооружений общей площадью 1625 кв. метров; 79,2 км водопроводных и 196,3 км газовых сетей и др.

В 2008 году объем средств, выделенных на мероприятия по государственной поддержке дорожного хозяйства республики, составил 3123,3 млн. руб., что почти в 2 раза больше объема 2007 года. За счет указанных средств было построено и реконструировано 39,2 км дорог и 6 мостов (665,4 пог. метров), произведен ремонт 115,9 км дорог и 5 мостов (160,2 пог. метров). В целом на реализацию программы с учетом мероприятий по господдержке дорожного хозяйства республики было выделено 8308 млн. рублей.

В рамках Форума между Правительством Республики Дагестан и ЗАО «Caspian Flat Glass» было подписано соглашение по строительству крупнейшего в России завода по производству листового стекла флоат - методом производственной мощностью 600 тонн стекла в сутки. Общий объем инвестиций - 9,0 млрд. рублей. За 2009 год объем освоенных средств за счет собственных источников инвестора составил 1000,0 млн. руб. Реализация данного проекта ведется на инвестиционной площадке промышленно-производственного типа в Кумторкалинском районе Республики Дагестан. Создание инженерной инфраструктуры данной площадки финансировалось в рамках «ФЦП «Юг России 2008-2012гг.».

Кроме того, в рамках Форума также было подписано 2 соглашения между Правительством РД и ЗАО «Монолит С&Т», связанные со строительством туристско-рекреационных комплексов в Каякентском районе Республики Дагестан «Каякентское взморье» и «Новокаякент» на общую сумму 11,5 млрд. руб. Разработана проектно-сметная документация, проведены инженерно-геологические изыскания, проведены подготовительные работы на стройплощадке. В настоящее время из-за ситуации, связанной с мировым финансовым кризисом, инвестором приостановлены работы по реализации данных проектов.

В марте 2009г. между Правительством Республики Дагестан и международной инвестиционной компанией «Инвестком АГ» (Швейцария) было под-

писано инвестиционное соглашение «О строительстве гостиничное: рекреационного комплекса и сопутствующей инфраструктуры на берегу каспийского моря Республики Дагестан». В рамках данного соглашения предполагается освоить 10,0 млрд. руб. Планируемое количество единовременно отдыхающих составит 1600 мест.

3. Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях формирования перечня имущества, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, для предоставления его в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях Министерством по управлению государственной собственностью Республики Дагестан в 2009 году был сформирован перечень государственного имущества для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Информация о сдающихся в аренду объектах доводилось до предпринимателей через средства массовой информации, а также размещалась на сайте Комитета «Бизнес Дагестана».

В развитых странах важным направлением государственной политики в условиях финансового кризиса является стимулирование деятельности малого и среднего предпринимательства. При этом, анализ зарубежного опыта показал, что государственная поддержка может осуществляться в различных формах - от увеличения объемов государственных заказов до полного освобождения от уплаты некоторых видов налогов на определенный срок. Анализ комплекса мер, реализуемых в Республике Дагестан в рамках антикризисной политики показал эффективность сочетания различных форм государственной поддержки в рамках реализуемой социально-экономической политики в регионе. В 2009 году в республиканском бюджете Республики Дагестан на поддержку и развитие малого предпринимательства были предусмотрены средства в сумме 116 млн. рублей, из них 84,4 млн. рублей были выделены на безвозвратной основе на реализацию программных мероприятий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 «О представлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Дагестан от 4 февраля 2009 года № 27 утверждена разработанная Министерством труда и социального развития Республики Дагестан «Программа по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2009 год». Целью Программы была принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Республике Дагестан.

В части введения упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента на территории Республики Дагестан был принят Народным Собранием РД Закон РД № от 29.01.2009г. «О применении упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента в Республике Дагестан». В соответствии с

главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации законом установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.

4. Поддержка финансово-бюджетной системы. В условиях снижения темпов социально-экономического развития, в связи с возможным недовыполнением доходной части бюджета республики и с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации в адрес субъектов РД от 15 декабря 2008 года № 06-03-07, в Закон РД были внесены изменения, дополняющие статью 16, которыми предусматривается доведение в начале года до главных рас -порядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств только по первоочередным расходам, связанным с выплатой заработной платы и начислениям на нее, социальным обеспечением населения, лекарственным обеспечением, закупкой продуктов питания, оплатой коммунальных услуг, безвозмездными перечислениями организациям, безвозмездными перечислениями бюджетам муниципальных образований Республики Дагестан (кроме субсидий на софинансирование объектов капитального строительства), обслуживанием государственного долга (Закон РД от 3 февраля 2009 года №8 «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»). В соответствии с указанными изменениями были отозваны лимиты бюджетных обязательств по коду расходов, предусматривающих увеличение стоимости основных средств, и в 2009 году указанные расходы не финансировались.

В части проведения мониторинга регионального банковского сектора, в том числе объемов предоставленных межбанковских кредитов, всех видов банковских услуг населению, включая ипотечное кредитование Банком России были разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них - кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой - кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций.

5. Поддержка рынка труда и социальной сферы. Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Республики Дагестан 14 марта 2009 года было подписано Соглашение о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан. Общая стоимость Программы составило 94 млн. рублей, источниками финансирования мероприятий предусмотренных Программой являлись средства федерального бюджета (73,2 млн. рублей), выделенные в виде субсидий Республике Дагестан на реализацию мероприятий, осуществляемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, а также средства бюджета Республики Дагестан (20,8 млн. рублей).

Одним из мероприятий данной Программы является содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, включая оказание им организационной и финансовой поддержки при организации собственного дела.

Для преодоления последствий мирового финансового кризиса в республике, в первую очередь, оказывалась поддержка отдельным категориям граждан, нуждающимся в особой заботе государства, за счет ранее принятых и реализуемых в настоящее время в их отношении мер социальной поддержки. Своевременно и в полном объеме производились ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий; пособия по безработице; выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей, а также дополнительно введенной Указом Президента Республики Дагестан единовременной денежной выплаты при рождении пятого и каждого последующего ребенка.

6. Регулирование потребительского рынка. В проведении мониторинга состояния потребительского рынка, в том числе цен на социально значимые продовольственные товары, сельскохозяйственную продукцию, лекарственные средства, автомобильное топливо Минсельхозом Дагестана еженедельно проводилось мониторинг ситуации на продовольственном рынке республики, осуществляется сравнительный анализ цен на основные продовольственные товары в регионах Северного Кавказа.

7. Информационная политика. Начиная с января 2009 года, республиканские СМИ вели постоянную работу по информационному обеспечению Плана мероприятий по предотвращению влияния финансового кризиса. В материалах государственных печатных изданий, информационного агентства РИА «Дагестан», программах телекомпаний РГВК «Дагестан» и ГТРК «Дагестан» предметно освещались меры, предпринимаемые руководством Российской Федерации и Республики Дагестан по предотвращению и минимизацию влияния кризиса на экономику страны и непосредственно республики. Регулярно публиковались интервью с руководителями министерств и ведомств Республики Дагестан.

_Литература_

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года. (Проект). - Махачкала: Минэкономики РД, июнь 2009 года. - Электронный ресурс с официального сайта Минэкономики

РД.

2. Дагестан-2009. Социально-экономическое положение. В 2-х томах. - Махачкала: ТУ ФСГС по РД, 2010.

3. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах».

4. Указ Президента Республики Дагестан от 10 декабря 2008 года №252 «Об образовании Совета по антикризисным мерам при Президенте Республики Дагестан».

5. Постановление Правительства Республики Дагестан 30 декабря 2008 года об утверждении Плана мероприятий по предотвращению негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу Республики Дагестан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.