Научная статья на тему 'Анализ системы мер антикризисного управления и регулирования предприятий Республики Дагестан'

Анализ системы мер антикризисного управления и регулирования предприятий Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / FINANCIAL RECOVERY / МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ / MECHANISMS OF STABILIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Т.К., Магомедова Т.В.

Более трети отечественных предприятий, по данным Госкомстата России, в последние годы продолжают оставаться в кризисном состоянии, проявляющемся в убыточности экономической деятельности, низком запасе финансовой прочности, дефиците ликвидных оборотных средств, значительной задолженности перед бюджетом и кредиторами. Особое значение в сложившейся ситуации приобретает анализ системы мер антикризисного управления на микроуровне, он наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SYSTEM OF MEASURES OF THE ANTI-CRISIS MANAGEMENT AND REGULATION OF ENTERPRISES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

More than three domestic enterprises according to State Cometee of Russia, is going to remain in crisis last time, becoming unprofitable in economic activity, Low reserve of financial securely, deficit of liquid and means of circulation considerable debt before budget and creditors. Great significance in this situation has the analysis of anticrisis management measure system on microlevel, its filled with concrete contents, connected with to-day financial activity of enterprisies, Their collectives, managers and owners.

Текст научной работы на тему «Анализ системы мер антикризисного управления и регулирования предприятий Республики Дагестан»

8. Палагин Ю.И. Логистика. Учеб. Пособие. - СПб, 2010.

9. Резер С.М. Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания // Транспорт. Экспедирование и логистика. - 2010.- №4.

10. Симонов К. Газ в ожидании реформы // Нефть и газ. - 2010. -№1.

11. Спасова А.В. Логистика управления закупками материальных ресурсов. // Логистика. - 2010. - №5.

12.www.vesti. ru./ news. htm.

ББК 65.050

Т.К. Абдуллаева, Т.В. Магомедова АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕР АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

T.K.Abdullaeva, T. V.Magomedova ANALYSIS OF THE SYSTEM OF MEASURES OF THE ANTI-CRISIS MANAGEMENT AND REGULATION OF ENTERPRISES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Более трети отечественных предприятий, по данным Госкомстата России, в последние годы продолжают оставаться в кризисном состоянии, проявляющемся в убыточности экономической деятельности, низком запасе финансовой прочности, дефиците ликвидных оборотных средств, значительной задолженности перед бюджетом и кредиторами.

Особое значение в сложившейся ситуации приобретает анализ системы мер антикризисного управления на микроуровне, он наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников.

Ключевые слова: кризис, антикризисное управление, финансовое оздоровление, механизмы стабилизации

More than three domestic enterprises according to State Cometee of Russia, is going to remain in crisis last time, becoming unprofitable in economic activity, Low reserve of financial securely, deficit of liquid and means of circulation considerable debt before budget and creditors.

Great significance in this situation has the analysis of anticrisis management measure system on microlevel, its filled with concrete contents, connected with to-day financial activity of enterprisies, Their collectives, managers and owners.

Key words: crisis, anti-crisis management, financial recovery, the mechanisms of stabilization

Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей. Банкротство неэффективно работающих и финансово слабых производств является основой структурной перестройки российской экономики. 142

А-

Кризис - это период нестабильности или такого состояния бизнеса, когда надвигаются серьезные перемены. Причем результат этих перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный.

Кризисы в деятельности конкретного предприятия могут совпадать и не совпадать с ритмами общего экономического развития. Они зависят от него, но могут иметь и свой цикл. Интенсивные, масштабные экономические явления могут лишь незначительно влиять на экономическую ситуацию предприятия, и наоборот незначительные сдвиги могут вызывать существенные и даже критические для фирмы экономические последствия. Ясное понимание причин кризиса помогает наметить адекватные меры его предупреждения и преодоления. Каждый, кто может предсказывать или планировать кризис в своем бизнесе имеет гораздо более высокие шансы на успех, чем тот, кто позволяет кризисам застигнуть себя врасплох.

Антикризисный процесс - управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное управление - применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д. Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное регулирование - это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

- совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

- принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

- создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Несмотря на складывающуюся в последние годы тенденцию стабилизации экономики, более трети отечественных предприятий, по данным Госкомстата России, продолжают оставаться в кризисном состоянии, проявляющемся в убыточности экономической деятельности, низком запасе финансовой прочности, дефиците ликвидных оборотных средств, значительной задолженности перед бюджетом и кредиторами.

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 23, 2011 4. -\-

Анализ причин, вызывающих такое состояние, показывает, что эффективной реализации государственной программы антикризисного регулирования деятельности предприятий во многом противодействует отсутствие эффективных методических подходов к организации внутрифирменного управления предприятиями в условиях кризиса, обеспечивающих защиту хозяйственной деятельности от воздействия негативных факторов внешней среды.

Поэтому актуальной задачей сегодня является разработка подходов к выбору эффективных методов антикризисного управления предприятием на основе комплексной оценки его экономического состояния.

В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, высокой инфляции, нестабильности налоговой системы, политической нестабильности, неопределенности, недостаточной квалификации менеджеров предприятия институт банкротства получает все большее распространение. Вместе с тем, в хозяйственной практике последних лет участились случаи умышленной самоликвидации предприятий, которые, обеспечив привлечение значительного объема заемного капитала (в денежной, товарной и других формах) и использовав его в целях наживы отдельных лиц, объявляют себя банкротами для того, чтобы уйти от расчетов. Механизм таких действий квалифицируется как "фиктивное банкротство" и преследуется в уголовном порядке.

Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.

Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации.

Система антикризисного управления - это и есть система банкротства на предприятии. Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков предстоящей кризисной ситуации.

Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей.

Основной целью антикризисного финансового управления является быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия для избежания его банкротства. С учетом этой цели на предприятии разрабатывается специальная политика антикризисного финансового управления при угрозе банкротства. Она может быть сформулирована следующим образом:

Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его защиту от банкротства.

А-

Основная роль в системе антикризисного управления отводится широкому использованию механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить, темпы его экономического развития.

Финансовая стабилизация в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:

1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался масштаб кризисного состояния предприятия (легкий или тяжелый кризис), наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации является обеспечение восстановления способности платежей по своим текущим обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.

2. Восстановление финансовой устойчивости. Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение относительно короткого периода времени за счет осуществления ряда аварийных финансовых мероприятий, причины, генерирующие неплатежеспособность могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно продолжительном периоде.

3. Изменение финансовой стратегии с целью ускорения экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечивает стабильное снижение стоимости используемого капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы его производственного развития при одновременном снижении угрозы его банкротства в предстоящем периоде.

Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический

В практике финансового менеджмента вышеперечисленные механизмы финансовой стабилизации подразделяются иногда на "защитные" и "наступательные". Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе "отсечение лишнего", представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких, либо наступательных управленческих решений. Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в целом представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития. Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, подчиненную цели ускорения всего экономического роста предприятия. В процессе антикризисного стратегического планирования разрабатываются стратегии выхода организации из экономического кризиса (рис. 1). Процесс антикризисного стратегического планирования, первого этапа стратегического управления, начинается с определения текущей миссии организации. Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности фирмы при различных воздействиях на нее со стороны внешней среды и определенных характеристиках ее внутренней природы и организации.

Рисунок 1. Модель антикризисного стратегического управления предприятием

Следующим, не менее важным, этапом стратегического антикризисного планирования является анализ среды бизнеса и выяснение причин экономического кризиса деятельности предприятия. Правильность выбора стратегий выхода из кризиса и устранение его причин и последствий зависит от точности и комплексности диагностики состояния предприятия. На этом этапе фирма проводит исследования внешней и внутренней среды бизнеса, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, проводит оценку реального положения фирмы, выясняет причины кризисного состояния.

На следующем этапе проводится стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых показателей, определяет разрыв между ними. Затем при помощи методов стратегического анализа и планирования формулируются стратегические альтернативы выхода предприятия из экономического кризиса.

Очередной этап связан с выбором одной из альтернативных стратегий и ее проработкой. На этом заканчивается процесс стратегического планирования и начинается процесс оперативного планирования.

Следующие этапы стратегического управления связаны с реализацией планов и контролем результатов.

В целом процесс стратегического антикризисного управления представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к составлению оперативных планов до

А-

реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к пересмотру миссии) связью, важнейшим этапом которого является стратегическое планирование.

Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов государственного регулирования. В период подъема экономики регулирование сводится преимущественно к фискальным функциям. В кризисных ситуациях требуется законодательная, а иногда и финансовая поддержка.

В январе-декабре 2009 года число убыточных предприятий и организаций по сравнению с соответствующим периодом 2008 года увеличилось на 11 единиц или на 11,1%.

Суммарная задолженность по обязательствам крупных и средних предприятий на 1 января 2010 года составила 31090,8 млн. рублей, из нее просроченная - 2044,8 млн. рублей, или 6,6% от общей суммы задолженности (на 1 декабря 2009 года - 10,7%, на 1 января 2009года - 10,3%).

Кредиторская задолженность в целом по республике составила на 1 января 2010 года 22588,2 млн. рублей, из нее просроченная -1982,9 млн. рублей, или 8,8% от общей суммы кредиторской задолженности (на 1 января 2009 года - 12,9%, на 1 декабря 2009 года -14,5%).

В структуре просроченной кредиторской задолженности основной объем приходится на долги организаций, осуществляющих деятельность в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, обрабатывающих производствах, на транспорте и связи (81%).

Задолженность по полученным кредитам банков и займам на 1 января 2010 года составила 8502,5 млн. рублей, в том числе просроченная - 61,9 млн. рублей или 0,7% от общего объема задолженности по полученным кредитам банков и займам (на 1 января 2009года - 6048,4 млн. рублей, 107,4 млн. рублей и 1,8%).

Правительством были определены меры мероприятий по предотвращению влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу Республики Дагестан.

Народным Собранием Республики Дагестан 28 мая 2009 года принят Закон РД « О внесении изменений в Закон РД «О республиканском бюджете РД на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», позволяющий провести реструктуризацию задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим лицам из республиканского бюджета Республики Дагестан.

Правительством РД принято постановление от 4.02.2010 года № 26 «Об утверждении порядка проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим лицам из республиканского бюджета Республики Дагестан».

В соответствии с Законом РД от 3.01.2005 года № 8 «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций» и постановлением Правительства РД от 15.02.2005 года № 24 «О мерах по реализации Закона Республики Дагестан «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций», на основании распоряжений Правительства РД за счет средств республиканского бюджета РД, предусмотренных на субсидирование части процентных ставок по привлеченным кредитам кредитных организаций, выделены в 2009 году на общую сумму 57 111,4 тыс. рублей, в том числе: ООО «Лотос» - 279 тыс. рублей, ОАО «Пищевик» (г.Дербент) - 513,5 тыс. рублей, ОАО «Медицинский центр Р.П.Аскерханова» (г.Махачкала) - 2199,8 тыс. рублей, ГУП «Геджух» (Дербентский район) - 7686 тыс. рублей, ООО «Мир окон» - 1154 тыс. рублей, ОАО «Дагфос» - 6684,4 тыс. рублей, ООО «Арс» - 4170,5 тыс. рублей, ЗАО

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 23, 2011 4.

-\-

«Хасавюртовский консервный завод» - 23644,4 тыс. рублей, ООО «Дружба» - 9966,8 тыс. рублей, ЗАО «Туруниверсал» - 812,9 тыс. рублей.

Выделенные средства позволили привлечь для развития производства средства кредитных организаций на сумму порядка 570 млн. рублей.

В 2009 году на финансирование Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан из республиканского бюджета РД выделено 116 000 тыс. рублей.

В республиканском бюджете РД на 2010 год предусмотрено на выделение субсидий -100 млн. рублей, на поддержку малого предпринимательства - 58 млн. рублей, для внесения в уставной капитал лизинговой компании - 50 млн. рублей.

На оказание поддержки ипотечным заемщикам, в части субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами в кредитных организациях для приобретения жилья, в республиканском бюджете Республики Дагестан на 2010 год Министерству строительства и ЖКХ предусмотрены средства в сумме 12000 тыс. рублей.

Рабочей группой по мониторингу поступления налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Дагестан на 2009 год, проводится ежедневный мониторинг поступления налогов и сборов в республиканский и местные бюджеты по видам налогов.

Мониторинг платежей крупнейших налогоплательщиков в республиканский бюджет РД затруднен в связи с непредставлением УФНС по РД отчетности. Причиной, по информации УФНС по РД, является конфидициальность и налоговая тайна отчетности. Кроме того, периодичность отчетности крупными налогоплательщиками определена раз в месяц.

Министерством финансов РД в рамках реализации мероприятий по предотвращению влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу РД было направлено письмо от 06.04.2009г. № 03-04\17 в адрес Глав администраций муниципальных районов (городских округов) РД по вопросу принятия мер по сохранению финансовой устойчивости местных бюджетов. Были даны предложения по оптимизации расходов, включающую сокращение бюджетных расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат и деятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, инвентаризацию сети, численности работников по органам местного самоуправления и бюджетной сферы, количества служебного автотранспорта, соблюдение нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления, а также обеспечить жесткий контроль за недопущением кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и оплате коммунальных услуг бюджетных учреждений.

В свою очередь, муниципальными образованиями РД были образованы Советы по антикризисным мерам при Администрации МО РД, утверждены Планы мероприятий по предотвращению влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу.

В республиканском бюджете РД на 2009 год на реализацию государственной политики занятости населения Министерству труда и социального развития РД предусмотрены средства в сумме 939536,1 тыс. рублей, которые перечислены в полном объеме. Также за счет средств, поступивших из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9.04.2009 г. № 316 «О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации» Минтруду РД перечислено 145324,1 тыс. рублей.

Из указанных средств на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, министерству направлено 615837,6 тыс. рублей.

В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан, в частности согласно постановлению Правительства РД от

А-

4.07.2008 г. № 217, начиная с 1 января 2009 г. предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в денежной форме.

Учитывая социальную значимость обеспечивалось опережающее финансирование указанных расходов.

В 2009 году из республиканского бюджета РД на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан выделены средства в общей сумме 2057170,84 тыс.рублей. За счет субвенций из федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки федеральным категориям граждан выделены средства в сумме 683881,63 тыс. рублей.

За 2 месяца 2010 года на проведение расходов по социальной поддержке отдельных категорий граждан республиканского значения, в том числе работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, выделены средства в сумме 517101,6 тыс. руб., что составляет 26,3 % к уточненным годовым назначениям.

На осуществление мер социальной поддержки федеральных категорий граждан Минтруду РД перечислены средства в сумме 361647,7 тыс. руб. или в полном объеме субвенций, поступивших на эти цели из федерального бюджета по состоянию на 2 марта 2010 года. На предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, в бюджеты муниципальных районов перечислены средства в сумме 32722 тыс. руб. или в пределах 2-х месячной нормы.

Цель государственного антикризисного регулирования - выявление и помощь компаниям, которые можно «вылечить», и эффективное проведение банкротства безнадежных компаний.

Важнейшим элементом концепции антикризисного государственного регулирования является определение условий, при которых предприятие признается банкротом. Первая попытка формирования законодательства о банкротстве в России была предпринята в 1992 году Законом №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992г., позднее было выпущено Постановление Правительства РФ №498 от 20.05.1994г. «О некоторых методах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Однако данное законодательство не было достаточно эффективным и во многих вопросах спорным, поэтому в 1998 году была предпринята новая законодательная попытка сформулировать закон о банкротстве №6-ФЗ от 8.01.1998г. «О несостоятельности (банкротстве)». Этот закон оживил процедуру банкротства, однако законодательство о банкротстве до сих пор претерпевает изменения, пример этому принятие нового федерального закона 26.10.2002г. ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» с имениями от 2004г.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

ФСДН выполняет следующие функции:

- анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

- проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

- выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.