Наука
л
I
9
С. Е. КОВАН
Профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансовой академии при правительстве Российской Федерации, к. т. н., руководитель AHO «Научно-практический центр комплексных проблем антикризисного управления». Работал заместителем начальника Управления Федеральной службы Росши по финансовому оздоровлению и банкротству. Автор научных монографий и статей по проблемам антикризисного управления, учебных пособий для подготовки студентов и арбитражных управляющих. Участвовал в научно-исследовательских работах по заказу префектуры Северо-Восточного административного округа Москвы, департамента науки и промышленности Москвы и других организаций.
E-mail: sergeykffünpmsopau.ru
м,
.ировой финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на предприятия реального сектора экономики. По некоторым оценкам, в 2009 г. потенциальными банкротами являлось около 40% убыточных российских предприятий данного сектора экономики. Важной задачей государственного регулирования становится предотвращение массовых банкротств и кризиса неплатежей. В целях сохранения бизнеса, повышения его эффективности предложены меры снижения риска банкротства предприятий реального сектора экономики.
кдшевые
мировой финансово-экономический кризис, факторы кризиса, угрозы банкротства, программа антикризисных мер, стратегические организации, системообразующие организации, меры по предотвращению банкротства, дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам, снижение платежеспособного спроса, убыточные организации, опасность массовых банкротств, защита интересов бизнеса, социальная ответственность.
Угрозы
банкротства
российских
организаций
в условиях мирового
финансового
кризиса
в
настоящее время россииские организации реального сектора экономики в полной мере испытывают на себе факторы и последствия мирового финансового кризиса: происходит снижение объемов производства, деловой активности предпринимательских структур, покупательной способности организаций и населения, наблюдается рост безработицы, увеличивается количество банкротств хозяйствующих субъектов.
Первыми начали испытывать на себе кризис крупные российские организации, ориентированные на экспорт (продажа углеводородов, металлургия). Факторами кризиса для них стали:
- резкое падение спроса с одновременным удешевлением продукции
- резкое удорожание кредитов и снижение их доступности
- необходимость масштабного возврата прямых внешних займов.
Все факторы стали действовать одновременно. Для экспортно ориентированных организаций ситуацию несколько смягчило осуществленное в конце 2008 г снижение курса рубля по отношению к доллару и евро.
2010 ■№ 1 (60)
Для крупных и средних организаций, преимущественно работающих на внутренний рынок, основным фактором кризиса стала недоступность кредитных ресурсов, что привело к спаду и остановке производства. Этому способствовало увеличение учетной ставки Банка России, также осуществленное в это время. Падение рубля к другим валютам еще больше усугубило ситуацию, так как значительно подорожали импортируемые сырье, материалы, комплектующие, которые надо оплачивать валютой.
К концу 2008 г кризисные явления в полном масштабе добрались до всех средних и малых организаций, так как резко сократился внутренний платежеспособный спрос на промышленные товары, потребительские товары и услуги.
Впервые за последние годы тренд ВВП, сглаживающий сезонные факторы, приобрел в конце 2008 г. отрицательную производную (см. рис. 1). Данные Федеральной службы государственной статистики1 (ФСГС РФ) [1].
Индекс промышленного производства (по данным Минэкономразвития России) находится в такой же негативной тенденции, и его уровень составил в январе-марте 2009 г 85,7% по отношению к январю-марту 2008 г. (см. рис. 2).
В 2009 г. продолжилось сокращение инвестиций в основной капитал организаций, начавшееся в конце 2008 г За два месяца инвестиции снизились на 14,7% к соответствующему периоду 2008 г. (см. рис. 3) [1].
В наибольшей степени падение инвестиций прояви- 110,0
лось в строительстве зданий и сооружений. Здесь объем „ работ упал на 18,8%. Причинами сложившейся ситуации стали сокращение инвестиций из собственных средств предприятий и ухудшение возможностей для привлечения кредитов.
Таким образом, в конце 2008 г. и начела 2009 г наблюдался спад экономики ш страны.
Правительство РФ раз- 60,0
работало программу антикризисных мер в отношении реального сектора экономики, где предусмотрены следующие мероприятия.
1. Сформирован перечень системообразующих организаций (295 организаций), которым будут оказывать поддержку. К этому списку был добав-
лен перечень из 1148 организаций регионального значения.
Ранее (в 2003 г.) был сформирован перечень стратегических организаций, в который были включены около 2000 предприятий, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом
_ ффективное Антикризисное ^правление
Рис. 1
Динамика производства ВВП в 0 о к значению условного среднего квартала 2003 г. (1/4 номинального значения ВВП за 2003 г.)
по общему объему с исключением сезонного фактора тренд
Источник: Феоералъная служба государственной статистики- (ФСГС РФ).
«О несостоятельности (банкротстве)» правительство РФ должно принимать меры по предотвращению банкротства. Вместе с тем в список системообразующих организаций попали организации, относящиеся, например, к средствам массовой информации, торговые сети и еще ряд организаций, ранее не входивших в число стратегических.
Рис. 2
Индекс промышленного производства
)://www. gks.ru/
2 http://www.gks. ги/
та
3 Ч
§.е
m 2
5 ®
о л
8 5
* а.
100,0 -
90,0
80,0
70,0
Источник: Минэкономразвития РФ.
То есть общее число организаций, за которыми будут наблюдать и помогать им, меньше, чем чис-
Наука
%
28 -
18
Рис. 3
Темпы прироста инвестиций в основной капитал и объема работ по виду деятельности «Строительство»
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
-2
-12 -
2008
Инвестиции в основной капитал | | Объем работ по виду деятельности «Строительство» 2009 -22 4 — Тренд по инвестициям в основной капитал -Тренд по инвестициям в основной капитал
J http://www.gks.ru/hgd/ free/h04_03/lsswww. exe/Stg/ d02i69.htm
4 http://www.gks.ru/wps/ PA _1_0_S5/Documents/jsp/ Detail default.jsp?category? =11121 7S611292&elementI d=l140086922125
5 Источник: Статистический портал ГУ-ВШЭ - http://stat.hse.ru/ I
6 http://www.nalog.ru/html/ docs/prl_vm09.xls
7 См., например, материалы сообщения проф. Д. А. Ендовицкого на заседании Воронежского отделения ЦСКП-ЦФО. Воронежская городская дума 26.03.2009 г.
ло организации, ранее считавшихся стратегическими.
Для поддержки данных организаций правительство РФ будет использовать такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. Например, на госгарантии в 2009 г выделено 300 млрд руб.
2. Получат поддержку отдельные отрасли экономики. Среди них, в порядке перечисления в программе:
- сельское хозяйство,
- автомобилестроение,
- оборонно-промышленный комплекс,
- железнодорожный транспорт,
- жилищное строительство и ЖКХ,
- лесопромышленный комплекс,
- металлургия.
На осуществление поддержки выделяются денежные средства, кроме металлургии, где предполагается принять решения в области таможенно-тарифного регулирования.
Следует отметить, что значительное количество организаций перечисленных отраслей уже вошли в перечни системообразующих организаций и организаций регионального значения, т. е. во многом это одни и те же организации.
Общая сумма выделяемых государством средств на реализацию всей Программы антикризисных мер в соответствии с опубликованными данными составляет 2931,6 млрд руб. Распределение средств по приоритетным направлениям представлено на рис. 4 [2].
Можно видеть, что на финансовую систему выделена основная часть поддержки - 47% средств, 300 млрд руб. госгарантий также вошли в раздел повышения устойчивости финансовой системы. На поддержку реального сектора в общей сумме направлено 26% средств.
Таким образом, из зарегистрированных сейчас около 450 тыс. промышленных организаций прямую государственную поддержку получат менее половины процента от общего числа (1148+295=1443). Все остальные организации должны самостоятельно преодолевать кризисные явления.
Таблица 1
Финансовые результаты российских организаций в 2009 г. (без сельского хозяйства, малого бизнеса и финансового сектора)
Январь Январь-февраль Изменение к январю-февралю 2008 г.
Прибыль 517,4 733,9 | на 23,2%
Убыток 701,8 729,7 { в 3,8 раза
Доля убыточных организаций в % 38,9 38,5 | на 5,5%
20101№1 (60)
В соответствии с законодательством угроза банкротства возникает в случае, когда у организаций есть просроченная кредиторская задолженность, а основной причиной ее появления является низкая рентабельность и убыточность хозяйственной деятельности.
Именно превышение расходов над доходами приводит к тому, что хозяйствующие субъекты не имеют возможности в полном объеме и в установленные сроки отвечать по своим обязательствам. В условиях резкого снижения платежеспособного спроса в период кризиса выявились главные нерешенные проблемы реального сектора российской экономики:
- низкая эффективность производства
- сильнейшая зависимость от банковского кредитования
- структурная несбалансированность и зависимость от экспорта сырья.
Это привело к увеличению количества убыточных организаций.
В таблице 1 на основании информации ФСГС РФ3 приведены оперативные данные по финансовым результатам российских организаций в 2009 г (без сельского хозяйства, малого бизнеса и финансового сектора) [1].
Анализ данных показывает, что произошло увеличение доли убыточных организаций реального сектора экономики более чем на 5%, наблюдается обвальный рост суммы убытка - в 3,8 раза. Кроме того, произошло снижение рентабельности. Прибыльные организации стали зарабатывать прибыли почти на четверть меньше, чем в 2008 г.
Ухудшение финансовой обстановки организаций реального сектора сопровождается ростом
неплатежей, сокращением персонала и задержками по зарплате.
Ситуация в реальном секторе экономики вызывает опасение еще и тем, что она может пойти по известному сценарию кризиса неплатежей середины и конца 90-х годов. Внешние факторы прежнего кризиса появлялись в такой последовательности:
- задержки заработной платы и безработица
- задержки оплаты по договорам с другими предприятиями
- замена денежного обращения на денежные суррогаты
- неплатежи в фискальную систему государства
- массовые банкротства организаций
- общий кризис неплатежей.
Хотя причины, ставшие «начальным толчком» у нынешнего и прежнего кризисов разные, экономическая система начала реагировать на факторы кризиса аналогичным образом.
На 1 апреля 2009 г, по официальным данным ФСГС РФ, общая численность безработных выросла до 7,1 млн чел. (зарегистрировано 2,2 млн чел.). Просроченная задолженность по зарплате на апрель составляла 8,8 млрд руб.
С 2008 г начала расти просроченная кредиторская задолженность организаций. На рис. 5 представлена динамика изменения суммарной и просроченной задолженности российских организаций по данным доклада ФСГС РФ «Социально-экономическое положение России»4.
По оперативным данным, на 1 марта просроченная задолженность составила 1051,5 млрд руб. т.е. около 8% от всей кредиторской задолженно-
>ффективное Антикризисное \ /правление
Рис. 4 Основные мероприятия по
оздоровлению российской экономики в 2009 г.
□ Усиление социальной заиртты
10%
16%
47%
13%
13%
■ Сохранение и повышение промышленного и технологического потенциала
□ Поддержка отдельных отраслей экономики
□ Снижение административного давления на бизнес
■ Повышение устойчивости финансовой системы
□ Взаимодействие с субъектами РФ
Наука
Всего
задолженность
-♦—В т.ч.
Просроченная
сти организаций. По своему уровню просроченная задолженность уже достигла уровня 2005 г, а по динамике совпадает с динамикой периода окончания кризиса неплатежей 1999-2000 гг
С учетом того, что рост просроченной дебиторской задолженности опережает рост просроченной кредиторской задолженности5, можно ожидать дальнейшего ухудшения платежеспособности организаций. Получают развитие не денежные формы расчетов между организациями (доля вексельного обращения выросла в начале 2009 г. в 3,4 раза) [2]. В печати появляются обоснования «необходимости» использования заменителей.
Ситуация с платежами фискальной системе государства достаточно сложная. По данным ФНС России6, поступления в 1-м квартале снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 7% и составили 1,9 трлн руб. (несмотря на снижение курса национальной валюты). По оценкам экспертов7, бюджеты всех уровней потеряли до 25-50% предполагаемых доходов и находятся в процессе секвестрования. [3].
При общем росте просроченной кредиторской задолженности организаций трудно ожидать, что
предприятия смогут долго удерживать задолженность перед фискальной системой от роста. По состоянию на 01.01.09 объем задолженности московских организаций составил 110 млрд руб.
Одна из главных задач государственного регулирования - предупредить массовые банкротства и общий кризис неплатежей.
Сейчас довольно распространенной является точка зрения об очищающем влиянии кризиса, о том, что все неконкурентоспособные предприятия отомрут и останутся только эффективные, что банкротство - отличный рыночный регулятор ит. п.
Все это правильно, но к банкротству как инструменту надо относиться очень осторожно. В ситуации стабильной экономики если организация банкрот, то виноват собственник, и совершенно справедливо, что его собственность передают другому, более эффективному собственнику.
Но в условиях кризиса ситуация существенно меняется. Внешние условия деятельности организаций резко изменились в неблагоприятную сторону по объективным, не зависящим от них
1800 1600 1400 1200
ю
1000 > о.
800 с 600 400 200 0
Рис. 5
Основные мероприятия по оздоровлению российской экономики в 2009 г. 14000
12000
10000
ю
8000
>
6000
4000
2000
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
2010 ■№ 1 (60)
причинам. Потенциальными банкротами, по некоторым оценкам, являются около 40% убыточных российских предприятий реального сектора экономики.
Главная опасность массовых банкротств заключается в том, что эффект масштаба уродует основные принципы института банкротства.
При массовых банкротствах высвобождаемое «неэффективно» используемое имущество и производственные мощности не будут востребованы просто из-за того, что не найдется нормальных покупателей. Таким образом, будет искажен принцип института банкротства - передача собственности в руки более умелых и эффективных собственников.
Пострадают также и кредиторы, которым при отсутствии покупателей будет поступать все меньше и меньше от погашения их требований. Уже сейчас на рубль долга в процедурах конкурсного производства возвратность составляет около 7 копеек.
Очевидно, в случае массовых банкротств получит дополнительное искажение еще один важный принцип института банкротства - защита интересов бизнеса при временных трудностях путем проведения реабилитационных процедур банкротства. И в благополучные предыдущие годы количество реабилитационных процедур исчислялось несколькими десятками по сравнению с тысячами ликвидаций. А в отсутствие инвесторов, число которых вымывает кризис, реабилитационные процессы просто будут сведены на нет.
Представляется необходимым, чтобы в ближайшее время были разработаны и осуществлены меры для смягчения последствий возможных массовых обращений в арбитражные суды по делам о банкротстве.
Очевидно, что внесенные 30.12.08 поправки в Закон о банкротстве, направленные на оживление процедур финансового оздоровления и мирового соглашения и связанные с возможностью удаления государства из процедуры путем предварительной оплаты всех обязательных платежей,
работать не будут из-за сокращения средств инвестирования и числа инвесторов.
Необходимо принять поправки (возможно, временного характера) в ст. 64 НК РФ, разрешающие в случае введения процедуры финансового оздоровления и внешнего управления рассрочку платежей на срок до 2 лет (как это предусмотрено законодательством о банкротстве), а в случае введения процедуры мирового соглашения - на большие сроки.
Одновременно постановлением правительства РФ следует обязать налоговые органы голосовать за финансовое оздоровление при наличии предоставленного обеспечения для проведения процедуры. Обязать налоговые органы анализировать экономическую ситуацию в каждом конкретном случае рассмотрения дела о банкротстве по существу и при наличии экономической возможности восстановления платежеспособности должника голосовать за введение реабилитационных процедур.
Важно предусмотреть возможность списания штрафных санкций по обязательным платежам в случае заключения мирового соглашения.
Необходимо разработать четкие, экономически обоснованные критерии предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов по обстоятельствам, связанным с угрозой банкротства, при единовременной уплате налогов, предусмотренных НК РФ (п. 3, п. 2 ст. 64 41). В настоящее время эта норма не работает, так как внутренними документами ФНС России для получения такой отсрочки установлена необходимость наличия заключения некоторого неопределенного органа исполнительной власти.
Мерой поддержки может стать возможность реструктуризации задолженности организаций в бюджетную систему при соблюдении дисциплины уплаты текущих платежей по аналогии с документами, действовавшими в период 1999— 2002 гг.
Основной задачей должно стать сохранение бизнеса, повышение его эффективности и социальной ответственности.
_ 'ффективное Антикризисное "правление
1. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d02/69.htm.
2. Статистический портал ГУ-ВШЭ - http://stat.hse.ru.
3. http://www.nalog.ru/html/docs/prl_ym09.xls.