»3
OPEN ACCESS
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
»Q
OPEN (/TI ACCESS
УДК зз ББК 65
Научная специальность
DOI 10.53039/2079-4401.2021.4.2.008 © С.Б. Зайнуллин, 2021
i.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Сергей Булатович Зайнуллин,
доцент кафедры национальной экономики Российского университета дружбы народов,
кандидат экономических наук
Аннотация. В статье рассмотрены антикризисные меры компаний в условиях пандемии COVID-19. Ключевые слова: экономический кризис, наиболее пострадавшие отрасли, рынки, маркетинговая стратегия
ANTI-CRISIS MEASURES OF COMPANIES UNDER THE COVID-19 PANDEMIC
Sergey B. Zainullin,
Associate Professor at the Department of National Economy Peoples' Friendship University of Russia, PhD in Economics
Abstract. The article discusses the anti-crisis measures of companies in the context of the COVID-19 pandemic. Keywords: economic crisis, the most affected industries, markets, marketing strategy
Для цитирования: Зайнуллин С.Б. Антикризисные меры компаний в условиях пандемии COVID-19. // Современная наука. 2021;(2):37 -40.
Кризис 2020 года носит затяжной характер, в том числе по причинам, связанным как с самой пандемией COVID-19, так и с последствиями ограничительных мер.
С точки зрения Нуриэля Рубини, по своим потенциальным последствиям для мировой экономики и глобальному масштабу, превосходящим Великую Депрессию в США 1930-х гг., может быть определен в качестве «Величайшей депрессии».1 Тезис о затяжном характере кризиса подтверждают в Институте исследований и экспертизы ВЭБ
РФ, связывая сценарий глубокой рецессии с пиком заболеваемости COVID-19 в декабре 2020 года.2
В период жестких карантинных мероприятий весной 2020 года деятельность многих предприятий данных отраслей полностью останавливалась, а в настоящий момент санитарные требования существенно ограничивают возможность деятельности. Пока неизвестно, насколько серьезными будут экономические последствия ограничений второй волны эпидемии, которая пришлась на осень-зиму 2020 и 2021 годов.
Т аблица 1
Антикризисные меры предприятий в отраслях, пострадавших в кризис СОУГО-19
Сферы деятельности3 Направления маркетинговых коммуникационных программ
Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков, связанный с изменениями спроса, приостановкой производств и введенных ограничений. Убытки транспортного сектора на начало мая 2020 года превышают 230 млрд руб., большая часть приходится на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции. Международная организация гражданской авиации в своем отчете сообщила, что отрасль из-за ограничительных мер не досчитается около 1,5 млрд пассажиров. Международные перевозки ограничены грузовыми или вывозными рейсы. Весной на внутренних маршрутах пассажиры продолжали летать, однако спрос чрезвычайно низок. Перевозчики реализовы-вали антикризисные программы, а PR-подразделения использовали все коммуникационные возможности для информирования клиентов о том, что делать с купленными билетами
Культура, организация досуга и развлечений Крупные музеи традиционно получают государственную поддержку, составляющую 50% доходов. Тяжелее приходится негосударственным музеям и галереям. Их заработок связан только с продажей билетов, часть из которого тратится на выплату арендной платы. Бизнес-единицы отрасли осваивали онлайн коммуникационные каналы. Они не дают былого дохода, но позволяют поддержать интерес потребителей контента и усилить позиции в неценовой конкуренции
Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт Государственные и коммерческие клубы закрылись. Абонементы заморожены. Спасает переход в онлайн-сферу и проведение бесплатных тренировок с использованием возможностей digital-технологий с последующим переходом к платным видеоурокам
Туристические агентства и прочие организации, предоставляющие услуги в сфере туризма Деятельность полностью остановлена в период весенней самоизоляции. Совместно с МИД проводились антикризисные мероприятия по возвращению туристов из-за границы. Основная маркетинговая работа ложилась на рг-специалистов, обеспечивающих широкую информационную кампанию по разъяснению антикризисных мер. Летом туры возобновились. Тем не менее, по прогнозам Всемирной туристической организации UNWTO, в течение всего 2020 года объем международных путешествий снизится на 70%4
Гостиничный бизнес Весной - остановка работы с размещением иногородних гостей. Взаимодействие с государственными структурами по программам обеспечения временного проживания медицинским работникам, строительным бригадам, туристам, вывезенным из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой для прохождения карантина
Общественное питание Остановлена работа офлайн. Остались кухни, внедрены меры эпидемиологического контроля. Активно развивается услуга по доставке готовой еды и продуктовых комплектов в офисы и частным лицам через Интернет-заказы
Организации дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения Онлайн формат. Это, прежде всего, проведение вебинаров. Также реализуются и другие формы дистанционного обучения: видеоуроки в записи, самостоятельная работа по чек-листу и методичкам, выложенным на сайте или в мессенджерах
Деятельность по организации конференций и выставок Бизнес, работающий в конгрессно-выставочной отрасли, обратился к Правительству за поддержкой в связи с рисками отмены или переноса в 2020 году более 300 выставок. В числе мер поддержки запрошены: возмещение потерь по прекращенным государственным контрактам, предоставление временного льготного налогового режима, в том числе снижении ставки НДС до 10%, предоставление отсрочки по уплате налога на прибыль, введение льготной ставки налога на землю, налога на имущество, продление надзорных каникул до конца 2021 года и пр».5 В отрасли давно существует онлайн-формат проведения мероприятий, но он всегда рассматривался как дополнительный и низкодоходный
OPENQACCESS _ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ - OPENNESS
Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)
Парикмахерские и салоны красоты закрыты. Однако бьюти-индустрия столкнулась со спадом спроса уже в начале 2020 года6. Период карантина усугубил спад отрасли. Для его преодоления и взаимодействия с государством 36 бьюти-компаний объединились в Ассоциацию предпринимателей индустрии красоты (АПИК), куда вошли такие федеральные сети, как «Персона», «Моне», «Пальчики», 4На^ и др.
В результате выстроенного взаимодействия Ро-спотребнадзор выразил готовность пойти навстречу представителям бьюти-бизнеса и внести изменения в рекомендации, которые выпустило ведомство.7
Услуги по стирке и химчистке перешли на он-лайн-заказы с доставкой на дом
Недостаточным сочли список Правительства и попросили поддержать все отрасли экономики четыре крупнейших российских бизнес-объединения:
• Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП),
• Торгово-промышленная палата (ТПП),
•«Деловая Россия»,
• «Опора России»8.
По данным проведенного Deloitte опроса финансовых директоров ведущих компаний из ключевых отраслей, трудности испытывают медицинские компании и фармпроизводители в силу временных ограничений производства субстанций в Китае, а также расширения госрегулирования цен (так считают 75% опрошенных).
Сложная ситуация в секторе недвижимости и строительства (мнения 80% опрошенных).
Данные, представленные в таблице, можно объединить в 5 тренд-групп:
1. Онлайн. В связи с карантином пользователи переключаются на покупки (поиск) товаров первой необходимости онлайн.
2. Максимальные показатели роста. Интерес к покупкам первой необходимости говорит о поведении потребителей, соответствующем пирамидаль-
В зоне повышенного риска оказалась офисная недвижимость из-за перевода сотрудников на удаленную работу.
Снижение ставок аренды в ТРЦ и цен на квартиры прогнозировалась в пределах 10%9.
В связи с затянувшимся карантином ситуация оказалась хуже прогнозируемой, локальное снижение ставок аренды составило до 90%.
В сложившейся ситуации в пострадавших отраслях разрабатывают антикризисные меры, направленные в первую очередь на изменение структуры сбыта.
Базой для поиска новых рынков и удержания позиций на имеющихся рынках являются потребительские интересы10.
Основные точки роста и падения интересов аудитории в Интернете на базе Yandex WordStat и Google Trends анализирует агентство Initiative11.
Таблица 2
Точки роста и падения интересов аудитории12
ной модели А. Маслоу13. Наибольший рост показали предложения, ориентированные на удовлетворение физиологических потребностей - онлайн заказы продуктов (+525%). Высокий интерес к информации (+163%) удовлетворяет потребность в безопасности - желании знать и вовремя предпринимать действия для самосохранения, с потребностью в
Онлайн Продукты до- Мульти Мед Gaming +10% Товары для
аптеки мой +525% ритейл Страховка животных
+809% +15% +15% -47%
Новости Олайн обуче- Доставка Детские Красота Спорт товары
+163% ние +51% Еды товары -47%
+10% +5%
Видеоконтент Home cleaning Финансы Не движи- Авто Досуг
+15% +21% мость -10% - 60%
Бытовая техни- Отделочные Банки Одежда Туризм Luxe
ка +15% материалы и обувь -73% -73%
+65%(обои) -10%
безопасности связана и забота о здоровье - услуги онлайн аптек показали небывалый рост (+809%).
3. Средние показатели роста. Удовлетворение потребностей более высокого уровня может быть отложено на длительный срок. Отсюда меньший интерес к замене бытовой техники (+15%), поддержанию чистоты в квартире (+21%). В этой группе наибольший показатель у онлайн обучения (+51%). Получение интеллектуального преимущества может быть связано как с удовлетворением потребности в признании, так и потребности в самореализации.
4. Фиксированные показатели. Категории мультиритейл, финансы, товары для животных растут за счет продуктов, но падает поиск по сопровождающим товарам.
5. Падение в зонах туризм, досуг, 1ихегу, спорттовары, товары для животных связано с ограничениями режима самоизоляции.
Стоит уделить особое внимание тренду, связанному с онлайн покупками. Именно он задает тон антикризисным мероприятиям для пострадавших отраслей экономики.
Исследование на основании исторического обзора стратегии наиболее пострадавших отраслей в докризисный и кризисный периоды и диалектического метода, позволяющего выявить закономерности, показало, что экономический кризис привел к существенному падению ряда отраслей экономики с одной стороны, и роста спроса на онлайн-формат продажи товаров и услуг - с другой. В связи с этим бизнес-структуры провели антикризисные меры, в первую очередь, направленные на модификацию маркетинговых и маркетинговых коммуникационных стратегий:
• в направлении обновления продукта проводят в сфере культуры и досуга (монетизация видеоконтента и образовательных программ); в гостиничном бизнесе (долгосрочная аренда апартаментов с кухней и переоборудование гостиниц под культурные центры); на туристическом сегменте (новые экскурсионные направления); в бьюти-индустрии, в финтес-индустрии, в дополнительном образовании (монетизация видеоуроков); для организаторов выставок и конференций - монетизация материалов деловой программы;
• в направлении освоения новых сегментов рынка проводят авиаперевозчики (продажа бортового питания населению); бизнесы по ремонту, стирке и химчистке (выход В2В с предложением по уходу за спецодеждой); в сфере питания (экспресс-доставка готовой еды); интернет-магазины, которые стали маркетплейсами.
• в направлении расширения рынка и перехвата клиентов - крупные игроки фитнес-индустрии, которые изначально строили свой бизнес в онлайн-формате; в сфере питания - игроки, бизнес которых ориентирован на продажи в быстрорастущем сегменте экспресс-доставки готовой еды, маркетплей-сы;
• в направлении диверсификации и построении сети сбыта- для всех, кто выстроил бизнес с нуля на быстрорастущих рынках.
Модификацию маркетинговой коммуникационной стратегии:
• в направлении формирования репутации наиболее активно проводили туроператоры и авиаперевозчики ^ЕЯМ, SMM, паблисити); бизнесы в бью-ти-индустрии и фитнес-индустрии;
• в направлении формирования социальной активности проводили в сфере культуры и досуга (бесплатные видеоэкскурсии, акции для медработников); спортивные организации (создание каналов онлайн общения).
Коммуникационным вектором для всех отраслей стало формирование отложенного спроса и внедрение digital-технологий. Цифровые технологии являются основой электронной коммерции, которая показала небывалый рост в кризис и не потеряла актуальности после его окончания. Она стала платформой для антикризисных мер практически во всех пострадавших отраслях. Эти меры позволяют компаниям сохранить свои позиции на рынке, сохранить квалифицированный персонал и защититься от угрозы банкротства, которая существенно повысилась в ходе кризиса 2020 года.
'A Greater Depression? Mar 24, 2020 NOURIEL ROUBINI https:// www.project-syndicate.org/commentary/coronavirus-greater-great-depression-by-nouriel-roubini-2020-03
2Тенденции развития российской экономики в условиях пандемии коронавируса и возможные антикризисные меры/ Институт исследований и экспертизы ВЭБ. РФ, 2020. - URL: http://www.mveb. ru/ru/articles-menu/247-tendentsii-razvitiya-rossijskoj-ekonomiki-v-usloviyakh-pandemii-koronavirusa-i-vozmozhnye-antikrizisnye-mery.
3Определен перечень наиболее пострадавших от коронавируса от-
раслей экономики. [Электронный ресурс]: URL: https://www.nalog. ru/rn77/news/activities_fts/9704633/ (дата обращения: 21.03.2021). "Анализ рынка мирового туризма 2020 // Всемирная туристическая организация UNWTO. [Электронный ресурс] // URL: https://www. unwto.org/market-intelligence.
'Выставочный бизнес сообщил о рисках сокращений и обратился за помощью к Мишустину [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ ekonomika/8011479 (дата обращения:
6Как повлияет кризис на салоны красоты и клиники [Электронный ресурс] // URL: https://www.beautysystems.ru/blog/kak-povliyaet-krizis-na-saloni-krasoti-i-kliniki/
7Рекомендации Роспотребнадзора по организации работы предприятий сферы услуг в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 Официальный документ от 21 апреля 2020 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/ news/news_details.php?ELEMENTJD=14450
8Бизнес попросил Мишустина предоставить субсидии на выплату зарплат [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/economics/ 07/04/2020/5e8c30359a79475cc4868a13
"Пессимизм российского бизнеса достиг уровня кризисного 2015 года. Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/economics/29/04/2020/5ea8550c9a794742d9cbc563
101. Меликян, О.М. Поведение потребителей: учебник / О.М.
Меликян. - 5-е изд., стер. - Москва: Дашков и К°, 2020. - 280 с.
11Initiative: адаптация к изоляции. Как меняется поведение потребителей и что ожидает рекламный рынок. [Электронный ресурс] // URL: https://www.sostav.ru/publication/initiative-42587.html (дата обращения: 23.10.2020).
12Зайнуллин С.Б., Зайнуллина О.А. Новые вызовы экономической безопасности в России и мире и методы противодействия им // Национальные интересы Приоритеты и безопасность, т. 16, вып. 7, июль 2020. - М.: "Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ" С. 1246-1263.
13Маслоу А. Мотивация и личность. 4-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2019. - 352 с.