Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
97
2. Арутюнян Ф.Г., Головина Л.А. и др. Распределительные отношения и коммерческий расчет в сельском хозяйстве / Ф.Г. Арутюнян, Л.А. Головина, В.Т. Топоров, А.В. Панин. - М.: ООО «НИЦКП Восход-А», 2012. - 140 с.
3. Гуляева Т.И., Гришаев Е.Н. Экономические условия и социально-трудовые отношения при внедрении коммерческого расчета на предприятиях АПК // Вестник ОрелГИЭТ. - 2012. - № 1 (19). - С. 154-158.
4. Баер Т.А. Коммерческий расчет как инструмент повышения эффективности агропредприятий / Т.А. Баер // Экономика и предпринимательство. -2014. - № 1, ч. 3.
5. Основные показатели сельского хозяйства: ст. сб. / Туластат. - Т., 2014. - 51 с.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / Росстат, 2011-2014.
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В 2015 ГОДУ
© Богомолова Е.А.*, Бахромкин А.С.*
Государственный университет управления, г. Москва
В данной статье рассматривается актуальная антикризисная политика московского региона, ее ключевые направления, конкретные результаты и потенциальное влияние на градостроительные перспективы города с учетом развития территорий Новомосковского и Троицкого административных округов. Предоставляется аналитическая оценка антикризисных мер, разработанных органами исполнительной власти города Москвы и их возможных последствий.
Ключевые слова антикризисное управление, градостроительство, аналитика, принципы развития региона, экологическая ситуация, генеральный план развития, предложение жилой недвижимости.
Московский регион все еще переживает необычное для себя время с такими же нетривиальными задачами.
С одной стороны, переломное событие для истории города Москвы, грандиозное расширение его территории, формально произошло в 2012 году. С другой - регламентированных решений, конкретизирующих текущее развитие мегаполиса в градостроительном, транспортном, экологическом и других векторах, на данный момент разработано недостаточно. Ярким при-
* Заведующий кафедрой Экономики и управления в строительстве, кандидат экономических наук, доцент.
* Аспирант кафедры Экономики и управления в строительстве.
98
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
мером данной ситуации в 2015 году является разработка генерального плана развития города Москвы с учетом присоединенных территорий, которая ведется в течение последних лет (действующий ныне генеральный план развития принят в 2010 году) и всё еще не завершена.
Кроме того, нельзя забывать об особых экономических условиях, в которых функционирует сегодня как экономика Российской Федерации в целом, так и московского региона в частности.
В связи с этим для экономики столицы возрастает значение целого ряда рисков, и Правительством Москвы был принят план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы, подавляющее большинство позиций которого предусмотрено к реализации в течение 2015 года.
Данный документ регламентирует ограничение роста действующих ставок арендной платы за городское имущество, смягчение условий уплаты арендной платы за землю, меры лояльности к юридическим лицам как налогоплательщикам, инвестиционное стимулирование, поддержку импортозамещения, стимулирование строительства на территории Москвы и другие меры в следующих разделах документа:
- первоочередные меры финансовой поддержки экономической активности;
- первоочередные меры по поддержке импортозамещения;
- первоочередные меры по поддержке социальной стабильности;
- первоочередные меры по снижению административных барьеров;
- первоочередные меры по обеспечению продовольственной безопасности;
- первоочередные меры по градостроительному развитию и развитию рынка недвижимости;
- первоочередные меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
- первоочередные мероприятия в транспортной отрасли;
- системные мероприятия по развитию реального сектора экономики и содействию импортозамещению.
По данным официального интернет-ресурса Департамента экономической политики и развития города Москвы, 45 из 73 позиций данного плана исполнены, а 11 разработаны для непрерывного производства [3].
Тринадцать мер финансовой поддержки экономической активности, заложенные в соответствующий раздел документа, исполнены полностью [4], и являются одним из ключевых направлений данного плана.
Так, формирование механизма предоставления льгот и (или) отсрочек по уплате арендной платы за землю, а также снижения налоговой нагрузки предприятий реального сектора экономики является одним из активных ин-
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
99
струментов поддержки промышленных предприятий и привлечения инвестиционных ресурсов на территории региона.
Влияние нынешней кризисной экономической ситуации для города двойственно - с одной стороны, возникают определенные ограничения на планы по развитию города, с другой - именно сейчас регион готов предоставить производителям и инвесторам особые, менее строгие условия для реализации инвестиционных проектов (в том числе, и одобренных приоритетных инвестиционных проектов). Попытки привлечения иностранных инвестиций сейчас актуальны и призваны компенсировать отток иностранного капитала.
Особые условия для застройщика в документе представлены достаточно широко. Так, увеличение срока рассрочки по арендной плате за первый год срока арендного участка после изменения цели предоставления и снижения пороговых значений размера арендной платы, способствует облегчению старта осуществления строительства объекта.
Оптимизация порядка взимания размера платежей за изменение вида разрешённого использования земельного участка (ВРИ), включающая установление рассрочки платежей, позволяет на более благоприятных условиях изменить застройщику целевое назначение возводимого объекта.
Освобождение инвесторов от налога на прибыль по построенным и переданным в собственность субъекта или муниципалитета объектам социальной сферы делает процесс передачи более логичным и избавляет девелопера от дополнительных затрат.
Данные меры особенно способствуют развитию и освоению территорий «Новой Москвы», но в сочетании с другими решениями документ могут негативно повлиять на градостроительную перспективу города, особенно с учетом существующих недостатков застройки Новомосковского и Троицкого административных округов.
К началу 2015 года предложение жилой недвижимости в «Новой Москве» становится достаточно стратифицированным: жилые комплексы многоэтажных зданий, малоэтажные жилые комплексы, таунхаусы, коттеджные поселки. Не стоит забывать, что любой проект строительства в городе должен соответствовать главному градостроительному документу, генеральному плану развития.
Генплан развития - основной документ территориального планирования, последняя его версия была принята в 2010 году. В Генплане определены планируемые показатели развития объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, природных и озелененных территорий в каждом районе Москвы. Генплан призван учитывать совокупность социальных, экономических, экологических факторов, природных особенностей и исторически сложившегося своеобразия города, культурные традиции и традиции московского градостроительства и архитектуры [7].
100
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
Новая редакция, должным образом учитывающая территориальные и административные изменения в столице, должна быть подготовлена к 2016 году (на основе заявления от Марата Хуснуллина, действующего зам. мэра по градостроительной политике и строительству [7]).
Таким образом, актуального документа, комплексно регламентирующего градостроительную ситуацию в «Новой Москве», на данный момент не существует.
Ввиду отсутствия данного документа застройка новых территорий города Москвы может производиться неэффективно, возрастают риски неэффективного использования земельных ресурсов.
Кроме того, в этом контексте требует рассмотрения позиция антикризисного плана № 42: «Утверждение территориальных схем Троицкого и Новомосковского административных округов в целях формирования нормативной базы для принятия и обоснования градостроительных решений о развитии данных территорий и подготовки проектов планировки территории».
Документ, подписанный к исполнению органами власти по данной позиции, способствовал бы регламентированию застройки «Новой Москвы» вплоть до выхода очередной редакции генерального плана развития города, но к октябрю 2015 года надлежащего решения органами власти все еще не разработано, и позиция числится неисполненной.
Между тем, предложение жилой недвижимости в Новомосковском и Троицком административных округах разнообразно, от эконом-класса (предложение от ДСК-1 в г. Некрасовка и подобные данному предл.) до бизнес-класса+ (коттеджный поселок «Графские пруды»). Премиальный сегмент недвижимости пока не представлен.
Лидером существующего предложения являются проекты комфорткласса, занимающие пока не менее 56 % рынка, меньшая доля 29 % занимается жилыми комплексами эконом-класса, бизнес-класс обладает только 15 % от общего объема рынка недвижимости «Новой Москвы». Основной объем предложения новостроек, реализующихся в Новой Москве, сосредоточен на территории до 35 км от МКАД.
Здания, возводимые по монолитной технологии, составляют 67 % от общего числа предложения, панельные дома - 30 %, объем предложения кирпичных домов - 3 % [6].
Стоит отметить популяризацию сегодня решения «таунхаус», предполагающего возведение многосекционного малоэтажного здания с многоуровневыми квартирами и изолированными входами, либо возведение нескольких блокированных зданий «в линию». Такое решение широко распространено в Европе и только набирает популярность в России.
Благодаря инцидентам незаконного строительства таунхаусов на территории Московской области (задействование территорий колхозов, участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и так да-
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
101
лее) предложение квартир в подобных зданиях получило к 2012-2013 годам спорную репутацию, но в случае с территориями Троицкого и Новомосковского административных округов строительство в абсолютном большинстве случаев осуществляется законно. Так, для возведения поселения таунхаусов девелоперу необходимо получить разрешение на строительство, а также включить проект строительства в территориальные планы развития муниципалитетов.
При этом необходимо учитывать градостроительные проблемы, которые может повлечь появление многочисленных таунхаусов. Чаще всего они располагаются в непосредственной близости к существующим автомагистралям, городским образованиям и могут способствовать как нарушению развития транспортных артерий города, так и ухудшению экологической обстановки.
К сожалению, амбиции застройщика зачастую учитывают интересы и потребности покупателей жилой недвижимости избирательно, с учетом возможностей участка строительства: так неравномерное распределение территории между жилыми зданиями, территориями общего пользования, парковочными местами и зонами рекреации имеют место быть в большинстве проектов строительства жилых зданий.
Реализация таунхауса с оригинальным генеральным планом расположения зданий может блокировать городские территории, приводить к их нерациональному использованию, а отсутствие современной версии документа генерального плана развития города Москвы только способствует запуску множества проектов строительства, менее полезных для города, чем это возможно и необходимо.
Чем опасны для города позиции антикризисного плана № 41 «Внесение изменений в градостроительные нормативы города Москвы в части обеспечения парковочным пространством с учетом реальной транспортной ситуации» и № 45 «Комплекс мероприятий по внесению изменений в нормативные документы, устанавливающие инсоляцию жилых помещений»?
Застройщик получает облегченные условия для возведения зданий, что касается и взаимного размещения возводимых зданий на строительном участке, если таковых по проекту предусмотрено несколько, и размещения их по отношению к зданиям существующей инфраструктуры.
Позиция № 45 антикризисного плана контрастирует с нынешней политикой города Москвы по развитию платного паркинга и ужесточения требований к водителям автомобилей на территории столицы («Московский паркинг»).
Так, при принятии данных нововведений будет возможна плотная застройка без обеспечения парковочными местами и на территории административных округов «старой» Москвы, которые давно испытывают проблемы с излишним автомобильным трафиком и недостатком существующих парковочных мест.
102
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
Совокупное понижение требований к показателю инсоляции помещений и обеспеченности здания парковочными местами очевидным образом может привести к массовому производству фонда недвижимости низкой комфортабельности, менее эффективному использованию городского пространства в будущем.
Позитивным фактом является то, что антикризисная реформа по обоим позициям все еще не реализована, хотя сроки для внесения у последних различные: если решение по обеспечению парковочным пространством запланировано в документе как «первое полугодие 2015 года», таковое по нормам инсоляции предполагается к введению до конца 2015 года. Публичные комментарии от органов исполнительной власти по данным позициям пока не зафиксированы.
Нельзя забывать, что градостроительная перспектива столицы в большой зависимости от планирования расположения промышленных зон, индустриальных парков, технопарков. На данный момент московский регион готов способствовать развитию производства, что подтверждает принятие закона города Москвы № 114 от 24.06.2015 «Об инвестиционной политике города Москвы и поддержке субъектов инвестиционной деятельности».
В интересах указанного закона привлечение как российского, так и иностранного капитала, минимизация возникающих при этом некоммерческих рисков для производителя, поддержка приоритетных инвестиционных проектов, различные способы стимулирования инвестирования в производства реального сектора экономики [5].
Реализация подобного законопроекта в полном объеме может стать достаточно затратной для Москвы в свете высоких показателей валютных, экономических рисков, но при оптимистическом сценарии способна принести городу как экономические, так и репутационные преимущества. Главное при этом - повышение системности взаимодействия региона с существующими и создаваемыми предприятиями, что должно позитивно сказаться и на градостроительном планировании города, и на развитии транспортной инфраструктуры.
Стоит отметить, границы промышленных зон в «Новой Москве» законом пока не зафиксированы, последняя версия закона «О территориях промышленных зон города Москвы (вторая очередь) с изменениями на 23 декабря 2014 года» не определяет местоположение последних на территории Новомосковского и Троицкого административных округов.
На данный момент сохраняется тенденция к реновациям промышленных зон на территории административных округов «старой» Москвы. Примерная общая площадь обновляемых территорий составляет колеблется от 4,7 до 6 миллионов квадратных метров. Планируется реновация промышленных зон «Алтуфьевское шоссе», «Бескудниково», «Грайвороново», «Грузинский вал», «Западный порт», «Люблино-Перерва», «Огородный проезд», «Северянин», «Серп и Молот», «Солнцево» [10].
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
103
В целом позитивное явление придания нового функционального назначения старым промышленным зонам должно строго контролироваться администрацией города в целях недопущения роста нагрузки на инфраструктуру транспортного сообщения, инженерных коммуникаций, снижения рисков востребованности производимой застройщиками новой недвижимости и сохранения архитектурно-исторического облика города.
Переходный период становления мегаполиса застала и система общественного транспорта. Уже сейчас территории Троицкого и Новомосковского округов соединены с остальными новыми маршрутами общественного транспорта, предполагаются к открытию многочисленные станции московского метрополитена (наиболее протяженной веткой столичного метро должна стать Клининско-солнцевская, планируемая протяженность).
Колоссальной работой специалистов при этом должна стать оптимизация транспортных потоков маршрутного транспорта с целью недопущения перегрузок действующих маршрутов наземного транспорта, московского метрополитена, железнодорожного пригородного сообщения.
Позитивным для прибыли предпринимателя и негативным для экологии города стало исполнение позиции антикризисного плана № 12 «В целях оптимизации расходов предпринимателей перенести сроки введения ограничений движения грузовых автомобилей по экологическому классу».
Несомненно, важным при этом является добросовестное выявление всех природных зон на территории Новой Москвы, нуждающиеся в юридической защите, охране государством на правах заповедников и т.д. «Около 99 процентов лесов на территориях Новой Москвы будут сохранены», - сообщил в начале года руководитель департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин [9].
Экологические риски разработки земель при таком долгосрочном планировании территорий Троицкого и Новомосковского административных округов однозначно присутствуют.
Стоит упомянуть о том, что москвичи с активной гражданской позицией сейчас настаивают на особой экологической защите региона: размещенная в интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива» инициатива № 77Ф22543 «Организовать «Зеленый щит» Москвы и Подмосковья в пределах 70 км от МКАД, ограничив на этой территории вырубку леса» набрала более 100 000 голосов и была передана на рассмотрение в экспертную группу [8].
К третьему кварталу 2015 года большинство запланированных Правительством Москвы антикризисных мер исполнено, при этом позиции плана реализованы недостаточно целостно. Поддержка притока инвестиций в регион, улучшение климата для потенциального производителя регламентированы принятыми нормативно-правовыми актами, но пока не нашли должного эффекта, призваны оказать его в долгосрочном периоде рассмотрения.
104
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
Разработанные администрацией московского региона меры эффективно защитили предпринимателя с функционирующим бизнесом от роста арендных платежей, рядового соискателя - от безработицы, покупателя - от роста цен на медикаменты и недостатка продукции на прилавке благодаря продвижению политики импортозамещения. Принятые к исполнению решения предоставили лучшие, чем ранее, условия для застройщика, но не оказали эффекта на существующую градостроительную ситуацию для территорий города Москвы.
Мощные и наглядные инструменты планирования городского пространства, необходимые для внесения порядка в процесс застройки территорий «Новой Москвы» все еще в разработке, данный факт заставляет только надеяться на добросовестную работу Москомархитектуры и других соответствующих органов исполнительной власти, но не быть уверенным в закономерном, спланированном и эффективном градостроительном развитии мегаполиса.
Отложенное рассмотрение документов, посвященных упрощению требований к показателям инсоляции и обеспеченности парковочным пространством, стоит при этом рассматривать как исключительно позитивное явление для города.
Негативной стороной политики московской администрации в рамках данного антикризисного документа можно назвать непрозрачность экологической политики мегаполиса, неясные перспективы возможности ее эффективного воздействия на создание и размещение в перспективе новых промышленных зон, наличие в антикризисном плане позиций постоянного производства, вносящих неясность в сроки его комплексной реализации.
По результатам недавнего заседания антикризисной комиссии столицы от 08.10.15 о предварительных итогах реализации плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Москвы, с начала следующего года получить поддержку смогут вновь создаваемые предприятия, соответствующие критериям, которые Правительство Москвы выработает вместе с бизнес-сообществом.
Кроме того, действие закона будет распространяться на действующие производства, которым будет присвоен статус промышленного комплекса, технопарка либо индустриального парка.
Очередным этапом исполнения плана принята системная работа по поддержке субъектов реального сектора экономики, в частности, в отношении действующих, а также вновь создаваемых промышленных и инновационных производств [2].
Очевидно, что нынешняя экономическая ситуация требует эффективных, дальновидных антикризисных решений от администрации города на региональном уровне, и на федеральном от государства в целом. Результаты нынешних антикризисных мероприятий столичной администрации в полной мере можно будет оценить к концу 2016 - началу 2017 года.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
105
Список литературы:
1. Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2015 г. №40-ПП об утверждении плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 году.
2. Департамент экономической политики и развития города Москвы. Антикризисная комиссия Москвы переориентирована на системные меры поддержки экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://depr. mos.ru/presscenter/news/detail/2214869.html.
3. Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Отчет о выполнении плана от 08.10.15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/anti-crisis-actions-of-the-
government-of-moscow/otchet-on-the-implementation-plan-for-year-20-05-2015 (дата обращения: 09.10.2015).
4. Департамент экономической политики и развития города Москвы. Текущее состояние исполнения Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://depr.mos.ru/deyatelnost_departa-menta/anti-crisis-actions-of-the-government-of-moscow/the-current-state-perfor-mance-plan-for-sustainable-development-of-economy-and-social-stability-of-th/ (дата обращения: 07.10.2015).
5. Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Эксперты поддержали законопроект Правительства Москвы о государственных гарантиях инвесторам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://depr.mos.ru/presscenter/news/detail/1653670.html (дата обращения:
05.10.15).
6. Морозова У Новая Москва. Новые События [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vsenovostroyki.ru/expert/4054 (дата обращения: 01.10.2015).
7. Осипов Е. Новый Генплан Москвы планируется разработать к середине 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stroi.mos.ru/ news/novyi-genplan-moskvy-planiruetsya-razrabotat-k-seredine-2016-goda (дата обращения: 07.10.2015).
8. Российская общественная инициатива. Инициатива № 77Ф22543. Организовать «Зеленый щит» Москвы и Подмосковья в пределах 70 км от МКАД, ограничив на этой территории вырубку леса [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.roi.ru/22543/.
9. ТиНАО Москвы. В 2015 году будут реализованы все планы по вводу в
эксплуатацию объектов недвижимости [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.mos.ru/authority/structure/tao_nao/news/index.php?id_14=31781
(дата обращения: 06.10.2015).
10. Трушин Г. Промышленные зоны превратят в города-сады. Вести Недвижимость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://realtyvesti.ru/ news/show/id/14901 (дата обращения: 05.10.15).