Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНЫЕ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ "САНКЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"'

АНТИКРИЗИСНЫЕ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ "САНКЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЯ / САНКЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарков Феликс Изосимович, Баландин Александр Евгеньевич

Статья посвящена исследованию антикризисных коммуникаций, направленных на минимизацию ущерба от применения Коллективным Западом против санкций России и многих крупных российских компаний. Рассматриваются проблемы эффективности применяемых санкций. Целью данной статьи является изучение роли и значения антикризисных коммуникаций в системе антикризисного управления, а также вопросы оптимизации коммуникаций в условиях санкций. Кризисные ситуации в экономической сфере могут вызываться не только внешними воздействиями на бизнес, но и возникать внутри компании из-за неправильного принятия решений. Чтобы гарантировать, что эти проблемы не приведут к экономической катастрофе, среди прочих мер нужна эффективная и хорошо продуманная стратегия коммуникации и эффективная практика и коммуникативная технология в кризисных ситуациях. При наличии правильной стратегии компания может преодолеть множество препятствий и пережить кризис с минимальным ущербом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS BUSINESS COMMUNICATIONS IN THE CONTEXT OF THE NEW "SANCTIONS REALITY"

He article is devoted to the study of anti-crisis communications aimed at minimizing the damage caused by the Collective West against the sanctions of Russia and many large Russian companies. The problems of the effectiveness of the applied sanctions are considered. The purpose of this article is to study the role and importance of anti-crisis communications in the anti-crisis management system, as well as issues of optimizing communications under sanctions. Crisis situations in the economic sphere can be caused not only by external influences on the business, but also arise within the company due to incorrect decision-making. To ensure that these problems do not lead to an economic catastrophe, among other measures, an effective and well-thought-out communication strategy and effective practice and communication technology in crisis situations are needed. With the right strategy, the company can overcome many obstacles and survive the crisis with minimal damage.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНЫЕ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ "САНКЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"»

■ ■ ■ Антикризисные бизнес-коммуникации в условиях новой «санкционной реальности»

Шарков Ф.И.1, Баландин А.Е.2

1. Институт государственной службы и управления РАНХиГС. Москва, Российская Федерация.

2. Северо-Западный институт управления РАНХиГС. Санкт-Петербург. Российская Федерация.

Аннотация. Статья посвящена исследованию антикризисных коммуникаций, направленных на минимизацию ущерба от применения Коллективным Западом против санкций России и многих крупных российских компаний. Рассматриваются проблемы эффективности применяемых санкций. Целью данной статьи является изучение роли и значения антикризисных коммуникаций в системе антикризисного управления, а также вопросы оптимизации коммуникаций в условиях санкций.

Кризисные ситуации в экономической сфере могут вызываться не только внешними воздействиями на бизнес, но и возникать внутри компании из-за неправильного принятия решений. Чтобы гарантировать, что эти проблемы не приведут к экономической катастрофе, среди прочих мер нужна эффективная и хорошо продуманная стратегия коммуникации и эффективная практика и коммуникативная технология в кризисных ситуациях. При наличии правильной стратегии компания может преодолеть множество препятствий и пережить кризис с минимальным ущербом.

Ключевые слова: антикризисные коммуникации, коммуникационная политика, бизнес-коммуникация, санкционная реальность

Для цитирования: Шарков Ф.И., Баландин. А.Е. Антикризисные бизнес-коммуникации в условиях новой «санкционной реальности»//Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. №3. С. 105-119.

Сведения об авторах: Шарков Феликс Изосимович, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель декана факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. E-mail: [email protected]; Баландин Александр Евгеньевич, студент Северо-Западного института управления РАНХиГС. Адрес: 199178 Россия, Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43, E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию: 28.07.2022. Принята к печати: 22.09.2022. Введение

Теоретики социальной философии Р. Гуардини, Э. Гуссерль, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет, А.С. Ахиезер, Н. Бердяев, С. Булгаков, В.

Соловьев уделяли значительное внимание культурным, духовным и философским кризисам. Прикладные исследования по кризису и антикризисному управлению, описанные в работах И. Ансоффа, С. Пурбы, Д. Цукерро, очень важны для понимания подходов к антикризисному управлению. Вопросы организации общественных связей в кризисных ситуациях изучались С. Блэком, С. Кэтлипом, А. Сентером, Х. Брумом, Ф. Цайтелем, Дж. Маркони, Ф. Котлером, П. Лагадек и др.

Термин «кризисная коммуникация» описывает коммуникационный процесс информирования общественности и/или соответствующих сторон о проблемной ситуации. Авторы различают понятия «кризисные коммуникации» и «антикризисные коммуникации». По мнению авторов кризисные коммуникации - это коммуникации, осуществляемые в кризисных ситуациях. Такие ситуации могут быть в коммуникативном пространстве, в котором осуществляются коммуникации, а также в ситуации кризисных отношений между субъектами коммуникативного процесса.

Под антикризисными коммуникациями подразумеваются специально организованные связи и отношения, препятствующие возникновению и развитию кризиса как в организациях, в которых функционируют субъекты, так и в отношениях между ними. Антикризисная коммуникация является частью антикризисного управления и направлена на минимизацию негативных последствий, которые могут возникнуть.

В контексте бизнеса кризисы воспринимаются как опасность для существования всего бизнеса или его существенной части. Кризисы в организациях могут возникать по различным причинам. Наиболее существенными признаками нарушения коммуникаций, вызывающих кризисные ситуации являются: забастовки, скандалы в организации, образование локальных протестных групп и пр. Кризисы чаще всего возникают из-за ошибок, допущенных руководством компании. Толчком к их возникновению могут быть и внешние причины. Многие руководители применяют тактику замалчивания возникающих проблем. Однако, в этом случае едва ли им удастся точно определить ситуацию, когда ситуация в коллективе примет взрывной характер.

Антикризисные коммуникации должны быть хорошо организованы. В организациях они должны строиться на основе плана стратегического развития. Если надлежащей стратегии не существует, велика вероятность того, что антикризисные коммуникации будут неэффективными. Предприятия, особенно которые сильно зависят от общественного мнения, могут пострадать в кризисной коммуникации, теряя свою репутацию. Компании часто скрывают или преуменьшают

ошибки, или проблемы по различным причинам. Если компания не предоставляет заинтересованным сторонам информацию, то это может привести к появлению слухов, которые могут представить компанию в негативном свете.

В организациях коммуникации должны быть направлены на то, чтобы минимизировать или избежать ущерба компании. Ущерб репутации бизнеса могут нанести, казалось бы, такой малозначимый фактор, как нарушения рабочего графика. В жизнедеятельности организаций появляется немало ситуаций, требующих быстрого реагирования. Иначе, любой уже причиненный ущерб, возникший из-за промедления, может оказаться трудно устранимым.

Коммуникационная стратегия и план антикризисного управления

С точки зрения антикризисного управления, кризис либо ускоряет обычные процессы, либо вызывает возникновение экстраординарных ситуаций. Кризис характеризуется ростом неопределенности, и превентивные меры играют ключевую роль в преодолении кризиса. То есть антикризисное управление заключается в принятии ряда оперативных мер по преодолению кризиса, а также в организации реализации чрезвычайных мер.

Организациям на основе стратегии, позволяющую правильно выстраивать структуру и содержание коммуникаций необходимо разработать план мероприятий в кризисной или предкризисной ситуации. План антикризисного управления, также известный как план коммуникации в кризисных ситуациях, представляет собой набор руководящих принципов, используемых для подготовки бизнеса к чрезвычайным или неожиданным событиям. Эти планы включают шаги, которые необходимо предпринять при первом возникновении кризиса, способы общения с общественностью и способы предотвращения повторения этой проблемы.

Используя хорошо продуманный план, фирмы могут быстро и профессионально реагировать на возникающие проблемы. Вот некоторые рекомендации по эффективному применению коммуникативных средств в кризисных ситуациях:

1. Сохранять спокойствие: кризисная ситуация - это напряженное время, во время которой эмоции, как правило, обостряются. При появлении проблем действия должны быть без эмоциональных всплесков и хорошо продуманными.

2. Сразу собрать кризисную команду: решить, кто будет руководить коммуникационной стратегией, кто должен быть на ключевых позициях, Члены кризисной команды должны обладать ответственностью и полномочиями для решения проблем.

3. Применять стратегию единогласия: важно, чтобы отдельные отделы в бизнесе не делились противоречивой информацией с общественностью. Должна быть согласована единая стратегия коммуникационных действий.

4. Проводить мониторинг целевой аудитории. Для того, чтобы эффективно организовать общественное обсуждение, необходимо следить за реакцией целевых аудиторий. Нужно следить за тем, как СМИ и социальные сети информируют общественность о вашем бизнесе.

5. Обеспечивать информационную прозрачность взаимодействия ключевых звеньев организации. Прозрачность внутриорганизационных коммуникаций - важнейший способ противостоять слухам. Необходимо постоянно информировать о предполагаемых и выполняемых действий, которые необходимо осуществлять для упреждения и преодоления кризисных ситуаций.

6. Менеджерам нужно осуществлять постоянную связь со всеми заинтересованными субъектами, регулярно взаимодействовать с общественностью по различным каналам.

Использование электронных средств во время кризиса

Многие компании активно используют рассылку новостей, полагаясь на неё как на важный инструмент для установления и поддержания контакта с клиентами. Эта стратегия имеет много преимуществ. Благодаря возможностям, предлагаемым современным программным обеспечением для рассылки новостей, можно выработать свой стиль общения со своими клиентами. Это помогает ограничить неблагоприятные последствия во время кризиса. Однако в беспрецедентно исключительной ситуации (например, такой ситуации как пандемия COVD-19) многие компании запаниковали и забыли об использовании хороших информационных рассылок. Увеличение объема общения неудивительно - или, по крайней мере, желание сделать это не вызывает удивления. Некоторым компаниям необходимо было очень быстро информировать своих клиентов о необычных событиях, проблемах с доставкой, ограниченных услугах и так далее. Проблема, однако, заключается в том, что при чрезмерном использовании информационных бюллетеней внешняя коммуникация многих компаний оказывается менее эффективной, чем ожидалось. Необдуманная рассылка информационного бюллетеня за

информационным бюллетенем может не только не повысить эффективность этой маркетинговой стратегии, но и сильно помешать организационной репутации. Необходим оптимальный баланс с учетом необходимости и возможности восприятия получателем потока информации в кризисных ситуациях.

Насколько эффективны санкционные воздействия на страны, народы и личности?

Ныне «санкции против России в США, ЕС и Великобритании уже являются значительными и будут продолжать развиваться» [Sitkowski Mollie D, Ellis-Rees James].

Вопрос о том, эффективны ли экономические санкции как инструмент внешней политики, долгое время был центральным для исследователей санкционной политики, Таким исследованиям были направлены ряд проектов (например, проект МГИМО (У) 18-18-00439)1. Многие ученые довольно скептически относятся к полезности санкций. Ранние исследования Хуфбауэра и др. [Huffbauer, Shott, Elliott,] выявили, что только одна треть программ санкций влияет на поведение государства, подвергнутого внешним санкциям. Анализ истории таких санкций, проведенный американским политологом Робертом А. Пейпе показал более пессимистические результаты - только 5% санкций были успешными [Pape]. Дрезнер [Drezner] ввел термин «санкционный парадокс». Он пришел к выводу, что умеренные санкции против союзников более эффективны, чем всеобъемлющие ограничения. Несмотря на расширение программ санкций после окончания холодной войны и значительное улучшение инструментов ограничения, по-прежнему нет уверенности в том, что введение санкций дает положительные результаты [Rosenberg, Goldman, Drezner, Solomon-Strauss]. Дарси и Штулберг [Darsey and Stulberg] заявили, что санкции приобретают разное значение как понятие в разных национальных контекстах.

Тем не менее санкции остаются одним из основных инструментов внешней политики западных стран. США являются мировым лидером в использовании санкций и вводят их чаще, чем все другие государства и международные организации вместе взятые (Hufbauer et al.: 5,17). Несмотря на противоречивые результаты, санкции по той или иной мере наносят урон подсанкционным странам.

Функции и эффективность санкций

1 Использованы открытые материалы исследования «The research is supported by a grant of the Russian Science Foundation»// https://eng.globalaffairs.ru/articles/rethinking-sanctions-efficiency/

Принуждение, сдерживание и сигнализация рассматриваются как функциональное ядро санкций и как инструмент политики в современных исследованиях [Giumelli, 2016].

Традиционное понимание эффективности санкций подразумевает принуждение изменить поведение государства-объекта санкций. Посредством экономических ограничений (торговых эмбарго, финансовых запретов, инвестиционных запретов, секторальных ограничений и т.д.) инициатор или коалиция инициаторов целью санкций определяет принуждение государства-объекта изменить свою внешнюю или внутреннюю политику.

Санкции часто направлены на ограничение страны-принуждения к развитию военных, технологических или экономических возможностей и наказание ее путем нанесения всестороннего ущерба. В некоторых случаях ограничения могут нести символический характер с точки зрения ущерба, но они могут представлять собой четкий сигнал о недовольстве со стороны инициатора санкций. Сигнальная функция в последние годы все больше привлекает внимание ученых [Bapat, Heinrich, Kobayashi and Morgan].

Эффективность санкций по отношению к странам можно определить, измерив изменение внешней или внутренней политики государства-объекта санкций [Hufbauer et al. 1990, 2010] послужили ориентиром для такого подхода. Успех санкций может также означать внутренние изменения в государстве-объекте санкций. Здесь эффективность может подразумевать демократизацию или общественный бунт, подпитываемый блокированием ресурсов, доступных политической элите. Однако связь между санкциями и демократизацией неясна. Санкции могут даже стимулировать консолидацию режима, против которого они направлены, вместо его краха [Grauvogel and Soest, 2014], хотя некоторые авторы утверждают, что международное сообщество должно продолжать использовать санкции для борьбы с угрозами демократизации (Маринов и Нели, 2015). Другие ученые [например, Whang, 2011] отметили использование санкций для решения внутренних проблем в государстве-инициаторе.

Эффективность санкций можно также определять избирательно по отношению к элитам и отдельным лиц. В 21 веке в концептуальном дискурсе стали особенно популярными термины «целенаправленные санкции», «умные санкции» и «хирургические санкции» [Drezner, 2015; Tourinho, 2015]. Однако ряд ученых и практиков скептически относятся к возможностям таких санкций, имея в виду, что они едва ли позволят избегать нарушения прав человека и причинения страданий другим людям и [Jazairi 2015, 2018].

Частные компании и бизнес в целом также являются мишенями санкций. Все чаще стали использоваться «вторичные санкции», которые подразумевают наказание физических и юридических лиц, которые имеют дело с государствами или организациями, на которые наложены санкции. Вторичные ограничения подразумевают «санкции за нарушение санкций». Регулирующие органы США часто применяют вторичные санкции против американского и иностранного бизнеса. Вторичные санкции могут быть важным фактором, влияющим на поведение бизнеса в их отношениях с государством или организациями, на которые распространяются санкции. Санкционные действия на государства-мишени усиливаются путем давления на международные бизнес -организации с требованием воздерживаться от сотрудничества с подсанкционными бизнес-структурами.

Тем не менее, крупный международный бизнес склонен нарушать или обходить режимы санкций с целью максимизации своей прибыли в целом или увеличения прибыли своих филиалов или дочерних компаний. Эффективность санкций против бизнеса является одной из причин, по которой санкции все еще функционируют и остаются важным инструментом внешней политики1.

Оптимизация коммуникаций в условиях санкций

«После новой волны санкций, которые были введены против России после 24 февраля 2022 года, крупные и успешные компании осознали необходимость более плотного общения со своим потребителем. Целью данной антикризисной во всех смыслах коммуникации являлось разъяснение рядовому потребителю, чем грозят новые санкции, что можно делать, а что нельзя.

Россия сталкивается с углубляющейся изоляцией и экономическими трудностями, поскольку на нее продолжает обрушиваться целый ряд санкций, которые фактически отрезают крупнейшие финансовые институты Москвы от западных рынков. Крупные банки страны глубоко интегрированы в мировую финансовую систему, и она является одним из крупнейших в мире производителей энергоресурсов, что означает, что санкции против России могут подорвать экономику по всему миру.

Агентство Reuters отслеживает правительственные санкции и действия против России, предпринятые крупными компаниями и организациями по всему миру» [Funakoshi, Lawson and Deka]. В августе 2020 г. Оно сообщило, «что Российские банки, чьи средства в иностранной валюте заморожены из-за западных санкций, могут приостановить

1 https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/rethinking-sanctions-efficiency/

операции в таких валютах со своими корпоративными клиентами... Российские власти активизировали процесс сокращения использования валют стран, отнесенных к категории «недружественных», с тех пор как западные страны ввели обширные санкции»1.

Банки, которых коснулись самые жесткие санкции, старались через успокоительные тексты с заверениями снизить социальное напряжение вокруг проблемы сохранности и доступности накоплений и параллельно повысить финансовую грамотность населения. Банки, которых санкции коснулись по касательной, старались подчеркнуть свою уникальность и тем самым повысить уровень доверия к себе. Сложившуюся ситуацию разберем на примере кейсов крупных банков («ВТБ», «Открытие», «Сбер» и т. д.), Аэрофлота, Росавиации и DNS.

В начале специальной военной операции ряд банков (такие как «ВТБ», «Альфа-Банк», «Сбер» и «Открытие») опубликовали на своих сайтах совместный пресс-релиз в качестве открытого письма к своим клиентам в связи с наложенными санкциями. Отмечалось, что «Сбер, ВТБ, Альфа-Банк и «Открытие» обеспечивают бесперебойную работу всего финансового рынка. Для нас очень важно, чтобы миллионы российских семей, вне зависимости от обслуживающего их банка, чувствовали сегодня и всегда уверенность в завтрашнем дне, зная, что их средства в безопасности.

Многие клиенты прочитали новости о включении крупнейших российских банков в санкционные списки и были обеспокоены. Мы считаем важным обратить внимание, что каждый из банков продолжает обслуживать клиентов в штатном режиме и делает всё необходимое, чтобы пройти этот нестабильный период спокойно. Банковское сообщество готово к различным сценариям: у нас достаточно ликвидности для удовлетворения спроса, нет ограничений на снятие наличных ни в банкоматах, ни в отделениях.

В условиях санкций банки координируют свою деятельность и совместно с Центральным банком и работают над обеспечением бесперебойной и устойчивой работы. «Блокирование российских активов недружественными странами, а также операционные ограничения на расчеты в основных мировых резервных валютах создают риски для граждан и бизнеса при использовании доллара США и евро»2, — говорится в заявлении центрального банка.

1 https://www.reuters.com/markets/europe/putin-allows-russian-banks-under-sanctions-halt-some-fx-operations-2022-08-08/

2 https://www.reuters.com/markets/currencies/russian-cbank-recommends-companies-transfer-unfriendly-fx-holdings-2022-08-04/

25 февраля 2022 года отдельное открытое письмо на сайте банка «ВТБ» опубликовал Андрей Костин, президент банка «ВТБ». В письме он гарантировал, что банк сделает все возможное и невозможное, чтобы минимизировать ущерб от западных санкций, также он выразил уверенность в том, что банк справится со всеми трудностями. «Я искренне считаю, что мы давно уже стали друзьями, ведь друзья познаются в беде, а вместе мы прошли уже не один экономический и даже эпидемиологический кризис. Мы обязательно справимся и на этот раз»1, -написал Костин.

Отметим, что данные коммуникации в основном были рассчитаны на «успокоение» обеспокоенных вкладчиков. Все банки выложили в социальных сетях посты с разъяснением, какие операции можно проводить, можно ли покупать и снимать валюту, как санкции отразятся на счетах, каков режим работы банкоматов и офисов.

Лучше всего, с нашей точки зрения, сумел разрядить ситуацию напряжения «Альфа-банк», поскольку избрал грамотную тональность общения. На сайте была выложена публикация со следующим текстом: «Операции по всем картам проходят как обычно независимо от платёжной системы. Валюту можно купить или продать по текущему внутрибанковскому курсу. Курс валют может резко меняться, однако мы стараемся устанавливать самые выгодные условия. Мы предусмотрели любой сценарий развития событий, чтобы обеспечить безопасность ваших денег, активов и бесперебойную работу банка»2. «Главное - не переживайте, ваши деньги были и будут в безопасности. Ограничения не коснулись привычной работы Альфа-банка: платежи по картам Visa и Mastercard доступны по всему миру, валютные переводы проходят без ограничений, мобильное приложение и отделения работают в стандартном режиме. В Пресс-релизе на сайте Альфа-банк также сообщили, что не могут пока что проводить некоторые операции с еврооблигациями3.

Иначе повел себя банк «Тинькофф». Являясь банком, который меньше всего затронули санкции, он не упустил возможность в очередной раз отстроиться от конкурентов и выложил сообщение: «Со стороны Тинькофф нет никаких ограничений на оплату Apple Pay, Google pay и Samsung Pay. Но пройдет ли платеж зависит от банка, который обслуживает терминал. Рекомендуем использовать карту» - говорилось в обращении клиентам в формате истории в Instagram. Если

1 https://www.vtb.ru/o-banke/press-centr/novosti-i-press-relizy/2022/02/2022-02-25-obrashchenie-glavy-vtb-andreya-kostina

2 https://news.alfabank.ru/release/alfa-bank-prodolzhaet-stabilnuyu-rabotu

3 https://news.alfabank.ru/release/ogranichenie-na-vypusk-novyh-evrobondov-nikak-ne-vliyaet-na-rabotu-alfa-banka

интерпретировать смысловые акценты в данном тексте, то можно увидеть, что банк «Тинькофф» показал, что с их стороны нет никаких изменений в работе. При всем при этом менеджеры банка старались отрабатывать весь негатив на тему и санкций, и самого банковского продукта в комментариях. Пример коммуникации:

«Разочарование! Реально в ситуации, когда нужны средства, ты никак не можешь управлять своими средствами: вывод просто заблокирован, в банкоматах нет кэша. Супер опция инкассация валюты -ой, не работает (временное неудобство!). Исчезают счета с деньгами периодически из приложения (тоже извините). И все это на фоне вашего веселого объявления, что МЫ РАБОТАЕМ В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ. Издеваетесь? Это штатный режим? Разочарована, надеюсь эта геополитический е****й стыд уляжется однажды и точно мину один премиум клиент. В этой стране реально надежнее матраса ничего не придумали.» - написала одна из клиентов банка (грамматика и пунктуация сохранена).

Соосновательница компании Vinci Мария Лапук раскрывает следующие особенности PR-коммуникаций в условиях санкций: «Что касается содержания сообщений, оно должно отвечать задачам бизнеса: внушить уверенность и привлечь новых специалистов... Не нужно рассказывать о кризисе. Сообщайте о новых продуктах и партнёрствах, о планах. Меры поддержки сотрудников - ещё одна продуктивная модель, как ни парадоксально, внешних коммуникаций. Например, так сделали UC Rusal и РЖД, объявившие о внеплановом повышении зарплат сотрудникам, и этот сигнал дал положительный эффект даже в смежных отраслях и компаниях. Больше всего сложностей у госкомпаний предсказуемо связаны с международными коммуникациями. Если корпорация собирается продолжать деятельность на зарубежном рынке, то ей сейчас нужно вести активную работу. Кризис - это нестабильность, а коммуникация строится от обратного: если присутствует нестабильность, то демонстрируем стабильность»1.

Некоторые страны, соблюдающие санкции, начинают сомневаться в целесообразности сплошных санкционных мер. Особенно это касается мнения о том, что попытки ограничить использование интернет-технологий, являются безуспешными. Так, 8 апреля 2022 г. Министерство финансов США освободило телекоммуникационное оборудование и некоторые интернет-технологии от антироссийских санкций, введенных президентом США Джо Байденом, согласно опубликованной в четверг генеральной лицензии. «Разрешены все транзакции, обычно возникающие

1https://www.sostav.ru/publication/vinci-pr-goskompanij-v-usloviyakh-sanktsij-54955.html

и необходимые для получения или передачи телекоммуникаций с участием Российской Федерации, которые запрещены Правилами о санкциях за вредную иностранную деятельность в России, 31 CFR, часть 587 (RuHSR)». Он также разрешает «экспорт или реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицами из США, где бы они ни находились, в Российскую Федерацию услуг, программного обеспечения, оборудования или технологий, связанных с обменом сообщениями через Интернет, таких как, обмен мгновенными сообщениями, видеоконференции, чат и электронная почта, социальные сети, обмен фотографиями, фильмами и документами, просмотр вебстраниц, ведение блогов, услуги веб-хостинга и регистрации доменных имен, которые ранее были запрещены RuHSR»1.

Выводы

Советский Союз и Россия подвергались западным санкциям в течение 100 лет, начиная с большевистской революции. Российский и международный бизнес всегда находил пути обхода западных санкций.

С начала 1990-х годов экономические санкции превратились в излюбленный инструмент внешней политики. Похоже в современном мире санкции никуда не денутся - несмотря на их многочисленные недостатки. Демонстрируя свою санкционную изобретательность, США инициирует расширение черного списка влиятельных российских лиц. Многие из этих ключевых секторов управляются сетью влиятельных лиц. Меры, принимаемые ныне Коллективным Западом, нацелены на ключевые секторы российской экономики, включая нефтяную и газовую промышленность, сектор вооружений и государственные финансы.

Примечательно, что попытки Запада подорвать экономические показатели России сблизили страну со своими восточными соседями - в частности, с соседним Китаем. Стремясь обойти эти меры, Россия смещает фокус своей торговли в сторону быстрорастущих азиатских рынков, предпринимая шаги по улучшению своих экономических и финансовых связей с остальными регионами.

Правильно построенная и реализуемая концепция антикиризисных коммуникаций в условиях новой «санкционной реальности» позволяет существенно снизить риски нарушения бизнес-коммуникаций и в целом способствует успешному развитию бизнеса в Российской Федерации.

1 https://yandex.ru/search/?text=Anti-

crisis+business+communications+caused+by+sanctions&clid=2339517&search_source=dzen_desktop safe&lr=213

Источники

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2017). Коммуникация: теория и практика массовой информации. М.: Издательская корпорация «Дашков и Ко», 160 с.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапрострастве. Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Bapat, N.A., Heinrich, T., Kobayashi, Y. and Morgan, C. (2013). Determinants of Sanctions Effectiveness: Sensitivity Analysis Using New Data. International Interactions, 39 (1), pp. 79-98. DOI: 10.1080/03050629.2013.751298

Darsey, J. and Stulberg, A. (2019). Deaf Ears and the U.S.-EU-Russia Sanctions Tangle: Contending Strategic Discourses and Mutual Emboldenment. International Organizations Research Journal. Forthcoming.

Drezner, D. (1999). The Sanctions Paradox: Economic Statecraft and International Relations. New York: Cambridge University Press.

Drezner, D. (2015). Targeted Sanctions in a World of Global Finance. International Interactions, 41(4), pp. 755-764. DOI: 10.1080/03050629.2015.1041297

Early, B. and Preble, K. (2018). Enforcing Economic Sanctions: Analyzing How OFAC Punishes Violators of U.S. Sanctions. SSRN Papers [online]. Available at: <https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3306653> [Accessed 21 May 2019].

Funakoshi Minami, Lawson Hugh and Deka Kannaki. Tracking sanctions against Russia. The latest sanctions and actions taken against Russia by countries, major companies and organisations// https://graphics.reuters.com/ukraine-crisis/sanctions/byvrjenzmve [Accessed 07.07. 2022].

Giumelli, F. (2016). The Purposes of Targeted Sanctions. In: Beirsteker, T., Eckert, S. and Tourihno, M. (eds). Targeted Sanctions. The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. New York: Cambridge University Press.

Grauvogel J. and Soest Ch. Von. (2014). Claims to Legitimacy Count: Why Sanctions Fail to Instigate Democratization in Authoritarian Regimes. European Journal of Political Research, 53(4), pp. 635-653. DOI: 10.1111/1475-6765.12065

Hufbauer, G., Shott, J., Elliott, K. (1990). Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy. Second Edition. Washington DC: Peterson Institute for International Economics.

Hufbauer, G., Shott, J., Elliott, K., and Oegg, B. (2009). Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Washington DC: Peterson Institute for International Economics.

Jaeger, M.D. (2018). Coercive Sanctions and International Conflicts. London and New York: Routledge.

Jazairi, I. (2015). Report of the Special Rapporteur on the Negative Impact of Unilateral Coercive Measures on the Enjoyment of Human Rights. United Nations General Assembly Human Rights Council Thirty Session.

Jazairi, I. (2018). Report of the Special Rapporteur on the Negative Impact of Unilateral Coercive Measures on the Enjoyment of Human Rights on His Mission to the Syrian Arabic Republic. United Nations General Assembly Human Rights Council Thirty-Sixth Session.

Sitkowski Mollie D., Ellis-Rees James. Russian Financial Sector Sanctions: A Summary//https://www.faegredrinker.com/en/insights/publications/2022/3/russian-financial-sector-sanctions-a-summary

Moret, E., Giumelli, F. and Bastiat-Jarosz, D. (2017). Sanctions on Russia: Impacts and Economic Costs on the U.S. Geneva International Sanctions Network, March.

Pape, R.A., 1997. Why Economic Sanctions Do Not Work. International Security, 22(2), pp. 90-136.

Rosenberg, E., Goldman, Z., Drezner, D. and Solomon-Strauss, J. (2016). The New Tools of Economic Warfare. Effects and Effectiveness of Contemporary U.S. Financial Sanctions. Centre for a New American Security, April.

Tourinho, M. (2015). Towards a World Police? The Implications of Individual Targeted Sanctions. International Affairs, 91(6), pp. 1399-1412.

Whang, T. (2011). Playing to the Home Crowd? Symbolic Use of Economic Sanctions in the United States. International Studies Quarterly, 55, pp. 787-801.

■ ■ ■ Anti-crisis business communications in the context of the new «sanctions reality»

Sharkov F.I.1, Balandin A.E.2

1. Institute of Public Service and Management of RANEPA. Moscow, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. North-Western Institute of Management of RANEPA. Saint-Petersburg. Russian Federation.

Abstract. The article is devoted to the study of anti-crisis communications aimed at minimizing the damage caused by the Collective West against the sanctions of Russia and many large Russian companies. The problems of the effectiveness of the applied sanctions are considered. The purpose of this article is to study the role and importance of anti-crisis communications in the anti-crisis management system, as well as issues of optimizing communications under sanctions.

Crisis situations in the economic sphere can be caused not only by external influences on the business, but also arise within the company due to incorrect decision-making. To ensure that these problems do not lead to an economic catastrophe, among other measures, an effective and well-thought-out communication strategy and effective practice and communication technology in crisis situations are needed. With the right strategy, the company can overcome many obstacles and survive the crisis with minimal damage.

Keywords: anti-crisis communications, communication policy, business communication, sanctions reality

For citation: Sharkov F.I., Balandin A.E. Anti-Crisis Business Communications in the New "Sanctions Reality"//Communicology: electronic scientific journal. 2022. Vol. 7. No. 3. P. 105-119.

Inf. about the authors: Sharkov Felix Izosimovich, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Deputy Dean of the Faculty of Journalism of IGSU RANEPA. Address:84 Vernadsky Avenue, Moscow, 119571, Russia. E-mail: [email protected]; Balandin Alexander Evgenievich, student of the Northwestern Institute of Management of the RANEPA. Address: 199178 Russia, Saint Petersburg, Sredny prospekt V.O., 57/43, E-mail: [email protected]

Received: 28.07.2022. Accepted: 22.09.2022. References

Bapat, N.A., Heinrich, T., Kobayashi, Y. and Morgan, C. (2013). Determinants of Sanctions Effectiveness: Sensitivity Analysis Using New Data. International Interactions, 39 (1), pp. 79-98. DOI: 10.1080/03050629.2013.751298

Darsey, J. and Stulberg, A. (2019). Deaf Ears and the U.S.-EU-Russia Sanctions Tangle: Contending Strategic Discourses and Mutual Emboldenment. International Organizations Research Journal. Forthcoming.

Drezner, D. (1999). The Sanctions Paradox: Economic Statecraft and International Relations. New York: Cambridge University Press.

Drezner, D. (2015). Targeted Sanctions in a World of Global Finance. International Interactions, 41(4), pp. 755-764. DOI: 10.1080/03050629.2015.1041297

Early, B. and Preble, K. (2018). Enforcing Economic Sanctions: Analyzing How OFAC Punishes Violators of U.S. Sanctions. SSRN Papers [online]. Available at: <https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract id=3306653> [Accessed 21 May 2019].

Funakoshi Minami, Lawson Hugh and Deka Kannaki. Tracking sanctions against Russia. The latest sanctions and actions taken against Russia by countries, major companies and organisations// https://graphics.reuters.com/ukraine-crisis/sanctions/byvrjenzmve [Accessed 07.07. 2022].

Giumelli, F. (2016). The Purposes of Targeted Sanctions. In: Beirsteker, T., Eckert, S. and Tourihno, M. (eds). Targeted Sanctions. The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. New York: Cambridge University Press.

Grauvogel J. and Soest Ch. Von. (2014). Claims to Legitimacy Count: Why Sanctions Fail to Instigate Democratization in Authoritarian Regimes. European Journal of Political Research, 53(4), pp. 635-653. DOI: 10.1111/1475-6765.12065

Hufbauer, G., Shott, J., Elliott, K. (1990). Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy. Second Edition. Washington DC: Peterson Institute for International Economics.

Hufbauer, G., Shott, J., Elliott, K., and Oegg, B. (2009). Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Washington DC: Peterson Institute for International Economics.

Jaeger, M.D. (2018). Coercive Sanctions and International Conflicts. London and New York: Routledge.

Jazairi, I. (2015). Report of the Special Rapporteur on the Negative Impact of Unilateral Coercive Measures on the Enjoyment of Human Rights. United Nations General Assembly Human Rights Council Thirty Session.

Jazairi, I. (2018). Report of the Special Rapporteur on the Negative Impact of Unilateral Coercive Measures on the Enjoyment of Human Rights on His Mission to the Syrian Arabic Republic. United Nations General Assembly Human Rights Council Thirty-Sixth Session.

Moret, E., Giumelli, F. and Bastiat-Jarosz, D. (2017). Sanctions on Russia: Impacts and Economic Costs on the U.S. Geneva International Sanctions Network, March.

Pape, R.A., 1997. Why Economic Sanctions Do Not Work. International Security, 22(2), pp. 90-136.

Rosenberg, E., Goldman, Z., Drezner, D. and Solomon-Strauss, J. (2016). The New Tools of Economic Warfare. Effects and Effectiveness of Contemporary U.S. Financial Sanctions. Centre for a New American Security, April.

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2017). Communication: theory and practice of mass media. Moscow: Publishing Corporation "Dashkov and Co.". (In Rus.).

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space. Communication. Vol. 1. No. 1. pp. 36-43. (In Rus.).

Sitkowski Mollie D., Ellis-Rees James. Russian Financial Sector Sanctions: A Summary//https://www.faegredrinker.com/en/insights/publications/2022/3/russian-financial-sector-sanctions-a-summary

Tourinho, M. (2015). Towards a World Police? The Implications of Individual Targeted Sanctions. International Affairs, 91(6), pp. 1399-1412.

Whang, T. (2011). Playing to the Home Crowd? Symbolic Use of Economic Sanctions in the United States. International Studies Quarterly, 55, pp. 787-801.

■ ■ ■ Факторные основания формирования репутационной стратегии предприятия

Николаева В.В., Сергеева О.Е.

Северо-Западный институт управления РАНХиГС. Санкт-Петербург. Российская Федерация.

Аннотация: В статье рассматриваются факторы, определяющие формирование репутации предприятия в условиях современной трансформации ценностных рыночных предпочтений клиентов. Исходя из понимания эволюционного развития, система факторов, определяющая репутацию предприятия, соответственно трансформируется в рамках ценностных ориентаций целевых рынков. Вследствие этого, принципиально, при управлении коммуникационной стратегией актуализировать исследования воззрений мотивированных аудиторий, своевременно реагировать на отрицательные коммуникационные эффекты, отзывы и корректировать собственную репутацию.

Ключевые слова: репутационная стратегия, факторы формирования, репутация, аудитория, компания, деловая репутация.

Для цитирования: Николаева В.В., Сергеева О.Е., Разработка репутационной стратегии: исследование актуальных позиционных аспектов//Коммуникология: электронный научный журнал 2022. Том 7. №3. С. 119-125.

Сведение об авторах: Николаева В.В., студентка Севро-Западного института упраления РАНХиГС. Адресс 199178 Россия, Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/4. E-mail: [email protected]; Сергеева О.Е., кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.