https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-6-75-81 УДК [336.7:658.01] (470)
(сс)
© 2021
Поступила 15.11.2021 Received 15.11.2021
Принята в печать 18.12.2021 Accepted 18.12.2021
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare по conflict of interests
Аннотация. В статье рассматриваются и факторы, определяющие денежное обращение в России, и актуальные проблемы его антикризисного регулирования в экономической системе страны. Авторы статьи делают акцент на динамике ключевой ставки как одного из главных факторов, влияющего на денежные потоки в России, обеспечивающие реализацию основных функций денег при их движении через установленные кредитными организациями ставки по депозитным продуктам. В исследовании в рамках управления денежными потоками в коммерческой банковской сфере в Российской Федерации особое внимание уделяется проблемам падения реальных доходов российского населения и ухудшению ожиданий населения относительно изменений экономической ситуации в стране. Авторы анализируют основные причины негативной динамики реальных доходов, проблемы недостаточности темпов роста экономики России для снижения бедности и повышения качества жизни российского населения до целевых уровней. В качестве статистических примеров авторы приводят данные о динамике основных макроэкономических параметров функционирования экономической системы: темпов экономического роста (валового внутреннего продукта), темпов инфляции, ключевой ставки центрального банка, реальных доходов населения и его экономических настроений. В антикризисном регулировании денежного обращения в России авторы предлагают комбинировать два взаимосвязанных направления: краткосрочную антикризисную тактику стимулирования совокупного спроса и долгосрочное стратегическое регулирование экономического роста (совокупного предложения). По мнению авторов, для реализации благоприятного сценария развития экономики современной России необходимо увеличивать денежную массу, стимулировать экономический рост и потребительский спрос населения, а именно: осуществлять выплаты, субсидии за счет бюджетных средств, за счет накопленных средств Фонда национального благосостояния населению и бизнесу в связи с неблагоприятной ситуацией из-за пандемии коро-навируса; предлагать приемлемые условия и процентные ставки по кредитам для бизнеса в целях наращивания его кредитной, деловой, инвестиционной и инновационной активности; практиковать государственный контроль за ценообразованием в сфере естественных монополий и олигополий, влияющих на себестоимость производимой продукции; обеспечивать
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE
АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ
Сайда Ш. Гишева*, Светлана К. Чиназирова, Зарема А. Водождокова, Зарема X. Курмалиева
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»; ул. Первомайская, д. 208, г. Майкоп, 385000, Российская Федерация
эффективную государственную поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) на федеральном и региональном уровне; снижать налоговое бремя для бизнеса.
Ключевые слова: антикризисное регулирование, денежное обращение, денежный поток, ключевая ставка, центральный банк, валовой внутренний продукт, темпы экономического роста, темп инфляции, совокупный спрос, совокупное предложение
Для цитирования: Антикризисное регулирование денежного обращения е России / Гшиееа С.Ш. [и др.] // Новые технологии. 2021. Т. 17. № 6. С. 75-81. Иирх: </<;/. ог&Ю.47370/2072-0920-2021-17-6-75-81
ANTI-CRISIS REGULATION OF MONETARY CIRCULATION IN RUSSIA
Saida Sh. Gisheva*, Svetlana K. Chinazirova, Zarema A. Vodozhdokova, Zarema Kh. Kurmalieva
FSEELHE «Adyghe State University», 208 Pervomayskaya str., Maykop, 385000, Russian Federation
Abstract. The article studies the factors determining monetary circulation in Russia and the actual problems of its anti-crisis regulation in the country's economic system. The authors of the article focus on the dynamics of the key rate as one of the main factors affecting cash flows in Russia, ensuring the implementation of the main functions of money when they move through the rates set by credit institutions on deposit products. In the study, within the framework of cash flow management in the commercial banking sector in the Russian Federation, special attention is paid to the problems of falling real incomes of the Russian population and worsening expectations of the population regarding changes in the economic situation in the country. The authors analyze the main reasons for the negative dynamics of real incomes, the problems of insufficient growth rates of the Russian economy to reduce poverty and improve the quality of life of the Russian population to target levels. As statistical examples, the authors provide data on the dynamics of the main macroeconomic parameters of the functioning of the economic system: economic growth rates (gross domestic product), inflation rates, the central bank's key rate, real incomes of the population and its economic sentiment. In the anti-crisis regulation of monetary circulation in Russia, the authors propose to combine two interrelated directions: short-term anti-crisis tactics to stimulate aggregate demand and long-term strategic regulation of economic growth (aggregate supply). According to the authors, in order to implement a favorable scenario for the development of the economy of modern Russia, it is necessary: to increase the money supply, stimulate economic growth and consumer demand of the population (i.e. to make payments, subsidies at the expense of budgetary funds, at the expense of accumulated funds of the National Welfare Fund to the population). Acceptable terms and interest rates on loans for business are needed to increase its business, investment and innovation credit activity in connection with the unfavorable situation due to the coronavirus pandemic and to practice state control over pricing in the sphere of natural monopolies and oligopolies that affect the cost of production. Also, it is essential to provide effective state support for small and medium-sized businesses (SMEs) at the federal and regional levels and reduce the tax burden for businesses.
Keywords: anti-crisis regulation, monetary circulation, cash flow, key rate, central bank, gross domestic product, economic growth rates, inflation rate, aggregate demand, aggregate supply
For citation: Gisheva S.Sh. [et al] Anti-crisis Regulation of Monetary Circulation in Russia. New Technologies. 2021;17(6):75-81. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-6-75-81 (In Russ.)
Современная экономическая жизнь многих стран строится в условиях финансово-экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Настроения потребителей и инвесторов пессимистичны по причине новых «волн» коронавируса, напряженной эпидемиологической ситуации и вводимых антиковидных ограничений.
Дальнейшее развитие российской экономики, надеемся, будет происходить в условиях оптимистичного сценария, хотя любые экономические прогнозы достаточно неопределенны, несмотря на их актуальность.
Положительная динамика деловой и инвестиционной активности, сопровождающая экономический рост, невозможна без стабильности денежного обращения в стране.
Динамика ключевой ставки - один из главных факторов, определяющих денежное обращение (денежные потоки) в стране, при котором движение денег связано с эффективным выполнением ими своих основных функций, а именно функций средства платежа и средства накопления через установленные кредитными организациями ставки по депозитным продуктам.
Следующий фактор, влияющий на процессы денежного обращения, - средняя актуальная максимальная ставка топ-10 российских банков по депозитам физических лиц в рублях, составляющая во второй декаде октября 2021 года 6,5290% годовых [1].
В целях стабилизации денежного обращения после начала финансово-экономического кризиса по причине падения мировых цен на нефть Банк России в конце декабря 2014 года резко увеличил ключевую ставку с 10,5 до 17% годовых.
В результате средняя ставка топ-10 банков по рублевым вкладам достигла своей максимальной отметки - 15,635%.
За весь период наблюдений центрального банка (с середины 2009 года) самое низкое значение максимальной ставки по депозитам топ-10 банков - 4,33% зафиксировано в первой декаде октября 2020 года в период низкой ключевой ставки ЦБ России, равной 4,25% и действующей с 27 июля 2020 года.
С марта 2021 года в результате ценовой дестабилизации в российской экономике наблюдается рост ключевой ставки.
22 октября 2021 года Банк России принял решение поднять ключевую ставку с 6,75 до уровня в 7,5%.
Согласно параметрам оптимистичного сценария в 2022 году ключевая ставка центрального банка будет находиться в диапазоне 6-7% годовых.
5-6% годовых - долгосрочный нейтральный диапазон ключевой ставки при условии стабилизации денежного обращения, снижения инфляционных ожиданий и снижения темпов инфляции [2].
Ценовая стабильность с устойчиво нормальной инфляцией в 4% прогнозируется к концу 2022 года и является превалирующей целью денежно-кредитной политики Банка России (см. таблицу 1).
Таблица 1
Базовый сценарий Банка России
Table 1
The basic scenario of the Bank of Russia
2020 2021 2022 2023 2024
Инфляция в год, % 4,9 5,7-6,2 4,0-4,5 4,0 4,0
Динамика ВВП, % -3,0 4,0-4,5 2,0-3,0 2,0-3,0 2,0-3,0
Ключевая ставка, % годовых, в среднем за год 5,1 5,5-5,8 6,0-7,0 5,0-6,0 5,0-6,0
Не только ключевая ставка Банка России, но и динамика инфляционных рисков определяют ставки по депозитным и кредитным продуктам, устанавливаемые коммерческой банковской системой.
По итогам 2021 года Банк России повысил прогноз годового темпа инфляции в Российской Федерации до 7,4-7,9%.
Банковские депозиты, как безрисковая и консервативная форма вложения свободных денежных средств, защищают деньги вкладчиков от инфляции, то есть от снижения их покупательной способности, если коммерческий банк предлагает ставку по вкладу, превышающую годовой темп инфляции и позволяющую получить дополнительный доход к первоначальной сумме вклада.
Онлайн-вклады с заключением он-лайн-договора вклада - актуальный способ размещения свободных денежных средств посредством использования интернет-технологий с возможностью открытия, пополнения, контроля, закрытия, снятия процентов с перечислением на свой расчетный счет без явки в банк.
Выбор вида вклада зависит от конечных целей клиента банка, так как на принятие решения о заключении договора вклада влияет не только процентная ставка по вкладу, условия капитализации процентов, но и удобство для вкладчика в плане возможности маневрирования депозитом.
Разнообразие предлагаемых депозитов в линейке коммерческих банковских продуктов для потенциальных клиентов и действующий Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ) способны обеспечить необходимый экономической системе денежный поток при условии решения ключевых проблем организации денежного обращения в стране.
Основные проблемы антикризисного регулирования денежного обращения (денежных потоков) в российской экономической системе:
- отсутствие у российского населения свободных денежных средств по причине падения их реальных доходов;
- недостаточные темпы экономического роста российской экономики;
- ухудшение экономических настроений россиян;
- неэффективное антикризисное стимулирование совокупного спроса и совокупного предложения.
Первая причина падения реальных доходов россиян - это продовольственная инфляция, причины которой на стороне предложения, в первую очередь, плодоовощной продукции (отставание по сбору урожая в связи с непогодой и нехваткой рабочей силы в условиях карантинных ограничений) и продуктов питания животного происхождения (рост издержек производства мясной и молочной продукции).
При общей годовой инфляции в октябре 2021 года на уровне 8,13% продовольственная инфляция (по сравнению с октябрем 2020 года) составила 10,89%.
Плодоовощная продукция подорожала на 25,6%, непродовольственные товары - на 8,17%, услуги - на 4,36%, непродовольственные товары длительного пользования - на 11%.
Вторая причина отрицательной динамики реальных доходов населения - низкие темпы экономического роста экономики России.
Темпы роста экономики России, прогнозируемые правительством, недостаточны для снижения уровня бедности и повышения качества жизни населения с точки зрения экспертов из РЭУ им. Г.В. Плеханова, изложенной в заключении на «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022-2024 годы Минфина» [3].
Согласно мнению экономистов, для обеспечения устойчивого роста реальных доходов россиян на уроне 2-2,5% в год российская экономика должна расти темпами на уровне не менее 4-5% (предпочтительно более 5% в год как в период с 2000 по 2009 годы).
Базовый сценарий Банка России был ориентирован на темп прироста ВВП в 2021 в 4,0-4,5%.
С 2022 года по базовому сценарию темп прироста ВВП стабилизируется на траектории сбалансированного роста в 2-3%.
По росту российской экономики официальный прогноз Минэкономразвития - на уровне 4,2% в 2021 году а в 20222023 годах - на уровне 3%.
По росту ВВП России в 2021 году более оптимистичен прогноз МВФ - 4,7% (ранее прогнозировалось - 4,4%) [4].
На наш взгляд, причины негативной динамики совокупного предложения в российской экономике следующие:
- высокие издержки производства и логистики;
- ограничения на приток иностранной рабочей силы из-за пандемии;
- использование устаревших технологий;
- высокая налоговая нагрузка на бизнес;
- высокие процентные ставки по кредитованию бизнеса;
- недостаточно эффективная система господдержки бизнеса.
Во второй половине 2021 года индекс потребительской активности демонстрирует тенденцию к снижению
после двухквартального подъема, а также ухудшаются экономические ожидания населения России относительно изменений экономической ситуации в стране (см. таблицу 2) [5].
В антикризисном регулировании денежного обращения в российской экономической системе, на наш взгляд, необходимо сочетать два взаимосвязанных направления:
- краткосрочная антикризисная тактика стимулирования совокупного спроса;
- долгосрочное стратегическое стимулирование совокупного предложения (экономического роста).
В целях восстановления потребительского спроса, улучшения экономических настроений и роста реальных доходов населения целесообразно осуществление стимулирующих выплат и субсидий населению и бизнесу за счет бюджетных средств, средств Фонда национального благосостояния в рамках краткосрочной антикризисной тактики стимулирования совокупного спроса.
С нашей точки зрения, в целях долгосрочного антикризисного стратегического стимулирования совокупного предложения необходимо создание благоприятного бизнес-климата для увеличения темпов экономического роста российской экономики через:
Таблица 2
Экономические настроения (оценки)
ТаЫе 2
Economic sentiment (estimates)
Оценки Положительные Отрицательные
Изменения в экономике России, произошедшие за год 10% опрошенных 53% опрошенных
Изменения в экономике России через год 15% опрошенных 35% опрошенных
Кварталом ранее 15% опрошенных 32% опрошенных
Оценки Улучшение Ухудшение
Личное материальное положение за прошедший год 9% опрошенных 35% опрошенных
Кварталом ранее 9% опрошенных 37% опрошенных
Личное материальное положение в течение следующих 12 месяцев 10% опрошенных 23% опрошенных
- наращивание денежной массы посредством кредитного стимулирования деловой, инвестиционной и инновационной активности бизнеса (установление приемлемых условий и процентных ставок по кредитам);
- государственный контроль за ценообразованием в сфере естественных монополий и олигополий, влияющих на себестоимость производимой продукции;
- эффективную государственную поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) на федеральном и региональном уровне;
- снижение налогового бремени для бизнеса.
Практическая реализация такого благоприятного сценария позволит оптимизировать денежное обращение в стране, увеличить темпы экономического роста в стране, создать новые рабочие места, расширить налогооблагаемую базу, увеличить налоговые поступления, повысить номинальные и реальные доходы населения, улучшить его экономические настроения и таким образом активизировать денежные потоки в российской экономической системе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. https://www.cbr.ru
2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023-2024 годов (проект от 30 сентября 2021 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru
3. Эксперты усомнились в достижении цели по повышению доходов населения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru
4. Доклад МВФ World Economic Outlook («Мировое экономическое положение») [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tass.ru
5. Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.issek.hse.ru
REFERENCES:
1. https://www.cbr.ru.
2. The main directions of the unified state monetary policy for 2022 and the period 2023 and 2024 (draft dated September 30, 2021). [Electronic resource]. Access mode: https://www.cbr.ru. (In Russ.)
3. Experts doubted the achievement of the goal of increasing the income of the population. [Electronic resource]. Access mode: https://www.vedomosti.ru. (In Russ.)
4. IMF World Economic Outlook Report («World Economic Situation»). [Electronic resource]. Access mode: https://www.tass.ru. (In Russ.)
5. Center for Market Research of the Institute of Statistical Research and Economics of Knowledge of the Higher School of Economics [Electronic resource]. Access mode: https://www. issek.hse.ru. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Сайда Шумафовна Гишева, доцент кафедры экономической безопасности и управления человеческими ресурсами ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат экономических наук
Saida Sh. Gisheva, Associate Professor of the Economic Security and Human Resource Management Department of FSBEI HE «Adyghe State University», Candidate of Economic Sciences
[email protected] тел.: 8 (928) 469 10 19 Светлана Казбековна Чиназирова, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат экономических наук
[email protected] тел.: 8 (928) 461 81 41 Зарема Аскарбиевна Водождокова, доцент кафедры учета и финансирования ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат экономических наук
[email protected] тел.: 8 (960) 437 38 60 Зарема Хасамбиевна Курмалиева, доцент кафедры экономической безопасности и управления человеческими ресурсами ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат экономических наук [email protected] тел.: 8 (928) 461 78 41
tel.: 8 (928) 469 10 19
Svetlana K. Chinazirova, Associate Professor of the Economics and Management Chair of FSBEI HE «Adyghe State University», Candidate of Economic Sciences [email protected] tel.: 8 (928) 461 81 41
Zarema A. Vodozhdokova, Associate Professor of the Accounting and Finance Department of FSBEI HE «Adyghe State University», Candidate of Economic Sciences
[email protected] tel.: 8 (960) 437 38 60 Zarema Kh. Kurmalieva, Associate Professor of the Economic Security and Human Resource Management Department of FSBEI HE «Adyghe State University», Candidate of Economics [email protected] tel.: 8 (928) 461 78 41