Научная статья на тему 'Антикризисное развитие предприятий малого и среднего бизнеса : проблемы и пути их решения'

Антикризисное развитие предприятий малого и среднего бизнеса : проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / КРЕДИТНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирсанова Екатерина Владимировна

Выявляются основные факторы, негативно влияющие на деятельность малых и средних предприятий в кризисной ситуации, и рассматривается комплекс мероприятий для минимизации их влияния. В качестве основного инструмента обеспечения антикризисного развития предлагается комплексная программа по повышению эффективности работы предприятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article emerge the major factors negatively influence on activity of the small and average enterprises in a crisis situation, and consider the complex of actions for minimisation of their influence. As the basic instrument of maintenance of anti-recessionary development die comprehensive programme on effectivization of work of the enterprise is offered.

Текст научной работы на тему «Антикризисное развитие предприятий малого и среднего бизнеса : проблемы и пути их решения»

УДК 65.011.4

Кирсанова Е.В.

Антикризисное развитие предприятий малого и среднего бизнеса: проблемы и пути их решения

Одной из основных причин экономического кризиса, развивающегося в настоящее время в России, стало превышение обязательств банков над потенциальной возможностью их покрытия. Для уменьшения разрыва между активами и пассивами банки привлекали иностранные кредиты на межбанковском рынке. В США вследствие ипотечного кризиса привлечение дешевых иностранных кредитов стало практически невозможно. В сложившейся ситуации банкам пришлось увеличить приток высоколиквидных активов и снизить их отток. Это было достигнуто за счет сворачивания кредитных программ и повышения процентных ставок (в том числе и по ранее выданным кредитам). В итоге реальный сектор испытал значительную нехватку финансовых ресурсов, что повлекло за собой сокращение производства и увольнение персонала.

Наиболее уязвимым звеном в период кризиса стали малые и средние предприятия (МСП), так как в условиях недостатка финансовых ресурсов банки в первую очередь сократили кредитование именно этого сектора экономики в связи с высокой нормой риска по кредитным программам указанных предприятий.

В сложившейся ситуации для нивелиро -вания негативных тенденций внешней среды МСП вынуждены рассчитывать исключительно на внутренние резервы. С целью максимально полной реализации внутреннего потенциала и, следовательно, достижения максимально возможного положительного эффекта в условиях кризиса этим предприятиям основное внимание необходимо уделить разработке концепции антикризисного развития и проведению комплексной программы по повышению эффективности своей работы [1, 2].

Экономическая эффективность представляет собой основополагающую экономическую категорию рыночной экономики, которая применяется для характеристики успешности функционирования отдельных экономических субъектов, отраслевых рынков и национальной экономики в целом. Эффективность деятельности предприятия показывает успешность его деятельности по от-

ношению к затратам, соответствующим величине результата [3].

Общая эффективность деятельности предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих успешность его функционирования по основным направлениям: производство, сбыт, инвестирование, финансы и управление [5]. Соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами по различным направлениям деятельности предприятия отражают составляющие рентабельности: рентабельность производственной деятельности, рентабельность продаж, рентабельность капитала, рентабельность инвестиций. Возможность своевременно погашать свои платежные обязательства (платежеспособность) свидетельствует об эффективности финансовой деятельности предприятия, а его устойчивое финансовое положение (финансовая устойчивость) отражает эффективность управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности [4].

Улучшить показатели эффективности работы предприятия в период кризиса можно путем увеличения притока денежных средств и уменьшения их оттока, что достигается при помощи следующего комплекса мероприятий.

1. Уменьшение размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств, принятие на себя меньших по объему новых обязательств:

сокращение размеров текущих потребностей в материально-технических, трудовых и прочих ресурсах;

сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема от ри цательного де не жного потока в краткосрочном периоде за счет пролонгации краткосрочных финансовых кредитов, перевода отдельных из них в долгосрочные; увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;

реструктуризация кредиторской задолженности, отсрочка расчетов по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности; сокращение затрат на командировки, рекламу, приобретение материалов, инвентаря, оборудования.

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2009. Экономические науки

2. Увеличение суммы поступления денежных средств:

перевод части ликвидных активов в денежные средства - ликвидация портфеля краткосрочных финансовых вложений, ускорение инкассации дебиторской задолженности, снижение периода предоставления товарного (коммерческого) кредита, увеличение размера ценовой скидки при осуществлении досрочной оплаты (предоплаты) реализуемой продукции и распродажа товаров на складе;

перевод части внеоборотных активов в денежные средства - продажа или сдача в аренду неиспользуемого оборудования, а также производственных и административных площадей, реализация высоколиквидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля.

В период кризиса зачастую бывает недостаточно простой оценки и оптимизации показателей эффективности деятельности предприятия. Основным инструментом противостояния негативным кризисным тенденциям должна стать концепция антикризисного развития, изложенная в виде комплексной программы по повышению эффективности работы предприятия. Указанная программа может быть представлена как совокупность следующих последовательных этапов.

1. Диагностика состояния предприятия (выявление слабых и сильных сторон его деятельности, определение основных проблемы и путей их решения, а также способов использования конкурентных преимуществ с целью максимального нивелирования негативных тенденций внешней среды).

2. Разработка стратегии (составление плана последующих действий по реформированию хозяйствующего субъекта в целом и всех его функциональных пространств, определение и контроль критериев эффективности для каждого функционального пространства предприятия).

3. Совершенствование организационной структуры и информационной системы (создание структуры с оптимальной численностью сотрудников для обеспечения непрерывной и бесперебойной работы всех подразделений предприятия, а также оптимизация процесса прохождения информационных потоков и их обработки).

4. Рационализация системы управления финансами (сокращение расходов, создание оптимальной структуры денежных потоков, корректировка кредитной и инвестиционной политики, повышение эффективности управления финансами).

5. Совершенствование объекта управления (сокращение затрат на производство продукции, оптимизация ассортимента продукции, снижение отходов и брака, сокращение поломок и простоев, уменьшение запасов).

6. Разработка закупочной деятельности (обеспечение соответствия объемов закупок, объемов производства и реализации продукции с целью сокращения затрат на хранение и недопущения перепроизводства продукции, оптимизация количества и состава поставщиков сырья).

7. Оптимизация сбытовой деятельности (разработка сбытовой политики, обеспечение соответствия объемов производства и реализации продукции с целью сокращения затрат на хранение и недопущения перепроизводства продукции, разработка программы стимулирования сбыта, поиск новых рынков реализации продукции).

8. Разработка системы планирования, прогнозирования и контроля (создание комплексной системы ежедневного мониторинга и оценки эффективности деятельности предприятия, планирования его дальнейшего развития на базе проведенного анализа, а также системы контроля выполнения планов).

Автором проведен выборочный опрос руководителей малых и средних предприятий Нижегородской области, целью которого было выявление основных причин, негативно влияющих на деятельность предприятия в сложившейся кризисной ситуации. В результате проведенного исследования установлено, что в настоящее время основная проблема малых и средних предприятий - недостаток денежных средств, связанный с ростом просроченной дебиторской задолженности и отказами в предоставлении кредитных ресурсов со стороны Нижегородских банков. Также были отмечены следующие причины, отрицательно влияющие на деятельность предприятий:

падение объема продаж, снижение объема выручки;

свертывание сети сбыта;

высокие цены на сырье, материалы, комплектующие;

рост себестоимости изготовления продукции;

повышение стоимости аренды помещений (офиса, складов), оборудования, транспорта;

несвоевременное поступление материалов, комплектующих;

увеличение объемов незавершенного производства;

рост доли готовой продукции в запасах на складах;

снижение рентабельности производства (наличие убытков);

повышение платы за использование кредитных ресурсов;

отсутствие прогноза изменения внешних факторов.

Для минимизации влияния основных кризисных факторов на деятельность предприятий предлагается реализация следующего комплекса мер по решению проблем.

Проблема 1. Рост просроченной дебиторской задолженности.

Пути решения проблемы: оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого (товарного) кредита;

систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;

применение скидок в обмен на ускорение платежа;

продажа долга с дисконтом 10-15 % третьей стороне или дебитору дебитора;

определение возможности и необходимости погашения дебиторской задолженности продукцией, услугами, товарами дебитора;

переоформление дебиторской задолженности векселями;

оформление исков в арбитражном суде по менее важным клиентам.

Проблема 2. Низкая скорость оборота (недостаток) денежных средств.

Пути решения проблемы: создание системы скидок для клиентов, приобретающих продукцию предприятия по предоплате,

а также при оплате в срок;

создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;

применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных средств от клиентов, с которыми они работают;

рассмотрение возможностей продажи дебиторской задолженности своему банку (факторинговые операции) или кредиторам;

рассмотрение отношений с клиентами, потребляющими продукцию организации, их финансового состояния с точки зрения возникновения возможных рисков и установление в зависимости от них возможных лимитов товарного кредита, предоставляемого каждому клиенту.

Проблема 3. Сложности в получении и обслуживании банковских кредитов. Пути решения проблемы: при наличии кредитов необходимо добиться пересмотра их условий (отсрочка выплаты основного долга, переоформление кредита в возобновляемую кредитную линию, переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный кредит);

в случае отказа банков в кредитовании следует рассмотреть возможность заключения договора финансирования под уступку прав требования (договор факторинга).

Использование предложенной методики с последующим проведением рассмотренного комплекса мероприятий позволит снизить влияние негативных факторов на деятельность предприятия и обеспечить устойчивое функционирование предприятий малого и среднего бизнеса в современных неблагоприятных внешних условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов В.Г., Ириков В.А. Технологии повышения финансового результата: практика и методы. М.: МЦФЭР, 2006. 670 с.

2. Рябов С.Б. Принципы формирования концепции стратегического развития кризисного предприятия // Проблемы современной экономики. 2007. № 3 (23). URL: http://www.m-economy.ra/artphp3?artid=22616 (дата обращения: 12.05.2008).

3. Мерзликина Е.М. Методология оценки эф-

фективности деятельности предприятия: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М.: Всерос. заоч. ФЭИ, 2008. 36 с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. Минск: Новое знание, 2000. 688 с.

5. Флетчер К. Оценка и обратная связь: практические аспекты обзора эффективности работы. М.: HIPPO, 2006. 277 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.