Научная статья на тему 'Антикриминальное просвещение как форма криминалистической профилактики по уголовным делам о коррупционных преступлениях в сфере высшего образования'

Антикриминальное просвещение как форма криминалистической профилактики по уголовным делам о коррупционных преступлениях в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАРТА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ / CRIMINALISTIC PREVENTION / CORRUPTION CRIMES / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / HIGHER EDUCATION / CORRUPTION RISK MAP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гулина Елена Витальевна

В статье рассматриваются теоретические и прикладные проблемы криминалистической профилактики коррупционных преступлений в сфере высшего образования. Антикоррупционное просвещение как форму криминалистической профилактики предлагается реализовывать в том числе путем использования методологии и методик составления карт коррупционных рисков для работников сферы высшего образования, оснащая эти карты криминалистической и оперативно-розыскной информационной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гулина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRIMINAL EDUCATION AS A FORM OF CRIMINALISTIC PREVENTION IN CRIMINAL CASES ON CORRUPTION CRIMES IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION

The article deals with theoretical and applied problems of criminalistic prevention of corruption crimes in the sphere of higher education. It is proposed to implement anti-corruption education as a form of criminalistic prevention through using methodology and methods of making corruption risks maps for employees in the sphere of higher education, equipping these maps with criminalistic and operational-search information component.

Текст научной работы на тему «Антикриминальное просвещение как форма криминалистической профилактики по уголовным делам о коррупционных преступлениях в сфере высшего образования»

Вестник Сибирского юридического института МВД России

УДК 343.98

Елена Витальевна ГУЛИНА,

научный сотрудник лаборатории сравнительного правоведения Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ)

gulinaalyona@mail.ru

АНТИКРИМИНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ФОРМА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ*

ANTI-CRIMINAL EDUCATION AS A FORM OF CRIMINALISTIC PREVENTION IN CRIMINAL CASES ON CORRUPTION CRIMES IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION

В статье рассматриваются теоретические и прикладные проблемы криминалистической профилактики коррупционных преступлений в сфере высшего образования. Антикоррупционное просвещение как форму криминалистической профилактики предлагается реализовывать в том числе путем использования методологии и методик составления карт коррупционных рисков для работников сферы высшего образования, оснащая эти карты криминалистической и оперативно-розыскной информационной составляющей.

The article deals with theoretical and applied problems of criminalistic prevention of corruption crimes in the sphere of higher education. It is proposed to implement anti-corruption education as a form of criminalistic prevention through using methodology and methods of making corruption risks maps for employees in the sphere of higher education, equipping these maps with criminalistic and operational-search information component.

Ключевые слова: криминалистическая профилактика, коррупционные преступления, антикоррупционное просвещение, высшее образование, карта коррупционных рисков.

Keywords: criminalistic prevention, corruption crimes, anti-corruption education, higher education, corruption risk map.

Проблемы коррумпированности и высоких коррупционных рисков в сфере высшего образования в России находятся в центре внимания как широких слоев общественности, так и научных криминалистических и криминологических исследований. Так, в средствах массовой информации регулярно появляются и вызывают определенный общественный резонанс сообщения о привлечении к уголовной ответственности преподавателей и иных работников вузов. [13] Как отмечается в криминалистических публикациях, множественные факты взяточниче-

ства в сфере высшего образования обусловлены как коррумпированностью общества и власти в целом, так и отсутствием интереса студентов к учебе, низкой заработной платой педагогов и другими причинами. К самым распространенным формам коррупции в этой сфере относится незаконное вознаграждение при проведении промежуточной, семестровой и итоговой государственной аттестации студентов. [16]

Безусловно, наиболее эффективными средствами противодействия данным преступлениям, как и любым иным, является

* Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации НШ-4484.2018.6.

Дискуссионная трибуна соискателей ученых степеней и званий

их профилактика. В научной литературе по криминалистике всегда уделяется внимание проблемам криминалистической профилактики (криминалистической превенции). Как отметил В.В. Вандышев: «Назначение рассматриваемого учения (криминалистической профилактики) - в формировании теоретических начал, которые могли бы служить исходной базой для разработки конкретных вопросов выявления и установления причин и условий, способствующих совершению и сокрытию правонарушений, и их профилактики с помощью криминалистической техники, тактики и методики» [2]. Крупные работы монографического характера опубликованы М.Ш. Махтаевым. Кроме прочего автор анализировал различия между криминалистической и криминологической профилактикой преступлений. [8]

Однако прикладные разработки по криминалистической профилактике применительно к отдельным видам и группам преступлений сравнительно редки и мало востребованы практикой. Так, И. И. Иванов отметил, что 67% опрошенных им следователей признали, что изучение ими публикаций по предупреждению преступлений редко способствует эффективному его использованию на практике, а 20% отметили бесполезность таких рекомендаций. [6] Такое положение в науке и правоприменении нельзя признать удовлетворительным. Ведь вряд ли подлежит сомнению то обстоятельство, что потенциально эффективность качественных рекомендаций профилактического характера весьма высока, особенно на уровне частных криминалистических методик.

Вместе с тем отдельные научные положения и прикладные рекомендации все же имеются. Например, А.В. Чумаков в рамках диссертационного исследования, посвященного методике расследования мошенничества при получении выплат [17] (здесь и далее приводятся некоторые из результатов данного исследования. - Е.Г.), и иных публикаций предложил меры криминалистической профилактики данной разновидности преступлений с акцентом на создание антикриминальных

просветительских рекомендаций как формы криминалистической профилактики. [5]

Нам интересен сам подход автора, а также иных исследователей, которые в своих работах акцентируют внимание на эффективности правового, антикриминального просвещения как форме криминалистической профилактики. Так, Р.А. Степаненко разработал теоретические положения и прикладные рекомендации по криминалистической профилактике посредничества во взяточничестве. Основываясь на концепции, предложенной Ю.П. Гармаевым [4], автор выдвинул ряд научных положений. Изложим их здесь кратко и сразу адаптируем под задачи настоящей статьи.

Разработка мер правового просвещения населения как формы криминалистической профилактики подразумевает применение нескольких важных методологических правил:

- криминалистическая характеристика преступлений может и должна излагаться в двух формах: сначала - для представителей стороны обвинения, затем - в краткой и доступной форме - для широких слоев населения в целях их антикриминального просвещения и общего предупреждения;

- иные прикладные рекомендации также могут излагаться в двух формах: условно говоря, «профессиональной» и «просветительской». Так, применительно к профилактике коррупционных преступлений в сфере высшего образования в рамках некой «процедуры преобразования» могут быть созданы рекомендации следующего типа: о типичных заблуждениях по поводу непреступности и ненаказуемости отдельных способов коррупционных преступлений, включая методы вовлечения граждан в их совершение; о типичных ситуациях по делам данной категории с учетом сферы деятельности адресатов рекомендаций; о средствах и методах криминалистической деятельности по борьбе с коррупционными преступлениями в сфере высшего образования; о том, как людям не допустить вовлечения себя в эти опасные противоправ-

ные деяния.

1

1 Сформулировано на основе положений работ Ю.П. Гармаева, Р.А. Степаненко, Д.А. Степаненко и А.В. Чумакова. [3; 5; 14]

ЛЯЬ Вестник Сибирского юридического «1Ё5'* института МВД России

Здесь важно отметить, что изучение уголовных дел о коррупционных преступлениях в сфере высшего образования, а также опрос респондентов - практических сотрудтников и работников вузов (в ходе исследования были опрошены 25 следователей Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Бурятия, имеющих стаж следственной работы не менее 5 лет, а также 38 аботников высших учебных заведений. Далее - респонденты) показал, что совершение данных коррупционных посягательств обусловлено недооценкой, а порой и полным непониманием субъектов правоотношений в сфере высшего образования типичных коррупционных рисков в указанной сфере.

Как отмечает А.Е. Помазуев, в литературе единообразное толкование рассматриваемого термина отсутствует, несмотря на то что он широко распространен в работах, затрагивающих вопросы противодействия коррупции в тех или иных сферах, а наиболее часто термин используется, когда речь заходит о государственной и муниципальной службе. [1; 7; 15; цит. по 12].

Автор определяет коррупционные риски как обобщенную оценку вероятности возникновения коррупции и ее угрозы общественным отношениям, а также верно отмечает, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруда) является одним из основных органов, осуществляющих методическое обеспечение в сфере противодействия коррупции. [12]

В своих Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции [11] (далее для краткости - Методические рекомендации. В развитие этого документа были приняты Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции [10]) Минтруда рассматривает оценку коррупционных рисков как один из основных инструментов предупреждения коррупционных правонарушений во всех организациях в целом по России. Констатируется, что оценка коррупционных рисков позволяет провести анализ

реализуемых функций организации и установить конкретные административные процедуры, которые могут создавать условия для совершения коррупционных правонарушений служащими (работниками). Это, в свою очередь, позволяет принимать адресные меры, препятствующие реализации сложившихся на практике конкретных коррупционных схем, возникающих на разных уровнях принятия управленческих решений.

В рамках настоящего исследования выдвинута и проверена гипотеза о том, что категория «коррупционные риски» и процедура оценки коррупционных рисков может быть использована как часть методологической основы криминалистического исследования и после некоторого преобразования использоваться как инструмент, позволяющий:

- кратко изложить криминалистическую характеристику коррупционных преступлений в сфере высшего образования;

- создать криминалистические просветительские рекомендации и мероприятия как форму криминалистической профилактики.

Для проверки гипотезы были тщательно изучены Методические рекомендации и корреспондирующие им документы, проведены опросы и анкетирование респондентов. С учетом важности указанного официального документа для целей настоящего исследования проанализируем его более подробно.

Методические рекомендации Минтруда определяют коррупционный риск как «возможность совершения коррупционного правонарушения, возникающую в условиях наличия коррупциогенных факторов», коррупционную схему - как «способ совершения коррупционного правонарушения» (Методические рекомендации. Раздел «Основные понятия»). Перечисляются признаки, характеризующие коррупционное поведение должностного лица при осуществлении кор-рупционно опасных функций. То есть данный официальный документ зачастую оперирует криминалистическими научными категориями, такими как способ правонарушения (преступления), признаки преступления и др.

Кстати говоря, процесс оценки коррупционных рисков в целях подготовки карт коррупционных рисков рекомендуется про-

Дискуссионная трибуна соискателей ученых степеней и званий

водить в соответствии с «основными принципами», к числу которых относится положение о привлечении заинтересованных сторон, под которым понимается участие и учет мнения всех заинтересованных сторон, включая институты гражданского общества, экспертов. Такими экспертами, полагаем, могут и должны стать ученые и практикующие криминалисты. В п. 12 Методических рекомендаций прямо указано, что в состав рабочей группы по оценке коррупционных рисков могут привлекаться внешние эксперты и представители правоохранительных органов.

К числу основных функций рабочей группы относится разработка и участие в реализации важнейшего документа - карты коррупционных рисков и мер по их минимизации. Проект этого документа, названный «Форма карты коррупционных рисков и мер по их минимизации», включен в приложение к Методическим рекомендациям (№ 4). В Методических рекомендациях достаточно подробно представлены методология и методики создания карты коррупционных рисков и мер по их минимизации. Во многом это напоминает методологию и методику создания криминалистической характеристики коррупционных преступлений. Например, в документе предложена «пошаговая», алгоритмичная схема проведения оценки коррупционных рисков, включая анализ статистических данных, судебной практики, опрос предпринимателей, экспертов и иных лиц по предлагаемой здесь же анкете (приложение 2), получение информации от правоохранительных органов и многое другое. Такой подход вполне соответствует методологии создания видовой криминалистической характеристики.

Этап реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков включает следующие виды методов: правовые, организационные и профилактические. Как минимум последние два вида методов имеют существенную криминалистическую составляющую. В частности, в Методических рекомендациях в качестве метода указана проверка наличия возможной аффилиро-ванности между подконтрольным субъектом и служащими (работниками), проводимая уполномоченным подразделением органа

(организации). Очевидно, что такая проверка не может быть в полной мере проведена сотрудниками организации (как правило, это кадровые подразделения) в силу отсутствия у них полномочий (равно как и образования, опыта), имеющихся только у сотрудников правоохранительных органов.

Упомянутая «форма карты коррупционных рисков и мер по их минимизации» содержит табличное описание следующих элементов: вид административной процедуры, вид коррупционной схемы, то есть способа коррупционного правонарушения, наименование подразделения и должностей с коррупционными рисками и другие. Эти данные имеют много общего с такими элементами криминалистической характеристики, как способ преступления, обстановка, данные о субъекте.

Изложенное позволяет перейти к следующим выводам и предложениям. Полагаем, что применительно к коррупционным преступлениям в сфере высшего образования (равно как и к иным видам преступных коррупционных посягательств) проекты карт коррупционных рисков и мер по их минимизации могут быть эффективно сформированы криминалистами-разработчиками (учеными и практиками) на основе криминалистической характеристики и методики расследования соответствующих коррупционных преступлений с учетом следующих положений.

1. Это могут быть именно проекты карт, поскольку они будут разработаны криминалистами в рамках предметной области своей науки, то есть посвящены преимущественно преступным коррупционным рискам, а не любым коррупционным правонарушениям. То есть эти проекты, представленные криминалистами на рассмотрение соответствующих образовательных организаций, подлежат доработке сотрудниками их уполномоченных подразделений (юристами, работниками кадровых служб и др.).

2. Назначение проектов карт может быть двуединым: 1) краткое изложение особенностей криминалистической характеристики коррупционных преступлений в сфере высшего образования, адресованное следователям и иным представителям стороны об-

ЛЯЬ Вестник Сибирского юридического «1Ё5'* института МВД России

винения в уголовном процессе; 2) средство правового просвещения как формы криминалистической профилактики, адресованное работникам и учащимся вузов, а также широким слоям населения, вступающим правоотношения в сфере высшего образования.

3. Указанные проекты карт могут содержать криминалистическую (а также в определенной мере оперативно-розыскную, не секретную) информационную составляющую. Так, в соответствующих разделах карты могут быть представлены следующие информационные блоки:

- для достижения задач общей превенции при описании вида коррупционной схемы, то есть способа коррупционного преступления, могут быть приведены данные о квалификации преступлений по УК РФ с указанием максимального срока и размера наиболее строго вида наказания за их совершение, а также следы и иные источники информации о преступной схеме. Тем самым с профилак-

тических позиций будет продемонстрирована неотвратимость наказания за коррупционные преступления;

- при описании мер минимизации коррупционных рисков могут быть представлены (кратко) виды оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, виды помощи общественности правоохранительным органам, направленные на выявление, раскрытие и расследование указанных способов коррупционных преступлений.

Такая работа должна быть продолжена, поскольку подобного рода научный прикладной продукт с криминалистической и оперативно-розыскной составляющей, как показал опрос респондентов, весьма востребован адресатами и не имеет аналогов ни в криминалистической литературе, ни в исследованиях, посвященных разноотраслевым аспектам противодействия коррупции в сфере высшего образования.

Библиографический список

1. Абрамова, М.В. Применение кадровых технологий в целях предупреждения коррупционных рисков / М.В. Абрамова // Российский следователь. - 2013. - № 5. - С. 21-25.

2. Вандышев, В.В. Криминалистическая профилактика в системе криминалистики / В.В. Вандышев // Правоведение. - 1982. - № 2. - С. 89-90.

3. Гармаев, Ю.П. Расследование коррупционного посредничества : монография / Ю.П. Гармаев, Д.А. Степаненко, Р.А. Степаненко. - М.: Юрлитинформ, 2017. - 208 с.

4. Гармаев, Ю.П. Правовое просвещение и правовое информирование в уголовном процессе и криминалистике / Ю.П. Гармаев // Библиотека криминалиста : научный журнал. - М., 2015. - № 5 (22). - С. 258-270.

5. Гармаев, Ю.П. Теоретические и прикладные аспекты дальнейшего развития концепции антикриминального просвещения как формы криминалистической профилактики / Ю.П. Гарма-ев, А.В. Чумаков // Юридические исследования. - 2018. - № 10. - С. 21-29.

6. Иванов, И.И. Криминалистическая превенция: комплексное исследование генезиса, состояния, перспектив : дис. ... докт. юрид. наук / И.И. Иванов. - СПб., 2004. - С. 4-5.

7. Казаченкова, О.В. Конфликтный потенциал государственной службы как фактор возникновения коррупционных рисков / О.В. Казаченкова // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 4. - С. 36-42.

Дискуссионная трибуна соискателей 1Ц1 ученых степеней и званий «tSr*

8. Махтаев, М.Ш. Проблемы криминалистического обеспечения предупреждения преступлений : автореф. дис. ... докт. юрид. наук / М.Ш. Махтаев. - М., 2001.

9. Методика разработки коррупционной карты рабочего места руководителя образовательной организации / И.П. Воронцова [и др.]. - Красноярск, 2015. - 148 с.

10. Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.12.2018).

11. О проведении федеральными государственными органами оценки коррупционных рисков (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций») : письмо Минтруда России от 25.12.2014 № 18-0/10/ В-8980 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.12.2018).

12. Помазуев, А.Е. Коррупционные риски: понятие и значение для механизма противодействия коррупции / А.Е. Помазуев // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - 2016. - № 2.

13. Преподавателя Волгоградского аграрного университета задержали при получении взятки. - URL: https://news.rambler.ru/crime/39737356-prepodavatelya-volgogradskogo-agrarnogo-universiteta-zaderzhali-pri-poluchenii-vzyatki (дата обращения: 27.12.2018).

14. Степаненко, Р.А. Особенности методики расследования преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12 / Р.А. Степаненко. -Краснодар, 2015. - 261 с.

15. Таева, Н.Е. Направления совершенствования системы государственной и муниципальной службы в сфере оказания государственных и муниципальных услуг (нормативное регулирование) / Н.Е. Таева // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 6. - С. 1121-1128.

16. Христинина, Е.В. Особенности расследования получения взятки в системе высшего образования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Христинина. - Тюмень, 2016.

17. Чумаков, А.В. Особенности методики расследования мошенничества при получении выплат : дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Чумаков. - Барнаул, 2018. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.