Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ'

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российское государство / российская государственность / антикоррупция / антикоррупционные стандарты / the Russian state / the Russian statehood / anti-corruption / anti-corruption standards

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбатова Светлана Михайловна

В работе рассматриваются вопросы, касающиеся значимости формирования и правового закрепления системы антикоррупционных стандартов для обеспечения нормального функционирования российского государства и укрепления российской государственности. Проводится анализ различных документов в сфере формирования государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курбатова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION STANDARDS AS AN ELEMENT OF THE MECHANISM OF THE RUSSIAN STATEHOOD

The work examines issues related to the importance of the formation and legal consolidation of a system of anti-corruption standards to ensure the normal functioning of the Russian state and strengthening the Russian statehood. An analysis of various documents in the field of public policy formation is carried out.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

УДК 328.185-026.4:342(470+571)

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Курбатова Светлана Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и основ судебной экспертизы Красноярский государственный аграрный университет (г. Красноярск) доцент кафедры охраны общественного здоровья и здравоохранения Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)

В работе рассматриваются вопросы, касающиеся значимости формирования и правового закрепления системы антикоррупционных стандартов для обеспечения нормального функционирования российского государства и укрепления российской государственности. Проводится анализ различных документов в сфере формирования государственной политики.

Ключевые слова: российское государство, российская государственность, антикоррупция, антикоррупционные стандарты.

ANTI-CORRUPTION STANDARDS AS AN ELEMENT OF THE MECHANISM

OF THE RUSSIAN STATEHOOD

Kurbatova Svetlana Mikhailovna,

Ph.D. in Law, Associate Professor Associate Professor of the Criminal Procedure, Criminalistics and Fundamentals ofForensic Examination Department Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk) Associate Professor of the Department of Public Health and Healthcare Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voino-Yasenetsky (Krasnoyarsk)

The work examines issues related to the importance of the formation and legal consolidation of a system of anticorruption standards to ensure the normal functioning of the Russian state and strengthening the Russian statehood. An analysis of various documents in the field ofpublic policy formation is carried out.

Key words: the Russian state, the Russian statehood, anti-corruption, anti-corruption standards.

В настоящее время много внимания на разных уровнях и площадках уделяется вопросам, охватывающим понятие «российская государственность», которое раскрывается через принципы, ценности и т. п. характеристики, на которых основывается государственный строй России.

Государственный строй - это организационная система управления, включающая в себя разные элементы, среди которых особо выделяется государственная власть. Существует много определений данного понятия, много подходов к раскрытию его сущности и содержания, но значимым в контексте тематики данной статьи является то, что государственная власть реализуется через деятельность государственных органов. Именно государственные органы государственной власти выступают от имени государства, для чего они

создаются наделяемыми властными полномочиями, осуществляют решения государственных задач и реализацию функций в разных сферах, действуя в соответствии с порядком, установленном законом, а значит, государством.

Все элементы системы государственности должны функционировать максимально эффективно, однако в реальности этого не происходит. Существуют различные риски и угрозы для нормального функционирования государства, одной из которых, как известно, является коррупция.

Коррупция, представляя собой сложносо-ставное многоаспектное явление, несёт угрозу российской государственности. Это обосновывает и актуализирует значимость формирования и реализации антикоррупционной государственной политики. Одной из её составля-

ющих является система антикоррупционных стандартов.

Антикоррупционные стандарты реализации государственной власти (и деятельности органов государственной власти) имеют как теоретическое, так и практическое значение. Практическая значимость и важность данных стандартов очевидна: их соблюдение является одной из гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Теоретическая значимость антикоррупционных стандартов обусловлена тем, что для их реализации на практике должно иметь место знание этих стандартов самими государственными служащими, а значит, и их правовое закрепление. Однако в настоящее время данный вопрос законодательно не урегулирован. Более того, отсутствует и чётко выстроенная система антикоррупционных стандартов как таковая, хотя о них часто говорят и много пишут.

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» (2008 г.) антикоррупционные стандарты не выделены в отдельный блок правового регулирования; отсутствует их определение в ст. 1, закрепляющей основные понятия данного закона - о них идёт речь лишь в ст. 7, посвящённой основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. Согласно п. 5 данной статьи, одним из таких направлений называется «введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области» [1].

Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [2] и в соответствии со статьёй 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О про-

тиводействии коррупции» Министерством труда и социального развития РФ в 2014 году были подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции [3]. Одним из структурных элементов данного документа стали «Стандарты и кодексы поведения». Однако, во-первых, это рекомендации, причём методические; во-вторых, они ориентированы на организации, а не на органы государственной власти; в-третьих, в данном разделе отсутствует как определение антикоррупционных стандартов, так и сами антикоррупционные стандарты (даже просто их перечень).

Как самостоятельный элемент государственной антикоррупционной политики предлагается выделять антикоррупционные стандарты авторами проекта Федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике» А. А. Аслахановым, Н. М. Безбородовым, В. П. Воротниковым. Согласно данному документу, антикоррупционные стандарты в сферах государственной власти, государственной и муниципальной служб включают в себя ряд гарантий, ограничений и запретов, раскрывающихся подробнее по тексту (ст. 19 Проекта) [4].

Авторы, занимающиеся исследованием вопросов антикоррупции, в основном подходят к понятию антикоррупционных стандартов в контексте двух плоскостей: международной и национальной. Как пишет, например, И. В. Ти-ханин, «с одной стороны, под антикоррупционными стандартами подразумевают принятые на межгосударственном уровне правовые акты, содержащие общие принципы и правила деятельности государств-участников по вопросам противодействия коррупции (международные антикоррупционные стандарты). С другой стороны, под антикоррупционными стандартами применительно к уголовному процессу подразумевают средство правового регулирования поведения участников уголов-

ного судопроизводства» [5]. При этом, как верно отмечают авторы, «ни в зарубежной или отечественной литературе, ни на международном уровне не имеется общепризнанного определения этого термина, что не способствует единообразному пониманию официальных документов и позиций авторов публикаций» [6; 7].

И хотя на уровне отдельных органов государственной власти разработаны и действуют собственные локальные нормативные право-

вые акты, регулирующие отдельные вопросы, касающиеся антикоррупции, например Комплексный план мероприятий Следственного комитета РФ по противодействию коррупции [6], тем не менее как таковых антикоррупционных стандартов в них нет.

Таким образом, имеется объективная необходимость законодательного закрепления системы антикоррупционных стандартов ввиду роли и значения антикоррупционной политики для укрепления российской государственности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (с изм. и доп.). Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции: утв. 26 04.2014 г. Министерством труда и социального развития РФ. URL: https://docs.cntd.ru/document/499057913 (дата обращения: 11.12.2023).

4. Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы: монография: в 2 т. / под общ. ред. Т. Я. Хабриевой, Р. А. Курбанова. Т. 1. М.: Проспект, 2019. 528 с.

5. Тиханин И. В. Классификация антикоррупционных стандартов в уголовном судопроизводстве // Право и практика. 2023. № 2. С. 88-92.

6. Комплексный план мероприятий Следственного комитета РФ по противодействию коррупции: утв. приказом Следственного комитета РФ от 31 августа 2018 г. № 81. URL: https://sledcom.ru/document/1554329/ (дата обращения: 11.12.2023).

7. Зимин В. В. Имплементация международных антикоррупционных стандартов, касающихся уголовной юрисдикции, в российское законодательство // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 3. С. 150-159.

8. Проект № 216592-3 Федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». URL: https://kubsu.ru/sites/default/files/insert/page/_fz_osnovy_zakonodatelstva_ob_antikorrupcionnoy_politike.pdf (дата обращения:

11.12.2023).

© Курбатова С. М., 2023

УДК 347.234+347.2

ОБРЕМЕНЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

И ИНЫХ ВЕЩНЫХ ПРАВ

Никиташина Наталья Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин

Чебодаева Елена Альбертовна,

магистрант

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье исследуются законодательные, правоприменительные и доктринальные подходы к пониманию сущности таких гражданско-правовых институтов, как ограничения права собственности (а равно иных вещных прав) и обременения имущества собственника (владельца). Авторы приходят к выводу, что, несмотря на определённое сходство, данные институты не являются тождественными. Основными критериями, по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.