83
алита^ные /иц
т
Р. А. Халилев
УДК 343.3/7-343.9
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ В ПОЛИТИКЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
коррупцией человечество борется со времён Древнего Рима. Коррупция разрушает такие важнейшие конституционные принципы консолидации нашего общества, как принцип социальной справедливости и согласия, препятствует формированию среднего класса как основы внутриполитической стабильности в стране и инструмента контроля за исполнительной властью, потворствует масштабным злоупотреблениям и преступности, т. е. не только тормозит развитие всего общества, но более того - ставит под вопрос перспективы его динамичного планомерного развития.
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.
Как следует из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, в российском образовании в последние годы созданы необходимые условия для обеспечения качества и доступности образовательных услуг, однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны.
В Федеральном законе „О противодействии коррупции" № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года (в редакции от 28.12.2013 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014 года) отражены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные методы минимизации уровня коррупционных взаимодействий [4]. Но закон в большей мере нацелен на борьбу с коррупцией на государственном и муниципальном уровнях, однако коррупционные явления встречаются и во многих других сферах деятельности, в которых существует доступ к материальным благам. Многие авторитетные источники, такие, например, как Верховный Суд, Транспаренси Интернешнл, Фонд ИНДЕМ, сходятся во мнении, что сфера образования является одной из самых коррумпированных в российском обществе.
ЮНЕСКО опубликовала основные положения доклада о масштабах коррупции в сфере образования в 60 странах мира, подготовленного Международным институтом планирования образования (ПЕР): коррупция разъедает образование повсеместно и наносит серьёзный ущерб системам образования во всём мире. Причинами коррупции признают общее падение нравов, подмену реальных ценностей мнимыми: вместо знаний - кафедра за деньги и любой диплом в зависимости от суммы.
Что же представляет собой коррупция? „Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело", - говорится в Книге пророка Михея.
С древнейших времён власть и коррупция были неразделимы. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за их помощь рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фикси-
рованный доход, что повлекло за собой перевод взяток в область теневой экономики. Некоторые могут утверждать, что коррупция уже является культурой и встроена в моральные стандарты общества.
Коррупция - это совокупность неписаных правил поведения и особой круговой поруки чиновников. Это фактически „идеология" предательства по отношению к своему народу, близким, семье и самому себе, одно из наиболее пагубных явлений, направленное на разрушение ценностей нашего общества, нашего будущего и будущего наших детей. Если принять во внимание тот факт, что термин „коррупция" произошёл от латинского „согтатреге", что в переводе означает „растлевать", то можно сделать вывод - распространение коррупции в сфере образования - это растление самого общества.
Специфика коррупции в образовании в том, что данное определение не подходит под деятельность некоторых коррупционных схем. Например, при поступлении в вузы деньги нередко берут посредники, которые вообще не имеют полномочий по содействию в приёме. Часто методисты кафедр выступают посредниками при передаче финансовых средств за экзамен или за зачёт.
К основным формам коррупции в системе высшего образования следует отнести взятки проверяющему органу при аккредитации университета; нецелевое использование федеральных средств; покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника; вымогательство педагогов во время сессии; платные консультации; давление студентов на педагогов (навязывание взятки); давление на педагогов со стороны коллег или руководства с целью получения экзамена или зачёта [12].
В коррупционной ситуации в сфере образовании могут быть задействованы практически все - от методистов и лаборантов до старшего руководящего состава министерств и ведомств.
Стартовые возможности оказываются
'лалата^ныс шц
изначально не равными для тех, кто может дать взятку, и для тех, кто не может этого сделать. Студенты и преподаватели содействуют коррупции и не стыдятся участвовать в ней. Всё это ведёт к духовной деградации общества. Подделка документов об окончании вуза приводит к снижению уровня знаний, что негативно влияет на экономическую и политическую ситуацию в стране, а, следовательно, влечёт за собой и ухудшение качества человеческого капитала в обществе. Противодействие коррупции в России во многом осложняется тем, что коррупция стала обычным явлением нашей жизни, так называемой нормой, и порой единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. В условиях высшей школы студенты усваивают теневые способы решения возникающих проблем, что впоследствии отражается в их деятельности. Поэтому преодоление коррупции именно в сфере образования должно быть приоритетным направлением антикоррупционных мер государства.
А. И. Гуров выделяет три вида коррупции - политическую, характерную для чиновников аппарата власти (имеется в виду коррупция в системе федеральных органов власти и субъектов федерации, особенно в тех регионах, где действуют нормы обычного права); коррупцию, связанную с чисто криминальной деятельностью, основанную на подкупах должностных лиц; втягивание в преступную деятельность, соответствующих категорий должностных лиц в целях создания благоприятных условий для решения определенных вопросов (форма, связанная с организованной преступностью) [1].
В приведённой классификации не названа коррупция, получившая с лёгкой руки СМИ название „бытовой", поскольку основную массу среди лиц, привлечённых за эти преступления, составляют преподаватели, врачи и должностные лица низового звена.
Рассмотрим подробно своего рода „идеальные типы" коррупции в сфере выс-
шего образования. В коррупционных взаимодействиях, как правило, участвуют неуспевающие студенты, их родители, родственники и знакомые.
Во-первых, это платежи за поступление в высшее учебное заведение в той или иной форме: платёж за собственно поступление, платёж за конкретную оценку на вступительном экзамене, платёж за „лояльное" отношение на экзамене. Поступление может быть „обеспечено" через родственников, друзей, знакомых, а также посредством отношения власти-подчинения.
Во-вторых, это платежи или работы, выполняемые студентами по просьбе сотрудников кафедр, в обмен на зачёт, оценку на экзамене, курсовые, практические, контрольные, производственную практику и т. д.
В-третьих, это написание преподавателями непосредственно для своих студентов разного рода письменных работ за соответствующее вознаграждение.
В-четвёртых, это платежи и подарки за „лояльное" отношение сотрудников кафедры, деканата, конкретного преподавателя.
В-пятых, это платежи, подарки, услуги деканатам и другим структурным подразделениям высших учебных заведений в обмен на справки, разрешения, доступ к материальным благам (путёвки в санатории, места в общежитиях и т. п.).
В-шестых, это всё осуществляется без денег, подарков, работ, а „по знакомству", „связям".
Теперь рассмотрим критерии классификации коррупционных взаимодействий в сфере высшего образования.
Ситуация коррупции: поступление абитуриента в высшее учебное заведение и дальнейшее обучение.
При поступлении в вуз коррупционный процесс предполагает участие всех сотрудников высшего учебного заведения - от рядового преподавателя до руководства. Зачастую все уровни администрации высшего учебного заведения и даже внешние структуры (например, городская и областная
20А//2 -
администрации) оказывают влияние на приёмную комиссию. Формы влияния на приёмную комиссию и экзаменаторов при поступлении весьма разнообразны. Это может быть прямое давление типа: „не поступит - уволим", может быть и прямая передача денег, может быть практика репетиторства. Нередко встречается поступление „по знакомству", когда поступает родственник друзей или родственник кого-то из преподавателей. Важно учитывать, что даже при поступлении при помощи открытой взятки большую роль играют личные знакомства с тем, кто будет организовывать поступление. Если личных связей нет, то, как правило, находится не безвозмездно работающий посредник из вузовской среды. Кроме того, существуют механизмы „непрямого давления", когда требование принять того или иного абитуриента оформляется не как требование, а как просьба. При этом подразумевается, что если нужный человек не поступит, то проситель „обидится". Наиболее эффективные рычаги для такого давления имеют бухгалтерия, деканаты (расписание), хозчасть, профсоюз.
При поступлении суммы взяток и других вложений намного выше, чем при текущем обучении. В ситуации поступления чаще взятку предлагают родители выпускника. На наш взгляд, это объясняется тем, что предложение на этом рынке выше спроса, и вымогать взятку для чиновников нет необходимости: это незачем делать, если её и так предложат.
Ситуация коррупции: с участием денег или без участия денег.
В коррупционные контакты вовлечены, в основном, преподаватели и студенты. Формы коррупции во время обучения также разнообразны, как и при поступлении. Суммы взяток относительно невелики. Чаще встречаются подарки и выполнение мелких хозяйственных работ на благо кафедры или конкретного преподавателя. Инициаторами коррупционного взаимодействия чаще выступают студенты.
Ситуация коррупции: знакомство („кумовство").
Следует отметить, что для советской системы было куда более характерно кумовство и семейственность, нежели взяточничество. Однако на сегодняшний день наблюдается переход от немонетарных форм коррупции к классическому взяточничеству, что нам кажется, с одной стороны, облегчающим противодействие таким формам коррупции, а с другой - „ужесточающим" коррупционную ситуацию.
Считаем важным обратить внимание на эту тенденцию, поскольку с точки зрения противодействия коррупции, методики работы с взяточничеством и кумовством существенно отличаются. Нам кажется, что выбор конкретным взяткодателем того или иного механизма зависит только от наличия ресурса. То есть там, где есть возможность, предпочтительным остаётся „кумовство" как менее затратное в финансовом плане. Однако в связи с тем, что личные связи для многих людей становятся менее значимыми, увеличивается количество абитуриентов „не из вузовской среды", обеспеченность связями и знакомствами в расчёте на среднего студента падает и, соответственно, „кумовство" становится менее распространённым. Необходимо отметить, что в случае с „кумовством" коррупционная ситуация всегда инициируется студентом и не воспринимается при этом им как коррупция. Взяточничество же в той или иной форме (деньги, подарок и т.д.) может инициироваться как преподавателем, так и студентом.
Ситуация коррупции: инициирована взяткодателем, взяткополучателем.
Как уже указывалось ранее, в случаях с поступлением в высшее учебное заведение чаще инициатором выступает родитель абитуриента, хотя информация о конкретном механизме передаётся ему, как правило, по инициативе чиновника или другого человека „из вузовской среды".
В случае же с коррупцией в процессе обучения преподаватель и студент могут вы-
ступать инициаторами в равной мере. Характеристики системных отношений в высшем образовании таковы, что преподаватель, изначально не расположенный брать взятки, рано или поздно „сдаётся под натиском" потока денег „снизу". С другой стороны, студент, не желающий давать взятки, вынужден это делать, если есть инициатива преподавателя. Каждая из сторон обладает в этой ситуации равной силой, и достаточно односторонней инициативы, чтобы коррупционная ситуация рано или поздно возникла.
Ситуация коррупции: случайный эпизод коррупции, коррупция как образ жизни.
Во-первых, коррупция в высшем образовании медленно, но верно становится неотъемлемой частью системы с точки зрения основного потребителя этих услуг -студентов.
При этом взяткополучателем в коррупционных взаимодействиях выступает не конкретный человек, а институт как таковой (студенты обсуждают между собой, где учиться „дороже", а где „дешевле"). Коррупционные отношения проникают практически повсеместно, и возникает своего рода рынок, на котором в обмен на деньги или равные блага можно получить оценку и, в конечном счете, диплом.
Во-вторых, даже в тех случаях, когда коррупция не становится системообразующим фактором в конкретной организации, тем не менее, получившаяся система, ушедшая от реалий прошлого, но не пришедшая к модели „рынка в чистом виде", оказывается незавершённой, ей мало что мешает, сдерживающие барьеры чрезвычайно слабы и легко ломаются под действием внешних факторов.
В-третьих, коррупционные отношения заставили большую долю студентов переориентироваться на них, как на основную модель жизни в вузе. Далеко не во всех вузах коррупция стала нормой, но даже там, где она таковой не является, вероятность внедрения коррумпированности под действием внешних или внутренних факторов очень высока.
Анализ зарубежной практики показывает, что существует три основных подхода к деятельности антикоррупционных органов: репрессивный, превентивный и смешанный. На наш взгляд, наиболее предпочтительным является вектор развития антикоррупционной политики, направленный на сочетание как превентивных, так и репрессивных мер, реализуемых в целях противодействия коррупции, профилактики и пресечения коррупционных правонарушений в системе высших учебных заведений РФ.
Таким образом, противодействие коррупции в вузе должно носить программный характер. Основная цель программы должна быть направлена на устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Необходимо разработать мероприятия по мониторингу уровня коррупции, должна носить системный характер борьба с коррупцией, включающий не только правовые меры, среди которых уголовно-правовое законодательство далеко не главная, хотя и необходимая часть, но и организационные, социально-экономические, экономические и иные.
АННОТАЦИЯ
На основании исследования дискуссионных проблем противодействия коррупции сформулированы позиции по выявлению, предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений в системе высших учебных заведений Российской Федерации, а также предложены меры по минимизации коррупционных проявлений в образовательной сфере.
Ключевые слова: коррупция, правонарушение, минимизация коррупционных проявлений
SUMMARY
The article is devoted to the measures to minimize corruption in the education sector and positions to identify, prevent and combat corruption offenses in the higher educational institutions of the Russian Federation, which were formulated with the help of the research of problems of anti-corruption discussion.
Key words: corruption, corruption offense, minimizing corruption
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуров А. И. Организованная преступность не миф, а реальность. - М.: Знание, 1992. - 80 с.
2. Куликов В. Рейтинг взяточников // Российская газета. 2009. - № 13 (4837). - С. 7.
3. Об образовании в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: в редакции от 21 июля 2014 г. URL: Шр://минобрнауки.рф.
4. О противодействии коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ: в редакции от 28 декабря 2013 г., с изменениями, вступившими в силу с 01 января 2014 г. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102126779.
5. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. URL: http:// zakon.kuban.ru/private/ppvs6.htm.
6. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: пленум Верховного суда РФ в п. 36 постановлении от 9 июля 2013 г. № 24 URL: http://www.rg.ru/2013/07/17/ verhovny -sud-dok. html.
7. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: пленум Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 в своём Постановлении URL : http://www.rg.ru/2009/10/30/postanovleni e-vs-dok.html.
8. Приёмная комиссия - $ 30.000. Размеры взяток за поступление в престижные вузы выросли / Л.Карташова [и др.] // Российская газета - 2004. - № 3552. - С. 3.
9. Титаев К. Почем экзамен для народа? Этюд о коррупции в высшем образовании // Альманах „Контекст". - М., 2004. - С. 69-82.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ: принят ГД ФС РФ от 24 мая 1996 г. URL: http: //www.consultant.ru/popular/ukrf/.
11. Уруков В. Н. Является ли преподаватель государственного вуза субъектом преступлений по ст. 285, 290 УК РФ // Юридическое образование и наука. 2009. -№ 4. - С. 36-39
12. Цирин А. М. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права. 2009. - № 3. - С. 30-32.