РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-185-187 УДК 342
Гаджиев Абдулхаким Кутбудинович
Всероссийский государственный университет юстиции, г. Москва
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АППАРАТА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В настоящей статье рассмотрены отдельные актуальные вопросы противодействия коррупции в деятельности аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Определены основные направления и проанализировано содержание работы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе по реализации антикоррупционной политики Российского государства. Проведенное исследование позволило сформулировать положение о целесообразности учета и заимствования в работе аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах положительного опыта противодействия коррупции в системе федеральных органов исполнительной власти в части методического его обеспечения, а также выдвинуть предложение о перспективности учреждения в аппаратах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Комиссий по служебной этике.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные правонарушения, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, аппарат, полномочный представитель, Северо-Кавказский федеральный округ.
Вопросы противодействия коррупции в механизме государства актуальны сегодня для всех публичных (государственных и муниципальных) администраций страны и их должностных лиц. Вместе с тем, к сожалению, проблемы обеспечения эффективной реализации государственной антикоррупционной политики в деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах до сих пор должным образом не исследовались и не анализировались с позиции современных политико-правовых реалий. Не является исключением и аппарат полно -мочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Создание последнего в качестве самостоятельного подразделения Администрации Президента России осуществлялось одновременно с учреждением Северо-Кавказского федерального округа с последующим его переформатированием в Южный федеральный округ [1; 6].
В современном виде аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе стал формироваться с 2010 года, когда на территориях таких субъектов Российской Федерации, как Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край был воссоздан обновленный Северо-Кавказский федеральный округ с центром в городе Пятигорске [2]. В настоящее время аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе непосредственно обеспечивает деятельность по-
следнего и имеет следующую структуру: четыре заместителя и три помощника полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, департаменты по направлениям деятельности, семь главных федеральных инспекторов по указанным ранее субъектам России [4].
На сотрудников аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе (федеральных государственных гражданских служащих) в полной мере распространяются нормы федерального законодательства, регламентирующие вопросы противодействия коррупции и реализации антикоррупционной политики. При этом отдельные руководители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе и должностные лица таких департаментов, как, в первую очередь, департамент по вопросам государственной службы, кадров и государственных наград, департамент по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности, выступают в двояком статусе.
С одной стороны, как государственные служащие они обязаны строго выполнять требования антикоррупционного законодательства в своей профессиональной деятельности. С другой стороны, в силу возложенных должностных обязанностей должны непосредственно реализовывать определенные антикоррупционные мероприятия, контролировать соблюдение антикоррупционных норм и правил как со стороны иных сотрудников аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, так и иных «подведомственных» структур (федеральных территориальных органов,
© Гаджиев А.К., 2019
Вестник КГУ ^ № 3. 2019
185
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
региональных органов, органов местного самоуправления, корпораций).
Обозначенные позиции подтверждаются и практикой работы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Так, 23 мая 2019 года аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе в городе Пятигорске было организовано расширенное совещание по вопросам организации работы по профилактике коррупционных правонарушений. В совещании приняли участие, в частности, должностные лица, ответственные за осуществление государственной антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации.
В ходе этого мероприятия были подведены предварительные итоги реализации в Северо-Кавказском федеральном округе Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Внимание акцентировалось на необходимости реализации действенных мер по предупреждению коррупционных проявлений в сферах бюджетных отношений, государственных и муниципальных закупок, здравоохранения, образования, недропользования, жилищно-коммунального хозяйства, инвестиций, дорожного строительства, земельно-имущественных отношений. Направлениями повышения эффективности антикоррупционной политики были определены обеспечение самостоятельности регионов по профилактике коррупционных правонарушений, проведение качественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, оптимизация административных процедур при оказании услуг населению, совершенствование взаимодействия с общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере противодействия коррупции. Особо подчеркнута важность совершенствования системы подбора и изучения кандидатов на гражданскую и муниципальную службу, широкое применение современных антикоррупционных технологий, направленных на выявление случаев отклонения служащих от норм и правил служебного поведения.
В данном контексте важную роль приобретают вспомогательные структуры - консультативные и совещательные органы при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах [5]. В Северо-Кавказском федеральном округе подобным специализированным органом является Координационное совещание по вопросам безопасности, противодействия коррупции и обеспечения правопорядка при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе [3]. Его учреждение обусловлено необходимостью обеспечения эффективного и конструктивного взаимодействия территориальных органов феде-
ральных органов исполнительной власти с региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и экспертными организациями при обсуждении вопросов выработки и реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности и правопорядка, противодействия коррупции на Северном Кавказе.
В состав этого органа включены также отдельные должностные лица аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, а его задачами выступают: обобщение и анализ информации о состоянии безопасности, коррупции и правопорядка в регионах, а также прогнозирование тенденций развития ситуации в указанных областях; анализ эффективности деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению безопасности и правопорядка, противодействию коррупции в субъектах России; подготовка предложений по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности, правопорядка, противодействия коррупции в регионах; подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности, правопорядка, противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации.
В целом нельзя не отметить, что реализация государственной антикоррупционной политики в деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, в частности в Северо-Кавказском регионе страны, приобрела особое значение, а отчасти и специфическую направленность. Посредством организуемых и проводимых ими мероприятий осуществляется укрепление взаимодействия субъектов России на макрорегиональном уровне по вопросам профилактики коррупционных правонарушений, формируется единый выверенный и апробированный подход в реализации антикоррупционных мер, обеспечивается обмен позитивным опытом.
Вместе с тем и сотрудники аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в силу реализуемых полномочий, несомненно, также подвержены коррупционным рискам, как и работники иных публичных администраций. Исходя из этого, перспективным представляется учет и возможное заимствование прогрессивного положительного опыта противодействия коррупции в системе федеральных органов исполнительной власти в части методического обеспечения (памятка об
186
Вестник КГУ ^ № 3. 2019
ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений; памятка федеральному государственному гражданскому служащему, планирующему увольнение; памятка федеральным государственным гражданским служащим по урегулированию типовых ситуаций конфликта интересов; организация работы «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции).
Кроме того, в целях выстраивания антикоррупционного поведения и повышения нравственных начал деятельности федеральных государственных гражданских служащих предлагается создать в аппаратах полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Комиссии по служебной этике. Деятельность данных структур посредством как общей работы, так и разрешения (разбора и анализа) конкретных ситуаций могла бы способствовать формированию и поддержанию атмосферы коррупционной нетерпимости в среде должностных лиц аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №2 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 20. - Ст. 2112.
2. Указ Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 4. - Ст. 369.
3. Распоряжение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе от 19.06.2015 № А73-26 рп [Электронный ресурс] // Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. - Режим доступа: http://www.skfo.gov. ги (дата обращения: 28.06.2019).
4. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.skfo.gov.ru (дата обращения: 28.06.2019).
5. Черкасов К.В. Противодействие коррупции на уровне федерального округа: организационно-правовые аспекты (на примере Приволжского федерального округа) // Вестник Костромского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 218-221.
6. Черкасов К.В. Становление и развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах / под ред. П.П. Сергуна. - Саратов: Изд-во РПА Минюста России, СЮИ МВД России, 2006. - 148 с.
References
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 maya 2000 g. № 849 «O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nom okruge» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2000. - № 20. - St. 2112.
2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19 yanvarya 2010 g. № 82 «O vnesenii izmenenij v perechen' federal'nyh okrugov», utverzhdennyj Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 maya 2000 g. № 849, i Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maya 2008 g. № 724 «Voprosy sistemy i struktury federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2010. - № 4. - St. 369.
3. Rasporyazhenie polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossijskoj Federacii v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge ot 19.06.2015 № A73-26 rp [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossijskoj Federacii v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge. - Rezhim dostupa: http://www.skfo.gov.ru (data obrashcheniya: 28.06.2019).
4. Oficial'nyj sajt polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossijskoj Federacii v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.skfo.gov.ru (data obrashcheniya: 28.06.2019).
5. CHerkasov K.V. Protivodejstvie korrupcii na urovne federal'nogo okruga: organizacionno-pravovye aspekty (na primere Privolzhskogo federal'nogo okruga) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2019. - № 2. - S. 218-221.
6. CHerkasov K.V. Stanovlenie i razvitie instituta polnomochnyh predstavitelej Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nyh okrugah / pod red. P.P. Serguna. - Saratov: Izd-vo RPA Minyusta Rossii, SYUI MVD Rossii, 2006. - 148 s.
Вестник КГУ № 3. 2019
187