УДК 343.35
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
К.М. Кириллов
Проведение целенаправленной антикоррупционной политики в деятельности коммерческих и иных организаций рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений правовых реформ в государстве. Автор утверждает, что содержание антикоррупционной политики должно корректироваться в зависимости от изменения состояния коррупции. В первую очередь это касается совершенствования законодательства.
Ключевые слова: коррупция; антикоррупционная политика; коммерческая организация; уголовно-правовая политика.
K.M. Kirillov. ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE SYSTEM OF ACTIVITIES COMMERCIAL AND OTHER ORGANIZATIONS
Carrying out a purposeful anti-corruption policy in the activities of commercial and other organizations is regarded as one of the most priority areas of legal reforms in the state. The author claims that the content of the anti-corruption policy should be adjusted depending on the changing state of corruption. First of all, this concerns the improvement of legislation.
Keywords: corruption; anti-corruption policy; commercial organization; criminal and legal policy.
Учитывая, что антикоррупционная политика является частью всей государственной политики в целом, в том числе в деятельности коммерческих и иных организаций, считаем целесообразным разобраться с ее содержанием, в первую очередь через призму анализа понятия политики и ее основных направлений, так как задачей любого исследования является не только изучение предмета исследования, но и разработка понятий, употребляемых в этой связи. Не случайно на важности значения понятия в праве постоянно акцентируют свое внимание ученые. Так, по мнению Н.Н. Полянского, разработка понятия может иметь значение не меньше, чем даже серьезное техническое открытие [8].
Именно по этой причине целесообразно разобраться с этимологическими особенностями понятия «политика». Рассматриваемый термин (с древнегреческого переводится как «государственная деятельность») [10] характеризует особую деятельность государственных органов, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны. Осознавая особую роль политики в деятельности государственных органов, мы находим массу нормативных правовых актов [1-4], где используется данная дефиниция, однако не в одном из проанализированных нами документов мы не нашли нормативного понятия «политика». Считаем это существенным пробелом современного российского правотворчества.
Политика - это исключительно государственная деятельность, поэтому необходимо акцентировать внимание на том, что антикоррупционная политика в деятельности коммерческих и иных организаций является одним из направлений государственной политики в целом. По мнению В.В. Лобанова, государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении [7].
Сегодня коррупция рассматривается исключительно как противоправное поведение, это дает основание выделять антикоррупционную политику в деятельности коммерческих и иных организаций как направление уголовной политики Российской Федерации. Роль уголовной политики в сфере борьбы с коррупцией в рассматриваемой нами области достаточно высока, поскольку именно она идет в едином русле с государственной политикой и тем самым направляет законодательную и судебную деятельность в единое русло [6].
Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации представляет собой систему официально принятых в государстве
118
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)
положений, определяющих сущность, цель, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в области защиты личности, общества и государства от преступных посягательств средствами уголовного законодательства, при этом выделяя в качестве самостоятельного направления антикоррупционную политику. Проведение целенаправленной антикоррупционной политики в деятельности коммерческих и иных организаций рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений правовых реформ в государстве, что проявляется в принятии ряда программных документов и нормативных актов антикоррупционной направленности, внесении соответствующих изменений в действующее уголовное и административное законодательство [9].
Динамически изменчивое направление антикоррупционной политики - это длительность действия антикоррупционных мер. По этому критерию целесообразно выделять разовые и постоянные меры. Применение разовых мер строится на результатах постоянного мониторинга состояния коррупции в России, в том числе и в деятельности коммерческих и иных организаций. Апробирование и эффективность применяемых разовых мер является инструментом повышения качества всего антикоррупционного механизма. Примером этих мер может стать нормативное закрепление регламентов деятельности лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, непосредственно взаимодействующих с физическими или юридическими лицами и т.п. При этом конкретная разовая мера после ее реализации должна автоматически исключаться из системы антикоррупционной политики.
Постоянные меры, по нашему мнению, представляют собой фундаментальные программы, разрабатываемые на определенно длительный период, включающие в себя планы, форму контроля, контролирующие органы, субъектов антикоррупционной политики, мониторинг состояния коррупции и эффективности реализуемых мер.
Именно поэтому считаем, что содержание направлений антикоррупционной политики в первую очередь должно основываться на результатах научных исследований коррупции и включать в себя:
- совершенствование законодательства;
- изменение принципов службы в коммерческих и иных организациях;
- контроль за распределением и расходованием бюджетных средств;
- укрепление системы правоохранительных органов;
- постоянную координацию антикоррупционной политики.
Направления антикоррупционной политики должны постоянно корректироваться в зависимости от изменения состояния коррупции. В первую очередь это касается совершенствования законодательства.
Считаем, что именно несовершенство и пробельность национального законодательства прежде всего и является причиной такого высокого уровня коррупции в России. Причем несовершенство законодательства в первую очередь заключается в нормах, трудно понимаемых и, соответственно, по этой причине не применяемых на практике. Данный детерминант является одним из основных. Это осознается не только представителями правоприменительных органов, но и учеными. В частности, Д. Шнайдер в своей работе, посвященной исследованию коррупции, отмечал, что коррупция возникает по причине высокой пробельности законодательства [11].
В подтверждение данного подхода можно привести ряд обоснованных факторов.
Во-первых, реализация норм права, закрепляющих определенные права юридических или физических лиц, требуют серьезных материальных и временных затрат, что предполагает поиск более выгодных условий, в том числе и через подкуп должностных лиц.
Во-вторых, еще одним коррупциогенным фактором действующего законодательства в области деятельности коммерческих и иных организаций является наличие огромного количества контролирующих органов. Бесчисленное количество проводимых проверок резко увеличивает экономические потери проверяемого, что и влечет за собой вступление с чиновниками в коррупционные связи.
В-третьих, применяемые специальными субъектами нормы права зачастую предполагают возможность выбора не только в совершении тех или иных процессуально значимых действий, но и в видах и размерах наказания.
В-четвертых, в определенном сегменте правоотношений вообще отсутствуют нормы права, регулирующие поведение лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, что дает им право действовать исключительно по своему усмотрению. Именно по этой причине должностные лица исходят из принципа «что не запрещено, то разрешено». По нашему мнению, такой подход подрывает авторитет предпри-
нимательства, и этот принцип не может реа-лизовываться в деятельности коммерческих и иных организациях, так как нередко используется в коррупционных целях.
В-пятых, наличие бесчисленного количества оценочных и отсылочных норм. Например, действующий Уголовный кодекс содержит такую категорию, как «иные тяжкие последствия». Данный признак не раскрывается ни в УК РФ, ни в разъяснениях, даваемых Верховным Судом РФ в соответствующих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Именно поэтому признаки этих последствий определяются в каждом конкретном уголовном деле, что дает возможность для реализации коррупционных мотивов лицами, являющимися участниками конкретного уголовного процесса.
Мы выделили лишь малую долю факторов, указывающих на коррупционную составляющую нормативной правовой базы, существующей в современной России. На самом деле их бесчисленное количество. Именно по этой причине совершенство законодательства в области антикоррупционной политики должно быть направлено на устранение условий, закрепленных в существующих законах, способствующих коррупционным проявлениям либо облегчающих совершение коррупционных деяний.
Это может быть осуществлено путем соблюдения следующих условий:
1. Реализация субъективных прав и обязанностей физических и юридических лиц должна быть максимально упрощена и быть прозрачна.
2. Действия лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных оргна-изациях, связанные с реализацией субъективных прав и обязанностей физических и юридических лиц, должны быть в полном объеме регламентированы, а их субъективное вмешательство - минимизировано.
3. Существующие и вновь принимаемые законы должны быть лишены пробелов, а также оценочных и отсылочных норм.
Не менее важным, по нашему мнению, направлением антикоррупционной политики является изменение принципов службы в коммерческих и иных организациях, так как в зависимости от статуса служащего, его материального и социального положения формируется мотивация коррупционного поведения. Основными принципами должны выступать:
- четкое определение статуса;
- ротация кадров;
- прозрачность имущественного положения
лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, и др.
Считаем, что четкая реализация этих принципов создаст благоприятные условия для противодействия коррупции.
Следующим направлением антикоррупционной политики является осуществление контроля за распределением и расходованием бюджетных средств. Полагаем, что связь лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, с возможностью управления бюджетными средствами создает благоприятные условия для коррупции. Причем проявление коррупции в этом сегменте является наиболее общественно опасным по причине подрыва государственной безопасности в целом. По этой причине бюджетный финансовый контроль должен быть максимальным и четко структурированным. Считаем, что он должен включать в себя следующее:
- установление исчерпывающей бюджетной классификации;
- регламентацию механизмов составления смет и контроля за их исполнением;
- ужесточение персональной ответственности лиц в сфере использования бюджетных средств;
- прозрачность государственных закупок и конкурсов;
- постоянный аудит системы государственных закупок и конкурсов;
- ужесточение требований к финансовой отчетности предприятий или органов, распоряжающихся бюджетными средствами.
Полагаем, что реализация предложенных механизмов усилит безопасность бюджетной системы Российской Федерации и снизит уровень коррумпированности лиц, реализующих свои служебные полномочия в этой области.
Завершая рассмотрение понятия и содержания антикоррупционной политики в деятельности коммерческих и иных организациях, хотелось бы подчеркнуть, что понятие антикоррупционной политики должно стать той дефиницией, которая связывает все другие элементы государственно-правового механизма противодействия коррупции с непосредственными реальными формами ее проявления. Оно должно отражать реально существующее явление в пределах правового поля [5]. Именно поэтому считаем, что антикоррупционная политика - это система правовых, организационных, экономических и иных мер, направленных на противодействие различным формам коррупционных проявлений.
120
вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3(29)
Список литературы
1. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: федер. закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 22, ст. 2670.
2. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4137.
3. О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики: федер. закон от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 1, ст. 1.
4. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 42, ст. 5009.
5. Добродумов П. Антикоррупционная по-
литика как функция государства // Предпринимательство, хозяйство и право. 2007. № 9. С. 54-58.
6. Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. М., 1979.
7. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. СПб., 2005.
8. Полянский Н.Н. О терминологии советского закона // Проблемы социалистического права. 1938. № 5.
9. Уткин В.А. Противодействие коррупции и формирование антикоррупционного поведения. М., 2010.
10. Frisk H. Griechisches etymologisches Wörterbuch. Band II / Carl Winter's Universitätsbuchhandlung. Heidelberg, 1960.
11. Schneider D. Verhütung und Bekämpfung von Korruption // Dia öffentliche Verwaltung. Juli 1997. Helf 14. S. 583.
КИРИЛЛОВ Кирилл Михайлович - заместитель руководителя Шумерлинского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
KIRILLOV, Kirill Mikhaylovich - Deputy Head of Shumerlinsky Interdistrict Investigative Department of Investigation Department of Investigative Committee of the Russian Federation of the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК: 347.44
ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО КАК ПРЕДПОСЫЛКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
Е.А. Леонтьева
В статье анализируется правовая природа гарантийного письма, раскрывается значение гарантийного письма как особой предпосылки возникновения гражданских прав и обязанностей, рассматривается применение гарантийного письма на практике. Автор отмечает, что гарантийное письмо в зависимости от своей наполненности является либо документом о намерениях вступить в договорные отношения, либо одной из основных составляющих заключения договора - офертой.
Ключевые слова: гарантийное письмо; гарант; предпосылка возникновения гражданских прав и обязанностей; оферта; акцепт; сделка; преддоговорной контакт сторон.
E.A. Leontyeva. QUARANTEE LETTER AS A PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF CIVIL RIGHTS AND OBLIGATIONS
The article analyzes the legal nature of the letter of guarantee, reveals the importance of the guarantee letter as a special prerequisite for the emergence of civil rights and obligations, examines the application of the guarantee letter in practice. The author notes that the guarantee letter, depending on its fullness, is either a document of intentions to enter into a contractual relationship, or one of the main components of a contract conclusion - an offer.
Keywords: guarantee letter; guarantor; the premise of the emergence of civil rights and obligations; an offer; an acceptance; a transaction; pre-contractual contact of the parties.