Научная статья на тему 'Антикоррупционная политика ЕАЭС и СНГ в обеспечении экономической безопасности и благоприятного инвестиционного климата'

Антикоррупционная политика ЕАЭС и СНГ в обеспечении экономической безопасности и благоприятного инвестиционного климата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ / ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION POLICY / CRIMINAL LAW / FINANCIAL / ADMINISTRATIVE MEASURES AGAINST CORRUPTION / CONTROL IN THE FINANCIAL SPHERE AS AN ELEMENT OF ECONOMIC SECURITУ / INTERNATIONAL COOPERATION OF STATES IN COMBATING CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ступаков Валерий Иванович

В статье осуществлен сравнительно-правовой анализ мер борьбы с коррупцией в государствах СНГ, отмечено особое значение противодействия коррупции в системе мер экономической безопасности СНГ. Приведены определения разным проявлением коррупции, включая коррупцию в финансово-кредитной сфере. Она рассматривается как системное явление злостного нарушения финансово-кредитной, бюджетной, валютно-расчетной дисциплины и иных установленных законодательством условий финансово-кредитной деятельности, государственными, муниципальными служащими, управляющими коммерческих, финансовых организаций, отвечающими за распределение публичных и частных фондов денежных средств с целью личного обогащения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ступаков Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption Policy of the Eurasian Economic Union and the CIS in Ensuring Economic Security and a Favorable Investment Climate

The article presents a comparative legal analysis of the measures of combating corruption in the CIS, noting the particular importance of combating corruption in the system of economic security of the CIS. Definitions of the different manifestations of corruption, including corruption in the financial sphere. It is regarded as a system phenomenon of willful violations of financial-credit, budgetary, monetary, settlement discipline and other legal conditions of the financial-credit activity, state, municipal officers, commercial managers, financial organizations responsible for the distribution of public and private funds of funds for the purpose of personal enrichment

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная политика ЕАЭС и СНГ в обеспечении экономической безопасности и благоприятного инвестиционного климата»

№2 2015

Антикоррупционная политика ЕАЭС и СНГ в обеспечении экономической безопасности и благоприятного инвестиционного климата

СТУПАКОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ

заведующий кафедрой международного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент

В статье осуществлен сравнительно-правовой анализ мер борьбы с коррупцией в государствах СНГ, отмечено особое значение противодействия коррупции в системе мер экономической безопасности СНГ. Приведены определения разным проявлением коррупции, включая коррупцию в финансово-кредитной сфере. Она рассматривается как системное явление злостного нарушения финансово-кредитной, бюджетной, валютно-расчетной дисциплины и иных установленных законодательством условий финансово-кредитной деятельности, государственными, муниципальными служащими, управляющими коммерческих, финансовых организаций, отвечающими за распределение публичных и частных фондов денежных средств с целью личного обогащения.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, уголовно-правовые, финансово-правовые и административно-правовые меры противодействия коррупции, эффективный контроль в финансово-кредитной сфере как элемент обеспечения экономической безопасности и борьбы с коррупцией, международное сотрудничество государств по противодействию коррупции

Anti-corruption Policy of the Eurasian Economic Union and the CIS in Ensuring Economic Security and a Favorable Investment Climate

STUPAKOV VALERY IVANOVICH

Head of the chair of International law institute of International law and economy of the name A.S. Griboedov, candidate of legal sciences

Abstract: the article presents a comparative legal analysis of the measures of combating corruption in the CIS, noting the particular importance of combating corruption in the system of economic security of the CIS. Definitions of the different manifestations of corruption, including corruption in the financial sphere. It is regarded as a system phenomenon of willful violations of financial-credit, budgetary, monetary, settlement discipline and other legal conditions of the financial-credit activity, state, municipal officers, commercial managers, financial organizations responsible for the distribution of public and private funds of funds for the purpose of personal enrichment.

Key words: anti-corruption policy, criminal law, financial, legal, and administrative measures against corruption, effective control in the financial sphere as an element of economic security and combating corruption, international cooperation of States in combating corruption

67

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

В сотрудничестве государств СНГ в сфере борьбы с коррупцией наибольшую сложность представляет выработка адекватного современному уровню развития как законодательства, так и правосознания в определении коррупции и борьбе с ней. Поскольку наука и практика не выработали какого-либо универсального определения коррупции как социального явления, не существует и общепризнанного юридического понятия коррупции.

14 мая 2015 г. в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Борьба с коррупцией, как ключевой элемент усиления мировой системы ПОД/ФТ». Целью форума является объединение усилий в сфере противодействия коррупции и отмыванию доходов, поиск новых подходов для предотвращения этих преступлений, а также обмен опытом между представителями различных ведомств и образовательных и научных организаций с целью повышения эффективности совместных действий.

Была подчеркнута важность понимания стратегических задач по противодействию коррупции, что привело к созданию как международных антикоррупционных институтов и механизмов, так и национальных систем.«Антиотмывочная» и антикоррупционная системы - взаимосвязанные элементы политики государства. Сегодня Россия является активным участником Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Рекомендации Группы являются важным

инструментом, усиливающим борьбу с коррупцией. Они предусматривают возможность выявления, конфискации и возврата коррупционных доходов. Первая рекомендация ФАТФ говорит о том, что странам необходимо применять рискориентированный подход для того, чтобы принимать адекватные меры по предупреждению отмывания доходов и адекватно реагировать на выявленные риски. Это важно и в сфере предотвращения коррупции.

В конференции приняли участие представители органов государственной власти, специалисты российских и международных организаций, ведущие зарубежные и российские эксперты, представители научных и образовательных организаций, осуществляющих обучение и подготовку кадров для национальных антиотмывочных систем. Участники обсудили современные проблемы противодействия коррупции и наиболее эффективные антикоррупционные механизмы, лучшие международные практики и научные подходы к борьбе с коррупционными проявлениями, рассмотрели особенности разработки и реализации образовательных программ в сфере противодействия отмыванию денег и коррупции, а также пути развития международного сотрудничества в этом направлении.

Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» устанавливает, что коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должност-

68

№2 2015

ное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

В ст. 1 Закона Азербайджанской Республики «О борьбе с коррупцией» коррупция определяется как незаконное получение должностными лицами материальных и прочих благ, льгот или привилегий с использованием своего статуса, статуса представляемого ими органа, должностных полномочий или возможностей, вытекающих из данного статуса и полномочий, а также привлечение физическими и юридическими лицами данных должностных лиц на свою сторону путем незаконного предложения или обещания либо передачи им отмеченных материальных и прочих благ, льгот или привилегий.

Закон Республики Таджикистан «О борьбе с коррупцией» устанавливает уголовно-правовые и административно-правовые юридические понятия.

Коррупция рассматривается как деяния (действия или бездействие) лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или приравненных к ним лиц, направленные на использование своего положения и связанных с ним возможностей для получения не предусмотренных законами материальных и нематериальных благ и преимуществ, иных льгот в свою пользу или других лиц, а также обещание, предложение или предоставление указанным лицам этих благ и преимуществ в целях их склонения или их вознаграждения за такие деяния (действия или бездействие) в пользу физических или юридических лиц.

Коррупция означает взяточничество, кражу, хищение, халатность и присвоение государственной и частной собственности должностными лицами; злоупотребление служебным положением для получения любых незаконных выгод (льгот, преимуществ) для себя и других в результате неофициального использования официального статуса.

Эти составы схожи с российскими законодательными конструкциями, предусматривающими

борьбу с коррупцией.Теоретически можно дать следующие определения. Коррупция в финансово-кредитной сфере - системное явление злостного нарушения финансово-кредитной, бюджетной, валютно-расчетной дисциплины и иных, установленных законодательством условий финансово-кредитной деятельности, государственными, муниципальными служащими, управляющими коммерческих, финансовых организаций, отвечающими за распределение публичных и частных фондов денежных средств с целью личного обогащения.

Правовые средства противодействия преступности и коррупции в финансово-кредитной сфере - уголовно-правовые, финансово-правовые и административно-правовые и процессуальные нормы, принципы, стандарты и нормативы государственного регулирования и контроля в финансово-кредитной сфере, используемые для противодействия коррупции и направленные на защиту законности и правопорядка в государственных, муниципальных и частных финансах, реализуемые на национальном уровне и в рамках международного сотрудничества государств.

Преступление против бюджетной системы, обусловленное коррупцией, - нецелевое расходование бюджетных средств, при котором государственный служащий или преступная «группа взаимозависимых» государственных служащих, с участием должностных лиц, управляющих в финансово-кредитном секторе, умышленно с целью обогащения организовала и осуществила расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Преступление в сфере государственного кредитования, обусловленное коррупцией, - мо-

69

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

шенничество и злоупотребление лицом должностными полномочиями в банковской сфере с использованием фиктивных (подложных) и иных действий (документов) противоправного характера для незаконного получения государственного целевого кредита, который выдает государство субъектам РФ, отраслям хозяйственного комплекса, организациям и гражданам для реализации определенных экономических программ.

Финансово-кредитные преступления, связанные с коррупцией, - преступления, совершенные с участием коррумпированных должностных лиц государства и бизнеса, неправомерно, для личного обогащения, использующих свои служебные полномочия и функции, которые могут квалифицироваться как преступления, посягающие на финансовую и банковскую систему государства, на финансы организаций, на средства бюджетов и внебюджетных фондов, на правопорядок и стабильность на финансовых рынках, на безопасность платежной и валютной системы государства и международного сообщества.

Эффективность финансово-правовых мер противодействия преступлениям в финансово-кредитной сфере как средство борьбы с коррупцией - достижение финансовыми и правоохранительными органами необходимого положительного результата в предотвращении нарушений норм финансового и банковского законодательства, потенциально соизмеримых с преступными посягательствами на бюджетные интересы государства, законные права и интересы участ-

ников финансовых рынков, посредством усиления финансового контроля, мониторинга, усилением требований к отчетности и прозрачности деятельности финансовых организаций.

Определенные особенности имеются в Законе Республики Молдова «О борьбе с коррупцией и протекционизмом», где предлагаются следующие определения данных понятий: коррупция -антиобщественное явление, выражающееся в противоправном сговоре двух сторон, одна из которых предлагает или обещает не предусмотренные законом преимущества или блага, а другая, находящаяся на государственной службе, соглашается принять или принимает их в обмен на выполнение или невыполнение определенных, связанных со службой действий, что содержит признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом; протекционизм - не содержащее признаков преступления действие или бездействие должностного лица по покровительству при устройстве дел заинтересованных лиц, оказание им всяческой поддержки независимо от побуждений покровителя.

В Кыргызстане создано Национальное агентство Кыргызской Республики по предупреждению коррупции, которое является государственным исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Кыргызской Республики, проводящим единую государственную политику в области предупреждения коррупции и уполномоченным на осуществление деятельности по выявлению, устранению и предупреждению возникновения условий, способствующих появлению коррупции. Основными задачами Агентства в соответствии с Положением о нем являются: 1) разработка государственной политики по борьбе с коррупцией в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Национальным советом Кыргызской Республики по борьбе с коррупцией, а также форм и методов борьбы с коррупцией; 2) осуществление координации, мониторинга и оценки реализации государственной политики по борьбе с коррупцией; 3)разработка и реализация меро-

70

№2 2015

приятий, направленных на ликвидацию и предупреждение условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию; 4) формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям и самоорганизации в борьбе с коррупцией1.

Задачами Национального совета Кыргызской Республики по борьбе с коррупцией являются: определение приоритетных направлений деятельности Национального агентства Кыргызской Республики по предупреждению коррупции в соответствии с единой государственной политикой в области борьбы с коррупцией; осуществление государственно-общественного контроля над деятельностью Агентства; мониторинг соблюдения гарантий независимости Агентства, установленных Положением об Агентстве; мониторинг кадровой политики Агентства; предоставление консультаций комиссару Агентства по разным аспектам проблемы коррупции.

Государственная стратегия борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике рассматривает коррупцию как опасное социальное явление, проявляемое в виде конкретного правонарушения; как любое использование властных полномочий или служебного положения в личных целях.

Указывается, что анализ ситуации в области борьбы с коррупцией будет включать: оценку текущего состояния коррупции в стране; оценку критических факторов, в наибольшей степени способствующих коррупции на данный момент; анализ выполненных антикоррупционных мероприятий; состояние законодательной и институциональной базы в борьбе против коррупции в нашей стране; ресурсную оценку.

Декларативный характер Закона «О борьбе с коррупцией» не позволяет ему стать действенным средством борьбы с коррупцией. Комиссии по этике, образованные во всех государственных органах, также не стали действенным ан-

1 http://www.tks.ru/news/nearby/2015/01/12/0003

тикоррупционным механизмом, поскольку проводят свою работу формально и непрозрачно. Законодательство Кыргызской Республики не предусматривает специальных методов выявления и расследования преступлений в сфере коррупции.

Правоприменительная практика и политика сотрудничества государств СНГ в борьбе с коррупцией, отражая важность согласованной антикоррупционной политики в ЕАЭС и СНГ, показывает, что правовые средства борьбы с коррупцией должны:

1) способствовать обеспечению стабильности развития рыночных отношений, функциональности валютно-расчетной системы и основных финансово-бюджетных показателей;

2) устранять негативное трансформирование кризисных явлений с мировых финансовых рынков и «организованных» преступных операций в российскую экономику и экономику государств ЕАЭС и СНГ;

3) запрещать нелегальный перевод за границу государств ЕАЭС бюджетных и иных финансовых средств, «опустошающих» фонды публичных финансов, сформированных в рамках государственной бюджетной политики и бюджетного процесса;

4) устранять противоречия между наднациональными и государственными органами стран ЕАЭС, включая правоохранительные, по поводу формирования и распределения бюджетных средств государственных и муниципальных денежных фондов;

5) стимулировать иностранные инвестиции в экономику государств ЕАЭС, повышая ее привлекательность как «честной» и «прозрачной» для финансовой отчетности;

6) устранять причины трансграничных финансово-кредитных преступлений и административных правонарушений в финансовом секторе экономики.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.