Научная статья на тему 'АНТИКОРРОЗИОННЫЕ ПРИСАДКИ К БЕНЗИНАМ НА ОСНОВЕ СОЕДИНЕНИЙ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ ТАЛЛОВОГО МАСЛА С АМИНАМИ РАЗЛИЧНОГО СТРОЕНИЯ'

АНТИКОРРОЗИОННЫЕ ПРИСАДКИ К БЕНЗИНАМ НА ОСНОВЕ СОЕДИНЕНИЙ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ ТАЛЛОВОГО МАСЛА С АМИНАМИ РАЗЛИЧНОГО СТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
333
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРОЗИОННАЯ ПРИСАДКА / ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ ТАЛОВОГО МАСЛА / АМИНЫ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Баклан Н. С., Котов С. В., Тимофеева Г. В., Смирнов Б. Ю.

Недостатком широко используемых сегодня оксигенатных топлив является их высокая коррозионная агрессивность - значительно более высокая по сравнению с таковой для автобензинов, не содержащих оксигенатов. В связи с этим возникает необходимость введения в состав топлив ингибиторов коррозии. В этом качестве перспективны производные азотсодержащих органических соединений. Из органических кислот при получении присадок интерес представляют жирные кислоты таллового масла (ЖКТМ) - побочные продукты российского лесохимического комплекса. ЖКТМ представляют собой смесь насыщенных С13-С23 и ненасыщенных С17-С21 кислот. В качестве аминного компонента исследованы полиэтиленполиамин, моноэтаноламин, диэтаноламин, триэтаноламин и первичные алкиламины С10-С14 и С16-С18. Взаимодействия названных компонентов изучались при температуре 110 °С и мольном соотношении ЖКТМ к амину 2:1. В ходе синтеза, продолжительность которого составляла 6 ч, использовался также азеотропообразующий растворитель - толуол или о-ксилол. Отгонка последнего обеспечивала удаление образующейся воды из зоны реакции, что смещало термодинамическое равновесие в сторону образования амида. Указанные температурные условия процесса обеспечивали практически полную конверсию реагентов в целевой продукт. Получаемый после отгонки из реакционной массы растворителя кубовый продукт является активным веществом антикоррозионной присадки (АВАП). АВАП было испытано на эффективность антикоррозионного действия по СТО 11605031-006-2006 «Бензины автомобильные. Методы определения защитных свойств». Результаты проведенных испытаний показали предельные защитные свойства (степень коррозии - отсутствие) присадок на основе амидов ЖКТМ в оксигенатных бензинах. Показана возможность получения антикоррозионной присадки к бензинам на основе амида, синтезированного с использованием отечественного сырья. Доступность сырья и простота технологии делает присадку конкурентоспособной на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Баклан Н. С., Котов С. В., Тимофеева Г. В., Смирнов Б. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTICORROSION ADDITIVES FOR GASOLINES BASED ON COMPOUNDS OF TALL OIL CARBOXYLIC ACIDS WITH AMINES OF VARIOUS STRUCTURES

The disadvantage of oxygenate fuels widely used today is their high corrosiveness, which is much higher compared to that of gasolines that do not contain oxygenates. In this regard, there is a need to introduce corrosion inhibitors into the composition of fuels. In this capacity, derivatives of nitrogen-containing organic compounds are promising. Of the organic acids in the production of additives, tall oil fatty acids (TOFA) are of interest - by-products of the Russian wood chemical complex. TOFA are a mixture of saturated C13 - C23 and unsaturated C17 - C21 acids. Polyethylenepolyamine, monoethanolamine, diethanolamine, triethanolamine and primary alkylamines C10 - C14 and C16 - C18 were studied as the amine component. The interactions of these components were studied at a temperature of 1100C and a molar ratio of TOFA to amine - 2:1. During the synthesis, the duration of which was 6 hours, an azeotrope-forming solvent, toluene or o-xylene, was also used. The distillation of the latter ensured the removal of the resulting water from the reaction zone, which shifted the thermodynamic equilibrium towards the formation of amide. The specified temperature conditions of the process ensured almost complete conversion of the reagents into the target product. The bottom product obtained after distillation from the reaction mass of the solvent is the active substance of the anti-corrosion additive (ASAA). ASAA was tested for the effectiveness of anti-corrosion action according to STO 11605031-006-2006 “Motor gasolines. Methods for determining protective properties. The results of the tests performed showed the limiting protective properties (degree of corrosion - absence) of additives based on amides of TOFA in oxygenated gasolines. Thus, the possibility of obtaining an anticorrosion additive for gasolines based on amide synthesized using domestic raw materials has been shown. The availability of raw materials and the simplicity of the technology make the additive competitive in the market.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРОЗИОННЫЕ ПРИСАДКИ К БЕНЗИНАМ НА ОСНОВЕ СОЕДИНЕНИЙ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ ТАЛЛОВОГО МАСЛА С АМИНАМИ РАЗЛИЧНОГО СТРОЕНИЯ»

2022 Химическая технология и биотехнология № 2

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА

DOI: 10.15593/2224-9400/2022.2.06 Научная статья

УДК 665.733.038.5

Н.С. Баклан, С.В. Котов, Г.В. Тимофеева

ПАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке», г. Новокуйбышевск, Россия

Б.Ю. Смирнов

Самарский государственной технический университет, г. Самара, Россия

АНТИКОРРОЗИОННЫЕ ПРИСАДКИ К БЕНЗИНАМ НА ОСНОВЕ СОЕДИНЕНИЙ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ ТАЛЛОВОГО МАСЛА С АМИНАМИ РАЗЛИЧНОГО СТРОЕНИЯ

Недостатком широко используемых сегодня оксигенатных топлив является их высокая коррозионная агрессивность - значительно более высокая по сравнению с таковой для автобензинов, не содержащих оксигенатов. В связи с этим возникает необходимость введения в состав топлив ингибиторов коррозии. В этом качестве перспективны производные азотсодержащих органических соединений. Из органических кислот при получении присадок интерес представляют жирные кислоты таллового масла (ЖКТМ) - побочные продукты российского лесохимического комплекса. ЖКТМ представляют собой смесь насыщенных С}з—С2з и ненасыщенных Сц-С21 кислот. В качестве аминного компонента исследованы полиэтиленполиамин, моноэтаноламин, диэтаноламин, триэтаноламин и первичные алкиламины С10-С14 и С16-С8

Взаимодействия названных компонентов изучались при температуре 110 С и мольном соотношении ЖКТМ к амину 2:1. В ходе синтеза, продолжительность которого составляла 6 ч, использовался также азеотропообразующий растворитель -толуол или о-ксилол. Отгонка последнего обеспечивала удаление образующейся воды из зоны реакции, что смещало термодинамическое равновесие в сторону образования амида. Указанные температурные условия процесса обеспечивали практически полную конверсию реагентов в целевой продукт. Получаемый после отгонки из реакционной массы растворителя кубовый продукт является активным веществом антикоррозионной присадки (АВАП).

АВАП бьло испытано на эффективность антикоррозионного действия по СТО 11605031-006-2006 «Бензины автомобильные. Методы определения защитных свойств». Результаты проведенных испытаний показали предельные защитные свойства (степень коррозии - отсутствие) присадок на основе амидов ЖКТМ в оксигенатных бензинах.

Показана возможность получения антикоррозионной присадки к бензинам на основе амида, синтезированного с использованием отечественного сырья. Доступность сырья и простота технологии делает присадку конкурентоспособной на рынке.

Ключевые слова: антикоррозионная присадка, жирные кислоты талового масла, амины.

N.S. Baklan, S.V. Kotov, G.V. Timofeeva

PJSC «Middle Volga Research Institute of Oil Refining», Novokuybyshevsk, Russian Federation

B.Yu. Smirnov

Samara State Technical University, Samara, Russian Federation

ANTICORROSION ADDITIVES FOR GASOLINES BASED ON COMPOUNDS OF TALL OIL CARBOXYLIC ACIDS WITH AMINES OF VARIOUS STRUCTURES

The disadvantage of oxygenate fuels widely used today is their high corrosiveness, which is much higher compared to that of gasolines that do not contain oxygenates. In this regard, there is a need to introduce corrosion inhibitors into the composition of fuels. In this capacity, derivatives of nitrogen-containing organic compounds are promising. Of the organic acids in the production of additives, tall oil fatty acids (TOFA) are of interest - by-products of the Russian wood chemical complex. TOFA are a mixture of saturated C13 - C23 and unsaturated C17 - C21 acids. Polyethylenepolyamine, monoethanolamine, diethanolamine, triethanolamine and primary alkylamines C10 - C14 and C16 - C18 were studied as the amine component.

The interactions of these components were studied at a temperature of 1100C and a molar ratio of TOFA to amine - 2:1. During the synthesis, the duration of which was 6 hours, an azeotrope-forming solvent, toluene or o-xylene, was also used. The distillation of the latter ensured the removal of the resulting water from the reaction zone, which shifted the thermodynamic equilibrium towards the formation of amide. The specified temperature conditions of the process ensured almost complete conversion of the reagents into the target product. The bottom product obtained after distillation from the reaction mass of the solvent is the active substance of the anti-corrosion additive (ASAA).

ASAA was tested for the effectiveness of anti-corrosion action according to STO 11605031-006-2006 "Motor gasolines. Methods for determining protective properties. The results of the tests performed showed the limiting protective properties (degree of corrosion -absence) of additives based on amides of TOFA in oxygenated gasolines.

Thus, the possibility of obtaining an anticorrosion additive for gasolines based on amide synthesized using domestic raw materials has been shown. The availability of raw materials and the simplicity of the technology make the additive competitive in the market.

Keywords: anti-corrosion additive, tall oil fatty acids, amines.

Характерной особенностью получения автомобильных бензинов в последние годы является широкое использование в их составе окта-ноповышающих кислородсодержащих компонентов, так называемых оксигенатов - низкомолекулярных спиртов (метанола и этанола), а также простых эфиров (метил-трет-бутилового - МТБЭ и др.) [1-6]. Существенным недостатком таких топлив является их высокая коррозионная агрессивность - значительно более высокая по сравнению с

таковой для автобензинов, не содержащих оксигенатов [7, 8]. В этой связи возникает необходимость введения в состав оксигенатных топ-лив ингибиторов коррозии.

Известно, что противокоррозионные присадки к топливам (ингибиторы коррозии) снижают скорость коррозии металла двигателя, контактирующего с топливом, независимо от ее механизма. Защитные же присадки (ингибиторы ржавления) тормозят преимущественно электрохимическую коррозию, возникающую в присутствии влаги. Большая часть противокоррозионных присадок относится к защитным, которые, как правило, также хорошо предотвращают и химическую коррозию металлов [9-13].

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что в качестве противокоррозионных присадок наиболее перспективны производные органических кислот и аминов (алкил-, этанол- и полиамины) [11-15]. На основе этих соединений в зависимости от условий синтеза (температуры, времени реакции, соотношения реагентов) может быть получен широкий спектр химических продуктов, таких как четвертичные аммониевые соли, амиды, эфирамиды и сложные эфиры, представляющие собой активные вещества антикоррозионных присадок (АВАП) к топливам.

Сегодня как никогда актуальна задача разработки технологии получения антикоррозионных присадок на базе отечественного сырья. В этом отношении особую значимость в качестве кислотного сырьевого компонента приобретают жирные кислоты таллового масла (ЖКТМ), являющиеся побочными продуктами лесохимических производств (ГОСТ 14845-79). ЖКТМ представляют собой смесь насыщенных кислот С13-С23, таких как пальмитиновая, стеариновая, миристи-новая, лигноцириновая, и ненасыщенных кислот С17-С 21 - олеиновая, линолевая, линоленовая, рицинолевая, эруковая. В качестве нежелательных примесей в ЖКТМ присутствуют смоляные кислоты (до 2 %), неомыляемые вещества (до 2 %).

В настоящем исследовании использован образец ЖКТМ, характеристики которого приведены в табл. 1.

Привлекательным аминным компонентом для синтеза антикоррозионной присадки является полиэтиленполиамин (ПЭПА). Это соединение получается отечественной нефтехимией в промышленных объемах (ТУ 2413-357-00203447-99), что и делает его перспективным сырьем масштабного производства присадки.

Таблица 1

Характеристики образца ЖКТМ, используемого при синтезе антикоррозионных присадок

Показатель Значение показателя

по ГОСТ 14845-79 (высший сорт) фактически

Цветность по йодной шкале Не более 10 7

Кислотное число в мг КОН на 1 г кислот Не менее 192 201

Йодное число, г йода на 100 г кислот Не менее 160 165

Массовая доля смоляных кислот, % Не более 2 1

Массовая доля неомыляемых веществ, % Не более 2 2

Массовая доля воды, % Отсутствие Отсутствие

В рамках данной работы использован образец ПЭПА, произведенный ПАО «Уралхимпласт» (щелочное число 1025 мг КОН/г).

Образование амидов на основе ПЭПА и ЖКТМ может быть описан следующей химической схемой:

где Я - алкильный фрагмент С13-С23 насыщенных и ненасыщенных кислот; х = 2-6.

Процесс синтеза образца 1 - амида на основе ЖКТМ и ПЭПА проводился в трехгорлой круглодонной колбе, снабженной обогревом, перемешивающим устройством, обратным холодильником и капельной воронкой для подачи кислотного компонента. Параметры процесса: температура - 110 °С, длительность - 6 ч и мольное соотношение кислоты к амину 2:1. При синтезе использовался азеотропообразующий растворитель - толуол, отгонка которого обеспечивала удаление образующейся воды из зоны реакции, что смещало термодинамическое равновесие реакции в сторону образования амида. Мягкие температурные условия процесса обеспечивали практически полную конверсию реагентов в целевой продукт. После отгонки из реакционной массы растворителя получаемый кубовый продукт является по существу АВАП.

В результате исследования получены следующие физико-химические свойства активного вещества образца 1:

кислотное число, факт, мг КОН/г....................................47,5

щелочное число, факт, мг КОН/г ....................................195,3

содержание азота, % мас...................................................2,19

плотность при 20 °С, г/см 3 ............................................... 0,9537

кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с......................1031,6

20

показатель преломления пв ............................................ 1,5064

температура застывания, °С.............................................-18

содержание воды...............................................................отсутствие

Полученный продукт был исследован ИК-спектроскопическим методом в диапазоне волновых чисел 400-3700 см-1 с применением спектрометра 1п!га1ит БТ02 (рисунок).

Пропускание

60 _ 40 _ 20 _ 0

-----г -Г--ДТЛ--Г

........... 1000 2000 3000 Волн, число

Рис. ИК-спектр АВАП аминного образца 1

В ИК-спектре отчетливо наблюдаются типичные для первичных амидов две полосы поглощения, характерные для группы С=О, при 1690-1630 см-1 (амидная полоса I) и 1620-1590 см-1 (амидная полоса II), что подтверждает структуру амида, схема образования которого представлена выше.

Описанная методика синтеза была применена также для получения эфирамидов, сложных эфиров и четвертичных аммониевых солей с различной длиной радикала при использовании в качестве исходных реагентов ЖКТМ и алканоламинов: моноэтаноламина (МЭА), диэта-ноламина (ДЭА), триэтаноламина (ТЭА) и первичных алкиламинов

С10 С14 и С16 С18.

Синтезированные таким образом лабораторные образцы АВАП были испытаны на их совместимость (растворимость) в углеводородных и

оксигенатных топливах. В результате проведенных исследований установлена полная растворимость всех полученных продуктов при комнатной температуре с образованием прозрачного раствора в эталонной смеси, содержащей 80 % изооктана и 20 % толуола (ИТ), в смеси ИТ 5 % абсолютированного этанола, а также в смеси ИТ с 15 % мас. МТБЭ.

Важнейший элемент исследования АВАП состоял в оценке эффективности антикоррозионного действия синтезированных образцов. Испытания проводились в соответствии с СТО 11605031-006-2006 «Бензины автомобильные. Методы определения защитных свойств» в следующих условиях: ИТ, содержащая АВАП, перемешивалась в стандартных условиях с «морской» искусственной водой в массовом соотношении 10:1, в жидкость помещался стальной стержень, время его экспозиции составляло 4 ч при температуре 38 °С. Оценка степени коррозии поверхности погружаемого стального стержня проводилась визуально согласно табл. 2.

Испытуемый образец считается выдержавшим испытание, если степень коррозии стального стержня не превышает 1 балла по оценке, приведенной табл. 2.

Таблица 2

Критерии оценки степени коррозии

Изменения на поверхности стержня Степень коррозии Оценка (баллы)

Отсутствуют следы коррозии в виде пятен и точек Отсутствие 0

Не более шести темных точек и пятен диаметром не более 1 мм каждое Следы 1

Пятна и потускнения занимают не более 5 % поверхности Умеренная 2

Коррозии подвержено более 5 % поверхности Сильная 3

Условия получения образцов АВАП и результаты их испытаний приведены в табл. 3. Здесь же представлены результаты исследования присадки БС1-11 фирмы Ойе1.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что, лабораторный образец 1 на базе амида при его концентрации 0,005 % мас. в бензине неэтилированном «Регуляр Евро-92» и в том же бензине с добавлением 5 % мас. абсолютированного этанола проявляют полные защитные свойства (степень коррозии - отсутствие, 0 баллов). Столь же высокая степень защиты обеспечивается им и в топливах, содержащих МТБЭ. При этом данный образец незначительно уступает зарубежной присадке БС1-11 фирмы Ойе1, которая демонстрирует высокие антикоррозионные свойства в среде бензина уже при концентрации 0,0025 % мас.

Таблица 3

Условия синтеза и результаты испытания образцов АВАП

Условия получения образцов и их структура Условия и результаты испытаний

Номер образца Температура синтеза, °С Мольное соотношение амин: кислота Амин Химическая структура Испытуемая среда Концентрация АВАП в топливе, % мас. Антикоррозионная эффективность (балл)

1 110* 2:1 ПЭПА Амид Бензин*** + образец 1 0,002 1

0,005 0

1 110* 2:1 ПЭПА Амид ИТ+ 5 % этанола + образец 1 0,002 2

0,005 0

1 110* 2:1 ПЭПА Амид ИТ + 15 % МТБЭ + образец 1 0,025 0

2 149** 2:1 МДЭА Эфир ИТ + 5 % этанола + образец 2 0,005 3

3 149** 2:1 ДЭА Эфира- мид ИТ + 5 % этанола + образец 3 0,005 3

4 149** 1:1 ДЭА Эфира- мид ИТ + 5 % этанола + образец 4 0,005 3

5 149** 3:1 ДЭА Эфира- мид ИТ + 5 % этанола + образец 5 0,005 3

6 100 1:1 Первичный алкиламин С10 С14 Соль ИТ + 5 % этанола + образец 6 0,005 3

7 100 1:1 Первичный алкиламин С16 С18 Соль ИТ + 5 % этанола + образец 7 0,005 3

8 100 1:1 ТЭА Соль ИТ + Н2О морск. + образец 8 0,005 0

8 100 1:1 ТЭА Соль ИТ + 5 % этанола + Н2О морск. + образец 8 0,005 0

8 100 1:1 ТЭА Соль ИТ + 15 % МТБЭ + Н2О морск+ образец 8. 0,025 1

9 120 2:1 МЭА Эфира- мид ИТ + 5 % этанола + образец 9 0,005 3

Зарубежная присадка DCI-11 Спирт и сложный эфир Бензин*** + Da-11 0,0025 0

Примечание: * растворитель толуол; ** растворитель о-ксилол; *** бензин неэтилированный Регуляр Евро-92.

Следует также отметить солевой образец 8. Его можно рекомендовать для использования в качестве антикоррозионной присадки, как в

чисто углеводородных бензинах, так и в бензинах, содержащих спиртовые добавки. Вместе с тем в топливах, содержащих МТБЭ, эту присадку использовать нецелесообразно. Проведенные дополнительные испытания образца 8 показали, что эта присадка может обеспечивать полную защиту от коррозии (отсутствие, 0 баллов) только при относительно высоких концентрациях его АВАП (до 0,25 % мас.) в бензине с МТБЭ.

Таким образом, проведенные исследования позволяют выделить в качестве предпочтительной структуры эффективной антикоррозионной присадки азотсодержащие соединения на основе амидов ЖКТМ. Простота технологии, доступность и дешевизна сырья делают производство таких присадок привлекательным и конкурентноспособным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Данилов А.М. О развитии производства присадок к топливам // Нефтепереработка и нефтехимия. - 2005. - № 4. - С. 50-54.

2. Гуреев А.А., Азев В.С. Автомобильные бензины. Свойства и применение. - М.: Нефть и газ, 1996. - 444 с.

3. Данилов А.М. Применение присадок в топливах: справочник. - СПб.: Химиздат, 2010. - 232 с.

4. Данилов А.М. Новый взгляд на присадки к топливам (Обзор) // Нефтехимия. - 2020. - Т. 60, № 2. - С. 163-171.

5. Обзор современных многофункциональных присадок к бензину. Рынок, ключевые компоненты и методы оценки их эффективности / М.А. Ершов, В.С. Савеленко, Н.С. Шведова, Д.В. Токарева, Д.А. Потанин, И.Ф. Хабибул-лин, И.В. Клокова // Мир нефтепродуктов. - 2021. - № 4. - С. 42-53.

6. Карпов С.А. Применение моющих и многофункциональных присадок для повышения экологических характеристик автомобильных бензинов // Экология и промышленность России. - 2007. - № 4. - С. 8-11.

7. Шевченко В.С. Топливные присадки: МТБЭ на пике потребления в России // Вестник химической промышленности. - 2016. - № 4 (91). - С. 14-16.

8. Карпов С. А. Особенности применения оксигенатов в автомобильном топливе: автореф. дис. ... д-ра техн. наук. - Уфа, 2012. - 47 с.

9. Саблина З.А., Гуреев А.А. Присадки к моторным топливам. - М.: Химия, 1977. - 258 с.

10. Дорогочинская В.А., Данилов А.М., Тонконогов Б.П. Присадки к топливам и смазочным маслам. - М.: Изд-во Рос. гос. ун-та (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, 2017. - 290 с.

11. Ингибиторы коррозии (обзор) / Л.С. Козлова, С.В. Сибилева, Д.В. Чес-ноков, А.Е. Кутырев // Авиационные материалы и технологии. - 2015. -№ 2 (35). - С. 65-75.

12. Антикоррозионная присадка к моторному топливу: пат. 2570648 Рос. Федерация, МПК С10Ь 1/22, С10Ь 1/189, С10Ь 10/04 / Котов С.В., Тыщенко

В.А. Тимофеева Г.В., Котова Н.С. - № 2015103773/04 С1; заявл. 05.02.15; опубл. 10.12.15; Бюл. № 34. - 7 с.

13. Антикоррозионная присадка к автомобильному бензину: пат. 2678584 Рос. Федерация, МПК С10Ь 10/04, C10L 1/10, C10L 1/189, C10L 1/22, C10L 9/10 / Котов С.В., Тыщенко В.А., Тимофеева Г.В., Баклан Н.С., Еремин М.С. -№ 2018108728; заявл. 12.03.18; опубл. 30.01.19; Бюл. № 4. - 8 с.

14. Моющая и антикоррозионная присадка к автомобильным топливам: пат. 2291186 Рос. Федерация, МПК C10L 1/223 / Андрюхова Н.П., Винокуров В.А., Ермолаев М.В., Емельянов В.Е., Ковалев В.А., Мишукова Ж.Е., Соколов В.Е., Финелонова М.В., Чурзин А Н. - № 2005140067/04; заявл. 22.12.05; опубл. 10.01.07; Бюл. № 1. - 12 с.

15. Котова Н.С. Получение алкил (С^-Qg) фенолов на макропористых сульфокатионитах и синтез фенольных оснований Манниха - моющих присадок к бензинам: дис. ... канд. хим. наук. - Самара, 2012. - 198 с.

References

1. Danilov A.M. O razvitii proizvodstva prisadok k toplivam [On the development of the production of fuel additives ]. Oil refining and petrochemistry, 2005, no.4, pp. 50-54.

2. Gureev A.A., Azev V.S.. Avtomobil'nye benziny. Svojstva i primenenie. [Automobile gasolines. Properties and application] - Moscow, Neft' i gaz, 1996, 444 p.

3. Danilov A.M. Primenenie prisadok v toplivah. Spravochnik [The use of additives in fuels. Directory] - Saint Petersburg, Himizdat, 2010, 232 p.

4. Danilov A.M. Novyj vzgljad na prisadki k toplivam (Obzor) [A New Look at Fuel Additives (Overview)]. Petrochemistry, 2020, v.60, no.2, pp. 163-171.

5. Ershov M.A., Savelenko V.S., Shvedova N.S., Tokareva D.V., Potanin D.A., Habibullin I.F., Klokova I.V. Obzor sovremennyh mnogofunkcional'nyh prisadok k benzinu. Rynok, kljuchevye komponenty i metody ocenki ih jeffektivnosti [Review of modern multifunctional additives for gasoline. Market, key components and methods for evaluating their effectiveness]. World of Oil Products, 2021, no. 4, pp. 42-53.

6. Karpov S.A. Primenenie mojushhih i mnogofunkcional'nyh prisadok dlja povyshenija jekologicheskih harakteristik avtomobil'nyh benzinov [The use of detergents and multifunctional additives to improve the environmental performance of motor gasoline]. Ecology and industry of Russia, 2007, no. 4, pp. 8-11.

7. Shevchenko V.S. Toplivnye prisadki: MTBJe na pike potreblenija v Rossii [Fuel additives: MTBE at the peak of consumption in Russia]. Bulletin of the chemical industry, 2016, no.4(91), pp.14-16.

8. Karpov S.A. Osobennosti primenenija oksigenatov v avtomobil'nom toplive [Features of the use of oxygenates in automotive fuel]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Ufa, 2012, 47 p.

9. Sablina Z.A., Gureev A.A. Prisadki k motornym toplivam [Motor fuel additives]. - Moscow, Himija, 1977, 258 p.

10. Dorogochinskaja V.A., Danilov A.M., Tonkonogov B.P. Prisadki k toplivam i smazochnym maslam [Additives for fuels and lubricating oils] - Moscow, Izd-vo Ros. gos. un-ta (NIU) nefti i gaza im. I.M.Gubkina, 2017, 290 p.

11. Kozlova L.S., Sibileva S.V., Chesnokov D.V., Kutyrev A.E. Ingibitory korrozii (obzor) [Corrosion inhibitors (overview)]. Aviation materials and technologies, 2015, no. 2(35), pp. 65-75.

12. Kotov S.V., Tyshhenko V.A. Timofeeva G.V., Kotova N.S. Antikor-rozionnaja prisadka k motornomu toplivu [Anti-corrosion additive for motor fuel]. Patent Rosssiiskaia Federacija no. 2570648 (2015).

13. Kotov S.V., Tyshhenko V.A., Timofeeva G.V., Baklan N.S., Eremin M.S. Antikorrozionnaja prisadka k avtomobil'nomu benzinu [Anti-corrosion additive for motor gasoline]. Patent Rosssiiskaia Federacija no. 2678584 (2018).

14. Andrjuhova N.P., Vinokurov V.A., Ermolaev M.V., Emel'janov V.E., Kovalev V.A., Mishukova Zh.E., Sokolov V.E., Finelonova M.V., Churzin A.N. Mojushhaja i antikorrozionnaja prisadka k avtomobil'nym toplivam [Detergent and anti-corrosion additive for automotive fuels]. Patent Rosssiiskaia Federacija no. 2291186 (2005).

15. Kotova N.S. Poluchenie alkil(Ci6-Ci8) fenolov na makroporistyh sul'fokationitah i sintez fenol'nyh osnovanij Manniha - mojushhih prisadok k benzinam [Obtaining alkyl (C16-C18) phenols on macroporous sulfonic cation exchangers and the synthesis of Mannich phenolic bases - detergent additives for gasoline]. Ph.D. thesis. Samara, 2012, 198 p.

Об авторах

Баклан Нина Сергеевна (Новокуйбышевск, Россия) - кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории присадок и нефтехимических продуктов ПАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» (446200, г. Новокуйбышевск, ул. Научная, 1, e-mail: kotovaNS@63.ru).

Котов Сергей Владимирович (Новокуйбышевск, Россия) - доктор химических наук, профессор, главный научный сотрудник ПАО «Средне-волжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» (446200, г. Новокуйбышевск, ул. Научная, 1).

Тимофеева Галина Владимировна (Новокуйбышевск, Россия) - заведующий лаборатории присадок и нефтехимических продуктов ПАО «Сред-неволжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» (446200, г. Новокуйбышевск, ул. Научная, 1).

Смирнов Борис Юрьевич (Самара, Россия) - кандидат химических наук, доцент кафедры «Химическая технология и промышленная экология» Самарского государственного технического университета (443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244, e-mail: boris_s57@mail.ru).

About the authors

Nina S. Baklan (Novokujbyshevsk, Russian Federation) - Ph.D. in Chemical Sciences, Senior Researcher, Laboratory of Additives and Petrochemical Products, Middle Volga Research Institute of Oil Refining (1, Nauchnaya str., Novokuybyshevsk, 446200, e-mail: kotovaNS@63.ru).

Sergej V. Kotov (Novokujbyshevsk, Russian Federation) - Doctor of Chemical Engineering Sciences, Professor, Chief Scientific Officer, Middle Volga Research Institute of Oil Refining (1, Nauchnaya str., Novokuybyshevsk, 446200).

Galina V. Timofeeva (Novokujbyshevsk, Russian Federation) - Head of Laboratory of Additives and Petrochemical Products, Middle Volga Research Institute of Oil Refining (1, Nauchnaya str., Novokuybyshevsk, 446200).

Boris Yu. Smirnov (Samara, Russian Federation) - Ph.D. in Chemical Sciences, Associate Professor, Department of Chemical technology and industrial ecology Samara State Technical University (244, Molodogvardiis'ka str., Samara, 443100, e-mail: boris_s57@mail.ru).

Поступила: 26.04.2022

Одобрена: 15.05.2022

Принята к публикации: 26.05.2022

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Антикоррозионные присадки к бензинам на основе соединений карбоновых кислот талового масла с аминами различного строения / Н.С. Баклан, С.В. Котов, Г.В. Тимофеева, Б.Ю. Смирнов // Вестник ПНИПУ. Химическая технология и биотехнология. - 2022. - № 2. -С. 88-98.

Please cite this article in English as:

Baklan N.S., Kotov S.V., Timofeeva G.V., Smirnov B.Yu. Anticorrosion additives for gasolines based on compounds of tall oil carboxylic acids with amines of various structures. Bulletin of PNRPU. Chemical Technology and Biotechnology, 2022, no. 2, pp. 88-98 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.