Научная статья на тему 'Антиконкурентный эффект и эффективная экономика России: равновесие для неоиндустриализации'

Антиконкурентный эффект и эффективная экономика России: равновесие для неоиндустриализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / НЕОДИРИЖИЗМ / КОНКУРЕНЦИЯ / РАВНОВЕСИЕ / ЭКОНОМИКА / МОНОПОЛИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усик Нина Ивановна

Неоиндустриализация на основе неодирижизма обеспечит эффективную экономику России. Необходимо изменение структуры общественного производства для перехода на инновационный путь развития и отхода от сырьевой зависимости ВВП и бюджета страны. Поддержание равновесия между антиконкурентным эффектом (ограничение конкуренции) и эффективной экономикой базируется на преобразовании координирующего принципа конкуренции в координационный аспект институтов. Стандарты ВТО разработаны с учетом координирующего принципа конкуренции, поэтому необходимо их привести в соответствие с новыми реалиями координирующего принципа институтов. В статье рассматривается возможность перехода к модели развития региональных кластеров, а не страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антиконкурентный эффект и эффективная экономика России: равновесие для неоиндустриализации»

АНТИКОНКУРЕНТНЫЙ ЭФФЕКТ И ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: РАВНОВЕСИЕ ДЛЯ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Усик Нина Ивановна

доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация. Неоиндустриализация на основе неодирижизма обеспечит эффективную экономику России. Необходимо изменение структуры общественного производства для перехода на инновационный путь развития и отхода от сырьевой зависимости ВВП и бюджета страны. Поддержание равновесия между антиконкурентным эффектом (ограничение конкуренции) и эффективной экономикой базируется на преобразовании координирующего принципа конкуренции в координационный аспект институтов. Стандарты ВТО разработаны с учетом координирующего принципа конкуренции, поэтому необходимо их привести в соответствие с новыми реалиями координирующего принципа институтов. В статье рассматривается возможность перехода к модели развития региональных кластеров, а не страны в целом.

Ключевые слова: неоиндустриализация; неодирижизм; конкуренция; равновесие; экономика; монополия

Код УДК: 338.24

Annotation. Neoindustrialization by means of neodirigizm will provide efficient Russian economy. There is a need to change the structure of social production in order to proceed to innovative development and move away from the dependence of the budget and the country's GDP on natural resources. The transformation of the coordinating principle of competition in the focal aspect of institutions is required to maintain balance between the anti-competitive effect (restriction of competition) and an efficient economy. The WTO standards were developed taking into account the principle of coordinating the competition, so they need to be brought into line with the new realities of the principle of coordinating institutions. The author of the given article studies the possibility of transition to a model of regional clusters development, rather than the development of the country as a whole.

Keywords: neoindustrialization; neodirigizm; competition; equilibrium; economy; monopoly

Понятие эффективной экономики всегда связывают с присутствием рыночных начал, то есть с принципом автоматической (или стихийной) координации деятельности (конкуренции). Эта теоретическая трактовка не обязательно отражает современное состояние производителей на отдельных рынках. Границы функционирования рыночной системы связаны не только с деятельностью монополий, олигополий, но, в большей степени, с реализацией интересов экономических группировок методами внерыночного принуждения. Современное понимание

рынка - институт с функциями координации. Существование «провалов» рынка, а вслед за ними и «провалов» политики указывает на границы возможностей рыночного регулирования экономики. В условиях повторяющихся кризисов координационный принцип конкуренции перестал выполнять регулирующую функцию.

В глобальной экономике координация осуществляется посредством курса валют, ставки рефинансирования и внедрения инноваций как управляющих параметров. Эта координация осуществляется через институты: кредитно-денежную систему, товарные биржи, конвертируемость валют, рынка инноваций и т. д. По нашему мнению, произошло преобразование координирующего принципа конкуренции в координационный аспект институтов для поддержания равновесия между антиконкурентным (ограничение конкуренции) эффектом и эффективной экономикой [1, с. 6]. Это равновесие, а не только спроса и предложения, возможно на основе неодирижизма.

Эффективная экономика показывает рост ВВП и улучшение социально-экономического положения населения. Государственная политика развития и модернизации экономики на передовой структурно-технологической основе, по мнению С.Ю. Глазьева, позволит ускорить темпы экономического роста и перейти на инновационный путь развития России [2, с. 3-13]. Эти процессы получили название в экономической литературе: неоиндустриализация, неоиндустриальная трансформация, новая индустриализация, реиндустриализация и т.п. Для неоиндустриализации России координационный аспект институтов послужит защитой ограничения конкуренции в монополиях, олигополиях и крупнейших мировых компаниях. Этот механизм подтвержден практикой антимонопольного законодательства США. С 2000-х годов антиконкурентный эффект реализуется в виде адвокатирования конкуренции, поскольку несогласованность принимаемых соперниками решений оборачивается анархией производства и приводит к диспропорциям и кризисам [3, с. 48].

Мировое сообщество развитых стран признало зависимость кризисов последних лет от недостаточного регулирования, например, финансовых институтов, рынков и операций. Попытки восстановить их регулирование вылились в создание новых регуляторов (институтов), которые пока не в состоянии решать проблемы согласования интересов экономических агентов, но ввели новые нормы для снижения рисков. Без координации на мировом уровне может начаться деградация стандартов регулирования. Слабость регулирования вовлечет финансовые институты в неблаговидную конкуренцию, а политика внедренной либерализации в развивающихся странах, в том числе в России, без соответствующих защитных механизмов не решила поставленные задачи [4, с. 199].

Координирующий принцип институтов, заменивший конкуренцию, предполагает поиск новых взаимоотношений. Он проявляется в таких мировых структурах как G20, под эгидой которого формируется мировое правительство, и Всемирный экономический форум в Давосе, где формулируются глобальные нормы и правила. Хотя необходимо учитывать интересы всех 176 стран мира. В РФ сформирован Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, рассматриваются вопросы присоединения других стран. Стандарты ВТО, действующие в большинстве стран мира, разработаны с учетом координирующего принципа конкуренции. Возникла проблема обновления стандартов ВТО в соответствии с координирующим принципом институтов.

Небесспорное представление о работающем координирующем принципе конкуренции характеризуют труды Й. Шумпетера, считавшего, что бизнесмен ощущает себя в конкурентной ситуации всегда, что порождает поведение, близкое к модели совершенной конкуренции. Произошла подмена экономических отношений психологическими, восприятиями, например, стоимости, которая представляется как цена товара или услуги. Вместе с тем, Шумпетер считается идеологом инновационной конкуренции [5, с. 129].

Работающая виртуальная экономика не поддается регулированию координирующим принципом конкуренции. Оборот виртуальной экономики превышает размеры реальной. Поэтому необходимо использовать новый инструмент регулирования в мировой экономике на основе координирующего принципа институтов, призванный осуществлять координацию деятельности субъектов рынка, которую ранее выполняла конкуренция. Законы о защите конкуренции приняты во всех развитых странах, но антиконкурентный эффект (ограничение конкуренции) в этих законах не предусмотрен. В глобальном мире экономическая власть перешла к крупным и крупнейшим корпорациям (деловые сети), ведущими свою деятельность во многих странах. Чтобы конкурировать с ними, необходима концентрация и централизация национальных отраслевых комплексов. Эта своего рода монополизация и представляет антиконкурентный эффект, защищающий интересы национальной экономики.

Актуальность неоиндустриализации в России определяется необходимостью изменения структуры общественного производства для перехода на инновационный путь развития и отхода от сырьевой зависимости ВВП и бюджета страны. Координирующий аспект институтов для неоиндустриализации в форме вмешательства государства и его институтов в экономические процессы получил название неодирижизма [6, с. 9-13]. Неодирижизм проявляется в разработке и реализации национальных проектов, государственных программ, внедрении критических технологий.

Государственный антимонопольный контроль над экономической концентрацией должен являться эффективным средством конкурентной политики, он применяется как во многих зарубежных странах, включая страны ЕС, так и в России. Именно он должен обеспечивать равновесие для неоиндустриализации.

Стратегический подход, который обеспечивает успех и к которому имеют склонность западные фирмы, подразумевает децентрализацию и создание сферы компетентности максимально близко к покупателю. Но это взгляд со стороны бизнеса, а не государства, призванного обеспечить развитие и экономики, и социума. Преобразование компании, как правило, основывается на лидерстве одного человека с командой. Идеологи «Стратегия-2020» переносят принципы управления бизнесом на развитие страны в целом, провозглашая децентрализацию из-за неэффективности центра. Серьезная и пока не вполне решаемая проблема - неравенство муниципалитетов и неравенство регионов в связи с применением модели бизнеса к модели развития страны в целом и её регионов. Результатом такого подхода могут быть референдумы о выходе из состава России «сырьевых» регионов.

Глобальная экономика потребовала экономической концентрации в определенной области деятельности с целью максимизации размера доли отдельных обществ (государств, национальных экономик) при распределении глобального экономического «пирога». С. Дятлов формулирует глобальную инновационную гиперконкуренцию как фактор трансформации и развития экономических систем в целом [7].

Для неоиндустриализации используется методологический подход М. Кастельса в выделении понятия «способ развития», а не «способ производства», служащий информационно-технологической парадигмой, в которой гибкость и приспособляемость обеспечиваются одновременно рассеянием и концентрацией пространственных структур. Сами по себе децентрализация и приватизация не обеспечивают экономического развития. М. Кастельс считает, что по мере разворачивания информационной эпохи важность гибкости, как базового механизма, помогающего справиться с трудностями, и важность агломерационного фактора экономии издержек как силы, определяющей размещение, будут увеличиваться [8, 359]. Ведущие ученые нашей страны уже давно взяли на вооружение этот тезис, но не просто «развитие», а и «вырыв», и «стратегия прорыва», отличающаяся от программ правительства [2; 9, с. 8-19]. М.В. Леонтьев вообще обосновывает «экономическое принуждение к новой индустриализации» [10, с. 66].

Антиконкурентный эффект в настоящее время реализуется в развитии регионов на основе кластерного похода. Кластер - экономическая система, а не производственная. Кластер - это форма деловой сети, внутри которой рыночные отношения подавляются управленческими решениями (координацией). Управленческие отношения начинают превалировать над экономическими (рыночными), регулировать которые призваны государственные институты. Кластеризация свидетельствует о структурной перестройке экономики региона, в т. ч. создании необходимых условий для неоиндустриализации.

Возрождение хозяйственного комплекса страны с помощью кластерного подхода развития регионов, как представляется, позволит провести новую индустриализацию России. Без импульса государства кластер подменяется традиционным развитием отрасли. Вообще-то отрасли без смежников, науки, подготовки кадров и не существовали. Сейчас смежники, в основном, за границей, наука не финансируется, а поскольку инженеры не востребованы из-за отсутствия рабочих мест, вследствие закрытия или сокращения производств со времени приватизации, то и подготовка кадров отсутствует.

Кластеры отражают взаимодействие организаций, входящих в него, по-другому - кооперацию или синергию. Деловые сети отражают взаимозависимость, но также и кооперацию и синергию. Возникает синергетический эффект, основанный на сотрудничестве и кооперации хозяйствующих субъектов, необходимый для неоиндустриализации.

Кластерный подход служит не только средством достижения целей промышленной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), но является также мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое, в конечном счете, может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты разных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности. Государственная поддержка развития кластеров приводит к повышению конкурентоспособности в целом региона, иногда приводящему к монополизации. В таком случае усиление отраслей в отдельных регионах перераспределит в свою пользу часть глобального экономического «пирога».

Стратегическая задача создания эффективной экономики России состоит в нивелировании отрыва так называемых низшего и высшего слоёв общества и выравнивании уровня жизни населения всех регионов. Решать эту задачу сейчас в России пытаются с помощью развития региональных кластеров по отраслям: автомобилестроение, сельскохозяйственный, фармацевтика, лесопромышленный, военно-промышленный комплексы, авиация и космос, биотехнологии, рациональное природопользование. На наш взгляд, развитие кластеров и деловых сетей в регионах компактного проживания граждан РФ выступает формой реализации концепции неодирижизма национального государственно-корпоративного комплекса, инициированной Ю.М. Осиповым. Вместе с тем этот процесс обеспечит и равновесие для неоиндустриализации.

Кластерный подход на формирование еще одного или двух кластеров в соответствии с теорией и оправдавшей себя практикой будет представлять собой эффективную систему стратегического федерального и регионального управления для повышения конкурентоспособности. Смена специализации в отраслях, их диверсификация на основе кластерного подхода позволят осуществить новую индустриализацию России. Государство внедряет большое число программ поддержки отдельных регионов и областей технологий, но более специфическое планирование развития кластера осуществляется местными властями, за счет чего проявляется специфика каждого региона. На активность кластера, следовательно, на его развитие, значительно влияет активность исследовательских институтов. Государство определяет сферу деятельности исследовательского института, снабжая его соответствующими полномочиями и оборудованием. Исследовательские институты, чья цель заключается в передаче технологий,

поддерживают тесную связь как с университетами, так и с промышленным сектором.

В России национальные проекты с 2000-х годов носили в основном социально-ориентированный характер (здравоохранение, образование, жилищная политика, сельское хозяйство). Предпосылки для ухода от сырьевой зависимости и изменения структуры экономики появились в 2011 г. с принятием не только приоритетных национальных проектов, но и критических технологий, которые могут привести к росту ВВП и повышению конкурентоспособности страны на международной арене.

Равновесие между антиконкурентным эффектом и эффективной экономикой России состоит в создании институциональных условий для достижения российскими компаниями конкурентоспособности на мировых рынках. К институциональным условиям относятся: повышение качества образования, профессионализма персонала предприятий, внедрение инноваций, информационных технологий, развитие инфраструктуры, повышение качества жизни основной массы населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Усик, Н.И. Преобразование координационного принципа конкуренции / Н.И. Усик // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 6(285). - С. 3-8.

2. Глазьев, С.Ю. О стратегии устойчивого развития экономики России / С.Ю. Глазьев, Г.Г. Фетисов // Экономист. - 2013. - № 1. - С. 3-35.

3. Тарануха, Ю. Адвокатирование конкуренции: в чем его суть?/ Ю. Тарнуха // Экономист. -2011. - № 12. - С. 44-56.

4. Доклад Стиглица. О реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН. - М.: Международные отношения, 2010. - 328 с.

5. Шумпетер, Й.А. Капитализм, социализм и демократия : пер. с англ. / Й.А. Шумпетер ; общ. ред., предисловие В.С. Автономова. - М. : Экономика, 1995. - 540 с.

6. Осипов, Ю.М. Неодирижизм плюс неолиберализм равняется экономика современной России / Ю.М. Осипов // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2012. - № 2. - С. 9-13.

7. Дятлов С. А. Глобальная инновационная гиперконкуренция как фактор трансформации и развития экономических систем [Электронный ресурс] - Режим доступа: ИйрУ/Ийр:// www.theoreticaleconomy.info/articles/674.pdf

8. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура : пер. с англ. / М. Кастельс. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 359 с.

9. Осипов, Ю.М. Российский вызов развитию России / Ю.М. Осипов // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2013. - № 1. - С. 8-22.

10.Леонтьев, М.В. Алгоритм новой индустриализации. Постреформизм и развитие : монография / М.В. Леонтьев ; ред.: Ю.М. Осипова, Е.С. Зотова. - М. ; Ирпень : Изд-во Национального университета государственной налоговой службы Украины, 2013. - 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.