Научная статья на тему 'Антиконкурентные действия органов власти в Российской антимонопольной практике'

Антиконкурентные действия органов власти в Российской антимонопольной практике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1534
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ / АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / ANTIMONOPOLY LAW / RESTRICTION OF COMPETITION / ANTICOMPETITIVE ACTIONS OF AUTHORITIES / FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антосик Любовь Валерьевна

В данной статье рассмотрены виды антиконкурентных действий органов власти, представлена статистика, характеризующая нарушение антимонопольного законодательства органами власти как на федеральном, так и региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the anticompetitive actions of regional authorities and presents the statistics revealing infringement of the antimonopoly law by federal and regional authorities.

Текст научной работы на тему «Антиконкурентные действия органов власти в Российской антимонопольной практике»

Любовь АНТОСИК

АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

В данной статье рассмотрены виды антиконкурентных действий органов власти, представлена статистика, характеризующая нарушение антимонопольного законодательства органами власти как на федеральном, так и региональном уровне. The article considers the anticompetitive actions of regional authorities and presents the statistics revealing infringement of the antimonopoly law by federal and regional authorities.

Ключевые слова:

антимонопольное законодательство, ограничение конкуренции, антиконкурентные действия органов власти, Федеральная антимонопольная служба; antimonopoly law, restriction of competition, anticompetitive actions of authorities, Federal Antimonopoly Service.

АНТОСИК

Любовь

Валерьевна —

к.э.н., доцент

кафедры

экономической

теории

и экономической политики ВолГУ аntosik lv@mail.ru

В течение более чем десяти лет особое место в антимонополь -ной политике России занимают меры, направленные на пре -сечение антиконкурентных действий органов власти. В задачи Федеральной антимонопольной службы России входит не только предотвращение ограничений конкуренции со стороны хозяй -ствующих субъектов (борьба с картелями, исключающей практи -кой крупных компаний, предварительный контроль слияний), но и защита конкуренции от государства (в сфере государственных заку -пок, государственной помощи и любых решений органов исполни -тельной власти в принципе). Это резко отличает российское кон -курентное законодательство от зарубежных аналогов, где подобные нормы отсутствуют (см. табл. 1), т.к. государство изначально рас -сматривается в качестве субъекта, защищающего конкуренцию, а не противоречащего ей.

Необходимость осуществления контроля за действиями органов власти подтверждается значительной долей выявленных наруше -ний в общей структуре дел (около 2/3) как на федеральном уровне (см. табл. 2), так и на региональном уровне (табл. 3).

Проанализируем динамику и структуру дел в отношении органов власти на региональном уровне (в Волгоградской обл.).

Как видно из табл.3, наиболее значимыми нарушениями со сто -роны органов власти являются ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие) государственных органов, а также нарушения порядка заключения договоров в отношении государ ственного и муниципального имущества.

Основаниями для возбуждения дел в отношении органов власти послужили:

— обнаружение УФАС признаков нарушения антимонопольного законодательства;

— данные, полученные в ходе плановых и внеплановых проверок;

— материалы других контролирующих органов (Управления по борьбе с экономической преступностью, Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управления по региональным тарифам, прокуратуры);

— заявления юридических лиц и индивидуальных предпринима -телей.

В 2011 г. в Волгоградской обл. были затронуты антиконкурент -ными актами и действиями (бездействием) органов государст -венной власти следующие сферы:

Таблица 1

Сфера ответственности антимонопольных органов: Россия и зарубежные страны*

Сфера ответственности/ страна Россия1 Велико- британии ЕС3 cmA4

Антимонопольный орган Федеральная антимоно -польная служба Competition Commission UK & Office of Fair Trading European Commission on Competition Federal Trade Commission & Antitrust Department, Ministry of Justice

Ограничение конкуренции со стороны круп -ных продавцов + + + +

Ограничивающие кон -куренцию соглашения + + + +

Предварительный кон -троль слияний + + + +

Ограничение конкуренции органами власти +

Недобросовестная кон -куренция + + +

Государственные закупки +

Государственная помощь +

Защита прав потреби -телей + +

Законодательство о рекламе +

Отраслевое регулирова ние (энергетика и/или транспорт) + + +

"Источник: Авдашева С., Дзагурова Н., Крючкова П., Юсупова Г. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений : доклад / науч. ред. С. Авдашева - М. : МАКС Пресс, 2011, с. 29-31.

1 Федеральная антимонопольная служба // http://www.fas.gov.ru/

2 Competition Commission // http://www.competition- commission.org.uk/; Office of Fair Trade // http:// www.oft.gov.uk/

3 European Commission on Competition // http://ec.europa.eu/dgs/

4 Federal Trade Commission // http://www.ftc.gov/, Antitrust Department // http://www.justice.gov/

— рынок аренды объектов недвижимо -сти и нежилых помещений (27 дел);

— рынок перевозок пассажиров автомо -бильным транспортом в городском сооб -щении (12 дел);

— рынок услуг управления общим иму -ществом в многоквартирном доме (12 дел);

— рынок перевозок пассажиров авто мобильным транспортом в междугород

ном (межмуниципальном) сообщении (6 дел);

— рынок похоронных услуг (4 дела);

— рынок аренды коммунальных сетей (2 дела);

— рынок ветеринарных услуг (1 дело)1.

1 Пояснительная записка к отчету

Волгоградского УФАС России по итогам работы

за 2011 год // http://volgograd.fas.gov.ru/report/8207

(дата обращения 25.03.2012).

Таблица 2

Число и структура выявленных нарушений антимонопольного законодательства

в 2008-2010 гг. (Ф3-135)*

Статья 2010 2009 2008

Кол-во % % %

Всего выявленных нарушений 10 249 100 100 100

Ст. 15 Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие)... органов...власти... 3350 32,7 27,4 28,8

Ст. 16 Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные дей -ствия... органов. власти. 581 5,7 4,4 4,2

Ст. 17 Антимонопольные требования к торгам 802 7,8 7,8 5,4

Ст. 17.1 Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества 1114 10,9 5,7 0,8

Ст. 18 Особенности отбора финансовых организаций 911 8,9 10,3 9,4

Ст. 19—21 (ст. 19 Государственные или муниципальные преференции; ст. 20 Порядок предо -ставления государственной или муниципаль -ной преференции; ст. 21 Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при использовании государственной или муниципальной преференции) 271 2,6 4,6 5,2

Итого по нарушениям органов власти 7 029 68,6 60,2 53,8

Ст. 10 Запрет на злоупотребление хозяйствую -щим субъектом доминирующим положением 1918 18,7 24,9 25,1

Ст. 11 Запрет на ограничивающие конкурен -цию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов 440 4,3 5,0 5,5

Ст. 14 Запрет на недобросовестную конкуренцию 676 6,6 7,1 7,9

Ст. 25 Обязанность представления информа -ции в антимонопольный орган 154 1,5 2,3 5,2

Ст. 34 Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимоно -польного органа на осуществление сделок. подлежащих государственному контролю 16 0,2 0,2 0,5

Ст. 35 Государственный контроль за ограничи -вающими конкуренцию соглашениями хозяй -ствующих субъектов 16 0,2 0,2 2,0

Ст. 38 Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляю -щих деятельность, приносящую им доход 0 0 0 0

*Источник: Доклад «О состоянии конкуренции в РФ» (за 2010, 2009, 2008 гг.) // http://www.fas.gov.ru/ аЬои^ІМ- о^герогіз/^- of-reports_30042.html (дата обращения 25.03.2012).

Таблица 3

Число и структура дел Управления ФАС России по Волгоградской обл.,

2008-2011 гг.*

Статья 2011 2010 2009 2008

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Всего 187 100 162 100 99 100 47 100

по статье 15 68 36,4 101 62,3 44 44,4 30 63,8

по статье 16 1 0,5 0 0 1 1 1 2,1

по статье 17 11 5,9 6 3,7 10 10,1 4 8,5

по статье 17.1 35 18,7 24 14,8 12 12,1 0 0

по статье 18 0 0 0 0 3 3 1 2,1

по статьям 19 - 21 0 0 0 0 2 2 1 2,1

Итого по нарушениям органов власти 115 61,5 131 80,8 72 72,7 37 78,7

по статье 10 56 30 22 13,6 23 23,2 8 17

по статье 11 1 0,5 1 0,6 0 0 0 0

по статье 14 15 7,5 8 5 4 4 2 4,3

по статье 35 0 0 0 0 0 0 0 0

*Источник: Пояснительная записка к отчету Волгоградского УФАС России по итогам работы за 2011, 2010, 2009, 2008 гг. // http://volgograd.fas.gov.ru/report/ (дата обращения 25.03.2012 г.).

Значительная доля нарушений касается ограничивающих конкуренцию актов, действий (бездействия) органов власти (ст. 15). Охарактеризуем структуру выяв -ленных нарушений ст. 15 по видам:

— необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов — 21 дело;

— установление запретов на перемеще -ние, продажу (обмен, покупку) товаров — 2;

— указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров — 1;

— предоставление хозяйствующим субъ -ектам доступа к информации в приоритет -ном порядке — 2;

— предоставление государственной и муниципальной помощи — 33;

— прочие нарушения — 8 (не проведе -ние конкурсов по выбору управляющих компаний для управления многоквартир ными домами, собственники помещений в которых не выбрали способ управления либо его не реализовали).

Рассмотрим примеры наиболее значи мых дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рынок услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от населения.

Дело было возбуждено в отношении Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда по мате -риалам, направленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области. В адрес Волгоградского УФАС поступил протокол совещания при и.о. руководи -теля Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда, согласно которому принято решение: 1) закрепить за МУП «Автокоммунтранс Волгограда» предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО от населения из Тракторозаводского, Краснооктябрьского, Ворошиловского, Центрального районов Волгограда; 2) закрепить за ООО «Волгокомтехника» предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО от населения Кировского, Советского районов Волгограда1. Суть данного нарушения заключается в том, что потреби -телям услуг навязывают ограниченный

1 О признании факта нарушения Департаментом городского хозяйства Администрации Волгограда п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» // Ы!р:// volgograd.fas.gov.ru/solution/7792

круг хозяйствующих субъектов, которых они должны выбрать, путем закрепления районов Волгограда по сбору и вывозу отходов за конкретными хозяйствующими субъектами.

Рынок услуг по управлению многоквар тирными домами.

Нарушение было совершено Департаментом жилищно - коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда и выразилось в отказе Департамента ЖКХ и ТЭК передать многоквартирный дом от одной управляющей компании в управ -ление другой компании (выбранной на общем собрании собственников жилья)1. Таким образом, действия органа власти привели к ограничению прав хозяйствую щего субъекта на осуществление предпри нимательской деятельности.

Следует отметить, что данные документы действовали в течение 2007—2011 гг., что позволяло специализированным службам извлекать дополнительный доход, а для других хозяйствующих субъектов влекло значительные убытки/недополученные доходы. Итогом рассмотрения указанных дел явилась выдача предписания органам власти о прекращении нарушения, ника ких штрафных санкций для должностных лиц не последовало.

Таким образом, в российской хозяй ственной практике действия органов вла -сти — главный источник и ограничения конкуренции, и нарушения прав хозяй -ствующих субъектов.

Представляется важным обратить внимание на ответственность, которую несут органы власти в случае нарушения антимонопольного законодательства. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, действия (бездействие) должностных лиц органов власти, кото -

1 О признании факта нарушения Департаментом ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 -ФЗ «О защите конкуренции» // http://volgograd. fas.gov.ru/solution/7793

рые приводят или могут привести к недо -пущению, ограничению или устранению конкуренции, влекут наложение админи стративного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет. Анализ решений УФАС за 2011 г.2 свидетельствует о том, что по результатам рассмотрения дела выдавалось либо пред писание об устранении нарушения, либо нарушение было устранено в доброволь -ном порядке. Несерьезность наказания для органов власти, с одной стороны, и существенные потери/недополученные доходы хозяйствующих субъектов — с дру -гой, обусловливают необходимость пере -смотра меры наказания органов власти за антиконкурентные действия. Для сравне ния: ограничивающие конкуренцию дей -ствия хозяйствующих субъектов (напри -мер, в форме злоупотребления домини -рующим положением) влекут наложение на юридическое лицо оборотного штрафа (от 1 до 15%).

Итак, ведомственная статистика Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных подразделений свидетельствует о значительной доле дел (более 50%), возбуждаемых в отноше -нии властных субъектов, в общем числее совершенных нарушений антимонополь ного законодательства. Наибольшее число нарушений приходится на ограничиваю щие конкуренцию акты и действия (без действие) органов власти (ст. 15), а также заключение договоров в отношении госу дарственного или муниципального иму щества без проведения конкурсов или аук ционов (ст. 17.1). Очевидно, что действия властных субъектов приводят не только к ограничению конкуренции и прав хозяй ствующих субъектов, но и являются при чиной недополучения доходов одними субъектами и извлечения дополнительной прибыли другими предприятиями.

2 По данным сайта УФАС по Волгоградской области // http://volgograd.fas.gov.ru/solution

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.