Научная статья на тему 'Антиинфляционная политика: методология формирования'

Антиинфляционная политика: методология формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5210
820
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОНЕТАРНАЯ СИСТЕМА / ДЕФЛЯЦИЯ / ИНФЛЯЦИЯ / ПРИРОДА ИНФЛЯЦИИ / ПОСТУЛАТЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДМЕТНО -ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКИ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕОРИЯ ДИСФУНКЦИИ ДЕНЕГ / УСТОЙЧИВОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ / АNTI-INFLATIONARY POLICY / MONETARY SYSTEM / DEFLATION / INFLATION / NATURE OF INFLATION / POSTULATES OF RESEARCH METHODOLOGY / SYSTEMIC-FUNCTIONAL METHOD OF RESEARCH / THEORY OF MONEY DYSFUNCTION / STABILITY OF FINANCIAL SYSTEM / FUNCTIONS OF MONEY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпунин В. И., Новашина Т. С.

Теоретические догмы, которые все еще довлеют над сознанием управляющей элиты, не позволяют формировать оптимальные механизмы обеспечения устойчивого функционирования национальной экономики. Противоречивость предлагаемых, а главное, принимаемых правительствами решений предопределяет необходимость переосмысления устоявшихся социально-экономических стереотипов и теоретических догм. Это переосмысление должно затронуть не только теорию, но и методологию исследования социально-экономических процессов. Многообразие причинно-следственных связей, представляющих собой сложную иерархическую систему сил, воздействующих на цены в экономике, зачастую противоположных, а порой и противоречивых, порождает еще большее многообразие форм бытия (как по глубине, так и по широте охвата) такого устойчивого и «загадочного» явления хозяйственной жизни общества, каковым является инфляция. Желание «покорить» инфляцию, проникнув в тайны ее бытия, заставляет исследователей вновь и вновь обращаться к осознанию и раскрытию сути и природы этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A METHODOLOGY OF ANTI-INFLATIONARY POLICY

The paper states that theoretical dogmas that still dominate the minds of the ruling elite do not allow to create optimum mechanisms for ensuring su stain ability of national economy. The inconsistency of the proposed, and most importantly, the current governments decisions necessitates a rethinking of the established socio-economic stereotypes and theoretical dogmas. Those changes should affect not only the theory but also the research methodology of social and economic processes. A variety of cause-effect relationships that constitute a complex hierarchical system of forces affecting prices in the economy, often opposite and sometimes contradictory, generates a greater diversity (both vertical and horizontal) of this "mysterious" phenomenon of economic life which is the inflation rate. The desire to "conquer" inflation, to penetrate into its secrets forces researchers again and again to address the nature of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Антиинфляционная политика: методология формирования»

Прич ина Следствие

Изношенность основных фондов Рост аварийности с тяжелыми экологическими последствиями

Кризис платежеспособности экономических субъектов Затруднения в финансировании природоохранных мер со стороны предприятий

Инвестиционный кризис Нехватка инвестиционных ресурсов при решении экологических проблем

Развитие отраслевой структуры экономики в пользу сырь -евых и добывающих отраслей, ориентированных на экспо рт Рост загрязнения окружающей природной среды предприятиями наиболее высокой степени экологического риска

Неэффективная система экономических стимулов в природопользовании Нерациональное использование природно-ресурсного потенциа -ла, деградация окружаюшейсреды

Недостаточное финансирование образовательных экологических программ Низкий уровень экологической грамотности населения

Истощение природно -ресурсного и трудового потенциала Снижение уровня общенационального богатства, а следовательно, и уровня экономического развития страны

Хищническое использование природных ресурсов в результате бесконтрольности в условиях кризиса Снижение экономического потенциала и недополучение доходов государственным бюджетом от эксплуатации природно-ресурсного потенциала

Рост загрязнений окружающей природной среды Ухудшение показателей качества жизни населения

Загрязнение земель в результате экологических аварий Выбытие загрязненных земельных пространств изхозяйственно-го оборота

Неудовлетворительное состояние лесов, парков и других зон отдыха Неудовлетворенность эстетических потребностей людей в необ-ходимых природных благах

деляют состояние эколого-экономической системы и тем самым играют немаловажную роль в обострении современных экологических проблем.

Итак, из всего вышеизложенного следует, что специфику функционирования и развития эколого-экономи -ческих отношений на современном этапе определяет ряд факторов глобального и регионального характера. К наиболее важным глобальным факторам относятся рост народонаселения, научно-технический прогресс, экономически й рост, политические, внешнеэкономические и военные факторы. Что касается эколого-эконо -мической ситуации в России, то, как показывает ана-лиз, в настоящее время она предельно обострена, по -скольку осложняется рядом серьезных проблем - по -литических, социальных, финансовых. Изношенные основные фонды, неопределенность форм собственнос-

ти на природные ресурсы, низкая экологическая культура - все это и многое другое не позволяет решать задачу социального и экологического управления эко-номи кой.

1. Верещагина Л.С. Развитие качества исполнителей на основе повышения надежности персонала // Вестник СГСЭУ. 2007. № 18 (4).

2. Мамаева Л .Н. Формирование среднего класса // Вест -ник СГСЭУ. 2007. № 18 (4).

3. Новое время. 1973. № 17.

4. Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988.

5. План действий «Устойчивые Нидерланды». М.: Экопресс, 1995.

6. Kahn H., Brown W., MartelL. The next 200 years: a scenario for Amerca and world. N.Y., 1976.

удк 336.748 В.И. Карпунин,

Т. С. Нова шина

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Теоретические догмы, которые все еще довлеют над сознанием управляющей элиты, не позволяют формировать оптимальные механизмы обеспечения устойчивого функционирования национальной экономики. Противоречивость предлагаемых, а главное, принимаемых правительствами решений предопределяет необходимость переосмысления устоявшихся социально-экономических стереотипов и теоретических догм. Это переосмысление должно затронуть не только теорию, но и методологию исследования социально-экономических процессов. Многообразие причинно-следственных связей, представляющих собой сложную иерархическую систему сил, воздействующих на цены в экономике, зачастую противоположных, а порой и противоречивых, порождает еще большее многообразие форм бытия (как по глубине, так и по широте охвата) такого устойчивого и «загадочного» явления хозяйственной жизни общества, каковым является инфляция. Желание «покорить» инфляцию, проникнув в тайны ее бытия, заставляет исследователей вновь и вновь обращаться к осознанию и раскрытию сути и природы этого явления.

Ключевые слова: антиинфляционная политика, монетарная система, дефляция, инфляция, природа инфляции, постулаты методологии исследования, предметно -функциональные политики, системнофункциональный метод исследования, теория дисфункции денег, устойчивость финансовой системы, функции денег.

V.I. Karpunin, T.S. Novashina

DEVELOPING A METHODOLOGY OF ANTI-INFLATIONARY POLICY

The paper states that theoretical dogmas that still dominate the minds of the ruling elite do not allow to create optimum mechanisms for ensuring sustainability of national economy. The inconsistency of the proposed, and most importantly, the current governments decisions necessitates a rethinking of the established socio-economic stereotypes and theoretical dogmas. Those changes should affect not only the theory but also the research methodology of social and economic processes. A variety of cause-effect relationships that constitute a complex hierarchical system of forces affecting prices in the economy often opposite and sometimes contradictory, generates a greater diversity (both vertical and horizontal) of this “mysterious” phenomenon of economic life which is the inflation rate. The desire to “conquer” inflation, to penetrate into its secrets forces researchers again and again to address the nature of this phenomenon.

Key words: аnti-inflationary poicy, monetary system, deflation, inflation, nature of inflation, postulates of research methodology, systemic-functional method of research, theory of money dysfunction, stability of financial system, func-

tions of money.

Об инфляции как экономическом феномене и сказано (с весьма высоких трибун престижных международ -ных финансовых, деловых форумов), и написано (включая диссертационные исследования) достаточно много. Инфляция как неотъемлемое явление экономической жизни общества заставляет экономических субъектов (государство, корпорации, население) предпринимать порой неординарные меры по защите своих денежных активов и сбережений от обесценивания. Инфляция является объектом управления, фигурирует в сфере денежно-кредитной политики монетарных властей. Центральный банк России в рамках реализации единой государственной денежно-кредитной политики, ориентируясь на позитивный опыт ряда стран, уже в течение несколь -ких лет, ставя задачу перехода к режиму таргетирования инфляции, пытается решить ее, но безуспешно.

Причин неудач множество, но основная проблема, с которойприэтом столкнулся ЦБРФ, это отсутствие в стра-не «устойчивой финансовой системы (курсив наш. -Авт.)» [17, с. 95]. С этим утверждением нельзя несогла-ситься. Именно устойчивость финансовой системы предопределяет возможность перехода к режиму инфляционного таргетирования. Но эффективность (результативность) управления инфляционными процессами далеко не ограничивается только инфляционным таргетированием. И вот здесь перед нами встает основной вопрос. А каковы условия для формирования «устойчивой финансовой системы» в России, в том числе и усло -вия перехода к режиму инфляционного таргетирования? Первый заместитель председателя Центрального банка России А.В. Улюкаев, ссылаясь в своей работе на исследования экспертов МВФ (опросы руководителей центральных банков ряда стран), приводит перечень (надо полагать необходимых, но, как нам представляется, далеко не достаточных) условий:

«- институциональная независимость (органов денежно-кредитного регулирования);

- высокая квалификация аналитиков и надежная статистика;

- требования к структуре экономики. Успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспорти -руемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальна;

- развития финансовая система ... устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки» [17, с. 95 - 96].

Вывод, который при этом сделан автором: «В Рос -сии указанные условия перехода к инфляционному таргетированию в основном выполняются» [17, с. 97]. Если так, то почему тогда ЦБ РФ уже в течение достаточно длительного времени, поставив (ставя постоянно) перед собой данную задачу не в состоянии ее решить1?

Многочисленные теоретические работы, посвященные инфляции, как правило, затрагивают причинно-следственные связи2, представляющие собой сложную иерархическую систему сил, воздействующих на цены в экономике. Силы эти, поскольку зачастую являются противолежа -щими (противоположными), а порой и противоречивы -ми, порождают еще большее многообразие форм бытия как по глубине, так и по широте охвата, такого устойчивого и «загадочного» явления хозяйственной жизни общества, каким является инфляция. Желание «покорить» инфляцию, проникнув в тайны ее бытия, заставляет исследователей вновь и вновь обращаться к осознанию и раскрытию сути и природы этого явления. Одна из лучших, с на -шей точки зрения, современных российских работ, специально посвященных феномену инфляции, систематизирует сложившиеся представления об этом чрезвычайно важном социально-экономическом феномене, помогая нам приоткрыть завесу «тайны», всю сложность, многообразие и противоречивость причин, ее порождающих [11]. «Создавая свой научный труд, автор прежде всего преследовал цель дать представление об инфляции в свете современной экономической теории... Теоретической базой исследования послужили преимущественно труды западных экономистов» [11, с. 8 - 9].

1 Проблемы и особенности («оппортунистическое повеление ») реализации (осуществления) политики таргетирования инфляции Банка России, непоследовательность и противоречивость единой государственной денежно-кредитной полити -ки, осуществляемой в России монетарными властями в 2009

- 2010 гг., убедительно показаны сотрудниками Института экономики РАН С.А. Андрюшиным, В.В. Кузнецовой [1, с. 10 - 15]. Исследователи провели анализ положений единой государственной ДКП России, закрепленных в двух документах -«Основные направления единой государственной ДКП на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов» и проекте «Основные направления единой государственной ДКП на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов», - и пришли к выводу: «С 2002 г., когда банк России впервые объявил о намерении перейти к таргетированию инфляции, условия, прежде всего монетарные, для этого так и не были созданы» [1, с. 11].

2 Одной из самых последних работ, наиболее системно зат-

рагивающих именно данный аспект поставленной проблемы,

является теоретическая статья Л.И. Красавиной [9, с. 19].

Однако и здесь, в этой работе, мы не получаем од -нозначного и внятного ответа на вопрос о природе инфляции. С. Р Моисеев3 полагает, что природа инфляции меняется как с течением времени, в силу развития фи -нансовых систем вообще, так и в рамках одного и того же исторического времени, отражая особенности со -стояния и развития национальных финансовых и эко -номических систем. То есть в разное историческое время (в одних и тех же социально-экономических системах), в разных социально -экономических системах (в одно и то же историческое время) происходит «смена природы инфляции» [11, с. 6], «постепенное изменение природы инфляции» [11, с .157] (курсив наш. - Авт.). Таким образом, по сути, утверждается, что «природа» явления изменчива. Следовательно, можно предположить: каково бы ни было явление (речь может идти о любом явлении, процессе, сущности), природа явления с течением времени под воздействием исторически и предметно обусловленных причин (факторов) меняется. Но это не так. Природа явления незыблема, как и извечна его суть [2]4. А что же тогда изменчиво? Изменчивы факторы, представляющие собой активные компоненты внешней среды и воздействующие непосред -ственно или опосредовано на то или иное явление, а точнее - изменчив системный (взаимообусловленный) набор, совокупность факторов, сил, условий существования того или иного явления. В результате этих воз -действий и сложившихся (исторически) обстоятельств внешней среды (рассматриваемые нами явления про -текают в социально-экономической среде) меняется не природа явления, а форма его бытия. Нам пред -ставляется, что это весьма важное с точки зрения пред -мета нашего исследования положение. Но об этом под -робнее мы еще поговорим. А что же природа инфляции? До конца не проясняют для нас «загадку» приро -ды инфляции и работы, специально посвященные этой проблеме.

В аналитической статье «Природа российской инф -ляции» А.Н. Илларионов, отождествляет природу инфляции с «необозримым» многообразием факторов, ее формирующих, и, имея в виду наличие различных под -ходов к решению этой проблемы, полагает, что «все многообразие интерпретаций причин российской инфляции можно свести к двум крайним точкам зрения: инфляции присуща монетарная, денежная природа; инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу» [7, с. 4]. Хотя А. Илларионов так и не отвечает на особо поставленный им вопрос о «природе инфляции», но тем не менее прихо-дит к весьма важному, с нашей точки зрения, выводу: «Российская инфляция, как и любая другая, имеет монетарную природу. Она вызывается и поддержи -вается денежными, монетарными причинами. Поэтому и для ее подавления надо воздействовать на важнейшие факторы, ее предопределяющие, - темпы прироста денежной массы и скорость денежного обращения» [7, с. 21] (курсив наш. - Авт.).

3 Область исследований ученого - теория и практика функционирования и развития финансовых систем. Сегодня

- высокопоставленный функционер ЦБ России.

4 При этом следует подчеркнуть, что вся «Метафизика» Аристотеля - это попытка разобраться в сущем.

Обозначив позицию А. Илларионова о монетарной при -роде российской инфляции, необходимо сделать следующую оговорку. Мы полагаем, более того - мы убеждены, что инфляция «всегда и везде является денежным феноменом»5 [11, с. 55]. Однако несмотря на «крушение» теории монетаризма, вызванное прежде всего попытками найти «всеобщий источник зла» и определить ответственных за возникновение и развертывание мирового системного кризиса, М. Фридман в этом своем высказывании абсолютно прав. Но не все так про -сто и однозначно. То, что инфляция «всегда и везде является денежным феноменом», говорит нам лишь о том, что протекание этого процесса, само существование инфляции как явления исключительно связано с деньгами. Но не более. Само по себе данное высказывание не раскрывает (объясняет) нам природы инфляции. Поэтому и утверждение А. Илларионова, что инфляция «имеет монетарную природу», по сути, сродни высказыванию М. Фридмана о том, что инфляция «является денежным феноменом». У А. Илларионова про -сто происходит подмена понятий. Понятие «феномен» (от греч. фalv6^£vov - «являющееся», «явление») заменено на понятие «природа» (от греч. фиа^ - «природа)). Полагаем, что автор, употребляя термин «природа), конечно же, имел в виду не «физическую природу» окружающего нас мира. Речь идет о понятии, позволяющем характеризовать социально-экономические яв -ления. В контексте данного рассуждения подчеркнем следующее. Поскольку термин «природа» («физика») был введен (говоря современным языком) в научный оборот Аристотелем, то необходимо особо отметить, что под природой он понимал не окружающий мир, а то основание, из которого нечто возникает. К примеру Аристотель особо подчеркивал, что предметом философии математики является природа числа. Пользуясь поводом, мы призываем исследователей различных социально-экономических процессов употреблять термин «природа» в его аристотелевском значении. Понимать его необходимо исключительно во временном смысле. То, что существует по природе, имеет в себе самом начало движения и изменения [3].

Понять истинную природу феномена «инфляция» весьма важно6, поскольку мы повсеместно сталкиваемся с инфляцией, наблюдаем и постоянно «ощущаем» великое многообразие «изощренных» форм ее бытия. Инфляция является объектом особой социально -экономической - антиинфляционной - политики монетарных властей. И в поисках ответа на вопрос о ее природе мы обратимся к исследованию, проведенному РС. Гринбергом7, в котором в качестве цели особо заявлено: «Целью диссертации является раскрытие природы инфляции в транзитных экономиках стран Центральной и Восточной Европы...» [5]. Интересно, к какому выводу приходит автор, поставивший перед собой такую цель: «Не имеет смысла квалифицировать инфляцию как исключительно денежный феномен.

5 Это известное выражение М. Фридмана, адепта «монетаризма».

6 Мы осознанно в данном контексте соединили логически два понятия: «природа» и «феномен».

7 Видный российский ученый - директор Института эко-

номики РАН, член-корреспондент РАН.

Следует просто отождествить ее с процессом повышения общего уровня цен на товары и услуги неизменного качества, а избыточный выпуск денег рассматривать только как один из его факторов» [5, с. 11] (здесь и далее курсив наш. - Авт.). А что же природа инфляции? Автор, подводя итоги проведенного исследования, заключает: «Новизна проведенного исследования обусловлена тем, что в нем впервые проведен комп-лексный анализ специфической природы инфляции в национальных хозяйствах, находящихся в процессе си -стемной трансформации. Это дало возможность выявить некие общие закономерности в обесценении де -нег в постсоциалистических странах и определить на этой основе минимальный набор антиинфляционных мероприятий, носящих универсальный характер» [5, с. 6]. В общесистемном, теоретическом аспекте к значимым «конкретным новшествам диссертации», спо -собствующим углублению нашего представления о феномене «инфляция», несомненно, стоит отнести сле -дующее положение: «Характеристика инфляции как универсального феномена современной экономики с позиций противоборства материальных интере-сов общественных групп и способов их согласования» [5, с. 6]. Это вывод автора обосновывает и подтверждает понимание инфляции как перераспределительного процесса. Мы полагаем: чем выше «накал» этого «про -тивоборства», тем выше скорость протекания процесса перераспределения национального богатства между различными хозяйственными системами, социальными слоями, группами и тем значительнее темпы инфляции (если говорить об измерении данного про -цесса с помощью тех или иных индикаторов)8. Понимание исследователями инфляции как перераспредели -тельного процесса вовсе не означает единства пред -ставлений о том, что и между кем «перераспределяется». Четкое определение «объектно-субъектных» параметров процесса перераспределения весьма важно, поскольку именно это дает основание не столько для проектирования различных мероприятий (в экспер -тах нет недостатка, а перечень конкретных и нередко противоречивых «рецептов» огромен) [9, с. 19 - 28], сколько для формирования системных представле-ний по поводу предмета государственной антиинфляционной политики, принципов ее формирования и наполнения реальным содержанием.

Для пояснения сказанного представим точки зрения авторитетных исследователей феномена инфляции.

Первое. Инфляция, не являясь единственным «пе-рераспределителем» национального богатства, выступает, пожалуй, «самым эффективным средством» осуществления этого процесса, поскольку позволяет, зачастую через «невидимые» механизмы и инструменты денежной политики, кредитной, налоговой, бюджет -ной политик, политики цен, процентной, рентной, дивидендной политики, политики заработной платы и прочих предметных финансовых политик, различным хо -зяйственным системам, социальным слоям, группам получать доходы, значительно превосходящие их фактическое участие в производстве общественных благ.

8 «Впервые индексы цен для измерения инфляции начали использовать накануне Великой депрессии... шведский центральный банк стал рассчитывать еженедельный индекс потребительских цен, который служил целевым ориенти-ром денежно-кредитной политики» [11, с. 12].

Второе. Инфляция не является однонаправленным процессом (к примеру «от наиболее бедных к наиболее богатым»). Инфляция - многовекторный процесс. Например, в системе отношений «кредиторы-должники» задействованы тысячи всевозможных комбинаций при движении кредитных денег в экономической системе (от эмитента к эмитенту) [14, с. 22 - 27]. Движение вновь произведенной стоимости осуществляется между всеми участниками хозяйственных отношений. Только фактическая наполненность каналов перераспределения (объем присвоения) существенно различается между субъектами отношений. К примеру депозитная ставка физических лиц в Сбербанке России в августе 2011 г. составляла 3 - 5% годовых [23]. При ставке рефинансирования 8,25% [21] и официальном уровне инфляции в 2011 г. 9%9 вкладчики Сбербанка имеют фактически отрицательную доходность. При этом потребительские кредиты предоставлялись банком по 20%, кредиты по продукту «Пенсионный» - по 19% годовых [23 - 24]. В этих достаточно высоких кредитных ставках Сбербанка структурно «полноправно» присутствует инфляционная компонента в виде формализованной ставки рефинансирования ЦБ России. Разница между ставкой рефинансирования и депозитной ставкой составляет своеобразный «инфляционный налог», которым банки «одаривают» своих заемщиков10.

Третье. Традиционно при рассмотрении факторов, генерирующих инфляционный процесс, вычленяют доминирующий фактор - заработную плату наемных работников11. Утвердилось устойчивое мнение, что именно в процессе распределения национального дохода рост заработной платы (сверх роста производительности труда) предопределяет и стимулирует развитие инфляции . В процессе распределения национального дохода , вновь созданной стоимости, конечно же, принимают участие и другие социальные группы. Каждая из групп претендует на получение своей доли. И она (эта социальная общность) долю эту получает. В приведенных выше высказываниях перечисляются различные социальные общности, но далеко не все.

9 Официальная фиксация уровня инфляции осуществляется по уровню потребительских цен. По данным Росстата, инфляция в годовом выражении (июль 2011 г. к июлю 2010 г) составила 9,0%.

10 При аналогичных базовых условиях кредитная ставка по потребительским кредитам, предоставляемым банком «Русский стандарт», составляет сегодня 36% годовых. В 2007 г. эффективная ставка по потребительским кредитам этого банка достигала 85% годовых.

11 Весьма показательным является в этом отношении факт жесткого политического противостояния и позиция противников введения единых евробондов для урегулирования долгового кризиса в Евросоюзе с целью снятия критического напряжения в экономике ряда стран Евросоюза. В статье «Шесть аргументов против введения евробондов» «НапСе^ЫаК», одной из крупнейших и влиятельных деловых газет Германии, аналитики (статья носит явно заказной характер) отмечают, что «легкость получения кредитов привела в ряде стран к инфляции и, как следствие, к значительному росту уровня оплаты труда. Евробонды такую ситуацию только надолго законсервируют». При этом среди многочисленных факторов, провоцирующих развитие инфляционных процессов, противников введения евробондов прежде всего беспокоит исключительно факт «значительного роста уровня оплаты труда» [22].

Чтобы упорядочить рассматриваемое множество отношений по поводу распределения национального дохода, необходимо их структурировать. Классифици-ровать структуру социальных общностей можно по-раз -ному в зависимости от выбранных критериев. За базо-вый критерий примем форму получения дохода. С из -вестной степенью условности мы получили следующие парные композиции: «основная форма получения до -хода» - «социальная общность/институт».

1. «Налоги» - «государство/институты /казна».

2. «Рента» - «земельная собственность/недвижи -мость/обладатели титула/институты/физические лица».

3. «Предпринимательский доход» - « бизнес /пред -п рини мател ь/акци онер».

4. «Заработная плата» - «население/наемный работник/профсоюзы».

5. «Процент» - «финансовый институт/собственник/ топ-менеджмент /корпораци и/населени е».

6. «2,3,5» - «серый»/«черный» бизнес/«параллель-ная экономическая/финансовая система».

7. «2.3.4,5 » - «коррупция (как социально-экономическое явление)/физические лица».

Именно эти социальные общности (социально-экономические институты), их взаимодействие и взаимо -обусловленность, степень «накала» этих отношений и, как следствие, уровень оказываемого социального давления, применяемые механизмы [12, с. 51 - 57; 13, с. 22 - 27] (их оптимальность) обеспечения устойчивости экономических и финансовых систем - все это предопределяет и формирует «питательную» среду формиро -вания и развития инфляции.

Четвертое. Касательно первого из итоговых выводов указанного нами выше серьезного и квалифициро -ванного исследования - «проблема инфляции стано -вится все менее актуальной». Этот вывод слабо увязы -вается с названием (с наш ей точки зрения весьма удач -ным) самой работы: «Инфляция: современный взгляд на вечную проблему». Хотя, по-видимому, данный вывод должен как бы логически подкрепить завершающий, итоговый, «стратегический» вывод автора: «Мир столкнулся с другой надвигающейся угрозой - глобаль -ной дефляцией». Если даже условно предположить, что это так, то первый (выделенный нами из совокупности прочих) вывод призван выполнить функционально слу -жебную, подчиненную роль, т.е. всего лишь подчерк -нуть основную доминанту авторского «Заключения»: глобальная дефляция - надвигающаяся угроза.

То, что касается «надвигающейся угрозы », и это особо следует подчеркнуть, С .Р. Моисеев полагает: «дефляция) - это «Terra Incognita» [11, с. 70]. Почему? Пояс -ним это утверждение словами самого автора и более развернуто: «Макроэкономический антипод инфляции, дефляция, еще не достаточно изучена, и мы не распо -лагаем проверенными инструментами для управле-ния отрицательным приростом цен. По этой причине на сегодня дефляцию следует считать большим злом, нежели инфляцию» [11, с. 70]. И далее, почти рядом, весьма важное для понимания высказанной пробле-мы положение: «Хотя проведено достаточное количество исследований, до сих пор остается открытым вопрос об оптимальной инфляции и ее критическом поро-ге для национальной экономики» [11, с. 71]. Итак, здесь обозначена дилемма «инфляция» - «дефляция ». И, как мы полагаем, нам предстоит, освещая «природу

инфляции», затронуть и эту проблему. В этом контексте отметим, что в мировой «сокровищнице» исследований, посвященных инфляции, встречаются работы, специально посвященные дефляции [15, с. 33 - 38; 16, с. 54 - 69; 19, с. 223 - 238; 20].

В поисках ответа на вопрос о природе инфляции, конечно же, необходимо обратиться и к российским академическим работам. Поскольку именно академические учебники должны представлять собой тот критически осмысленный, исторически выверенный и системно обобщенный «кладезь» знаний, скрупулезно собранных предшествующими поколениями изыскателей, исследователей, ученых. Именно на базе лучших академически х учебников формируется теоретическое осмысление достигнутого и закладываются фундаментальные теоретические основы будущего созидательного (а возможно, и деструктивного) действия у верных почитателей этой академической науки. Из достаточно большого количества академических учебников, рассматривающих проблемы денег, кредита, инфляции и изданных в России в последнее десятилетие, мы остановили свой выбор на учебнике Финансовой академии (университета) при Правительстве Российской Федерации «Деньги, кредит, банки» [6], поскольку он написан преподавателями кафедры «Банковское дело», «имеющими значительный опыт научной и педагогической работы в учебных заведениях, опыт работы в банках, подготовившими ряд книг: монографий, учебников . традиционно кафедра является базовой ... по специальности “Финансы и кредит”» [6, с. 10], а сам учебник рекомендован УМО по образованию в области финансов для студентов высших учебных заведений. Позиция авторов достаточно ярко и вполне определенно заявлена в образном высказывании: «Деньги и кредит представляют собой сложные организмы, они порождают сложные экономические связи, способны как облегчить обмен, так и создать определенные преграды на пути движения продукта» [6, с. 9]. В этой связи приведем, может быть, излишне развернуто, важные для понимания сути двух интересующих нас «загадок», утверждения: что представляют собой «сущность инфляции» и «при рода инфляции».

« Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:

- как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени;

- как любое обесценение бумажных денег;

- как повышение общего уровня цен;

- как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.

Хотя внешним признаком инфляции чаще всего является повышение цен. Она представляет собой сложный социально-экономический процесс, свидетельствующий о разбалансированности хозяйства страны. Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране» [6, с. 100]. Далее - о перераспределительном процессе: «При инфляции ... меняется структура цен, и национальный доход перераспределяется не только между сферами воспроиз-

водства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения» [6, с. 101].

И о доминирующих факторах: «Инфляция в России

- не столько денежный феномен, сколько обусловлена особенностью российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а из-за монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными струк -турами, спекулятивной игры на понижение курса руб -ля» [6, с. 109].

И, наконец, результирующее утверждение: «Инфля -ция в России имеет немонетарную природу (курсив наш. - Авт.)» [6, с. 109]. После такого вывода логически оправданно следует отдельный и априори весьма важный раздел, но, к сожалению, крайне незначительного объема: «Основные направления антиинфляционной политики» [6, с. 110 - 112]. Остановимся подробнее на каждом из приведенных нами утверждений.

Утверждение первое. «Сущность инфляции». Да, действительно, мы можем констатировать, что в эко -номической литературе, и в том числе научной, встречается значительная пестрота определений инфляции, претендующих на раскрытие ее сути. С нашей точки зрения, ни одна из приведенных в учебнике трактовок («эко-номисты трактуют») не может претендовать на раскры -тиесути инфляции. Это относится и к заключению авто -ров: «Она представляет собой сложный социально-эко -номический процесс, свидетельствующий о разбалан-сированности хозяйства страны (курсив наш. - Авт.)». Хотя это утверждение и не раскрывает сути инфляции, само по себе оно представляет весьма ценное для понимания феномена инфляции утверждение.

Во-первых, инфляция рассматривается не, как это часто трактуется, экономический процесс, а как соци -ально-экономический процесс. Таким образом, мы можем и должны рассматривать инфляцию как про -цесс, опосредующий значительно более широкий пласт общественных отношений. Для нас это весьма важно, поскольку данное понимание инфляции (признание за инфляцией «социальной» компоненты) предопределяет и вычленение, и систематизацию факторов, ее обусловливающих, и более системно «компонует » структуру антиинфляционной политики. В силу этого антиинфляционная политика должна также рассматриваться как социально-экономическое явле-ние, а не исключительно только как экономическое [10, с. 4 - 26]. В свое время мы подробно остановились на данном «заблуждении» и показали всю несостоятельность и односторонность подобной точки зрения. Бо -лее того, мы сформулировали и обосновали наше ви-дение и наше понимание антиинфляционной полити -ки как социально-экономического явления: «Единая государственная антиинфляционная политика - это политика, которую проводит государственная власть, обеспечивая, в конечном итоге, стабильность нацио -нальной денежной единицы. Единая государственная антиинфляционная политика - это социально-эко но -мическая политика государства, направленная на нор -мализацию (восстановление) функционирования национальной денежной системы, сохранение (восстановление) покупательной способности национальной валюты» [13, с. 43 - 47]. Но подробнее на результатах этого вывода мы остановимся в дальнейшем. В контексте данного рассуждения отметим лишь следующее.

Такое видение и понимание антиинфляционной политики базируется на новых методологических подходах, разработанных нами специально в рамках исследования устойчивости финансовых систем. Это позволило нам сформулировать шесть ключевых постулатов, лежащих в основе новой парадигмы формирования единой государственной антиинфляционной политики [1 3, с. 43 - 47].

Во -вторых, инфляция «свидетельствует о разбалан-сированности хозяйства страны». Говоря другими словами, инфляция свидетельствует о «болезни», и чем выше темпы инфляции, тем эта «болезнь» более серьезна. Что это за болезнь - ответа в обозначенном контексте нет. Но нам предстоит найти ответ и на этот вопрос, и мы попытаемся это сделать.

Утверждение второе. «При инфляции ... меняется структура цен». Очень точное, с нашей точки зрения, замечание. Но неоправданно упускаемое из виду исследователями феномена инфляции. И в тексте учебника мы сталкиваемся с этим же обстоятельством -речь идет о «перераспределительном процессе» (и это утверждение, с нашей точки зрения, абсолютно верное). Исследователи, как правило, «оставив» в стороне структуру цен (или же вовсе «не подозревая» о существовании подобного факта), именно феномену «перераспределение» уделяют свое основное внимание (и это мы могли отметить по приводимым выше многочисленным цитатам и высказываниям). «Перераспределение» - важнейшая характеристика инфляции, но нас интересуют в данный момент не столько особенности проявления инфляции, сколько суть и природа этого феномена. И именно «изменение структуры цены» может дать нам ключ к ее пониманию.

И наконец, результирующее утверждение. «Инфляция в России имеет немонетарную природу». При этом следует особо подчеркнуть, что в работах российских исследователей, особенно молодых, начинающих, положение «инфляция в России имеет немонетарную природу» априори выступает доминантой. К примеру, в диссертационном исследовании «Антиинфляционная политика в условиях постсоциалистических преобразований» автор, не приводя особых аргументов и, по сути, повторяя основные положения рассматриваемого нами академического учебника, в качестве одного из основополагающих выводов утверждает: «Установлено, что инфляция не является чисто денежным феноменом ... ее природа связана с разбалансированностью экономики (курсив наш. - Авт.)» [18]. Однако повторяя, вольно или невольно, положение вышеприведенного академического учебника о «разбалансированности», автор этим и ограничивается. Не раскрыв, ни «природы» инфляции, ни содержания этой самой «разбалансированности». Не раскрыв, несмотря на то что именно это «содержание» и должно, и могло бы определять конкретные процедуры формируемой начинающим автором «антиинфляционной политики» как конечной цели своего диссертационного исследования.

Мы уже имели возможность высказать и высказали вполне определенно свое суждение относительно смешения понятий «природа» и «феномен». Следовательно, в рассматриваемом контексте следует полагать, что «инфляция в России - немонетарный феномен», но это не так. Это абсолютно не так. Инфляция, и в России, и вообще везде, - это монетарный (денежный) фено-

мен. Можно полагать, что с появлением денег как тако -вых появилась и инфляция. Правда, пока в зародыше, в своей потенции.

Обеспечение устойчивости финансовых систем -многофакторный процесс. На практике на обеспече -ние приемлемой устойчивости финансовых систем, в том числе и финансовых рынков, нацелен целый ряд предметных государственныхполити к осуществляемых, как правило, монетарными властями. Все эти поли -тики (и не только они) должны входить, как мы полагаем, в форме обязательных, непреложных компонент в состав единой государственной антиинфляционной политики.

Почему - антиинфляционная? И почему - единая? На эти далеко не праздные вопросы, несомненно, от -веты даны будут, в том числе и в наш их дал ьнейших исследованиях, по крайне мере мы на это нацелены. Однако в контексте методологии исследования устойчивости финансовых систем отметим одно принципи-ально важное обстоятельство. Это касается понима -ния монетарными властями сути антиинфляционной политики.

Единая государственная антиинфляционная поли -тика - это политика, которую проводит государственная власть, обеспечивая в конечном итоге стабиль-ность национальной денежной единицы. Единая государственная антиинфляционная политика - это социально-экономическая политика государства, направ-ленная на нормализацию (восстановление) функцио-нирования национальной денежной системы, сохранение (восстановление) покупательной способности национальной валюты. Таково наше видение и пони -мание государственной антиинфляционной политики.

В контексте методологии исследования устойчивос -ти финансовых систем необходимо особо подчеркнуть, что единства взглядов на сущность, а отсюда и на со -держание государственной антиинфляционной поли -тики в российской экономической науке и, как прямое следствие, в практике государственного управления не существует. В этом отношении весьма показательной является позиция А.Л. Кудрина, высказанная им в статье, опубликованной в ведущем российском теорети-ческом и научно-практическом журнале института экономики РАН «Вопросы экономики». На страницах жур -нала А.Л. Кудрин выступил не как заместитель председателя Правительства РФ и министр финансов РФ, а как независимый исследователь и ученый. А.Л. Кудрин в 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию (диссертация посвящена антимонопольной политике и разви -тию конкуренции в условиях рыночного хозяйства -«Сравнимость в механизме реализации отношений экономического соревнования»). При этом следует заметить, что Министерство финансов выступает учре -дителем и издает профильный (по теме публикации А.Л. Кудрина) научно -практический журнал «Финансы», который в числе прочего «освещает вопросы теории, методологии и практики финансов». А.Л. Кудрин как министр, несомненно, имеет свободный и неограни -ченный доступ к публикации в журнале любой (профильной) информации для обозначения своей позиции (и чиновника, и ученого).

Антиинфляционная политика, в понимании А.Л. Куд -рина, «в широком смысле - это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающа-

яся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции... в узком смысле слова ... реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия (курсив наш. - Авт.)» [10, с. 21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурное понимание антиинфляционной политики (основных ее компонентов) автором, и он на это обращает особое внимание, базируется на подходах, проповедуемых Международным банком расчетов. В эту структуру входят: политика доходов (суть данной политики - регулирование заработной платы); антимонопольная политика (предлагаемый основной инструмент - длительное и масштабное ограничение денежной массы); структурная политика (основной вектор - отраслевое перераспределение ресурсов); фискальная политика (центральная задача - нейтрализация циклических колебаний); денежно-кредитная политика (текущая задача - переключение на режим инфляционного таргетирования). Автор особо подчеркивает : «Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией» [10, с. 22].

Вот, пожалуй, и все. При этом рекомендуемый автором (со ссылкой на Международный банк расчетов) основной процедурный управленческий компонент -«более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен» (курсив наш. - Авт.).

Еще одно важное обстоятельство относительно формирования и реализации антиинфляционной политики монетарных властей озвучивает доктор эконо -мических наук, первый заместитель председателя Центрального банка России А.В. Улюкаев: «Мы отвечаем за индекс потребительских цен, а пузыри активов на фондовом рынке, в секторе недвижимости или произ-водныхфинансовых инструментов как бы проходят мимо нас» (курсив наш. - Авт.). Вот вам и антиинфляционная политика «в узком смысле» (реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции). Здесь и методология, и теория, и практика. Если учесть, что «в основных направлениях денежно-кредитной политики борьба с инфляцией теперь явно обозначается как главная задача Банка России ... Банку России необходимы эффективные инструменты воздействия на инфляцию» (курси в наш. - Авт.).

Различные теоретические позиции исследователей, многообразие, противоречивость, «экзотичность» предлагаемых ими порой моделей, описывающих сложнейшие социально-экономические процессы, моделей, призванных с позиции автора не только объяснить «все несовершенство окружающего нас мира», но и вооружить нас необходимым инструментарием для преодоления его естественных противоречий - не новость в науке. Через тернии, как говориться, к звездам. Таков процесс эволюционного развития знания об окружающем нас мире. Но когда исследователь, ученый одновременно является и высокопоставленным чиновником (исторических примеров множество), проводимый им эксперимент (реальная политика) должен быть не только теоретически осмыслен, системно понимаем, осознан с позиций многообразия вероятных последствий. Он («ученый-чи нов-ник-управленец») должен, более того, обязан принять

на себя всю полноту абсолютной личной ответственности перед обществом, как за «первое» свое бытие, так и особенно за «второе».

Традиционно наше сознание, воспринимая различные социально-экономические модели, объясняющие природу, характеризующие особенности развертыва -ния общественных отношений, и теоретические догмы, их обосновывающие, оценивает данные модели как естественные, необходимые, неизбежные, привнесенные в жизнь человека «свыше». Вслед за этим, осознанно или нет, человек, отдельный индивид в личном или общественном поведении, какую бы функцию он при этом ни выполнял и какой бы социальный статус ни занимал, превращает данные теоретические догмы в устойчивые стереотипы своего сознания, а далее неизбежно трансформирует эти догмы в каж-додневные поведенческие реакции. Так возникает массовое, устойчивое общественное поведение. В таких условиях и с тем набором теоретических догм, ко -торые все еще довлеют над сознанием управленче -ской элиты, эффективно решить задачи обеспечения устойчивости функционирования национальной фи -нансовой системы, как показывает практика, не представляется возможным. Противоречивость предлага -емых, а главное, принимаемых правительствами ре -шений предопределяет необходимость переосмысления устоявшихся социально-экономических стереоти -пов и теоретических догм [12; 1 4].

Методология исследования устойчивости финансовых систем, и прежде всего инфляционных процессов, а вслед за этим и новая парадигма формирования еди-ной государственной антиинфляционной политики должны базироваться, с нашей точки зрения, на ряде постулатов.

Первый постулат. Понимание единой государственной антиинфляционной политики как социально -экономической политики государства, связанной с обеспечением условий оптимального функционирования национальной денежной системы.

Второй постулат. Понимание и вслед за этим признание инфляции мощным перераспределитель -ным процессом, процессом перераспределения национального богатства между субъектами социально -экономических отношений.

Третий постулат. «Мощность» процесса инфляции в той или иной социально-экономической системе обусловлена прежде всего спецификой национальных факторов «воздействия».

Четвертый постулат. Анализ причин, обуслав-ливающих инфляцию, и, как следствие, определение доминант этого перераспределительного процесса в целях принятия эффективных мер защиты наиболее «уязвимых» элементов социально-экономической си -стемы должны строиться на базе системно-функционального метода исследования.

Пятый постулат. Антиинфляционная политика как системное явление включает комплекс взаимообусловленных компонент - различных предметных поли -тик Перечень этих предметных политик определяется природой инфляции.

В состав антиинфляционной политики как ее содержательное наполнение и развертывание могут входить как традиционно применяемые монетарны-ми властями предметные политики (бюджетная, де -

нежная, кредитная, фискальная), так и крайне необходимые, но несколько «отстоящие» и относительно «независимые». Некоторые из этих «независимых» политик перечисляет, к примеру, в своей монографии А. В. Улюкаев: «Политика в области регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий, политика реформирования системы субсидирования цен на социальные услуги (ЖКХ, общественный транспорт), налоговая политика, таможенная политика» [17, с. 10 - 11]. Несмотря на то что, к примеру, фискальная политика традиционно входит в «антиинфляционный» набор монетарных властей, с точки зрения Центрального банка эта политика является сторонней. Это обстоятельство обязывает иметь при формировании и реализации единой государственной антиинфляционной политики эффективные интеграционные механизмы.

Шестой постулат. Природа инфляции заложена в дисфункции денег. Этот постулат является фундаментальным для теории инфляции и, как следствие, для формируемой властями антиинфляционной политики.

С учетом результатов последних научных исследований (весьма серьезных и глубоких), раскрывающих характеристики «этапов эволюции системы теорий денег» [4], можно утверждать, что произошел переход от неоклассического этапа (середина XIX в. - середина XX в.), в рамках которого сущность денег трактовалась как «по -купательная способность», к постнеоклассическому (середина XX в. - настоящее время), в рамках которого сущность денег трактуется как «социальная ценность».

Вслед за констатацией данного факта и предвосхищая возможные возражения оппонентов касательно «неизменности бытия сути вещей», следует отметить, что в приведенных нами трактовках сущности денег меняется не «суть вещей» как таковая, а видоизменяется наше осознание и, как следствие, наше понимание содержательной глубины явления. Новое, более глубокое понимание денег как «рыночной формы универсального требования на долю богатства общества» позволяет нам перейти на иную ступень постижения сути денег - как социально-экономического феномена. Суть денег в этом обновленном и углубленном восприятии раскрывается для нас иначе, чем было прежде. Именно раскрывается для нас, для нашего восприятия, но не меняется сама по себе. Здесь уместно напомнить повсеместное заблуждение касательно поиска сущностей окружающего нас мира Речь идет о так называемой «пятой» сущности - эфире, получившей в дальнейшем самостоятельное содержательное бытие в форме образного выражения « квинтэссенция»12.

Подводя итоги нашего исследования и говоря о необходимости пересмотра методологии формирования государственной антиинфляционной политики, отметим следующее. В наиболее продвинутом понимании сущность инфляции трактуется сегодня как «устойчивое продолжительное снижение покупательной способности денег (курсив наш. - Авт.)» [11, с. 10].

12 См., к примеру, «Царство Квинтэссенции» - вымыш-ленная страна в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле или «Квинтэссенция социализма» («Die Quintessenz des Sozialismus», 1879) - книга немецкого экономиста и социолога Альберта Шеффеле.

В этом определении отражены итоги последовательного изменения понимания сути инфляции и, как следствие, пересмотра ее трактовок [6, с. 100]. Отмечаемое сегодня многими исследователями «многообразие» факторного воздействия на устойчивость нацио -нальных денежных систем и в связи с этим необходи-мость поиска адекватных мер воздействия с целью обеспечения этой устойчивости посредством, прежде всего, разработки национальной антиинфляционной полити-ки позволяет нам утверждать следующее.

Сущность инфляции следует рассматривать как устойчивое «снижение социальной ценности денег». А природа инфляции заложена в дисфункции денег. Искажающее воздействие «многообразия» факторов на выполняемые деньгами функции (меры стоимости, средства обращения, средство платежа, средства накопления, мировых денег) предопределяет необходи -мость включения в состав национальной антиинфля -ционной политики совокупности предметно-функцио-нальных политик. Это, прежде всего, денежная, цено-вая, тарифная, процентная, валютная, кредитная политики, политика в сфере формирования и разви-тия национальной платежной системы, фискальная, рентная, дивидендная политики, политика заработной платы и другие предметно-функциональные по -литики, определяемые необходимостью выполнения (соблюдения) всеобщего «социального договора» по поводу обеспечения устойчивости и стабильности некой «социальной ценности», чем сегодня, по сути сво-ей, и являются деньги. Если деньги начнут «исправно выполнять» предписанные им с самого рождения и принятые обществом в рамках этого самого «социального договора» функции, если избави ть деньги от этих, к сожалению, многочисленных, а в российских услови-ях и ряда весьма опасных «болезней», можно пола -гать, что, во-первых, национальная денежная система обретет стабильность, во-вторых, национальная финансовая система получит крайне необходимую в условиях глобального системного кризиса устойчивость, в-третьих, общество будет иметь долгожданную уверенность в завтрашнем дне, осознав наличие в стране сильной, суверенной и желанной власти.

Критерии антиинфляционной политики - «снижение социальной ценности денег» и «перераспределение национального богатства между субъектами социально-экономических отношений» - должны накла-дывать существенные пороговые ограничения на пе -речень и социально-экономическое содержание ме -роприятий, составляющих основу этих самых предмет -но-функциональных политик, образующих в своем системном единстве стратегию обеспечения устойчивости национальной денежной системы. Если эти критерии будут осознаны как системно необходимые, приняты властью, прежде всего монетарной , и положены в основу формирования ключевых предметно-функционал ь -ных политик, в рамках национальной антиинфляционной стратегии (политики), то их последовательная реализация обеспечит безусловное выполнение Централ ь-ным банком России своей ключевой функции, заложен-

ной в Конституции РФ, - защиту и обеспечение устойчивости российского рубля.

1. Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Денежно -кредитная политика Банка России: прогнозы и реалии // Банковское дело. 2010. №12 (294).

2. Аристотель. Метафизика. URL: http://lib.ru/POEEAST/ARIS TOTEL/ meta phiz.txt.

3. Аристотель. Физика. URL: http://khazarzar.skeptik.net/ b oo ks/ari s tot/physica.htm.

4. Базулин Ю.В. Происхождение и природа денег СПб.: СПбГУ, 2008.

5. Гринберг Р.С. Инфляция и антиинфляционная политика в условиях рыночных реформ: дис. .д-ра экон. наук. М.,1995.

6. Деньги. Кредит Банки / под. ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2011.

7. Илларионов А. Природа российской инфляции // Вопросы экономики. 1995. №3.

8. Карпунин В .И., Новашина Т.С. Евразийская резервная система: предпосылки создания и развития // Современная конкуренция. 2009. № 1.

9. Красавина Л.И. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирование в России: системный подход // Деньги и кредит. 2011. № 3.

10. Кудрин А .Л. Инфляция: российские и мировые тенден -ции // Вопросы экономики. 2007. № 10.

11. Моисеев С.Р. Инфляция: современный взгляд на вечную проблему. М.: Маркет ДС Корпорейшен, 2004.

12. Новашина Т.С. Евразийская резервная система - фи -нансовые механизмы функционирования // Вестник российской экономической академии ми. Г.В. Плеханова. 2010. №5.

13. Новашина Т.С. Проблемы обеспечения устойчивости финансовых систем: вопросы методологии исследования // Вестник РЭА. 2011. №4 (40).

14. Новашина Т.С. Финансовые механизмы разрешения глобального противоречия «кредиторы» - «должники» // Вестник финансовой академии. 2010. №5.

15. Раквиашвили А .А. Дефляция и экономический рост // Вестник Финансовой академии. 2010. № 1.

16. Салерно Дж. Таксономия дефляции: подход австрий-ской школы // Бум, крах и будущее. М.; Челябинск: Социум, 2002.

17. Улюкаев А .В. Современная денежно-кредитная поли -тика: проблемы и перспективы. 2-е изд. М.: Дело, 2010.

18. Урюпина А.А. Антиинфляционная политика в условиях постсоциалистических преобразований: автореф. дис. ...канд.экон. наук. М., 2008.

19. Шостак Ф. Инфляция, дефляция и будущее // Маэстро бума. Уроки Японии. Челябинск: Социум, 2003.

20. Bordo M., Filardo A. Deflation in a historcal perspective // BIS. Working Papers. 2005. № 186 (November). URL: http:// www.bis.org/publ/work186.htm.

21. URL: http://www.cbr.ru/print.asp7file=/statistics/credit_ s tat istics/ref inancing_rates.htm.

22. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/08/24/world/562949981 323223.

23. URL: http://www.sberbank-rossii.ru/kredity-sberbanka-i p ote ka-po trebit elskij -kredit-a vtokred it.

URL: http:// www.sbrf.ru/moscow/ru/person/contributions/ deposits/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.