Научная статья на тему 'Антиэкуменизм в современном православии'

Антиэкуменизм в современном православии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1142
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антиэкуменизм в современном православии»

А. В. Радецкая

АНТИЭКУМЕНИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ

XX - начало XXI вв. — сложное и весьма противоречивое время. Это эпоха кровопролитных масштабных войн и движений за разоружение, роста секуляризации, узаконивания свободы совести и вероисповедания и одновременного появления фундаменталистских, крайне нетерпимых религиозных движений. Христианские церкви оказались перед лицом необходимости дать свой ответ на возникшие проблемы как на международном межхристианском, так и на внутреннем церковном уровне. В ходе поиска решения была выработана концепция экуменизма, ставшая основополагающей для возникновения Экуменического движения — международного христианского движения за объединение христиан.

Объединяющим фактором в Экуменическом движении является сама принадлежность к христианству и вера в Иисуса Христа. Однако парадоксальным образом, а также в виду особенностей исторического развития взаимоотношений христианских конфессий, это стало камнем преткновения в вопросе понимания экуменизма в христианских церквях.

В данной статье внимание уделено в основном антиэкуменическим настроениям и проявлениям в Русской Православной Церкви Московской патриархии (РПЦ МП). Актуальность этого вопроса определятся, с одной стороны, активным участием РПЦ в экуменических организациях и весьма заметным влиянием РПЦ на их работу. Однако, с другой стороны, расширение экуменической деятельности Православных церквей в целом, и РПЦ в частности, неоднозначно воспринимается в церковной среде. Работа в смешанных богословских комиссиях, проведение экуменических встреч с различными инославными церквами породили идеологический конфликт внутри РПЦ, разделив ее на «экуменистов» и «антиэкуменистов». Раскол внутри одной религии можно в некоторой степени сравнить с гражданской войной, где полем битвы становится общая вера.

Термин «экуменизм» происходит от греческого слова «ойкумена» — «обжитая земля» и означает «вселенскость». Сегодня это понятие используется в значении «единство экклезиологического и миссионерского значения»Основные темы и задачи

1 Taschenlexikon Ökumene im Auftrag der Arbeitsgemeinschaft Christlicher Kirchen in Deutschland. Hrsg. von Harald Uhl. — Frankfurt-am-Main, 2003. — S. 191.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 3

39

экуменизма: служение, церковное братство, свидетельство и обновление. Главный принцип — все делать сообща, т.е. совместно2. Датой его возникновения принято считать 1910 г., когда состоялась I Международная конференция по церковной миссии.

«Антиэкуменизм», строго говоря, означает отрицание экуменизма. И в этом смысле он ведет свое начало с тех же пор, что и экуменизм — с начала XX в. Сам термин «антиэкуменизм» пока отсутствует в словарях, но уже активно используется религиоведами, богословами, а также журналистами, анализирующими религиозную жизнь России и мира. Если экуменизм оформился в настоящее движение с необходимой инфраструктурой (Всемирный совет церквей (ВСЦ) стал одним из главных органов движения, существуют специальные комиссии), то организованного «антиэкумени-ческого движения» не существует.

Антиэкуменизм является отражением крайнего конфессионализма. Только своя вера истинная, только своя Церковь — Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Крайний конфессионализм присущ в большинстве своем православию и католицизму.

В русской традиции одним из первых об антиэкуменизме заговорил протоиерей Сергий Булгаков3. Любопытным является то, что он ставил знак равенства между «доэкуменическим» и «антиэкуменическим» сознанием, усматривая, таким образом, в борьбе между экуменизмом и антиэкуменизмом своеобразие наступившей исторической эпохи.

Надо сказать, что антиэкуменизм не сводится к простому отрицанию возможности воссоединения христиан. В его рамках поднимаются важные и сложные богословские темы, а именно: вопросы понимания таинства Евхаристии, проблема «филиокве», роль римского понтифика в структуре Церкви (его первенство и непогрешимость). Однако одним из центральных является вопрос о понимании Церкви и ее границ, о том, кто достоин благодати, а кого считать еретиками, отступниками или раскольниками.

Протестанты призывают Экуменическое движение восстановить потерянное единство христианской Церкви4. В свою очередь православные (и даже католики), как те, кто участвует в Экуменическом движении, так и те, кто его не принимает, ссылаясь на Священное Писание, утверждают, что Церковь никогда не разделялась: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13). По словам покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), «история христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение (курсив наш. — А.Р.) западных народов и западноевропейских конфессий от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Церковь же эта неповрежденно существует и поныне, приняв наименование Православной, то есть правильно славящей Бога»5. Резкая критика экуменизма была одной из основных тем богословской публицистики митрополита Иоанна.

2 Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / Сост. М. Киннемон, Б. Коуп. — М.: ББИ., 1997. — С. 2.

3 См. доклад прот. Сергия Булгакова «Основания экуменизма» прочитанный на англо-русской конференции 1938 г. (ЦЕ1: // http://www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/put_58_03.html).

4 Экуменическое движение. Антология ключевых текстов. — С. 9.

5 Иоанн Ладожский (Снычев), святитель. Смотрите, не ужасайтесь... // Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. — СПб., 1996. — С. 65-66.

В вопросе о понимании Церкви, ее границах и о том, кто еретик, а кто истинный христианин, все — и экуменисты, и антиэкуменисты — призывают обращаться к текстам святых отцов. В качестве одного из главных авторитетов рассматривается св. Киприан, епископ Карфагенский (ум. 258). Он жил во времена, когда Церковь была едина, но в ней уже появились разногласия. При нем была провозглашена схизма антипапы Нова-циана (251-258), отлученного от Церкви и положившего начало движению «катаров». Увидев в этом расколе большую опасность для Церкви, в своем сочинении под названием «О единстве Церкви» св. Киприан изложил теорию истинной веры и инославия, которая отличается крайней нетерпимостью в отношении любого отделения от Церкви. Он писал, что все человечество разделяется на относящееся к Церкви и пребывающее «вне ее». К последней группе относятся язычники, иудеи и все неправосмыслящие отступники от Церкви, т. е. еретики и раскольники. «Не может достигнуть царства, кто оставляет Церковь, имеющую царствовать»6. Церковь понимается как Царство Божие, область тесного общения с Богом, в которой сосредоточено все, необходимое для жизни и благочестия. Вне Церкви, согласно св. Киприану, нет спасения. Вера раскольников и еретиков должна пониматься истинным христианином как изуверство, богохульство, орудие вражды против святости и истины7. Общий вывод из учения св. Киприана об инославии таков: граница Церкви является резкой и очевидной. За ее пределами — полное отсутствие освящающей благодати, область духовной смерти, где спасение решительно невозможно. Граница эта пролегает там, где начинается «самоволие и восстание на Церковь Христа», причина которых даже не важна для святого отца. Но известно, что по отношению к разным группам (еретики, раскольники и самочинники) святые отцы применяли и икономию и акривию8. Однако большинство антиэкуменически настроенных православных уверены, что метод икономии неприемлем к «еретикам» католикам и протестантам, желающим «вернуться» в лоно Православия, так как их таинства безблагодатны, а, следовательно, не действительны.

Современный российский антиэкуменизм ведет свое социокультурное происхождение со времен появления собственно самого Экуменического движения — с начала XX в.9 Несмотря на то, что экуменизм нацелен на единение, он повлек за собой в том числе и расколы. В 1920-х гг. часть священнослужителей не приняли предложение Константинопольского патриархата принять общий календарь для всех церквей и, в связи с этим, в Греции, затем Болгарии, России, Румынии появилась Истинно-Православная Церковь (или «Старостильная Церковь»)10. В Греческой, Болгарской и Румынской православных церквах переход на григорианский календарь был воспринят значительной частью верующих как отступничество от Православия. В РПЦ основной причиной раскола на Русскую Православную Церковь МП и Русскую Православную Церковь заграницей (РПЦЗ) стало так называемое «сергианство» — лояльность к советскому государству со стороны руководства РПЦ. Во второй половине XX в.

6 Киприан Карфагенский. О единстве Церкви // иЯЬ: http://apologia.narod.ru/earlyfat/fath/IIIage/ kipril.htm

7 Там же.

8 Епифаний (Феодоропулос), архим. Две крайности: Экуменизм и зилотство. Статьи и письма.—М., 2006.— С. 215.

9 Берман А. Г. Антиэкуменизм как социокультурное явление // 1ШЬ: http://scipeople.ru/ риЬ1ісаіїоп/66600/

101ЛИ: http://www.ipc-russia.ru/istoriya-czerkvi/18.html

к числу обвинений, предъявляемых со стороны ИПЦ и РПЦЗ к прочим официальным православным церквям, добавился еще экуменизм п.

Сегодня в русском православном антиэкуменизме мы можем условно выделить две группы. Первую группу можно назвать «мягкими, или умеренными антиэкуменистами» — те, кто не принимает экуменическое видение, но имеет опыт вполне дружеского общения с инославными. Они рассматривают участие в Экуменическом движении только как вынужденную меру, которая спасла церковь от гонений в 1960-х гг. Но на современном этапе Экуменическое движение видится как явление, потерявшее свою актуальность. К «умеренным» антиэкуменистам можно отнести, например, диакона Андрея Кураева, преподавателя богословских и религиоведческих дисциплин в Московской Духовной академии и на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

Вторая — «воинствующие антиэкуменисты» — те, кто абсолютно не приемлет никакого общения с инославными, даже вне церковной жизни, а экуменизм расценивают как ересь. К ней можно отнести, например, уже упоминавшегося митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) (р.1961) и др. Но грань между «умеренными» и «воинствующими» далеко не всегда бывает четкой.

Стоит отметить, что антиэкуменическое движение не имеет единого лидера, хотя пользуется поддержкой большой части епископата РПЦ. Оно развито в крупных городах России, а также на юго-востоке Украины — особенно в Одесской области12. Так как это движение размыто, но активисты есть практически везде, то основным местом для выражения идей стала пресса, которая явилась консолидирующим фактором в антиэкуменическом движении.

Темами антиэкуменических выступлений являются сам антиэкуменизм, антиглобализм, антимодернизм, а также антизападничество, антикатолицизм, антисемитизм, национализм и даже так называемые антипатриаршие настроения13.

Экуменизм, стремящийся в идеале преодолеть границы между христианами, вполне возможно мог способствовать развитию так называемых глобалистских идей.

Глобализация — сложное и весьма противоречивое явление. Этот термин появился в разных языках в XX в. и отражает взаимовлияние культур, особенно усилившееся после Второй мировой войны. Характерными чертами глобализации являются принципы американской демократии, прав человека и свободы личности. Они являются в большинстве своем основополагающими для западного общества. Таким образом, с некоторой долей огрубления можно говорить, что «глобализация — это американизация» 14. Ее часто подвергают критике, обвиняя в том, что она несет бездуховность

11 Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999) / Пер. с англ., ред. пер. Т. А. Сени-на. — СПб., 2001. — С. 370-386.

12 Митрохин Н. Русская Православная Церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. — М., 2006. — С. 228.

13 Выступления против политики Московского патриарха нашли свое выражение во многих антиэкуменических изданиях, например, «Русь Православная», а также в известном «Обращении ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» в адрес МП, подписанном епископом Диомидом (2007).

14 Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию // Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. 2-е изд. — М.: РОССПЭН; Моск. Центр Карнеги, 2009. — С. 10.

и секуляризацию общества, разрушая религиозные ценности. Однако, это явление не настолько однозначно, как кажется. В странах Европы она в некоторой степени даже способствует религиозности и традиционным, основанным на религиозных ценностях, институтам, а в чем-то их разрушает. Но главное — она не столько их разрушает, сколько изменяет и делает иным их положение в обществе повсюду15.

Однако, как отмечают ученые, глобализация приводит также к детерриториали-зации религии16. Религия становится рассеянной поверх традиционных конфессиональных, политических, культурных и цивилизационных границ. Соответственно, это рассматривается как опасность потери собственной религиозной и национальной идентичности. Это приводит к росту антизападнических и националистических настроений. «Любому здравомыслящему человеку очевидно, что Запад как был, так и остался главнейшим противником России», — говорил покойный митрополит Иоанн17. В этих словах заключено распространенное среди православных верующих отношение к Западу, уходящее корнями еще в далекое прошлое.

В 1990-е гг. после распада СССР и начавшейся смены идеологии и мировоззрения российского общества, «русская тема» стала одной из самых обсуждаемых в православных кругах. Теория ХУ-ХУ1 вв. «Москва — Третий Рим» снова становится актуальной. Митрополит Иоанн писал, что «ни одна религиозная конфессия, за исключением Православия, не обладает необходимой духовной мощью для успешного сопротивления. Ни одна страна, кроме Руси, не имеет достаточного культурного, научного, экономического и военного потенциала для успешного противодействия гегемонистским вожделениям архитекторов «нового мирового порядка»18. Понятия «русский» и «православный» зачастую сливаются воедино19. Эта национал-патриотическая идея выражена и в названиях многих печатных изданий и интернет-сайтов: «Русская линия», «Русское небо», «Русь Православная», «Православие-2000», интернет-журнал «Антиэкуменизм» и др. Эти издания много и подробно разбирают вышеупомянутые темы. Среди прочего в них с негативной точки зрения рассматривается роль Всемирного совета церквей, Римско-католической церкви, римского папы, а также всех православных, участвующих в экуменических встречах.

Самой крайней формой антиэкуменизма можно назвать обвинения в стремлении Экуменического движения уничтожить православие и создать вселенскую универсальную языческую религию и церковь Антихриста. «Для этого предлагается навести мост между ветвями христианства, то есть растворить Божественные Истины православного вероучения в еретических мировоззрениях западных сект (Римско-Католической и протестантских церквах. — А.Р.), а РПЦ вписать в другие конфессии»20. Создание «единой Европы» воспринимается как путь к созданию наднационального сверхгосударства, растворяющего всю этническую и религиозную самобытность европейских

15 Там же. — С. 12.

16 Там же.

17 Митрополит Иоанн (Снычев). Чтущий да разумеет // 1ШЬ: http://www.rusk.ru/Transact/ trl_10.htm

18 Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Русский узел // Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. — СПб., 1995. — С. 128.

19 Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана. — СПб.; М.: Летний сад, 2000. — С. 15.

20 Властители Фанара // Русь Православная. 1997. № 1 (53).

народов»21. Главными врагами объявляются ВСЦ, РКЦ22, а папа римский именуется Антихристом. Источником этих идей считается масонство.

Масонство является нравственно-этическим движением, этика и философия которого опирается на монотеистические религии. Будучи закрытым движением, оно всегда привлекало к себе большое внимание. Вокруг него рождалось множество противоречивых слухов и историй, которые не всегда формировали позитивный образ. Противникам масонства, среди которых антиэкуменисты, оно представляется опасной антихристианской организацией, своими корнями уходящей к «идеям тайных сект талмудического иудаизма», который «учит, что евреи высшие существа, им принадлежит будущее, сам «Бог» «дает им право» господствовать над человечеством. Все остальные народы являются неполноценными»23. Вследствие этого в антиэкуменических кругах весьма сильны антисемитские настроения и идеи великого «жидомасонского заговора».

«Воинствующие» антиэкуменисты в круг масонского заговора включают не только иудеев и протестантов-экуменистов, но и Католическую Церковь и, конечно же, римского папу. Многовековая вражда между христианами, сопровождаемая войнами, политическими интригами, а также догматические различия, в числе которых догмат о первенстве и непогрешимости папы, сформировали у большинства православных образ Католической Церкви как организации, которая стремится захватить власть над всеми христианами. Поэтому для антикатолически настроенных православных историков и богословов не составило труда увидеть связь между масонством и Ватиканом.

Антиэкуменисты видят угрозу в контактах между РПЦ и РКЦ, РПЦ и ВСЦ. Соответственно это определяет общий настрой и формирует отрицательное мнение рядовых верующих об Экуменическом движении, о ВСЦ, о протестантах и католиках.

В итоге мы видим, что спор экуменизма и антиэкуменизма является, прежде всего, конфликтом идеологий: православной с католической, православной с протестантской, и даже православной с православной. Преодолеть этот конфликт, если и возможно, то только лишь на локальном уровне. Анализируя историю богословских диалогов, можно с уверенностью сказать, что объединения христианских церквей не предвидится. Как утверждают Православная и Католическая церкви, в 1054 г. произошел акт отпадения, а не разделения христианства на несколько направлений. Каждая из церквей признает истинной лишь себя. Одновременно все христианские церкви осознают необходимость проведения встреч для преодоления взаимного непонимания и недоверия.

Православие определяет себя как «правильную веру». Поэтому вероучительный спор между ним и западным христианством, как спор «правильной» и «неправильной» веры, становится ядром антизападничества и антиэкуменизма. Католическая и протестантская вера считаются еретическими. РПЦ для православных фундаменталистов становится единственной хранительницей истинного христианства, унаследованного от Византии. Запад, как покушавшийся на византийскую традицию, становится врагом, несущим только разрушение. Поэтому новые ценности западного общества — модернизм, либерализм, свобода совести и религии, толерантность и

21 Селищев Н. Церковные доспехи НАТО // Русь Православная. 1997. № 3.

22 Римско-Католическая Церковь на сегодняшний день является активным участником экуменического диалога, однако она не является членом Всемирного совета церквей, принципиально занимая в нем только позицию наблюдателя.

23 Платонов О. А. О масонстве // иКЬ: http://www.rusinst.ru/агис1е1ех1.а8р?ггс1=18ас1=676&8еагс]т\\гогс1 =%ЕС%Е0%Б 1 %ЕЕ%ЕО%Б1 %Б2%Е2%ЕЕ

экуменизм — воспринимаются с недоверием. Однако при этом мы можем наблюдать обратный эффект — с усилением критики в борцах с экуменизмом ослабевает этический самоконтроль. В попытках православных фундаменталистов доказать несостоятельность и неправомерность экуменизма зачастую используется оскорбительная лексика в адрес как зарубежных, так российских экуменистов.

Вступление в Экуменическое движение дало возможность РПЦ интегрироваться в современное общество, по-новому взглянуть на своих христианских собратьев. Одновременно для РПЦ, как и для остальных православных церквей, Экуменическое движение из враждебного явления превратилось в пространство для миссионерской деятельности. Однако очевидным является тот факт, что для русского православия характерно сочетание экуменических и антиэкуменических настроений, которые в одинаковой степени своими корнями уходят в богословие и русскую философию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берман А. Г. Антиэкуменизм как социокультурное явление // URL: http://scipeople.ru/ publication/66600

2. Властители Фанара // Русь Православная. 1997. № 1 (53).

3. Доклад прот. Сергия Булгакова «Призыв экуменизма» // URL: http://www.krotov.info/ libr_min/b/bulgakovs/put_58_03.html

4. Епифаний (Феодоропулос), архим. Две крайности: Экуменизм и зилотство. Статьи и письма. — М., 2006.

5. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Русский узел // Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. — СПб., 1995.

6. Иоанн Ладожский (Снычев), святитель. Смотрите, не ужасайтесь... // Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. — СПб., 1996.

7. Иоанн (Снычев), митр. Чтущий да разумеет // URL: http://www.rusk.ru/Transact/trl_10.htm

8. Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана. — СПб.; М: Летний сад, 2000.

9. Киприан Карфагенский. О единстве Церкви // URL: http://apologia.narod.ru/earlyfat/ fath/I I Iage/kipr i 1 .htm

10. Митрохин H. Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. — М., 2006.

12. Мосс В. Православная церковь на перепутье (1917-1999) / Пер. с англ., ред. перевода Т. А. Сенина. — СПб., 2001..

13. Платонов О. А. О масонстве // URL: http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=l&id=676 &searchword=%EC%E0%Fl%EE%ED%Fl%F2%E2%EE

14. Селищев Н. Церковные доспехи НАТО // Русь Православная. 1997. № 3.

15. Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - 2-е изд. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009.

16. Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / Сост. М. Киннемон, Б. Коуп. —М.: ББИ, 1997.

17. Taschenlexikon Ökumene im Auftrag der Arbeitsgemeinschaft Christlicher Kirchen in Deutschland. Hrsg. von Harald Uhl. — Frankfurt-am-Main, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.