ИСКУССТВОЗНАНИЕ
УДК 780.6 D0110.36945/2658-3852-2024-1-109-119
А. В. Устюгова
АНТИЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются основные принципы классификации музыкального инструментария античных теоретиков. Дается характеристика античных систематик, особенностей, принципов и их роль в становлении западноевропейской теоретической мысли о классификации музыкальных инструментов. Автор приходит к выводу, что античные классификационные теории оказали значительное влияние на западноевропейскую органологию - как в отношении концепций систематизации музыкального инструментария, так и в применяемой терминологии. Исследование античной теории музыки позволяет выявить истоки идей западноевропейских систематик и современных классификаций музыкальных инструментов.
Ключевые слова: классификация музыкальных инструментов, античная теория музыки, античная органика, западноевропейская органология, инстру-ментоведение.
Проблемы классификации и систематизации музыкального инструментария остаются актуальными в современном инструментоведении. Необходимость упорядочения знаний о музыкальных инструментах с древнейших времен приводила исследователей к использованию метода классификации (образовано от латинского classis - «разряд», класс; fació - «делаю», «раскладываю»). В основании метода классификации лежит принцип организации некоторого множества изучаемых объектов в систему соподчиненных групп (категорий) путем установления логически обоснованных связей и типологических признаков (характеристик) [Бармин, 2009, с. 5]. Сью Бэтли, исследователь теории классификации, отмечала, что мы имеем «врожденную способность классифицировать вещи. На интуитивном уровне классификация бессознательна, мы классифицируем вещи, чтобы упростить наш мир и придать ему смысл. Классификация - это то, что
® Устюгова А. В., 2024 г.
мы делаем всё время, мы структурируем свою жизнь и ориентируемся в окружающей среде с помощью в значительной степени непризнанной системы классификационных схем» ([Batley, 2014, с. 1]; перевод А. У.).
Вопросы классификации музыкального инструментария сохраняют свою значимость, привлекают ученых и составляют предмет научных дискуссий в музыкальной науке. В XXI в. появились исследования1, в которых критически осмыслены классические концепции классификации музыкальных инструментов и раскрываются новые перспективы в разработке систематик. Значительна деятельность Международного совета традиционной музыки (International Council of Traditional Music2), который на протяжении ряда лет занимается изучением классификационных систем в связи с сохранением традиционных музыкальных инструментов различных стран мира. Среди многих попыток дальнейшего пересмотра существующих систем классификаций музыкального инструментария следует отметить многолетнюю коллективную работу Международного комитета музеев и коллекций музыкальных инструментов (Comité International des Musées et Collections d'Instruments de Musique CIMCIM3).
Вместе с тем античные классификации музыкальных инструментов до сих пор не являлись предметом специального исследования в российской музыкальной науке. Изучение античных систематик позволяет выявить основные классификационные принципы, изложенные в трактатах греческих и римских теоретиков музыки, определить их влияние на западноевропейскую органологию и проследить истоки современной классификации музыкальных инструментов.
Античная теория включала науку о музыкальных инструментах - «органику» (от др.-греч. opyaviKÔç [«инструментальный»]). Аристоксен Тарентский в трактате «Элементы гармоники» [Аристоксен, 2006], затем Порфирий Тирский в своих комментариях к «Гармоникам» Птолемея [Porphyrios, 1932] рассматривали органику как необходимый элемент знаний музыканта-теоретика наряду с гармоникой, ритмикой и метрикой.
Выделение органики в учении о музыке свидетельствовало об особом интересе к изучению музыкального инструментария. Е. В. Герцман описал ряд древнегреческих трактатов, которые посвящены музыкальным инструментам IV-II вв. до н. э.: «Битон "Об инструментах", Аристоксен "Об авлосах и инструментах" и "0 просверливании авлосов"; несколько ученых - Аристоксен, Эвфранор, Филлис, Пиррандер, - создали четыре самостоятельных сочинения с одним и тем же названием "Об авлетах", а два писателя - Аристей и Иероним - трактаты "0 кифародах"» [Герцман, 1998, с. 16]. Письменные памятники по органике, дошедшие до нашего времени, показывают важность музыкального инструментария в древнегреческом понимании мироустройства.
Античный музыкальный инструментарий отличался многообразием форм и конструкций. В письменных памятниках, предметах изобразительного искусства
и археологических находках содержатся некоторые сведения о музыкальных инструментах Античности.
В трактатах по органике упоминались редкие музыкальные инструменты, о которых ничего не известно, за исключением этих единичных сообщений. Так, Юлий Полидевк писал о струнных щипковых инструментах - «пелекс» и «сими-кион», и называл их псалтерическими [Герцман, 1998, с. 16]. В трактате Аристотеля встречается еще один неизвестный струнный щипковый инструмент - «семиугольник» (имел внешний вид арфы, со струнами одинаковой толщины, но различной длины).
Наиболее детальные подробности конструктивного устройства античных музыкальных инструментов дают археологические раскопки. Артефакты древнегреческих арф (частично уцелевшие инструменты и их детали) были обнаружены в погребении (V в. до н. э.) Пирея (Афины) и в семейной усыпальнице (III-II вв. до н. э.) некрополя города Тарант (Италия). В 2018 г. археологи Сочинской экспедиции Института археологии Российской академии наук нашли древнегреческую арфу-тригон в семейном склепе (IV в. до н. э.) некрополя Волна 1 (Темрюкский район Краснодарского края). От арфы сохранись костяные накладки, бронзовые колки для натягивания струн и бронзовые скобы для крепления накладок к корпусу [Суворова, 2019, с. 170].
В Древней Греции бытовали различные виды струнных инструментов. Е. В. Герцман среди них выделил: 1) инструменты со струнами одинаковой длины, но различной толщины и натяжения, звук извлекался пальцами или плектром (лира, кифара, псалтинга, скиндапс, барбитон, кинира) (рисунок); 2) «многострунные», или «псалтические» инструменты имели большое количество струн (иногда до 40), при этом звукоизвлечение осуществлялось только пальцами (псалтерион, семиугольник, самбике, симикион, треугольник ямбике) [Герцман, 1998, с. 29].
Античные духовые инструменты были представлены многочисленными видами авлоса, сиринга, сальпинкса, сальпинга и кероса. Юлий Полидевк отмечал, что сальпинкс имел настолько сильный и пронзительный звук, что его было слышно за 50 стадий (расстояние, равное почти 10 км) [Pollucis, 1824, р. 88]. К ударным инструментам относились тимпан, кимвалы, систр, кроталы и их разновидности. Особенность античного исполнительского искусства состояла в том, что ударные инструменты «почти никогда не использовались для воплощения сугубо музыкальных задач, исключая некоторые разновидности трещоток, надевавшихся изредка на обувь танцующих авлетов» [Герцман, 2020 б, с. 226].
Античные теоретики музыки, пытаясь осмыслить и систематизировать всё богатство видов музыкального инструментария, создали самые ранние классификации. В своих трактатах Аристоксен из Тарента (ок. 375-304 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Филодем из Гадары (ок. 110 г. до н. э.), Аристид
Квинтилиан (ок, II-III в, н, э.), Юлий Полидевк (Поллукс) (ок. II-III в. н. э.), Ни-комах Герасский (перв. пол. II в. н. э.) обращались к рассуждениям о музыкальном искусстве и органике.
Рис. Женщины со струнными музыкальными инструментами (арфа-тригон, кифары). Фрагмент. Краснофигурная ваза 17-IVвв. до н. э. [Evans, 1964, р. 25]
В конце II в. греческий лексикограф и софист Юлий Полидевк в лексиконе «Ономастикон»4 [РоИиш, 1824] представил двухкатегорийную классификацию музыкальных инструментов: «ударные» (включая струнные) и «духовые». Античные теоретики музыки струнные инструменты часто называли «ударными», поскольку под струнным звукоизвлечением они понимали «удар» по струнам, в том числе бряцание или щипок. Юлий Полидевк к первой категории отнес все струнные инструменты (независимо от конструктивного устройства, размера, строя, количества струн), на которых звук извлекался при помощи удара по струне. Он применял следующие термины для обозначения струн: «увкроу (неврон) - "сухожилие", хор5г| (хордэ) - "кишка", цио^ (митос) - "нить"» [Герц-ман, 1995, с. 89]. Приведённые им названия струн отчасти указывали на материал, из которого они изготавливались. Ко второй категории он относил все инструменты со звукоизвлечением посредством вдувания воздуха. Юлий Полидевк применял различные термины для обозначения духовых инструментов: «вдуваемые», «поддуваемые», «надуваемые».
Главным достоинством классификации Юлия Полидевка является утверждение принципа единства критерия систематизации музыкального инструментария. Он выделил две основные категории по способу звукоизвлечения: ударные (звук возникает посредством удара) и духовые (звук образуется с помощью «вдувания»
воздуха). В дальнейшем развитии теоретической мысли античной органики будет утрачено понимание необходимости единства классификационного критерия при систематизации музыкальных инструментов. В Западной Европе систематизация Юлия Полидевка бытовала долгое время и получила развитие в деятельности теоретиков музыки Аврелия Августина (¥1-4 в.), Исидора Севильского (VI—VII в.), Гуго Сен-Викторского (ХП в.) и Михаэля Преториуса (XVII в.).
Аристид Квинтилиан в трактате «О музыке» изложил двухкатегорийную классификацию музыкальных инструментов: «струнные» и «духовые». В этом он продолжил принципы систематизации музыкального инструментария Юлия Полидевка. Разница их классификаций только в терминологии: Аристид Квинтилиан использовал наименование «струнные», а Юлий Полидевк «ударные» в отношении струнных щипковых инструментов.
В своей классификации Аристид Квинтилиан уделял особое внимание описанию характера звучания музыкальных инструментов, сравнивая их звук с мужским или женским началом: «Среди духовых [инструментов] кто-то объявил бы сальпингу мужским [инструментом], из-за [ее] силы, а фригийский авлос - женским, так как он является скорбным и жалобным. Наоборот, среди струнных [инструментов] обнаруживается, что лира соответствует мужественности из-за низкого звучания и [его] суровости, а самбике - женственная, ибо будучи низкого происхождения и благодаря небольшой величине струн при большой высоте [их звучания] она приводит [душу] к расслабленности» [Герцман, 1998, с. 23-24]. Он предлагал все музыкальные инструменты систематизировать, исходя из выделенных им признаков: «Если же среди них обнаруживаются некоторые другие [типы], то их природа без труда определяется, так как мы в целом уже знаем отличительные признаки, по которым мы классифицируем каждый [инструмент]» [Герцман, 1998, с. 23-24].
В своем трактате об органике Аристид Квинтилиан выразил античное эстетическое представление о музыкальных инструментах. Он не оставил записей о конструкции музыкальных инструментов, их строе или исполнительском искусстве. Всё это обусловлено специфическими особенностями античной теории музыки, которая прежде всего была направлена на изучение самой природы музыки: звуковой и акустической, интервального состава звуковых систем, ритмических и метрических отношений. В трактатах по органике не рассматривались особенности музыкально-исполнительской практики, устройства инструментария и материалы их изготовления. Отчасти это отражено и в музыкальной терминологии. В Древней Греции теоретики музыки именовались «музыкантами», а исполнители - по названию своего инструмента, на котором играли (кифаристы, авлеты), или по основному музыкальному жанру в их музицировании (кифароды, авлоды и т. д.).
В трудах Никомаха Герасского мы наблюдаем переход от двухкатегорий-ной классификации музыкальных инструментов (ударные и духовые) к трехкате-горийной (струнные, духовые и ударные). В своем трактате «Руководство по гармонике» [Manuale harmonicum]5 он впервые разделил музыкальные инструменты на три категории: «И для нас теперь не будет никакой разницы, силами ли наших голосовых артерий или посредством музыкальных инструментов, струнных, духовых или ударных, мы упорядочиваем произведенные нами звуки» [Александрова, Мякин, 2009, с. 180-181].
Между наследием античной и западноевропейской средневековой культуры соединяющей аркой выступала деятельность римских философов, ученых, теоретиков музыки Флавия Магна Аврелия Кассиодора (ок. 480-585 гг. н. э.) и Аниция Манлия Северина Боэция (ок. 480-525 гг. н. э.). В своих учениях о музыке они применяли трехкатегорийную классификацию музыкальных инструментов.
Боэций относил инструментальную музыку (звучание инструментов) к третьему виду музыки [instrumentalis]: «Она получается либо путем натягивания жил, например, либо путем выдыхания, как во флейтах, либо посредством инструментов, приводимых в движение водой или каким-либо ударом, например, по вогнутым медным инструментам, отчего получаются различные звуки» [Шеста-ков, 1966, с. 26]. В свою очередь, в инструментальной музыке он выделял три категории: 1) звучание ударных инструментов; 2) щипковых и 3) духовых.
Кассиодор в своем трактате «0 науках и искусствах» [De artibus libris ас disciplinis liberalium litterarum] в главе о музыке представил похожее разделение инструментов на три рода (категории): ударные [percussionalia], духовые [inflatilia] и струнные щипковые [tensibilia]. Он пояснил особенности звучания каждого рода музыкальных инструментов: «Ударные - это медные, серебряные или иные диски, которые от удара по твердому металлу издают приятный звон. Струнные - это нити струн, натянутые по правилам искусства, которые от малейшего прикосновения плектра издают чрезвычайно приятные звуки, ласкающие слух. Сюда относятся разные виды кифар. Духовые - это те, которые, будучи наполнены струёй воздуха, обращают ее в звук голоса» [Шестаков, 1966, с. 30]. Следует отметить, что Кассиодор относил к струнным инструментам только щипковые, звук из которых извлекался плектром, об использовании смычка он не упоминал.
В классификациях римских теоретиков происходило смешение критериев систематизации, положенных в основу подразделения музыкальных инструментов на категории. Струнные и духовые инструменты выделяли по источнику звука (соответственно, колебания струн у струнных и столба воздуха у духовых), а щипковые и ударные - по способу звукоизвлечения (звук извлекался щипком
или ударом). В то же время часть музыкальных инструментов оказалась вне классификации. Все эти несоответствия впоследствии послужили поводом к пересмотру трехкатегорийного деления музыкальных инструментов и созданию новых классификационных систем.
Западноевропейские органологи XVI—XVII вв. во многих характеристиках своих классификаций сохранили и продолжили развивать основные положения систематизации музыкальных инструментов античных теоретиков. С. Вирдунг и М. Мерсенн разделяли музыкальные инструменты на три категории в соответствии с классификацией Боэция: струнные, духовые и ударные. В классификации М. Преториуса просматривается двухкатегорийный принцип деления музыкальных инструментов, предложенный Ю. Полидевком. В XVIII в. ведущей остается трехкатегорийная классификация музыкальных инструментов с сохранением античных традиций в выделении категорий инструментария и в применении терминологии (Себастьян де Броссар, Филиппо Бонанни, Джозеф Майер). Несмотря на отсутствие единства признаков деления, классификация музыкальных инструментов на три категории сохранилась с некоторыми изменениями до сегодняшнего времени и успешно применяется в академическом исполнительстве и в музыкальном образовании различных стран мира.
Таким образом, классификационные теории античных мыслителей оказали значительное влияние на последующих западноевропейских исследователей музыкального инструментария вплоть до XIX в. Юлий Полидевк в своей классификации применил принцип единства критерия систематизации музыкального инструментария. Он выделил две основные категории музыкальных инструментов по способу звукоизвлечения: «ударные» (звук возникает посредством удара о струны) и «духовые» (звук образуется с помощью «вдувания» воздуха). В классификации Аристида Квинтилиана из-за изменения терминологии произошло смешение критериев систематизации. Он сформировал первую категорию («струнные инструменты») по источнику звука (вибрирующая струна), а вторую категорию («духовые инструменты») - по способу звукоизвлечения. В дальнейшем развитии теоретической мысли античной органики было утрачено понимание необходимости единства классификационного критерия при систематизации музыкальных инструментов. Никомах Герасский впервые ввел трехкатегорий-ную классификацию с выделением струнных, духовых и ударных групп инструментов. Классификации Боэция и Кассиодора близки к систематизации Никомаха Герасского, в них сохранились традиции древнегреческих теоретиков музыки с их трехкатегорийным делением музыкального инструментария.
Античные модели классификации музыкальных инструментов с незначительными изменениями переходили из трактата в трактат западноевропейских
теоретиков, причем традиции бережно сохранялись в отношении разделения на категории и в терминологии. Классификация с трехкатегорийным делением музыкальных инструментов (струнные, духовые и ударные), созданная в период Античности, несмотря на многофакторные функциональные компоненты (способ звукоизвлечения и источник звука), оказалась наиболее жизнеспособной и употребительной.
Примечания
1. В своих трудах современные органологи и музыковеды обращались к проблемам классификации музыкальных инструментов в основном в плане критического осмысления систематики Хорнбостеля - Закса (1914). Можно выделить следующих авторов: К. Бегтол, 2003; Ф. Гетро, 2006; В. Яковлев, 2010; Г. Юссуфи, 2010; Т. Сергеева, 2010; Н. Хруст, 2017; Г. Варельджан, 2020; М. Еленский, 2020; М. Имханицкий, 2021; И. Мациевский, 2021; М. Фуксман, 2022.
2. Международный совет традиционной музыки (International Council of Traditional Music) - научная организация, созданная при участии ЮНЕСКО с целью изучения, документирования, сохранения и распространение традиционной музыки и танцев всех стран мира. В рамках всемирных конференций, симпозиумов и форумов, проводимых Международным советом традиционной музыки, неоднократно обсуждались проблемы классификации музыкального инструментария.
3. Международный комитет музеев и коллекций музыкальных инструментов (Comité International des Musées et Collections d'Instruments de Musique CIMCIM) был создан в 1960 г. с целью развития профессиональных стандартов сохранения музыкальных инструментов в музеях и коллекциях.
4. Энциклопедический словарь Юлия Полидевка «Ономастикон» содержал материалы по истории искусства и сведения об античном музыкальном инструментарии [Герцман, 2020 а, с. 60].
5. Трактат Никомаха Герасского «Руководство по гармонике» дошел до нашего времени в виде компилятивного пересказа Аниция Манлия Северина Боэция, изложенного в трактате De institutione música.
Библиография
Александрова, Л. В., Мякин, Т. Г. Никомах из Герасы. Руководство по гармонике // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. - 2009. -№3.1. - С. 161-205.
Аристоксен. Элементы гармоники / пер. и коммент. Ю. Н. Холопова // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. - Москва : НПФ ТС-Прима, 2006. -С. 315-338.
Бармин, А. Б. К проблеме классификации науки // История науки и техники в системе современных знаний : материалы науч. конф., посвященной 10-летию кафедры истории науки и техники УГТУ-УПИ. - Екатеринбург : УПИ, 2009.-С. 41-46.
Герцман, Е. В. Введение в музыкальное антиковедение. T. I : Источниковедение и методология его познания : уч. пособие. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2020 а. - 440 с.
Герцман, Е. В. Древнегреческая органика (по письменным памятникам) // Материалы к энциклопедии музыкальных инструментов народов мира. - Санкт-Петербург : ГИИИ, 1998. - Вып. 1. - С. 16-35.
Герцман, Е. В. Музыка Древней Греции и Рима : учебник для вузов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1995. - 328 с.
Герцман, Е. В. Уцелевшее письменное наследие античного инструментове-дения. - Санкт-Петербург : РГПУ им. Герцена, 2020 Ь. - 408 с.
Суворова, Н. И. К вопросу об элитарных погребениях античного времени на Нижнем Дону // Боспорские исследования. - 2019. - № 38. - С. 160-178.
Шестаков, В. П. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. - Москва : Музыка, 1966. - 572 с.
Batley, S. Classification in Theory and Practice. Second edition. - Oxford : Elsevier; Chandos Publishing, 2014. - 214 p.
Evans, M. Ancient Greek dress: A new illustrated edition combining Greek. -Chicago : published by Argonaut, 1964. - 82 p.
Pollucis Onomasticon: cum Annotationibus interpretum. I-V / ed. E. Bethe. -Leipzig : Teubner, 1824. - 288 p.
Porphyrios Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. - Vol. 38. Rel. 2. Göteborgs högskolas ersskrift. - Elanders, 1932. - 217 p.
Сведения об авторе
Устюгова Александра Викторовна, доктор искусствоведения, доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.
E-mail: [email protected]
A. V. Ustyugova
ANCIENT CLASSIFICATIONS OF MUSICAL INSTRUMENTS
Abstract: This article discusses the basic principles of classification of musical instruments of ancient theorists. Characteristics of ancient taxonomies, features of classification principles and their relationship with Western European theoretical thought about musical instruments are given. The author comes to the conclusion that ancient classification theories had a significant influence on Western European organology, both in relation to the concepts of systematization of musical instruments and in the terminology used. The study of ancient music theory allows us to identify the origins of the ideas of Western European taxonomies and modern classifications of musical instruments.
Key words: classification of musical instruments, ancient music theory, ancient organics, Western European organology, instrument science.
References
Aleksandrova L. V., Myakin T. G. "Nikomah iz Gerasy. Rukovodstvo po garmoni-ke [Nicomachus from Gerasa. Harmonica Guide]". IN: Scholae. Filosofskoe an-tikovedenie i klassicheskaya tradiciya [Scholae. Philosophical antiquity and classical tradition], 2009, no. 3.1, pp. 161-205. (In Russ.).
Aristoksen. Elementy garmoniki. [Elements of harmonics. Translation and comments by Yu. N. Kholopov]. IN: Ot Gvido do Kejdzha: Polifonicheskie chteniya [From Guido to Cage: Polyphonic Readings], Moscow, NPF TS-Prima, 2006, pp. 315-338. (In Russ.).
Barmin, A. B. K probleme klassifikacii nauki [On the problem of classification of science]. IN: Istoriya nauki i tekhniki v sisteme sovremennyh znanij: materialy nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 10-letiyu kafedry istorii nauki i tekhniki UGTU - UPI [History of science and technology in the system of modern knowledge: materials of the scientific conference dedicated to the 10th anniversary of the Department of History of Science and Technology UGTU - UPI]. Ekaterinburg, UPI, 2009. (In Russ).
Gercman, E. V. Vvedenie v muzykal'noe antikovedenie. Tom I. Istochnikovedenie i metodologiya ego poznaniya: uchebnoe posobie [Introduction to Musical Antiquities. (In Russ.)]. Saint-Petersburg, Lan', Planeta muzyki, 2020a, 440 p.
Gercman, E. V. Drevnegrecheskaya organika (po pis'mennym pamyatnikam) [Ancient Greek organics (based on written monuments)]. IN: Materialy k enciklope-dii muzykal'nyh instrumentov narodov mira. Vyp. 1. [Materials for the encyclopedia
of musical instruments of the peoples of the world. Vol. 1.]. Saint-Petersburg, GUI, 1998, pp. 16-35. (In Russian).
Gercman, E. V. Muzyka Drevnej Grecii i Rima: uchebnik dlya vuzov [Music of Ancient Greece and Rome: a textbook for universities. (In Russ.)]. Saint-Petersburg, Aletejya, 1995, 328 p.
Gercman, E. V. Ucelevshee pis'mennoe nasledie antichnogo instrumentovedeni-ya [The surviving written heritage of ancient instrumentation. (In Russ.]. Saint-Petersburg, RGPU im. Gercena, 2020b, 408 p.
Suvorova, N. I. K voprosu ob elitarnyh pogrebeniyah antichnogo vremeni na Nizhnem Donu [On the issue of elite burials of ancient times on the Lower Don], IN: Bosporskie issledovaniya, 2019, no. 38, pp. 160-178. (In Russian).
Shestakov, V. P. Muzykal'naya estetika zapadnoevropejskogo srednevekov'ya i Vozrozhdeniya [Musical aesthetics of the Western European Middle Ages and the Renaissance. (In Russ.)]. Moscow, Muzyka, 1966.
Batley, S. Classification in Theory and Practice. Second edition. Oxford, Elsevier; Chandos Publishing, 2014, 214 p.
Evans, M. Ancient Greek dress: A new illustrated edition combining Greek. Chicago, published by Argonaut, 1964, 82 p.
Pollucis Onomasticon: cum Annotationibus interpretum. I-V, ed. E. Bethe. Leipzig : Teubner, 1824, 288 p.
Porphyrios Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios, Vol. 38, Rel. 2. Göteborgs högskolas ersskrift. Elanders, 1932, 217 p.
About the author
Ustugova Alexandra Viktorovna, Doctor of Art History, Associate Professor of the Department of Musical and Performing Arts Moscow Pedagogical State University.
E-mail: [email protected]