7. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. - М.: АСТ, 2007. -286 с.
8. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. (Социлогический очерк). - М.: Механик, 1996. - С. 106-112.
АНТИЧНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
© Мелешкина Е.А.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Статья посвящена проблеме становления западноевропейского музыкального искусства эпохи античности, оказавшего влияние на творчество многих композиторов разных национальных школ последующих эпох. В работе затрагивается вопрос значения музыки во всех сферах жизни человека названного периода. Автор подчеркивает синкретический характер античного искусства и рассматривает процесс становления самостоятельности музыкально-инструментального творчества и исполнительского мастерства.
Ключевые слова синтез искусств, античная музыкальная теория, инструментальная постлюдия, дельфийские игры, авлодия, кифара, форминкс.
Хотя музыка не занимала какого-либо привилегированного положения, но в качестве фактора, образующего ум и сердце наряду с другими искусствами и на одной ступени с философской наукой, она была одной из существенных принадлежностей той высокой культуры эллинского народа, которая и теперь возбуждает удивление.
Гуго Риман
Наследие, которое оставила потомкам музыкальная культура античности не может сравниться с достижениями этой эпохи в области других видов искусств. До нас дошло лишь небольшое количество музыкальных фрагментов, записанных в традициях нотации того времени и, они, к сожалению, не могут всецело способствовать выявлению хода развития музыки античности. Но нельзя, тем не менее, отрицать тот факт, что музыка античного времени, несомненно, обладала своим неповторимым обликом, имела свои достижения, дальнейшее продолжение и трансформацию в европейской музыкальной культуре последующих эпох. «Такова эпоха процветания древней Греции, в ней коренится вся музыка средних веков, а музыкальная тео-
* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат педагогических наук, доцент.
рия древних греков составляет и в настоящее время основу научного определения нашего искусства» [5, с. 6].
Важнейшим свойством музыки Древней Греции является ее синкретическое единении с другими искусствами - на ранних ступенях или в синтезе с ними - в эпоху расцвета. Музыка находилась в неразрывной связи с поэзией и танцем, была непременной участницей популярных в то время трагедий. Как писал историк музыкальной культуры Р.И. Грубер: «Мы не должны забывать о том уровне «синтеза искусств», который был достигнут в античной трагедии, явившейся одним из величайших мировых завоеваний в области монументального, массового искусства, к которому на протяжении веков вновь и вновь возвращались лучшие умы человечества» [3, с. 8].
Проблемой выявления характерных особенностей античной музыки вцелом и древнегреческой в частности, занимались многие известные ученые-музыковеды. Их научные труды посвящены вопросам возникновения и развития музыкального искусства, античной метрике и ритмике (Р. Вест-фаль), музыкальной культуре и инструменталистке (К. Закс), общим вопросам музыкальной теории (Ф. Геварт).
Исходя из исследований различных литературных источников, музыка античности имела свои теоретические обоснования, воспринималась как точная наука, не оставляла никого равнодушным и впоследствии все-таки стала самостоятельным искусством. Снова, обращаясь к работе Г. Римана по истории музыкального искусства, правомерно обратить внимание на то, что в эпоху античности «... музыка впервые стала на высоту свободного искусства и в глазах народа была одним из драгоценнейших приобретений в мире духовном» [5, с. 21].
Не сразу, возникшая в античности музыка приобрела самостоятельное значение. Долгое время ей отводилась важная, но все-таки сопутствующая роль в различных общественных событиях. Игра на авлосе часто сопровождала религиозные процессии, обряды жертвоприношений, военные походы. Изначально музыка была неотъемлемым компонентом театрализованных представлений и имела значение лишь сопровождения. «Их рапсоды, свои эпические песни (Илиаду, Одиссею) и сказания о богах, пели с инструментальным сопровождением или вперемежку с инструментальными постлюдиями; оды Пиндара, Анакреона, Сафо пелись, а трагедия, во времена ее высшего процветания (Эсхил, Софокл, Эврипид), была соединением поэзии, мимики и музыки, близко подходившим к современной музыкальной драме» [5, с. 22].
Древнегреческие мыслители сначала весьма скептически относились и отзывались о самостоятельности музыкального искусства, в частности инструментального, об оторванности его от пляски и пения. По мнению Платона: «Применение отдельно взятой игры на флейте и на кифаре заключает в себе нечто в высокой степени безвкусное и достойное лишь фокусника» [1, с. 147]. И, хотя такой точке зрения придерживались не все, кто судил тогда о музыкальном искусстве, но без поэтического слова, вне пластики или театрального
действия, чисто инструментальная, музыка так и не завоевала в Древней Греции общественного признания вплоть до эпохи эллинизма. Ее теснейшее взаимодействие с поэзией и танцем объясняется еще и тем, что мелодическая линия музыкальных сочинений всегда была подчинена ритму, который имел неоспоримо преимущественное значение в древнегреческой музыке.
Как отмечает немецкий музыковед Гуго Риман в своем фундаментальном труде «Катехизис истории музыки»: «... эпоха, из которой мы хотя и не имеем ни одной мелодии, но имеем зато известное число теоретических сочинений, по которым можно сопоставить понятие о высоком состоянии музыкального искусства в те времена» [5, с. 6].
Известно, что спартанцы придавали музыке большое государственное значение. Обучение музыкальному искусству не носило у них профессионального характера, но обязательно входило в систему общего воспитания. В традиционных олимпийских состязаниях У1-У веков принимали участие и поэты-музыканты, и целые исполнительские коллективы: кифареды, ав-лоды и авлеты, хоры с авлетами, программы которых состояли из поэтических произведений с музыкой.
Предпочтение отдавалось вокальной музыке и струнным музыкальным инструментам, игра на которых, считалось, особым образом воспитывает и гармонизует душу античного человека. Главное место у греков занимали небольшие струнные музыкальные инструменты с ограниченным количеством струн: лира и кифара. Только они допускались к участию в дельфийских и олимпийских состязаниях. Лира и кифара считались инструментами Апполо-на, и никто не имел права владеть искусством игры на них лучше, чем он.
О внешнем виде и конструкции этих и других древнегреческих музыкальных инструментах мы узнаем из описаний и дошедших до нас изображений. Греческая лира очень просто устроенный струнный щипковый инструмент: на фигурную раму натянуты вертикально струны, которые воспроизводят тетрахорд. «Лира, заимствованная греками у египтян или непосредственно у ассирийцев, выработалась в инструмент изящной конструкции; она состояла из резонансного ящика, имевшего форму щита черепахи, из него поднимались две ручки или колонки, связанные вверху поперечным деревянным бруском, от которого шли струны к резонансной деке» [5, с. 22]. Так предположительно выглядела конструкция лиры у древних греков.
Кифара - это более популярный инструмент в Древней Греции и похож на профессиональную версию лиры. Кифара, имея также струнную природу, отличалась от лиры лишь плоской или четырехугольной формой корпуса, а также тем, что, играя на лире исполнитель (музыкант) держал ее под рукой или между коленями, а кифаред свой инструмент у груди, наклоненным вверх. А в остальном лира и кифары были тождественно равными струнными музыкальными инструментами, более крупные из которых назывались форминксами, а маленькие хелисами. Начиная с четырех, постепенно
увеличивалось с течением времени количество их струн и, достигнув числа восемнадцать, остановилось.
Меньшего распространения в эпоху античности достигла игра на таких струнных инструментах как арфа и лютня, так как они, по всей видимости, не имели особого значения для древних греков. А вот особой популярностью наряду с лирой и кифарой пользовался духовой музыкальный инструмент -флейта или авлос. К 585 году он достиг равноправия на пифийских играх с основными струнными инструментами. «Предполагали, что авлос был род свирели или гобоя, но теперь по-видимому устанавливается мнение, что авлос была настоящая флейта, или флейтуза... Это доказывается между прочим тем, что Мидас Агригентский, сломавший на пифийских играх 488 года мундштук, продолжал играть без него. На свирели этого нельзя было бы сделать. То обстоятельство, что трубки самых старых органов назывались аи1о1, служит веским доказательством в пользу такого предложения» [5, с. 23-24].
Известны и другие духовые музыкальные инструменты, которыми владели древние греки, так например, - это знаменитая Панфлейта, состоящая из постепенно уменьшающихся трубочек без боковых отверстий. Прародитель Панфлейты, как считается, - Сиринкс был простым развлечением пастухов и не являлся сложным и художественным музыкальным инструментом.
Судя по материалам, приобретенным при археологических раскопках, на территории Древней Греции существовала достаточно развитая музыкальная культура, но конкретных сведений сохранилось об этом очень мало. Однако изображения, как было ранее упомянуто, таких инструментов, как систр, духовых музыкальных инструментов, лир в руках музыкантов, позволяют нам думать о имеющемся опыте музицирования в те далекие времена.
Важные сведения о ранней музыкальной культуре в Греции дает нам гомеровский эпос, сам по себе связанный с музыкальным исполнением. «Одиссея» Гомера повествует о певцах-сказителях, аэдах, выделившихся из среды народных музыкантов. Такие певцы - слагатели эпоса - пользовались, как гласит поэма, большим почетом в обществе. Когда Одиссей пировал у феакийцев в царском дворце, слепой певец Демодок тут же слагал песни о его странствиях, а Одиссей, слушая их, закрывал голову мантией, дабы никто не видел его слез.
В «Илиаде» говорится о бытовых песнях: рабочих, свадебных, похоронных, а герои этой поэмы сами поют, пляшут и играют на форминксе. Наряду с пением и танцами под форминкс в «Илиаде» упоминается и авлос, ставший вместе с лирой излюбленным древними греками. Искусство авлетов, судя по мифам, пришло в Древнюю Грецию из Азии. Именно легендарному авлету Олимпу из Фригии приписывалось создание древнейших традиционных мелодий в честь определенных событий.
Активное развитие авлодии, так называемого греками пения под авлос, наблюдалось в VII веке. Вместе с тем уже в VI столетии прославился и такой вид музыкального исполнительства, как авлистика - чисто инструментальный жанр. В 586 году авлет Саккад из Аргоса одержал победу на пи-
фийских играх в Дельфах, где исполнил на авлосе программную пьесу о борьбе Аполлона с пифоном.
Параллельно авлодии развивалось и искусство кифародии - пения под кифару. В отличие от более древнего эпического искусства аэдов кифареды исполняли свои сочинения иначе: речитативный сказ перешел у них в мелодическое изложение, появились инструментальные вступления, возросла роль музыкального начала. Искусство кифародии берет свое начало по легенде от певца Терпандра (конец VII века), выходца острова Лесбос и одержавшего победу в поэтических состязаниях в Спарте.
Таким образом, в развитии музыкального искусства Западной Европы особую роль сыграло античное теоретическое наследие; мифологическое творчество; прогрессивные художественные идеи, связанные с синтезом искусств в древнегреческой трагедии; неразрывная связь музыки и поэзии; сольное инструментальное исполнительство и соревнования в виртуозном владении различными музыкальными инструментами. Все это вдохновляло на протяжении сотен лет, вплоть до современности, поэтов, художников, композиторов разных национальных школ.
Список литературы:
1. Античная музыкальная эстетика. - М., 1960.
2. Всеобщая история музыки / авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков. - М.: Эксмо, 2010.
3. Грубер Р.И. Музыкальная культура Древнего мира. - Л., 1937.
4. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века): учебник.
5. Риман Г. Катехизис истории музыки: История музыкальных инструментов. История звуковой системы и нотописания / Пер. с нем. - изд. 2-е. -М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2012.
6. Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. - изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010.
РОЛЬ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА В 1960-1980-Е ГГ.
© Мухаметзянова Э.В.*
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
г. Стерлитамак
В статье рассматривается многоплановая роль республиканского телевидения в сохранении культурных традиций народов Башкортостана в
* Доцент кафедры Истории Отечества и МПИ, кандидат исторических наук.