Идеи и смыслы
БЕРЕНДЕЕВ Вадим Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических коммуникаций Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2; [email protected]) РЫБКИНА Ольга Сергеевна — кандидат политических наук, доцент; доцент кафедры государственного управления и менеджмента Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС (603057, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 46; [email protected]) УСТИНКИН Сергей Васильевич — доктор исторических наук, профессор; директор Приволжского филиала ФНИСЦРАН (603000, Россия, г. Нижний Новгород, Холодный пер., 4); начальник международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории изучения мировых и региональных социально-политических процессов; научный руководитель Высшей школы международных отношений и мировой политики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; [email protected]) ФОМЕНКОВ Артем Александрович — доктор исторических наук, доцент; старший научный сотрудник международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории изучения мировых и региональных социально-политических процессов Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31А; [email protected]); доцент кафедры социально-политических коммуникаций Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2)
АНТИ-НОРДСТРЁМ: КРИТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АДЕПТОВ УРБАНИЗАЦИИ
Аннотация. В современных реалиях весьма популярны работы урбанистов, в т.ч. касающихся перспектив развития человечества. Одним из трудов такого рода является книга «15 правил нового мира, в котором главные роли у городов и женщин». Авторы высказывают возражения авторам этого труда по значимым, с их точки зрения, вопросам и отмечают, что данный труд содержит в себе немало полезной информации, хотя часть прогнозов носит нереалистичный характер.
Ключевые слова: агломерации, урбанизм, труды, национальные государства, концепции, критика, Челль Андерс Нордстрём
В последнее десятилетие урбанизм стал модным направлением, в т.ч. и в рамках общественно-политической мысли [Савченко и др. 2021: 18]. Одним из признанных во всем мире гуру урбанизма является швед Челль (Кьелл) Андерс Нордстрём. Его перу принадлежит не только получившая широчайшую известность книга «Бизнес в стиле фанк» [Нордстрём, Риддерстрале 2011], но также и написанная в соавторстве с Пером Шлингманом работа «15 правил нового мира, в котором главные роли у городов и женщин» [Шлингман, Нордстрём 2019]. Их совместный труд многие позиционируют ни много ни мало как манифест современного урбанизма.
Учитывая, что формально фамилия Пера Шлингмана идет первой среди авторов, данную статью, наверное, уместнее было бы озаглавить «Анти-Шлигман», однако ввиду большей известности Нордстрёма (в т.ч. и в связи с «15 правилами») мы озаглавили наш текст «Анти-Нордстрём». Впрочем, подчеркнем: оппонировать всему, написанному в труде Ч.А. Нордстрёма и П. Шлингмана, мы не будем. Ставить под сомнение научность и ценность урбанизма - тоже. Однако некоторые важные положения «15 правил» представляются нам настолько небесспорными, что мы не смогли отказать себе в их критике.
Прежде всего, это правило № 4, гласящее, что «власть переходит от стран к городам» [Шлингман, Нордстрём 2019: 58]. Авторы придерживаются мнения, согласно которому национальные государства куда как менее эффективны в решении массы проблем, стоящих перед человечеством, а потому обречены на отмирание.
Обоснование правила, приведенного нами выше, небезынтересно, но, во-первых, стремление заменить государства на более сильных акторов имело место уже более столетия назад. Можно вспомнить, например, 28-го президента США Вудро Вильсона и его планы по созданию Лиги Наций, которая стала бы регулирующей общемировой организацией, с целью «формирования универсального сообщества, построенного на общей для всех концепции либерально-демократического миропорядка» [Романов 2005: 31]. В итоге же ни Лига Наций, ни ООН позиции национальных государств не потеснили (транснациональные корпорации, кстати, - тоже).
Во-вторых, число национальных государств растет. На момент создания ООН его членами было всего 49 государств, а сейчас их число превышает 200 (сюда причислим частично признанные государства, включая Абхазию и Южную Осетию). Можно, разумеется, говорить о том, что смешно сравнивать вклад в мировую экономику любой из ТНК и, опять же, любой из «банановых республик», однако нельзя не упомянуть следующее: в большинстве своем даже слаборазвитые государства имеют право голоса в Генеральной ассамблее ООН и тем самым оказывают влияние на процесс принятия важных и даже важнейших политических решений. То есть, с институциональной точки зрения национальные государства существуют, и права у них тоже наличествуют. Да и сокращение числа государств также не происходит. Для сравнения: ни ТНК, ни городские агломерации правом голоса в ООН не обладают.
В-третьих, отмирание национальных государств неизбежно ведет и к отмиранию власти их глав (включая авторитарных правителей). Каким образом авторитарные правители, число которых в мире велико, откажутся от реальной власти, совершенно непонятно. Разумеется, можно признавать, что они в результате развития капитализма «в стиле фанк» окажутся на обочине развития цивилизации, однако вряд ли такое объяснение можно признать исчерпывающим.
Далее, мы не согласны с тезисом, согласно которому 600 городов составят костяк всей мировой экономики [Шлингман, Нордстрём 2019: 21]. В самом деле, справедливо отмечается, что «гиперурбанизация в развивающихся странах Азии, Африки, а теперь и в странах СНГ опасна вдвойне, так как происходит вширь (а не вглубь, как в развитых странах). Чаще всего там преобладает ложная урбанизация, когда на фоне стремительного роста городского населения почти или вовсе отсутствует экономический рост. Такие мегаполисы не стали и вряд ли в обозримом будущем станут двигателями экономического роста и структурных преобразований в экономике» [Добрецова 2006: 118]. Иначе говоря, конечно же, можно будет выделить 600 наиболее развитых городов в мире, однако будут ли именно они оказывать влияние на экономику большей части стран и регионов, или же это будет не совсем так, - пока не ясно. Да и насколько велико сегодня влияние крупных деловых центров на положение дел в больших городах в странах «третьего мира» (в худшем понимании данного словосочетания) - тоже не всегда понятно: в отдельных случаях это самое влияние если уж не нулевое, то близко к нему.
Далее, нельзя не упомянуть, что П. Шлингман и Ч.А. Нордстрём не затронули всерьез вопрос о том, что же нужно будет делать с населенными пунктами меньшего порядка, нежели мегаполисы. А ведь исследователи отмечают, что «в ближайшее время видеть покинутые и оставленные людьми населенные пункты можно будет достаточно часто, т.к. по причине последствий экономического кризиса люди бегут в большие города для лучшей жизни, у них нет никакого желания туда обратно возвращаться. Они начинают жить в другом месте, а города становятся заброшенными, что, естественно, вызывает ужасную грусть и тоску, одновременно являясь колоссальной проблемой, которую необходимо будет решать современному урбанисту» [Орлов 2020: 20]. Собственно, такого рода проблема характерна сейчас для ряда стран, включая Российскую Федерацию и США [Пахомова, Чернева 2016: 173], однако говорить о наличии какого-то оптимального пути решения данной проблемы не приходится. Ч.А. Нордстрём и П. Шлингман тоже не дали ответ на этот наболевший вопрос.
И наконец, наличествует еще одна тенденция, которая во многом идет вразрез с мнением урбанистской общественности. В самом деле, «сегодня параллельно урбанизации протекает и обратный процесс - рурализация, который в социально-духовном плане выражается в переносе городской специфики повседневной жизни в село» [Димитричева и др. 2021: 190-191]. Означенный процесс «является следствием того, что люди устали от цивилизации, бешеного ритма, пробок, вечного цейтнота. Несмотря на то что им удалось многого добиться (получить хорошую работу, обеспечить себя различными материальными благами и т.п.), они перестали чувствовать себя психологически комфортно, утратили радость жизни, перестали испытывать счастье. В некоторых случаях люди буквально "убегают" из города» [Иванова, Подольская 2020: 127]. Разумеется, далеко не все бегущие из города стремятся к архаике, да и к занятию сельским хозяйством - тоже. Многие как раз «перевозят» с собой городские привычки на новое место проживания. В какой-то мере даже возможна, с одной стороны, тенденция переселения людей без опыта проживания в городах в мегаполисы и, с другой - оттока горожан в далеко не первом поколении из мегаполисов. Как в таких реалиях мегаполисы сохранят в полном объеме свои конкурентные преимущества, не совсем понятно. П. Шлингман и Ч.А. Нордстрём ответа на этот вопрос также не дают - во всяком случае, пока.
Нам представляется, что урбанизм как направление общественно-политической мысли не только имеет право на существование, но также и позволяет сформулировать немало полезных рекомендаций для политиков, управленцев и государственных деятелей разного уровня. Однако в ряде случаев взгляды урбанистов могут быть охарактеризованы как красивые мечты о прекрасном мире будущего. Никакие вооруженные конфликты в нем невозможны по причине стремления мегаполисов к сотрудничеству, однако как перейти к этому бесконфликтному миру будущего - неизвестно. Можно даже вспомнить, как урбанисты конца позапрошлого века строили в 1898 г. мрачные прогнозы отно -сительно будущего крупных городов по причине невозможности ликвидации конского навоза на улицах (гужевой транспорт был тогда основным)1, но, как известно, развитие автомобильного и электрического транспорта напрочь опровергло те пессимистические выводы.
1 Шереметьев К. Устаревание знаний. Доступ: https://dzen.ru/media/sheremetev/ ustarevaшe-zшшi-5e44151ffe0dd810cfe91b16 (проверено 19.04.2023).
Общий же итог, по нашему мнению, таков: труд П. Шлингмана и Ч.А. Нордстрёма содержит в себе немало полезной информации, хотя часть прогнозов носит нереалистичный характер. Фактор военных действий авторами полностью отвергается, что, как показывает практика, является неразумным.
Список литературы
Димитричева О.И., Савченко И.А., Устинкин С.В., Пикунов О.И. 2021. Актуальность идей чикагской школы в фокусе процессов урбанизации и рура-лизации. Власть. Т. 29. № 1. С. 190-195.
Добрецова Н.Н. 2006. Рурализация и поглощение городской субкультуры -ЭКО. № 9(387). С. 116-130.
Иванова Ю.И., Подольская И.А. 2020. Социально-психологические аспекты рурализации. - Вестник Калужского университета. Сер. 1. Психологические науки. Педагогические науки. Т. 3. № 4(9). С. 127-137.
Нордстрём К., Риддерстрале Й. 2011. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта (пер. с англ. П. Павловского). М.: Манн, Иванов и Фербер. 279 с.
Орлов Е.В. 2020. Философия города - основа зарождения и развития современного градостроительства. — Журнал философских исследований. Т. 6. № 1. С. 19-21.
Пахомова Е.А., Чернева Р.И. 2016. Необходимые приоритеты социальной политики в настоящем и будущем. — Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. № 49. С. 169-176.
Романов В.В. 2005. Внешнеполитическая доктрина вильсонизма и политико-академические круги США (1913-1921 гг.): автореф. дис. ... д.и.н. М. 49 с.
Савченко И.А., Козлова Ю.В., Устинкин С.В., Широкалова Г.С., Ануфриева Е.В., Саакян А.К., Димитричева О.И., Пикунов О.И., Наумов С.И. 2021. Современные городские исследования. М.: ИД «Инфра-М». 135 с.
Шлингман П., Нордстрём К. 2019. Urban express: 15 правил нового мира, в котором главные роли у городов и женщин (пер. с англ. К. Артамонова, А. Лавруша). М.: Альпина Паблишер. 267 с.
BERENDEEV Vadim Anatol'evich, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of Social and Political Communications, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (2 Ulyanova St, Nizhny Novgorod, Russia, 603005; [email protected])
RYBKINA Olga Sergeevna, Cand. Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Public Administration and Management, Nizhny Novgorod Institute of Management — the Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (46 Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603057; [email protected]) USTINKIN Sergey Vasil'evich, Dr.Sci. (Hist.), Professor; Director of the Volga Branch of the Russian Academy of Sciences (4 Kholodny Lane, Nizhny Novgorod, 603000, Russia); Head of the International Interdisciplinary Research Laboratory for the Study of World and Regional Socio-political Processes; Scientific Director of the Higher School of International Relations and World Politics of Dobrolyubov State Linguistic University (31a Minina St, Nizhny Novgorod, 603950, Russia;[email protected])
FOMENKOV Artjom Aleksandrovich, Dr.Sci. (Hist.), Senior Researcher of the International Interdisciplinary Research Laboratory for the Study of World and Regional Socio-political Processes, Dobrolyubov State Linguistic University (31A Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950); Associate Professor of the Chair of Social and Political Communications, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (2 Ulyanova St, Nizhny Novgorod, Russia, 603005; [email protected])
ANTI-NORDSTRÖM: CRITICISM OF CERTAIN PROVISIONS OF THE ADHERENTS OF URBANIZATION
Abstract. In modern realities, the works of urbanists are very popular, including those concerning the prospects of human development. One of the works of this kind is the book «15 Rules of the New World, in Which Cities and Women Play the Main Roles». The researchers raise objections to the authors of this work on significant issues, from their point of view and indicate that this work contains a lot of useful information, though some of the forecasts are unrealistic. Keywords: agglomerations, urbanism, works, nation states, concepts, criticism, Kjell Anders Nordström