Научная статья на тему 'Ante oculos audientis: экфрасис и коллективная память францисканского ордена в 40-е годы XIII века'

Ante oculos audientis: экфрасис и коллективная память францисканского ордена в 40-е годы XIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Vox medii aevi
Область наук
Ключевые слова
Memoriale in desiderio animae / Vita Secunda / власть / искусство памяти / метафора / риторика / становление францисканского ордена / Франциск Ассизский / Фома Челанский / экфрасис. / ars memoriae / ekphrasis / Francis of Assisi / Franciscan Order’s institutionalization / Memoriale in desiderio animae / power / rhetoric / Thomas of Celano / Vita Secunda.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кравцова Елена Сергеевна

В центре внимания автора статьи находится житие Франциска Ассизского Memoriale in desiderio animae, написанное с 1244 по 1246 гг. францисканцем Фомой Челанским (ок. 1200 – ок. 1265), ученым ритором и автором ряда официальных житий святого. Основываясь на установленной исследователями связи экфрасиса и искусства памяти, автор статьи отвечает вопросы: 1) из каких текстов могли быть заимствованы образы, используемые Фомой Челанским; 2) как образы, описанные в технике экфрасиса, расположены в пространствах текста и какие функции они выполняют; 3) имеется ли связь между экфрасисом и искусством памяти в житии, составленном Фомой Челанским, и если да, то какой могла быть практика использования этого текста. В результате автор приходит к выводу, что изображения-метафоры, применяемые Фомой Челанским, были заимствованы, как минимум, из трех источников: Библии, рыцарских романов и цистерцианских текстов. Переосмысленные францисканским автором, они изображали различные ипостаси Франциска Ассизского на его пути ко Христу и в управлении орденом. Они также указывали на разные аспекты власти, которыми обладал Франциск Ассизский – и вслед за ним его «истинные дети»: власть матери как власть, творимая внутри частного закрытого пространства, власть защиты; власть отца, власть судебная и власть публичная, активно преображающая окружающий мир. Эти образы помогали братьям ордена осознать свою идентичность и исключительность по сравнению как с традиционными сообществами, входящими в католическую церковь, так и с прочими нищенствующими орденами, которые в большом количестве появились в Западной Европе в первой половине XIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ante oculos audientis: ekphrasis and the collective memory of the Franciscan Order in the 1240s

The author of the article focuses her attention on the life of Francis of Assisi, Memoriale in desiderio animae, written from 1244 to 1246 by Franciscan Thomas of Celano (c. 1200 – c. 1265), a rhetorician and author of several official hagiographies of Francis of Assisi. Basing on the link between ekphrasis and the art of memory established by the researchers, the author answers the questions: 1) from which texts the images used by Thomas of Celano could be borrowed; 2) where the images described in the technique of ekphrasis are located in the spaces of the text and what their functions were; 3) whether there is a connection between ekphrasis and the art of memory in Francis of Assisi’s life and, if so, what practice of its use could be. As a result, the author concludes that the metaphors used by Thomas of Celano were borrowed from at least three sources: the Bible, romances and Cistercian texts. Revisited by the Franciscan author, they embodied various aspects of Francis of Assisi’s image on his way to Christ and in the management of the Order, as well as the different kinds of power held by Francis of Assisi – and then his “true children”, namely, the power of the mother which was manifested within a private space, it was the power of protection; and the father’s power, judicial and public, actively transforming the world around us. These images helped the Franciscans to realize their identity and exclusivity, in comparison with both the traditional communities of the Catholic Church, and with other mendicant orders, which appeared in large numbers in Western Europe in the first half of the XIII century.

Текст научной работы на тему «Ante oculos audientis: экфрасис и коллективная память францисканского ордена в 40-е годы XIII века»



КРАВЦОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА Кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт истории, Сибирское отделение РАН [email protected] Ante oculos audientis: экфрасис и коллективная память францисканского ордена в 40-е годы XIII века В центре внимания автора статьи находится житие Франциска Ассизского Memoriaíe in desiderio animae, написанное с 1244 по 1246 гг. францисканцем Фомой Челанским (ок. 1200 - ок. 1265),ученым ритором и автором ряда официальных житий святого. Основываясь на установленной исследователями связи экфрасиса и искусства памяти, автор статьи отвечает на вопросы: 1) из каких текстов могли быть заимствованы образы, используемые Фомой Челанским; 2) как образы, описанные в технике экфрасиса, расположены в пространствах текста и какие функции они выполняют; 3) имеется ли связь между экфрасисом и искусством памяти в житии, составленном Фомой Челанским, и если да,то какой могла быть практика использования этого текста. В результате автор приходит к выводу, что изображения-метафоры, применяемые Фомой Челанским, были заимствованы, как минимум, из трех источников: Библии, рыцарских романов и цистерцианских текстов. Переосмысленные францисканским автором, они изображали различные ипостаси Франциска Ассизского на его пути ко Христу и в управлении орденом. Они также указывали на разные аспекты власти, которыми обладал Франциск Ассизский -и вслед за ним его «истинные дети»: власть матери как власть, творимая внутри частного закрытого пространства, власть защиты; власть отца, власть судебная и власть публичная, активно преображающая окружающий мир. Эти образы помогали братьям ордена осознать свою идентичность и исключительность по сравнению как с традиционными сообществами, входящими в католическую церковь,так и с прочими нищенствующими орденами, которые в большом количестве появились в Западной Европе в первой половине XIII в. Ключевые слова: власть; искусство памяти; метафора; риторика; становление францисканского ордена; Франциск Ассизский; Фома Челанский; экфрасис; Memoriale in desiderio animae\ Vita Secunda ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ Кравцова Е. С. Ante oculos audientis: экфрасис и коллективная память францисканского ордена в 40-е годы XIII века [Электронный ресурс] //Vox medii aevi. 2021. Vol. 1(8). С. 65-93. URL: 7ttp:// voxmediiaevi.com/2021-l-kravtsova DOI 10.24412/2587-6619-2021-1-65-93

ELENA KRAVTSOVA Candidate ofSciences (History), Research Fellow, Institute of History, Siberian Branch ofthe Russian Academy ofSciences [email protected] Ante oculos audientis: Ekphrasis and the Collective Memory ofthe Franciscan Order in the 1240s The author focuses her attention on the life of Francis of Assisi, Memoriale in desiderio animae, written between 1244 and 1246 by Franciscan Thomas of Celano (c. 1200 - c. 1265), a rhetorician and author of several official hagiographies of Francis of Assisi. Basing on the link between ekphrasis and the art of memory established by the researchers, the authoranswers the questions: 1) from which texts the images used by Thomas ofCelano could be borrowed; 2) where the images described in the technique ofekphrasis are located in the spaces of the text and what their functions are; 3) whether there is a connection between ekphrasis and the art of memory in Francis of Assisi's life and, ifso, what practice ofits use could be. As a result, the author concludes that the metaphors used by Thomas of Celano were borrowed from at least three sources: the Bible, romances and Cistercian texts. Revisited by the Franciscan author, they embodied various aspects of Francis of Assisi's image on his way to Christ and in the management of the Order, as well as the different kinds of power held by Francis of Assisi - and then his "true children", namely,the power ofthe mother which was manifested within a private space, itwas the power ofprotection; and the father's power, judicial and public, actively transforming theworld around us. These images helped the Franciscans to realize their identity and exclusivity, in comparison with both the traditional communities ofthe Catholic Church, and with other mendicant orders, which appeared in large numbers in Western Europe in the first half of the XIII century. Keywords: ars memoriae; ekphrasis; Francis of Assisi; Franciscan Order's institutionalization; Memoriale in desiderio animae\ power; rhetoric; Thomas of Celano; Vita Secunda FOR CITATION Кравцова E. C. Ante oculos audientis: экфрасис и коллективная память францисканского ордена в 40-е годы XIII века [Digital Resource] [Kravtsova Е. Ante oculos audientis: ekphrasis and the collective memory ofthe Franciscan Order in the 1240s] //Vox medii aevi. 2021. Vol. 1(8). C. 65-93. URL: http:// voxmediiaevi.com/2021 -1 -kravtsova DOI 10.24412/2587-6619-2021-1-65-93

Что может связывать дворец, мечи, курицу, прекрасную даму и небесный престол? Память: все эти объекты являются важнейшими компонентами образа святого Франциска Ассизского в житии, одобренном руководством францисканского ордена в 40-е гг. XIII в.

В историографии память как отдельный сюжет исторического исследования рассматривается или в контексте мнемонических техник ars memoriae (Ф. Йейтс, М. Каррузерс, Л. Долеза-лова), или в контексте мемориальных традиций в различных сообществах (П. Нора, О.Г. Эксле, П.Дж. Гири)1. В случае же францисканского ордена в XIII в., благодаря особенностям его мемориальных практик, мнемонические техники, скрепляющие текст жития святого в единое целое, приобретают исключительно важное значение.

Искусство памяти (ars memoriae) пронизывало все составляющие средневековой жизни, поскольку риторика — а искусство памяти входило в состав риторических дисциплин — лежала в основе всех видов средневековых искусств: вербального, архитектурного, музыкального, графического, литургического2. Из разнообразного набора инструментов, которыми располагает риторика, наибольший интерес у современных исследователей вызывает экфрасис3. Самое общее его определение — всякое воспроизведение одного искусства средствами другого. В данной статье под экфрасисом подразумевается риторический прием, позволяющий ввести описание реальных и выдуманных предметов в музыкальное, текстовое, изобразительное повествование. Он входил в число

1. Основополагающие труды: Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб, 1997; Эксле О.Г. Memoria и мемориальная традиция

в раннее Средневековье // Эксле О.Г. Действительность и знание: Очерки социальной истории Средневековья / пер. с нем. Ю. Е.Арнаутовой. М., 2007. С.233-269; Nora P. Les lieux de mémoire. Paris, 1984-1992. T. 1-3; Carruthers M. The Book ofMemory: A Study ofMemory in MedievalCulture. New York, 1990; Geary P.J. Phantoms of Remembrance: Memory and Oblivion at the End of the First Millenium. Princeton, 1996. Современная научная литература обширна. Некоторое представление о современных подходах к мемориальным традициям может дать сборник: Memory and Commemoration in Medieval Culture /ed. E. Brenner, M. Cohen, M.F. Brown. Farnham (Surrey), 2013. О мнемонических техниках arsmemoriae см.: Inventing a Path: Studies in Medieval Rhetoric in Honour of Mary Carruthers./ ed. L. Iseppi De Filippis.Turnhout, 2012.

2. Carruthers M. The Experience of Beauty in the Middle Ages. Oxford, 2013. P. 18.

3. В последние десятилетия исследования этого приема выходят из традиционной области исследования риторики.Основные подходы в зарубежной историографии, начиная с 2000 г., см.: The Art of Vision: Ekphrasis in Medieval Literature and Culture / ed.A.J. Johnston, E. Knapp,

M. Rouse. Columbus,2015. P. 1-14. URL: https://kb.osu.edu/handle/1811/73282 (дата обращения 12.01.2021). В отечественной историографии: Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения/ науч. ред. Т. Автухович, Р. Мних,Т. Бовсу-новская. Седльце, 2018.

© Е. Кравцова, 2021

Я) ф©

важнейших инструментов искусства памяти, в основе одной из техник которой лежал навык создания образов-пространств памяти, будь это сад, видение, дворец или какой-то предмет4. «Второе житие» Франциска Ассизского, озаглавленное его автором, францисканцем Фомой Челанским, Memoriale in desiderio animae5, содержит несколько предметов, описания которых выполнены в технике экфрасиса. Большая их часть была явлена в видениях основателю ордена, святому Франциску, или его ближайшим товарищам, самым преданным последователям. С какой целью Фома Челанский ввел эти предметы в текст, какие функции они выполняли? Были ли эти образы созданы Фомой Челанским или кем-то другим? А если кем-то другим, то почему они были заимствованы Фомой?

Фома Челанский (ок. 1200 — ок. 1265), ученый ритор родом из Челано, один из основателей германской провинции францисканского ордена, автор ряда житий Франциска Ассизского и Клары Ассизской, приступил к работе над Memoriale in desiderio animae6, или Vita secunda7, в 1244 г. по приказанию генерального министра ордена, Кресценция из Джези (1244-1247). Житие было написано к 1246 г. и утверждено как официальное в 1247 г. взамен предыдущего, от 1230 г., составленного тем же автором («Первое житие», или «Легенда Григория IX»)8. «Второе житие», в свою очередь, сменила «Большая легенда» — последнее официальное житие святого, созданное в 1263 г. генеральным министром ордена и выдающимся схоластом Бонавентурой9. Из всех официальных житий Франциска Ассизского «Второе житие» вызывает особый исследовательский интерес в связи с контекстом его создания.

Необходимость написания нового жития была обусловлена институциональным кризисом, в который орден погрузился в 40-е гг. XIII в.10 и на который названием жития намекает Фома Челанский11. Он был вызван слишком быстрым ростом ордена: первоначальная община, братья которой были вдохновлены апостолическим импульсом, принимала людей, которые в миру имели самый разный социальный статус, при этом поток новообращенных братьев только возрастал; орден брал

4. См.BarbettiC. Ekphrastic Medieval Visions: A New Discussion in Interarts Theory. New York, 2011. P. 84-103; Carruthers M. The Craft of Thought: Meditation, Rhetoric and Making of Images, 400-1200. Cambridge, 2003. P. 3.

5. Thomas áe Celano. Vita Secunda S. Francisci //Analecta Franciscana. Ouaracchi,1926.T.X,fasc. II. P. 129-260. Перевод на рус. яз.:Житие второе святого Франциска (Челанского) // Истоки францисканства: Святой Франциск Ассизский: писания и биографии; Святая Клара Ассизская: писания и биография / пер. с ит. О. Седаковой, А.Топоровой, Л. Сумм; общ. ред.

А. Вичини.Я.Ан. Вильнюс,1996. С. 329-520.

6. Парафраз цитаты из Книги пророка Исаии,26,8:«И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша» (Nomen tuum et memoriale tuum in desiderio animae) (цит. по: URL: https://azbyka.ru/biblia/ ?ls.26&c~H (дата обращения 12.01.2021)).

7. В историографии существуеттрадиция называть первое официальное житие Франциска Ассизского авторства Фомы Челанского - «Первым житием» (Vita Prima),а второе официальноежитие того же автора - «Вторым» (Vita Secunda). НедавноЖ. Даларен открыл еще одно житие Франциска Ассизского, которое Фома Челанский написал в период между «первым» и «вторым» (см.:

The Rediscovered Life of Francis of Assisi by Thomas of Celano / ed. J. Dalarun, trans.T.J. Johnson. New York, 2016).

8.Praefatio //Analecta Franciscana. T.X. Ouaracchi-Firenze, 1926. P. xxvi (критическое издание «Первого жития»: Thomas de Celano. Vita Prima S. Francisci // Analecta Franciscana. Ouaracchi, 1926. T.X.fasc.l.P. 3-115).

на себя все больше и больше обязанностей, кроме изначальной, проповеднической, деятельности. Привилегированное положение меньших братьев в Римской курии притягивало в него честолюбцев. Постоянное и непонятное подавляющей части ордена сотрудничество с Парижским университетом — ученых клириков. Близость к распределению финансовых потоков — меньшие братья выполняли для папы римского аудит монастырей — людей, для которых аскетические идеалы Франциска Ассизского стояли не на первом и даже не на втором месте. Появление германской, французской, испанской, английской и других провинций означало, что в орден, ядром которого были люди, разговаривающие друг с другом на различных наречиях итальянского языка, пришли носители многообразных языков Европы. К тому же, к 40-м гг. XIII в. в среде миноритов активно распространялась т.н. «иоахи-митская ересь», согласно которой в 1260 г. должен был произойти конец света12. Католическая церковь не объявляла это учение ересью, но ее растущее влияние вызывало серьезные опасения руководства ордена.

Современники осознавали, насколько орден нуждался в переменах. Томас Экклестон (ум. 1258), автор хроники ордена меньших братьев в Англии с 1224 по 1258 гг., записал, что в день выбора Кресценция на пост генерального министра ордена один из братьев услышал голос с небес: «Вот Мардохей»13. Мардохей, один из главных героев ветхозаветной Книги Эсфири, был известен как герой, спасший народ евреев от уничтожения14. Судя по этому отрывку, меньшие братья возлагали на Кресценция большие надежды.

«Первое житие» Франциска Ассизского, созданное Фомой Челанским к 1230 г., обосновывало и доказывало необходимость стремительной канонизации совершенно нового святого. Целью жития, ставшего официальным в 1247 г., стало восстановление утраченной целостности ордена, разные братья которого должны были заново осознать идентичность с помощью единого коллективного воспоминания об образе жизни раннефранцисканской общины, которой некогда руководил святой Франциск. Причиной для избрания именно такого

9./г. S. Bonaventura. Legenda Maior // Analecta Franciscana. Ouaracchi, 1941. T.X.fasc.V.P. 557-626. 10.0 проблемах Ордена в этот период и создании «внутренней мифологии» житийной литературой см. BurrD. The Spiritual Franciscans: From Protest to Persecution in the Century after Saint Francis. University Park, 2001. P. 14-29; BrookR.B. Early Franciscan Governement: Elias to Bonaventure. Cambridge, 1959. P. 181-279.

11. В 2 главе Книги пророка Исаии предсказывается, что умножение племени иудеев приведет к распространению в нем нечестивцев. Это станет причиной для суда Господа, наказания грешников и вхождения праведников в город.

12. Daniel E.R. A Re-Examination of the Origins of Franciscan Joachitism // Speculum. 1968.Vol.43. № 4. P. 671-676.

13. ...videret eum unus frater in visione (...) et audivit vocem de cáelo factam supereum in haec verba:"lsteest Mardocheus" (Fratris Thomae Eccleston Liber de adventu fratrum minorum in Angliam //Analecta Franciscana.

T.l. Ouaracchi, 1885.T.I.P. 244).

14. Согласно Книге Эсфири, не поклонившись любимцу царя Артаксеркса Аману, Мардохей навлек на себя его немилость. Чтобы отомстить Мардохею, Аман задумал уничтожить всех евреев. Но с помощью своей приемной дочери Эсфири,любимой наложницы Артаксеркса, Мардохей спас свой народ. В память об этом событии празднуется Пурим.

средства единения стала возникшая в ордене традиция вести полемику и выстраивать стратегию действий с оглядкой на действия или слова Франциска в схожей ситуации, о чем свидетельствовала активно процветающая житийная литература, создаваемая представителями различных течений в ордене15.

Житие состоит из пролога, написанного от лица первых товарищей Франциска (они выступают основными легитимными хранителями памяти об основателе ордена), проживающих небольшой общиной в Греччо, первой части (от рождения Франциска до основания Ордена), пролога ко второй части, второй части (от основания Ордена до перехода Франциска в царствие небесное) и эпилога, который озаглавлен «Молитва товарищей к святому». Обе части разбиты на рубрики, объединяющие главы со схожими сюжетами. Рассмотрим текст как пространство, в котором в определенном порядке и с определенной целью расположены объекты, описанные в технике экфрасиса.

В главе, открывающей первую часть жития, Фома сравнивает Франциска с пророком Иоанном (1оаппеэ ргорЬе1а). Франциск пророчествует, будучи еще в миру, не помышляя о том, что оставит мир16. Будучи провидцем с рождения, Франциск еще до обращения (сопуетао) предвидит свое будущее. Во второй главе сын купца Франциск, подобно святому Мартину, отдает бедному рыцарю свою изысканную одежду. Этот поступок запускает череду важнейших событий, и первое из них — сон, в рассказе о котором в технике экфрасиса описаны дворец, оружие и невеста Франциска (илл. 1). Этот сюжет присутствует и в «Первом житии», и в «Большой легенде»17, но в обоих случаях из сна исключена обещанная Франциску невеста.

15.0 разнообразных житиях Франциска, создававшихся разными течениями в ордене, см.: Saint François d'Assise. Documents. Écrits et premières biographies / ed.et trad.T. Desbonnets T., D.Vorreux D. Paris, 2002.

16. Prophetavit loannes intra secreta materni uteri clausus; Franciscus in carcere saeculi positus, divini adhuc ignarus consilii,futura praedixit (Thomas de Celano. Vita Secunda... P. 132).

17. Thomas de Celano. Vita Prima... P. 8-9; fr. S. Bonaventura. Legenda Maior... P. 561.

Илл. 1. Дворец [palatium] (P. I, Cap. II, б18): Вскоре в видении ему был явлен блистательный дворец, в котором он видит самое разнообразное прекрасное оружие и прекраснейшую невесту. Франциск, во сне, слышит, как его называют по имени и обещают ему все увиденное [Palatium speciosum sibi mox in visione ostenditur, in quo varios apparatus armorum et sponsam pulcherrimam cernit. Vocatur in somnis Franciscus ex nomine, et horum omnium promissione allicitur].

18. Здесь и далее в качестве иллюстраций приводятся фрагменты из Vita Secunda.

Не познавший еще Христа Франциск во «Втором житии» неверно толкует видение. Он приходит к выводу, что ему обещана военная слава, он собирается в военный поход19. Однако Христос не дает ему сбиться с пути и, пока Франциск не обладает навыками самостоятельной интерпретации, внушает ему истинное значение видения. Дворец — символ власти, но не мирской. Оружие во дворце обещает Франциску славу не военную, но духовную20. С невестой Франциск сочетается браком во второй части жития, в главе, открывающей группу рубрик, посвященных добродетели Бедности. Ради союза с ней он оставит свою мирскую семью и отвергнет все мирское, чтобы «двое стали одним»21.

Юный Франциск во второй главе первой части жития следует приказу Христа, потребовавшего от Франциска отказаться от задуманного похода и вернуться «на землю своего рождения»22. Подобно Савлу, обращенному в Павла, Франциск ступает на путь послушания (obedientia) божественной воле23. Этот путь приведет его в Латеранский дворец в одиннадцатой главе первой части. Основной сюжет этой главы — разрешение римского понтифика Иннокентия III (1198-1216) на основание совершенно нового ордена, главой которого становится бывший купеческий сын, а ныне меньший брат, Франциск Ассизский. Чтобы убедить сомневающегося понтифика, Франциск рассказывает притчу (parabola), внушенную ему, в свою очередь, Христом. Некая прекрасная бедная женщина, живущая в пустыне, отводит своих детей на встречу с царем, и тот, по схожести облика, признает в них своих наследников. Царь приглашает женщину и детей войти в курию (curia) и присоединиться к общей трапезе24. Толкование притчи дает сам Фома: бедная женщина — это Франциск, множество ее детей — братья-минориты, Великий Царь — Христос. Далее, Иннокентию III во сне приходит видение некоего скромного человека, поддерживающего спиной Ла-теранскую базилику, готовую обратиться в руины. Этот сон окончательно убеждает Иннокентия III. Он дает решительное согласие на утверждение ордена. Первая рубрика первой части жития завершена.

19. Carnalem interpretationem praeteritae visionis carnalis ei spiritus suggerebat... (Thomas de Celano. Vita Secunda... P. 133).

20. Franciscus vero arma carnalia in spiritualia vertit,et pro militari gloria divinum suscipit praesidatum (Ibid. P. 134).

21. Amator igitur factus formae illius,

ut uxori forties inhaereret,ac duo essent in uno spiritu, non solum patrem matremque reliquit, verum etiam universa submovit (Ibid. P. 165).

22. Et Dominus ad eum : «Reverte», ait,«Ad terram nativitatistuae...» (Ibid).

23. Revertitur absque mora, iam forma obedientiae factus, et propriam abdicans voluntatem.de Saulo Paulus efficitur (Ibid).

24. Ibid. P. 140-141.

С помощью историй, собранных во второй рубрике первой части, Фома объясняет значимость церкви святой Марии Пор-циункулы, символического центра ордена меньших братьев. Главы третьей рубрики показывают образ жизни первых товарищей Франциска, а также повествуют о мерах, которые предпринял Франциск, чтобы сохранить его в будущем.

Илл. 2. Курица [gallina] (P. I, Cap. XVI, 24). ...однажды ночью, во сне, [Франциску] было такое видение. Он замечает маленькую черную курицу, схожую с домашним голубем, с лапками, покрытыми перьями. У нее бесконечное множество цыплят, которые непрестанно бегают вокруг курицы, из-за чего не могут собраться все вместе под ее крыльями [...nocte quadam,ded¡tus somno, visionem hanc videt. Inspicit gaUinam parvam et nigram, columbae domesticae similem,crura tota pennata habentem cum pedibus. Haec pullos habebat innúmeros, qui gaUinam rotantes instanter,sub alas eius omnes congregan nequibant],

В предпоследней главе третьей рубрики первой части Франциск, будучи уже главой ордена, предвидит, что в будущем противники новизны ордена будут преследовать меньших братьев, а внутри самого ордена возникнет раскол. Франциск размышляет, засыпает, и приходит к нему видение, отсутствующее в предшествующем и последующем официальных житиях: он видит черную курочку и множество цыплят с ней (илл. 2). Проснувшись, Франциск, уже полностью отказавшийся от мира и обращенный к духовной жизни, и поэтому способный на самостоятельное и правильное толкование видения, сообщает слушателю: «Курица — это я <...> который должен соединять голубиную простоту с невинностью жизни <...> цыплята — это братья, возросшие в численности и во влиянии, для защиты которых добродетели Франциска недостаточно из-за смешения народов и языков»25. Франциск принимает решение отдать орден под защиту Римской курии. В следующей, последней главе первой части, Франциск благополучно исполняет принятое решение, и на этом завершается история становления и учреждения ордена.

25. GaLLina haec sum ego <...> per innocentiam vitae debet famulari simplicitas, quae <...> volat ad caelum. PuLLi sunt fratres <...> quos a conturbatione hominum et a contradictione linguarum defendere Francisci virtus non sufficit (Ibid. P. 145).

В Новом Завете образ курицы, собирающей птенцов под крыльями, применяется как метафора Христа — защитника христианской общины26. К. Байнум показала, как цистерцианцы развили этот образ в образ Христа-матери и перенесли его на фигуру аббата цистерцианского монастыря27. Исследовательница пришла к выводу, что эта метаморфоза стала возможной в связи с появлением в XII в. новой концепции власти, в которой отождествлялась власть Бога и главы монастыря, отрезанного от мира28. Однако орден, который основал Франциск в начале XIII в., с миром взаимодействовал и очень активно, причем после смерти основателя количество связей росло: профессиональными обязанностями миноритов стала не только проповедь среди мирян, но и служба в структурах Римской курии и преподавание в средневековых университетах. Заимствование францисканцами цистерцианской «женской» метафоры власти, не востребованной в конце 20-х гг. XIII в. (во время создания «Первого жития»), свидетельствует о пересмотре в 40-е гг. XIII в. представлений об управлении нищенствующим монашеским орденом29. Рассмотрим более пристально «женскую» ипостась Франциска и пространство «материнского лона» внутри пространства «Второго жития», их функции в тексте.

Первая часть жития начинается с образа «материнского лона» (materna utera), метафоры мирского состояния, в котором пребывает Франциск до обращения к Христу30, и заканчивается просьбой Франциска выделить из лона (viscera) святой римской Церкви кардинала, который мог бы управлять (gubernare) молодым сообществом и защищать его31. Во второй части жития меньшие братья пребывают в «материнском лоне» самого Франциска. Фома указывает, что дух Франциска (spiritus) производит на свет детей-братьев в больших мучениях, нежели материнское лоно физической женщины32. Фома требует, чтобы францисканцы вели себя как дети одной матери, чтобы все у них было общим33. Самого Франциска отличает стремление сохранить единство своих сыновей, привлеченных одним духом (spiritus), рожденных от одного отца и пребывающих в одном материнском лоне34. Руководитель ордена,

26. Мф.23,37 иЛк.13,34.

27.Вупит С. W. Jésus as Mother and Abbot as Mother: Some Themes in Twelfth-Century Cisterian Writing // The Harvard Theological Review. 1977. Vol. 70. P. 260.

28. Ibid. P. 279-280.

29. В рамках поиска «истинного» Франциска,T. Дебонне и Ж.Даларен предполагали,что будущий святой перенес на орден представления

о семье и о незримой власти матери в ней (DalarunJ. François et Claire. Masculin/Féminin dans l'Assise du Xllle siècle // Médiévales. 1997.Vol. 16. N. 32. P. 87).Ж.Ле Гофф пришел квыводу, что Франциск использовал метафору матери для принятия ненавистной ему власти, она была способом ее сублимации (Le GoffJ. Le vocabulaire des catégories sociales chez saint François dAssise et ses biographes du XIII siècle // Ordres et classes / ed. D. Roche, C.E. Labrousse. Paris, 1973. P. 93-123).

30. Prophetavit loannes intra sécréta materni uteri clausus; Franciscus in carcere saeculi positus, divini adhuc ignarus consilii.futura praedixit (Thomas de Celano. Vita Secunda... P. 132).

31. Domine,a vestrae sanctitatis visceribus postulo hune dominum Ostiensem nobis pro papa concedi... (Ibid. P. 146).

32. ...quos [comissos] laboriosius eius parturiebatspiritusquam materna pepererant viscera (Ibid. P.230).

33. «Volo», inquit,«utfratres mei filios eiusdem matris ostendant se...» (Ibid. P. 233).

34.Assiduum votum vigilque studium semper in eo fuit custodire interfilios vinculum unitatis, ut quos idem spiritus traxerat, idemque genuerat pater, unius matris gremio pacifice foverentur (Ibid. P. 239-240).

согласно наставлению Франциска, ни в коем случае не должен «замыкать свое лоно», приветствовать возвращение в орден «блудных овец»35. Вместе с тем вред и боль материнскому лону Франциска причиняют братья, пребывающие в статусе миноритов, но соблазненные мирской прелестью36.

Внутреннее пространство ордена, его обособленность от остальных сообществ, входящих в лоно католической Церкви, во «Втором житии» обеспечивает семейный союз дамы Бедности, персонализации одноименной добродетели, и Франциска.

35. Ad refugos Ordinis,veLut ad oves quae perierant, viscera pietatis non claudat...(lbid.P.236).

36. Duro propterea gladio me transfodiunt, et reducunt ilium per mea viscera tota die (ibid. P. 221).

Илл. З.Дама [Domina] (P. II, Сар. L,82) Однажды ночью... [Франциск] засыпает. Вводится душа его святая в святилище Господне и видит она во сне среди прочего некую даму такого вида: голова видится золотой, серебряными грудь и руки, живот стеклянным и все, что ниже - железным; была она высокой, утонченного строения, должно устроенная. Однако превосходные формы госпожи были скрыты неопрятным плащом. [Nocte quadam... [Francuscus] obdormit. Introducitur anima illa sancta in sanctu-arium Dei, videtque per somnium inter alia dominam quamdam sic se habentem: Caput aureum videbatur, argentea pectus et brachia, venter crystallinus, et deinceps in infimis ferrea; alta erat statura, subtili compage ac regula coaptata. Verumtamen egregiae formae domina mantello sordido tegebatur].

В отдельно выделенной рубрике «О некоем видении о бедности», состоящей из единственной главы, Франциск видит сон, который, с точки зрения Фомы Челанского, необходимо вспомнить и «вернуть в память» братьев37. В центре сна, отсутствующего и в первом официальном житии, и в последнем, находится прекрасная дама, части тела которой состоят из разных материалов (илл. 3). Брат Пацифик, которому Франциск рассказывает о сне, дает толкование, вдохновленное Святым Духом: женщина — прекрасная душа Франциска, плащ — его презренное тело. Фома подчеркивает, что склоняется к этому толкованию, но должен привести и другие. Братья, также вдохновленные Святым Духом, видят в прекрасной даме Бедность, супругу святого отца, обещанную невесту из первого видения Франциска (илл. 1).

37. Libet hic sancti visionem referre memoria dignam (ibid. P. 179).

В толковании притчи о бедной женщине и ее сыновьях, которую Франциск рассказал Иннокентию III в конце первой рубрики первой части, Фома объясняет, что следование обету святой бедности преображает истинного ревнителя, придает ему облик, схожий с обликом Христа38. Учитывая, что для западноевропейских средневековых художников и авторов пол Христа не был однозначно мужским, скорее он был мужским символически39, метаморфоза души Франциска в даму Бедность, слияние с возлюбленной в единое целое, соответствует постоянно подчеркиваемой Фомой параллели образов Христа и Франциска. Ни одна из трактовок, данная сну Франциска, не противоречит другим: будущему святому явлена и его душа, и та, в кого она обратится. В главе, закрывающей группу рубрик о Бедности, Фома рассказывает о таинственной встрече Франциска с тремя женщинами, которые приветствуют его: «Добро пожаловать, госпожа Бедность», после чего исчезают40.

Фома приводит также третью трактовку видения: многие братья говорят, что оно относится к будущему ордена, согласно пророчеству пророка Даниила о последовательности времен. Действительно, в книге пророка Даниила, во второй главе, рассказывается, как Навуходоносор, царь Вавилона, пленивший иудеев, требовал от всевозможных толкователей и чародеев, чтобы они объяснили ему сон, чрезвычайно его встревоживший. Только Даниил, которому в ночном видении сам Господь открыл тайну сна, преуспел. Он объяснил, что истукан (statua) с золотой головой, грудью и руками из серебра, чревом и бедрами из меди, с голенями из железа и ногами частично из железа и частично из глины — символизируют последовательность царств, каждое из которых будет разрушено, кроме последнего, которое воздвигнет Бог, и оно будет стоять вечно41. Фома не осуждает это мнение, но считает, что если бы видение говорило о будущем ордена, то Франциск не умолчал бы об этом.

Образ истукана/дамы вошел в ряд францисканских метафор, вероятно, во время пребывания Илии Кортонского на посту генерала ордена, в 30-е гг. XIII в.42 Ее связь с пророчествами о сменах исторических циклов привела к ее рецепции ранне-

38. ...rex: Filius Dei, cui sancta paupertate consimiles eadem forma respondent... (ibid. P. 141).

39. См., например: BaschetJ.,SchmittJ.-C. La «sexualité» du Christ //Annales. ESC. 1991. Vol. 46. N. 2. P. 337-346.Зотов С., Майзульс M., Харман Д. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. М., 2018. С. 171-186.

40. Bene veniat, domina Paupertas (Thomas de Celano. Vita Secunda... P. 186).

41. Книга пророка Даниила,2. URL: https://azbyka.ru/biblia/?Dan.2&c~l~r (дата обращения: 12.01.2021).

42.Томас Экклестон упоминает, что Илья Кортонский, генеральный министр ордена, вызванный в Рим в 1239 г., прочитал перед папой Григорием IX проповедь «о золотой статуе (statua), которую увидел Навуходоносор» (Fratris Thomae Eccleston Liber... P. 242).

иоахимитским течением в ордене, о чем косвенно свидетельствует «История семи гонений ордена меньших братьев», написанная в начале XIV в. францисканцем Анжело Кларено (ок. 1255-1337). Один из лидеров спиритуалов рассказывает, как ангел в виде прекрасной женщины, чьи части тела состоят из золота, серебра, стекла и железа, является Франциску во сне и предсказывает ему будущее ордена43. Я полагаю, что именно с этой, еще зарождающейся, традицией полемизировал Фома Челанский. Заявленное им стремление «вернуть воспоминание» в коллективную память ордена скрывает его сознательную коррекцию. Фома «возвращает» образ в «правильном» виде, достойном запоминания, согласно толкованию брата Пацифика и других «достойных» братьев. Отвергая толкование, основанное на пророчестве Даниила, Фома категорически отвергает возможность иоахимисткой трактовки видения. Он выводит образ многосоставной дамы из линии истории ордена, встраивая ее в линию преображения души Франциска, венцом чего станет слияние образа святого с образом Христа (см. илл. 9).

Таким образом, в первой части жития видения, которые предсказывают Франциску его будущее материнство — и притча о бедной женщине, рассказанная Иннокентию III, и видение черной курицы, подтолкнувшее Франциска к просьбе назначить епископа Остийского, будущего понтифика Григория IX (1227-1241), кардиналом-протектором ордена, иллюстрируют этапы институционализации ордена: его утверждение и его вхождение в «лоно» Римской церкви. Во второй части жития Франциск, как мать, обеспечивает внутреннее единство меньших братьев и «женской» ипостасью сообщает ордену черту, которая обеспечивает его идентичность, выделяет орден среди всех прочих: бедность.

«Большая легенда» предает «забвению» образы черной курицы и дамы в святилище. Исключая из своего текста очень важные во «Втором житии» сюжеты, намекающие о глубинной близости образов Франциска и Христа в «женской» ипостаси — Бонавентура создает совсем другие связи и совсем другую историю. Можно предположить, что причина была в опасности

43. Angelus Clarenus. Historia Septem tribulationum Ordinis Minorum //Angeli Clareni Opera / ed.0. Rossini.Т. II. Rome, 1999. P. 71.

иоахимитской трактовки видения дамы в святилище. Однако образ небесного престола, введенный в официальную агиографию впервые Фомой Челанским во «Втором житии» и очень популярный в неофициальной житийной литературе, в том числе спиритуалистской44, Бонавентура заимствует и делает одним из центральных в «Большой легенде».

Илл. 4. Престол [sedes/thronus] (P. II, Cap. LXXXVI, 123) И вот, вознесенный в экстазе, он видит на небесах среди многих престолов один, превосходящий прочие благородством,украшенный драгоценными камнями и сияющий ярче всех прочих в славе. Подивился он про себя благородному престолу, и задумался, кому он мог бы принадлежать. Между тем, слышит голос,так ему говорящий: «престол этот принадлежал одному из павших, а ныне смиренному Франциску предназначен» [Et, ecce,factus in ecstasi, videt inter multas in cáelo sedes unam caeteris digniorem, ornatam pretiosis Lapidibus, omnique gloria praefulgentem. Miratur intra se nobilem thronum, et cuius sit, lacitus pensât. Audit inter haec vocem dicentem sibi: «Sedes ista unius de ruentibus fuit, et nunc humili Francisco servatur»].

44. Например://-. S. Bonaventura. Legenda Maior... P. 584-585; Ubertino da Casale. Arbor Vitae CrucifixaeJesu. Andrea de Bonetis. Venice, 1485. Lib. V. 4. F. 217 A; Angelo Clareno. Historia... P. 124-125; De conformitate vitae Beati Francisci ad vitam Domini lesu.auctore Fr. Bartholomaeo de Pisa //Analecta Franciscana.Т. II. Ouaracchi. 1906-1912. P. 138.

Одна из глав рубрики «Второго жития» «Как искушали его бесы» рассказывает, как Франциск и его товарищ приходят к некоей церквушке. Франциск принимает решение переночевать в церкви — ночью его будут искушать бесы, но будут посрамлены святым — а спутник отправляется в приют (hospital). Вернувшись рано утром в церковь, меньший брат, не догадываясь, с какими испытаниями пришлось столкнуться Франциску, видит его, полностью погруженного в молитву. Он начинает молиться сам и в молитвенном экстазе созерцает видение престола (ил. 4). После, в разговоре с Франциском, спутник как бы мимоходом интересуется, что Франциск думает о себе. Франциск признает в себе великого грешника. Дух (Spiritus) подтверждает спутнику (и слушающему житие меньшому брату), что престол должен перейти к Франциску.

Подобно всем францисканским метафорам, корни этого образа находятся в Библии45. В библейском контексте небес-

45. Пс. 11,4 (in cáelo sedes eius); Мф. 19,28 (thronus gloriae); Откр. 4,2 (thronus positus in caelo),20,4(thronus).

ныи престол рассматривается как место отправления высшей справедливости. Псалом 11 повествует о Господе, занявшем престол и взирающем на нищего (pauper), отделяющего праведного (iustus) от нечестивого (impius). В Евангелии от Матфея Христос обещает апостолом, что, когда он воссядет на престол славы, они сядут с ним судить колена Израилевы (Мф. 19:28). В Откровении Иоанна Богослова престол занят Христом-судьей, творящим последний суд после второго пришествия. О суде Божьем напоминает название самого жития.

Библейский престол занят судьей, а престол во «Втором житии», явленный товарищу Франциска, пустует. Исследователи, отмечающие влияние поэзии трубадуров и рыцарского эпоса на раннее францисканство46, отмечают его и в рецепции метафоры «пустующего престола». Она могла перейти в жизнеописание Франциска из артурианского цикла, в котором упомянуто гибельное сидение у круглого стола. Каждый, кто был достаточно горд, чтобы сесть на него — погибал. Занять его мог только совершенный рыцарь47. Комментируя видение пустующего небесного престола в «Перуджийской легенде», возможном тексте-предшественнике «Второго жития», Т. Дебонне обращает внимание на то, что это видение передал бывший трубадур и будущий министр французской провинции брат Пацифик, который, без сомнения, был знаком с историей о «гибельном престоле», предназначенном Галаха-ду Совершенному48. Однако Фома Челанский не указывает, кто именно был спутником Франциска Ассизского.

Таким образом, метафора могла состоять из двух компонентов, первый из которых связан с судебной властью, источник которой находится в небесном мире и которая отделяет праведников от грешников. Второй — с публичной властью рыцаря, вторгающегося в привычный уклад вещей в ходе поисков Святого Грааля и активно преображающего земной мир. Следовательно, можно предположить, что метафора престола в небесах, закрепляя противостояние фигур Франциска Ассизского и Люцифера, иллюстрировала противостояние власти праведной, проистекающей из добродетели смирения (humilitas), и неправедной, корень которой — порок гордыни (superbia).

46. BataisL. La courtoisie de François d'Assise, influence de la littérature épique et courtoise sur la première génération franciscaine // Mélanges de l'école française de Rome. 1997. Vol. 109. N.l. P. 131-160.DalarunJ. François d'Assise et la quête du Graal// Romania. Vol. 127.2009. P. 147-167; DalarunJ. François et Claire... P. 83-95.

47. Им является Персифаль, или, по другой версии, Галахад (BattaisL. La courtoisie de François d'Assise... P. 152).

48. Saint François d'Assise. Documents... P. 428-429.

Начало противостоянию Франциска и Люцифера положено в третьей главе первой части «Второго жития». Франциска, сына Петра Бернардоне, уже вставшего на путь послушания Богу, избирают предводителем карнавального шествия в Ас-сизи. Вождь «сынов Вавилона», с жезлом в руках, в момент апофеоза мирской славы, окончательно отказывается от мирской жизни49. В Книге пророка Исаии, в 14 главе, где идет речь о падении сына зари, последний, будучи еще на небесах во славе, замыслил: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»50. Однако был низвержен в преисподнюю. Франциск, предводитель нечестивой карнавальной толпы, волей Фомы Челанского уподобляется Христу, оставившему мир и его заботы для того, чтобы взойти на гору и предаться молитве51.

После карнавала в Ассизи Франциск Фомы Челанского принимается за поиски новой формы монашества, которая воплотится в нищенствующем ордене меньших братьев, внутренние мир и единство которого гарантируются властью Франциска-матери. Однако в конце первой части, в предпоследней главе, сразу после видения курицы, защищающей цыплят, Фома предсказывает, что сыны Велиала проникнут в виноградник (3 Цар. 21), но не уйдут безнаказанными: мать-церковь защитит основные добродетели ордена, его бедность (paupertas), смирение (humilitas) и любовь (caritas)52. Фома порицает «ложных» братьев за сохранение прежних семейных связей. Именно таких братьев, притворяющихся святыми, но на деле предающихся порокам праздности и чревоугодия, Фома Челанский в рубрике «Против праздности и праздных» называет детьми Люцифера53. Это меньшие братья по имени, но не по сути, их деяния несут не благословение, а мучение лону Франциска-матери. Франциск-отец выносит им приговор, он проклинает (maledictio) таких «детей»54.

Франциск Фомы предсказывает, что наступит день, когда орден будет весь запятнан делами князя теней и его детей. Но истинные дети Франциска не перестанут рождаться на свет, поскольку их будет вести в орден сам Святой дух

49. ...sequuntur eum filii Babilonis <...> Nam iuvenum turba civitatis Assisii <...> Eligitur ab eis in ducem <...> Sequitur Franciscus, ut dominus manus baculum gestans; sed paulatim ab eis se corpore subtrahit, qui mentem iam tota totus ad illa surduerat, corde Domino canens

(Thomas de Celano. Vita Secunda... Р. 134).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Ис. 14:13-14 (цит. по: URL: https://azbyka.ru/biblia/?ls.l4&c~l~r (дата обращения: 12.01.2021)).

51. Pavit enim Christus panibus et piscibus turbas, nee repulit a suo prandio peccatores. Ouaesitus ab eis in regem, iniit fugamet montem oraturus ascendit (Thomasde Celano. Vita Secunda... Р. 135).

52. Non erit, ipsa (sancta Romana Ecclesia.- E.K.) protegente,in ordine malus occursus, necfilius Belial pervineam Domini transibit impunis (ibid. P. 145).

53. Odio suntvirtutum exercitia multis, qui ante laborem volentes quiescere, filios se non Francisci sed Luciferi probant (ibid. P. 224).

54. В первой части жития Франциск нанимает некоего простолюдина, чтобы тот, изображая отца Франциска, купца Петра Бернардоне, проклинал непослушного сына,а Францискего

в ответ благословлял (ibid. Р. 137-138). Во второй части, где сам Франциск выступает в роли отца ордена, Фома замечает: Timenda est et sanctorum sententia, quam tanta facilitate vindicta subsequitur (ibid. P. 160).

(Sanctus Spiritus), и именно они будут благословлены Богом55. Но как отличить «ложного» брата от «истинного»? Кого в орден привел Святой Дух? Кто пришел по внушению князя теней?

Илл. 5-6. Меч [ensis], знак Tay [signum Thau] (P. II, Cap. LXXII, 106): Рука Божия почила на нем,увидел он телесными глазами на Франциске два нестерпимо сияющих меча, перекрещенных подобно кресту, один из них был направлен от головы до ног, а второй шел от руки до руки, через грудную клетку (...) Немного позже он заметил большой знак Tay на лбу блаженного Франциска, который, разнообразными разноцветными кружками, напоминал о красоте павлина [facta autem manu Dei super ilium, videt corporeis oculis sanctum Franciscum duobus transversis ensibus valde fulgentibus in modum crucis signatum, quorum unus a capite ad pedes, alius a manu in manum per pectus transversaliter tendebatur [...] Aspexit enim post pauca magnum signum Thau super frontem beati Francisci, quod diversi coloribus circulis pavonis pulchritudinem praeferebat.].

55. Veniet tempus, quo malis exemplis dilecta Dei religio diffametur, ita ut pudeat exire in publicum. Oui vero tunc temporis ad suscipiendum Ordinem venerint,sola Spiritus Sancti operatione ducentur, et nullam in eis maculam caro et sanguis impinget, eruntque vere a Domino benedicti (Ibid. P.221).

В рубрике «О понимании святым Священного Писания и силе его слов», примеры которой показывают Франциска человеком необыкновенной памяти и ума, находится сюжет обращения одного из первых товарищей Франциска. В миру он прозывался «король стихосложения» (rex versuum) и был отмечен самим императором. После встречи с Франциском в монастыре кларисс и видения перекрещенных мечей на теле будущего святого, он вошел в орден под именем брат Пацифик. Уже став членом ордена меньших братьев, брат Пацифик заметил, что Франциск отмечен знаком Tay (илл. 5-6)56. Этот сюжет отсутствует в «Первом житии» (как и брат Пацифик), но он переходит в «Большую легенду», в которой роль брата Пацифика оказывается более значительной, по сравнению со «Вторым житием»57.

Образ меча, пожалуй, наиболее ярко отражает переосмысление метафор, заимствованных францисканцами из фонда текстов и образов, созданных в «длинный XII век», предшествующий эпохе нищенствующих орденов. Пространство «Вто-

56. Этим знаком отмечены истинные праведники, что сразу отличает

их от грешников (Иез. 9,- 6).

57./r. S. Bonaventura. Legenda Maior... Р. 572.

poro жития» наполнено оружием, начиная с самого его начала: как духовным, так и физическим.

Франциск Фомы Челанского в течение всей земной жизни будет неустанно бороться с рыцарством, использующим мечи ради ссор, убийства и смут. Франциск предсказывает, что тем, кто поднял оружие на беззащитных, кто сеет жестокость и разрушение, грозит страшный суд58. Истинным оружием Франциска, духовным, обращенным против неправедных грешников, становится проповедь. Слова проповедующего Франциска, напоминающего о скором и последнем суде, пронзают слушателей словно мечи59.

«Мечи» второго жития объединяют и ветхозаветный «меч слова»60, и обращают куртуазного странствующего рыцаря, чье оружие меч, в странствующего проповедника, чье оружие проповедь, и, как видится, развивают теорию двух мечей Бернара Клервосского, цистерцианца XII в., вдохновителя и идеолога эпохи крестовых походов и одного из создателей ордена рыцарей-храмовников61. Меч духовный, принадлежащий церкви — это нищенствующий брат-проповедник. Меч физический Фома безусловно осуждает.

С точки зрения истории спасения, которая определяет историю человечества, движущегося к страшному суду, решающую роль играет тот, кто, в конечном счете, держит в руках меч-орден. На момент написания «Второго жития» это был глава Римской церкви и Римской курии, римский понтифик. Вовлечение францисканцев в структуры институциональной власти Римской курии было обеспечено обетом послушания, образцом которого служил Франциск. Согласно «Второму житию», он отказался от собственной воли, чтобы следовать только божественной, а потому стал совершенным проводником ее власти, которую на земле физически воплощала Римская церковь. Властью обета послушания активно пользовался Иннокентий IV (1243-1254), в годы понтификата которого пишется «Второе житие»62. Против корыстного использования этой практики направлена риторика «Второго жития»: Франциск призывает не использовать обет послушания слишком часто, поскольку обет, следуя которому меньший брат должен безоговорочно

58. Deveniens ergo Perusium populo congregato incipit praedicare; cumque milites in equis, ut assolet, currerent et in Ludis militaribus arma tenentes verbum Dei praepedirent, conversus sanctus ad eos, ingemuit dicens: «0 miserorum hominum miseranda vecordia, qui non consideratis, nec timetis iudicium Dei! Sed audite quae Dominus per me pauperculum vobis annuntiat. Dominus», inquit,«exaltavit vos super omnes qui in circuitu vestro sunt; propter quod vicinis benigniores, Deo gratiores exsistere deberetis.Sed ingrati gratiae.manu armata vicinos impetitis, occiditis et vastatis. Dico vobis, non relinquetur inultum.sed ad graviorem punitionem facietvos infestino Deus bello subruere, ila ut unus in alterum mutua seditione consurgat. Docebit indignatio quos dignatio non instruxit» (Thomasde Celano.Vita Secunda... P. 152).

59. Beatus vero pater cum primo praedicaret communiter omnibus, gladium verbi Dei transvertit in hominem (Ibid. P. 193).

60. См., например, Пс. 57,5.

61.0 нем см.: Фокин А.Р. Бернард Клервосский // Православная энциклопедия.Т.4. М., 2002. URL: https://www.pravenc.ru/text/78178.html (дата обращения 12.01.2021). Идея двух мечей, физического и духовного, наиболее полно рассмотрена Бернаром Клервосским в трактате De consideratione (S. Bernardi De Consideratione Libri V/ ed. C.F. Th. Schneider. Berolini, 1850. URL: http://mdz-nbn-resolving.de/ urn:nbn:de:bvb:12-bsbl0742842-5 (дата обращения 12.01.2021). 62. Кравцова E. С. От инквизиторов Римского престола к королевским следователям: Францисканцы во Франции в первой пол.XIII в.//Религия. Церковь. Общество. 2016. Вып. 5. С. 84. URL: http://rcs-almanac.ru/kravtsova-e-s-201t (дата обращения: 12.01.2021).

повиноваться приказу, подобен мечу, а меч, в свою очередь, может натворить много зла, если окажется в руках безумца63. Власть над обетом послушания должна была вернуться наследнику и преемнику основателя ордена, генеральному министру64.

Так же, как добродетели смирения противостоит порок гордыни, послушанию противостоит непослушание. Во второй части, в одной из глав рубрики, посвященной пророческим способностям Франциска, святой видит дьявола на спине одного из братьев. Дьявол искушает брата непослушанием65. Непослушание — один из худших грехов меньшего брата, поскольку именно добродетель послушания придает импульс, движение ордену, со-направляет волю меньших братьев воле божественной, движущей историю к искуплению и последнему суду. Следование обету послушания — очевидный признак истинного брата. Знаком Tay (см. ил. 5-6) отмечен тот, кто превращен в совершенный проводник божественной власти. Знак переливается всеми цветами радуги — и это ангельский признак, поскольку заняв небесный престол, Франциск занимает место в ангельском строю66. Согласно Откровению Иоанна, знаком отмечены и приверженцы падшего ангела, они будут осуждены теми, кто воссядет на престолах тогда, когда придет время (Откр. 20,4).

Впрочем, сохранение связи с Римской курией было необходимым условием существования ордена, Фома неоднократно подчеркивает это в житии и подкрепляет авторитетом видений Франциска относительно будущего ордена. Но эта же связь привлекала в орден слишком много честолюбивых людей, стремящихся не в гипотетический небесный дворец, который был обещан Франциску, в котором ждали его истинных детей, но во вполне реальную, материальную курию, которая давала привилегии здесь и сейчас.

63. Per obedientiam ¡taque raro praecipiendum censuit, пес primo fulminandum iaculum.quod esse deberet extremum. «Ad ensem», inquit, «non cito manus mittenda est». Eum vero qui praecepto obedientiae obedire non festinaret, пес Deum timeri, пес hominem revereri. - NiL verius istis. Nam quid in temerario praeceptore auctoritas imperandi nisi gladius in manu furiosi? Ouid vero desperatius religioso obedientiam contemnente? (Thomasde Ceíano.Vita Secunda... P. 219).

64. Kpaeupea E.C. От инквизиторов Римского престола... С. 84-87.

65. Thomasde Ceíano.Vita Secunda... Р. 151.

66. ...etangelorum civem iam factum solus carnis paries disiungebat (Ibid. P. 186).

Илл. 7. Дворец [ра1аШт] (Р. II, Сар. С^У, 219) Другому брату... той же ночью и в тот же час, явился преславный отец облаченный в пурпурную далматику. За ним следовала бесчисленная толпа людей.... Достиг тогда блаженный отец с этой чудесной толпой удивительнейшего места, которое, орошаемое

прозрачнейшими водами, изящно зеленело травами, было украшено весенними цветами, сплошь изысканно покрыто деревьями самого разного рода. И был там дворец чудесной величины и выдающейся красоты, в который охотно вошел новый небесный житель и, когда увидел в нем множество братьев, собравшихся для трапезы, приготовленной наилучшим образом, с вкуснейшими яствами, приступил с ними к веселому пиру [ALteri fratri... nocte ¡Ha et hora, gloriosus pater purpurea dalmatica vestitus apparuit, quem turba hominum innúmera sequebatur... Pervenit tandem beatus pater cum illa turba mirabili ad amoenissima loca, quae aquis irrigata praeliquidis omnium virebant graminum venustate,et ñorum decore vernantia,arborum omni delicioso genere replebantur. Erat ibi palatium magnitudinis mirae ac pulchritudinis singularis, quod alacriter intrans novus accola caeli, cum in eo fratres plurimos reperisset,supra mensam splendidissime praeparatam et variis refertam deliciis, coepit cum suis delectabiliter epulari],

В одной из последних глав жития, в рубрике, описывающей переход Франциска Ассизского из земного мира в небесный, важнейшее место занимает видение некоего брата, не названного, но достойного похвалы. В молитвенном состоянии брат видит бесчисленную толпу людей, впереди которой выступает Франциск. Некоторые из толпы отделяются и спрашивают брата, не Христос ли это? Не Франциск ли это? Каждый раз брат отвечает утвердительно, поскольку и брату, и толпе кажется, что Франциск и Христос — это одно лицо (ил. 9). Наконец, и Франциск, и толпа, приходят к чудесному дворцу, к цели путешествия (илл. 7), и входят в него, дабы присоединиться к уже пирующим в нем.

Фома Челанский неоднократно противопоставляет дворцы земные, где властвует земная курия, дворцам небесным, в которых пирует курия избранных. Во второй части в рубрике «Как тревожили его бесы в кардинальской курии» Фома рассказывает, как Франциск остановился в Риме в покоях одного кардинала. Бесы, всю ночь бившие его палками, не давали ему уснуть. Утром Франциск понял, что бесы, как управители

(castaldi) Бога, этим наказанием показывают ему недопустимость жизни во дворце, в атмосфере роскоши и праздности67. Вошедших в орден, чтобы жить при земных дворцах, Фома называет «царедворцами» (palatini). Фома категорически порицает таких братьев. В видении брата, желающего занять должность при дворце, придворные монахи предстают в образе свиней, пожирающих навоз из корыт68. Придворные францисканцы обладают всем набором признаков, характеризующих бесов: праздностью, тщеславием, желанием получать плотские наслаждения. Они стремятся во дворцы, используя обет послушания как ширму для осуществления своих амбиций. Они — недоношенные, извлеченные из утробы Франциска «ложные дети»69, пронзающие его материнское лоно своими поступками будто мечами70.

Сам Франциск во второй главе первой части жития чудом избежал опасности принять одно за другое (ил. 1). Но только потому, что, следуя обету послушания, он отказывается от мечты о рыцарских подвигах и возвращается в Ассизи, ждать дальнейших приказаний Божественного голоса. В конце жития Франциск получает все, что ему было обещано в начале. Он входит в небесный дворец, облеченный праведной властью, проистекающей от добродетели Смирения. Это власть отца (но не тирана)71, судьи. Франциск выковывает оружие и вооружает им своих сыновей. Оружие ордена — проповедь. Она преображает мир и ведет его к последнему суду. Франциск также соединяется браком с обещанной невестой, дамой Бедность. Став с ней одним целым, Франциск получает возможность править орденом властью матери: обеспечивать мирное сосуществование самых разных членов францисканской семьи, гарантировать ее благополучие во взаимодействии с внешними структурами власти.

Частная власть Франциска-матери не просто дополняет публичную власть Франциска-отца. Их сочетание позволяет Фоме Челанскому выстроить новую модель взаимодействия францисканского ордена с внешней властью, а именно — с Римской курией. Истинные дети Франциска, находящиеся в материнском лоне его души, благословленные им, стремятся

67. Thomas de Celano. Vita Secunda... P. 200.

68. Et cum de curia curiosus exsisteret, nocte quadam videt in somnis fratres praedictos extra locum fratrum positos et ab eorum consortio separatos.Videt insuper eos comedentes in vase porcorum turpissimo el immundo, in quo cicera manducabant, humanis stercoribus intermixta. Cernens hoc.frater vehementer obstupuit, et diluculo surgens amplius de curia non curavit (ibid. P. 201).

69. Noverint haec palatini,et sciant, abortivos se esse, tractos ex útero matris suae. Non obedientiam damno.sed ambitionem.sed otium.sed delicias reprehendo... (ibid.).

70. «Confunduntur», aiebat, «optim i fratres in malorum fratrum operibus,et ubi non peccaverunt ipsi, pravorum exemplo portant, iudicium. Duro propterea gladio me transfodiunt, et reducunt ilium per mea viscera tota die» (Ibid. P. 221).

71. ...pater est non tyrannus (Ibid. P. 232).

к обладанию не мирской властью, а духовной. Все их действия нацелены на благо новой семьи, монашеской. «Ложные» дети, исторгнутые и проклятые Франциском, внедряются в структуры власти исключительно ради собственных интересов. Они сохраняют связи со своим мирским семейством и действуют только во вред ордену. Но у каждой заблудшей овечки есть шанс на исправление. Преодолеть искушение властью и богатствами помогают добродетели смирения и бедности. Франциск, глава ордена и патриарх, отец и мать, служит совершенным образцом этих добродетелей. Система родственных связей не только способствует сплоченности нищенствующего ордена, она предохраняет от излишне тесных связей с внешним миром, в котором должны усердно трудиться братья-минориты. При отсутствии монастырских стен орден надежно защищен незримыми материнскими руками святого Франциска.

Опираясь на данную во «Втором» жизнеописании модель святости основателя ордена, францисканцы активно взаимодействовали с миром, чтобы изменить его. Данный им образец поведения в структурах институциональной власти при отказе от собственной воли позволял им представлять себя идеальными проводниками праведной власти, проникнуть не только на все уровни католической церкви, но и королевской администрации во Франции72.

Исследование экфрасиса, инструмента, облегчающего за-печатление образа святого в памяти миноритов, позволяет выдвинуть гипотезу, что автор и/или заказчики «Второго жития» связывали программу преобразования мира с учением о преображении Франциска в Христа. Анализ сюжетной линии восхождения Франциска к Христу выявил связь между «воспоминанием» об образе, активным действием, переустраивающим мир, и активным мыслительным процессом, преображающим духовную составляющую человека.

Илл. 8. Распятие [СгисЖхит] (Р. I, Сар. VI, 10): Ведомый духом,

он заходит помолиться (в церковь св. Дамиана - Е. К.), простирается перед распятием,умоляющий и всецело преданный

72. Кравцова Е. С. Францисканский орден как инструмент контроля над административным аппаратом Капетин-гов (Овернь, вторая половина XIII века) [Электронный ресурс] //Vox medii aevi. 2018. Vol. 1(2). С. 136-158. URL: http://voxmediiaevi.com/vol-2-kravtsova (дата обращения 12.01.2021)

... И вдруг с ним, пребывающем в этом состоянии, заговаривает, нарисованными губами, образ распятого Христа [...spiritu ducente, causa orationis intraret, ante crucifixum supplex et devotus prosternitur [...] Cui protinus sic affecto [...] imago Christi crucifixi, Labiis picturae deductis, coHoquitur],

В шестой главе первой части, в заброшенной церкви святого Дамиана, еще в миру, но уже отрешенный от мира, Франциск углубляется в молитву перед распятием. И распятие неожиданно заговаривает с ним, и просит починить его дом. Франциск, повинуясь уже усвоенному обету послушания, немедленно начинает исполнять требование Христа. И с этого момента его душа непрестанно сострадает Страстям Христа, а в сердце (cor) запечатлеваются стигматы, которым предстоит проявиться на теле ближе к концу второй части жития73.

В отличие от других предметов, продемонстрированных в иллюстрациях выше, распятие не было явлено в видении, напротив, в пространствах жития оно находится в условно реальном мире74. Фома описывает его как реально существующий предмет, на него устремлен взгляд и «материальных» глаз Франциска, и «внутренних» слушателя жития. Неожиданно этот предмет «оживает», у него шевелятся нарисованные губы, появляется голос. Он отдает приказ, определивший дальнейшие действия Франциска. Будущий святой запечатлевает образ предмета в своем сердце, в органе, где хранятся воспоминания, и, впоследствии, постоянно видит изображение Страстей, тех, что были на описанном Фомой кресте, перед духовными очами75. Во второй части, в одной из глав рубрик, посвященных силе молитвы Франциска, святой молится, но случайно останавливает взгляд на вазе. Остановка взгляда (oculis) на мирском предмете (vana phantasmata) на мгновение вытесняет образ, который является центром созерцания (contemplado). Эта пауза останавливает беспрестанную речь сердца Франциска, обращенную к божественному слуху76. Один образ вытесняет другой из памяти — и мыслительный процесс, направленный в определенную сторону, прекращается. Именно поэтому запоминаемое должно быть

73. Infigitur ex tune sanctae animae Crucifixi compassio.et ut pie putari potest,cordi eius, licet nondum carni, venerandae stigmata passionis altius imprimuntur (Ibid. P. 137). 74.0 возможном прототипе распятия см.: Russo D. Saint François, les Franciscains et les représentations du Christ sur la croix en Ombrie au Xllle siècle. Recherches sur la formation d'une image et sur une sensibilité esthétique au Moyen Âge // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Moyen-Age,Temps modernes T. 96. N 2. 1984. P. 647-717.

75. Nequit ex tunc propterea continere a fietu.etiam alta voce Christi passionem quasi Semper oculis positam plangit (Thomas de Celano. Vita Secunda... P. 137).

76. Ouadam ergo die cum tertiam devotus diceret, oculis casualiter illapsis in considerationem vasis, impeditum sensit interiorem hominem a fervore. Dolens igitur interruptam vocem cordis ad aures divinas... (Ibid. P. 188).

видно во всех деталях (или описано, если предмет явлен только в тексте/нарративе), чтобы надежно оставаться в памяти в неизменном виде. Ведь именно память является движущей силой интеллекта77.

Если Франциск обращается к Христу «голосом сердца», то и божественный шепот постоянно течет в уши Франциска. Им обусловлены его провидческие способности и видения, которые приходят во время молитвы и во сне78. Франциск предвидит будущее — как видит хорошо освещенное пространство далеко впереди, он видит скрытое в сердцах окружающих, словно прозревает сквозь тени, наполняющие сердца и души людей79. Залогом непрекращающегося обмена информацией, непрестанного диалога, является постоянная сохранность одного образа перед внутренним зрением: распятия.

В главе, открывающей рубрику о силе молитвы святого, Франциск видит перед глазами образ того, кому отдана его душа, в самых разных ипостасях: судьи, отца, друга, жениха80. Эти качества, в житии, примеряет на себя и Франциск, что сопровождается иллюстрациями, выполненными в технике эк-фрасиса. Как судья и отец Франциск был противопоставлен Люциферу, зримым символом чего был престол в небесах (см. илл. 4). Как друг и жених Франциск соединяется с образом Бедности, прекрасной дамы в святилище (см. илл. 3). Но все они сходятся к одному: к распятию. Постоянное воспоминание об этом образе обеспечивает постоянную связь Франциска, находящегося в мире земном, и Христа, находящегося в мире небесном.

В рубрике «О понимании святым Священного Писания и силе его слов» (в которой произошло обращение брата Пацифика), один из первых товарищей Франциска, священник Сильвестр, страдающий пороком алчности до обращения, принимает решение войти в орден и полностью избавляется от пороков после того, как видит золотой крест, выходящий из уст Франциска. Фома замечает, что в этом видении нет ничего странного, ведь крест давно укоренен внутри (¡^епш) Франциска81. В рубрике «Сокрытие стигматов» Фома намекает, что стигматы на теле Франциска — внешние признаки, публичное доказательство того, что истинная любовь Христа превратила любящего в тот же

77.«Memoriam pro libris habebat»... Enodabat frequenter verbotenus dubia quiestionum, et imperitus verbis intellectum et virtutem luculenter promebat (ibid. P. 191).

78. Dulcissima melodia spiritus intra ipsum ebulliens, exteriusgallicum dabat sonum.etvena divini susurrii, quam auris eius suscipiebat furtive, gallicum erumpebat in iubilium (Ibid. P. 205).

79. Beatus pater mundana quadam elevationesubvectus, quidquid in orbe fuit, mira virtute subegerat,cum summae Uli luci semper obiectans oculum intellectus, non solum agenda divina revelatione sciebat,sed praedicabat multa spiritu prophetae, occulta cordium rimabatur, noscebat absentia, praevidebat et praenarrabat future (Ibid. P. 147).

80. Ibi respondebat ¡udici, ¡b¡ supplicabat patri,ibi colloquebaturamico, ibi colludebat sponso. Revera, ut cunctas medullas cordis multipLiciter holocaustum efficeret, multiplicem ante oculos summe simplicem proponebat (Ibid. P. 187).

81.Videt [Silvester] namque in somnis crucem auream de ore prodeuntem Francisci,cuius summitas cáelos tangebat, cuius brachia protensa in latum utramque mundi partem amplexando cingebant... Sed quid mirum.si Franciscus crucifixus apparuit, cui tantum semper cum cruce fuit? Cruce mirifica sic interius radicata, quid magnum,si deterra bona exoriens ñores,frondes et fructus protulit conspectivos? Nilalterius generis in illa potuit gigni, quam ita sibi totam crux illa mirabilis a principio vindicavit (Ibid. P. 195).

облик82. Фома описывает стигматы на физически существующем теле Франциска, уже покинувшего земной мир, применяя технику экфрасиса83, так же, как он описывал физически существующее распятие в церкви св. Дамиана, молитва перед которым запустила процесс преображения Франциска в Христа.

Илл. 9. Одно лицо [una persona] (P. II, Cap. CLXV, 219): ...явился преславный отец облаченный в пурпурную далматику. За ним следовала бесчисленная толпа людей. Некоторые, отделившиеся от толпы, спросили брата: «Это ли не Христос, о брат?» И тот сказал: «Это он». Другие же вторично спросили его: «Это ли не святой Франциск?» И брат ответил снова то же самое. Действительно, виделось брату и всем в толпе, что у Христа и у Франциска один и тот же облик [...gloriosus pater purpurea dalmatica vestitutus apparuit, quem turba hominum innúmera sequebatur. A qua se plurimi séquestrantes, dixerunt ad fratrem: «Nonne hic est Christus, о frater?». Et ¡He dicebat: «Ipse est». Alii vero iterum perquirebant dicentes: «Nonne hic est sanctus Franciscus?» Frater ipsum esse similiter respondebat. Videbatur revera fratri et omnium comitantium turbae, quod Christi et beati Francisci una persona foret],

В одном из последних в житии видений некий достойный похвалы брат видит, что образы Франциска, покинувшего земной мир, и Христа сливаются воедино (илл. 9), после чего святой отец обретает истинный дом на небесах (илл. 7). Это видение выводит технику экфрасиса на новый уровень. Картина, статичное изображение, не просто приходит в движение, образы преображаются один в другой, не сливаясь, но составляя единое целое. Точно такой же прием Фома неявно использовал, описывая Франциска в образе черной курицы, схожей с голубем, показывая слияние души Франциска с добродетелью Бедности и противопоставляя его образ образуЛюцифера.

Двойственность образу Франциска и образу Бедности обеспечивает двойное, но не противоречащее, толкование видения прекрасной дамы братом Пацификом и другими достойными братьями. Слияние и не слияние этих двух образов позволяет создать пространство ордена как особое место, где осуществля-

82. Primo in tempore, quo verus Christi amor in eamdem imaginem transformarat amantem... (Ibid. P. 208)

83. Cernebat corpus beati patris Christi stigmatibus decoratum, in medio videlicet manuum et pedum ipsius, non clavorum quidem puncturas.se dipsos clavos ex eius carne compositos, immo carni eidem innatos,ferri retenda nigredine.ac dextrum latus sanquine rubricatum (Ibid. P. 256).

ется власть матери. Власть матери-Франциска, запечатленной в образе черной курицы (аллюзия на Христа), и, одновременно, голубя (чья простота и крылья дают ему взмыть в небо и предвидеть будущее в пространстве небесного мира) отделяет пространство ордена от всех остальных сообществ, входящих в общее лоно церкви, и придает ему обособленное положение.

Франциск, противопоставленный Люциферу, напоминает об образе Христа-судьи: в пространстве ордена он обладает властью отца, в публичном пространстве он преображает мир проповедью. И то, и другое обеспечивается образом пустующего небесного престола, который должен быть занят, но в будущем, которое выходит за пределы пространства жития. Это придает необходимую динамику публичной деятельности братьев ордена, действующих в рамках истории спасения.

Таким образом, опираясь на фундамент библейского текста, Фома Челанский переосмысляет метафоры и образы, созданные и/или пересмотренные в цистерцианском и рыцарских сообществах. Этот факт доказывает несомненную ориентацию одного из течений в ордене, стоящего за утверждением текста нового жития, на указанные группы в обществе. Предстоит еще выяснить причины и последствия этой ориентации, так же как причины отсутствия «женской» ипостаси святого Франциска в «Большой легенде».

Сюжет во «Втором житии» развивается по двум линиям: первая — восхождение Франциска к Христу, вторая — основание Франциском ордена и руководство им. В качестве основных приемов Фома использует тождественность, вкладывая одни представления в другие до их слияния, и инверсию, переворачивая представления о том, что наверху и о том, что внизу. Композиция жития — кольцевая: в последней главе Франциск «успешно заканчивает то, что начал» в первой, то есть благополучно претворяется в образ, о котором неустанно думал-помнил, в образ Христа. Техника экфрасиса используется для введения в повествование «картин», образов, которые в инкапсулированной форме содержат концепты, которые будут разворачиваться в повествовательном нарра-тиве. Соединение текста и образа-в-тексте показывает, какими

инструментами пользовался ритор Фома Челанский, создающий такую конструкцию, которая должна восприниматься, в первую очередь, на слух. Процессы видения и слушания тесно связаны, вначале слушателю дается образ, затем — его интерпретация через комментирование составляющих образа.

Новая модель постепенно изменила вектор развития ордена: от нерушимой связи с курией, прописанной в первом житии от 1230 г. к апостолической, ничем не сдерживаемой агрессивной волне изменения мира. «Второе житие» показывает, как Франциск, вначале подражающий, а затем слившийся с Христом и душой, и телом, активно преображает мир, воплощает на земле, во всем многообразии, самые разнообразные составляющие образы Христа. Если Франциск подобен Христу, то братья ордена, его истинные, не ложные, дети, подобны Франциску84.

В 1247 г., после того как «Второе» жизнеописание было утверждено как официальное, Кресценций, заказчик жития, «новый Мардохей», был смещен с должности генерального министра. Пост главы ордена, по предложению Иннокентия IV, занял Иоанн Пармский. Кресценций был отправлен в Ези, где в 1252 г. занял пост епископа. Здесь он и умер в 1263 г. Примерно в то же время умер и Фома Челанский, назначенный духовным наставником в одну из общин кларисс в Тальякоццо. Оба они успели застать появление «Введения в Вечное Евангелие», расследования в ордене по случаю распространения ио-ахимисткой ереси, отставку Иоанна Пармского, уличенного в сочувствии иаохимитам85. Успели они застать и постановление о написании нового жития. Вероятно, они знали о выходе постановления, согласно которому все жизнеописания авторства Фомы Челанского должны были быть исторгнуты из ордена и преданы забвению.

До их сожжения Кресценций точно не дожил.

84.0uoties asperitas vitae reprehenderetur in ipso, respondebat se datum Ordini ad exemplum, utaquila provocaretad volandum pullossuos (ibid. P.230).

85. BrookR.B. Early Franciscan Governement... P. 268-269.

СПИСОК источников

1. Angélus Clarenus. Historia septem tribulationum Ordinis Minorum//Angeli CLareni Opera/ed. 0. Rossini. Romae: Istituto Palazzo Borromini, 1999. T. II.

2. S. Bernardi De Consideratione Libri V/ ed. C.F. Schneider. Th. BeroLini, 1850 URL: http://mdz-nbn-resolvinç.de/urn:nbn:de:bvb:12-bsbl0742842-5 (дата обращения: 12.01.2021).

3. De conformitate vitae Beati Francisci ad vitam Domini lesu, auctore

Fr. BarthoLomaeo de Pisa //AnaLecta Franciscana. Ouaracchi: Typographia CoLLegii S. Bonaventurae, 1906-1912.T. II.

4. fr. S. Bonaventura. Legenda Maior//AnaLecta Franciscana. Ouaracchi: Typographia CoLLegii S. Bonaventurae, 1941.T.X, Fasc.V. P. 557-626.

5. Fratris Thomae EccLeston Liber de adventu fratrum minorum in AngLiam// AnaLecta Franciscana. Ouaracchi: Typographia CoLLegii S. Bonaventurae, 1885. T. I.

6. Saint François dAssise. Documents. Écrits et premières biographies/ ed., trad.T. Desbonnets, D. Vorreux. Paris: Éd. franciscaines, 2002.

7. The Rediscovered LifeofFrancisof Assisi byThomasofCeLano/ed.J. DaLarun, trans.T.J.Johnson.St. Bonaventure (NY): Franciscan Institute Publications, 2016.

8. Thomas de Celano. Vita Prima S. Francisci //AnaLecta Franciscana. Ouaracchi: Typographia CoLLegii S. Bonaventurae, 1926. T. X, fase. I. P. 3-115.

9. Thomas de Celano. Vita Secunda S. Francisci //AnaLecta Franciscana. Ouaracchi: Typographia CoLLegii S. Bonaventurae, 1926. T.X, fase. II. P. 129-260.

10. Ubertino da Casale. Arbor Vitae Crucifixae Jesu. Andrea de Bonetis. Venice, 1485.

11. Истоки францисканства: Святой Франциск Ассизский: писания и биографии, Святая Клара Ассизская: писания и биография / пер. O.A. Седа-ковой. Вильнюс: Вилспа,1996.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. BarbettiC. Ekphrastic Medieval Visions: A New Discussion in Interarts Theory. New York: PaLgrave MacmiLLan, 2011.

2. BaschetJ., SchmittJ.-C. La «sexualité» du Christ//Annales. ESC. 1991. Vol. 46. N. 2. P. 337-346.

3. Battais L. La courtoisie de François dAssise. Influence de La Littérature épique et courtoise sur La première génération franciscaine // Mélanges de L'école française de Rome. 1997. Vol. 109. N.l. P. 131-160.

4. Brook R.B. Early Franciscan Governement: Elias to Bonaventure. Cambridge: Cambridge University Press, 1959.

5. BurrD. The Spiritual Franciscans: From Protestto Persecution in the Century after Saint Francis. University Park: Pennsylvania State University Press. 2001.

6. Вупит С. W. Jesus as Mother and Abbot as Mother: Some Themes in Twelfth-Century Cisterian Writing //The Harvard Theological Review. 1977. Vol. 70. P. 257-284.

7. Carruthers M. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. New York: Cambridge University Press, 1990.

8. Carruthers M. The Craft of Thought: Meditation, Rhetoric and Making of Images,400-1200. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Carruthers M. The Experience of Beauty in the Middle Ages. Oxford: Oxford University Press, 2013.

10. DalarunJ. François dAssise et la quête du GraaL// Romania. 2009. Vol. 127. P. 147-167.

11. Dalarun J. François et Claire. Masculin/Féminin dans LAssise du XIIle siècle // Médiévales. 1997. Vol. 16. N. 32. P. 83-95.

12. Daniel E. R. A Re-Examination of the Origins of Franciscan Joachitism // Speculum. 1968. Vol. 43. No. 4. P. 671-676.

13. FratresEditores. Praefatio//Analecta Franciscana. Ouaracchi-Firenze: Typography Collegii S. Bonaventurae, 1926.T.X. P. III-LXXXV.

14. Geary P.J. Phantoms of Remembrance: Memory and Oblivion at the End ofthe First Millenium. Princeton: Princeton University Press, 1996.

15. Inventing a Path: Studies in Medieval Rhetoric in Honour of Mary Carruthers/ed. L. Iseppi De Filippis.Turnhout: Brepols, 2012.

16. Le GoffJ. Le vocabulaire des catégories sociales chez saint François dAssise et ses biographes du XIII siècle // Ordres et Classes (Colloque d'histoire sociale,Saint-Cloud, 24-25 mai 1967) /ed. D. Roche, C.E. Labrousse. Paris, 1973. P. 93-123.

17. Memory and Commemoration in Medieval Culture / ed. by E. Brenner, N. Cohen, M.F. Brown. Farnham (Surrey): Ashgate, 2013.

18. NoraP. Les lieux de mémoire. Paris: Gallimard, 1984-1992.T. I-III

19. Russo D. Saint François, les Franciscains et les représentations du Christ sur la croix en Ombrie au Xllle siècle. Recherches sur la formation d'une image et sur une sensibilité esthétique au Moyen Âge // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Moyen-Age,Temps modernes. 1984. T. 96. N. 2. P. 647-717.

20. The Art of Vision: Ekphrasis in Medieval Literature and Culture /

ed. A.J. Johnston, E. Knapp, M. Rouse. Columbus: The Ohio State University Press, 2015. P. 1-14. URL: https://kb.osu.edu/handle/1811/73282 (дата обращения: 07.01.2020).

21. Зотов С., Майзульс M., Харман Д. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. Москва: Издательство ACT, 2018.

22. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997.

23. Кравцова Е.С. Францисканский орден как инструмент контроля над административным аппаратом Капетингов (Овернь,вторая половина XIII века) [Электронный ресурс] //Vox medii aevi. 2018.Vol. 1(2). С. 136-158. URL: http://voxmediiaevi.com/Vol-2-kravtsova (дата обращения 31.05.2019).

24. Кравцова Е.С. От инквизиторов Римского престола к королевским следователям: Францисканцы во Франции в первой пол.XIII в.// Религия. Церковь. Общество. СПб, 2016. Вып. 5. С. 73-93.

25. Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения: коллективная монография / науч. ред. Т. Автухович, Р. Мних,Т. Бовсуновская. Седльце, 2018.

26. Фокин А. Р. Бернард Клервосский // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. URL: https://www.pravenc.ru/text/78178.html (дата обращения: 12.01.2021).

27. Эксле О. Г. Memoria и мемориальная традиция в раннее Средневековье // Эксле О.Г. Действительность и знание: Очерки социальной истории Средневековья / пер. с нем. Ю. Е. Арнаутовой. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С 233-269.

>!< >!<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.