Научная статья на тему 'От инквизиторов римского престола к королевским следователям: францисканцы во Франции в первой половине xiii в'

От инквизиторов римского престола к королевским следователям: францисканцы во Франции в первой половине xiii в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИСКАНСКИЙ ОРДЕН / ИНКВИЗИЦИЯ / КОРОЛЕВСКИЕ СЛЕДОВАТЕЛИ / ИСТОРИЯ ИДЕЙ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ВЛАСТЬ / НАЛОГИ / ТОПОСЫ / FRANCISCAN ORDER / INQUISITORS / ENQUêTEURS / HISTORY OF IDEAS / MEDIEVAL POWER / IMPOST IN MIDDLE AGES / RHETORIC TOPOS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кравцова Елена Сергеевна

В статье рассматривается период истории Францисканского ордена с 1226 по 1247 гг. В этот период орден находился в поисках социальной идентичности, что повлияло на административную политику римского престола и королевской курии во Франции. Автором обнаружена следующая закономерность: в 20-е гг. XIII в. нищенствующие братья основали большое количество обителей в Южной Франции, властные институты в которой были еще слабы. Также выявлено, что этой способностью ордена заполнять вакуум власти воспользовался Римский понтифик, Григорий IX. Доказывается, что изображенный в «Первом житии» Фомы Челанского как «Второй Франциск» и образец добродетели смирения (humilitas), он наследовал от св. Франциска власть над орденом, после чего получил возможность использовать нищенствующих братьев как инквизиторов и сборщиков экстраординарных налогов. Было выявлено, что с течением времени братьев начали использовать в своих целях не только римская курия, но и епископские дворы. В 1247 г. королевская курия во Франции привлекает нищенствующих братьев красследованиям злоупотребления королевской властью бальи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Inquisitores Sedis Apostolicae to enquêteurs de Roi: franciscans in France in the first half of the 13th century

In the period 1226-1247 the order of the friars minor was in search of its social identity. This process influenced the administrative policy of the Pope and the French Crown. In the 1220s the Franciscans founded a lot of convents in South France which had no stable power institutions. The Franciscan order was to fill the vacuum of power. This capability was used by Gregory IX, the Pope. In the «Vita Prima» (1228-1230) Thomas of Celano created an image of alter Franciscus for Pope, who partly inherited Franciscus’ power over the order as the successor of his humility. So the Pope could use the Friars as inquisitors and fiscals. Further, the friars were used also by episcopal courts. Therefore, «Vita secunda» (1244-1247) excluded the possibility of alter Franciscus’ existence outside of the order. But in 1247 curia regis sent the friars to investigate bailli’s abuse of the royal power. It is argued that such employment was possible, because the King had appropriated «Franciscan» pietas. The «Vita Secunda» represented doctrine of piety, that taught, how to affect mundus and to turn from vice to grace. Further this idea would be developed by Bonaventure in his sermons to the royal family in the second half of the 13th century.

Текст научной работы на тему «От инквизиторов римского престола к королевским следователям: францисканцы во Франции в первой половине xiii в»

с

и Елена Сергеевна Кравцова удк 2713

и к. ист. н., научный сотрудник, ОРРК ГМИР § (Почтамтская ул., д. 14/5, Санкт-Петербург, Россия, 190000) ^ Kravtsova.kes@gmail.com

Я «

к йт инквизиторов римского престола к королевским

к следователям: францисканцы во Франции

и в пер в ой половине xiii в .

В статье рассматривается период истории Францисканского ордена с 1226 по 1247 гг. В этот период орден находился в поисках социальной идентичности, что повлияло на административную политику римского престола и королевской курии во Франции. Автором обнаружена следующая закономерность: в 20-е гг. XIII в. нищенствующие братья основали большое количество обителей в Южной Франции, властные институты в которой были еще слабы. Также выявлено, что этой способностью ордена заполнять вакуум власти воспользовался Римский понтифик, Григорий IX. Доказывается, что изображенный в «Первом житии» Фомы Челанского как «Второй Франциск» и образец добродетели смирения (humilitas), он наследовал от св. Франциска власть над орденом, после чего получил возможность использовать нищенствующих братьев как инквизиторов и сборщиков экстраординарных налогов. Было выявлено, что с течением времени братьев начали использовать в своих целях не только римская курия, но и епископские дворы. В 1247 г. королевская курия во Франции привлекает нищенствующих братьев крас-следованиям злоупотребления королевской властью бальи.

Ключевые слова: францисканский орден, инквизиция, королевские следователи, история идей, средневековая власть, налоги, топосы

&

w l

o

Elena Sergeevna Kravtsova .

a

PhD in History, research assistant, C The State Museum of the History of Religion C

(Pochtamtskaya ulitsa, 14/5, Saint-Petersburg, Russia, 190000)

From Inquisitores Sedis Apostolicae to enquêteurs de Roi: Franciscans in France

Kravtsova.kes@gmail.com o

i e

H

►c

In the period 1226-1247 the order of the friars minor was in search of its social identity. This process influenced the administrative policy of the Pope and the French Crown. In the 1220s the Franciscans founded a lot of convents in South France which had no stable power institutions. The Franciscan order was to fill the vacuum of power. This capability was used by Gregory IX, the Pope. In the «Vita Prima» (1228-1230) Thomas of Celano created an image of alter Franciscus for Pope, who partly inherited Franciscus' power over the order as the successor of his humility. So the Pope could use the Friars as inquisitors and fiscals. Further, the friars were used also by episcopal courts. Therefore, «Vita secunda» (1244-1247) excluded the possibility of alter Franciscus' existence outside of the order. But in 1247 curia regis sent the friars to investigate bailli's abuse of the royal power. It is argued that such employment was possible, because the King had appropriated «Franciscan» pietas. The «Vita Secunda» represented doctrine of piety, that taught, how to affect mundus and to turn from vice to grace. Further this idea would be developed by Bonaventure in his sermons to the royal family in the second half of the 13th century.

Key words: Franciscan Order, inquisitors, enquêteurs, history of ideas, medieval power, impost in Middle Ages, rhetoric topos

га В иерархическом обществе средневековой Западной Евро-

н „

о пы одним из важнейших оснований законности деятельности

% какого-либо сообщества, корпорации, была его принадлеж-

О ность тому или иному системообразующему социальному

л пространству: мира или церкви. Всем новым сообществам

о следовало найти место в мире, и оно, в конечном итоге, находи-к

^ лось. Однако сообщество должно было пройти определенный ^ путь от возникновения до стабильности. Многогранность, § сложная полифония этого процесса позволяет современному ^ историку рассматривать его с разных ракурсов, использовать и новые, экспериментальные подходы. При этом особый интерес он вызывает тогда, когда совпадает с хорошо изученной историей институтов власти: римского папского престола, французской и английской короны, наконец, империи.

Далее я покажу, как поиск францисканским орденом своей социальной идентичности в 20-40-е гг. XIII в. позволил римскому понтифику, Григорию IX (1227-1241), использовать его для судебных расследований на Юге Франции и как это привело к тому, что у короля Франции, Людовика IX (1226-1270), появилась возможность задействовать его для расследований злоупотреблений властью королевских офицеров, бальи, в 1247 г.

История Франции в период Высокого Средневековья, особенно его апогея, XIII в., зачастую подменяется историей расширения королевского домена из центра на Севере Франции до Юга и его включения в область королевской власти. Однако королевский домен долгое время был лишь одним из регионов, из которых состояла Капетингская Франция XI-XII вв.

Только во время правления Филиппа II Августа (1180-1223) королевский домен увеличился вчетверо. Людовик VIII (12231226), его сын, за свое недолгое правление окончательно присоединил к домену Пуату, приобрел кастелянства Сен-Рикье, Дуллан, графство Першское, завоевал сенешальства Бокер-ское и Каркасоннское1.

1 Полный список присоединенных земель к королевскому домену: Пти-ДютайиШ. Феодальная монархия во Франции и в Англии X-XIII вв. М., 1938. С. 215.

Регионы вошли в королевский домен. Но около двух веков они развивались в отрыве от королевской администрации. о

Здесь, особенно в южных регионах, сложились свои адми- и

я

нистративные структуры, свои кутюмы, регулирующие и

8

диционно принадлежавшие южным феодалам, распределялись между северными завоевателями, во-вторых, пре-

земельные отношения. Ситуацию усложняли, во-первых,

завоевательный характер присоединения, когда земли, тра- о

р

тензии королей Арагона, Англии и римского понтифика к

на завоеванные королем Франции земли. 0

Именно на южных рубежах, средиземноморском побере- о

жье, примыкающем к Северной Италии, появляются первые о

я

пелье и Э (А1х). Через год братья проникают в центральные о

области Аквитании, бывшей Анжуйской державы: 1222 г. — °

Тулуза, 1223 г. — Пюйьи (Овернь), Лимож (Лимузен), о 1225

г. — Сен-Жан-д'Анжели (Пуату-Шарент)2. ^

В Северной Франции, напротив, до 1230 г. практически р

нет обителей братьев, хотя первые упоминания о минори- Л

тах под Парижем относятся к 1219 г.3 Первая обитель братьев о

постоянные обители братьев-миноритов: в 1220 г. в Мон-

появляется в 1226 г. в Лилле (графство Фландрия).

Различная интенсивность основания конвентов выявляет

характерную черту ордена: его братья с очевидной легкостью л

проникали туда, где вакуум власти сочетался с необходимо- д

о

стью привести туда институциональную власть, и неуверен- и но чувствовали себя там, где были сильны позиции корпо- е раций Церкви: традиционного монашества, секулярного я клира, средневековых университетов. S

Эта особенность была отражена и закреплена текстом, наравне с Уставом ордена (Regula Bullata, 1223 г.) регламентирующим поведение членов сообщества в тех или иных обстоятельствах. Речь идет о жизнеописании основателя ордена, Франциска Ассизского (ок. 1182-1226).

2 Согласно Р. В. Эмери: Emery R. W. The friars in medieval France: A catalogue of French mendicant convents, 1200-1550. New York, 1962.

3 Chartularium universitatis Parisiensis / Ed. H. Denifle, E. Châtelain. Paris, 1889. Vol. I. N 37. P. 95-96 (29 мая 1220).

га Григорий IX, понтифик с 1227 г., выбрал автором жизне-

о описания Фому Челанского (ок. 1200 - ок. 1265), ученого бра-

fcj та-минорита. К 1229 г. были подготовлены две части и сборник

О посмертных чудес Франциска. Третью часть жития, повествую-

-Q щую о канонизации основателя ордена, Фома написал в 1230 г.4

о Исследователи называют житие 1229 г. «Первым» («Vita к

g Prima»), поскольку в 1244-1247 гг. Фома напишет новое жизне-^ описание ФранцискаАссизского, «Второе» («Vita Secunda»)5. ^ С помощью традиционных для жанра средневековой аги-

^ ографии риторических приемов Фома должен был показать, ^ во-первых, радикальную новизну святого. Он человек ново-^ го века (novus certe homo et alterius saeculi), продолжает жить в миру после обращения, активно взаимодействует с ним6. Во-вторых, Фоме необходимо было вписать историю нового Евангелиста (novus evangelista) в священную историю, сделать ее узнаваемой, чтобы лишить ощущения «временного», преходящего7 . В-третьих, Франциск Фомы Челанского должен был стать образцом поведения для братьев-миноритов, чтобы они могли ориентироваться на него, как выстраивая отношения внутри ордена, так и реализуя его функции и в теле церкви, и в средневековом сообществе в целом.

Все эти три задачи решались введением системы топосов, в частности добродетелей (virtutes) Франциска8. Традиционные христианские добродетели обретали «францисканскую» специфику, когда они формировали сюжеты, иллюстрирующие «новый» характер святости Франциска. Эти сюжеты, в свою очередь, показывали пример поведения идеального минорита в той или иной ситуации.

Шесть францисканских добродетелей, место и функции которых были здесь исследованы (их выбор обусловлен

4 Жак Даларен считает, что текст дошел до нас в редакции 12371244 гг. (Vauchez A. François d'Assise. Paris, 2009. P. 498).

5 Thomas de Celano. Vita prima S. Francisci // Analecta Franciscana. Qua-racchi, 1926. T. X. Fasc. I. P. 3-115; Thomas de Celano. Vita Secunda S. Francisci // Analecta Franciscana. Quaracchi, 1926. T. X. Fasc. II. P. 129-260.

6 Thomas de Celano. Vita prima. P. 61.

7 Thomas de Celano. Vita prima. P. 68.

8 Арнаутова Ю. Е. Средневековый топос как форма культурной памяти // Время. История. Память / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2007. С. 93-136.

«Приветствием добродетелям» Франциска Ассизского)9, можно разделить на два типа.

Добродетели первого типа используются Фомой для и

построения оппозиций земное-небесное, это своеобразная и

покаяния. т

о

Истинное знание, источником которого может быть толь- о

(8ар1еп^а шип^), источником которого являются люди. Зна- и

ние от Бога — основа для проповеди мира и покаяния, кото- с

рой братья стремятся изменить мир. Эта мудрость оборачива- о

инструкция по преобразованию мира с помощью проповеди

ко Бог (sapientia Dei), противопоставляется знанию мирскому

ется в земном мире перевернутых представлений глупостью о фиМаа)10. р

Отказ от любого имущества был одним из основных

корпоративных признаков братьев. Добродетель бедности о (раиреЛаз) используется в сюжетах, указывающих на будущее о

я

обретение истинного богатства в мире небесном теми, кто

презрел мирские богатства в мире земном11. Введение добро- §

детели бедности переворачивает иерархию ценностей орде- л

на относительно иерархии мирских представлений, вопиет и

о греховности этого мира, требующего плотского изобилия12. p

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, вокруг добродетели смирения (humilitas) фор- g

мируются сюжеты, в которых объясняется, почему иерархия л

ордена должна быть опрокинута относительно иерархии g

о

__и

9 Св. Франциск Ассизский. Приветствие Добродетелям / Salutatio Т Virtutum // Св. Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995. С. 214. л

10 Thomas de Celano. Vita prima. P. 68: «Своим учением он... показал я всему миру, как мирская премудрость превратилась в глупость, и. ведо- ^ мый Христом, склонил к истинной мудрости Бога неразумием проповеди» (Sicque factum est, ut doctrina sua omnem mundi sapientia ostendere evidentissime fore stultam, et brevi spatio temporis ad veram sapientiam Dei

per stultitiam praedicationis inclinaverit, Christo duce).

11 Thomas de Celano. Vita prima. P. S: «Франциск. беднее богатствами, но расточительнее изобилием» (Franciscus... pauperior divitiis sed profusior largitate).

12 Thomas de Celano. Vita prima. P. 19: «Искал такую одежду. чтобы плоть, с ее грехами и прегрешениями, распять на кресте. самую бедную и поношенную. (которая) ничего не стоит в мире.» (Parat sibi. tuni-cam... ut carnem crucifigat cum vitiis et peccatis. pauperrimam et incultam. a mundo nullatenus).

га традиционных институтов. Истинное величие небесного о мира в земном оборачивается смирением. Поэтому братья — fcj меньшие (minores). Подчиняясь всем в мире и занимая самую О низкую ступень земной иерархии, меньшие братья, согласна но идеологии жития, оказываются на самом верху иерархии

о небесной13. Этот постулат был одним из важнейших в дальней-к

g шем практическом использовании братьев институтами власти, ^ поскольку братья стремились охватить своей деятельностью все ^ существующие социальные слои во всех возможных иерархи-^ ях известного им мира14.

^ Добродетели второго типа создают систему представле-

Л ний об иерархии власти внутри ордена и за его пределами.

Внутреннюю иерархию ордена, отношения власти (imperium) между братьями, иллюстрируют сюжеты, выстроенные с использованием добродетели послушания (oboedientia)15. Добродетель окружена образами родства: во главе молодого сообщества стоит Франциск-отец, его окружают сыновья-братья16.

Франциск, а затем и основанный им орден, вписаны в поле церковной иерархии на основании добродетели любви garitas). Эта добродетель формирует вокруг себя сюжеты, повествую щую о неразрывной связи Церкви и ордена17.

13 Thomas de Celano. Vita prima. P. 30: «Поистине меньшие те, кто "подчиняется всему" существующему... их счастливое расположение вонесло среди них духовное здание, вмещающее все добродетели» (Et vere minores, qui «omnibus subditi» existentes. ut felici dispositione in eis consurgeret omnium virtutum fabrica spiritualis).

14 Thomas de Celano. Vita prima. P. 62: «Поскольку был он смиреннейшим. святой среди святых, среди грешников — почти один из них» (Quia erat humilissimus... Sanctior inter sanctos, inter peccatores quasi unus ex illis).

15 Thomas de Celano. Vita prima. P. 31: «...смиреннейшие рыцари из услышанного ничего не предпочитали больше, чем предписания послушания, еще до того, как услышать слово, требующее послушания, они были готовы следовать за этой властью» (...nihil sanctae oboedientiae praeceptis audebant praeponere obedientissimi milites, qui antequam perficeretur obedientiae verbum, se ad exsequendum imperium praeparabant).

16 Thomas de Celano. Vita prima. P. 35: «...спрашивал братского совета или отцовской власти» (...dicebat fraterno consilio seu paterno imperio).

17 При разрыве Франциска с его мирским семейством (Thomas de Celano. Vita prima. P. 13-14), епископ Ассизи поддерживает его

Однако орден шире, чем Церковь, шире, чем земной мир, об этом говорят сюжеты, сформированные добродетелью

Для Него Франциск из братьев, «живых камней» (vivi lapides),

добродетели, Фома придает им новаторский, францискан-

S

простоты (simplicitas): эта добродетель устанавливает иерар- и

хическую связь между орденом как корпорацией и Богом18. в

к

К

строит в мире храм Святого Духа (habitaculum Spiritus Sancti)19. т Таким образом, используя традиционные христианские о

ский, смысл. Но он использует их не только для того, чтобы s

обосновать «новые» поступки «нового святого» в мире и дать с

образец поведения братьям. С их же помощью он вписыва- о

ет в историю Франциска, а значит, в историю ордена, Григо- о

рия IX, по заказу которого составлялось житие. р

В житии упоминаются два понтифика, каждый из них с

играет важную роль. Иннокентий III дает санкцию на новый о

тип монашества, нищенствующего20. Гонорий III присутству- о

С самого первого своего появления в первой части жития епископ Уголино выступает как истинный защитник всех, кто смирен23, кто причастен добродетелям нищеты и простоты24. Более того, Фома задействует термины родства, чтобы

я

ет при проповеди Франциска и одобряет ее21. Однако всех их

затмевает епископ Уголино, будущий Григорий IX, во время Р

жизни Франциска — кардинал-протектор ордена, которому л

будущий святой «передал и вверил себя и братьев набожно и

н

и принимает в «лоно любви» (viscera caritatis). л

18 Thomas de Celano. Vita prima. P. 22: «Блаженный отец Франциск еже- я дневно наполнялся утешением и благодатью Святого Духа, извещал ^ сыновей о новых указаниях» (Beatus pater Franciscus consolatione ac gratia Spiritus Sancti quotidie replebatur... filios novis instituonibus inform abat).

19 Thomas de Celano. Vita prima. P. 30.

20 Thomas de Celano. Vita prima. P. 25-27.

21 Thomas de Celano. Vita prima. P. 53-56.

22 Thomas de Celano. Vita prima. P. 56: «...se ipsum et fraters suos devoto et animo tradidit et comisit».

23 Thomas de Celano. Vita prima. P. 55: «Уголино был. истинный защитник и ревнитель смиренных.» (Hugolino. erat. veritatis assertor et amator humilium).

24 Thomas de Celano. Vita prima. P. 56: «И этот епископ со смиренным благочестием принял (того). кто носил благородные знаки блаженной

и по желанию»22

га ввести образ епископа Уголино в корпорацию ордена. Если

о сам Франциск неоднократно назван в житии отцом (pater),

fcj то кардинал Уголино выбран Франциском в качестве отца

О для семьи (pater super eius familiam), он мать и отец для самого

-а Франциска (pater et mater filii Francisci)25. Далее, когда Уголино

о при встрече с Франциском показывает пример добродетели к

g смирения, он описывается как «почти один из братьев» (quasi ^ unus e fratribus)26.

^ Однако во францисканской иерархии власти, опрокину-

^ той относительно традиционной, Франциск стоит выше ^ кардинала, поскольку он еще более смирен27. Уголино, ^ согласно предсказанию Франциска, апостол Христа (Christi apostolus)28, но Франциск «Первого жития» еще выше, после смерти он введен в ряды ангелов (angelorum choris admixtus) и занимает престол апостола (in throno gloriae Apostolis sis insertus)29.

После того, как образ Уголино введен в пространство «семьи», Фома делегирует Григорию IX, причастному добродетели смирения, власть над орденом (potestas)30. Но он не обладает властью во всей полноте, поскольку не причастен добродетели послушания, дающей власть над братьями тем, кто состоит в ордене (imperium).

В третьей части жития образ уже не епископа, а понтифика Григория IX предстает как alter Franciscus. Григорий сострадает высшей бедности (paupertas altissima) и выступает образцом смирения (humilitas)31. Подобно Франциску, Григорий называется отцом ордена. Однако управляет он

нищеты и святой простоты» (Quem dominus episcopus... humili devotione sus-cepit... qui beatae paupertatis et sanctae simplicitatis insignie nobili deferebant).

25 Thomas de Celano. Vita prima. P. 55.

26 Thomas de Celano. Vita prima. P. 77.

27 Thomas de Celano. Vita prima. P. 78: «Святой же Франциск, того, о ком отзывался как о столь почитаемом господине и возлюбленном отце, смиренно слушал.» (Sanctus Franciscus vero, quae sibi a tam reverendo domino et tam carissimo patre dicebantur, humiliter observabat...).

28 Thomas de Celano. Vita prima. P. 78.

29 Thomas de Celano. Vita prima. P. 93.

30 Thomas de Celano. Vita prima. P. 77.

31 Thomas de Celano. Vita prima. P. 98.

не только братьями, но и всей Церковью в целом, поскольку он ее супруг, а его сыновья — все корпорации, составляющие

вало характер легитимных дальнейшим действиям понтифика в отношении ордена. Теперь он мог использовать в интересах римского престола сообщество, одной из особенностей которого было быстрое проникновение в места, лишенные устой-

S

Церковь32. и

Слияние образа Григория IX с образом Франциска прида- м

s

s

в отношении ордена. Теперь он мог использовать в интересах н

римского престола сообщество, одной из особенностей кото- о

в

чивой институциональной власти. s

Сразу после выхода «Первого жития», 28 сентября 1230 г., с понтифик издал буллу «Quo elongati», в которой допускал 0 послабления обета бедности и решал вопрос выдачи лицензии о

L33 Я

циск запретил комментировать Устав ордена (ut verba ipsius о Regulae non glossentur). Поэтому Григорий IX из уважения о

на проповедь3

В преамбуле Григорий замечает, что перед смертью Фран-

и министрами ордена, то они могут не принять его, поскольку «равный над равными не имеет власти» (non habeat imperium par in parem)34. Вместе с тем понтифик, причастный добродетели смирения35, все же обладал властью над орденом в той сфере его деятельности, которая была связана с активным

32 Thomas de Celano. Vita prima. P. 100: «...встал великий понтифик, супруг Церкви Христа, разнообразными сыновьями окруженный.» (...adstat pontifex summus, Christi Ecclesiae sponsus, tantorum filiorum varietate circumdatus...).

33 Bullarium Franciscanum / Ed. J. H. Sbaralea. Rome, 1759. Vol. I. P. 68-71. Самый последний разбор буллы сделан: Vauchez A. François d'Assise. P. 241 et al.

34 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 68.

35 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 69: «...мы смиренно возносили мольбы, чтобы мы удостоились предвидеть опасности для душ и чистоты всего ордена» (...nobis fuit humiliter supplicatum, ut in hoc dignaremur animarum providere periculis et totius ordinis puritati).

Я

к братьям не комментирует — но разъясняет некоторые неточности (dubietas). Право дополнить Устав Григорию IX дает то, § что он долгое время был с Франциском и знает его намерения л (поуепт^ ^еп^опет ipsius). Более того, Григорий отме-

чает, что если комментарий не будет согласован с братьями р

8

преобразованием мира. л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

га Булла Григория IX смягчала излишнюю радикальность

н „

о ордена по отношению к одной из важнейших для средневе-

tj кового сообщества категорий — собственности, в том числе

О земельной. Согласно «поправке», имуществом ордена рас-

л поряжался кардинал Римской церкви (ordinis gubernator),

CQ

о к чьей власти (auctoritas) могли прибегать либо генеральный

g министр нищенствующего ордена, либо провинциальные36.

^ Новая иерархия была более приспособлена к контактам с дру-

2 гими корпорациями, входящими в «лоно Церкви».

S

Указ понтифика подготовил почву для массового выпу-^ ска меньших братьев-проповедников. Теперь не только гене-^ ральный министр получал право проводить для них экзамен, но и провинциальные37. Это значительно упростило проповедническую квалификацию миноритов и их деятельность в отдаленных от метрополии провинциях. Францисканское движение мира (pax), покаяния (poenitentia) и благочестия (pietas) стало основным идеологическим обоснованием для привлечения францисканцев к инквизиторской деятельности, преимущественно на Юге Франции.

Чтобы обозначить переход Франциска из мирского состояния в пространство Церкви, Фома использовал метафору «лона любви» (viscera caritatis), в которое принят будущий святой38. Для описания приема Франциском новых братьев в орден Фома ввел метафору «лоно благочестия» (viscera pietatis)39.

Топос благочестия был тесно связан с добродетелью про-стоты40, которая символизировала иерархическую связь корпорации ордена и Небес. «Простец» (simplex) Франциск, идеальный проводник Святого Духа, был совершенным проповедником покаяния. Фома описывает, как слову святого покоряются природа, птицы, еретики41. Движимый

36 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 69.

37 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 69-70.

38 Thomas de Celano. Vita prima. P. 26.

39 Thomas de Celano. Vita prima. P. 57-58. Глава посвящена добродетели любви (caritas).

40 Thomas de Celano. Vita prima. P. 59: «Простое благочестие и благочестивая простота!» (Pietas simplex, et o simplicitas pia!).

41 Группа примеров проповеди Франциска см.: Thomas de Celano. Vita prima. P. 44-56.

благочестием (pietate permotus), он демонстрирует чудеса исцеления от болезней и от ереси42. Чудеса проповеди могли

Таким образом, «Первое житие» к 1229 г. связало в единую стему топосы, обозначающие пространство Церкви (viscera caritatis) и пространство ордена (viscera pietatis), подчиненное высшим силам (simplicitas pia), в рамках которых свершаются

s

свершаться и в отсутствие Франциска (in absentia eius), доста- и точно было его одежды43. в

s s

систему топосы, обозначающие пространство Церкви (viscera о

р

p

чудеса проповеди покаяния и мира. Эту систему подтвержда- s

ла булла «Mira Circa Nos» (1228)44, которой понтифик иници- И

ировал канонизацию Франциска. В ней объединялись топо- о

сы пространства ордена (pietas) и Церкви (Caritas)45. Топос

«-» Я

бедности (paupertas), основной маркер францисканского р

сообщества, был связан с топосом справедливости (iustitia)46. n

Простая (simplex) проповедь Франциска, ставшая сама по себе °

добродетелью (virtus Dei), приобрела способность исцелять

47

немощи мира47. р

о

цисканском булларии об инквизиторской деятельности л «_, и

на территории Южной Франции датирована 1235 г.48 В ней и

Житие и булла вышли в 1230 г., но первая булла во Фран-

42 Thomas de Celano. Vita prima. P. 47: «Сбита с толку еретическая порочность, возвеличивается вера в Церкви» (Confundebatur haeretica л pravitas, extollebatur fides Ecclesia). И

43 Ряд примеров Фома приводит в главе, посвященной проповеди ^ Франциска и чудесам исцеления, произведенным в его отсутствие: Tho- и mas de Celano. Vita prima. P. 47-49. т

44 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 42-43. л

45 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 42: «Вокруг нас удивительное почи- я тание божественного благочестия и невыразимое влечение к любви...» ^ (Mira circa nos divinaepietatis dignatio, et inaestimabilis dilectio charitatis).

46 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 43: «Ступающий вслед Аврааму. ради нас сделался нищим. раздал нищим, чтобы его справедливость. пребывала» (. Abrahae imitatus vestigia. pro nobis factue est pauper. dedit Pauperibus, ut sic eius justitia... permaneret).

47 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 43: «.лишь простой проповедью, не украшенной ни одним убедительным словом земной премудрости, но обладающей достоинствами Бога, искореняющей немощи Мира и вливающей мужество» (.praedicatione sequidem simplici, nullis verbo-rum persuasibilium humanae sapientiae coloribus adornata, sed tamen Dei vir-tutepotenti, qui infirma Mundi elegit, ut fortia... confundat...).

48 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 177-179.

и указывалось, что квалифицированными представителями

о Престола в делах расследования ересей, осуждения и конфи-

tj скации имущества осужденного могут быть только нищен-

О ствующие братья49. В том же 1235 г. начался сбор экстраорди-

л нарного налога нищенствующими братьями на проведение

CQ

CD крестового похода50.

g В этом перерыве между декларацией намерений и их фак-

^ тическим осуществлением нет ничего странного. Для про-^ ведения легитимных расследований на землях, подчиненных ^ королю франков, Григорий IX должен был заручиться, как ^ минимум, его поддержкой.

Л В 1227 г. Григорий посылает буллу Людовику IX, лишь год

назад принявшему корону от умершего отца. В ней он предлагает помощь и апостолическое правосудие (justitia Sedes Apostolica) и для вассалов короны, и английским баронам, чьи земли не так давно были завоеваны отцом короля. В булле Григорий указывает на несоответствие королевского законодательства с законами недавно присоединенных земель. «Да не простирается твоя длань с ущербом иноземном праву... Король (rex) зовется королем потому, что правит (regendo), и ты не должен полагаться только на советников, но рассудительно править сам; но этого не случится, если ты не воздержишься от несправедливости по отношению к иноземцам; и ты не приведешь в порядок [королевство], если не рассмотришь [возможность] привлечь законы иноземцев»51.

В следующем году Григорий призывает Людовика к подавлению ереси альбигойцев, чтобы защитить мир и веру52. Григорий IX акцентирует внимание набожности (devotio) юного

49 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 177-179.

50 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 180-181 (булла послана всем представителям Церкви во Франции).

51 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 28-29: «...ad aliena jura manus tuas cum injuria non extendas... Quia cum Rex a regendo dicatur, non debes sua-dentibus talia credere, sed prudenter regere semetipsum; quod quidem omni-no non fieret, si non abstineres ab injuriis aliorum; et non restitueres, si qua juris alieni nosceris detinere».

52 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 37: «...сражения, что ведутся против альбигойских еретиков, сражения за мир и истинную веру» (...negotium, quod agitur adversus Albigenses haereticos, negotium est pacis et fidei Orthodixae).

чтобы он привил тебе чувство благочестия (pium), и нижайше молим, чтобы он даровал счастливый исход своим милосердием (misericordia)»53. Григорий также просит согласовывать действия короля с советами легатов Римского престола.

О

н

короля, она была свойственна его отцу и всем его предшественникам: «Ты также подражатель его набожности (imitator devotionis)... ты можешь завершить то, что так славно было и

начато твоим отцом; мы восхваляем Всемогущего Господа, и

к

к

молим, чтобы он даровал счастливый исход своим милосер- о

р

Р

В 1230 г., во время очередного восстания магнатов, Григо- к рий IX объявляет, что берет под особое покровительство (sub С Beati Patri et Nostra protectione suscipimus speciali) короля, коро- о леву-регента, королевство и право Капетингов на управление о

I—|

королевским доменом (Reginam, Filios, Regnum et omnia р bona sua). Поддержка его связана с набожностью (devotio) с королевы, унаследованной от ее предшественников54. °

В 1234 г. Григорий IX призывает короля к примирению о

« о

с епископом Бовэ. Григорий начинает с напоминания, что

предки Короля славились особой набожностью (devotio) р

среди прочих католических князей (inter alios Catholicos Л

Principes). Они были среди крестоносцев, отец Людовика сра- и

жался против Альбигойской Церкви (Albigensibus Ecclesia). и

Поэтому Людовику IX стоит прислушаться к советам Церк- S

ви и приготовиться принять от нее противоядие благочестия л (Ecclesiis antidotum pietatis)55. В том же году понтифик просит короля прекратить притеснения Церкви королевскими бальи

>

(bajulus) в альбигойских землях. Они облагают клириков раз- е

»

и

нообразными налогами. Тем самым бальи нарушают мир я (pax), который только пришел в эту землю56.

Таким образом, к 1235 г. было создано обоснование для вмешательства в дела французской короны. Набожность

53 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 38: «Tu quoque imitator devotionis ejusdem... ut posses perficere, quod a Patre tuo laudabiliter extitit inchoatum, super quo Omnipotentem Dominum collaudamus, qui tibi tam pium imprimavit affectum, et suppliciter deprecamur, ut felicem exitum per suam misericordiam largiatur».

54 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 59.

55 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 123-124.

56 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 126-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ra (devotio) предшественников юного Людовика IX и исключи-о тельная роль Капетингов в укреплении христианской церкви

tj взывали к тому, чтобы юный король получил помощь и под-

га

О держку апостолического престола.

га Образ alter Franciscus выстраивался исключительно для

о Григория IX. Но в последние годы его понтификата нищен-к

g ствующих братьев использовал не только апостольский престол, но даже клир. Вероятно, Григорий пытался вернуть § ордену хотя бы внутреннюю самостоятельность. Он запрещал ^ иерархам прибегать к власти обета послушания, чтобы дер-§ жать миноритов у себя на службе, но разрешал использовать 1=4 власть добродетели смирения57.

Следующий папа, Иннокентий IV (1243-1254), еще более активно использовал миноритов в инквизиции и сборе налогов, как для крестового похода, так и для борьбы с императором Фридрихом II Гогенштауфеном (1220-1250). Новый понтифик руководил орденом, пользуясь властью не только смирения, но и обета послушания58.

Вероятно, опасное сближение в идеологическом административном пространстве добродетелей внешнего управления

57 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 290-291. Булла «Inducimur Paie» (1241 г.): «Повелось, что некоторые из Церковных Прелатов, которых как мы принимаем, так и они вас, набожных, получают к себе, берут ученых (братьев) на содержание с соответствующим почтением, принужденных к тому смирением; созидающие новый обычай, они требуют от вас подручного послушания. Мы, наблюдающие за ненадлежащим исполнением и полагающие это недостойным, своей апостольской властью строго предписываем, чтобы никто из тех Прелатов без особого указа Апостолического престола не мог требовать от вас указанного подручного послушания...» (Hinc est, quod cum quidam ex Praelatis Ecclesiarum, qui sicut accepimus, vos sibi devotos inve-niunt, et in exhibitione condignae reverentiae studiosos, in eo se humilitati vestrae molestos exhibeant; quod novam consuetudinem inducere molientes, a vobis obedientiam exigent manualem. Nos id arbitrantes incogruum, et reputantes indignum, ut nullus ex Praelatis eisdem absque mandato Sedis Apostolicae speciali a vobis dictam obedientiam manualem praesumat exigere, auctoritate praesentium disctrictius inhibemus).

58 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 327. Булла от 1244 г.: «Сообществу вашему Апостолическим Предписанием во исполнение добродетели послушания приказываем.» (Universitati vestrae per Apostolica Scripta in virtute obedientiapraecipiendo mandamus...).

орденом (ЬишПказ) и внутреннего (оЬе^епиа), а также многие

другие причины побудили руководство ордена в 1244 г. при- ^

к

звать Фому Челанского для написания нового жития, «Вто- и

рого». К 1247 г. оно было закончено. в

Во «Втором житии» образ Григория IX не выделяется сре- и

ди образов других пап Римских. Он важен — как и другие пон- о

р

Иннокентии III дает санкцию на основание ордена согласно к

желанию Франциска59. Гонория III Франциск просит выделить 0

из лона святости (а уез^е запс^а^ у18еепЬи8) епископа Остий- о ского, чтобы получить защиту и управление ^аш defensionis

а60 Т^тттл^ т/т\тт Л7гт\ и1я1лг\ лгиогтшгат р

в примерах, иллюстрирующих добродетель смирения61 и бед- о

ности62 Франциска, но и только. Вероятно, причастность этим 0 добродетелям должна была сохранить его право комменти-

тифики. Любое их вмешательство в управление орденом инициируется и контролируется непосредственно Франциском.

quam gubernationis) для Ордена60. Епископ Уголино участвует

ровать устав буллой «Quo Elongati», сделавшей послабления для нищенствующего образа жизни и введшей миноритов

в Парижский университет, где они получали соответствую- л

щее проповеднику и инквизитору образование. Однако епи- и

скоп был только причастен добродетелям и не наследовал их и

от Франциска. «Второе житие» исключало всякую возмож- S

ность появления образа «второго Франциска» за пределами л

пространства ордена. д

Риторическая атрибутика, характерная для образа Гри- §

гория IX в «Первом житии» была перенесена на образ Крес- е

ценция, «наследника святого смирения» (successor tuae я

sanctae humilitatis) и «подражателя истинной бедности» (verae S paupertatis aemulator)63. Власть (potestas), которую в «Первом житии» давала епископу Уголино добродетель смирения,

59 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 140-141.

60 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 146.

61 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 215-216, 217. В этих главах дом епископа Уголино служит местом встречи св. Доминика и св. Франциска, каждый из которых показывает чудеса смирения, но побеждает все же более смиренный Франциск.

62 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 168-169, 175. В обоих примерах Франциск показывает епископу Уголино пример истинной бедности.

63 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 259.

га вошла в состав обета послушания64. В целом риторические о поля, сформированные вокруг добродетелей Смирения ^ и Послушания, сблизились.

О Сближение стало возможным благодаря замене метафоры

га Франциска, занявшего престол Апостола (в «Первом житии»), о метафорой Франциска, занявшего пустующий после падения ^ Люцифера небесный престол65.

^ Сатана олицетворял собой порок гордости (зирегЫа)66.

^ Фома ярко живописал, как его дети, ложные братья, проник-^ шие в орден, пытаются разрушить его изнутри, в том числе ^ заражая миноритов пороком непослушания67. Образ Франци-^ ска, занявшего пустующий престол, символизировал противоположность гордости, добродетель смирения. Его истинные дети неукоснительно соблюдали основные принципы орденской жизни: труд, бедность, послушание и пр.68

Вероятно, возникновению этой метафоры способствовало сочетание проповеднической деятельности миноритов с их инквизиторскими обязанностями и сбором экстраординарных налогов. Булла Григория IX «Оиошаш аЪиМаук» от 6 апреля 1237 г. предписывала: «Поскольку часто грехи

64 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 253: «Его гвардиан... сказал отцу: Знай, что эту тунику. по обету святого послушания, я отдаю тебе от меня! Но, чтобы ты знал, что ничего из этого не является твоей собственностью, я своей властью лишаю тебя возможности отдать ее другим» (...guardianus eius... dixit ad patrem: «Tunicam istam... obedientiae sanctae mandato, a me tibi accomodatam cognoveris! Sed, ut scias te nihil proprietatis in illis habere, dandi haec alicui omnem tibi aufero potestatem»),

65 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 202-203: «Престол этот занимал некогда павший, ныне он предназначен смиренному Франциску» (Sedes ista unius de ruentibus fuit, et nunc humili Francisco servatur).

66 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 203: «.престол, погубленный гордыней, исцелит смирение смиреннейшего» (.ad sedem superbia per-ditam humilitas levabit humilimum).

67 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 151: «Я видел. беса на спине непослушного брата. он. сбросив удила послушания, следовал, подстрекаемый его вожжами» (Vidi, frater, diabolum super fratris inobedientis dorsum. Qui tali sessore subactus, freno obedientiae spreto, insinctus eius sequebatur habenas).

68 Пример идеального бытия минорита см.: Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 142-143.

тайно проникают под видом добродетелей, и Ангел Сатаны часто лицемерно изображает себя Ангелом света... приказы-

ваем, если кто о братьях Ордена говорит, что они проповеду- и

ют на ваших землях и прибегают к стяжанию денег. вы тех в

я

к

Коррекция системы топосов была необходима для защиты т братьев от чрезмерного использования их институциональ- о

ряд примеров, показывающих исключительно губительный к

ложных братьев должны схватить и осудить»

ной властью. Более того, «Второе» жизнеописание содержало

характер службы при епископских дворцах. Фома предупреж-ет о неизбежном развращении братьев-миноритов, завле-нных в такие места70.

Однако, как это ни парадоксально, уже в 1247 г. братья были

дает о неизбежном развращении братьев-миноритов, завле- о

ченных в такие места70. о

задействованы курией короля Франции, Людовика IX. Они с

начали проводить расследования злоупотребления властью о

королевскими бальи, должность которых ввел дед короля, о

Филипп II Август, а отец, Людовик VIII, активно использовал71. р

Бальи вершили суды, собирали налоги, как обязательные, так §

и экстраординарные, они были ориентированы на королев- л

ское законодательство и пренебрегали местными кутюмами72. и

Но последней каплей стал налог на крестовый поход Людовика, Р

который собрали к 1247 г. g

В предписаниях о расследованиях 1247 г. Людовик пере- л

дает братьям-следователям (inquisitores) полную власть (plena д

potestas) расследовать правонарушения (injurua) и поборы §

а

69 Bullarium Franciscanum. Vol. I. P. 215: «Quia vere saepe vitia sub specie л virtutum occulte subintrant; et Angelus Sathanae in Angelum lucis se plerunque я simultate transformat... mandamus, quatenus si qui de praedictorum Fratrum ^ Ordine se dicentes in vestris partibus praedicaverint ad quaestum se pecunia-

rum cinvertendo... vos tamquam falsarios capiatis, et condemnetis eosdem».

70 Все эти примеры включены в группу глав «Искушения духа»: Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 200-201.

71 Об этом более подробно см.: Petit-Dutaillis Ch. Étude sur la vie et le règne de Louis VIII. Paris, 1894. P. 363. О роли бальи в собирании королевского домена см.: Кравцова Е. С. Суд короля: преодоление феодальной раздробленности во Франции в начале XIII века // Труды Государственного Эрмитажа. СПб., 2104. Т. LXXI. С. 161-170.

72 Обзор ситуации в целом: Sivéry G. Le mécontentement dans le royaume de France et les enquêtes de saint Louis // Revue Historique. 1983. T. 269. Fasc. 1 (545). P. 3-24.

ra (exactio) бальи73. Сами братья посылались по разрешению

о (licentia) руководства ордена, согласно обету послушания (per

fcj obedientiam)74. w er

O Я полагаю, что для вовлечения миноритов в расследования

л «преступлений» бальи был испробован метод кардиналь-

о но отличный от эксплуатации образа «Второго Франциска». к

g «Францисканские» характеристики прививались власти, ^ источником которой был король и которую искажали его ^ офицеры.

^ Особая роль Франции была подготовлена уже «Пер-

^ вым житием». Фома подчеркивает, что из всех стран орден Л добился наибольших успехов во Франции75. Имя нового святого рифмуется с именем благочестивой страны: он «истинно Франциск, отважный сердцем (cor francum) и благородный поступками»76. Фома описывает короля, королеву-регента, высшую знать и профессоров из Парижского университета, которые смиренно (humiliter) и благоговейно (devotissime) почитают неученого простака (idiota simplex) Франциска77.

«Второе житие» отражает положительную динамику отношений ордена и благочестивой Франции. В группе глав, посвященных различным аспектам добродетели простоты, Фома упоминает о реликвии, тунике Франциска, перевезенной во Францию78. В группе примеров, показывающих особую набожность (devotio) Франциска, Франция указывается как страна, питающая наибольшее почтение к Телу Господ-

нему79.

Экспансия братьев в Северной Франции начинается только после выхода «Первого жития». С 1230 г. братья основывают свои конвенты в северной части королевского домена

73 Dejoux M. Mener une enquête général, pratiques et méthodes II Quand gouverner c'est enquêter I Dir. Th. Pécout. Paris, 2010. P. 154.

74 Окончательную формулу см.: Correspondance administrative d'Al-fonse de Poitiers I Éd. A. Molinier. Vol. II. Paris, 1900. P. 452-453. N 1897.

75 Thomas de Celano. Vita Prima. P. 95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

76 Thomas de Celano. Vita Prima. P. 95-96: «Et vere Franciscus, super omnes cor francum et nobile gessit».

77 Thomas de Celano. Vita Prima. P. 95.

78 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 162.

79 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 245.

еще более интенсивно, нежели на Юге80. Что изменилось? Как

я полагаю, орден получил поддержку Бланки Кастильской, о

матери Людовика IX81. и

Как регентше Бланке Кастильской пришлось столкнуться и

не только с претензиями апостольского престола на управ- 3

к

ление королевством, но и с мятежами баронов. Вероят- т но, Бланка, одновременно с этим благодаря Григорию IX, о

р

ния представлений о легитимном правлении. Королева и

ввела нищенствующих братьев в круг воспитателей моло- с

к

дого короля, и у монахов появилась возможность влиять о

на характер власти. Они воспользовались этой возможно- о

стью. В середине XIII в. были составлены «Зерцала» доми- §

никанцев Винсента де Бувэ и Фомы Аквинского, франци- с

сканца Гвибера де Турнэ82. о

Во время правления Бланки Григорий IX сформировал о

увидела в нищенствующих орденах инструмент обновле-

я

представление о набожности (devotio) короля, чтобы легитимно использовать меньших братьев для инквизиционных рас- § следований в Южной Франции. В проповедях Бонавентуры, л произнесенных уже во второй половине XIII в. перед королем

о

и его семьей, центральным для характеристики праведной к королевской власти оказывается благочестие (pietas)83. Щ

--о

80 По подсчетам В. Джордана, с 1226 по 1229 гг. владениях Людовика ^ IX основано 3 капитула, с 1230 по 1234 гг. — 19 (Jordan W. C. Louis IX д and the Challenge of the Crusade. Princeton, New York, 1979. P. 234). §

81 Женщины из рода Капетингов устанавливают самые первые Т и самые крепкие впоследствии связи с францисканским орденом: И Gaposchkin M. C. The Making of Saint Louis: Kingship, sanctity, and crusade я in the later Middle Ages. Ithaca; London, 2008. P. 156. Более подробно см.: ^ Field S. L. Franciscan ideal and the royal family of France (1226-1328) // The Cambridge companion to Francis of Assisi / Ed. by M. J. P Robson. Cambridge, 2012. P. 208-223.

82 Об этом и др. формах взаимодействия см.: Little L. K. Saint Louis' Involvement with the Friars // Church History. 1964. Vol. 33. N 2. P. 124-148.

83 К этим выводам мы пришли в результате работы с комплексом проповедей Бонавентуры, обращенных к королю и его семье. Выводы были апробированы в докладе «Созидание святого короля» на конференции «Культ святых в средневековой христианской культуре Запада и Востока Европы» Лаборатории медиевистических исследований ВШЭ (13-14 ноября 2014 г.). На данный момент готовится к выходу сборник статей конференций 2014-2015 гг.

В «Первом житии» благочестие толкало Франциска на воплощение добродетели простоты — проповедь, исцеляющую искаженный мир. Во «Втором житии» благочестие вело и к воплощению добродетели бедности тоже, оно учило правильному, благочестивому, обращению с деньгами84. Фома употреблял топос не только чрева благочестия (viscera pietatis)85, но даже учения благочестия (doctrina pietatis)86.

Власть, основным атрибутом которой становится благочестие (pietas), может использовать нищенствующих братьев как своих проводников, что и происходит во Франции вплоть до смерти Людовика IX в его втором Крестовом походе в 1270 г.

Источники И ЛИТЕРАТУРА

1. Арнаутова Ю. Е. Средневековый топос как форма культурной памяти // Время. История. Память / Под ред. Л. П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2007. С. 93-136.

2. Кравцова Е. С. Обручение с Бедностью? Францисканцы, публичная власть и фискальная политика // Valla. 2015. T. 1. № 16 // URL: http://vallajournal.com/journal/index.php/valla/article/ view/24 (дата посещения: 11.06.2016)

3. Кравцова Е. С. Суд короля: преодоление феодальной раздробленности во Франции в начале XIII века // Труды Государственного Эрмитажа. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. Т. LXXI. С. 161-170.

4. Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X-XIII веков. — М.: Соцэкгиз, 1938. — 423 с.

5. Франциск Ассизский. Сочинения. — М.: Изд-во францисканцев-братьев меньших конвентуальных, 1995. — 288 с.

84 Кравцова E. С. Обручение с Бедностью? Францисканцы, публичная власть и фискальная политика // Valla. 2015. T. 1. № 16 // URL: http:// vallajournal.com/journal/index.php/valla/article/view/24 (дата посещения: 11.06.2016).

85 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 239: «От бежавших из ордена, он не запирал лоно благочестия» (Ad refugos ordinis... viscera pietatis non claudat).

86 Thomas de Celano. Vita Secunda. P. 216: «Поистине во всем мире процветало бы учение благочестия, если бы служителей слова Божьего связывали более прочные узы любви» (Sane per universum mundum fruc-tuosius pietatis doctrina proficeret, si ministros verbi Dei caritatis vinculum fortius couniret).

О rn

H

с

H ^

и О

л m О

к

л

н «

S

s ч

H

л

11. Field S. L. Franciscan ideal and the royal family of France

td s

CO

s

6. Bullarium Franciscanum sive Romanorum Pontifi-

cum / Ed. J. H. Sbaralea. — Roma: Typis Sacrae Congregationis de Pro- h

paganda fide, 1759. Vol. I. — 798 p. H

7. Chartularium universitatis Parisiensis / Ed. H. Denifle H., k Châtelain E. — Parisiis: ex typis Fratrum Delalain, 1889. Vol. I. — 749 p.

8. Correspondance administrative d'Alfonse de Poitiers / Éd. A. Molinier. — Paris: Imprimerie nationale, 1900. Vol. II. — 791 p. 0

9. Dejoux M. Mener une enquête général, pratiques p et méthodes // Quand gouverner c'est enquêter, Les pratiques O politiques de l'enquête princière (Occident, XIIIe-XIVe siècles) / Dir. s Th. Pécout. — Paris: De Boccard, 2010. — 627 p. g

10. Emery R. W. The friars in medieval France: A catalogue K of French mendicant convents, 1200-1550. — New York, London: o

p

Columbia University Press, 1962. — 149 p. O

p

(1226-1328) // The Cambridge companion to Francis of Assi- c

si / Ed. M. J. P. Robson. Cambridge: Cambridge Univerity Press, 2012. o

P. 208-223. °

12. Gaposchkin M. C. The Making of Saint Louis: Kingship, sanc- K tity, and crusade in the later Middle Ages. — Ithaca; London: Cornell ^ Univinersity Press, cop. 2008. — 348 p. p

13. Jordan W. C. Louis IX and the Challenge of the Crusade:

A Study in Rulership. — Princeton: Princeton University Press, 1979. — o

td

306 p. c

pH

14. Little L. K. Saint Louis' Involvement with the Friars // Church s History. 1964. Vol. 33. N 2. P.. 124-148. O

15. Petit-Dutaillis Ch. Étude sur la vie et le règne de Louis VIII. — Q Paris: E. Bouillon, 1894. — 622 p. g

16. Sivéry G. Le mécontentement dans le royaume de France et les o enquêtes de saint Louis // Revue Historique. 1983. T. 269. Fasc. 1 (545). T P. 3-24. Q

17. Thomas de Celano. Vita prima S. Francisci // Analecta Fran- § ciscana. Quaracchi, 1926. T. X. Fasc. I. P. 3-115. S

18. Thomas de Celano. Vita Secunda S. Francisci // Analecta Franciscana. Quaracchi, 1926. T. X. Fasc. II. P. 129-260.

19. Vauchez A. François d'Assise. Entre histoire et mémoire. — Paris: Fayard, 2009. — 548 p.

References

1. Arnautova Ju. E. (2007) Srednevekovyy topos kak forma kul'turnoy pamyati [Medieval topos as a form of cultural memory], Vremya. Istoriya. Pamyat' (Ed. L. P. Repina), Moscow: IVI RAN, pp. 93-136. (in Russian)

m 2. Dejoux M. (2010) Mener une enquête général, pratiques

o et méthodes, Quand gouverner c'est enquêter, Les pratiques politiques ^ de l'enquête princière (Occident, XIIIe-XIVe siècles) (Ed. Th. Pécout), m Paris: De Boccard, 627 p.

3. Denifle H., Châtelain E. (1889) Chartularium universitatis Parisiensis, Parisiis: ex typis Fratrum Delalain, vol. 1, 749 p. ° 4. Emery R. W. (1962) The friars in medieval France: A catalogue

g of French mendicant convents, 1200-1550, New York/London: Colum-^ bia University Press, 149 p.

t^ 5. Field S. L. (2011) Franciscan ideals and the royal family

® of France (1226-1328), The Cambridge companion to Francis of AssiS si (Ed. M. J. P. Robson), Cambridge: Cambridge Univerity Press, w pp. 208-223.

6. Frantcisk Assizskii (1995) Frantcisk Assizskii. Sochineniia [Francis of Assisi. Writings], Moscow: Izd-vo frantsiskantsev-bratev menshikh konventualnykh, 288 p. (in Russian)

7. Gaposchkin M. C. (2008) The Making of Saint Louis: Kingship, sanctity, and crusade in the later Middle Ages, Ithaca/London: Cornell Univinersity Press, 348 p.

8. Jordan W. C. (1979) Louis IX and the Challenge of the Crusade: A Study in Rulership, Princeton, N. J.: Princeton University Press, 306 p.

9. Kravtsova E. S. (2015) Obruchenie s Bednost'yu? Frantsis-kantsy, publichnaya vlast' i fiskal'naya politika [Engagement with Poorness? Franciskans, public powers and fiscal policy], Valla, vol. 1, n. 16, URL: http://vallajournal.com/journal/index.php/valla/article/ view/24 (11.06.2016) (in Russian)

10. Kravtsova E. S. (2014) Sud korolya: preodolenie feodal'noy razdroblennosti vo Frantsii v nachale XIII veka [King's court: overcoming feodal atomism in France in the beginning of the 13th century], Trudy Gosudarstvennogo Jermitazha, Saint-Petersburg: Izd-vo Gos. Ermitazha, vol. LXXI, pp. 161-170. (in Russian)

11. Little L. K. (1964) Saint Louis' Involvement with the Friars, in: Church History, vol. 33, n. 2, pp. 124-148.

12. Molinier A. (1900) Correspondance administrative d'Alfonse de Poitiers, Paris: Imprimerie nationale, vol. II, 791 p.

13. Petit-Dutaillis Ch. (1894) Étude sur la vie et le règne de Louis VIII, Paris: E. Bouillon, lxiv, 568 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Pti-Djutaji Sh. (1938) Feodal'naya monarkhiya vo Frantsii i v AngliiX-XIII vekov [Feodal monarchy in France and England in the 10-13th centuries], Moscow: Socjekgiz, 423 p. (in Russian)

15. Sbaralea J. H. (1759) Bullarium Franciscanum sive Romanorum Pontificum, Roma: Typis Sacrae Congregationis de Propaganda fide, vol. I, 798 p.

Е. С. Кравцова 1б. Sivéry G. (1983) Le mécontentement dans le royaume

О

de France et les enquêtes de saint Louis, Revue Historique, vol. 269, h fasc. 1 (545), pp. 3-24.

17. Thomas de Celano (192б) Vita prima S. Francisci, Analecta к

Franciscana, Quaracchi, vol. X, fasc. I, pp. 3-115.

18. Thomas de Celano (192б) Vita prima S. Francisci, Analecta S Franciscana, Quaracchi, vol. X, fasc. II, pp. 129-2б0. о

19. Vauchez A. (2009) François d'Assise. Entre histoire et mémoire, p

Paris: Fayard, 548 p. в

p

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.