УДК 7.072
Искусствоведение
Шулакова Тамара Васильевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры
дизайна ПсковГУ
АНСАМБЛЬ ГРЕМЯЧЕЙ ГОРЫ (ЭСКИЗ-ПРЕАМБУЛА К «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
ГРЕМЯЧЕЙ ГОРЫ»)
Аннотация: Статья посвящена актуальной и весьма дискуссионной теме концепта благоустройства обширной территории заповедного, веками складывавшегося архитектурно-пейзажного пространства в центре Пскова; в ней затрагиваются проблемы максимального сохранения видовых природно-архитектурных доминант русского средневекового города.
Ключевые слова: древнерусская архитектура, псковские храмы, крепостные стены, башни Пскова, ментальность псковичей, городской ландшафт.
Annotation: The article is dedicated to a quite acute and polemical subject - the concept of the extensive renovation of the unique architectural and landscape area in the centre of Pskov, that has been forming over the centuries. It touches upon the problems of maximum preservation of visual nature and architec-tural dominants of the Russian Medieval town.
Key words: ancient Russian architecture, Pskov temples, fortress walls, Pskov towers, Pskov mentality, urban landscape.
Гремячая гора - очаровательный, один из самых древних и подлинных уголков сказочно-старинного Пскова. Издавна здесь существовал мужской монастырь, и в нем - церковь Козьмы и Дамиана, сооружённая в камне в 1383г. В 1540 году, после пожара она не раз значительно перестраивалась, а в 1764 г.,
когда Гремяцкий монастырь упразднили, стала приходской.
«Церковь стоит на Гремячей горе над Псковою, в углу города, около крепостной стены Запсковья и Грямячей башни, которая раньше называлась Козьмодемьянской. Башня подымается от подошвы горы над самой водой, церковь стоит на горе на «поясе башни». Небольшая, беленая, она всегда воспринимается вместе с могучей башней, составляя с ней художественное целое», великолепный ансамбль, соотнесенный со всеми доминантами Запсковья от храма Боговления до самого Троицкого собора...» [1, с. 259] Ю.П. Спегальский пишет: «Недалеко от храма, несколько юго-западнее его, у склона Гремячей горы еще заметны в земле остатки монастырских палат, существовавших (и перестраивавшихся) еще в XIX веке.
Гремячая гора — одно из живописнейших мест Пскова. Таким оно было и в старину. Недаром какой-то богач XVII века поставил на ее склоне, в так называемых Волчьих ямах, свои великолепные жилые палаты, от которых ныне остались лишь развалины. Под этими палатами были клети с полом, поднятым выше уровня наружной земли, хорошо освещенные большими «палатными» окнами и тщательно оштукатуренные, и побеленные... В этих сенях до нашего времени сохранились остатки мусоропровода, устроенного при постройке здания.
Ниже этих палат, у самой речки — так называемая «Хлебопекарня» — сохранившаяся часть строения крупного кожевенного завода последней четверти XVII века. В XIX веке в нем помещалась полковая хлебопекарня. В свое время это строение находилось на островке (проток, отделявший его от Запсковского берега, засыпан в XVIII веке). Очень большое по тем временам и необыкновенно прочно построенное, это здание занимало чуть ли не половину ширины островка» [2, с. 201-205].
Рис. 1 Ансамбль Гремячей горы в Пскове
Необыкновенно поэтическое описание этого любимого псковского уголка в советские годы ставила Елена Николаевна Морозкина:
«Над Гремячей башней кружат ласточки. В амбразуре светло-серой стены воркуют голуби. Высокая мощная башня уходит подножием к самой Пскове. Тень ее падает на дорогу, обходящую крепостную стену. Далеко внизу весело пенится, бурлит и сверкает Пскова. В летний зной она обмелела, и на ее дне по всему руслу обнажились валуны. Они сидят в воде, словно гигантские лягушки. Башня слилась с Гремячей горой — крутым берегом Псковы, подпирает гору. На верху горы около башни стоит приземистый храмик с неровными стенами, словно вылепленными из глины и побеленными. К кубу самого храма
приставлен кубик притвора. Шея главки похожа на большую ножку белого гриба. Это церковь Космы и Дамиана с Гремячей горы.Над осыпающейся крепостной стеной рядом с огромной Гремячей башней церковь Космы и Дамиана выглядывает своей маленькой островерхой главкой, словно взошедший на стену воин [3].
Гремячая гора каменная. В невысокой траве пестреют головки полевых цветов, топорщится жесткий тмин, серебрится полынь, звенят кузнечики. Пряно пахнет какой-то особой травой или листьями. В заросших ямках тепло. Пскова уходит вправо и замыкается величественным силуэтом Троицкого собора, на который наплывает белеющая средь зелени церковь Богоявления. Внизу лежат плоские зеленые острова. К ним подходят купы деревьев противоположного берега. Прямо за Псковой подымается город. В другую сторону, вверх по речке, громоздится ступенчатая мельница. Блестит вода у остатков плотины. Над нею зеленеет широкий холм Немецкого кладбища. .
Спуск с Гремячей горы неровен. Каменистая тропинка ведет мимо руин Гремяческого монастыря, который существовал здесь до 1764 года. Внизу, у подошвы горы, стоит реставрированное здание «хлебопекарни». Н. Ф. Окулич-Казарин в начале этого века видел на склоне Гремячей горы «плитяное отверстие», в которое когда-то вели ступени. Он связывает название Волчьих ям с таящимся здесь подземельем. О Гремячей башне сложены легенды.
На Пскове хорошо. Сразу охватывает свежесть. Пропадает усталость от современного большого города. Пахнет водой, тиной. Купаются и загорают на островах меж осок и шелковистой лозы. Белеют панамки детсадовских ребятишек — их целые цветники. Звенят голоса. Мальчишки ловят рыбу, стоя в воде в кедах. Девчонки деловито стирают на камнях. Женщины спускаются с корзинами белья на полотенцах через плечо. Молодой бородатый художник рисует. Другой просто лежит, закинув руки за голову, и смотрит в небо. Мелькают бабочки. В золотистой воде ходят маленькие зеленоватые рыбешки...
Пскова — живая душа города, его благословение. (В старину ее называли Плескова, а город — Плесков.) Она не только украшала город, но и
выручала в трудную годину военных бедствий: постоянное снабжение крепости водой помогло Пскову выдержать осаду и Стефана Батория в Ливонскую войну и Густава-Адольфа в Смутное время. В 1581 году королевский секретарь ксендз Пиотровский записал в дневнике, что Пскова, протекая через город, «доставляет тем самым осажденным большие удобства». В черте города на Пскове было много мельниц.
Природа не ушла из города — вот что в нем так привлекает и поражает современного человека. Вместе с замечательными памятниками архитектуры и живописи наши предки завещали нам великое искусство градостроительства. Город должен быть таким, чтобы человеку в нем дышалось легко. И нужно беречь Пскову с широкой каймой ее зеленых берегов, с ее древними белостенными храмами, ставшими ныне памятниками старины, с могучей Гремячей башней — как бесценное сокровище. Покуда она бурлит, пенится и поит, Псков остается прекрасным» [3].
Легенды окутывают и Гремячую башню, построенную в 1525г. (с возможным участием итальянцев знаменитой эпохи Высокого Возрождения!), сказанья о заточенной царевне и волшебном кладе до сих пор будоражат воображение. Старина оказывается чудесной живой картиной, слитой с пейзажем, не знающем себе равных по особой, псковской интонации: соединение реки, зеленых холмов, деревьев, старинной церкви, загадочной башни и таинственных палат настолько колоритно и драгоценно, что каким-то чудом в страшные годины военных бедствий сохранилось до наших дней и радует псковичей по сей день. Гремячая гора, весь ее непревзойденный живописный ансамбль - точка притяжения псковичей во все времена!
Какова же наша задача, задача потомков великих градостроителей, счастливых наследников «каменосечной хитрости мастеров»? -
Без сомнения, - сохранить этот блистательный ансамбль, сочетающий красоту древнего русского города и деревни, памятников разных по назначению (оборонная архитектура рядом с церковной и гражданской) и одновременно
очень стильных, из особенного псковского материала возведенных, сохранить во всей прелести русского пейзажа, сложившегося здесь верхнего и нижнего парка, с минимальным деликатным, релаксного характера дизайном, с
консервацией существующих построек.
В этом случае мы сможем быть достойны великих традиций псковской школы реставрации, начало которой положил Ю.П.Спегальский. «Итогом всей жизни и деятельности Спегальского стало чрезвычайно важное целостное представление о городе; практически им был сформулирован, — по нашему мнению, — основной градостроительный закон Пскова, он касался всех возводимых построек: «Город давал для каждой из них фон и масштаб, вводил в определенное соотношение с другими слагаемыми архитектурного пейзажа. Весь город в целом представлял своего рода произведение искусства, которое создавалось на протяжении сотен лет, но все же единое целое, где каждая деталь не только жила самостоятельной жизнью, но и входила своеобразной нотой, мелодией в общее звучание целого» Фундаментальные выводы в результате изучения памятников архитектуры, декоративно-прикладного творчества, истории и искусства Пскова были представлены Ю. П. Спегальским в многоплановой работе, посвященной перспективному плану реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова. Ученый одним из первых в России выступил с глубоко оригинальным проектом комплексной реставрации, с идеей создания архитектурных заповедников, куда входили бы целые улицы, сохраняющие старинное направление и конфигурацию. Практически Спегальский создал план комплексной реставрации памятников истории и культуры Пскова, воплощение которого в жизнь могло сделать Псков едва ли не единственным городом в России, в котором дошедшее до ХХ века историческое архитектурное наследие было бы спасено, сохранено и воссоздано. Разработанная Юрием Павловичем Спегальским концепция реставрации памятников архитектуры легла в основу федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» и стала модельным проектом сохранения и музеефикации памятников истории и культуры в организме современного города
[4].
Эта концепция полностью находится в русле современных принципов и правил ЮНЕСКО [5]. Базовыми требованиями ЮНЕСКО к объектам Всемирного культурного наследия являются требования, сформулированные Ю. П. Спегальским по отношению к Пскову: сохранность исторического ландшафта, чистота видовых панорам, неприкосновенность исторической архитектуры» [6].
Ансамбль Гремячей горы должен быть образцом такого решения.
Библиографический список:
1. Морозкина Е.Н. Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. М., 2007. С. 259.
2. Спегальский Ю.П. Псков. Л., 1978. С. 201-205.
3. Морозкина Е.Н. Псковская земля. М., 1986 (2-ое издание, переработанное и дополненное, 1-ое издание - 1975 г.). [Электронный ресурс]: http://www.pskovcity.ru.
4. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 59, часть 2.
5. Рекомендация об охране в национальном плане культурного и природного наследия. ЮНЕСКО, 16 ноября 1972 г., пп. 4, 7, 8, 23, 24, См. также: [Электронный ресурс]: URL: http://www.unesco.ru.
6. Шулакова Т.В. Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества (часть I, часть II, монография и альбом) издание 4-е Псков, ПсковГУ. 2021. Ч. I. С.29-30.