Научная статья на тему 'Аномия, как источник физиологической дезадаптации'

Аномия, как источник физиологической дезадаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРЕСС / АНОМИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жевелик О.Д., Долгицкий О.Д.

В данной статье раскрывается связь между аномией, как социально-экономическим беспорядком, и физиологической дезадаптацей отдельных индивидов, причиной которой служит отсутствие средств приспособления к социальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аномия, как источник физиологической дезадаптации»

32.Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. Старшенбаум. — М.: Коги-то-Центр, 2005. - 205 с.

33.Холмогорова, А.Б. Когнитивная психотерапия суицидального поведения: история разработки, современное состояние, перспективы развития [Электронный ресурс] / А.Б. Холмогорова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - № 2 (19). URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 18.11.2014).

34.Easterlin, R.A. Birth and fortune / R.A. Easterlin. — New York: Basic Books, 1980. - P. 65-96.

35.Fombonne, E., Wostear G., Cooper V. The Maudsley long-term follow-up of child and adolescent depression / E. Fombonne, G. Wostear, V. Cooper // Brit. J. Psychiatr. - 2001. - Vol. 179. - P. 210-217.

36.Hegna, K. «Is there an elevated risk of attempted suicide among homosexual adolescents?» / K. Hegna. - Tidsskr Nor Laegeforen. - 2001. - 121 p.

37.Holinger, P.C., Offer D. Prediction of adolescent suicide: a population model / PC. Holinger, D. Offer // Am. J. Psych. - 1982. - 52 (3). - 302-307.

38. Maris, R.W Suicide / R.W Maris // Lancet. - 2002. -Vol. 360. - P. 319-326.

39.Murthy, R.S. The World health report 2001: Mental health: New understanding, new hope / R.S. Murthy.

- Geneva: World Health Organization, 2001. - 186 p.

40. Spicer, R, Miller, T. Suicide acts in 8 states: incidence and case fatality rates by demographics and method / R. Spicer, T. Miller // Am. J. Public Health, 2000.

- Vol. 90. - P. 85-91.

41. Wasserman D., Cheng Q., Jiang G. Global suicide rates among young people aged 15-19 / D. Wasserman, Q. Cheng, G. Jiang // J. World Psychiat.

- 2005. - Vol. 4. - N 2. - P. 114-120.

© AyKamyK A.B., EarnoBa M.A., 2016

УДК 159.9

АНОМИЯ, КАК ИСТОЧНИК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Жевелик О.Д.,

главный врач БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница», врач психиатр высшей категории, заслуженный врач РФ

Долгицкий О .Д.,

медицинский психолог БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница», аспирант кафедры

философии Сургутского государственного университета

В данной статье раскрывается связь между аномией, как социально-экономическим беспорядком, и физиологической дезадаптацей отдельных индивидов, причиной которой служит отсутствие средств приспособления к социальной среде.

Ключевые слова: процесс адаптации, девиантное поведение, стресс, аномия.

Проблема аномии с позиции современных методологических подходов связана, в первую очередь, с выделением определенных предметных областей ее исследования.

В начале 20-го века понятие аномии Э. Дюр-кгейм использовал для описания состояния общественного беспорядка (безнормности) в применении к большим и малым общностям. Позже, в середине прошлого века, американский социолог и психолог Лео Сроул(LeoSrole), в свою очередь, распространил понятие аномии на сферу человеческой жизни в качестве отображающей психологическое состояние индивидуальной депривации. Понятие аномии, распространенное на область психического состояния индивидов, он предложил обозначать термином «anomia», соответствующим его древнегреческому произношению, отличив тем самым индивидуальный план аномии от

социального, обозначенного Дюркгеймом термином «anomie».

Сегодня мы можем выделить два направления разработки вопроса о смысле понятия аномии. Первое, в рамках апошга, уходит корнями в античную философию и характеризует состояние индивидуальной депривации индивида от общества. Второе, в рамках апошгв, раскрывает состояние общества, охваченного беспорядком, связанным с пренебрежением его членов к закону, юридическим нормам.

При этом объективно наблюдаемым явлением, вызванным аномией, принято считать «деви-антное поведение». Впервые данное понятие появилось в работе Эмиля Дюркгейма «Суицид» [1].

Одним из основных факторов, способствующих появлению девиантного поведения, как считает Дюркгейм, является рост уровня культурной неоднородности, который, по его мнению, и

приводит к аномии. В то же время Роберт Мер-тон, развивавший во второй половине XX века социологическую теорию Дюркгейма, считает, что аномия является продуктом дисбаланса между двумя основными компонентами общества: культурной и социальной структурами [2]. Исследуя аномию как общественный феномен, Мертон, в конечном счете, описывает её как характеристику индивида, имея в виду первоначальное, древнегреческое происхождение этого термина и предполагаемого им содержания самого явления. Мер-тон, следовательно, синтезирует оба указанных смысла понятия и явления аномии.

Совсем иную точку зрения на проблему аномии в своих работах предлагает Эрих Фромм. В своей работе «Здоровое общество» он подмечает следующее: «Существует ещё одна причина, на которую не обратили внимания ни Дюрк-гейм, ни другие исследователи проблемы самоубийств. Она связана с «балансовым» подходом к жизни как к коммерческому предприятию, которое может закончиться крахом. Причиной многих случаев самоубийств было осознание того, что «жизнь не удалась», что «она не стоит того, чтобы жить». Человек убивает себя, подобно тому, как бизнесмен объявляет себя банкротом, когда его убытки превышают доходы, и уже нет надежды «встать на ноги»[3].

Стоит при этом отметить, что «Здоровое общество» писалось на английском языке, где слово «bankrupt» одновременно означает как «банкротство», так и «несостоятельность».

И.Г. Степанов, говоря о банкротстве, отмечает, что «Корни данного понятия уходят в средние века, когда и возник термин «банкротство»: тогда товарное производство отсутствовало, а субъектами рынка выступали физические лица (торговцы, ростовщики, ремесленники и др.). Субъектами же современного рынка являются, как правило, организации, предприятия, которые в условиях конкурентной борьбы могут стать несостоятельными и подвергнуться ликвидации, то есть стать банкротами. Из сказанного можно сделать вывод о некорректности дефиниции банкротства применительно к современным условиям и необходимости ее переосмысления. Хотя к физическим лицам (гражданам), частным предпринимателям она вполне применима» [4]. В то же время, проводя анализ понятий банкротства и несостоятельности, Степанов отмечает, что «хотя эти понятия близки, но несостоятель-

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №2 2016

ность не есть факт банкротства, а лишь предпосылка к нему, и не всегда она может закончиться судебным признанием банкротства».

Мы полностью согласны с данной позицией. В действительности, банкротство, как неспособность оплачивать долговые обязательства, является показателем отсутствия финансовых средств. В то же время, отсутствие финансовых средств является свидетельством отсутствия средств для зарабатывания денег, или же их несостоятельности в резко изменившихся условиях среды.

В обоих случаях индивиды сталкиваются с тем, что для получения желаемого блага, соответствующего по своим критериям предмету потребности, индивиду требуется затратить непомерные для него трудовые усилия. При этом, если благ, необходимых для удовлетворения потребностей в процессе адаптации недостаточно, поведение приобретает характер «ретритизма» (отвержение культурных целей и институционально-нормативных средств, ограничивающих поведение), основными проявлениями которого являются: алкоголизм, наркомания, суицид и криминальное поведение.

По нашему мнению, общая неудовлетворённость элементарных, физиологических потребностей, возникающая в процессе социальной адаптации, требующая для своей реализации дополнительных благ приводит к возникновению одновременно социальной и физиологической дезадаптации. Что неминуемо приводит к возникновению дистресса.

Весьма очевидно, что в процессе социальной дезадаптации человеку неминуемо приходится сталкиваться с различными экстремальными факторами. К числу экстремальных факторов можно отнести холод, страх, голод, жажду, боль, предельные физические нагрузки. Длительное воздействие данных факторов, приводит к возникновению адаптационного синдрома, характеризующегося увеличением коры надпочечников, уменьшением вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов, нарушение обмена веществ, а также изменение состава крови [5].

Данные изменения, в первую очередь, приводят к иммунодефициту, а также возникновению болезней ЖКТ.

В 2015 году в России произошли резкие социально-экономические изменения, связанные, в первую очередь, с падением цен на нефть.

Эти резкие изменения уже сегодня привели к целому ряду социально-экономических изменений, которые так или иначе спровоцируют проблемы, связанные с социальной адаптацией, которые в свою очередь, приведут к проблеме физиологической дезадаптации. Возникшая физиологическая дезадаптация неминуемо приведёт к проблемам, связанным с алкоголизмом, наркоманией, суицидальным поведением, вирусными и бактериальными инфекциями, болезнями ЖКТ у жителей нашей страны.

Сергей Георгиевич Кара-Мурза в своей работе, посвящённой аномии неоднократно отмечал, что кризис, существующий в нашей стране носит системный характер [6]. Он также отмечал, что на сегодняшний день нет предпосылок для возникновения реформ, направленных на преобразование социальных институтов, с целью снижения симптомов аномии в обществе.

Выводы Кара-Мурзы могут говорить о том, что при планировании работы сфер здравоохранения, занимающихся лечением заболеваний, связанных с проблемами стресса и физиологической адаптации, нужно учитывать тот

факт, что количество случаев заболеваний будет только расти.

Литература

1. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер., с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - С.399.

2. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — М.: Прогресс, 1966. — C. 299-313.

3. Фромм, Э. Здоровое общество /Пер., с англ. Т. Бан-кетова. — М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель — Серия: Философия. Психология — ISBN 5-17-0383088, 5-9713-2807-7, 5-9762-0185-7; 2009. — С. 544.

Степанов, И.Г. Содержание понятий несостоятельности и банкротства / И.Г. Степанов, Н.С. Попова, М.Н. Демидова // Сибирская финансовая школа. — 2004. — № 4. — С. 67-69.

4. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Пер. с англ. Виллен Кандрор, Александр Рогов — М.: Государственное издательство медицинской литературы. — С. 254.

5. Аномия в России: Причины и проявления. — М.: Научный эксперт. — 259 с. — ISBN 978-5-91290-195-9.

© Жевелик О.Д., Долгицкий О.Д., 2016

УДК 616.89

САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Сомкина О.Ю.,

аспирант кафедры психиатрии ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет

им. академика И.П. Павлова» Минздрава России

Меденцева Т.А.,

студентка шестого курса лечебного факультета ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский

университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России

В работе осуществлён обзор современных данных, касающихся саморазрушающего поведения и алкогольной зависимости. Проанализированы вопросы терминологии, приведены данные о гендерных различиях суицидальной активности, а также статистические данные о ее распространенности. Так же рассмотрены основные способы профилактики «параалкогольного» суицида.

Ключевые слова: аутоагрессия, суицид, алкогольная зависимость.

Саморазрушающее поведение является серьезной медико-социальной проблемой современного общества. В мире, и в нашей стране в частности, наблюдается неуклонный, угрожающий рост завершенных суицидов [9, 12, 20]. Долгое время к аутоагрессивному поведению относили такие феномены, как суициды, па-расуициды, суицидальные мысли [13, 22]. При этом несуицидальные самоповреждения относили, скорее, к ситуационно обусловленной

или не обусловленной аутодеструкции без «ау-тоагрессивной подоплёки» [31].

Согласно современным представлениям к аутоагрессивному поведению относят любые действия, направленные, как сознательно, так и бессознательно на причинение себе вреда в физической, психосоциальной, духовной области [4, 24, 30], или отказ от активной жизнедеятельности, от своих гражданских обязанностей, долга, нежелание решать личностные и социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.