Научная статья на тему 'Аномалии поведенческих финансов'

Аномалии поведенческих финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ / АНОМАЛИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФИНАНСОВ / КАЛЕНДАРНЫЙ ЭФФЕКТ / ПРОКЛЯТИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушко В.И.

В традиционных теориях финансов люди рассматриваются как рациональные субъекты. Было принято, что люди проявляют рациональное поведение при принятии инвестиционных решений. В этом исследовании были рассмотрены аномалии, возникающие в результате нерационального поведения инвесторов и поведения инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аномалии поведенческих финансов»

новых моделей ведения бизнеса с применением технологий сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде. Список использованной литературы:

1. Глобализация и институциональная модернизация экономики России: теория и практика: монография / под общ. ред. В.В. Бондаренко, Е.М. Щербакова, Н.В. Колгановой, Т.В. Харитоновой. - М.: Прометей, 2019. - 656 с.

2. Позмогов А.И., Гергиев И.Э. Актуальные проблемы устойчивого экономического роста России. -LAPLAMBERT Academic Publishing Omni Scriptum GmbH&Co. KG Bahnhofstrasse 28, 66111 Saarbrücken, Germany, 2017. - 80 с.

3. Позмогов А.И., Гергиев И.Э., Каллагов Б.Р., Бекойты А.Г. Перспективы развития интегрированных корпоративных бизнес-структур в условиях неустойчивости социально-экономических систем. - М.: РУСАЙНС, 2018. - 244 с.

© Гергиев И.Э., Данильянц Г.Г., 2019

УДК 330

В.И. Глушко

магистрант, КубГУ, г. Краснодар, РФ

АНОМАЛИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФИНАНСОВ Аннотация

В традиционных теориях финансов люди рассматриваются как рациональные субъекты. Было принято, что люди проявляют рациональное поведение при принятии инвестиционных решений. В этом исследовании были рассмотрены аномалии, возникающие в результате нерационального поведения инвесторов и поведения инвесторов.

Ключевые слова:

Поведенческие финансы, аномалии поведенческих финансов, календарный эффект, проклятие победителя.

Одно из основных положений финансовой теории гласит, что участники экономики, по сути, являются рациональными «максимизаторами благосостояния», что означает, что они будут принимать решения на основе информации вокруг них и таким образом, чтобы это было как можно более разумно [2]. Однако на самом деле существует бесчисленное множество случаев, когда эмоции и психология оказывают неоправданное влияние на наши решения, и в результате этого «рациональные» субъекты могут проявлять непредсказуемые или иррациональные формы поведения.

Отрасль экономики, которая занимается этим парадоксом, называется поведенческими финансами. Эта относительно новая область стремится объединить поведенческую и когнитивную психологическую теорию с традиционной экономической теорией, чтобы предложить объяснения того, почему люди могут принимать иррациональные финансовые решения.

«Когда мы используем для обозначения финансов такие ярлыки, как «обычный» или «современный», мы имеем в виду тип финансирования, основанный на логических, рациональных теориях» [5, с.18]. К ним относятся модель оценки капитальных активов и гипотеза эффективного рынка. Подобные теории предполагают, что участники экономики, по большей части, демонстрируют рациональное и предсказуемое

поведение.

Тот факт, что регулярно встречающиеся аномалии в традиционных экономических теориях существуют, способствовал развитию поведенческих финансов. Эти аномалии, по-видимому, прямо нарушают современные финансово-экономические теории, предполагающие рациональное и логичное поведение среди участников. В этой статье мы рассмотрим некоторые аномалии в этих теориях.

1. Календарный эффект (сюда можно отнести январский эффект, эффект дня недели, эффект праздника, эффект месяца года и т.д.);

Рассмотрим на примере эффект января. Он назван так, потому что средняя ежемесячная доходность для небольших фирм в январе постоянно выше, чем для любого другого месяца в году. Это явление идет вразрез с гипотезой эффективного рынка, которая предсказывает, что акции должны двигаться "случайным ходом".

Одной из главных отправных точек, из которой была основана теория эффекта января, было тематическое исследование 1976 года, проведенное Майклом С. Розеффом и Уильямом Р. Кинни. Розефф и Кинни обнаружили, что в период между 1904 и 1974 годами средняя прибыль в январе для небольших фирм составляла примерно 3,5%, в то время как в остальные месяцы доход был ближе к 0,5% [1]. Их выводы свидетельствуют о том, что ежемесячные показатели небольших акций на самом деле следуют относительно непротиворечивой схеме (даже если сами доходы не обязательно согласованы между январем и другими периодами). Эта последовательность противоречит прогнозам, сделанным традиционной финансовой теорией. Таким образом, Розефф и Кинни считали, что нетрадиционный фактор был в игре и помогал увеличивать январские доходы выше среднего из года в год [3]. Есть несколько возможных объяснений всплеска в январе. Один считает, что это повышение произошло в результате того, что инвесторы распродали тупиковые акции в декабре, чтобы добиться налоговых потерь. Это может привести к повышению доходности в январе, в то время как у инвесторов меньше стимулов для продажи. Это может быть важным фактором, но не единственным: действительно, это явление все еще существует в тех местах, где не взимаются налоги на прирост капитала.

2. Проклятие победителя

«Традиционная финансовая теория предполагает, что инвесторы достаточно рациональны, чтобы индивидуально оценить истинную стоимость актива, и что тогда они будут предлагать цену или платить соответственно» [6, с. 35]. Однако аномалии в этих теориях предполагают, что это не всегда так. Так называемое «проклятие победителя» является одним из них.

«Проклятие победителя - это тенденция к тому, что выигрышная ставка в условиях аукциона фактически превышает внутреннюю стоимость приобретенного предмета» [7, с. 24]. Очевидно, что это противоречит предположению, что инвесторы будут платить только истинную стоимость за актив.

Традиционные теории предполагают, что все участники, участвующие в процессе торгов, будут иметь доступ ко всей соответствующей информации, и что они также будут одинаково оценивать данный товар. Это означает, что любые различия в цене товара могут указывать на то, что какой-либо другой фактор, который напрямую не связан с самим товаром, оказывает влияние на цену.

Ричард Талер, написал в 1988 году статью о проклятии победителя, в которой он предложил два основных фактора, которые подрывают рациональность процесса торгов: количество участников и агрессивность самих торгов [4]. Например, чем больше участников участвуют в процессе, тем более агрессивно каждый участник должен действовать, чтобы отговорить других от участия в торгах. Как следствие, увеличение агрессивности, с которой вы размещаете заявки, также увеличит вероятность того, что выигрышная ставка в конечном итоге превысит стоимость данного актива.

Реальный пример проклятия победителя можно увидеть в случае, когда потенциальные покупатели жилья предлагают цену за дом. Хотя вполне возможно, что все участвующие стороны являются рациональными и что каждая из них знает истинную стоимость дома, основываясь на исследованиях

недавних продаж сопоставимых домов в этом районе, ошибка оценки все же может возникнуть. Этому может способствовать ряд переменных, включая агрессивные торги и присутствие нескольких претендентов. Результатом является то, что цена продажи дома регулярно на 25% и более превышает истинную стоимость дома. В этом примере проклятие проявляется двумя способами: не только тот факт, что выигравший участник фактически переплатил значительно, но теперь покупателю может быть труднее получить финансирование.

Подводя итог следует сказать, что главными аномалиями являются:

1. Календарный эффект (когда средняя ежемесячная доходность для небольших фирм в январе постоянно выше, чем для любого другого месяца в году. Это явление идет вразрез с гипотезой эффективного рынка, которая предсказывает, что акции должны двигаться "случайным ходом".)

2. Проклятие победителя (тенденция к тому, что выигрышная ставка в условиях аукциона фактически превышает внутреннюю стоимость приобретенного предмета).

Список использованной литературы:

1 Ариели Д. Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом. /Д. Ариели/ - М. : Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 369с.

2 Лютенс Ф. Организационное поведение. / Перев. С англ. М. Балушкина / - М.: ИНФРА-М, 1999. - 367с.

4 Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. /Н. Нарочина/ - М.: Эксмо, 2017. - 368 с.

5 Baker H. Kent, Nofsinger R. John (2010), Behavioral finance: Investors, Corporations, and Markets. - Hoboken, New Jersey: JohnWiley & Sons, Inc., 2012. - 255 p.

6 Shefrin H. Beyond Greed and Fear. Understanding Behavioral Finance and The Psychology of Investing. - Oxford University Press. New York, 2016. - 478 p.

7 Thaler R. - Advances in Behavioral Finance. - New York: Russel Sage, 2003. - 512 p.

© Глушко В.И., 2019

УДК 336

Давитадзе Г. М.

Магистрант экономического факультета РУДН

г. Москва, РФ e-mail: g-davitadzem@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация

Актуальность - в этой статье мы проанализируем, что такое лизинг, в чем его преимущество в авиационной отрасли. Цель - понять плюсы и минусы лизинга. Попытаемся дать характеристику видов лизинга. Существует три вида лизинга применяемых в авиационной отрасли, а именно изучения Оперативного, Финансового и Возвратного лизинга. Методы - при помощи анализа и синтеза, мы попытаемся понять, почему лизинг наиболее востребован в авиационной отрасли. Если смысл воспользоваться лизингом частным лицам. Необходимость разработки лизинговых программ на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.