В ситуации обратимого функционального стресса количество ИРАИ на фоне введения реамберина при 1 предъявлении у подопытной группы снижалось достоверно меньше, чем у контрольной, а к 16-20 предъявлениям полностью восстанавливалось (таблица). Эти данные свидетельствуют о наличии у изучаемого препарата стресс-протекторного эффекта.
При исследовании воздействия реамберина на пространственный компонент памяти непосредственно после изменения местоположения отверстия у подопытных крыс было большее число попыток избежать действия электрического тока через ранее открытый лаз, что свидетельствует о более прочном памятном следе о старом расположении отверстия.
В дальнейшем у тестируемых животных происходил более быстрый отказ от указанных реакций. В 1 предъявлении количество ИРАИ у группы, получавшей соединение, больше на 47%, чем у контрольной, а число предъявлений, в которых отсутствовали как реакция избегания, так и избавления, меньше на 21% (различия достоверны).
Таким образом, у подопытных животных быстрее происходило пространственное изменение ИРАИ, что говорит о позитивном воздействии реамберина на подвижность нервных процессов возбуждения и торможения (и, соответственно, на активность ГАМК-эргической системы). В итоге необходимо отметить, что анализ данных проведенного эксперимента показал, что изучаемое соединение снижало эффект обратимого функционального нарушения процессов ВНД в условиях челночной камеры.
Практическая значимость работы может быть реализована в рекомендации приема реамберина в ситуациях, связанных с хроническим психосоматическим стрессом.
Выводы
1. Выявлено корректирующее воздействие реамбери-на в дозе 60 мг/кг внутрибрюшинно на динамику формирования поведенческих реакций у крыс.
2. Обнаружен стресс-протекторный эффект реамберина в опыте со стрессогенными воздействиями различной интенсивности.
Литература
1. Бабенко О.В., Гладких В. Д., Кирьянов В.В. ГАМК-эргическая нейромедиаторная система и физиологически активные вещества, нарушающие ее функционирование. - М., 2004. - 101 с.
2. Вертинский В.В., Евсеева А.Н., Гордеева Н.В. и др. Коррекция сложных поведенческих реакций у белых крыс-самцов посредством введения антиоксиданта // Дальнев. мед. журнал. - 2006. - №4. - С. 90-93.
3. Головко А.И., Головко С.И., Зефиров С.Ю. и др. Токсикология ГАМК-литиков. - СПб., 1996. - 141 с.
4. Ильюченок Р.Ю. Фармакология поведения и памяти. - Новосибирск, 1972. - 222 с.
5. Ковалев Г.В. Ноотропные средства. - Волгоград, 1990. - 368 с.
6. Николлс Дж., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж. и др. От нейрона к мозгу. - М., 2003. - 672 с.
7. Раевский К.С., Георгиев В.П. Медиаторные аминокислоты: нейрофизиологические и нейрохимические аспекты. - М., 1996. - 239 с.
8. Шуйкин Н.Н., Левшина П.П., Липеровская Е.В. Поведение крыс в темно-светлой камере: задача выбора места // Журнал высшей нервной деят. - 2003. - Т. 53, № 6. - С. 746-753.
Координаты для связи с авторами: Гордеева Наталья Валерьевна — ст. преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья с курсом ЛФК, АГМА; Доровских Владимир Анатольевич — доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой фармакологии, ректор, засл. деятель науки РФ, АГМА, тел.: 8-(4162)-52-25-52; Плас-тинин Михаил Львович — канд. мед. наук, зав. кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, АГМА, e-mail: Tinin@mail.ru, тел.: 8-(4162)-44-43-88.
□□□
УДК 615.214.22 С.М. Гуляев, С.М. Николаев
АНКСИОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ЭКСТРАКТА И НАСТОЙКИ ВЗДУТОПЛОДНИКА СИБИРСКОГО (PHLOJODICARPUS SIBIRICUS)
Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН, 670047, ул. Сахьяновой, 6, e-mail: http://www.igaeb.bol.ru, г. Улан-Удэ
Тревожность является симптомом многих психоневротических состояний и неизменно сопутствует целому ряду соматической и неврологической патологии. В основе развития тревожности, как известно, лежит дисбаланс нейро-медиаторного обмена в структурах головного мозга [12].
Для коррекции эмоциональных нарушений обычно используют препараты, влияющие на синаптические процессы (ингибиторы обратного захвата серотонина, бензодиазепины и др.). В то же время их применение нередко ограничивается развитием побочных реакций,
лекарственной несовместимостью или другими причинами [3]. Между тем средства растительного происхождения издавна используются при тревожно-невротических расстройствах. Они, как правило, отличаются мягким действием, низкой токсичностью, усиливают и дополняют влияние специфической медикаментозной терапии. Несмотря на это, эффективность применения их при соматических и неврологических заболеваниях может быть недостаточной из-за устойчивых кортиковисцеральных и/или других патологических паттернов. Поэтому целесообразным является поиск и применение средств полимодального типа действия, сочетающих в себе ней-ромодулирующий (анксиолитический или седативный), противострессорный (адаптивный) и другие фармакологические эффекты. Перспективным в этом плане мы считаем изучение вздутоплодника сибирского (ВС). По данным литературы, средства из него оказывают седатив-ное, гиполипидемическое, сосудорасширяющее действие [4, 5]. Перечисленные свойства обусловлены содержанием кумариновых соединений [1, 2, 6, 13], а также ряда эссенциальных микроэлементов (С^ Zn, Se и др.) [4].
Целью настоящей работы явилось определение анк-сиолитического действия средств из вздутоплодника сибирского на моделях тревожных состояний у животных.
Материалы и методы
Экстракты из корней вздутоплодника сибирского получены путем экстракции 50% спиртоводным раствором (соотношение сырье/экстрагент — 1/5) с последующим выпариванием в роторном испарителе и высушиванием (при t -50°C) для получения сухих экстрактов. Для приготовления 20% настойки экстрагируемую смесь фильтровали и разводили дистиллированной водой.
В работе использовали крыс линии Wistar обоего пола с исходной массой 160-180 г. Животные были распределены на 6 групп (n=8 в каждой группе). Контрольную группу (1 контрольная) составили животные, получавшие per os дистиллированную воду в объеме 0,5 мл/100 г массы 1 раз в день в течение 7 сут. Крысам 2 контрольной группы вводили в аналогичном объеме и режиме спиртовод-ную 20% смесь. Крысы 3, 4 и 5 групп получали водный раствор сухого экстракта вздутоплодника сибирского соответственно в дозах 10, 50 и 250 мг/кг, животные 6 группы — настойку этого растения, при этом испытуе-
Рис. 1. Влияние экстрактов и настойки вздутоплодника сибирского на число (М±та) наказуемых взятий воды животными в конфликтной мотивации по Vogel; здесь и далее * — различия значимы по сравнению с контролем I при р<0,05
Резюме
В настоящей работе с использованием тестов конфликтной ситуации (Vogel) и приподнятого крестообразного лабиринта изучено влияние экстракта и настойки вздутоплодника сибирского на поведенческие характеристики крыс. Испытуемые средства оказывают анксиолитическое действие: увеличивают число наказуемых взятий воды и выходов в открытые рукава по сравнению с контролем.
Ключевые слова: тревожность, анксиолитическое действие, Phlojodicarpus sibiricus.
S.M. Gulyaev, S.M. Nikolaev
ANXIOLYTIC ACTION OF PHLOJODICARPUS SIBIRICUS EXTRACTS AND TINCTURE
Institute of General and Experimental Biology SB RAS, Ulan-Ude
Summary
In the work presented, the authors have studied the effects of Phlojoidicarpus sibiricus extracts and tincture in the Vogel conflict test, elevated plus maze in rats. Results showed that Phlojoidicarpus sibiricus increased the number of drinking as punishment and going into the open passages, indicating anx-iolytic activity effect.
Key words: anxiety, anxiolytic action, Phlojodicarpus sibiri-
cus.
мые средства вводили в эквиобъемных количествах по вышеуказанной схеме.
До проведения эксперимента животных лишали воды на 48 ч без ограничения потребления корма. Далее обучали их навыку взятия воды из поилки, помещая поочередно каждую крысу в специальную камеру (250x250x200 мм) с электрифицированным полом и поилкой с водой без нанесения наказания. На 7 сут у крыс вызывали конфликтную ситуацию (по методу Vogel) [7]: за каждое взятие воды наносили электроболевое раздражение (1 мА), при этом для удовлетворения питьевой мотивации крыса должна преодолеть чувство страха перед наказанием. Регистрировали число наказуемых взятий воды за 10 мин нахождения их в камере.
На 8 сут эксперимента проводили тестирование животных в крестообразном приподнятом лабиринте (КПЛ) [7]. Установка лабиринта представляла собой центральную квадратную площадку (10x 10 см), от каждой стороны ее отходили 4 рукава (дощечки шириной 10 и длиной 50 см). Два из них противоположно расположенных закрытых рукава ограничивались с боков и торцов стенками высотой 40 см, а два открытых рукава были без стенок. Установка была приподнята на высоту 50 см от уровня пола и освещалась сбоку лампой мощностью 50 Вт.
Крысу помещали на центральную площадку мордочкой к открытому рукаву, после чего регистрировали число переходов в закрытые и открытые рукава, а также общее время, проведенное в них. Наблюдение за поведением каждого животного проводили в течение 5 мин.
Статистическую обработку данных осуществляли с применением t-критерия Стьюдента.
-Û л
h 4 £
&
Контроль! Контроль II 10 мг/кг 5G мг/кг 250 мг/кг 0,5 мл/100 г
еа Контроль
И Экстракт ВС
Настойка ВС
Рис. 2. Влияние экстрактов и настойки вздутоплодника сибирского на количество (M±m) выходов крыс в открытые рукава КПЛ
Э 200
! 270 S 260
i 250
!240 n 230
220
ш
Контроль I Контроль II Юмг/кг 50 мг/кг 250 мг/кг 0,5 мл/100
□ Контроль
Е Экстракт ВС
! Настойка ВС
Результаты и обсуждение
Установлено, что курсовое внутрижелудочное введение животным испытуемых экстрактов в дозах 10; 50 и 250 мг/кг и настойки в объеме 0,5 мл/100 г оказывало анк-сиолитическое действие: в тесте конфликтной ситуации отмечали увеличение числа наказуемого взятия воды соответственно в 2,1; 3,8; 4,2 и 4,0 раза (р<0,05) по сравнению с контролем (рис. 1). В КПЛ количество выходов крыс в открытые рукава было выше (соответственно в 3,7; 6,0; 6,0 и 9,2 раза) контрольных показателей (р<0,05) (рис. 2). Причем, у крыс, получавших настойку ВС, указанные значения были выше в сравнении с таковыми у животных, принимавших экстракт ВС. Общее время пребывания опытных крыс в закрытых рукавах было меньше (соответственно на 7,5; 12,2; 6,7 и 9,8%), чем в контроле (рис. 3).
В работе продемонстрированы анксиолитические свойства экстрактов и настойки ВС: курсовое введение испытуемых средств увеличивало число наказуемых взятий воды в тесте Vogel по сравнению с контролем, а также количество выходов крыс в открытые рукава КПЛ и время пребывания в них. Анксиолитический эффект был более выражен при использовании настойки ВС, чем при применении экстрактов ВС: вероятно, в данном случае имело место потенцирование действий нейроактивных веществ.
Известно, что анксиолитический эффект препаратов (бензодиазепины, барбитураты), а также этилового спирта обусловлен взаимодействием их с ГАМКА-рецептора-ми. Результатом стимулирующего влияния их является увеличение потоков ионов хлора внутрь клетки, приводящего к гиперполяризации мембран нейронов, модуляции функций нейронных сетей и нормализации нейромедиа-торного обмена в структурах головного мозга при их нарушении [3].
По данным литературы, кумариновые соединения (фуранокумарины, пиранокумарины) являются аллосте-рическими агонистами ГАМКА-бензодиазепиновых рецепторов [8, 9]. В этой связи можно предположить, что анксиолитический эффект испытуемых средств реализуется через вышеуказанный механизм благодаря содер-
Рис. 3. Влияние экстрактов и настойки вздутоплодника сибирского на время (M±m) пребывания крыс в закрытых рукавах KHH
жанию указанных соединений в корнях вздутоплодника сибирского.
Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельствуют о выраженном анксиолитическом действии экстрактов и настойки вздутоплодника сибирского при стрессовых состояниях у животных.
Литература
1. Aнтонова O.K., Шемерянкин Б.В. ^марины корней Phlojodicarpus sibiricus // Химия природ. соедин. - 1981. -№ 6. - С. 797-798.
2. Георгиевский В.П., ^мисаренко Н.Ф., Дмитрук С.Е. Биологически активные вещества растений. - M., 1990. -333 с.
3. Циническая фармакология по Гудману и Гилману.
- M., 2006. - Т. 1. - 520 с.
4. Ловкова M^., Рабинович A.M. Почему растения лечат. - M., 1990. - 256 с.
5. Носаль M. A., Носаль И. M. Лекарственные растения и способы их применения в народе. - ^ев, 1960. - 256 с.
6. Растительные ресурсы СССР: цветковые растения, их химический состав, использование; Семейства Rutaceae - Elaeagnaceae. - Л.: Наука, 1988. - 357 с.
7. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых лекарственных веществ. - M., 2005. - 832 с.
8. Bergendorff О., Dekermendjian K., Nielsen M. Furanocoumarins with affinity to brain benzodiazepine receptors in vitro // Phytochemistry.- 1997. - Vol. 44, № 6.
- P. 1121-1124.
9. Dekermendjian K., Ai J., Nielsen M. et al. Characterization of the furanocoumarin phellopterin as a rat brain benzodiazepine receptor partial agonist in vitro // Neuroscience Letters. - 1996. - Vol. 219, № 3. - P. 151-154.
Координаты для связи с авторами: Гуляев Сергей Миронович — науч. сотр. Института общей и экспериментальной биологии СО РAН, тел.: 8-(3012)-64-55-90, e-mail: s-gulyaev@inbox.ru; Николаев Сергей Матвеевич
- доктор мед. наук, профессор, зав. отделом биологически активных веществ Института общей и экспериментальной биологии СО РAН.
□□□