Научная статья на тему 'Анкетирование - как вспомогательный инструмент в маркетинговом исследовании рынка'

Анкетирование - как вспомогательный инструмент в маркетинговом исследовании рынка Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
238
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБИОТИКИ / PROBIOTICS / ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / SURFACE-ACTIVE AGENTS / ПАТОГЕННЫЕ БАКТЕРИИ / PATHOGENIC BACTERIA / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MARKETING RESEARCH / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / ПРОБИОТИКТЕР / БЕТТіК-БЕЛСЕНДі ЗАТТАР / ПАТОГЕНДі БАКТЕРИЯЛАР / МАРКЕТИНГТіК ЗЕРТТЕУ / САУАЛНАМА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Дюсембинова Г. А., Серикбаева Э. А., Шиляева Е. С., Шиляева М. С.

В данной статье представлены материалы по маркетинговому исследованию рынка моющих средств, проведению анкетирвоания среди потребителей рассмотрены вопросы касательно вреда для здоровья агрессивных веществ, входящих в состав «традиционных моющих средств» и выявлены преимущества использования средств бытового назначения, содержащих пробиотики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Дюсембинова Г. А., Серикбаева Э. А., Шиляева Е. С., Шиляева М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing research with identifying the benefits of using detergents containing probiotics

This article presents materials on the marketing research of the detergent market, the issues related to negative effects caused by traditional cleaning products containing aggressive substances, advantages of using cleaning products containing probiotics.

Текст научной работы на тему «Анкетирование - как вспомогательный инструмент в маркетинговом исследовании рынка»

Вестник Ка^НМУ №1-2018

Б.С.Турдалиева Г.Т.Ташенова М.К.Кеш1мбеков, А.М.Иембердиев М.Ц.Шэршов

С.Д. Асфендияров атындагы К,азац улттыцмедицинаyHueepcumemi

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ ТУА Б1ТКЕН АЦАУЛАРДЬЩ АЛДЫН АЛУ ШАРАЛАРЫ

ТYЙiн:Цаза^стан Республикасыныц Денсаулы; са;тау саласын дамытудыц «Денсаулы;» 2016-2019 жж. арналган мемлекеттiк багдарламасын iске асыруда мемлекеттiц мацызды мшдеэт - бала влiмiн темендету. Б1рк;атар авторлардыц niKipi бойынша, к;азiрri тацдабалалардагы туа бiткен а;ауларбала елiмiнiц ;урылымында жэнебалалардыц мYгедектiгiнiц арасында жетекшi орын алады. Туа бiткен а;аулардыц санын азайту мэселесi - осы аурудыц медициналы; элеуметтiк жэне экономикалы; мацыздылыгына байланысты Цаза;стан Республикасыныц денсаулы; са;тау саласы Yшiн ете мацызды. Ty^h4ï свздер:Туа бiткен а;аулар,тэуекел факторы, профилактика.

B.S.Turdaliyeva, G.T. Tashenova, M.K. Koshimbekov, A.M. Yemberdiyev, M.K. Sharipov

Asfendiyarov Kazakh National medical university

PREVENTION CONGENITALMALFORMATIONS IN CHILDREN IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Resume: The most important task of the state in the implementation of the State Health Development Program of the Republic of Kazakhstan "DensaulyK" for 2016-2019, is the reduction of infant mortality. In the opinion of many authors, at the present time in the structure of infant mortality, congenital malformations in children are the leading cause as well as among the causes of childhood disability. The question of reducing congenital malformation is very relevant for the health of the Republic of Kazakhstan due to the enormous medical, social and economic significance of this disease.

Keywords: congenital malformations, risk factors, prevention

УДК 6615.1/ .4:65.9(5Каз)2

Г.А. Дюсембинова, Э.А. Серикбаева, Е.С. Шиляева, М.С. Шиляева

Казахский Национальный медицинский университет им.. С.Д. Асфендиярова Кафедра организации, управления и экономики фармации и клинической фармации

АНКЕТИРОВАНИЕ - КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В МАРКЕТИНГОВОМ

ИССЛЕДОВАНИИ РЫНКА

В данной статье представлены материалы по маркетинговому исследованию рынка моющих средств, проведению анкетирвоания среди потребителей рассмотрены вопросы касательно вреда для здоровья агрессивных веществ, входящих в состав «традиционных моющих средств» и выявлены преимущества использования средств бытового назначения, содержащих пробиотики. Ключевые слова: пробиотики, поверхностно-активные вещества, патогенные бактерии, маркетинговое исследование, анкетирование.

Цель: провести маркетинговое исследование рынка моющих средств, с выявлением преимуществэкопродукции с пробиотиками,для последующего выведения на рынок. Методы исследования: анкетирование, системный анализ, сравнительный анализ.

В настоящее время сложно представить жизнь общества без применения средств бытовой химии. Однако наряду с положительными функциональными свойствами, товары бытового назначения способны нанести вред здоровью человека из-за входящих в их состав веществ. Основным действующим компонентом традиционных моющих средств являются поверхностно-активные вещества (ПАВ). Концентрируясь на поверхности раздела фаз, ПАВ вызывают снижение поверхностного натяжения, улучшают смачивание поверхности и прочно удерживают загрязнения за счет физико-химических сил. [1]Научно доказано, что ПАВ способны проникать в организм и накапливаться на клеточных мембранах. При достижении определенной концентрации ПАВ провоцируют нарушения функций и целостности клеток. Негативно влияют на иммунную систему, особенно это касается анионных ПАВ. Способны вызывать повреждение кожного покрова (изменяют рН и значительно снижают барьерную функцию кожи) и нарушения в работе печени, ЖКТ и поджелудочной железы, повышают риск развития аллергических реакций. [2]

Кроме ПАВ, средства бытового назначения имеют в своем составе следующие вещества:

1. Хлор — дезинфицирующее средство.В малых концентрациях способен раздражающе действовать на дыхательные пути, кожу и слизистую оболочку глаз, разрушать структуру волос и повышать риск заболевания раком.Вызывает заболевания сердечно-сосудистой системы, способствует возникновению атеросклероза, анемии, гипертонии.

2. Формальдегид.Используется для очистки пятен и поверхностей

в некоторых моющих средствах. Имеет сильную токсичность - вызывает раздражение глаз, горла, кожи, дыхательных путей и легких, угнетение центральной нервной системы и выступает сильнейшим канцерогеном.

3. Фенолы и крезолы.Используются для усиления очищающих свойств, также обладают бактерицидным эффектом. Очень едки, могут вызвать диарею, головокружение, потерю сознания и нарушение функций почек и печени.[3]

4. Фосфаты и фосфонаты. Входят в состав стиральных порошков в качестве смягчителя воды. Нарушают кислотно-щелочной баланс клеток кожи, вызывают дерматологические заболевания (атопический дерматит, экзема), аллергические реакции, поражение дыхательных путей, частично проникают в кровоток и приводят к нарушениям функции печени, почек, скелетных мышц, обмена веществ и обострению хронических заболеваний.[4]

Vestnik KazNMU №1-2018

Более безопасным решением в сфере поддержания чистоты и гигиены является применение моющих средств на основе пробиотиков. С помощью моющих средств с пробиотиками-Экофрэнд можно создать здоровый микроклимат в помещении.

Термин «пробиотики» буквально означает «за жизнь» и возник как альтернатива понятию «антибиотики», буквально означающему «против жизни».Согласно определению ВОЗ, пробиотики — это живые микроорганизмы, примененные в адекватных количествах, оказывающие оздоровительный эффект на организм человека.[5]

Моющие пробиотики - это продукты, моющие средства, обеспечивающие биостабилизацию при колонизации окружающей среды, подавляющие рост других микроорганизмов.

Механизм действия моющих пробиотиков основан на двух принципах:

1. Конкурентное вытеснение патогенных бактерий колониями пробиотиков. При нанесении слоя пробиотических бактерий на обрабатываемую поверхность происходит немедленное их распространение. Пробиотические бактерии стремительно поглощают все органические вещества, не оставляя потенциальным патогенным бактериям пространства для обитания и пищи.

2. Влияние на разобщение патогенных микроорганизмов через способность к «чувству кворума». При вытеснении

пробиотическими бактериями патогенные штаммы посылают друг другу сообщение о наступлении неблагоприятных условий, погружающих их в пассивное метаболическое состояние. Использование моющих средств с пробиотиками имеет следующие преимущества:

• Глубокая очистка(удаление грязи и биопленки)

• Устранение неприятных запахов благодаря подавлению развития патогенных бактерий.

• Безопасность для человека и окружающей среды (гипоаллергенны, нетоксичны и пожаро-взрывобезопасны). В составе не содержат агрессивных химических агентов (кислот, щелочей и т.д.)

• Экономичность (расход средств сокращается при регулярном применении)

• Устранение резистентности патогенных бактерий и снижение частоты развития вторичных инфекций.

• Пролонгированное действие за счет размножения полезной микрофлоры.[6]

Практическая часть:

Нами был проведен сравнительный анализ цен на ряд средств для мытья посуды за 1 мл. Были рассмотрены экологические товары (с более безопасным составом и со сниженным содержанием ПАВ - «ZERO», «Safsu», «Календула», «Грейпфрут», «Экофрэнд») и «традиционные» моющие средства («Fairy», «Капля»).

Цена за 1 мл моющего средства для посуды, тг

Рисунок 1 - Сравнительный анализ

При анализе было выявлено, что наиболее низкие цены имеют «традиционные» моющие средства («Fairy» 500 мл -0,8, «Капля» 500 мл - 0,75 тг/мл). На экологические товары со сниженным содержанием ПАВ установлены более высокие цены («ZERO» 500 мл - 1,2, «Safsu» 500 мл - 3, «Календула» 300мл - 4,3 тг/мл), при этом самым дорогим является моющее средство «Грейпфрут» 480 мл - 4,8 тг/мл. Средства для мытья посуды «Экофрэнд» с пробиотиками имеют относительно невысокие цены по сравнению с вышеуказанными товарами («Экофрэнд» 500 мл -3,9, «Экофрэнд» концентрат 3000 мл -1,4 тг/мл).

за 1 мл моющих средств для посуды

Проведение маркетинговых исследований предполагает поиск необходимых данных. Существует три способа сбора первичных данных: наблюдение,

эксперимент, опрос.Анкетирование - вид опроса, наиболее удобныйдля получения информации о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворённости, а также для замеров прочности положения в глазах аудитории. Анкета содержит ряд вопросов, на которые необходимо дать ответы. [7]

Вестник Ка^ЖЖУ №1-2018

Анкета

1 _ Укажите Ваш пол О Мужской

□ Женский

1. Связан ли Вашрод деятельности с медициной? О Да

□ Нет

3 _ Како е из нижепер ечиелейных мест приобр етения товаров бытового назначения (моющихсредств) вызыва ет у ва с б олыпе е доверие?

□ Аптека

О Супермаркет

4. На что Вы обращаетевнимание при выборе моющего ср едства в первую очередь?

□ С о отношение цена'объем О Производитель (бренд)

□ Страна производителя

□ Состав

□ Акции, бонусы, сопутствующие товары

5. На сколько важен для Вас со став моющих ср едств7

□ Исключительно важен

□ Очень важен

□ Не очень важен

□ Совсем не важен

б _ Зна ете ли Вы, что такое пр обиотаки? О Да О Нет

7. Слышали ли Вы о пробштакахвмоющих средствах?

□ Да

□ Нет

8. Выо ернтепр еимущества моющих ср едств, которыми Вы пользуетесь в на стоящее вр емя

0 Соотношениеценаобьем

□ Запах

□ Удобство применения (наличие дозатора,эргономичная упаковка и т л.)

□ Качество

9. Выберитенедостатей моющих средств, которыми Вы пользуетесь в на стоящее вр емя

□ Соотношениеценаобьем

□ Запах

□ Неблагоприятное воздействие на организм

□ Неудобство применения (отсутствие дозатора и т л.)

10. Зна ете ли вы о вр ед е отр адиционных» моющих средств?

: Да : Нет

11. ХотелноыВыпопрооова"1ь:экопро;г^кциюс прооиотиками?

: Да : Нет

12. Что для Вас важно при выоореяоющих средств:

1 Эффективности безопасность I Просто эффективность

Рисунок 2 - Анкета для прове

Нами было проведено анкетирование для получения информации о потенциальных потребителях средств с пробиотиками.Среди опрошенных 42,9 % респондентов занимаются деятельностью связанной с медициной. При приобретении товаров бытового назначения большее доверие вызывает аптека у 58,6% респондентов. При выборе моющего средства 40% опрошенных в первую очередь обращают внимание на состав, 27,1% - на производителя, 21,4 % - на соотношение цена/объем, 7,1% - на страну производства, 4,3 % - на наличие акций. Для 98,6% респондентов важна как эффективность, так и безопасность моющего средства.О моющих средствах с пробиотиками слышали 35,7% респондентов. Заинтересованы в использовании экопродукции с пробиотиками 90%

маркетингового исследования.

опрошенных. При доверительной вероятности в 85% , ошибка исследования составила 8,7% .

Вывод: исследование показало, что для значительной доли потребителей важна безопасность используемых моющих средств (40% опрошенных в первую очередь обращают внимание на состав; 98,6% респондентов важна как эффективность, так и безопасность моющего средства). ПАВ не являются основным действующим веществом моющих средств с пробиотиками, поэтому они более безопасны по сравнению с «традиционными» средствами. Учитывая цену, объем и безопасность концентрированные моющие средства с пробиотиками наиболее экономичны и рациональны в использовании, поэтому включение их в аптечный ассортимент является целесообразным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ланге К. Р. Поверхностно-активные вещества: синтез, свойства, анализ, применение. Surfactants.A Practical Handbook. — СПб.: «Профессия», 2004. - 240 с.

2 Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 528 с.

3 Абдрахманова Г. А. Синтетические моющие средства: польза и вред // Молодой ученый. - 2015. - №9 - С. 60-62. URL: https://moluch.ru/archive/89/17969/ (дата обращения: 10.01.2018)

4 Кнунянц И.Л. Химическая энциклопедия. - М.: Большаяроссийская энциклопедия, 1992. - 639 с.

5 В.Г. Кукес. Клиническая фармакология.: учебник для вузов.- 4-е издание. - 2009. - 1056 с.

6 Моющие средства с пробиотиками[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ecofriend.ru/

7 Ф. Котлер. Основы маркетинга: Краткий курс. - М.: Издательский дом "Вильяме" , 2007. - 656 с.

Vestnik KazNMU №1-2018

Г.А. Дюсембинова, Э.А. Серикбаева, Е.С. Шиляева, М.С. Шиляева

МАРКЕТИНГТ1К ЗЕРТТЕУ ЖЭНЕ ПРОБИОТИКТЕРМЕН ЖУУ Ц¥РАЛДАРЫН ЦОЛДАНУДЬЩ АРТЬЩШЫЛЬЩТАРЫН АНЬЩТАУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТYЙiн: Бул мак;алада жугыш зат нарыгын маркетингтiк зерттеу, агрессивтi заттар бар дэстYрлi тазартк;ыштардан туындаган жагымсыз салдармен байланысты мэселелер, пробиотиктер бар жугыш заттарды к;олданудыц артык;шылык;тары туралы материалдар берiлген.

ТYЙiндi свздер: пробиотиктер, беттiк-белсендi заттар, патогендi бактериялар, маркетинглк зерттеу, сауалнама.

G.A. Dyusembinova, E.A. Serikbayeva, Y.S. Shilyayeva, M.S. Shilyayeva

MARKETING RESEARCH WITH IDENTIFYING THE BENEFITS OF USING DETERGENTS CONTAINING PROBIOTICS

Resume: This article presents materials on the marketing research of the detergent market, the issues related to negative effects caused by traditional cleaning products containing aggressive substances, advantages of using cleaning products containing probiotics. Keywords: probiotics, surface-active agents, pathogenic bacteria, marketing research, questionnaire

УДК 614.23

Т.Х. Хабиева, Е.С. Утеулиев, С. Сайранкызы

Казахстанский Медицинский университет «ВШОЗ»

ОРГАНИЗАЦИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В КАТАМНЕЗЕ ДЕТЯМ С БРОНХОЛЕГОЧНОЙ ДИСПЛАЗИЕЙ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)

Бронхолегочная дисплазия - одна из актуальных проблем педиатрии. Значение бронхолегочной дисплазии выходит за пределы неонатологии и рассматривается как болезнь приводящая к хроническим заболеваниям легких, инвалидности, что в свою очередь приводит к снижению качества жизни детей. Безусловно,организация качества медико-социальной помощи детям этой категории очень важна.

Ключевые слова: бронхолегочная дисплазия, катамнез, качество, медико- социальная помощь, педиатрия, организация.

Введение.

В настоящее время во всем миребронхолегочная дисплазия у детей остается одним из актуальных вопросов в педиатрии. Проводя литературный обзор отечественной и зарубежной литературы, мы пришли к выводу, что в нашей стране бронхолегочная дисплазия новорожденных является малоизученной патологией.

Бронхолегочная дисплазия, возникшая в перинатальном периоде -хроническое заболевание легких

преимущественно недоношенных детей,

характеризующееся повреждением всех структурных компонентов легкого и формирующееся в процессе комбинированного воздействия первичного

респираторного заболевания и интенсивной терапии дыхательных расстройств на незрелые легкие, с основными проявлениями в виде дыхательной недостаточности и сохраняющейся зависимости от кислорода более 28 дней жизни в сочетании с патологическими изменениями на рентгенограмме легких [1].

Исторические данные о бронхолёгочной дисплазии (БЛД).

Впервые БЛД описанаNorthwayetal. в 1967 году как заболевание недоношенных, которые в связи с синдромом дыхательной недостаточности длительное время находились на искусственной вентиляции легких (ИВЛ) под повышенным давлением и с высокими концентрациями кислорода [2]. Это определение БЛД наряду с клиническими симптомами ориентировалось в основном на типичные рентгенологические признаки, которые могли быть выявлены у относительно «зрелых» детей. Bancalarietal. [3] предлагали рассматривать как БЛД только те случаи, когда у недоношенных после 28-го дня жизни и

после начальной фазы искусственного дыхания, проявлялись клиническая симптоматика дыхательной недостаточности с характерными рентгенологическими изменениями в легких, а также возникала необходимость в продолжительной и дополнительной оксигенотерапии. По мнению Chenanetal. [2], о БЛД у недоношенных можно говорить в тех случаях, если они в гестационном возрасте 36 недель еще нуждаются в дополнительном кислороде. БЛД подразделяется по форме (БЛДнедоношенных (классическая и новая формы) и БЛД доношенных), тяжести и периоду болезни (обострение, ремиссия) [1]. Формы бронхолёгочной дисплазии (БЛД). Классическая форма БЛД соответствует определению, которую указывали выше, также встречается новая форма БЛД которая развивается у новорожденных с гестационнымвозростом<32 недель без респиратороного заболевания и без использования жестких параметров ИВЛ. Возможно, это связано с гипотезой, которая рассматривает БЛД как наследственнуюколлагенопатию. Сафонов И.В. и Гребенников В.А. (2000) считают, что у большинства больных с ранним развитием БЛД в основе лежит генетический дефект, то есть мутация в одном из генов, кодирующих синтез одного из типов коллагена [4]. БЛД доношенных похоже на классическую форму БЛД недоношенных, развивается у детей рожденных в срок. По тяжести бывает легкая, среднетяжелая, тяжелая формы. Это подразделение основывается на зависимость новорожденного в кислороде при первичной выписке. Эпидемиология бронхолёгочной дисплазии (БЛД). Данные о частоте БЛД значительно отличаются в разных странах мира и в разных центрах. По данным Рооз с соавторами: частота бронхо-легочной дисплазии у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.