Рисунок 1 - Обобщенные показатели академической успешности студентов (средний балл) Проведенный эксперимент включения портала AE4YOU в образовательную практику подготовки студентов по дисциплинам языкового цикла показал, что система инструментальна и технологична. Она способна к воспроизводству при любыхусловиях организации процесса обучения. Именно за такими продуктами -будущее образования, которое сегодня максимально ориентировано на реализацию тенденций компьютеризации и информатизации.
Литература:
1. Архипова E.H., Кононова О.В., Крюков В.В., Шах-гельдян К.И. Автоматизация рейтинговой оценки деятельности преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 5. -С. 51-62.
2. Белова Е.В. Автоматизация организационно-управленческой деятельности как один из компонентов создания информационно-образовательной среды учебного заведения // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация
образования. - 2007. -№ 9,- С. 152-155.
3. Белова Е.В., Янико-ва З.М., Хожаева Т.С. Автоматизация организа-ционн о-управлен ческой деятельности на разных уровнях системы общего образования // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. -2008.-№15.-С. 22-24.
4. Бова В.В. Процессно-ориентированный подход к автоматизации деятельности образовательных учреждений // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2007. - № 1. - С. 50-55.
5. Говорков A.C. Автоматизация организационно-управленческих аспектов научной деятельности вуза // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 6. - С. 13-18.
6. Григорьева М.В. Автоматизация управленческого учета внебюджетной образовательной деятельности подразделения высшего учебного заведения : автореф. дис... канд. тех. наук. - Томск : Томский политех, ун-т, 2007. - 23 с.
7. Денисова А.Б. Средства автоматизации организационно-управленческого процесса внеучеб-ной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2013. - № 1. - С. 126-132.
8. Носова Л.С. Автоматизация деятельности учителя по разработке системы уроков //Ученые записки ИИО РАО. - 2006. - № 20. - С. 184-187.
9. Преснецова В.Ю., Пилипенко О.В. Автоматизация управления деятельностью подразделений и профессорско-преподавательского состава вуза // Информационные системы и технологии. - 2009. - № 1. - С. 66-76.
ANIMATION TECHNOLOGY LEISURE ACTIVITIES AS THE BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY
Taushkanova Julia Alexandrovna, Post-graduate Student, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk E-mail: [email protected]
The article presents the author's programme of family leisure activities the cultural-educational technology animation, approbation of which was held in the Kurgan region in the form of the project "Together cheerfully to walk". The results obtained in the course of the project, confirm the previously advanced hypothesis of the study on the positive impact on the strengthening and consolidation of family relations unity of leisure and community activities.
Keywords: author program; project activity; cultural-educational technology; family leisure activities; the components of socio-cuiturai activity.
УДК 379.8 АНИМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИДОСУГОВОЙ
ВАК РФ 13.00.05 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬ ТУРНОЙ АКТИВНОСТИ
© Таушканова Ю.А., 2017 В статье представлена авторская программа семейной досуговой деятельности средствами культурно-образовательной технологии анимации, апробация которой была проведена в Курганской области в виде проекта "Вместе весело шагать". Представленные в статье результаты, полученные в ходе реализации проекта, подтверждают ранее выдвинутую гипотезу исследования о положи-
тельном влиянии на укрепление и сплочение семейных отношений, единство досуговой и общественно полезной деятельности.
Ключевые слова: авторская программа; проектная деятельность; культурно-образовательные технологии; семейная досуговая деятельность; компоненты социокультурной активности.
В наши дни в сфере туристкой деятельности, наряду с положительными изменениями, наблюдается противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны, страна, обладающая мощным потенциалом возможностей для привлечения и приема туристов к путешествиям внутри страны, с другой стороны, лишь небольшая часть турфирм предпочитает работать на внутренний туррынок. Наряду с этим, анализ учебных планов образовательных учреждений, занимающихся обучением организации туристской деятельности на местах, не содержит какого-либо курса, направленного на изучение данного вопроса, как и отсутствует необходимая литература, способная помочь решить рассматриваемую нами проблему. Часть литературы не отвечает требованиям времени [1], впервые введенный в 1999 году курс "Предпринимательская деятельность в организации культуры" [2] практически не отражает специфику социокультурной деятельности в сфере организации туристской деятельности. Таким образом, потенциал Курганской области при наличии огромных туристских возможностей до сих пор остаётся нереализованным. Анализ представленной для потенциальных туристов информации показывает, что социально-культурные, куль-турно-досуговые и развлекательные программы практически не представлены. Разрешение проблемы должно быть следствием использования возможностей. Приоритетным направлением для туристической сферы Курганской области может стать семейный отдых, сочетающий в себе культурно-досуговые и анимационные составляющие. Использование анимации в туризме должно исходить из определенных педагогических целей и функций: образовательных, воспитательных и развивающих.
Согласно разработанным базовым теоретическим положениям, а также с целью непосредственной их апробации, нами осуществлена опытно-экспериментальная работа, включающая в себя три основных этапа:
1. Выявление особенностей организации досуговой деятельности семей, проживающих на территории Курганской области, принявших участие в социологическом опросе.
2. Выявление предпочтений в программах досуговой деятельности, и недостающих "звеньев" программ, предлагаемых на территории Курганской области.
3. Апробация авторской программы организации семейной досуговой деятельности средствами культурно-образовательной технологии анимации.
Целью проекта было посредством организации работы передвижного туристического центра способствовать развитию семейного туризма в Катайском районе. Содействовать укреплению семьи, сформировывая у членов семей положительные нравственные качества, развивая любознательность, приобщая к миру природы, воспитывая бережное отношение к ней, расширяя кругозор ребенка, сформировывая представления об истории родного края, семейных традициях и культуре своего народа.
Авторский проект выстроен с учетом соблюдения следующих принципов:
О си
ь-
0-<
си си
кк" С
Ё
89
ТА УШКА НОВА Юлия Александровна, аспирант, Челябинская
государственная академия культуры и искусств, Челябинск иНуа [email protected]
¥
ш S
О ш
<
С1 ш
90
Принцип активности, который предполагает использование наиболее активных деятельных форм проведения досугового времени.
Принцип комплексности, предполагающий участие всех членов семьи в различных видах деятельности и т.д.
Принцип социальности, который предполагает процесс адаптации и интеграции индивидуумов в так называемую "социальную ткань" социума, подготовку к культурным и социальным трансформациям, происходящих в нем.
Принцип эмоциональной насыщенности, который предполагает установление контактов на основе психологической совместимости, наличия желаний и умения эффективно общаться между собой.
Принцип добровольности, предполагающий самодеятельный характер, выбор форм, типов и видов деятельности и свободное творчество каждой личности, отвечающих его интересам.
Принцип насыщения содержания рекреа-ционно-оздоровительной деятельности культурными ценностями, предполагающий формирование рекреационного микросоциума, так называемого "поля притяжения", насыщенного социально и личностно значимыми культурными ценностями.
Принцип коллективности, предполагающий формирование временного сообщества позитивно настроенных по отношению друг к другу людей на основе общности интересов и деятельности
Принцип единства целей и интересов, предполагающий удовлетворение разнообразных потребностей личности: т.е. единство целей и интересов.
Принцип дифференцированного подхода, предполагающий выявление индивидуальных, культурных потребностей и интересов различных людей; а также адресности в оказании оздоровительных, развлекательных, коммуникационных и других услуг.
Встроенный нами проект отвечал критериям всеохватности, оздоровительности, духовности, творческой содержательности с опорой на культурные элементы посредством досуго-вых программ и гуманистичности.
Задачами проекта стали:
1) организация работы передвижного туристического центра;
2) сбор информации отуристических ресурсах Катайского района Курганской области;
3) разработкатуристическихмаршрутов по Катайскому району Курганской области;
4) издание рекламных буклетов, туристических карт по каждому маршруту, карты-путеводителя;
5) организация молодежного волонтерского движения по охране и восстановлению памятников культуры, расположенных на территории района;
6) выявление и объединение семей, увлеченных семейным туризмом;
7) широкое распространение информации о проекте в СМИ, сайтах Администрации района, Отделе культуры, социальных сетях.
В проекте принимают участие 96 семей с детьми (от 7 до 17 лет). Наиболее активное участие в проекте приняли специалисты учреждений культуры, историки-краеведы, в том числе из детско-юношеской аудитории - члены клубов "Старшеклассник", "Общение", "Сыны Отечества", активисты молодежного правительства Катайского района, ветеранские объединения поселений, любителей-краеведов.
В процессе реализации авторского проекта были осуществлены следующие мероприятия: создана страничка проекта в социальных сетях, разработаны туристские маршруты "Тропами Перхурова" (архитектура, история) и "Артефакт природы"; проведены мастер-класс "Семейный гид" и тренинг "Подключайся! Стань полезным!"; проведены тематические мероприятия для туристов передвижного семейного центра, экскурсии по улицам города, семейный эколого-краеведческий фестиваль "Родная земля", походы, туристические поездки по памятным местам района; создан архив передвижного турцентра, включающий картотеку фото и видеодокументов; проведены конкурсы "Лучшая семья"; "Лучший экскурсовод, волонтер". Общий отчет результатов, в ходе и реализации проекта, был представлен на ежегодной региональной научно-практической конференции "Катайск в истории Зауралья: связь времен".
По окончании нашего эксперимента, после осуществления проектной деятельности, в работе которого приняли участие все предполагаемые нами семьи, мы провели эксперимент, цель которого заключалась в сопоставлении эк-спериментальныхданныхдля определения степени эффективности разработанного нами проекта. Сопоставляемые данные включали в себя выявление как начального, так и конечного уровня сформированное™ семейно-туристкой деятельности всехучастников эксперимента, по следующим компонентам социокультурной активности: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный. Полученные результаты отражены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 - Уровни сформированное™ социокультурной активности формированных групп участников до начала эксперимента
Рисунок 2- Уровни сформированности социокультурной активности формированных групп участников после окончания эксперимента
На основании полученных нами результатов эксперимента, мы можем констатировать значимое позитивное воздействие внедренной нами проектной деятельности. В экспериментальной группе при одинаковых "стартовых позициях" всех участников педагогического эксперимента, было выявлено существенное превышение всех показателей. Высокие оценки, полученные участниками экспериментальной группы, отмечены по шкале адаптивности, комфортности, интерактивности, при этом следует отметить, что показатели участников двух контрольных остались практически без изменений.
Наряду с этим нами отмечено существенное изменение в количестве участников с продуктивным и нормативным уровнями
сформированности социокультурной активности (на 12% и 26%, соответственно), при этом количество участников с репродуктивным и деструктивным уровнями сформированности значительно сократилось (на 32% и 36%, соответственно). В контрольных группах участников результаты изменились не существенно. В связи с этим, мы позволили себе сделать вывод о том, что выявленные нами различия между участниками двух контрольных и одной экспериментальной групп являются не случайными, так как до начала эксперимента разли-: чия между результатами этих групп были незначительными.
На основании вышесказанного, мы можем заключить, что разработанный нами проект семейной туристской деятельности во время совместного проведения досугового времени способен оказать значимое влияние на формирование социокультурной активности всех членов семей. А в рамках этого проекта применяемые анимационные технологии, носящие культурно-образовательную направленность, способны сформировать необходимый комплекс умений и навыков самостоятельного планирования досуговой деятельности семьи, интеллектуально насыщенной по содержанию и эмоционально привлекательной по форме общения с целью удовлетворения потребностей личности, ее саморазвития и самореализации.
Примечания:
1. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуго-вой деятельности : учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: МГУКИ, 2002.-288 с.
2. План повышения квалификации и переподготовки специалистов, в Академии переподготовки работников культуры и туризма Министерства культуры РФ.