Научная статья на тему 'Анимационные экскурсии как способ формирования социально значимых качеств у молодёжи'

Анимационные экскурсии как способ формирования социально значимых качеств у молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / АНИМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CULTURE OF CITIZENSHIP / ANIMATION TECHNOLOGIES / SYSTEM OF VALUES / CIVIL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Татьяна Леонидовна

Представлена анимационная экскурсия как способ формирования у молодёжи качеств, недостаток которых отмечают педагоги. Целью выступает разработка серии автобусных экскурсий для школьников по городу, призванных формировать уважительное отношение к месту своего проживания, желание проявлять заботу о нём. Особое внимание обращается на необходимость показа в рамках экскурсии примеров неприемлемого поведения (грубость, сквернословие в заведениях города, пренебрежительное отношение к людям других национальностей, порча зданий граффити и др.). Обосновывается тезис о том, что только нестандартные, творческие технологии, а также новые каналы распространения информации способны сделать эффективным процесс формирования социально значимых качеств у современной молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented the animated tour as the way to develop the qualities that young people lack. The aim is to make a series of bus city tours for pupils that develop the respectful attitude to their place of living, the wish to take care of it. Special attention is paid to the necessity to show the examples of unacceptable behavior (rudeness, foul language, dismissive attitude to people of other nationalities, covering buildings with graffiti and so on). There are given the grounds for the thesis that only non-standard and creative technologies, as well as the new channels of information distribution are able to bring effectiveness to the process of formation of socially significant qualities of the modern youth.

Текст научной работы на тему «Анимационные экскурсии как способ формирования социально значимых качеств у молодёжи»

педагогика детства

ционной площадки: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, A.B. Репиной. Ярославль: Департамент образования Ярославской области: Изд-во «Канцлер», 2013.

3. Нагибина A.B. Гуманистическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музейно-педагогической деятельности в условиях села: метод. пособие. М.: ИСП РАО, 2010.

4. Огородникова С.В. Музейно-педагогическая деятельность в сельском социуме: учеб.-метод. пособие / под ред. B.C. Данюшенкова. Киров: Изд-во ООО «Веси», 2015. (Серия «Сельская школа», вып. 20).

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004.

6. Чумалова Т.В. Музейная педагогика в школьном музее // Школьный музей - открытая система. Теория и практика / сост.: Н.Н. Ваганова [и др.]; отв. ред. Л.Е. Курнешова. Сер. «Поликультурное образование в Москве». М.: Центр «Школьная книга», 2009.

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru.

* * *

1. Bajborodova L.V. Organizacija uchebnogo processa v sel'skoj shkole: ucheb. posobie. Jaroslavl': Izd-vo JaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2013.

2. Vospitanie grazhdanskoj identichnosti sel'-skih shkol'nikov: opyt regional'noj innovacionnoj ploshhadki: ucheb.-metod. posobie / pod red. L.V. Baj-borodovoj, A.V. Repinoj. Jaroslavl': Departa-ment obrazovanija Jaroslavskoj oblasti: Izd-vo «Kancler», 2013.

3. Nagibina A.V. Gumanisticheskoe vospitanie doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov sredstvami muzejno-pedagogicheskoj dejatel'nosti v uslovijah sela: metod. posobie. M.: ISP RAO, 2010.

4. Ogorodnikova S.V. Muzejno-pedagogicheskaja dejatel'nost' v sel'skom sociume: ucheb.-metod. posobie / pod red. V.S. Danjushenkova. Kirov: Izd-vo OOO «Vesi», 2015. (Serija «Sel'skaja shkola», vyp. 20).

5. Stoljarov B.A. Muzejnaja pedagogika. Istorija, teorija, praktika: ucheb. posobie. M.: Vyssh. shk., 2004.

6. Chumalova T.V. Muzejnaja pedagogika v shkol'nom muzee // Shkol'nyj muzej - otkrytaja sistema. Teorija i praktika / sost.: N.N. Vaganova [i dr.]; otv. red. L.E. Kurneshova. Ser. «Polikul'turnoe obrazovanie v Moskve». M.: Centr «Shkol'naja kniga», 2009.

7. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Jelektronnyj resurs]. URL: consultant.ru.

О Чернышева Т.Д., 2015

Specificity of museum and pedagogic work in education of country school pupils

There are characterized the objective conditions of country environment that determine the specificity of museum and pedagogic work, in particular in education of country school pupils. A special role is given to the potential of the resources of the agricultural enterprise that covers the functioning area of the school museum.

Key words: museum and pedagogic work, country society, education of pupils, resources of agricultural enterprise in development of the museum and education of country school pupils.

(Статья поступила в редакцию 02.12.2015)

т.Л. черньшева

(новосибирск)

анимационные Экскурсии как способ формирования социально значимых качеств у молодёжи

Представлена анимационная экскурсия как способ формирования у молодёжи качеств, недостаток которых отмечают педагоги. Целью выступает разработка серии автобусных экскурсий для школьников по городу, призванных формировать уважительное отношение к месту своего проживания, желание проявлять заботу о нём. Особое внимание обращается на необходимость показа в рамках экскурсии примеров неприемлемого поведения (грубость, сквернословие в заведениях города, пренебрежительное отношение к людям других национальностей, порча зданий граффити и др.). Обосновывается тезис о том, что только нестандартные, творческие технологии, а также новые каналы распространения информации способны сделать эффективным процесс формирования социально значимых качеств у современной молодёжи.

Ключевые слова: культура гражданственности, анимационные технологии, система ценностей, гражданская позиция.

Авторы исследований, посвященных методам воспитания гражданской позиции, констатируют факт недостаточной выраженности у многих представителей современной рос-

известия вгпу

сийской молодёжи социально значимых качеств, необходимых человеку XXI в. У них не обнаруживаются навыки цивилизованного поведения в системах «индивид - индивид», «индивид - власть», «индивид - городская среда» и т.д. [4; 9].

Причина видится в том, что образовательная система не включает в себя специально направленной ветви знания, ответственной за формирование культуры гражданственности, отсутствует стройная педагогическая система воспитания гражданина в рамках средней и высшей школы. В результате педагоги становятся свидетелями попрания норм этики, незнания гражданских прав и обязанностей или пренебрежения ими. После школы и вуза молодёжь выходит в жизнь неподготовленной к тем требованиям, которые предъявляет общество, а это ответственность, дисциплинированность, нестандартность мышления, которые невозможны без предварительной работы над системой ценностей молодого человека-гражданина. Общество ждёт от молодёжи инноваций, прорывов во всех направлениях деятельности. Однако преобразования невозможны без выработки новых подходов молодых людей к жизни как уникальному феномену, иного, наполненного позитивными эмоциями отношения, например, к труду, образованию, культурному наследию, здоровью, детям, власти, природе, пожилым людям и т.д. Необходима система ценностей, которая и есть культура. Культура - это, прежде всего, уровень сознания людей, проявляющийся в мышлении и поведении.

Очевидно, что только высокий уровень культуры позволит воплотить в жизнь масштабные планы строительства новой России, реализация которых сегодня тормозится с отсутствием важных социально значимых качеств у российской молодёжи. Только благодаря целенаправленному формированию и развитию у молодёжи таких качеств, как целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, чувство долга, готовность к преодолению трудностей, альтруизм, доброжелательность, неприятие насилия, намного возрастут возможности её участия в решении назревших проблем общества в самых разных сферах.

нельзя, однако, отрицать того, что сегодня эффективность традиционных средств воздействия на молодёжь в воспитательных целях, таких как лекции, семинары, тематические занятия, вечера и даже фестивали, явля-

ется крайне низкой. ребята понимают, что, как правило, эти мероприятия имеют «отчётный», формальный характер. Современной молодёжью востребованы нестандартные креативные технологии, воздействие средствами искусства, а это акции на городских мероприятиях, квесты, интерактивные игры, анимационные туры, театрализованные презентации и т.д.

Таким образом, необходимы инновационные формы и методы работы с молодёжной аудиторией, непременным условием которых будет вовлечение ребят в интересное и содержательное действо в качестве непосредственных организаторов и исполнителей, и одной из таких форм, на наш взгляд, является анимационная экскурсия.

У экскурсии как формата существует много новых, отвечающих потребностям современного общества целей и функций. Совершенствуются и технологии подачи материала: экскурсия становится насыщенной всевозможными шоу-эффектами, которые призваны приблизить актуальное содержание к целевой аудитории, что представляется особенно важным, если речь идёт о школьниках.

воспитание социально значимых качеств у молодёжи - одна из прогрессивных целей, которые могут быть поставлены перед экскурсией. наиболее перспективным возрастом в плане формирования вышеперечисленных качеств мы считаем именно подростковый возраст, когда молодой человек становится восприимчив к проблемам общества, это возраст формирования гражданской позиции. В 14 лет молодой человек получает паспорт - государственный документ, который означает принадлежность к гражданам государства. В это время происходит формирование гражданской позиции, молодой человек начинает активно интересоваться историей и особенностями того гражданского коллектива, которому он принадлежит - государству, городу, семье, и очень важным представляется не упустить возможность вызвать у него стремление отстаивать и защищать правовые и моральные нормы своего гражданского коллектива. При этом данные многих исследователей-педагогов, а также результаты проведённых нами опросов учителей школ города показывают неэффективность мер по воспитанию гражданской позиции именно в перспективном для этого возрасте 14-16 лет [1; 2; 3; 5; 10].

В результате подростки не владеют знаниями об элементарных правилах поведения в различных жизненных обстоятельствах, усло-

виях городской среды: нарушаются правила поведения в школе, на улице, в досуговом учреждении и т.д. В ситуациях, требующих морального выбора, ребята порой не имеют ориентиров для ответственных решений. Безусловно, проект проведения серии анимационных экскурсий для школьных коллективов не изменит существующего положения дел, однако привлечет внимание к актуальности проблематики, сможет мотивировать участников экскурсий стать носителями идеи формирования культуры гражданственности, волонтёрами, которые в среде сверстников будут способствовать просвещению и активизации их гражданской позиции.

к сожалению, муниципальные образовательные структуры практически не обращают внимание молодёжи на неприемлемость такого поведения в современном российском городе, как, например, хамство в различных заведениях города, загрязнение среды города остатками жизнедеятельности человека и животных, порча зданий граффити, уничтожение деревьев и растений, безразличие к пожилым людям и инвалидам, а также к тем, кто оказался в сложной ситуации, пренебрежительное отношение к представителям других национальностей и т.д. Очевидна необходимость развития ответственного отношения к среде своего обитания, воспитания милосердия и дружелюбия, умения пользоваться своими правами и исполнять обязанности в личных интересах и на благо общества. на формирование этих качеств и направлен проект серии анимационных экскурсий для школьников «Юный горожанин», которые станут наглядным пособием по грамотному поведению ребят в городской среде. Экскурсии будут построены на контрастах: наряду с показом мест, которыми город по праву гордится, и демонстрацией правил поведения в данных местах, ребята увидят пострадавшие от вандалов городские достопримечательности, городскую свалку на берегу Оби, дом престарелых, дом малютки, приёмник для отловленных животных. Формат экскурсии позволяет не просто в увлекательной форме обозначить проблемы, а тут же продемонстрировать их проявления на улицах, площадях и в учреждениях родного города, который станет своеобразным выставочным залом, где представлены как культурные образцы социально ответственного поведения, так и образцы общественного бескультурья. В ходе экскурсии ребятам будут даны задания, направленные на выработку соци-

i детства -

ально значимых привычек горожанина - благородного человека, с уважением относящегося к другим горожанам и окружающей его городской среде. После экскурсии школьники заполнят анкеты, в которых укажут, какая проблема им показалась наиболее важной. По критерию интереса к определённой проблеме школьники будут распределены по группам, каждая из которых получит план презентации своей проблемы на слёте «Юный горожанин». Слет объединит ребят, которым тематика экскурсий особенно близка: им будет предложено представить собственный вариант решения той или иной социальной проблемы. В итоге будет создано несколько тематических агитационных бригад - ядро волонтёрского отряда, который отправится к сверстникам - в школы города. Таким образом, проект анимационных экскурсий призван расширить сообщество молодых людей, занимающихся формированием культуры гражданственности в своей молодёжной среде - среди представителей средних специальных учебных заведений и учащихся общеобразовательных школ и гимназий города.

Почему предлагаются именно анимационные экскурсии? Как известно, анимационные технологии призваны сделать увлекательным процесс получения знаний. То, что подаётся в развлекательной форме, не выглядит как привычный семинар, тренинг и, тем более, лекция, которые, так или иначе, ассоциируются у школьников с принуждением. Анимация предоставляет возможность облечь полезный познавательный материал в форму сказочного путешествия, подтверждающего верность тех или иных норм, принятых в современном цивилизованном обществе. Экскурсоводы-аниматоры (подготовленные педагогом старшеклассники), одетые в костюмы Городо-вичка и его друзей, начнут программу на месте старта экскурсии, которым станет школьный двор группы экскурсантов. Они разыграют сцену, в которой Городовичок пожалуется на то, что у него не хватает помощников, чтобы навести порядок в городе. Интегрируя участников экскурсии в действо, Городови-чок задаёт ребятам вопросы, которые выявляют у них лакуны в знаниях о правилах поведения в городе в различных ситуациях, после чего все перемещаются в автобус и следуют по определённому маршруту. На остановках Городовичок и его друзья демонстрируют поведение, следствием которого является тот или иной объект показа, или посредством смо-

делированной сценки показывают рекомендуемые образцы поведения в определённом заведении города. На протяжении всей экскурсии ребята вовлекаются экскурсоводами-аниматорами в действо, отслеживается обратная связь. На финальной точке маршрута выясняется, что Городовичок приобрёл большое число новых помощников, которые будут следить за соблюдением правил поведения горожанами и, прежде всего, не нарушать их сами.

Очевидно, что проект серии экскурсий и слёта носит ярко выраженный целевой характер. Итак, его главная цель - создание сообщества молодых людей, которые станут носителями культуры гражданственности. Задачи проекта следующие:

1. Вызвать мотивацию к бережному отношению к городской среде, городскому имуществу, коммунальному хозяйству.

2. Продемонстрировать местоположение местных органов государственной власти, разъяснить их функции, обосновать необходимость уважительного отношения к структурам государственной власти.

3. Проинформировать о нормах культурного поведения в различных местах общественного пользования: учебных, досуговых, торговых, оказывающих государственные услуги учреждениях.

4. Показать правила поведения на дороге и в транспорте.

5. Способствовать формированию у молодых людей гражданской инициативы, гражданской позиции.

План реализации проекта состоит из трёх этапов:

I. Подготовка.

1. Определение объёма знаний, необходимого для трансляции школьникам.

2. Разработка маршрута для анимационной экскурсии «Юный горожанин».

3. Написание сценариев на каждый «выход», связанный с тем или иным объектом показа.

4. Написание единого сценария анимационной экскурсии «Юный горожанин».

5. Формирование групп школьников, которые будут приглашаться на экскурсии.

6. Определение дат проведения экскурсий и заказ транспорта на эти даты.

7. Подготовка полиграфической продукции.

8. Заказ костюмов для экскурсоводов-аниматоров.

II. Реализация.

1. Проведение трёх пробных экскурсий в течение двух месяцев.

2. Анкетирование ребят по окончании каждой экскурсии, выявление проблем в области культуры гражданственности, которые оказались для них самыми актуальными.

3. Формирование команд из 4-5 школьников, каждая из которых получает задание презентовать свою проблему и пути её решения в рамках слёта «Юный гражданин».

4. Проведение слёта «Юный гражданин», на котором команды презентуют актуальные для них общественные проблемы и собственное видение их решения.

5. Формирование волонтёрского отряда, состоящего из нескольких команд - агитационных бригад, направляемых в школы для проведения просветительской работы.

III. Анализ обратной связи, запросов на обучение в центре культуры гражданственности.

1. Анализ отзывов участников экскурсий и слёта «Юный гражданин» о проекте.

2. Написание отчёта по результатам реализации проекта.

3. Подготовка фотоотчёта, рассылка приглашений ребятам, желающим посещать регулярные семинары в центре культуры гражданственности.

Медиаплан проекта анимационных экскурсий включает в себя рассылку приглашений классным руководителям школ города, детских клубов и объединений, городских организационно-методических центров молодёжной политики, руководству департамента спорта, культуры и молодёжной политики города, а также лидерам муниципальных молодёжных центров стать участниками экскурсии, рассылку пресс-релизов в городские средства массовой информации, приглашение съёмочной группы местной новостной программы «Вести», публикацию статей в различных изданиях города.

Итог реализации проекта: учащиеся средних школ города сформируют представление о том, каким должен быть современный молодой гражданин-горожанин, какие у него существуют права и обязанности, какие правила поведения он должен стремиться соблюдать. У ребят появится ряд конкретных навыков, которые они смогут применять в своей повседневной жизни. Школьники будут ознакомлены с основными нормами культуры гражданственности, будут изданы буклеты, в которых эти правила найдут воплощение с помощью инфо-

графики, участники экскурсий распространят их по школам новосибирска. немаловажным результатом станет то, что педагогическая общественность города будет проинформирована об актуальности формирования культуры гражданственности у молодёжи.

По итогам серии экскурсий будут сформированы команды ребят, заинтересованных конкретной проблемой в области культуры гражданственности. Команды получат план презентации данной проблемы и пути её разрешения на слёте «Юный гражданин». На слёте будет сформирован отряд волонтёров, состоящий из агитационных бригад, которые займутся просветительской работой со своими сверстниками - учащимися средних школ города. Данный итог экскурсий - создание отряда волонтёров - представляется очень актуальным и последовательным шагом на пути формирования в городе реально функционирующей активной молодёжной силы, степень влияния которой будет гораздо выше, чем у воспитательных коллективов, состоящих из взрослых. Показывая правильные нормы поведения на собственном примере, активисты смогут привлечь своих сверстников к идее совершенствования своего города и своей страны с помощью повседневных добрых дел.

Эффективными средствами формирования социально значимых качеств могут стать только те, которые будут сопровождаться практической деятельностью, помогающей молодёжи определить свою позицию по отношению к различным важным жизненным реалиям. Однако это не исключает создания специального теоретического курса по культуре гражданственности, который стал бы обязательным для школьников и студентов на базе их учебных заведений. Такой курс будет способствовать глубокому «узнаванию» россии, а следовательно, станет весомым вкладом в формирование уважительного отношения к своему городу и стране.

Список литературы

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. № 6. С. 59.

3. Гражданское образование: содержание и методы (реализация программы «Вы - народ»). Петрозаводск: ГОУ ИПК РО, 2005.

4. Донская О.А. Социально-педагогическое проектирование как фактор развития творческой ин-

l детства -

дивидуальности педагогов и школьников // Вестник Новгородского государственного университета. 2009. № 53.

5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. № 8. С. 17.

6. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. № 5. С. 52.

7. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. Л., 1987.

8. Кукушкин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд. центр «Март», 2002. (Серия «Педагогическое образование»).

9. Сергеев Н. К., Борытко Н.М. Воспитание гражданской позиции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98).

10. Степанова Г. В. Новые гражданские технологии, или «Технологии прорыва». Путеводитель для всех. Петрозаводск, 2007.

11. Чернышева Т.Л. Этапы формирования

имиджа России // Вестник НГТУ. 2003. № 2. * * *

1. Agapova I., Davydova M. Patrioticheskoe vos-pitanie v shkole. M.: Ajris-press, 2002.

2. Gasanov Z.T. Cel', zadachi i principy patrio-ticheskogo vospitanija grazhdan // Pedagogika. 2005. № 6. S. 59.

3. Grazhdanskoe obrazovanie: soderzhanie i me-tody (realizacija programmy «Vy - narod»). Petrozavodsk: GOU IPK RO, 2005.

4. Donskaja O. A. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie kak faktor razvitija tvorcheskoj indivi-dual'nosti pedagogov i shkol'nikov // Vestnik Nov-gorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 53.

5. Efremova G. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov // Vospitanie shkol'nikov. 2005. № 8. S. 17.

6. Kobyljanskij V. A. Nacional'naja ideja i vospitanie patriotizma // Pedagogika. 1998. № 5. S. 52.

7. Kuznecov S.S. Geologicheskie jekskursii. L., 1987.

8. Kukushkin V. S. Teorija i metodika vospitatel'noj raboty: ucheb. posobie. Rostov n/D.: Izd. centr «Mart», 2002. (Serija «Pedagogicheskoe obrazovanie»).

9. Sergeev N. K., Borytko N. M. Vospitanie grazh-danskoj pozicii // Izvestija Volgogradskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 3 (98).

10. Stepanova G. V. Novye grazhdanskie tehno-logii, ili «Tehnologii proryva». Putevoditel' dlja vseh. Petrozavodsk, 2007.

11. Chernysheva T.L. Jetapy formirovanija imid-zha Rossii // Vestnik NGTU. 2003. № 2.

Animated tours as the way to develop socially significant qualities of the youth

There is represented the animated tour as the way to develop the qualities that young people lack. The aim is to make a series of bus city tours for pupils that develop the respectful attitude to their place of living, the wish to take care of it. Special attention is paid to the necessity to show the examples of unacceptable behavior (rudeness, foul language, dismissive attitude to people of other nationalities, covering buildings with graffiti and so on). There are given the grounds for the thesis that only nonstandard and creative technologies, as well as the new channels of information distribution are able to bring effectiveness to the process of formation of socially significant qualities of the modern youth.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: culture of citizenship, animation technologies, system of values, civil position.

(Статья поступила в редакцию 08.11.2015)

Д.С. БОГАТЫРЕВА (Луганск)

экологический туризм: компаративный анализ определений

Рассмотрены различные подходы к определению понятия «экологический туризм». Выделены три группы дефиниций экологического туризма по содержательному признаку, а также сделана попытка сформулировать собственное определение понятия.

Ключевые слова: устойчивый туризм, экологический туризм, окружающая среда, бережное природопользование.

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям - ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынужда-

ет человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей.

Необходимо отметить, что первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию. На конференции был одобрен программный документ «Повестка дня на XXI век» ("Agenda 21") и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этих документов стало началом внедрения радикального нововведения в сферу туризма - принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная инновация заставляет работников туристской сферы и туристов менять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

В 2004 г. Всемирная туристическая организация (ЮНВтО) сформулировала концепцию устойчивого развития туризма, который является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду и принятия в случае необходимости соответствующих предупредительных и/или корректирующих мер [8, с. 56]. Таким образом, во многом благодаря заданному вектору активное развитие получает такой природоориентированный вид туризма, как экологический.

В научной литературе тема экологического туризма представлена трудами отечественных географов, экономистов, экологов, биологов, педагогов и психологов (Е.И. Арсенье-ва, Т.В. Бочкарева, В.А. Дроздов, А.С. Кусков, Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, И.Н. Панов, Т.К. Сергеева, Г.А. Сорокина, В.Б. Степаниц-кий, Н.В. Феоктистова, В.В. Храбовченко, В.П. Чижова, А.И. Эйтингон). Отдельные вопросы экотуризма рассматриваются в научных и учебно-методических работах О.г. Амаро-вой, Е.Н. Буховой, В.Б. Поздеева, А.В. Резниковой, Г.И. Гладкевич, Л.И. Егоренкова и др.

Выгодно отличаются разнообразием подходов к анализу экотуристской деятельности зарубежные научные школы экотуризма. Достаточно четко можно выделить 4 школы -американскую, австралийскую, немецкую, мексиканскую. Концепции экологического и устойчивого туризма нашли отражение в работах H. Ceballos-Lascurain, Е. Boo, J. Krippendorf, Epler Wood, P. Jonsson, K. Lindberg, D. Hawking, T. Whelan, I. Mose, B. Steck, P. Val-

О Богатырева Д.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.