Научная статья на тему 'Англоязычный роман Нигерии на пороге нового века'

Англоязычный роман Нигерии на пороге нового века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина Н. Ю.

Среди литератур западноафриканского региона литература Нигерии занимает, безусловно, лидирующее положение. Она развивалась от "предроманных" и ранних романных форм (бытописательной, фольклорной прозы) к критико-реалистическому направлению, а далее к освоению синтетических романных форм, обнаруживающих разные элементы и течения мировой романистики XX века. Острые социальные проблемы стали главной темой нигерийской романистики в 70-е годы. Методом, который писатели Нигерии использовали для отображения и осмысления этих проблем, стал критический реализм. Авторы произведений 70-х гг. обличали пороки зарождающегося в Африке капитализма, изображая главным героем романа человека, ставшего жертвой новой буржуазной действительности. Таковы идейные и художественные особенности нигерийского романа этого времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIGERIAN NOVEL IN ENGLISH ON THE THRESHOLD OF THE NEW CENTURY

The article analyses problems, touched upon in the novels of Nigerian writers published in the last decade of the XX century.

Текст научной работы на тему «Англоязычный роман Нигерии на пороге нового века»

АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ РОМАН НИГЕРИИ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВЕКА

Н.Ю. ИЛЬИНА

Кафедра иностранных языков филологического факультета Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

Среди литератур западноафриканского региона литература Нигерии занимает, безусловно, лидирующее положение. Она развивалась от "предроманных" и ранних романных форм (бытописательной, фольклор-ной прозы) к критикореалистическому направлению, а далее - к освое-нию синтетических романных форм, обнаруживающих разные элементы и течения мировой романистики XX века. Острые социальные проблемы стали главной темой нигерийской романистики в 70-е годы. Методом, который писатели Нигерии использовали для отображения и осмысления этих проблем, стал критический реализм. Авторы произведений 70-х гг. обличали пороки зарождающегося в Африке капитализма, изображая главным героем романа человека, ставшего жертвой новой буржуазной действительности. Таковы идейные и художественные особенности нигерийского романа этого времени.

Исследователи африканских литератур отмечают тенденцию к снижению остроты социальной критики в произведениях литераторов англоязычной Африки, начиная с 80-х годов прошлого столетия. Писатели высказывают все более осторожное отношение к любым общественным переменам, их занимают проблемы современной жизни, такие как достижение материального благополучия, проблемы трудоустройства; в центре их внимания оказываются вечные вопросы любви, брака, т. е. житейские темы, не зависящие от потрясений общественной жизни.

Однако, на наш взгляд, острота социального звучания нигерийского романа не снижается, так как в центре внимания авторов по-прежнему остаются актуальные общественные проблемы. При этом нельзя не согласиться с исследователем восточноафриканских литератур М.Д. Громовым, который, отмечая аналогичную тенденцию в кенийском романе 80-х гг., говорит, что острота социального звучания кенийского романа не снизилась, а изменился метод - авторы не заставляют читателя ужасаться общественным язвам, а привлекают его внимание к возможностям оздоровления социальной обстановки. Писатели хотят, чтобы читатель увидел светлые стороны жизни, положительные сдвиги, которые произошли на континенте после обретения независимости.

Последнее десятилетие прошлого века стало временем подведения итогов, попыткой объяснить языком художественного произведения исторический опыт страны, отнестись к национальной истории на пороге нового тысячелетия с большей объективностью, осмыслить путь, пройденный страной за длительный исторический период. Нигерийский роман 90-х годов заметно отличается от романа 80-х; последнее десятилетие XX века стало в прозе страны эпохой нового социального романа. В это период отмечается интерес к историческому роману,

который по своим идейно-художественным задачам и по средствам их решения далек от исторических произведений периода после обретения независимости. Писатели 90-х годов пытаются проследить определенные закономерности исторического развития страны языком художественной литературы, тем самым привлекая широкую читательскую аудиторию.

Лауреат Нобелевской премии (1986) нигериец Воле Шойинка в повести "Изара" (1990) продолжает автобиографическую тему, начатую в романе "Аке: годы детства" (1981), однако хронологически предшествует ей.

В 1984 году, через три года после классической автобиографии "Аке", Шойинка нашел в шкатулке после смерти своего отца, школьного учителя, который жил в колониальной Нигерии, записные книжки и документы, побудившие его написать произведение о поколении отца. Историческое время действия повести - последние пятнадцать лет перед появлением в Западной Нигерии, Йорубаленде, христианских миссионеров, в то время, когда, как отмечает В.Шойинка в предисловии, "закладывались основы дальнейшего образа жизни - хорошо это или плохо - под неодолимым воздействием исторических событий как местного, так и всемирного значения, в условиях напряженных и сложных взаимоотношений с колониальной администрацией и собственного противоречивого отношения к той прослойке общества, которая получила западное образование".

Следует отметить, что колониализм в "Изаре" воспринимается неоднозначно, для Шойинки это - новое время, новая эпоха, заставляющая людей меняться, интегрировать в новый социально-исторический контекст. Изображая доколониальное и колониальное прошлое, вновь задумываясь о своих корнях, о том, откуда пришли африканцы, В. Шойинка вносит новое в представление читателей о современной Африке и африканцах.

В отличие от романа Чинуа Ачебе "И пришло разрушение" (1958), в котором таюке задается вопрос об истоках африканцев, повесть В. Шойинки, созданная спустя тридцать лет, трактует события намного сдержан'ней, мягче. Если Ачебе ждал ухода колонизаторов, и его герой - традиционалист, органически впитавший в себя характерные черты патриархального уклада и не мыслящий себя вне этого общества, то Шойинка, воспринимая колониальную эпоху через несколько десятилетий, далеко не так однозначен в своей оценке.

Герой романа Ачебе погибает, и это свидетельствует о "разрушении", которое принесли в Нигерию колонизаторы.

Шойинка в "Изаре" идет на своеобразную уступку: традиционным вождем на выборах становится Изара, который способен примирить и традиционалистов, и тех африканцев, которые готовы адаптироваться к новой жизни и сознают неизбежность общественных перемен.

Третья книга воспоминаний Воле Шойинки "Ибадан" (1994) охватывает 1946 - 1965 годы. Как и "Изара", которая явилась беллетризированным путешествием во времена его отца, "Ибадан" стал повестью, которая дала возможность автору, сочетая факты с вымыслом, в художественной форме проявить творческую свободу в освещении социальных и политических событий в Нигерии в 1950-х -60-х годах. Вернувшись в Нигерию из Великобритании к концу 1959 года, накануне независимости страны, Шойинка занимается исследованием традиционной драмы в Университете г. Ибадан и становится очевидцем серии

кризисов, охвативших государство вскоре после обретения независимости, сопровождавшихся насилием, разгулом бандитизма, убийствами, коррупцией, фальсификацией выборов. Книга помогает читателю понять, что заставило Воле Шойинку заняться политической деятельностью и способствовало началу его творчества как драматурга. Следует отметить, что появление романа в англоязычных литературах Африки, в том числе Нигерии, было вызвано потребностью в романной форме, которая наиболее адекватно отражает быстро меняющуюся социальную действительность. Факт появления романа свидетельствует также о приобщении писателей к англоязычной литературе Европы (главным образом английской) и США. Глубокое знание западной литературы объясняет широкий спектр романных форм, освоенный некото-рыми нигерййскймй авторами - они синтезируют художественные достижения мировой романистики XX века (реалистические элементы в сочетании с "волшебным реализмом", мифологизированием, под влиянием модернизма и постмодер низма).

Бен Окри (р. 1959) - один из самых ярких авторов в современной англоязычной литературе Африки, лауреат Букеровской премии (1991 г.), в ранних произведениях которого обнаруживаются признаки социального реализма, критически ориентированного в отношении современной африканской действительности. Писателя тревожит африканское общество постколониального периода; в произведениях, созданных в это время, высказывается сатирическая критика различных политических и экономических кризисов, охвативших регион после завоевания независимости. В ранних произведениях Бена Окри поднимается проблема коррупции и ее разрушающего действия на общество и семыо (роман "Цветы и тени", 1980), а также реалистически отображено тоталитарное государство с его непрестанным посягательством на права личности (роман "Горизонты внутри нас", 1981, -переизданный в 1996 г. под названием "Опасная любовь").

В более поздних произведениях Б. Окри, по мере того как формируется его творческая манера, начинают преобладать элементы мистицизма. В романах "Ненасытимая дорога" (1991), "Колдовские песни" (1993), "Несметные богатства" (1998) Б. Окри утверждает возможность преображения и прозрения человека вследствие духовных испытаний. Герой произведений Азаро, "дитя-дух", наделен вторым зрением и общается с природой во всех ее проявлениях, воспринимая ее как код, откры-вающийся ясновидению. В романе "Удивляющие богов" (1995) Б. Окри утверждает идею необходимости духовной трансформации в общечело-веческом масштабе. Эволюцию общества автор связывает не с разрешением острых социально-политических конфликтов, а с индивидуальным духовным совершенствованием. Творчество этого писателя, который принадлежит к младшему поколению авторов-мифотворцев, является примером столь характерной для африканских литераторов тенденцией "синхронного взаимодействия со всем корпусом мировой литературы: с античной литературой, просветительским реализмом, критическим реализмом, модернизмом" [1, с.338]. Следует отметить, что в последние годы в нигерийской литературе сложилась новая ситуация, явившаяся результатом острых политических и социально-экономических кризисов, вылившихся в военные перевороты, экономический спад, разгул коррупции и криминала.

В условиях крепнущей тоталитарной власти, когда резкая критика верхушки общества стала небезопасной для писателей, а также в связи с разочарованием общества в различных идеологических программах ведущее место в нигерийской литературе занимают добротные литературные произведения, рассчитанные на "верхние", наиболее образованные слои читателей массовой литературы, средний класс. На смену интеллектуальному роману, как и роману обличительному, приходят романы, а также малые повествовательные формы "без политики", рассказывающие о конкретных проблемах повседневной жизни.

Такие произведения африканских авторов, находящиеся на рубеже "серьезной", "элитарной" литературы и литературы массовой, выполняют важные образовательные функции в Африке и не могут рассматриваться как следствие недостаточной опытности писателей.

Следует отметить, что преобладавшая до последнего времени историко-литературная методология не принимала во внимание массовую литературу как серьезный фактор художественного развития, и это создает трудности при попытках дать оценку произведениям, считающимся достоянием массовой литературы. Однако последние исследования свидетельствуют об изменении подхода литературоведов к изучению массовой литературы Запада, в том числе США. Исследователи этой литературы приходят к выводу, что определяющим фактором сегодняшней художественной жизни стало размывание перегородок между "элитарной" и "массовой" культурами? и утверждают, что "все более типичным становится сочетание элементов обеих этих сфер в границах одного и того же художественного феномена" [2, с.8]. Подобное наблюдение подтверждается анализом произведений нигерийских авторов конца XX века, которым присущи как элементы развлекательности, так и значительная социальная проблематика.

Существенный пласт в литературном процессе стран Западной Африки занимает "женская проза". В последние два десятилетия прошлого века в литературе Нигерии появились заметные произведения как но-вых нигерийских писательниц, так и известных представительниц старшего поколения. Эти авторы, досконально знающие проблемы своих соотечественниц, отображают судьбы женщин сегодняшней Африки и создают яркие образы современных африканок. Со своих женских позиций, в полную меру не доступных мужчинам, они пытаются понять женскую долю африканки, постичь причины и последствия женского рабства, а также раскрепощения женщины, которое стало принимать всеобъемлющий размах в Африке конца прошлого века.

В произведениях нигерийских писательниц затрагиваются важные, злободневные вопросы, волнующие сегодняшнюю африканку - проблемы женской судьбы, поиски женщинами своего места в обществе, семье, желание самовыражения, а также вопросы брака, взаимоотношений с мужчиной, воспитания детей. В центре внимания нигерийских писательниц - судьбы африканских женщин (разных возрастов, профессий, социальных групп), из многообразия которых складывается динамический стереотип поведения африканской женщины на рубеже XX и XXI столетий.

Главная цель этих произведений - научить читательниц не падать духом во всевозможных драматических обстоятельствах. Типологически произведения нигерийских писательниц имеют черты просветительской литературы, где

героини борются против социальной несправедливости, выступая за новые отношения в обществе.

Флора Нвапа (1931-1993) - нигерийская романистка, первая женщина в Нигерии, создавшая роман. Нвапа известна главным образом как автор двух романов: "Эфуру" (1966) и "Иду” (1970), действие которых происходит в раннеколониальный период. В романах исследуется проблема положения женщины в традиционном обществе. Как и в более поздних романах, автор делает женщину центральным персонажем произведений. Два последних романа Ф. Нвапы "Одного достаточно" (1981) и "Женщины различаются" (1986) продолжают женскую тему, но теперь их действие происходит в городской среде.

В романе "Одного достаточно" автор говорит о том, что женщины не всегда стремятся к браку, если у них есть другие цели в жизни, как, например, карьера в бизнесе и дети. В романе "Женщины различаются" затрагивается проблема бездетности женщины, а также ее экономическая независимость. Несмотря на то, что сама писательница не считала себя феминисткой, она подчеркивала свою позицию, заключавшуюся в необходимости освободить женщин от всех форм закабаления.

Ифеома Окойе, которая не сообщает дату своего рождения, является одной из самых значительных писательниц Нигерии после Флоры Нвапы и Бучи Эмечеты. Она получила образование в Университете Нигерии, Нсукке (1974-1977), где изучала английский, а таюке в Университете Эстон в Великобритании (1986-1987), где защитила диссертацию по английскому языку. Преподает английский в Университете Ннамди Азикиве в Нигерии.

Окойе является автором трех романов "За облаками" (1982), "Безухие" (1984) и "Чимере" (1992), а таюке ряда книг для детей. Роман "Без-ухие" был удостоен премии Ассоциации нигерийских авторов за лучшее художественное произведение 1984 года. В романе затронута тема нечестного обогащения нигерийских дельцов во время нефтяного бума, охватившего страну в 1980-е годы. В романе "За облаками", как и в произведениях Флоры Нвапы "Эфуру" и "Иду", Ифеома Окойе поднимает проблему бездетных семей и возможности мужчины привести в дом вторую жену, если первая жена не дала ему наследника.

"Чимере" - детективный роман, в котором главная героиня, молодая женщина, подвергается насмешкам своих сокурсников по Университету в связи с тем, что не знает, кто ее отец, и отправляется на его поиски, несмотря на возражения матери. Среди нигерийских женщин-романисток Ифеома Окойе выделяется прекрасным владением английского языка, ее стиль отличают изящество, чистота, точность и достоверность.

Другая нигерийская писательница, получившая мировое признание, Бучи Эмечета, не живет на родине в Нигерии. Совсем юной девушкой в 1962 году она покинула Лагос и отправилась с мужем, с которым позже рассталась, в Лондон, где с тех пор проживает вместе со своими пятью детьми. Кехинде, героиня одноименного романа Б. Эмечеты, вышедшего в свет в 1994 году, является женщиной сильной и незаурядной, смелые поступки которой опрокидывают привычные представления о браке, семье и женском счастье.

В романе поднимается проблема полигамного брака, а также говорится о трудностях, с которыми сталкиваются африканские женщины, эмигрировавшие в Европу. Б. Эмечета, которая в равной степени принадлежит к африканской и

европейской культурам, восприняла лучшие традиции нигерийского романа и развивает его жизнеутверждающую тенденцию. Жизнеспособность массового романа свидетельствует о том, что его социальный и художественный потенциал еще не исчерпан, и в ближай-шее время он будет занимать значительное место в нигерийской романистике. Нигерийские писатели находятся в поиске новых литературных форм, более адекватных сложной и противоречивой социально-политической и культурной реальности последнего десятилетия XX века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Д. Ляхсвская. Франкоязычная романистика Тропической Африки и опыт европейской литературы: схождения и различия. // Взаимо-действие культур и литератур Востока и Запада. - М., 1992. - Вып. 2.

2. Лики массовой литературы США. - М., 1991.

3. EmechetaB. Kehinde. - L., 1994.

4. NwapaF. One is Enough - L., 1981.

5. Nwapa F. Women are Different. - L., 1986.

6. Okoye I. Behind the Clouds. - L., 1982

7. Okoye I. Men without Ears. - L., 1984.

8. Okoye I. Chimere. - L., 1992.

9. Okri B. Flowes and Shadows. - L., 1980; lO.Okri B. The Famished Road - L., 1991;

11. Okri B. Songs of Enchantment. - L., 1993;

12.Okri B. Astonishing the Gods. - L.,1995;

13.Okri B. Dangerous Love. - L., 1996;

14.Okri B. Infinite Riches. - L., 1998.

15.Soyinka W. Izara. - L.., 1990;

16.Soyinka W. Ibadan. - L., 1994.

NIGERIAN NOVEL in ENGLISH on the THRESHOLD of the NEW CENTURY N.Y. ILINA

Department of Foreign Languages Russian Peoples Friendship University Miklukho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

The article analyses problems, touched upon in the novels ofNige-rian writers published in the last decade of the XX century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.