5.6.1 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.6.2 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.6.1 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 5.6.2 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD) (HISTORICAL SCIENCES)
УДК 94(540) НИКИТИН Д.С.
кандидат исторических наук, старший преподаватель, кафедра востоковедения, Томский государственный университет Е-mail: [email protected]
UDC 94(540) NIKITIN D.S.
Candidate of History, Senior Lecturer, Department of Oriental Studies, Tomsk State University Е-mail: [email protected]
АНГЛО-ИНДИЙСКОЕ СООБЩЕСТВО В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОДЪЕМА В ИНДИИ 1905-1908 гг.
(ПО ДОКУМЕНТАМ ИЗ АРХИВА ВИЦЕ-КОРОЛЯ ИНДИИ МИНТО)
ANGLO-INDIAN COMMUNITY THROUGH VICEROY MINTO' PAPERS
На основе документов из архива вице-короля Индии Минто рассматривается положение и деятельность англо-индийского сообщества в Британской Индии в период 1905-1908 гг., его позиция в отношении индийского национального движения. Сделаны выводы о значении архива Минто для изучения истории Индии начала XX в.
Ключевые слова: англо-индийцы, Британская Индия, лорд Минто, Джон Морли, национальное движение.
On the basis of documents from the archives of the Viceroy of India Minto, the author examines the activities of the Anglo-Indian community in 1905-1908, its position in relation to the Indian national movement. Conclusions are drawn about the significance of the Minto archive for studying the history of India at the beginning of the 20th century.
Keywords: Anglo-Indians, British India, Lord Minto, John Morley, national movement.
«Пробуждение Азии», выразившееся в росте национально-освободительных движений в странах Востока в начале XX в. и усилении антиколониальных течений в общественно-политической мысли того времени, в разных странах приобретало различные формы. В Британской Индии обострение борьбы против колонизаторов не вылилось в революцию, однако активизацию патриотических сил в 1905-1908 гг. можно охарактеризовать как революционный подъем. Этот период стал важным этапом как в развитии индийского национально-освободительного движения, в котором происходит окончательное размежевание либерально-конституционного и революционно-демократического течений, так и в усилении противоречий между различными религиозными общинами и социальными слоями населения Индии.
Целью настоящей статьи является исследование положения англо-индийского сообщества в годы революционного подъема 1905-1908 гг. в Индии, позиций и взглядов его представителей относительно национального движения. Англо-индийцы - британцы, родившиеся в Индии или жившие в стране на постоянной основе - представляли собой малочисленную, но привилегированную, замкнутую, отстоящую от остального населения страны группу, составлявшую основу колониального административного аппарата, однако включавшую в себя и «неофициальных» (не занятых в управлении) лиц - плантаторов, торговцев, преподавателей учебных заведений, и т. д. Хотя некоторые из англо-индийцев выступали на стороне национального движения и в конце XIX - начале XX в. играли важную роль в его становлении и развитии, большая часть со-
общества относилась к патриотическим устремлениям индийской интеллигенции резко отрицательно, считая их необоснованными и опасными для существования империи в целом [1]. Возникновение революционной ситуации в стране привело к осложнению отношений между англо-индийцами и остальным населением, что проявилось, в частности, в увеличении числа террористических актов и нападений на живущих в Индии англичан, способствовавших нарастанию напряженности в стране. В свою очередь, привилегированное положение англо-индийцев требовало учета их интересов индийским правительством, и потому положение сообщества и его деятельность в 1905-1908 гг. является важным аспектом исследования истории национально-освободительного движения в Индии указанного периода.
События 1905-1908 гг., связанные с разделом Бенгалии и последовавшей за ним активизацией национального движения, пришлись на годы правления вице-короля Минто (1905-1910). Архив лорда Минто, ныне хранящийся в Национальной библиотеке Шотландии, содержит множество ценных источников по истории Индии начала XX в. и, в частности, по проблеме взаимоотношений англо-индийского сообщества с индийским населением. Большое значение для исследования этой проблемы имеют официальные «Дневники событий» департамента внутренних дел индийского правительства [2, 3] и переписка между лордом Минто и государственным секретарем по делам Индии Дж. Морли, в которых отражены разные стороны жизни англоиндийского сообщества.
«Дневники событий» содержат сводки департа-
© Никитин Д.С. © Nikitin D.S.
Ученые записки Орловского государственного университета. № 1 (94), 2022 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 94. 2022
мента внутренних дел о происшествиях и инцидентах, произошедших в Индии за определенный период. «Дневники» за 1907-1908 гг. показывает, что на фоне развития движения свадеши (бойкота иностранных товаров) англо-индийцы становились объектом разного рода нападок со стороны протестующих индийцев. В источнике описано свыше двух десятков подобных случаев, среди них: убийства полицейских инспекторов [2, р. 16], попытки убийства офицеров полиции [2, р. 14] и миссионеров [3, р. 3], нападения на чиновников и гражданских лиц в Панджабе [2, р. 2, 3], Восточной Бенгалии и Ассаме [2, р. 15; 3, р. 1], Бенгалии [2, р. 18] и Мадрасе [2, р. 7], бомбометание [3, р. 6, 8], массовые демонстрации против европейцев [2, р. 1], разрушения европейских кладбищ [2, р. 7] и даже угон велосипеда у европейской девушки [2, р. 7].
Реакция на происходящие события, как с индийской стороны, так и со стороны англо-индийского сообщества, была различной. Например, в мае 1907 г. в Мадрасе окружной медицинский офицер Кемп избил индийского юношу за то, что тот пел национальный гимн «Банде Матарам» [2, р. 6]. После гибели в результате террористического акта двух англо-индийских женщин в апреле 1908 г., некоторые организаций - Англо-индийская оборонительная ассоциация, Торговая палата Бенгалии, ассоциации плантаторов - направили правительству Индии послания с изложением перечня мер, необходимых для восстановления порядка в стране [3, р. 8-10]. Ассоциации предлагали восстановить в действии положения закона о прессе на туземных языках 1878 г., налагавшего суровые ограничения на индийскую периодическую печать; внести поправки в законы об оружии и взрывчатых веществах, а также таможенные правила с целью ограничения распространения компонентов для изготовления бомб; ужесточить законодательство по делам о заговорах [4, £ 112-113]. С другой стороны, «Дневник» за 1907 г. фиксирует факт публикации открытого письма англиканского епископа Лахора, Джорджа Лефроя, в панджабскую газету «Сивил энд милитери газетт» [2, р. 14], в котором тот отмечал, что «образованный класс Индии», составлявший основу национального движения, является «результатом нашей собственной работы» [5] и, в целом, довольно лоялен британскому правлению. Однако его лояльность, по мнению Лефроя, испытывалась на прочность, и задача населявших страну англичан состояла в том, чтобы не усугублять ситуацию обвинениями, а помочь индийцам преодолеть это испытание [5].
Индийские организации, как правило, выступали с осуждением террористических актов. Так, после апрельского инцидента 1908 г. по стране прошли митинги Ассоциации Британской Индии, бихарского отделения Мусульманской лиги, Ассоциации мусульман Восточной Бенгалии и Ассама, Пуна сарваджаник саб-хи, выражавшие неприятие актов насилия в Бенгалии [3, р. 7-8], а часть бенгальской аристократии, вслед за англо-индийскими организациями, призывала правительство ужесточить законодательство о прессе и ис-
коренить «все анархистские центры в Индии» [3, р. 9]. Таким образом, позицию англо-индийцев разделяли как влиятельные круги феодальной аристократии, так и часть индийской интеллигенции и национальной буржуазии, воспринимавших британское правление как необходимый для прогрессивного развития страны фактор.
Гораздо более детальную, нежели в «Дневниках событий», информацию о деятельности и мнениях англо-индийского сообщества дает переписка вице-короля Минто с Дж. Морли. Ценность этих источников состоит еще и в том, что они позволяют выявить позицию самого Минто по тем или иным вопросам, связанным с англо-индийцами. Например, возражения вице-короля вызывали предложения Англо-индийской оборонительной ассоциации о введении более решительных мер - таких, как введение в Калькутте военного положения. В ноябре 1908 г. вице-король сообщал Дж. Морли: «Конечно, в настоящий момент это - вздор. Но серьезная опасность существует, и мы должны сделать все, что в наших силах, для укрепления доверия общества к правительству Индии... Именно разнообразие факторов, составляющих население Индии, делает нынешнее положение столь критическим. Тревоги горстки европейцев и опасения по поводу изолированных британских семей в мофуссиле [вне крупных городов, в сельской местности] вполне естественны» [6, р. 61]. Осознавая опасность сложившейся в Индии ситуации, Минто пытался учитывать интересы наиболее влиятельных сил в обществе, и выполнение радикальных требований организации, не имевшей к тому моменту заметного числа сторонников даже в англо-индийской среде, не отвечало подобной политике. Характерно, что к одному из писем к Морли Минто приложил вырезку из англо-индийской газеты «Пионир», в которой излагался циркуляр председателя Ассоциации плантаторов Дарджилинга с призывом «ко всем европейцам» присоединиться к Англо-индийской оборонительной ассоциации. По мнению Минто, это был «намек на опасный фактор, на который мы должны обратить внимание, если ситуация станет более критичной» [6, р. 39].
В целом, отношение вице-короля к англо-индийскому сообществу было противоречивым. В вопросе о необходимости введения цензурных ограничений в прессе, за которые выступали англо-индийские организации, Минто предпочитал действовать с осторожностью и считал, что некоторые британские газеты в Индии наносят больше вреда, разжигая взаимную неприязнь между общинами. В письме к Морли от 2 апреля 1907 г. вице-король приводил пример послание, опубликованное под псевдонимом «Британец» в одной из бенгальских газет. В нем автор призывал немедленно покарать «туземные политические организации» и писал о своей готовности самостоятельно назначить для них наказание. Из этого письма Минто делал следующий вывод: «Нет ничего хуже туземной прессы, но низкопробный британец может сделать многое, чтобы увеличить зло» [7, р. 89]. Вместе с тем, вице-король не мог не принимать во внимание мнение англо-индийской общественности.
5.6.1 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.6.2 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.6.1 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 5.6.2 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD) (HISTORICAL SCIENCES)
Одним из главных событий периода правления Минто стало принятие закона об индийских советах 1909 г. (реформа Морли-Минто); его подготовка заняла несколько лет и велась открыто - правительство Индии предоставило прессе и общественности возможность обсуждать законопроект и предлагать свои поправки. В этих обстоятельствах англо-индийское мнение, которое могло заметно повлиять на настроения в метрополии, приобретало особый вес. В особенности это проявилось в отношении одного из главных предложений законопроекта - введении индийского представителя в состав исполнительного совета при вице-короле. В письмах к Морли Минто неоднократно обращается к проблеме англо-индийской реакции на это предложение [7, р. 97, 102, 119], что свидетельствует о том, что вице-король придавал этому вопросу большое значение, и англоиндийское сообщество было одним из факторов, оказывавших влияние на ход подготовки реформы.
Таким образом, в документах архива описаны разные стороны жизни англо-индийцев начала XX в.;
большое внимание в них уделено и положению сообщества в годы революционного подъема 1905-1908 гг. и обострению его отношений с индийским населением. Движение свадеши, охватившее сначала Бенгалию, а впоследствии - и всю страну, способствовало росту националистических настроений; англо-индийцы воспринимались как представители страны, завоевавшей Индию, что вело к росту числа преступлений против них. Англо-индийское сообщество в этих условиях требовало ужесточения уголовного законодательства и прекращения деятельности организаций националистов. Как следствие, пропасть между англо-индийцами и основной частью населения в это время увеличивалась, и вице-король должен был учитывать интересы ключевых политических сил для того, чтобы сохранить порядок в стране. Архив вице-короля Минто показывает многочисленные противоречия этого периода, и потому представляет собой ценный корпус источников как по истории англо-индийской общины, так и по истории Индии начала XX в. в целом.
Библиографический список (References)
1. The Pioneer. Allahabad, 1886. 31th March.
2. Diary of events, 1907 // National Library of Scotland. Minto papers. MS 12609.
3. Diary of events, 1908 // National Library of Scotland. Minto papers. MS 12609.
4. Proposed Amendment of the Press and Registration of Books Act XXV of 1867. Bill for the Prevention of Incitements to Murder and to Other Offences in Newspapers // National Archives of India. Home Political A. 1908 Jun 57-86. URL: https://www.abhilekh-patal. in/jspui/handle/123456789/2724040
5. Civil and Military Gazette. Lahore, 1907. 21st August.
6. Letters to Secretary of State for India, January to December 1908 // National Library of Scotland. Minto papers. MS 12738.
7. Letters to Secretary of State for India, January to December 1907 // National Library of Scotland. Minto papers. MS 12737.