Научная статья на тему 'Английские предшественники национал-социализма: социально-философский анализ'

Английские предшественники национал-социализма: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
495
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / РАСА / НОРДИЧЕСКИЙ НАРОД / ДЕМОКРАТИЯ / СВЕРХЧЕЛОВЕК / РАСОВЫЙ ВОПРОС / КОРПОРАТИВНЫЙ СТРОЙ / МУДРОЕ ПОВИНОВЕНИЕ / ИЗБРАННОСТЬ / HERO / RACE / NORDIC PEOPLE / DEMOCRACY / SUPERMAN / RACE PROBLEM / CORPORATE ORDER / WISE OBEDIENCE / ELITISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мокшанцев Леонид Васильевич

Рассмотрен новый взгляд на происхождение немецкого национал-социализма. Доказано, что многие истоки идей Гитлера кроются в имперской политике и идеологии Англии. Нацисты восхищались британским империализмом, видя в нем модель и оправдание собственных захватнических планов на востоке Европы. Взгляды Т. Карлейля и Х.С. Чемберлена предвосхитили ненависть Гитлера к демократии, многопартийной системе, трудящимся, парламентской системе, Французской буржуазной революции, чужим («расово неполноценным») народам. Показано, что и Карлейль, и Чемберлен являются духовными отцами национал-социализма, которые верили в спасительную силу диктатуры вождя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

English predecessors of National Socialism: a socio-philosophical analysis

The article considers a fresh approach to the background of German National Socialism. It is proved that many of the origins of Hitler's ideas lie in the Imperial politics and ideology of England. The Nazis admired British imperialism, regarding it as a model and justification for their own aggressive plans in Eastern Europe. The views of T. Carlyle and H. Chamberlain anticipated Hitler's hatred of democracy, the multi-party system, the working people, the parliamentary system, the French bourgeois revolution, and racially inferior peoples. It is shown that both Carlyle and Chamberlain, who firmly believed in the saving power of the dictatorship of the leader, are truly the spiritual fathers of National Socialism

Текст научной работы на тему «Английские предшественники национал-социализма: социально-философский анализ»

УДК 008

БОТ: 10.18698/2306-8477-2019-1-587

Английские предшественники национал-социализма: социально-философский анализ

© Л.В. Мокшанцев МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрен новый взгляд на происхождение немецкого национал-социализма. Доказано, что многие истоки идей Гитлера кроются в имперской политике и идеологии Англии. Нацисты восхищались британским империализмом, видя в нем модель и оправдание собственных захватнических планов на востоке Европы. Взгляды Т. Карлейля и Х.С. Чемберлена предвосхитили ненависть Гитлера к демократии, многопартийной системе, трудящимся, парламентской системе, Французской буржуазной революции, чужим («расово неполноценным») народам. Показано, что и Карлейль, и Чемберлен являются духовными отцами национал-социализма, которые верили в спасительную силу диктатуры вождя.

Ключевые слова: герой, раса, нордический народ, демократия, сверхчеловек, расовый вопрос, корпоративный строй, мудрое повиновение, избранность

Основные идеи нацизма по своему происхождению вовсе не германские и не арийские. Точно так же они не специфичны для современных немцев. В генеалогическом древе нацизма такие латиняне, как швейцарский экономист и историк Симон Сисмонди, французский философ и публицист Жорж Сорель, много важнее, чем любой немец. Даже самое знаменитое идеологическое украшение нацизма — теория о превосходстве арийской расы господ — была создана не в Германии: ее автор — французский социолог Жозеф Гобино. Его основная работа — четырехтомная монография «О неравенстве человеческих рас» [1]. Австрийский экономист и социолог Отмар Шпанн стал предтечей экономических лозунгов нацизма. На первое место он выдвинул государство как универсальную сущность, обеспечивающую устойчивость экономики. Общая польза оказывается превыше частной. Демократия, согласно Шпанну, подрывает основы государства. Идеальная организация общества — корпоративный строй, при котором государство выступает как сила, направляющая деятельность корпораций, объединяющих все население, а предприниматели выполняют функции национальных руководителей производства.

Автор уже писал об исторических, экономических, интеллектуальных корнях нацизма в своей статье «Феномен национал-социализма» [2]. В настоящей статье необходимо подчеркнуть особо важную роль англосаксов в возникновении и победе национал-социализма в Германии.

В Англии отождествление себя с богоизбранным народом широко распространилось в сознании людей еще в Средние века. А в XVII в. лидер английской буржуазной революции Оливер Кромвель (весьма популярный в Британии и сегодня) считал не весь христианский мир, а лишь англичан народом Бога, а Британию — Новым Израилем. В 1653 г., произнося свою первую речь в парламенте, он заявил, что Англия призвана Богом, как когда-то иудеи, чтобы править миром вместе с ним и исполнять его волю.

Томас Карлейль (1795-1881) — английский философ, моралист, историк, был ранним вдохновителем британского фашизма. Свои взгляды на роль личности в истории он изложил в своей знаменитой книге «Герои, почитание героев и героическое в истории», изданной в 1844 г. В нее вошли лекции, которые он прочел публично. Слушать его приходили министры, депутаты, деятели культуры, дамы высшего общества. Карлейль был энергичным, если не сказать яростным, сторонником довольно древней теории героев. Уже в первой лекции он заявляет: «Всемирная история, все, что человек совершил в этом мире, есть, по моему разумению, в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь, на земле. Безвестные массы составляют лишь фон, на котором творят историю герои» [3].

Каждая из лекций Карлейля посвящена особой форме героизма: в первой лекции герой — божество, Один. Затем герой последовательно является в образе пророка (Магомет; вторая лекция), поэта (Данте и В. Шекспир; третья лекция), пастыря (М. Лютер и Дж. Нокс; четвертая лекция), писателя (С. Джонсон, Ж. Руссо и Р. Бернс; пятая лекция) и вождя (О. Кромвель, Наполеон; шестая лекция). В них он видит высшее воплощение героизма. В то время, когда прежнее преувеличение роли великих людей отходило в прошлое, Карлейль под влиянием романтизма создал новый культ героев. Подобно другим романтикам, он преклонялся перед героическим и противопоставлял его будничной погоне за наживой, удовольствиями, страстями, сплетнями в современном ему обществе.

Со временем модели поведения героев и «наборы» лидерских черт многократно изменялись. Гомер в «Илиаде» описал четыре необходимых, по мнению древних греков, качества героя: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей), доблесть (Ахилл). У Карлейля герой выступает как человек высокой нравственности, искренности, деятельности, оригинальности. Альфа и омега героизма — способность героя сквозь внешность вещей проникать в их суть, видеть в каждом предмете его божественную красоту и делать истину более понятной для обычных людей. Между героями и массой существует вечная, нерушимая связь: масса так или иначе поклоняется своим героям, почитает их. Но она не всегда умеет распознать их. Чтобы узнать героя, нужно самому быть до известной степени героем.

Карлейль с презрением относился к демократии. Британские свободы он сводил к добровольному подчинению отдельного человека общему благу в соответствии с единой волей сплоченного народа (прообраз Volksgemeinschaft). Вот что писал Карлейль в памфлете «Настоящее время» (1850): «Мудрое командование, мудрое повиновение — способность к этому составляет суть культуры и человеческой добродетели. Все хорошее проистекает из обладания этими двумя способностями... Хороший человек — тот, кто может приказывать и подчиняться. Для свободного человека характерен не бунт, но повиновение» [4, с. 19]. Единственный тип человека, к мнению которого стоит прислушаться, — вождь. Англия еще хранит «вождей... которые для своей власти не нуждаются ни в каком "избрании": они от века избраны в ней Создателем. В этих вождях заключается надежда Англии на спасение: ведь сама Вселенная есть Монархия и Иерархия. Англия должна сообразоваться с вечными законами жизни, иначе погибнет и Англия. Истинный руководитель и вождь... знает божественное назначение Вселенной, вечные законы Создателя, в приближении к которым заключается победа и счастье, а в удалении — скорбь и поражение. Поэтому ему — и только ему на все времена — принадлежит власть над этим миром... Выпадет ли этому человеку возможность править, от этого зависит спасение или уничтожение мира... Он не может повиноваться там, где властвуют дьявол и его слуги. Нас сейчас не ведет... никакой вождь. Кто из теперешних государственных людей возьмет знамя и скажет, как герой: «Вперед!»? <.> Неужели на нашу долю достанутся только уличные баррикады анархии, баллотировочные урны и социальная смерть?» [4, с. 90].

Поскольку мудрость присуща не большинству, то воплотить в жизнь «вечный закон Вселенной» (выдвинутый задолго до гитлеровских «железных законов бытия») можно лишь путем подавления этого большинства. Основной принцип Карлейля гласит: сила — это право (might is right). И главное здесь не мнение большинства, а его инстинкты. Ведь закон небес постигается с помощью инстинктов: масса инстинктивно почувствует его в любом состоянии. Таким образом, связав атмосферу британской пивной с энергичным, даже яростным красноречием, Карлейль намного опередил свое время. Он проповедовал иерархическое подчинение, расовую солидарность и тоску по антидемократическому тоталитарному повелителю. Взгляды Кар-лейля в чем-то предвосхитили воззрения Ницше с его культом сверхчеловека, а через него — идеи и других теоретиков национал-социализма.

Карлейль боялся и ненавидел людей из низов общества. По его мнению, трудящиеся, пауперы являются потенциальными бандитами, врагами всякого правительства, которое не в состоянии дать им вождя, занять их делом. Чартистское движение довольно быстро может

перерасти в кровавый бунт черни или разрушительную революцию, как во Франции. Поэтому рабочие, или «кочевые бандиты праздности», должны стать солдатами промышленности. Их связывают с предпринимателями постоянные общие интересы. Вождям промышленности следует жестко привязать персонал к предприятию, заставить того, кто доказал, что не способен стать сам себе хозяином, сделаться рабом и подчиниться справедливым законам рабства. В конечном счете, быть рабом или свободным человеком — это решается на небе. А кого небо сделало рабом, того никакое парламентское голосование не в состоянии сделать свободным гражданином. Карлейль также считал, что с кочевой свободой перемещения трудящихся надо покончить раз и навсегда. Пришло время принудительного труда для всех слоев общества, солдатского повиновения и суровой необходимости работы ради пропитания. Следует отказаться и от бессмысленной путаницы — конституционной, филантропической. Милосердие, благотворительность, помощь бедным есть не гуманизм, а глупость, сантименты ради тех, кто платит дань пиву и дьяволу [5].

Следует также упомянуть, что Карлейль был еще и антисемитом: он проклинал еврея Дизраэли (о нем речь пойдет ниже), несмотря на то что оба они оправдывали расизм, утверждая, что существует природная аристократия, принадлежность к которой обусловлена цветом кожи. И оба придерживались представления об избранности. Им казалось совершенно справедливым, что более сильная и лучшая раса должна доминировать. Таким образом, Бертран Рассел в «Истории западной философии» справедливо заметил, что следующий шаг после Карлейля и Ницше — Гитлер [6].

Большой поклонник Карлейля Уильям Джойс основал Клуб Карлейля — организацию, близкую по сути к Британскому союзу фашистов. Если быть более точным, этот клуб стал ответвлением британской Национал-социалистической лиги. Клуб Карлейля закрыли, когда Англия объявила войну гитлеровской Германии. Сам Карлейль, как впоследствии и Гитлер, был убежден в божественной миссии германской расы. Об этом свидетельствуют его рассуждения в «Фридрихе Великом», а также письмо в «Таймс» по поводу франко-прусской войны 1870-1871 гг. и особенно его труд о норвежских королях [7]. Таким образом, Карлейль предвосхитил ненависть Гитлера к демократии, многопартийной системе, избирательным урнам и ко всем заблуждениям Французской буржуазной революции 1789 г. Известно, что особенно повлияли на Гитлера идеи Карлейля о политическом лидерстве.

Бенджамин Дизраэли, лорд Биконсфилд (1804-1881) — английский государственный деятель и писатель. В 13-летнем возрасте Дизраэли был крещен по воле своего отца. Он получил христианское воспитание, но сознание своего еврейского происхождения оказало

сильное влияние на его мироощущение. В качестве премьер-министра (в 1868 г. и в 1874-1880 гг.) Дизраэли отстаивал идеи о приоритете врожденных прав англичанина перед правами человека вообще. Он восхищался британским империализмом и солидарной общностью англичан. Вся его политика велась во имя высшей расы и расовой чистоты Англии. Дизраэли первым из европейских политиков провозгласил, что «раса — это все и единственное, что создает расу, ее основа есть кровь» [8]. Под этими словами мог бы подписаться и Адольф Гитлер. Во всяком случае, в «Моей борьбе» Гитлер рекомендовал подходить к истории, пользуясь именно расовыми категориями.

Раса — это все; другой истины не существует. Литература, наука, искусство — одним словом, цивилизация определяется ею. Даже Бог действует через расы. Доминирование высшей расы может быть успешным, если ей удастся избежать какого-либо смешения крови с другими расами. Дизраэли выдвинул эту идею за пятьдесят лет до Х.С. Чемберлена и почти за восемьдесят лет до Гитлера. Задолго до Юлиуса Штрайхера, главного редактора еженедельника «Штурмовик», он сформулировал и знаменитый тезис о том, что расовый вопрос есть ключ к пониманию мировой истории. А о том, что расовое превосходство (supremacy of race) является ключом к истории, граф Биконсфилд заявил в своей речи, произнесенной в 1873 г. в Глазго по поводу вступления в должность. Во всяком случае, понятие расы можно назвать краеугольным камнем политической платформы и творчества самого Дизраэли.

Знаменитый британский драматург, прозаик и социалист Бернард Шоу (1856-1950) также внес свою лепту в появление национал-социализма и даже повлиял на развитие идеи приобретения нового жизненного пространства для англосаксонской расы на Востоке. В 1902 г. Шоу написал пьесу «Человек и сверхчеловек». Героиней он сделал барышню, занятую ловлей жениха, и объяснил ее действия как служение жизненной силе, инстинкту продолжения рода. Главным героем пьесы, попадающим в сети энергичной соблазнительницы, оказывается молодой социалист, борец за справедливость, человек исключительной силы Джон Теннер. Мир несовершенен, полагал Шоу, и человеку приходится жить в тяжелых и неблагоприятных условиях. Всем не выбраться со дна жизни. Однако сверхличность (как, например, Теннер) способна подняться над толпой, утвердить себя и достичь своих целей, в том числе и счастья. Он сверхчеловек, обладающий волей к власти, подчинению простых людей, а масса обречена на постоянное прозябание.

Вместе с другими английскими социалистами Шоу с беспокойством смотрел на описанное Карлом Марксом положение промышленного пролетариата в Великобритании, которое в их глазах неумолимо двигалось к критической точке. Нижние слои общества были

под угрозой падения до уровня жалкой необразованной массы, которая неизбежно позволит увлечь себя революционными идеями и этим поставит под угрозу дальнейшее существование Британской империи. Кровавая гражданская война может быть предотвращена, только если будут завоеваны новые земли, чтобы поселить там избыток британского населения и открыть новые рынки сбыта продукции. Колониализм был признан тем самым инструментом, который позволит уменьшить социальную напряженность в обществе и улучшить жизнь британских рабочих без социалистической революции. Поэтому Шоу поддержал «Программу процветания нации» сторонника англо-бурской войны 1899-1902 гг., либерального империалиста лорда Альфреда Милнера (1854-1925). Милнер делал особый упор на идее о том, что Англии предназначено править миром, но только с помощью своих колоний, и поэтому она должна любой ценой их получить. В противном случае империю ждет расовое вырождение, если не сказать расовое самоубийство, и постепенный переход страны под власть ирландцев и евреев.

Если говорить о британском экспансионизме, то знаковыми событиями во время второго премьерского срока Дизраэли стали покупка акций Суэцкого канала (1875), провозглашение королевы Виктории «императрицей Индии» (1876), захват Англией Кипра (1878), а затем и многих территорий Африки и Азии. Любопытно, что идеология британского империализма была направлена не только против набиравшей силу коммунистической идеи Маркса, но и против Российской империи. Помимо того, что Дизраэли всячески стремился ослабить позиции России в Азии, в ходе русско-турецкой войны (1877-1878) он выступил за создание англо-турецкого союза и оказание поддержки Османской империи. После того как английская эскадра показательно вошла в турецкие воды для противодействия продвижению русских войск, в Лондоне огромную популярность приобрела такая песенка:

Мы не хотим воевать, но если придется, — клянемся Джинго, У нас есть корабли, у нас есть люди, у нас найдутся и деньги. Мы уже побеждали Медведя прежде, И пока мы истинные британцы — Русские не получат Константинополь.

Слово «Джинго» употреблялось для того, чтобы не поминать всуе имя Бога. Выражение by Jingo означает «клянусь Богом» [9].

Планам Дизраэли в отношении Османской империи не суждено было сбыться. Этому помешала либеральная оппозиция в парламенте. Но шовинистические настроения, нашедшие отражение в данной песне, надолго овладели широкими слоями английского общества. Впоследствии эти настроения получили название «джингоизм».

В 1870 г. известный писатель, художник, теоретик искусств и социалист по убеждениям Джон Рёскин (1819-1900) был назначен профессором искусств Оксфордского университета в Лондоне. Рёскин считал, что государство должно взять под контроль ресурсы страны, производство и организовать его работу на благо всего общества. Он поддерживал идею передачи управления государством небольшой группе представителей правящего класса, возможно, даже одному диктатору, поскольку свято верил в превосходство одних людей над другими, а иногда и одного человека над всеми остальными. Кроме того, он верил в идею превосходства англосаксонской расы, которой предстоит создать величайшую империю в истории.

Однажды Рёскин обратился к студентам Оксфорда с пламенной речью. Он заявил, что Англия еще не выродилась в расовом отношении, в молодых интеллектуалах течет лучшая нордическая кровь. Они являются продолжателями традиций, носителями интеллекта, красоты и порядочности, поборниками закона и свободы. Но эти традиции прервутся, более того, они не заслуживают продолжения, если их нельзя распространить на низшие классы в самой Англии, а также на все остальные нации мира. Это вопрос процветания или гибели. Англия путем колонизации должна захватить каждый кусок незанятой плодородной земли, на который смогла ступить ее нога, распространить свою власть на суше и на море. Так должно быть, это зависит от вас, английской молодежи, и именно сейчас — царствовать или умереть [10, р. 567].

В книге «Лекции по искусству» Рёскин писал: «В последние годы... нам даны такие средства передвижения и сообщения, которые весь обитаемый мир превратили в единое государство. Одно государство!.. Но кто должен стать его монархом? Или, думаете вы, не должно в нем быть монарха, и каждому человеку надлежит поступать сообразно со своими собственными взглядами? Или в нем должны править цари тьмы. Или же, наоборот, вы, молодое поколение Англии, снова сделаете свою родину царственным троном монархов, державным островом, источником света для всего земного шара.» [10].

Речь Рёскина произвела огромное впечатление на слушателей. Один из присутствующих на лекции студентов, Сесил Родс, записал ее от первого до последнего слова. Впоследствии Родс (1853-1902) стал крупнейшим финансистом Англии и одним из самых богатых людей мира. При содействии Банка Англии и некоторых финансистов, в частности Ротшильда, Родс получил эксклюзивные права на добычу алмазов в Южной Африке. Он основал знаменитую алмазную компанию «Де Бирс». Большая часть огромного дохода от сбыта алмазов и золота тратилась им на продвижение идей Рёскина. Так, Родс учредил в Оксфорде стипендию, предназначенную для обладающих

лидерскими качествами молодых людей из европейских стран, США и британских колоний. Многие из крупнейших современных политиков в университетские годы получали стипендию Родса. В своем завещании он оставил огромные суммы на создание тайного общества, целью которого была экспансия Британской империи. Планировались захват всей Южной Америки, Африки, побережий Китая и Японии и окончательный возврат Соединенных Штатов Америки.

Мало кто знает, что это тайное общество действительно было создано Родсом и его другом и доверенным лицом, лордом Милнером. В 1891 г. они основали «Общество посвященных» (The Society of the Elect). За годы своего существования «Общество посвященных» сменило несколько названий. Первые десять лет оно называлось «Тайное общество Сесила Джона Родса» или «Мечта Родса». С 1910 по 1920 гг. тайное общество, которым после смерти Родса в 1902 г. стал руководить Милнер, было известно как «Круглый стол» (Round Table Group). Оно продолжает существовать и сегодня. Родс был не просто основателем династии. Он стремился создать влиятельное полурелигиозное, квазиполитическое объединение крупнейших промышленников, финансистов и политиков. Под его руководством и на деньги, получаемые от продажи алмазов, должны быть куплены, аннексированы или силой завоеваны страны третьего мир, после чего над «всемирной империей» действительно никогда не зайдет солнце.

Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927), английский писатель, социолог, философ, стал предтечей нацистской идеологии. Родился он в семье британского адмирала. Изучал естественные науки в Женеве, эстетику и философию — в Дрездене. Был ревностным поклонником Рихарда Вагнера, женился на его дочери, Еве Вагнер. Чембер-лен в 1908 г. поселился в Байрейте, превратившись в значительно большего фанатика всего немецкого, нежели сами немцы. Свою веру в Германию Чемберлен воплотил в скандальном труде «Основы девятнадцатого века» (1899). Целые отрывки «Моей борьбы» Гитлера, не говоря уже о «Мифе двадцатого века» А. Розенберга, являются переложением этой книги [11]. Именно отсюда почерпнуты такие идеи, как примат витального над моральным, селекция, иерархия рас, еврейская опасность, расовая избранность немцев для мирового господства. Таким образом, идеология Чемберлена — это «онемеченная» форма расизма, соединенная с учением об избранности арийской расы.

Чемберлен считал, что человек творит добро или зло в зависимости от того, какая кровь течет в его жилах. И потому он решил, что уничтожение зла, воплощенного в еврействе, спасет человечество. А для этого, разумеется, надо уничтожить всех европейских евреев. Именно Чемберлен дал теологическую трактовку борьбы между гер-

манцами и евреями, представив ее как апокалипсическую последнюю схватку. Так, в начале 1917 г. благодаря ему немецкий кайзер понял, что мировая война есть война еврейства за власть над миром. Позднее Гитлер довел до конца логические умозаключения Чемберлена и претворил его идеи в жизнь. Будущий фюрер дважды встречался с духовным отцом Третьего рейха и выступил с траурной речью на его похоронах в январе 1927 г. Подробно взгляды Чемберлена будут рассмотрены в следующей статье.

В заключение необходимо подчеркнуть, что восхищение Британской империей и британский колониальный опыт послужили для Гитлера оправданием собственных империалистических амбиций. Британское правление в Индии стало для него моделью, на которую он собирался ориентироваться при создании своей империи на востоке европейского континента. За несколько месяцев до того, как немецкий меч начал обеспечивать для немецкого плуга пространство на Востоке, Гитлер напомнил своим «соотечественникам, товарищам по партии и национал-социалистам»: «Я восхищаюсь английским народом. В деле колонизации он совершил невероятное» [12]. Особенно привлекали фюрера две черты британского национального характера: осознание англосаксами своей божественной избранности и непоколебимое стремление к власти. Возможно, он хотел, чтобы Германия заняла в мире такое же положение, как и Англия. Ведь Господь Бог создал мир не для одних лишь англичан [13].

Конечно, национал-социализм не объясняется одним только следованием Гитлера английским образцам или идеям. Нельзя охарактеризовать его исключительно как буйный, помешанный дизраэлизм или жуткое порождение немецкой англомании. Ведь английская культура не ограничивалась и не ограничивается лишь теми идеями, которые так нравились фюреру. Напротив, в английской культуре было немало того, что прямо противоречило убеждениям Гитлера. Однако при любом объяснении, которое не учитывает британских корней национал-социализма, из рассмотрения выпадают вещи, очень важные для понимания его сути.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гобино Ж.А. де. Опыт о неравенстве человеческих рас. Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2000, 765 с.

[2] Мокшанцев Л.В. Феномен национал-социализма. Гуманитарный вестник, 2014, № 6. БО1: 10.18698/2306-8477-2014-6-210

[3] Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. Москва, Астрель, 2012, с. 6.

[4] Карлейль Т. Памфлеты последнего дня. Санкт-Петербург, Ф.И. Булгаков, 1907, 131 с.

[5] Карлейль Т. Вожди промышленности. В кн.: Карлейль Т. Теперь и прежде. Москва, Республика, 1994, с. 332.

[6] Russel B. History of Western Philosophy. London, Routledge, 1946, p. 349.

[7] Heffer S. Moral desperado. A life of Thomas Carlyle. London, Weidenfeld & Nicolson, 1995, p. 23.

[8] Wingfield-Stratford E. Disraeli to Lord George Bentinck. In: History of English Patriotism. London, John Lane Company, 1913, vol. II, p. 545.

[9] Кудинова А. Поппер и другие - 10. Суть времени, 2015, № 155. URL: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme=15&auth=3&id=2397 (дата обращения 20.01.2019).

[10] Рёскин Д. Сезам и Лилии. Лекции об искусстве. Москва, ЛитРес, 2017, с. 28.

[11] Чемберлен Х.С. Основания девятнадцатого столетия. В 2 т. Санкт-Петербург, Русский Миръ, 2012.

[12] Lunn K., Thurlow R. British fascism: essays on the radical right in inter-war Britain. New York; London, St. Martin's Press, Croom Helm, 1980, p. 71.

[13] Саркисянц. М. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австробаварской «расе господ». Санкт-Петербург, Академический проект, 2003, 400 с.

Статья поступила в редакцию 28.01.2019

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Мокшанцев Л.В. Английские предшественники национал-социализма: социально-философский анализ. Гуманитарный вестник, 2019, вып. 1. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2019-1-587

Мокшанцев Леонид Васильевич — канд. филос. наук, доцент кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail: mokshancevaelena@mail.ru

English predecessors of National Socialism: a socio-philosophical analysis

© L.V. Mokshantsev Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article considers a fresh approach to the background of German National Socialism. It is proved that many of the origins of Hitler's ideas lie in the Imperial politics and ideology of England. The Nazis admired British imperialism, regarding it as a model and justification for their own aggressive plans in Eastern Europe. The views of T. Carlyle and H. Chamberlain anticipated Hitler's hatred of democracy, the multi-party system, the working people, the parliamentary system, the French bourgeois revolution, and racially inferior peoples. It is shown that both Carlyle and Chamberlain, who firmly believed in the saving power of the dictatorship of the leader, are truly the spiritual fathers of National Socialism.

Keywords: hero, race, Nordic people, democracy, superman, race problem, corporate order, wise obedience, elitism

REFERENCES

[1] Gobineau J.A. de. The Inequality of Human Races. London. William Heinemann Publ., 1915 [In Russ.: Gobineau J.A. Opyt o neravenstve chelovecheskikh ras. Moscow, OLMA-PRESS Publ., 2000, 765 p.].

[2] Mokshantsev L.V. Gumanitarnyy vestnik — Humanities Bulletin of BMSTU, 2014, no. 6 (20). DOI: 10.18698/2306-8477-2014-6-210

[3] Carlyle T. On heroes, hero-worship, & the heroic in history. Berkerley, University of California Press Publ., 1993, 622 p. [In Russ.: Carlyle T. Geroi, pochitanie geroev i geroicheskoe v istorii. Moscow, Astrel Publ., 2012, p. 6].

[4] Carlyle T. Latter-Day Pamphlets. London. Chapman & Hall Publ., 1850 [In Russ.: Pamflety poslednego dnya. St. Petersburg, F.I. Bulgakov Publ., 1907, 131 p.].

[5] Carlyle T. Captains of Industry. In: Past and Present. In 4 books. London. Chapman & Hall Publ., 1897 [In Russ.: Carlyle T. Vozhdi promyshlennosti. In: Teper i prezhde. Moscow, Respublika Publ., 1994, 332 p.].

[6] Russel B. History of Western Philosophy. London, Routledge Publ., 1946, 349 p.

[7] Heffer S. Moral desperado. A life of Thomas Carlyle. London, Weidenfeld & Nicolson Publ., 1995, p. 23.

[8] Wingfield-Stratford, E. Disraeli to Lord George Bentinck. In: History of English Patriotism. London, John Lane Publ., 1913, vol. II, 332 p.

[9] Kudinova A. Sut vremeni (The essence of time), 2015, no. 155. Available at: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme= 15&auth=3 &id=2397 (accessed January 20, 2019).

[10] Ruskin D. Sesame and Lilies. USA, CT, New Haven, Yale University Press Publ., 2002, 240 p. [In Russ.: Ruskin D. Sezam i lilii. Lektsii ob iskusstve. Moscow, Gruppa kompaniy "RIPOL klassik" Publ., 2017, p. 28].

[11] Chamberlain H.S. The Foundations of the Nineteenth Century. In 2 vols. London, John Lane Publ., 1912 [In Russ.: Chamberlain H.S. Osnovaniya devyatnadtsatogo stoletiya. V 2 tomakh. St. Petersburg, Russkiy Mir Publ., 2012].

[12] Lunn K., Thurlow R. British fascism: essays on the radical right in inter-war Britain. London, Croom Helm Publ., 1980, p. 71.

[13] Sarkisyan M. Angliyskie korni nemetskogo fashizma. Ot britanskoy k avstrobavarskoy "rase ujspod" [English roots of German fascism. From the British to Avstro-bavarian 'race of gentlemen']. St. Petersburg, Akademicheskiy proekt Publ., 2003, 400 p.

Mokshantsev L.V., Cand. Sc. (Philos.), Assoc. Professor, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: mokshancevaelena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.