Научная статья на тему 'Английская пресса о битве при Йорктауне и ее последствиях'

Английская пресса о битве при Йорктауне и ее последствиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
606
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНЕСЕНИЕ / ЙОРКТАУН / КАПИТУЛЯЦИЯ / ЧАРЛЬЗ КОРНУОЛЛИС / ЧАСТНАЯ ПЕРЕПИСКА / DISPATCH / YORKTOWN / SURRENDER / CHARLES CORNWALLIS / PRIVATE LETTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильков С. В.

В статье рассматривается битва при Йорктауне и предшествующие ей события на основе материалов периодической печати Великобритании, а так же дается анализ освещения указанных событий в периодической печати

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH PRESS ABOUT YORKTOWN’S BATTLE AND ITS CONSEQUENCES

The article considers the Battle of Yorktown and the preceding events on the basis of the Great Britain’s newspapers, as well as an analysis of the coverage in the press of these events

Текст научной работы на тему «Английская пресса о битве при Йорктауне и ее последствиях»

УДК 94(420)"1714/1837"

АНГЛИЙСКАЯ ПРЕССА О БИТВЕ ПРИ ЙОРКТАУНЕ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯХ

С.В. Васильков

В статье рассматривается битва при Йорктауне и предшествующие ей события на основе материалов периодической печати Великобритании, а так же дается анализ освещения указанных событий в периодической печати.

Ключевые слова: донесение, Йорктаун, капитуляция, Чарльз Корнуоллис, частная переписка.

«Оно (поражение при Йорктауне) угрожало привести к затмению империи,

в которой никогда не садится солнце» [2, с.28].

Пирс Брендон

Утром 19 октября 1781 года в 2 часа пополудни примерно 7 тыс. английских солдат и офицеров, а так же несколько сотен гражданских лиц, сохранивших верность английской короне, под барабанную дробь покинули осажденный Йорктаун. Бригадный генерал Чарльз О’Хара торжественно передал победителям шпагу генерал-лейтенанта лорда Чарльза Корнуоллиса, так как сам главнокомандующий сказался больным и выйти из города вместе со своими войсками отказался. После чего процедура капитуляции была завершена.

В сравнении с масштабами других сражений поражение под Йорктауном, на первый взгляд, могло бы показаться просто неудачным эпизодом, едва ли способным повлиять на исход войны. Сухопутные силы под командованием генерала Генри Клинтона удерживали Нью-Йорк, набиралось новое пополнение, а флот метрополии по-прежнему представлял собой грозную силу. Казалось, все можно было начинать сначала, но в Лондоне на этот счет имелось другое мнение. Информация, доходившая до столицы метрополии, носила весьма противоречивый характер: множество мелких неточностей и хронологических неувязок мешали правильной оценке ситуации, и прессе здесь отводилась одна из ведущих ролей.

Анализ значения сражения при Йорктауне и последующей капитуляции англичан в контексте изучения материалов английской прессы не нашло отражения в отечественной историографии. Факт поражения отборных войск метрополии рассматривался исключительно как кульминация военных действий в войне американских колоний Великобритании за независимость [1, с. 162-163; 3, с. 128-129; 4, с.90; 5, с.305; 6, с.212-214]. Исследования зарубежных историков также сосредоточены в основном на военном аспекте [7, p.34-47; 8, р.59-77].

Сама новость о капитуляции Корнуоллиса стала для Лондона полной неожиданностью. Газеты сообщали о военном совете в Нью-Йорке, «созванном с целью обсуждения мер по оказанию эффективной помощи «Храброму Корнуоллису» [13, 2]. Результатом его было решение о выдвижении морских и сухопутных сил из Нью-Йорка не позднее 13 октября 1781 года. Надежный источник, покинувший Йорктаун с письмом от самого Корнуоллиса, сообщал, что «Его светлость очень хорошо укрепился, а атаки французов и мятежников беспокойства не вызывают» [13, р.2]. К тому же из письма самого лорда Корнуоллиса следовало, что «запасы продовольствия у него закончатся только к концу месяца» [18, р.2]. Еще одной хорошей новостью для англичан было скорое прибытие резервов - уже весной в Америку должны были прибыть 8 свежих полков - 2 из Германии, 3 из Ирландии и 3 из самой Британии[13, р.2].

Между тем, уже к 12 ноября до Лондона дошла информация о морском сражении между английским и французским флотами в Чезапикском заливе, итогом которого стал «разгром французов и значительные потери с их стороны» [13, р.2]. Новость, правда, оказалась всего лишь слухом. На деле сражение закончилось безрезультатно для обеих сторон, но британский флот получил большие повреждения. Косвенно опровергал данное сообщение и тот факт, что командующий французской эскадрой в этом сражении адмирал де Грасси был «...торжественно принят в Версале, где ему был пожалован орден Святого Духа» [13, р.2]. Тогда же было созвано внеочередное заседание британского кабинета министров, специально посвященное положению дел в североамериканских колониях [12, р.2]. Другой важной новостью стала возможность прекращения оказания помощи мятежным колониям со стороны Франции, так как «.финансы последней находятся в столь плачевном состоянии, что

продолжение войны становится делом весьма маловероятным...» [18, р.2].

Таким образом, не было ничего удивительного в том, что в периодической печати Великобритании тут же появляются переданные Конгрессом Парламенту через генерала Клинтона условия, на которых может быть достигнут компромисс: «Америка получает право экспортировать свои товары в любую страну, но не может импортировать из других стран те товары, которые могут быть ей предоставлены метрополией; любые внутренние налоги на территории штатов отныне будут устанавливаться местными ассамблеями без участия Парламента; Его Величество сохраняет право размещения своих войск на территории Америки, но число их должно быть ограничено, а за их содержание должна взиматься ежегодная плата; Парламент не имеет более права вводить внутренние налоги на территории колоний»

[19, р.2].

Между тем, говоря о событиях за океаном, газеты по-прежнему излучают оптимизм. Так, например, из материалов одной из газет английские обыватели узнают о не менее плачевном, чем французские финансы, состоянии французского флота, долгое время находившегося в плавании, а потому срочно нуждающегося в ремонте [10, р.2].

Тем временем, помощь для генерала Корнуоллиса запаздывала, и английская пресса тут же подсчитала, что, переведя всех своих солдат и офицеров на половинное довольствие, он сможет продержаться до Рождества, что даст морским и сухопутным силам метрополии время для принятия необходимых мер к его спасению, «если суровая погода не заставит противника раньше срока бросить свое бесполезное занятие» [16, р.3]. Тут же, впрочем, оптимистично добавлялось, что «решимость, с какой солдаты и офицеры расстались со своим лишним багажом, позволяет быть уверенными, что все они скорее стерпят лишения в еде и одежде, чем сдадутся на милость французов или американцев» [16, р.3].

Что же касается самого Корнуоллиса, то, судя по данным английских газет, дела у него шли неплохо. Из приведенного ниже текста следовало, что еще накануне неприятель вплотную подобрался к позициям осажденных, после чего всем обороняющимся было предложено «.немедленно сдаться под угрозой непредоставления пощады при следующем штурме. Корнуоллис собрал военный совет, не зная, что к нему на помощь спешит эскадра адмирала Грэйвза с 7 тыс. пехоты на борту. Была предпринята отчаянная вылазка, позволившая уничтожить большую часть осадных орудий неприятеля и замедлить проведение осадных работ» [14, р.2]. Тем удивительнее было донесение адмирала Грэйвза, колониального чиновника и кавалера ордена Бани, сообщавшего, что «.18 октября лорд Корнуоллис с 7 тыс. солдат и офицеров капитулировал перед французами под командованием генерала де Рошамбо и мятежниками во главе с Джорджем Вашингтоном» [14, р.2].

В условиях отсутствия свежих новостей с американского континента британские газеты начали перепечатывать старые материалы других изданий, в том числе и американских. Один из таких выпусков дает подробную хронологию осады Йорктауна - войска коалиции шаг за шагом, ярд за ярдом продвигались вперед. Первое крупное столкновение произошло 29 сентября и завершилось небольшими потерями с обеих сторон. После захвата части укреплений Вашингтон предложил Корнуоллису «не поддаваться эмоциям, не портить своим упорством карьеру и немедленно сдаться, на что последний ответил, что «готов драться до последнего солдата» [20, р.1]. Примечательно, что сама статья написана сухим, информативным языком, не позволяющим определить симпатии автора. Даже упоминая о генерал-майоре Бенедикте Арнольде, перешедшем на сторону Великобритании, он всего лишь отмечает, что это «человек, которого называют предателем своей страны..» [20, р.2].

Характерной особенностью прессы того периода было широкое использование частной переписки. Постоянный интерес английской публики к новостям из-за океана делал газеты не очень разборчивыми в выборе источников информации. Так, например, информация о выступлении из Нью-Йорка эскадры адмирала Грэйвза была получена из частного письма сына одного из королевских слуг, плавающего матросом на небольшом корабле в составе этой эскадры. Согласно этим данным, эскадра вышла в море 19 октября с задачей прорваться к осажденным войскам Корнуоллиса [20, р.2]. Спешка британских генералов объяснялась тем, что о капитуляции последнего им ничего не было известно.

Впрочем, уровень осведомленности Парламента и кабинета министров о делах в мятежных колониях также оставлял желать лучшего. Об этом красноречиво говорит тот факт, что по данным одной из газет казначейство выплатило 20 тыс. фунтов вознаграждения неким людям, назвавшимся американскими беженцами, за свежие новости о положении дел в Америке. После этого они были выслушаны министрами, которые на основе этой информации стали вносить коррективы в свои планы

[11, p.l].

Только 29 ноября широкой английской общественности стало доступно истинное положение дел в Северной Америке - в печать попало письмо лорда Корнуоллиса генералу Клинтону: «Сэр,... прошлым вечером было захвачено еще 2 редута на левом фланге. Теперь мое положение стало критическим... опыт подсказывает мне, что наши усилия не станут препятствием для их мощной артиллерии... скоро мы подвергнемся нападению при разрушенных укреплениях, в плохой позиции и при малой численности... положение столь серьезно, что я не могу рекомендовать армии и флоту пытаться с риском спасти нас. Кроме того, сообщаю, что в результате отчаянной вылазки была уничтожена большая часть осадных орудий и укреплений неприятеля...» [18, р.1]. Ниже в статье были приведены параграфы капитуляции.

Тему капитуляции Корнуоллиса не могли обойти стороной в английском Парламенте. Вместе с тем, интерес в Лондоне вызвало не поражение как таковое и его влияние на дальнейший ход военных действий - англичан интересовала судьба гражданского населения, сохранившего верность своему монарху и последовавшего за Корнуоллисом до конца. На одном из заседаний Палаты Общин депутат Эдмунд Берк, известный публицист эпохи Просвещения и идейный родоначальник британского консерватизма, обрушился с критикой на условия капитуляции, согласно которым «...верные короне американцы не только не получили защиту от своих соотечественников, но и были переданы в руки гражданских властей страны» [15, р.2]. Не без пафоса он восклицал: «Какой же будет судьба тех., кого вначале соблазнили взяться за оружие, а теперь бросили с веревками на шеях» [15. p.2].

После поражения англичан в военных действиях на некоторое время наступил перерыв, и газетам пришлось ограничиться пересказом уже известного читателю материала. Именно тогда было опубликовано еще одно письмо генерала Корнуоллиса в Нью-Йорк. Содержание его не оставляло сомнений в том, что подписавший капитуляцию генерал отнюдь не считает себя виновником случившегося, поскольку он всего лишь был вынужден принять неизбежное: «Сэр, с прискорбием вынужден сообщить Вашему превосходительству, что я был вынужден отказаться от обороны Йорктауна и Глочестера и сдаться со всеми войсками, находящимися под моим командованием, 19 числа текущего месяца как военнопленный объединенным силам Франции и Америки..» [21, р.1]. В письме указывалось, что генерал оставался в городе, надеясь получить из Нью-Йорка обещанную помощь: «. возможно, фортуна и была бы благосклонна к моим войскам. но был успокоен письмом Вашего превосходительства, что любые наши действия будут поддержаны армией и флотом, чтобы облегчить нашу жизнь..» [21, р.1].

Тот же номер пролил свет и на судьбу оставшихся в Америке роялистов, попавших в плен под Йорктауном - они были «отправлены в Нью-Йорк на военном шлюпе «Бонетта» и на данный момент благополучно доплыли до места назначения» [21, р.2].

Решен был вопрос и с выкупом генерала Корнуоллиса: американцы готовы были обменять его на 1040 солдат и офицеров. Великобритания поначалу ссылалась на недопустимость обмена неравных в воинском звании военнопленных (в американской армии на тот момент ни одного генерал-лейтенанта не было). Вместе с тем, понимая, что «не менее оскорбительным будет оставить в тюрьме того, чьи выдающиеся заслуги перед Британией очевидны»[12, р.2], англичане были вынуждены согласиться на эти условия. Позже в газетах появится текст петиции, поданной Эдмундом Берком на заседании Палаты Общин.

Капитуляция англичан привела к резкому повышению активности противников Великобритании на международной арене: несмотря на финансовые трудности, продолжила войну Франция, в Голландии война с Великобританией стала основным лейтмотивом внешней политики - «.даже самые горячие сторонники мира изменили свое мнение и сейчас кричат о мести» [11, р.3]. Изменилось отношение и к самим Соединенным штатам - после 19 октября молодая американская нация уже ни у кого не вызывала пренебрежения. Газеты напечатали письмо пленного английского офицера, отправленное из Бостона. В нем автор отдает должное своему недавнему противнику: «.Сейчас американцы набирают свежие войска, и уже к следующей весне у них будет армия европейского образца, и к тому же дисциплинированная» [17, р.2]. Полученный жизненный опыт заставил его изменить свое мнение о возможностях колоний: «.все рабочие руки заняты на строительстве кораблей от 20 до 50 пушек каждый, и через несколько лет у них будет мощный флот...» [17, р.2].

Важность событий 19 октября 1781 года не сразу была оценена по достоинству - отборные части британской армии были вынуждены сдаться на милость американским новобранцам, пусть и действовавшим при поддержке французов. Капитуляция английских войск скоро вынудила метрополию

официально признать право вчерашних колоний на независимость.

Подводя итоги, следует отметить, что данные о положении дел в североамериканских колониях в английской прессе в рассматриваемый период (сентябрь - октябрь 1781 года) разнообразием не отличались. Отсутствие собственных надежных источников информации вынуждало довольствоваться теми крохами, что удавалось выудить из официальных сообщений, частных писем или других печатных изданий. Это обстоятельство, а также то, что новости из-за океана нередко запаздывали, теряя свою актуальность, нередко способствовало противоречивости информации о ситуации в североамериканских колониях.

Еще одной важной особенностью материалов английской прессы конца XVIII века, так или иначе связанных с событиями 19 октября, было полное отсутствие оценочных суждений. Процесс написания статьи сводился к простому перепечатыванию официальных документов, писем или отрывков речей депутатов Парламента по данному вопросу. Вместе с тем, несмотря на низкую информативность, путаницу в хронологии и ряд других недостатков, периодическая печать все же сыграла немалую роль в формировании общественного мнения, выступавшего против продолжения войны в Северной Америке и, в конечном счете, привело к подписанию мирного договора в Париже в 1783 году

The article considers the Battle of Yorktown and the preceding events on the basis of the Great Britain’s newspapers, as well as an analysis of the coverage in the press of these events.

The key words: dispatch, Yorktown, surrender, Charles Cornwallis, private letters.

Список литературы

1. Болховитинов Н.Н. История США в 4-х т., Т. 1. 1607-1877. М.: НАУКА, 1983. 688 с.

2. Брендон П. Упадок и разрушение Британской империи 1781-1997. М.: АСТ, 2010. 983 с.

3. Ефимов А.В. Очерки истории США: от открытия Америки до окончания гражданской войны: 2-е изд. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958. 441 с.

4. Новая история стран Европы и Америки. Первый период / под ред. Адо А.В. М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1986. 624 с.

5. Тарле Е.В. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XV-начало XIX в). М.: Л.: Издательство НАУКА, 1965. 435 с.

6. Фурсенко А.А. Американская революция и образование США. Л.: Наука, 1978. 255 с.

7. March to Victory: Washington, Rochambeau and the Yorktown Campaign of 1781. N.Y.: The New Press, 1999. 50 P.

8. Morrissey B. Yorktown 1781. The world turned upside down. L.: OSPREY MILITARY. 2010. 96 P.

9. Bath Chronicle and Weekly Gazette December 20. 1781, P. 1.

10. Caledonian Mercury November 21. 1781, P. 2.

11. Caledonian Mercury December 24.1781, P. 3.

12. Caledonian Mercury December 26. 1781, P. 1.

13. Derby Mercury November 8. 1781, P. 2.

14. Derby Mercury November 22. 1781, P 2.

15. Derby Mercury November 29. 1781, P.2.

16. Hampshire Chronicle November 12. 1781. Р.3.

17. Hampshire Chronicle December 31. 1781, P. 1.

18. Hereford Journal November 29. 1781, P.3.

19. Northampton Mercury November 26. 1781, P 2.

20. Oxford Journal November 10. 1781, P 2.

21. Reading Mercury December 24.1781, P1.

Об авторе

Васильков С.В., аспирант Смоленского государственного университета, [email protected]

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Автозаводская, д. 54, кв. 18

e-mail:

8(910)721-17-53

Vasilkov SV

ENGLISH PRESS ABOUT YORKTOWN’S BATTLE AND ITS CONSEQUENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.