Научная статья на тему 'Английская «Новая драма» конца XIX – начала XX века: становление национальной модели драматургии'

Английская «Новая драма» конца XIX – начала XX века: становление национальной модели драматургии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2780
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НОВАЯ ДРАМА" / ЯВЛЕНИЕ ДРАМАТУРГИИ И ТЕАТРА / ЖАНРОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ‘NEW DRAMA’ / PHENOMENON OF DRAMA AND THEATER / GENRE MODIFICATION / NATIONAL FEATURES / TYPOLOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меркулова Майя Геннадиевна

Статья посвящена определению национальной специфики становления английской «новой драмы» конца XIX – начала XX века

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH ‘NEW DRAMA’ OF THE END OF THE 19 TH – THE BEGINNING OF THE 20 TH CENTURY: THE NATIONAL DRAMA MODEL FORMATION

The article focuses on the identification of the national features related to the English ‘New Drama’ formation at the end of the 19 th –the beginning of the 20 th century

Текст научной работы на тему «Английская «Новая драма» конца XIX – начала XX века: становление национальной модели драматургии»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №2(32)

УДК 82.091

АНГЛИЙСКАЯ «НОВАЯ ДРАМА» КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДРАМАТУРГИИ

© М.Г.Меркулова

Статья посвящена определению национальной специфики становления английской «новой драмы» конца XIX - начала XX века.

Ключевые слова: «новая драма», явление драматургии и театра, жанровая модификация, национальная специфика, типологическая модель.

В контексте нашей статьи термин «новая драма» употребляется в двух основных значениях. Первое (широкое) - как явление, обозначающее сходные художественные открытия в области английской и европейской драматургии и театра конца XIX - начала XX века. Второе значение термина «новая драма» (узкое, специальное) - модификация жанра драмы в конце XIX - начале XX века. Под «модификацией жанра драмы» мы понимаем разновидность сложившегося в XIX веке неканонического жанра «драма». Как культурно - историческая индивидуальность жанр драмы в конце XIX - начале XX века претерпевает ряд трансформаций, не уничтожающих определенный комплекс «устойчивых признаков» [1: 263-265] жанра в целом.

«Новая драма» составляла репертуар «свободных театров». К основным принципам движения «свободных театров» известный театровед

A.Г.Образцова относит борьбу «за современный репертуар, актерский ансамбль, глубокую, оригинальную режиссерскую интерпретацию пьес» [2: 220]. Как модификация жанра драмы в конце XIX - начале XX века «новая драма» имела вполне определенную драматическую модель, каждый элемент которой значим в совокупности целого. Систематизация основных характеристик «новой драмы» в критике позволила нам представить типологическую модель жанровой модификации «европейская «новая драма» конца XIX - начала XX века» [3: 20].

Актуальность и научная новизна статьи заключается в систематизации театроведческих фактов, анализ которых позволил сделать вывод о национальной специфике становления английской «новой драмы» конца XIX - начала XX века».

Одним из первых в английской критике вопрос о периодизации и содержании национальной «новой драмы» был рассмотрен в работе

B.Арчера «Старая драма и новая». Будучи современником «новой драмы», «соавтором» Б.Шоу в написании «Домов вдовца», В.Арчер в истории движения выделяет три периода: 'The

first was the Robertson stage, short but indispensable; the second the Pinero stage; the third the Shaw stage' [4: 338].

Автор вышедшей в Лондоне в 1932 году книги «Г.А.Джонс и современная драма» английский критик Р.Корделл обозначил четыре 'most significant dates' в истории национальной драмы XIX века: 1865 г. (Робертсоновское общество), 1884 г. («Святые и грешники» Джонса), 1889 г. («Расточитель» Пинеро), 1892 г. («Дома вдовца» Шоу) [5: 52].

В истории современной английской драмы А.Николл выделяет четыре периода: 1. с 1890 года - по 1900 год; 2. с 1900 г. - по 1930 г.; 3. с 1930 года - по 1956 г.; 4. с 1956 года - по настоящее время. Театровед говорит о значении первого периода «начала революции» ('the beginning of the revolution') как «движущей силе» ('driving power') трех последующих. Не употребляя термин «новая драма», А.Николл при характеристике второго периода отмечает: 'This was the period when fresh forces, from within and from without, wrought an entirely new pattern in stage affairs' [6: 110].

Предметом изучения американского профессора драматургии Ж.МакДоналда стало 'the 'new drama' movement' с обозначенными в названии его работы границами: 1900-1914гг. Монография представляет особый интерес с точки зрения тщательного анализа объекта нашей статьи. Структура монографии отражает логику и направления изучения МакДоналдом движения «новая драма». Во введении охарактеризована театральная, социальная, литературная среда движения. Часть первая «Театры» рассказывает о деятельности четырех театров этого периода (The Court Theatre (1904-1907); The Savoy Theatre (1907-1908); Froh-man's Repertory Season (1910); The Provincial Repertory Movement (1908-1914). Вторая часть монографии «Драматурги и пьесы» содержит анализ творчества «новых драматургов»: Гренвилл-Баркера, Голсуорси, Хэнкина и Мейсфилда. В заключении автор кратко подытоживает вклад дви-

жения «новой драмы» в английский театр [7]. Интересно, что среди «главных представителей» ('principal exponents') английской «новой драмы» Ж.МакДоналд не называет Б.Шоу, считая его «атипичным» ей. Позволим себе не согласиться с этой точкой зрения. Напротив, мы разделяем принятую в шоуведении оценку писателя как ведущего драматурга английской «новой драмы», в творчестве которого она достигла «своей кульминации» (Е.Мейер) [8: 5].

Подробнее остановимся на выделенных нами этапах становления национальной модели драматургии: английских национальных «границах», основных периодах эволюции явления «новая драма», авторах и их пьесах жанровой модификации «новая драма». Данная периодизация не претендует на абсолютную точность, пьесы указаны в соответствии с устоявшейся главным образом в англоязычной критике их принадлежностью к жанровой модификации «новая драма».

Основные периоды эволюции английской «новой драмы» конца XIX - начала XX века 1. Начальный период подготовки (1865-1891 гг.)

Т.У.Робертсон (Robertson): «Общество» ('Society'), 1865 г., «Наши» ('Ours'), 1866 г., «Каста» ('Caste'), 1867 г., «Пьеса» ('Play'), 1868 г., «Школа» ('School'), 1869 г. Успех пьесы «Общество» в театре Принца Уэльского (свыше 150 постановок) ознаменовал рождение английской «новой драмы». Работая в русле привычного для современников жанра комедии, Т.Робертсон изыскивает новые возможности содержания драмы: приближенные к национальной действительности темы, ситуации, диалоги, характеры. К нововведениям драматурга можно отнести: следование Природе, правдоподобие, 'Englishness' тона и композиции, типичность диалога и характеров, социально очерченные стили персонажей (диалект Экклза из «Касты»), пристальное внимание к художественной детали.

«Школа Робертсона». Г.А.Джонс (Jones): «Святые и грешники» ('Saints and sinners'), 1884 г.; А.У.Пинеро (Pinero): «Расточитель» ('The Profligate'), 1889 г.

1881 г. - открытие предпринимателем Р.Д'Ойли Картом театра «Савой» ('Savoy'), «са-войские оперы» ('Savoy operas') У.Гилберта и А.Салливена.

1885-1898 гг. - сотрудничество Б.Шоу в журнале «Сэтердей ревью» в качестве ведущего театрального раздела.

1891 г. - «Квинтэссенция ибсенизма» Б.Шоу; 19 марта - открытие Дж.Т.Грейном «Независимого театра» ('The Independent Theatre Society')

2. Период становления и расцвета (1891-1900 гг.)

Будучи явлением драматургии и театра, «новая драма» в Англии связана с возникновением национальных театров - трибунов идей «новых драматургов» в союзе с режиссерами - постановщиками: Дж.Т.Грейн, Б.Шоу и Х.Гренвилл-Баркер («Независимый театр», «Сценическое общество», «Королевский театр»). За шесть лет существования (1891-1897) «Независимым театром» было осуществлено 36 постановок «новой драмы».

1899 г. - открытие «Сценического общества» ('The Stage Society'). «Сценическое общество» (1899-1939) показало 8 драм Б.Шоу, пьесы Х.Гренвилл-Баркера, Г.Ибсена, Г.Гауптмана, Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького, А.Стринд-берга и др. Это был первый английский театр, который осуществил постановки русской «новой драмы»: «Власть тьмы» Л.Толстого; «Вишневый сад», «Дядя Ваня» А.Чехова; «На дне» М.Горького.

Б.Шоу (Shaw) - «Пьесы Неприятные» ('Plays Unpleasant', 1885-1894 гг.), «Пьесы Приятные» ('Plays Pleasant', 1894 - 1895 гг.), «Три пьесы для Пуритан» ('Three Plays for Puritans',1896-1899 гг.).

А.У.Пинеро: «Вторая жена Танкерея» ('The Second Mrs Tanqueray'), 1893 г., «Та самая миссис Эбсмит» ('The notorious Mrs Ebbsmith'), 1895 г.

Г.А.Джонс: «Дело бунтарки Сьюзен» ('The case of rebellious Susan'), 1894 г., «Триумф филистеров» ('The triumph of the philistines'), 1895 г., «Майкл и его падший ангел» ('Michael and his lost Angel'), 1896 г., «Лгуны» ('The liars'), 1897 г.

О.Уайльд (Wilde) «Идеальный муж» ('An Ideal Husband'), 1895.

З. Период обретения «зрелости» (1900-1914 гг.)

«Королевский театр» периода расцвета (19041907 гг.) под руководством Дж.Э.Ведренна и Х.Гренвилл-Баркера поставил 32 пьесы, 24 принадлежали перу современных английских и ирландских драматургов, 11 спектаклей были поставлены по пьесам Б.Шоу при его сотрудничестве в качестве режиссера. Большой интерес у зрителей вызвали драмы Г.Ибсена («Дикая утка», «Гедда Габлер»), Г.Гауптмана «Бобровая шуба», Дж.Голсуорси «Серебряная коробка». Х.Гренвилл-Баркер поставил свои пьесы «Наследство Войсей», «Замужество Анны Лит» и др. Классика была представлена Еврипидом, Шекспиром.

Для «новых драматургов» Англии Шекспир олицетворял Ренессанс национальной традиции драматургии, отношения с которой строились на

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

базе диалектического «единства противоположностей», Ибсен - рождение современной европейской драматургической традиции [9]. Становление национальной специфики «новой драмы» в Англии происходило путем объединения трех традиций творчества: Шекспира, Робертсо-на, Ибсена и последующих открытий на основе этого объединения.

«Савой театр» ('The Savoy Theatre'), 19071908 гг. Антреприза Дж.Ведренна и Х.Гренвилл-Баркера.

«Репертуарный сезон» американского антрепренера, владельца нескольких театров в Лондоне Ч.Фромана ('Frohman's Repertory Season'), 1910 г.

Провинциальные «репертуарные» театры в Манчестере, Ливерпуле, Глазго, Бирмингеме ('The Provincial Repertory Movement'), 19081914 гг. В Глазго впервые в Англии была поставлена «Чайка» Чехова (1909).

Б.Шоу: с пьесы «Человек и сверхчеловек» ('Man and Superman'), 1901-1903 гг. - до пьесы «Дом, где разбиваются сердца» ('Heartbreak House'), 1913-1917 гг.

Х.Гренвилл-Баркер (Granville Barker): «Замужество Анны Лит» ('The Marrying of Ann Leete'), 1902 г., «Наследство Войсей» ('The Voysey Inheritance'), 1905 г., «Отбросы» ('Waste'), 1907 г., «Мадрасский дом» ('The Madras House'), 1909 г.

С.Хэнкин (Hankin): «Два мистера Ведерби» ('The Two Mr Wetherby's'), 1903 г., «Возвращение блудного сына» ('The Return of the Prodigal'), 1905 г., «Благотворительность, которая началась дома» ('The Charity that Began at Home'), 1906 г., «Помолвка Кассия» ('The Cassilis Engagement'), 1907г., «Последний из Де Муллинов» ('The Last of the De Mullins'), 1908 г.

Дж.Голсуорси (Galsworthy): «Серебряная коробка» ('Silver Box'), 1906 г., «Джой» ('Joy'), 1907 г., «Схватка» ('Strife'), 1909 г., «Правосудие» ('Justice'), 1910 г., «Старший сын» ('The Eldest Son'), 1912 г., «Беглая» ('The Fugitive'), 1913 г.

Дж.Мейсфилд (Masefield): «Кэмпденское чудо» ('The Campden Wonder'), 1907г., «Трагедия Нэн» ('The Tragedy of Nan'), 1908 г.

На основе обобщения результатов анализа вышеперечисленных театроведческих фактов может быть предложена типологическая модель жанровой модификации «английская «новая

Способ отражения действительности критический реализм, парадоксальность

Проблематика современная, рационалистически общественно значимая: изменение среды, Englishness

Конфликт «социально- детерминированный» (смысловая оппозиция идей крупных социальных и политических групп, принадлежащих к ним «отцов» и «детей»)

Композиция отражает взгляд «из будущего»

Действие выраженная дискуссионность (различные оценки жизни)

Характер носитель национальной идеи (прежде всего - движущая сила в развитии действия)

Изобразительно- выразительные средства расширенные авторские ремарки, преобладание социального подтекста, реалистическая символика

Состав модели «Английская «новая драма» конца XIX - начала XX века»

Традиции творчество Еврипида, Шекспира, «школы Робертсона», Ибсена

1. Тамарченко Н.Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК «Интел-вак», 2001.

2. Образцова А.Г. Английский театр // История зарубежного театра. Ч. 2. Театр Западной Европы XIX - начала XX века. 1789-1917. / [под ред. Г.Н.Бояджиева и др.]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - C. 202 - 230.

3. Меркулова М.Г. Ретроспекция в английской «новой драме» конца XIX - начала XX века: истоки и функционирование. Монография. - М.: Прометей, 2005. - 184 с.

4. Archer W. The Old Drama and the New. - L.: Heinemann, 1923. - 396 p.

5. Цит. по: Cordell R. H.A.Jons and the Modern Drama. - N.Y.: Kennikat press, 1968. - 265 p.

6. Nicoll A. English Drama: A Modern Viewpoint. L.: Harrap, 1968 / The Modern Drama: The second movement. - 184 p.

7. McDonald J. The 'New Drama'. 1900-1914. - N.Y.: Crove press, 1986. - 203 p.

8. Meier E. Realism and Reality: The Function of the Stage Directions in the New Drama. - Basel, 1967. -334 p.

9. «Квинтэссенция ибсенизма». Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена. / Пер. с англ. М.Марецкой и Д.Шестакова // Судья и Строитель: Писатели России и Запада о Генрихе Ибсене / Сост. Б.А.Ерхов; Отв.ред. Ю.Г.Фридштейн. - М.: Рудомино, 2004. - С.109 - 119.

ENGLISH 'NEW DRAMA' OF THE END OF THE 19th - THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY: THE NATIONAL DRAMA MODEL FORMATION

M.G.Merkulova

The article focuses on the identification of the national features related to the English 'New Drama' formation at the end of the 19th -the beginning of the 20th century.

Key words: 'New Drama', phenomenon of drama and theater, genre modification, national features, typological model.

Меркулова Майя Геннадиевна - доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».

E-mail: merculovamaya@pochta.ru

Поступила в редакцию 14.05.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.