Научная статья на тему '«Английская конституция» майора Картрайта'

«Английская конституция» майора Картрайта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ДЖОН КАРТРАЙТ / КОНСТИТУЦИЯ / СВОБОДА / ПАРЛАМЕНТ / КОРОЛЬ / ПРАВА / СОЮЗ / РЕЛИГИЯ / ЗАКОН / GREAT BRITAIN / JOHN CARTWRIGHT / CONSTITUTION / FREEDOM / PARLIAMENT / KING / RIGHTS / UNION / RELIGION / LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самойлова Г. И.

В статье анализируется окончательно сложившаяся система взглядов английского публициста, радикала-реформатора майора Джона Картрайта на основе одной из его последних работ. Особое внимание уделено понятию «свобода», времени и причинам появления английской конституции, предлагаемым Картрайтом новым принципам построения государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR CARTWRIGHT'S «ENGLISH CONSTITUTION»

The author analyzes finally formed system of views of the English journalist, radical reformer Major John Cartwright on the basis of one of his last works. Particular attention is paid to the notion of "freedom", the time and reasons for adoption of the English constitution, and new principles of nation-building proposed by Cartwright.

Текст научной работы на тему ««Английская конституция» майора Картрайта»

УДК 94(420).07

«АНГЛИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ» МАЙОРА КАРТРАЙТА

© 2011 Г.И. Самойлова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г.Самара

Поступила в редакцию 24.01.2011

В статье анализируется окончательно сложившаяся система взглядов английского публициста, радикала-реформатора майора Джона Картрайта на основе одной из его последних работ. Особое внимание уделено понятию «свобода», времени и причинам появления английской конституции, предлагаемым Картрайтом новым принципам построения государства.

Ключевые слова: Великобритания, Джон Картрайт, конституция, свобода, парламент, король, права, союз, религия, закон.

Джон Картрайт, один из представителей радикального направления в борьбе за парламентскую реформу, ещё при жизни получил от современников почётное имя «отца реформы». Он стал широко известен после выхода в свет в 1776 г. памфлета «Сделайте Свой Выбор!», где выступал за избирательное право для всех мужчин с 18 лет, тайное голосование, снижение имущественного ценза для депутатов, равные избирательные округа, вознаграждение депутатов, годичный срок парламентских полномочий, отчетность депутатов по итогам своей деятельности перед избирателями.1 Публицистические труды майора Картрайта охватывают 52 тома. В 1823 г. вышла его работа под названием «Английская Конституция. Изданная и иллюстрированная». Она насчитывала 446 страниц политического спора в форме диалога между тремя людьми. Это была последняя крупная работа автора, и в ней он продолжал упорно отстаивать свои взгляды.

Появившаяся работа сразу вызвала восторженные отзывы единомышленников реформатора. Американский критик Джон Нил писал: «Его книга об английской конституции, опубликованная в 1823 г., является не только мощной и красноречивой, но и виртуозной демонстрацией теории, что элементы отсутствующие в Великой хартии вольностей - это неотъемлемая часть английской конституции, устной или письменной».2 В Британском музее есть ответ Картрай-та на письмо библиотекаря, который просит аккуратно связать направляемую копию книги, чтобы «англичане были знакомы с принципами английской политики ... лучше поняли английскую конституцию».3

Большая часть книги содержит повторение прежних политических споров и аргументов, но некоторые пункты были заявлены впервые. Например, автор говорит, что в англо-саксонские

Самойлова Галина Ивановна, аспирант кафедры всеобщей истории. E-mail: [email protected]

времена не было наследственных правителей и что палата лордов не может быть частью свободного английского правительства. 4 Эта новая идея заняла всего несколько страниц в длинной книге. Также публицист считал, что религия недостаточно отделена от политики церкви, поэтому более желательным является деизм. В то же время Кар-трайт настаивал, что конституционное устройство должно основываться на религиозных принципах, но отвергал любые концепции альянса между церковью и государством. Истинная религия была слишком духовной, божественной и священной, чтобы оскверняться таким способом. 5

В своей работе автор продолжал утверждать, что Бог делает людей равными, но потом короли входят в сговор и делают людей неравными. Поэтому все люди должны бороться за свободу.

В вопросах религии Картрайт был человеком восемнадцатого столетия, но на него не влияло «волшебство монархии». Сохраняя иллюзии относительно ганноверской династии, Картрайт стал более прямолинейным в данной работе. Даже непопулярный Георг IV не был объектом глубокой всесторонней критики, потому что проблемы, назревшие в стране, «являлись слишком серьёзными, чтобы быть результатом деятельности одного человека». Много внимания Карт-райт, естественно, уделял англо-саксонскому периоду в истории Англии. Он не отрицал известный факт, что в стране не было никакой конституции. Однако признавал, что англо-саксонская конституция была необходима как неотъемлемая часть народной жизни. Когда норманны захватили страну, отсутствие письменного документа сделало более легким установление их политического и духовного господства. Билль о правах 1689 г. не был заменой конституции, так как не охранял народные привилегии. По мнению Картрайта, англо-саксонская конституция была основана Хенгестом, правители тогда избирались, и права людей, данные от Бога, осно-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №3,2011

вывались на законах природы. «Законодательная власть полностью подчиняется только конституции, это основной функциональный орган, который был избран делать работу».6

Важным моментом, на который обращал внимание Картрайт, было различие между законами и конституцией. Первые не являлись частью конституции, их можно было изменить или отменить. А настоящая конституция основывалась на вечных принципах природы. Она должна была стать стандартом или критерием для всех законов. Для автора нарушение конституции было более серьезным преступлением, чем нарушение законов, так как в первом случае совершался произвол против естественных прав каждого человека.7

Картрайт считал, что английское государство должно было базироваться на англо-саксонской практике отрядов народной самообороны и избирательном законодательном органе. Автор выделил следующие элементы нового конституционного устройства:

1. Принципы правды и этики, от которых зависят свобода и социальный порядок;

2. Милиция, состоящая из всех людей, способных нести оружие;

3. Витенагемот (национальное собрание у англосаксов), ежегодно избираемый для создания законов;

4. Присяжные, справедливо исполняющие законы;

5. Магистратура.8

Из них первый и пятый пункты наиболее значимы, но оставшиеся три необходимы для самосохранения сообщества. Эти элементы должны были помочь в достижении основных требований Картрайта: всеобщее избирательное право, ежегодные парламенты, тайное голосование и равные избирательные округа.

Говоря о первом элементе конституции, Кар-трайт в очередной раз подчеркивал, что права человека и наций «не предоставлены властью смертных, а подарок от Бога и закон природы».9 Права и свободы не могут ниспровергаться или ослабляться. Свобода установлена Богом в самой природе человека. Свобода не должна сокращаться. Именно на «вечных принципах истины и неотъемлемых правах человека» основывается легитимность конституции. Однако при нарушении конституции возможно регулируемое и умеренное ограничение свободы, цель которого - преобразование, восстановление. Некоторые поколения могут в силу невежества, безумия или по собственному согласию ограничить свою свободу, но в итоге свобода должна возобновляться. Только свободное правительство, по мнению Картрайта, сохраняет свою молодость и энергию.

Государство приходит в упадок, если жажда богатства в нем подрывает его этику. Такие же негативные последствия имеют стремление государства к внешнему господству, его амбиции, игнорирование внутренней свободы. Свобода сама по себе неоценима. Величие и потенциал нации зависят от степени приверженности принципам свободы. Соответственно, свобода и внутренняя безопасность являются главными целями правителей.10

Также главной частью конституционного устройства являлась милиция. В XVIII в. особое внимание обращалось на необходимость вооружённых граждан для сохранения конституционной свободы. Картрайт рассматривал милицию, состоящую из мужского населения, способного носить оружие, как подлинную основу английской конституции, местное проявление универсального правила: «Во все времена и у всех народов свободное ношение оружия было отличием гражданина от раба».11 Разоруженная нация не может быть свободной. Свободные граждане, объединенные в армию с целью поддержания мира, украшают нацию. Охрана внутреннего порядка и предотвращение внешних угроз должны осуществляться специальными представителями и согласно конституции по всей территории государства в равной мере. Тогда это не приведет к установлению деспотизма в стране.

Картрайт приходит к выводу, что только такой избирательный законодательный орган, как Витенагемот, совместим с суверенитетом, свободой и достоинством нации. Согласно природе, такой законодательный орган должен быть однопалатным и передавать волю народа. Избираемый на один год законодательный орган имел полномочия издавать законы в строгом соответствии с конституцией и осуществлял контроль над всеми исполнительными чиновниками. Законодательный орган не имел права нарушить конституцию.12 В этом пункте Картрайт опять повторял свои тезисы о всеобщем избирательном праве. Избирательное право рассматривалось как средство политического самосохранения.

Четвертый элемент конституционного устройства охранял общественные свободы. Суд присяжных был не только юридическим, но и конституционным учреждением. Благодаря своей универсальной применимости суд присяжных касался всех людей, уважал собственность, свободу и жизнь. Таким образом, Картрайт дал присяжным власть для восстановления естественного права, закодированного в древней и заведомо неуловимой англо-саксонской конституции. Без всеобщего избирательного права присяжные стали последним оплотом конституции, основанным на народном суверенитете.

Магистратура должна была быть свободной и выборной. Первоначально в англо-саксонском государстве под этой должностью подразумевались вожди. Магистром мог быть герцог, император, граф, консул или на усмотрение.13 Магистратура занималась выполнением всех исполнительных обязательств.

Также Картрайт рассматривал и проблемы настоящего времени. По его убеждениям, колонисты были необходимы для достижения свободы за рубежом и образования самостоятельного государства, только так они могли защитить себя. Публицист хвалил американский республиканский эксперимент.14 Угнетенным народам в странах Европы нужно оказать помощь в их борьбе за свободу. Евреи же плохо влияют на государ-ство.15 Будучи англичанином в сердце, Картрайт критиковал Милтона за его поддержку греческих и римских моделей свободы.

Целью книги было сделать прошлое руководством к настоящему и доказать, что радикальная реформа не только исторически заслуженна, но и соответствует курсу развития страны. Свобода виделась Картрайтом как древнее и неотъемлемое наследие, право англичан по рождению для защиты своей жизни и имущества. И именно англо-саксонскую конституцию публицист предлагал в качестве модели для «настоящего, содержащего все основополагающие принципы правительства».

Среди получивших от Картрайта копию книги в 1825 г. были и американские политики: Томас Джефферсон, Джон Куинси Адамс и Джеймс Мэдисон. Все они выразили уважение и согласие с некоторыми позициями майора Картрайта. Джеф-ферсон соглашался с Картрайтом по вопросу важности истории и её интерпретаций. Адамс признавал «горячую любовь к свободе» Картрайта, но от-

рицал, что нужно закреплять её. Он не доверял конституционному устройству и считал, что людям никогда не удастся сохранить свои свободы, это может сделать только республика. Адамс представлял Картрайта «одним из тех спиртных напитков, в которых насильственные принципы победили все доброжелательные цели».16

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Cartwright J. The Legislative Rights of the Commonalty Vindicated, or Take Your Choice! L., 1777. P.147-179.

2 Neal J. Phantasmagoria - № 2 // The American phrenological journal and life illustrated: a repository of science, literature, and general intelligence. 1868. Vol.47, №6. P.210.

3 Osborne J.W. John Cartwright. Cambridge, 1972. P.147.

4 Cartwright J. The English Constitution. Produced and Illustrated. L., 1823. P.185, 186, 231.

5 Ibid. P.50-55, 92, 96, 388-391.

6 Ibid. P.9, 75, 147, 208, 313, 315, 324.

7 Ibid. P.15-18, 77-80.

8 Ibid. P. 85-6.

9 Cartwright J. Give us our rights! Or, a letter to the present electors of Middlesex and the metropolis. L., 1782. P.8 n., 26 n.; Cartwright J. The people's barrier against undue influence and corruption or the commons' house of parliament according to the constitution. L., 1780. P.13.

10 Cartwright J. The English Constitution. Produced and Illustrated. L., 1823. P.92-103.

11 EpsteinJ.A. Radical Expression. Political Language, Ritual, and Symbol in England, 1790-1850. O., 1994. P.13.

12 Cartwright J. The English Constitution. Produced and Illustrated. L., 1823. P. 111.

13 Ibid. P.254.

14 Fremont-Barnes G. Encyclopedia of the Age of Political Revolutions and New Ideologies, 1760-1815. Westport, 2007. Vol.1. P. 114.

15 Cartwright J. The English Constitution. Produced and Illustrated. L., 1823. P.95, 99, 399.

16 Colbourn T. The Lamp of Experience: Whig History and the Intellectual Origins of the American Revolution. Indianapolis, 1998. P.75.

MAJOR CARTWRIGHT'S «ENGLISH CONSTITUTION»

© 2011 G.I. Samoilova

Volga Region State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara

The author analyzes finally formed system of views of the English journalist, radical reformer Major John Cartwright on the basis of one of his last works. Particular attention is paid to the notion of "freedom", the time and reasons for adoption of the English constitution, and new principles of nation-building proposed by Cartwright.

Key words: Great Britain, John Cartwright, constitution, freedom, parliament, king, rights, union, religion, law

Galina Samoilova, Graduate Student, World History Department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.