Научная статья на тему 'Английская колонизация и народы Южной Африки: политический, социально-экономический и культурный аспекты'

Английская колонизация и народы Южной Африки: политический, социально-экономический и культурный аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4817
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ / КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / MODERN HISTORY / COLONIAL POLICY / TRADITIONAL COMMUNITY / ETHNO-CENTRISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дерягина Ирина Геннадьевна

В статье анализируются особенности развития южноафриканского общества в колониальный период, который оказал значительное влияние на развитие Южной Африки, на становление и формирование в последующем независимого социально-политического курса. Автор рассматривает, как территориальные захваты и проведение на них колониальной политики кардинально изменили жизнь традиционных обществ Южной Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH COLONIZATION AND THE PEOPLES OF SOUTH AFRICA IN POLITICAL, SOCIO-ECONOMIC AND CULTURAL ASPECTS

This is the analysis of development peculiarities of South African community during colonial period that had a great impact on the subsequent development of South Africa, and establishment of independent socio-political course. The author considers the radical change in the life of South African traditional communities due to capturing territory and pursuing colonial policy there.

Текст научной работы на тему «Английская колонизация и народы Южной Африки: политический, социально-экономический и культурный аспекты»

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

АНГЛИЙСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ И НАРОДЫ ЮЖНОЙ АФРИКИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ

В статье анализируются особенности развития южноафриканского общества в ко -лониальный период, который оказал значительное влияние на развитие Южной Африки, на становление и формирование в последующем независимого социально-политического курса. Автор рассматривает, как территориальные захваты и проведение на них колониальной политики кардинально изменили жизнь традиционных обществ Южной Африки.

Ключевые слова: история Нового времени, колониальная политика, традиционное общество, этноцентризм

В колониальной системе Южной Африки (в статье термин «Южная Африка» (South Africa) употребляется как название той части континента, где находится ныне государство Южно-Африканская Республика) сложился определенный, характерный для нее, статус владений — переселенческие колонии. Одной из основных особенностей Южной Африки было наличие двух волн колонизаторов. Южноафриканские народы в ходе своего исторического развития дважды подвергались колониальному вторжению со стороны европейских держав: Голландии и Англии.

В 1795 году на юге Африканского континента английскими переселенцами была создана Капская колония. В 1806 году Великобритания повторно оккупирует ее, и после Венского конгресса 1815 года она становится колонией Великобритании. Приток в колонию английских переселенцев привел к активизации военно-политического давления, как на буров, так и на народы Южной Африки.

В отношении коренных южноафриканцев английское правительство в некотором роде было схоже с правлением африканеров. В своих наблюдениях Адольф Шиль отмечал, что «старые обычаи и законы кафров должны исполняться, если они не противоречат общим принципам цивилизации»1. Он считал, что ни одно правительство не являлось достаточно сильным, чтобы изменить существующий

Дерягина Ирина Геннадьевна — методист отделения подготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий Волгоградского техникума железнодорожного транспорта филиала Ростовского государственного университета путей сообщения. E-mail: irina-dig@rambler.ru

1 Шиль 1903, 178.

^огорск-Н

© 2012

И. Г. Дерягина

строй. Ни одно колониальное правительство за захватническими устремлениями не обращало никакого внимания на жизнь южноафриканских племен.

Предубеждения европейцев основывались на этноцентризме, которому В. А. Житомирский в книге «Расизм на британских островах» дал емкое определение: «Этноцентризм — сформированная система взглядов, в которой жизнь других народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентаций своей этнической общности»2.

Англичане теснили жителей Южной Африки в глубь континента, стремясь к безраздельному господству на континенте. В отчете помощника начальника Томского горного управления инженера В. Реутовского директору Горного департамента Министерства земледелия и государственных имуществ Н. А. Денисову, посетившего Южную Африку показана истинная картина существующих социально-политических отношений. «В социальном отношении Африка не представляет ничего поучительного: англичане из свободной страны здесь хозяйничают, как варвары, и если где еще сохранилось рабство, то это здесь, в отношениях, какие установлены во всех отраслях промышленности между «белыми»

3

и «черными»» .

В 20-х годах XIX века усилился приток эмигрантов из Англии в Южную Африку. Переселенцы вступали с туземными племенами в контакты, которые нередко переходили в столкновения. Проводилась правительственная политика отграничения белого и южноафриканского населения, политика «отталкивания» черных в глубь континента и «замещения их белыми, с тем, чтобы избежать территориального перемешивания белой и черной рас и переплетения их интересов»4.

Но колонизаторы, тем не менее, не забывали о своих интересах, ведь они нуждались в африканском населении как в свободной рабочей силе. Бывший колониальный секретарь Георг Муррей в своих замечаниях противоречит себе: с одной стороны, он выступает за притеснение коренного населения Африки, а с другой — сожалеет об этом. «...Факт пребывания значительных масс туземцев на территории колонии вызывает сожаление.. Это, несомненно, большое несчастье, ибо если, с одной стороны, не приходится надеяться, что эти люди добровольно очистят колониальную территорию, то, с другой стороны, я не могу согласиться на ... изгнание их с той земли, где они родились.»5.

В отношении коренного населения английские колониальные власти проводили двойственную политику. На первых порах выделялись специальные территории с непригодными для земледелия почвами для расселения туземцев. Такими методами колонизаторы стремились приспособить туземцев к требованиям колонистов на рабочую силу. Земельные участки назывались «резерваты», и они создавались, чтобы привить навыки сельского хозяйства африканским племенам.

С. Родс говорил о том, что «нужно заставить их (неевропейские народы) освоиться с мыслью, что в будущем девять десятых из них будут проводить свою жизнь в физическом труде»6.

2 Житомирский 1981, 156.

3 Вяткина 1999, 43.

4 Гернгрос 1931, 74.

5 Гернгрос 1931, 75.

6 Ястребова 1963, 30.

Империалистическая политика отвечала, прежде всего, политическим и экономическим интересам метрополии, и, тем не менее, колониальное вторжение европейских держав способствовало началу процесса изменения африканских обществ.

Намечалась тенденция к взаимодействию неевропейского и европейского обществ при значительном воздействии последнего. В зарубежной историографической традиции сложилось твердое убеждение в том, что африканцы были вынуждены воспринимать англизацию своего традиционного общества. В исследовании Э. Хобсбаума «Век империи» говориться о том, что процесс сопротивления Западу шел параллельно с процессом восприятия западных ценностей в культуре и других сферах жизни7.

Народы Южной Африки, хотя и с трудом, но все же адаптировались к переменам и оказались восприимчивыми к насаждавшимся колониальным инновациям. Они, по мнению М. Д. Никитина, оказались способными к развитию в качественно новых, не характерных для них условиях, установленных как данность европейскими колонизаторами8.

Английское колониальное вторжение содействовало развитию инфраструктуры, повышению уровня здравоохранения, образования, правда, капиталы направлялись не во все районы, а только в те, которые были наиболее пригодны для добычи и отправки необходимых сырьевых ресурсов в метрополию. Кроме того, колониальные чиновники даровали все блага цивилизации народам Южной Африки только в обмен на гражданские права и свободы.

Позднее, в разгар борьбы за независимость, самые рьяные представители националистов отмечали лишь отрицательные последствия колониализма. Правда, идеи достижения свободы рождались, как правило, у африканцев, побывавших и получивших образование в Англии.

Разрушительное воздействие английского колониализма затронуло африканскую общину с господствовавшими родо-племенными структурами. К примеру, «косвенная» система управления по-прежнему основывалась на сохранении власти и некоторых полномочий вождя. Однако институт вождества сохранялся лишь формально, коренным образом изменив свою сущность под влиянием новшеств ранее чуждых южноафриканскому обществу.

Так, в традиционные общественно-политические структуры были внедрены элементы коррупции, и активно стали использоваться методы подкупа, кумовства при назначении на должности. Также колонизаторы принесли сюда ряд болезней, характерных для европейских цивилизаций, которые в Южной Африке не умели лечить.

В начале XX века в социальной структуре южноафриканского общества наряду с «белым» современным сектором экономики продолжал существовать традиционный аграрный сектор с преобладанием африканского населения.

Причины такого неоднородного социально-экономического устройства Южной Африки заключаются в особенностях проводимой колониальной политики, основанной на порабощении, сгоне с земли неевропейского населения.

7 Хобсбаум 1999, 110-114.

8 Никитин 2005, 114-122.

В XIX веке все силы и средства направлялись на развитие европейской экономики, развивавшейся на основе использования дешевой рабочей силы африканцев. «Низкооплачиваемый, дискриминируемый экономически, социально, культурно и политически труд миллионов насильственно выбитых из традиционной деревенской среды африканцев лежал в самой основе существования и воспроизводства тех капиталистических отношений, в рамках которых господствовали хозяева и предприниматели европейского происхождения»9.

Таким образом, традиционное общество оказалось вовлечено в систему капиталистического производства, что неразрывно было связано с процессом перемещения наиболее активных африканцев в города. Здесь происходило накопление богатого жизненного опыта, включение в политическую борьбу, что меняло традиционный облик жителей южноафриканского региона.

Процесс социальной трансформации был неразрывно связан с ростом городов. Процесс урбанизации проходил неравномерно. Города в южноафриканском регионе основывались в районах, наиболее благоприятных для развития колониальной промышленности, инфраструктуры, торговли. Например, Кейптаун, Порт-Элизабет являлись портовыми городами.

На особом положении в городах находились европейские переселенцы, которые в поисках лучшей жизни иммигрировали на юг Африканского континента, где им были гарантированы различные льготы и привилегии. В то же время жители Южной Африки находились в трудном положении. С одной стороны, их вытесняли из привычных условий обитания — деревни, а с другой — африканские рабочие не могли составлять конкуренции квалифицированным трудоспособным европейцам.

Кроме того, во времена господства апартеида в 1923 году был принят закон «О туземцах в городских районах», предусматривавший сложную систему пребывания и поиска работы «туземцев» в городах10, который еще более усугубил их положение. Для того чтобы попасть в город, необходимо было получить пропуск у местного чиновника. На поиск работы отводилось только шесть дней, в случае если работа не была найдена, африканцу грозила высылка или тюремное заключение.

Причины трудной ситуации с трудоустройством в южноафриканском регионе кроются в колониальном прошлом, которое так или иначе влияет на процессы, проходящие в настоящем.

Современная Южная Африка относится к тем регионам, для которых характерна диспропорция между увеличением численности населения и его занятостью, состоянием здоровья, уровнем образования и другими аспектами, характерными для сложившейся социальной ситуации. «Быстрый рост населения и его значительное увеличение к 2025 г., когда оно, по оценкам, достигнет более 1,5 млрд. человек, соответственно приведет к увеличению численности лиц трудоспособного возраста. Но удельный вес рабочей силы в населении будет уменьшаться . вследствие роста масштабов незанятости, эпидемии СПИДа, неблагоприятной

9 Демкина 1986, 3-26.

10 Громова 2005, 56.

экологической обстановки, ухудшающей условия воспроизводства населения, стагнации производительных сил в традиционном секторе экономики.. ,»п.

В результате колониального вторжения в южноафриканском регионе, произошли значительные изменения как положительного, так и отрицательного характера.

Деятельность колониальных чиновников была рассчитана исключительно на получение выгод метрополией. В колониальных странах не существовало внутренней торговли, все торговые операции осуществлялись в одностороннем направлении в рамках колония — метрополия. Для колониального общества была характерна диспропорциональность в развитии, так капиталы направлялись в районы богатые полезными ископаемыми или близкими к побережью.

Колониальная политика европейских держав способствовала трансформации характерных для Южной Африки социальных, политических и экономических структур. От эпохи колониальной зависимости «в наследство» южноафриканскому обществу достался многоукладный характер экономики. Наряду с современным европейским общественным укладом существовало и продолжает существовать традиционное общество, процесс распада которого принял затяжной характер именно под противоречивым влиянием деятельности колонизаторов.

Колониализм как сложное, противоречивое и многогранное явление оказывал двустороннее воздействие как на тех, кто претворял в жизнь империалистические устремления, и их сторонников, так и на южноафриканские племена и народы.

Колониальный период истории Южной Африки оказал значительное влияние на развитие данного региона, на становление и формирование в последующем независимого социально-политического курса.

Кроме того, огромное по значимости и многогранное по своей сути воздействие было оказано на традиционную южноафриканскую культуру, на развивающуюся на новом постколониальном этапе историческую науку.

Колониальное прошлое Южной Африки продолжает сохраняться в памяти и психологии новых поколений южноафриканского населения. В современном мире политические процессы, тенденции мировой и государственной политики вызывают живой интерес среди широких кругов общественности. К тому же в последнее время увеличилась и продолжает увеличиваться доля участия южноафриканских стран во внешнеполитических контактах.

ЛИТЕРАТУРА

Асланов Л. А., Сергеева О. А. 2005: Трудовой иммобилизм в африканских обществах: поиск альтернативной модели развития? // Восток. 2, 63-67.

Громова О. Б., Потемкин Ю. В. 2005: Африка: трудовой потенциал и проблема «избыточного» населения // Восток. 5, 56.

Демкина Л. А. 1986: Социальная структура южноафриканского общества и основные направления ее трансформации. М.

Житомирский В. А. 1981: Расизм на британских островах. М.

Никитин М. Д. 2005: Черная Африка и британские колонизаторы: столкновение цивилизаций. Саратов.

11 Асланов 2005, 63-67.

Вяткина Р. Р. 1999: Россия и Африка. Документы и материалы XVIII в.-1917 г. Т. 1.

М.

Хобсбаум Э. 1999: Век империи. 1875-1714. Ростов-на-Дону. Шиль А. 1903: Двадцать три года под солнцем и среди бурь Южной Африки. СПб. Ястребова И. П. 1963: Расовая дискриминация как фактор, определяющий политику Южно-Африканской Республики // Африканский сборник / В. Б. Луцкий (отв. ред.). М., 30.

ENGLISH COLONIZATION AND THE PEOPLES OF SOUTH AFRICA IN POLITICAL, SOCIO-ECONOMIC AND CULTURAL ASPECTS

I. G. Deryagina

This is the analysis of development peculiarities of South African community during colonial period that had a great impact on the subsequent development of South Africa, and establishment of independent socio-political course. The author considers the radical change in the life of South African traditional communities due to capturing territory and pursuing colonial policy there.

Key words: Modern history, colonial policy, traditional community, ethno-centrism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.