НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ И НАРОДЫ ЮЖНОЙ АФРИКИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ
В статье анализируются особенности развития южноафриканского общества в ко -лониальный период, который оказал значительное влияние на развитие Южной Африки, на становление и формирование в последующем независимого социально-политического курса. Автор рассматривает, как территориальные захваты и проведение на них колониальной политики кардинально изменили жизнь традиционных обществ Южной Африки.
Ключевые слова: история Нового времени, колониальная политика, традиционное общество, этноцентризм
В колониальной системе Южной Африки (в статье термин «Южная Африка» (South Africa) употребляется как название той части континента, где находится ныне государство Южно-Африканская Республика) сложился определенный, характерный для нее, статус владений — переселенческие колонии. Одной из основных особенностей Южной Африки было наличие двух волн колонизаторов. Южноафриканские народы в ходе своего исторического развития дважды подвергались колониальному вторжению со стороны европейских держав: Голландии и Англии.
В 1795 году на юге Африканского континента английскими переселенцами была создана Капская колония. В 1806 году Великобритания повторно оккупирует ее, и после Венского конгресса 1815 года она становится колонией Великобритании. Приток в колонию английских переселенцев привел к активизации военно-политического давления, как на буров, так и на народы Южной Африки.
В отношении коренных южноафриканцев английское правительство в некотором роде было схоже с правлением африканеров. В своих наблюдениях Адольф Шиль отмечал, что «старые обычаи и законы кафров должны исполняться, если они не противоречат общим принципам цивилизации»1. Он считал, что ни одно правительство не являлось достаточно сильным, чтобы изменить существующий
Дерягина Ирина Геннадьевна — методист отделения подготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий Волгоградского техникума железнодорожного транспорта филиала Ростовского государственного университета путей сообщения. E-mail: [email protected]
1 Шиль 1903, 178.
^огорск-Н
© 2012
И. Г. Дерягина
строй. Ни одно колониальное правительство за захватническими устремлениями не обращало никакого внимания на жизнь южноафриканских племен.
Предубеждения европейцев основывались на этноцентризме, которому В. А. Житомирский в книге «Расизм на британских островах» дал емкое определение: «Этноцентризм — сформированная система взглядов, в которой жизнь других народов, их нравы и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентаций своей этнической общности»2.
Англичане теснили жителей Южной Африки в глубь континента, стремясь к безраздельному господству на континенте. В отчете помощника начальника Томского горного управления инженера В. Реутовского директору Горного департамента Министерства земледелия и государственных имуществ Н. А. Денисову, посетившего Южную Африку показана истинная картина существующих социально-политических отношений. «В социальном отношении Африка не представляет ничего поучительного: англичане из свободной страны здесь хозяйничают, как варвары, и если где еще сохранилось рабство, то это здесь, в отношениях, какие установлены во всех отраслях промышленности между «белыми»
3
и «черными»» .
В 20-х годах XIX века усилился приток эмигрантов из Англии в Южную Африку. Переселенцы вступали с туземными племенами в контакты, которые нередко переходили в столкновения. Проводилась правительственная политика отграничения белого и южноафриканского населения, политика «отталкивания» черных в глубь континента и «замещения их белыми, с тем, чтобы избежать территориального перемешивания белой и черной рас и переплетения их интересов»4.
Но колонизаторы, тем не менее, не забывали о своих интересах, ведь они нуждались в африканском населении как в свободной рабочей силе. Бывший колониальный секретарь Георг Муррей в своих замечаниях противоречит себе: с одной стороны, он выступает за притеснение коренного населения Африки, а с другой — сожалеет об этом. «...Факт пребывания значительных масс туземцев на территории колонии вызывает сожаление.. Это, несомненно, большое несчастье, ибо если, с одной стороны, не приходится надеяться, что эти люди добровольно очистят колониальную территорию, то, с другой стороны, я не могу согласиться на ... изгнание их с той земли, где они родились.»5.
В отношении коренного населения английские колониальные власти проводили двойственную политику. На первых порах выделялись специальные территории с непригодными для земледелия почвами для расселения туземцев. Такими методами колонизаторы стремились приспособить туземцев к требованиям колонистов на рабочую силу. Земельные участки назывались «резерваты», и они создавались, чтобы привить навыки сельского хозяйства африканским племенам.
С. Родс говорил о том, что «нужно заставить их (неевропейские народы) освоиться с мыслью, что в будущем девять десятых из них будут проводить свою жизнь в физическом труде»6.
2 Житомирский 1981, 156.
3 Вяткина 1999, 43.
4 Гернгрос 1931, 74.
5 Гернгрос 1931, 75.
6 Ястребова 1963, 30.
Империалистическая политика отвечала, прежде всего, политическим и экономическим интересам метрополии, и, тем не менее, колониальное вторжение европейских держав способствовало началу процесса изменения африканских обществ.
Намечалась тенденция к взаимодействию неевропейского и европейского обществ при значительном воздействии последнего. В зарубежной историографической традиции сложилось твердое убеждение в том, что африканцы были вынуждены воспринимать англизацию своего традиционного общества. В исследовании Э. Хобсбаума «Век империи» говориться о том, что процесс сопротивления Западу шел параллельно с процессом восприятия западных ценностей в культуре и других сферах жизни7.
Народы Южной Африки, хотя и с трудом, но все же адаптировались к переменам и оказались восприимчивыми к насаждавшимся колониальным инновациям. Они, по мнению М. Д. Никитина, оказались способными к развитию в качественно новых, не характерных для них условиях, установленных как данность европейскими колонизаторами8.
Английское колониальное вторжение содействовало развитию инфраструктуры, повышению уровня здравоохранения, образования, правда, капиталы направлялись не во все районы, а только в те, которые были наиболее пригодны для добычи и отправки необходимых сырьевых ресурсов в метрополию. Кроме того, колониальные чиновники даровали все блага цивилизации народам Южной Африки только в обмен на гражданские права и свободы.
Позднее, в разгар борьбы за независимость, самые рьяные представители националистов отмечали лишь отрицательные последствия колониализма. Правда, идеи достижения свободы рождались, как правило, у африканцев, побывавших и получивших образование в Англии.
Разрушительное воздействие английского колониализма затронуло африканскую общину с господствовавшими родо-племенными структурами. К примеру, «косвенная» система управления по-прежнему основывалась на сохранении власти и некоторых полномочий вождя. Однако институт вождества сохранялся лишь формально, коренным образом изменив свою сущность под влиянием новшеств ранее чуждых южноафриканскому обществу.
Так, в традиционные общественно-политические структуры были внедрены элементы коррупции, и активно стали использоваться методы подкупа, кумовства при назначении на должности. Также колонизаторы принесли сюда ряд болезней, характерных для европейских цивилизаций, которые в Южной Африке не умели лечить.
В начале XX века в социальной структуре южноафриканского общества наряду с «белым» современным сектором экономики продолжал существовать традиционный аграрный сектор с преобладанием африканского населения.
Причины такого неоднородного социально-экономического устройства Южной Африки заключаются в особенностях проводимой колониальной политики, основанной на порабощении, сгоне с земли неевропейского населения.
7 Хобсбаум 1999, 110-114.
8 Никитин 2005, 114-122.
В XIX веке все силы и средства направлялись на развитие европейской экономики, развивавшейся на основе использования дешевой рабочей силы африканцев. «Низкооплачиваемый, дискриминируемый экономически, социально, культурно и политически труд миллионов насильственно выбитых из традиционной деревенской среды африканцев лежал в самой основе существования и воспроизводства тех капиталистических отношений, в рамках которых господствовали хозяева и предприниматели европейского происхождения»9.
Таким образом, традиционное общество оказалось вовлечено в систему капиталистического производства, что неразрывно было связано с процессом перемещения наиболее активных африканцев в города. Здесь происходило накопление богатого жизненного опыта, включение в политическую борьбу, что меняло традиционный облик жителей южноафриканского региона.
Процесс социальной трансформации был неразрывно связан с ростом городов. Процесс урбанизации проходил неравномерно. Города в южноафриканском регионе основывались в районах, наиболее благоприятных для развития колониальной промышленности, инфраструктуры, торговли. Например, Кейптаун, Порт-Элизабет являлись портовыми городами.
На особом положении в городах находились европейские переселенцы, которые в поисках лучшей жизни иммигрировали на юг Африканского континента, где им были гарантированы различные льготы и привилегии. В то же время жители Южной Африки находились в трудном положении. С одной стороны, их вытесняли из привычных условий обитания — деревни, а с другой — африканские рабочие не могли составлять конкуренции квалифицированным трудоспособным европейцам.
Кроме того, во времена господства апартеида в 1923 году был принят закон «О туземцах в городских районах», предусматривавший сложную систему пребывания и поиска работы «туземцев» в городах10, который еще более усугубил их положение. Для того чтобы попасть в город, необходимо было получить пропуск у местного чиновника. На поиск работы отводилось только шесть дней, в случае если работа не была найдена, африканцу грозила высылка или тюремное заключение.
Причины трудной ситуации с трудоустройством в южноафриканском регионе кроются в колониальном прошлом, которое так или иначе влияет на процессы, проходящие в настоящем.
Современная Южная Африка относится к тем регионам, для которых характерна диспропорция между увеличением численности населения и его занятостью, состоянием здоровья, уровнем образования и другими аспектами, характерными для сложившейся социальной ситуации. «Быстрый рост населения и его значительное увеличение к 2025 г., когда оно, по оценкам, достигнет более 1,5 млрд. человек, соответственно приведет к увеличению численности лиц трудоспособного возраста. Но удельный вес рабочей силы в населении будет уменьшаться . вследствие роста масштабов незанятости, эпидемии СПИДа, неблагоприятной
9 Демкина 1986, 3-26.
10 Громова 2005, 56.
экологической обстановки, ухудшающей условия воспроизводства населения, стагнации производительных сил в традиционном секторе экономики.. ,»п.
В результате колониального вторжения в южноафриканском регионе, произошли значительные изменения как положительного, так и отрицательного характера.
Деятельность колониальных чиновников была рассчитана исключительно на получение выгод метрополией. В колониальных странах не существовало внутренней торговли, все торговые операции осуществлялись в одностороннем направлении в рамках колония — метрополия. Для колониального общества была характерна диспропорциональность в развитии, так капиталы направлялись в районы богатые полезными ископаемыми или близкими к побережью.
Колониальная политика европейских держав способствовала трансформации характерных для Южной Африки социальных, политических и экономических структур. От эпохи колониальной зависимости «в наследство» южноафриканскому обществу достался многоукладный характер экономики. Наряду с современным европейским общественным укладом существовало и продолжает существовать традиционное общество, процесс распада которого принял затяжной характер именно под противоречивым влиянием деятельности колонизаторов.
Колониализм как сложное, противоречивое и многогранное явление оказывал двустороннее воздействие как на тех, кто претворял в жизнь империалистические устремления, и их сторонников, так и на южноафриканские племена и народы.
Колониальный период истории Южной Африки оказал значительное влияние на развитие данного региона, на становление и формирование в последующем независимого социально-политического курса.
Кроме того, огромное по значимости и многогранное по своей сути воздействие было оказано на традиционную южноафриканскую культуру, на развивающуюся на новом постколониальном этапе историческую науку.
Колониальное прошлое Южной Африки продолжает сохраняться в памяти и психологии новых поколений южноафриканского населения. В современном мире политические процессы, тенденции мировой и государственной политики вызывают живой интерес среди широких кругов общественности. К тому же в последнее время увеличилась и продолжает увеличиваться доля участия южноафриканских стран во внешнеполитических контактах.
ЛИТЕРАТУРА
Асланов Л. А., Сергеева О. А. 2005: Трудовой иммобилизм в африканских обществах: поиск альтернативной модели развития? // Восток. 2, 63-67.
Громова О. Б., Потемкин Ю. В. 2005: Африка: трудовой потенциал и проблема «избыточного» населения // Восток. 5, 56.
Демкина Л. А. 1986: Социальная структура южноафриканского общества и основные направления ее трансформации. М.
Житомирский В. А. 1981: Расизм на британских островах. М.
Никитин М. Д. 2005: Черная Африка и британские колонизаторы: столкновение цивилизаций. Саратов.
11 Асланов 2005, 63-67.
Вяткина Р. Р. 1999: Россия и Африка. Документы и материалы XVIII в.-1917 г. Т. 1.
М.
Хобсбаум Э. 1999: Век империи. 1875-1714. Ростов-на-Дону. Шиль А. 1903: Двадцать три года под солнцем и среди бурь Южной Африки. СПб. Ястребова И. П. 1963: Расовая дискриминация как фактор, определяющий политику Южно-Африканской Республики // Африканский сборник / В. Б. Луцкий (отв. ред.). М., 30.
ENGLISH COLONIZATION AND THE PEOPLES OF SOUTH AFRICA IN POLITICAL, SOCIO-ECONOMIC AND CULTURAL ASPECTS
I. G. Deryagina
This is the analysis of development peculiarities of South African community during colonial period that had a great impact on the subsequent development of South Africa, and establishment of independent socio-political course. The author considers the radical change in the life of South African traditional communities due to capturing territory and pursuing colonial policy there.
Key words: Modern history, colonial policy, traditional community, ethno-centrism